Что изучает общая психология

Общая психология ~ это наука изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов

5.Понимание предмета психологии в основных зарубеж. психологических шк.: психоан.,  бихев., гештал., гум. пс., ког. пс.

Наука психология создала немало школ, направлений, концепций.

Психоаналитический подход разработал 3. Фрейд, применил его для построения гипотез и теорий по психологии, в частности для объяснения роли бессознательного в жизни человека. Личность человека, по Фрейду, включает в себя три структурных компонента — Оно, Я и Сверх-Я.

Оно (ИД) — ядро личности; оно имеет врожденный характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. Сознательное «Я»(Эго) является посредником между «Оно» и внешним миром. «Я» выполняет функцию воздействия этого мира на несознательное «Оно».

Сверх-Я(супер-Эго) представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе.

Бихевиоризм — направление в американской психологии, представители которой отрицают сознание как предмет психологии. Основатель этого направления Дж.Б.Уотсон, считает предметом психологии поведение.

Предложил схему «стимул — реакция»(каждой ситуации стимула соответствует определенное поведение или реакция). Считал, что с помощью схемы объясняется любая деятельность человека. Стимул-физический, хим., механ.

агент, способный раздражать рецепторы кожи, глаза, уха, носа, языка.

Гештальтпсихология-направление в психологии, созданное М. Вертгеймером, В. Келером и др. нем. психологами. Начальным и основным элементом психики считают не ощущения, а целостные образы — гештальт.

Эти образы возникают вследствие стремления психического поля сознания индивида образовывать простые, уравновешенные, симметричные и замкнутые фигуры, которым свойственны константность и стойкость.

Представители гуманистической психологии — американские психологи А.X.Маслоу и К.Роджерс и др. сосредотачивали внимание на автономности, самоактуализации, самосовершенствовании, свободе выбора, ответственности, стремлении человека к высшим ценностям и т. п.

Суть гуманистической психологии — проблемы личности, ее развитие. В гум. пс. подчеркивается роль сознания и самосознания в причинной обусловленности человека. Когнитивная психология-одно из направлений совр. психологии.

Исследования когнитивной психологии связанны с анализом различных аспектов мыслительной деятельности индивида. Принцип ког. пс.: трактовка человека как деятельной, активно воспринимающей информацию личности, которая руководствуется определенными планами, правилами стратегиями.

Для когнитивной психологии характерна направленность исследований на переход от понимания сложного феномена к простому.

6.Отечественная психология второй половины 19-го начала 20 в. Отечественная психологическая мысль имеет давние традиции. Историческое появление интереса к психологии в нашей стране было связано с теми же процессами,которые предшествовали ее выделению в качестве самостоятельной науки за рубежом.

Психологические воззрения отечественных ученых во второй половине 19в. находились на острие борьбы между наукой и религией. Одной из наиболее известных ранних заявок на построение нового психологического знания явилась работа И.М.Сеченова «рефлексы головного мозга».

Она внесла значительный вклад в развитии психофизиологии,нейропсихологии,физиологии высшей нервной деятельности. Основные достижения отечественной психологической науки касались в основном следующих разделов: общей психологии,возрастной и педагогической психологии,психофизиологии.

Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его работ наибольшую известность получила теория планомерного(поэтапного) формирования умственных действий.С 80 годов начался процесс перестройки советской психологической науки.

С одной стороны ,этот процесс характеризуется теми же тенденциями,которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии,а с другой-имеет свои особенности,связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране.

7. Естественно — научные основы психологии. Основным механизмом нервной деятельности живых существ является рефлекс – ответная реакция организма на раздражение внешней или внутренней среды. Как установил И.М. Сеченов, все психические процессы (ощущения, мысли, чувства и т.д.) составляют неотъемлемую часть рефлексов головного мозга. Психика является субъективным (т.е.

внутренним, в виде психических процессов) сложным и многообразным отражением объективного мира. Психологические явления, сознание, возникая на основе физиологических явлений, определенным образом завися от них, не сводятся к физиологии.

С точки зрения психофизиологического взаимодействия, системности, взаимоотношения психологического и физиологического рассматриваются во взаимосвязях, в переходах количества в качество, в системных взаимоотношениях элементов и целого. Психика – это функция мозга, заключающаяся в активном отражении человеком объективного мира и саморегуляции на этой основе поведения и деятельности.

Физиологические закономерности проявляются в психике не механически, а включаются в их системность. Физиологическое влияет на психологическое и на оборот.

8.Происхождение ощущений. Определение понятия «ощущение».

Ощущения – это отраженные в коре головного мозга свойства воздействующих в данный момент на мозг предметов и явлений окружающего мира. По своему происхождению ощущения с самого начала были связаны с деятельностью организма, с необходимостью удовлетворения его биологических потребностей.

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Ощущения присущи не только человеку, это принадлежность всего живого на Земле, причем ощущения животных порой более тонкие, чем у человека.

Ощущения на три большие группы:1) ощущения, отражающие свойства предметов и явлений окружающего мира: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, кожные;2) ощущения, которые отражают состояние организма: органические, равновесия, двигательные;3) ощущения, являющиеся комбинацией нескольких ощущений (осязательные), а также ощущения различного происхождения (например, болевые).

Источник: http://samzan.ru/144006

Предмет общей психологии

Психология — наука и система знаний о закономерностях, мелет и шах, психических фактах и явлениях в жизни человека.

Психические факты обнаруживаются объективно, внешне: в мимике, психомоторных действиях, движениях, деятельности и творчестве, и субъективно, внутренне: в процессах ощущений, восприятия, внимания, памяти, воображения, чувствах, воле и т.д. Вместе с тем их содержание может как осознаваться, так и существовать в неосознаваемой форме.

Противоречия внутреннего и внешнего в психике человека разрешаются при помощи движений, действий и поступков, которые выражают отношение человека к людям, природе и обществу.

Содержание и динамическая характеристика отношений человека коренится в мотивах, потребностях, целях, к которым он стремится, а также в свойствах темперамента, характера и способностей.

Основными механизмами психики человека являются: отражение, проектирование и опредмечивание — превращение сил и способностей человека в форму материальных предметов или знаковых систем.

В продуктах деятельности отражаются неповторимость, самобытность и индивидуальность — мера человека — его творческий потенциал.

Для получения объективных и точных данных о закономерностях, механизмах и психологических фактах используются методы исследования. Метод — способ познания и применения системы приемов для достижения поставленных целей. Например, существуют методы самовоспитания, методы управления, методы научного творчества и т.п.

Источник: https://psyera.ru/5984/predmet-obshchey-psihologii

Общая психология

Павел Николаевич Шишкоедов

Общая психология

Часть I Введение в психологию

Глава 1 Психология как наука

Несмотря на то что психология является сравнительно молодой наукой, ее роль в современном обществе велика. За сто лет с того момента, как психология была названа самостоятельной наукой, она оказала значительное влияние на понимание природы человека, особенностей его психики.

Популярность психологии объясняется просто – она изучает все, что связано с человеком. Вполне естественно, что большинство из нас хотят понимать, почему люди ведут себя так или иначе в разных ситуациях, уметь предугадывать реакцию своих собеседников, оказывать влияние на мысли и поступки других.

Эти и многие другие вопросы являются областью исследования науки психологии.

Психология – это наука, изучающая законы, закономерности развития и функционирования психики. Термин «психология» образован из двух слов: «психе» (греч. душа) и «логос» (греч. слово, знание, мысль). Таким образом, психология является наукой о душе человека.

психологии на разных этапах развития научного знания считались различные явления.

Например, уже с древних времен в качестве предмета психологии рассматривалась Древнегреческие философы выдвигали идею о душе, находящейся в единстве с телом человека. Считалось, что душа обусловливает все телесные процессы, контролирует мысли и чувства человека.

Позже предметом психологии стало считаться Сознание – способность субъекта соотносить себя с миром, противопоставлять себя ему. Таким образом, в качестве предмета науки стало рассматриваться активное взаимодействие человека с внешней средой.

В рамках первой психологической школы, созданной Вильгельмом Вундтом, предметом психологии стал считаться опыт человека. Вундт использовал для исследования метод интроспекции – наблюдения за собственными психическими процессами (самонаблюдения). Психология как наука должна была изучать не только отдельные особенности ощущения или восприятия, но и суждения, эмоциональные оценки.

В дальнейшем в качестве предмета науки стали рассматривать человека, исходя из того, что узнать человека проще всего по его поступкам.

Согласно противоположной точке зрения предметом психологии являются человека; считается, что человеком движут инстинкты и вытесненные из сознания побуждения.

В самом общем виде предметом психологии можно считать .

Психика – это способность отражать объективный мир с его связями и отношениями, совокупность душевных процессов.

Можно выделить две основные стадии развития психики – и .

Для каждой стадии можно выделить несколько уровней развития:

– низший уровень элементарной сенсорной психики присущ простейшим существам, многоклеточным организмам. Он характеризуется слаборазвитой чувствительностью, реакцией только на значимые свойства среды путем изменения скорости и направления движения. Движения на данном этапе не имеют целенаправленного характера;

– высшим уровнем элементарной сенсорной психики обладают черви, моллюски и ряд беспозвоночных. Данный уровень характеризуется наличием ощущений, реакций как на непосредственно воздействующие, так и на нейтральные раздражители, способностью избегать неблагоприятных условий;

– низший уровень перцептивной психики присущ рыбам, низшим позвоночным существам, насекомым. Данный уровень характеризуется разнообразием и сложностью движений, поиском положительных раздражителей и избеганием негативных факторов внешней среды;

– высшим уровнем перцептивной психики обладают высшие позвоночные животные – птицы и ряд млекопитающих. На данном этапе у животных проявляется стойкая способность к научению, они поддаются дрессуре;

– наивысший уровень перцептивной психики характерен для приматов, собак, дельфинов. Данный уровень означает возможность как действовать по уже известному шаблону, так и искать новые способы решения проблемы, а также возможность использования различного рода орудий.

Человеческая психика является высшей точкой эволюции психики живых существ в силу наличия сознания, речи, культурных особенностей.

Психика человека является достаточно сложным образованием. Выделяют три основные группы психических явлений:

– психические процессы;

– психические состояния;

– психические свойства.

Психические процессы – отражение действительности в различных формах психических явлений. Психические процессы могут вызываться извне или быть результатом действия внутренних раздражителей.

Все психические процессы, в свою очередь, можно разделить на три группы:

а) познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение;

б) эмоциональные процессы – эмоции, чувства, переживания;

в) волевые процессы – воля, принятие решений и т.д.

Психические процессы тесно взаимосвязаны между собой, обеспечивают получение информации о внешнем мире и формируют деятельность человека.

Помимо индивидуальных существуют межличностные психические процессы (общение, межличностные отношения) и групповые процессы (формирование групповых норм и морально- психологического климата, конфликты, сплоченность).

Психическое состояние – устойчивая на определенном промежутке времени характеристика психической деятельности человека. Психическое состояние проявляется в снижении или повышении активности личности.

Например, психическими состояниями можно назвать состояния бодрости или усталости; различные эмоциональные состояния – грусть, печаль, жизнерадостное настроение.

Такого рода состояния возникают в результате воздействия на человека целого рода факторов – особенностей общения с другими людьми, степени и характера удовлетворения потребностей, получения того или иного результата и т.д.

Психические свойства – устойчивые образования, обеспечивающие типичный для человека стиль деятельности и особенности его поведения.

Среди психических свойств человека можно выделить:

а) жизненную позицию – систему потребностей, убеждений, интересов, влияющую на жизнь человека;

б) темперамент – систему природных свойств личности, таких как подвижность и уравновешенность нервной системы, влияющих на восприятие человеком внешнего мира и его взаимоотношения с другими людьми;

в) способности – систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности;

г) характер – систему психических свойств личности, определяющую особенности поведения личности и взаимоотношений с другими людьми.

Психология связана с целым рядом наук, так или иначе изучающих человека, – с философскими, социальными и естественными науками, – занимая между ними промежуточное место.

Философию можно считать прародительницей целого ряда наук, в том числе и психологии. Именно в рамках философии впервые зашла речь о человеке, его природе, личностных особенностях. Психология как отдельная наука поставила человека в центр своего внимания, изучая роль психики в его жизни.

Помимо душевных процессов психология изучает и особенности эволюционного развития человека, его телосложение и нервную систему. В рамках физиологии и анатомии центральной нервной системы (ЦНС) рассматривается вопрос о связи между психическими процессами и ЦНС человека.

Помимо изучения отдельной личности психология рассматривает вопросы группового взаимодействия, поведения человека в обществе.

Психология содержит в себе целый ряд дисциплин – направлений, изучающих различные грани психических явлений, человеческого поведения.

Общая психология изучает общие закономерности психики человека и животных.

Дифференциальная психология — раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми.

Социальная психология изучает закономерности образования групп, поведения и общения людей в группах, проблемы лидерства в группе. В рамках социальной психологии изучаются большие (народы, классы и т.д.) и малые (рабочие коллективы, семьи и т.д.) группы.

Педагогическая психология изучает закономерности становления личности в процессе обучения и воспитания, особенности развития учащихся, взаимодействия между учениками и учителями, а также факторы, влияющие на успешность обучения.

Возрастная психология изучает закономерности и особенности развития личности человека, присущие тому или иному возрастному

Источник: http://booksonline.com.ua/view.php?book=127721

общая психология — это… Что такое общая психология?

  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Отрасль психологической науки, разрабатывающая теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории, занимающаяся теоретическими и экспериментальными исследованиями наиболее общих психологических… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
  • Общая психология — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Общая психо …   Википедия
  • Общая психология — (греч. psyche – душа, logos –слово, учение, наука) – 1. широкое значение направление в психологии, которое изучает общие, универсальные принципы, применимые ко всем объектам психологического исследования – в отличие от дифференциальной… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — 1. Широкое значение – направление в психологии, которое изучает общие, даже универсальные, принципы, применимые ко всем объектам исследования. Ср. с дифференциальной психологией. 2. Еще более широкое значение – вся психология: теории, открытия,… …   Толковый словарь по психологии
  • Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия …   Словарь-справочник по педагогической психологии
  • Общая психология — функциональная основа развития всех отраслей психологической науки. Изучает наиболее общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный аппарат …   Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
  • Общая психология — теоретические и экспериментальные исследования, выявляющие наиболее общие психологические закономерности и методы психологии, ее основные понятия …   Словарь по педагогической психологии
  • ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ — основная отрасль психологической науки, содержащая в себе базовые психологические знания, понятия и законы …   Словарь терминов по психологическому консультированию
  • психология общая — см. общая психология. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. психологи …   Большая психологическая энциклопедия
  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

Источник: https://psychology.academic.ru/3735/%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F

Общая психология

Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики.

В разделах общей психологии дается наиболее полное их описание, но в то же время отсутствует упор на изучение какой-либо одной области проявлений психики, как в специальных разделах психологии, например, возрастной психологии, педагогической психологии и др.

В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Данные формы рассматриваются общей психологией в неразрывной связи с человеческой жизнедеятельностью, историческими предпосылками и индивидуальными характеристиками этнических групп.

В общей психологии существует несколько разделов, в которых подробным образом представлена та или иная составляющая психики. Так, психология познавательных процессов – это отрасль, которой уделяется особое внимание на первых этапах изучения курса.

Поняв этот раздел, можно смело приступать к дальнейшему постижению науки. К познавательным процессам относятся память, воображение, ощущение, мышление и сознание. Одним словом, все те процессы, с помощью которых познается мир.

Данный раздел раскрывает принципы взаимосвязи процессов и их развитие.

Еще один раздел, которому стоит уделить особое внимание — это психология личности. Она изучает развитие человека в обществе и вне его.

Личность рассматривается психологией не как субъективная единица, которой приписаны те или иные социальные характеристики, а как индивидуальность с набором свойственных только ей черт, формирование которых и исследует данный раздел психологии.

Кроме того психология личности изучает поведенческие особенности личности в определенной ситуации, возможности её развития, а также ее предел.

Психология занимается также изучением межличностных взаимоотношений в больших и малых группах.

Рассматривается данная проблематика в разделе социальной психологии, в общей же психологии затронуты основные принципы межличностных взаимоотношений и представлены они в подразделе «Психология человека в обществе». Данный подраздел ориентируется на деятельность человека в обществе, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общая психология — наука теоретическая, она является базой для изучения специальных разделов. Основным источником получения данных является эксперимент, имеющий место при изучении конкретных проявлений психики. Психологические эксперименты многообразны и проводятся с использованием различных методик.

Вид эксперимента зависит от цели: это может быть тестирование, наблюдение, интервью и др. Методика проведения эксперимента также определяется, исходя из конкретной задачи, которую нужно решить с помощью данного эксперимента.

Существуют методы тестирования каждой составляющей психики, например: тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и др. Методики разрабатываются с применением математических данных, поэтому они отличаются высокой точностью и доказуемостью посредством математических уравнений.

Психологические исследования нашли применение во многих областях общественной жизни: психология востребована в бизнесе — это реклама, торговля и др.; в медицине — сегодня почти в каждой клинике есть штатный психолог, а то и не один; в образовании; в вооруженных силах; в судебной системе и органах внутренних дел.

Так же психологические знания применяются в социологии, в частности для создания функциональных моделей общественного поведения и способов контроля за жизнедеятельностью общества.

Таким образом, общую психологию можно назвать «матерью» огромного множества разделов, ставших в последнее время чуть ли не самостоятельными дисциплинам.

Общая психология является всеобъемлющей социальной дисциплиной, призванной находить способы, обеспечивающие полноценное развитие и функционирование личности в обществе и общества в целом.

Еще недавно отечественной психологии отводилось второстепенное место среди остальных наук, но уже сегодня роль общей психологии в жизни современного общества трудно переоценить, так как психологические методы воздействия куда эффективней и безопасней чем, например, силовые.

Сегодня просто необходимо обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями, получить которые можно, изучив краткий курс общей психологии. Общая психология – это дверь в мир познания человеческого разума и души, это наука о жизни.

Источник: http://vseopsycho.ru/obshhaya-psihologiya/

Общая психология

дисциплина, пытающаяся найти ответы на принципиальные вопросы, встающие перед психологией в целом, выработать теоретические принципы, обосновать методы психологического познания, сформулировать основные закономерности существования и развития психической реальности.

Совокупность теоретических и экспериментальных исследований, выявляющих самые общие психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Основные понятия психологии общей характеризуют процессы, состояния и свойства психические.

Процессы психические охватывают:

1) процессы познавательные — ощущения и восприятия, память, воображение и мышление;

2) процессы волевые — мотивы, стремления, желания, принятие решений;

3) процессы эмоциональные — чувства, эмоции.

К состояниям психическим относятся проявления процессов психических — познавательных (например сомнение), волевых (уверенность), эмоциональных (настроения, аффекты). Свойства психические включают качества ума (способности), устойчивые особенности сферы волевой (характер), закрепившиеся качества чувств (темперамент).

Разделение основных понятий на эти группы условно. Понятие процесса психического подчеркивает процессуальный характер изучаемого явления. Понятие состояния психического характеризует статический момент, относительное постоянство психического явления.

Понятие свойства психического отражает устойчивость исследуемого явления, его повторяемость и закрепленность в структуре личности.

Так, аффект может рассматриваться и как процесс, ибо в нем выражена динамика чувств, стадиальный его характер; и как состояние, ибо он характеризует психику в данный период времени; и как проявление психических свойств личности — вспыльчивости, гневливости.

Кроме проблем, относящихся к психике в целом, рассматриваются более частные, относящиеся к конкретным психическим процессам, состояниям и свойствам. В первую очередь обсуждаются вопросы, связанные с личностью, деятельностью, общением, познавательными процессами; они изучаются теоретически и экспериментально.

Основные вопросы психологии общей стоят в центре более частных отраслей психологии — относительно самостоятельных областей знания.

К ним относятся, например, психология сравнительная, зоопсихология, психология возрастная, психофизиология, нейропсихология, психология специальная, психология социальная, психология труда.

Каждая из этих отраслей вырабатывает свои, относительно автономные теоретические представления и, в свою очередь, содержит ряд более частных дисциплин, соотносимых с отдельными аспектами проблематики.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/obschaja-psihologija.html

Общее понятие о предмете психологии

Психология изучает психические процессы, психологические черты личности и психологические особенности человеческой деятельности.

К психическим процессам относятся ощущения, восприятия, представления, воображение, мышление, эмоции, желания, память, внимание и т.д. В своей совокупности психические процессы составляют психику, или сознание человека.

Сознание всегда принадлежит тому или другому отдельному человеку — индивидууму. Оно отличается характерными особенностями в зависимости от индивидуальных черт личности этого человека.

Таким образом, психология включает в свой предмет не только психические процессы, но и психологические особенности личности человека — направленность личности, темперамент, характер, интересы, способности данного человека.

Как психические процессы, так и психологические черты личности всегда проявляются в деятельности человека. Они могут быть познаны только через свое выражение в этой деятельности.

В предмет психологии обязательно входят так­же и психологические особенности различных видов человеческой деятельности — труда, учения, творчества в различных областях искусства, игры, спортивной деятельности и т. д.

Современная научная психология рассматривает сознание, психику как свойство высокоорганизованной материи — мозга, как субъективное отражение объективного мира.

Психологическая наука пришла к этому единственно правильному взгляду на природу психики не сразу, а в процессе длительного развития.

На протяжении всего своего существования психология была ареной ожесточенной борьбы двух мировоззрений — материалистического и идеалистического. Для правильного понимания предмета психологии необходимо познакомиться с основными этапами этой борьбы.

Источник: http://psyznaiyka.net/view-predmet.html?id=ponyatie-o-predmene-psyhologii

Ссылка на основную публикацию