Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения

Бихевиоризм в психологии

В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение».

Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной.

Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.

Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.

Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.

Теория бихевиоризма

Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными.

Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.

Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае.

Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер.

Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.

Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.

Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.

Направления бихевиоризма

Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.

Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:

  • Необихевиоризм;
  • Соцбихевиоризм.

Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует.

Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты.

Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.

Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе.

Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения.

В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:

  • Положительное отношение к действиям мальчика;
  • Наказание мальчика за «плохой поступок»;
  • Полное безразличие к действиям главного героя.

После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества.

Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится.

В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.

Основные заблуждения бихевиоризма

Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:

  • Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
  • Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.

Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: http://www.neboleem.net/psihologija-otnoshenij/7832-biheviorizm.php

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм в психологии

Теория бихевиоризма переформатировала представление традиционной науки о психике. В качестве предмета исследования эта доктрина выдвинула поведение человека. Бихевиористы скептически относились к внутренним процессам. Значение для них имела только наблюдаемая реакция человека на конкретные раздражители.

Бихевиоризм стал чрезвычайно популярен в 20-х годах прошлого века. Его изначальная формула «стимул – реакция» открывала возможности для программирования человека на определенную деятельность. В то же время это революционное направление стремилось сделать психологическую науку более объективной. Насколько это у них получилось, рассмотрим ниже.

Джон Уотсон – основатель бихевиоризма

Отцом-учредителем учения о поведении считается американский исследователь Джон Бродес Уотсон. В своих изысканиях он основывался на работы выдающихся ученых: Павлова, Бехтерева и Титченера. В чем же видел суть бихевиоризма его родоначальник?

По его мнению, исследователь должен наблюдать реальное поведение человека, не занимаясь излишними интерпретациями. Существуют стимулы внешней среды, которые оказывают на нас воздействие. Мы воспринимаем их через наши органы чувств и реагируем на них. Основоположник бихевиоризма выделял следующие виды реакций человека:

  1. Приобретенные внешние (например, открывание двери, игра на музыкальном инструмента, набор текста печатанием). Им мы учимся в течение жизни.
  2. Приобретенные внутренние (мышление, превратившееся в бихевиоризме в речь).
  3. Врожденные внешние (инстинктивные реакции: мигание, хватание, плач; поведение при любви, страхе, ярости).
  4. Врожденные внутренние (имеющие отношение к физиологии человека: работа желез секреции, сокращение гладкой мускулатуры и др.).

По мнению Джона Уотсона, исследование реакции человека на различные раздражители дает возможность прогнозировать его поведение в будущем.

А при условии изменения факторов окружающей действительности можно сформировать в индивиде склонности к конкретному виду деятельности.

Уотсон даже как-то хвастливо заметил: ему под силу «слепить» из любого человека специалиста какого угодно профиля – от вора до юриста.

Мораль и психология бихевиоризма: цена эксперимента

Теоретические соображения Уотсон хотел подкрепить опытом, нравственная сторона которого подверглась серьезной критике. Он пытался сформировать у 11-месячного ребенка по имени Альберт реакцию страха. Для этого Джон и его ассистентка показывали малышу различных животных и предметы, но ни один из них не вызывал у крохи испуга.

Затем  ребенку дали поиграть с белой крысой, а в это время Уотсон незаметно для маленького подопытного ударил молотком по стальной полосе. Малыш испугался громкого звука. Скоро Альберт стал испытывать страх перед крысой и без акустического сопровождения. Более того, его пугало теперь все пушистое и белое – обыкновенная шуба, шевелюра самого Уотсона, борода Санта-Клауса и подобные объекты.

Источник: http://rostduha.ru/bixeviorizm-v-psixologii/

Бихевиоризм — Психологос

Бихевиоризм (англ. behavior – поведение) в широком понимании — направление в психологии, которое изучает поведение человека и способы влияния на поведение человека.

Бихевиоризм в узком понимании, или классический бихевиоризм — бихевиоризм Дж.Уотсона и его школы, исследующий только внешне наблюдаемое поведение и не делающий различия между поведением человека и других животных.

Для классического бихевиоризма все психические явления сводятся к реакциям организма, преимущественно двигательным: мышление отождествляется с речедвигательными актами, эмоции — с изменениями внутри организма, сознание принципиально не изучается, как не имеющее поведенческих показателей.

Основным механизмом поведения принимается связь стимула и реакции (S->R).

Основной метод классического бихевиоризма — наблюдение и экспериментальное изучение реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды с целью выявления доступных математическому описанию корреляций между этими переменными.

Представители: Эдуард Торндайк, Иван Петрович Павлов, Джон Бродес Уотсон, Эдуард Чейс Толмен, Беррес Фредерик Скиннер.

Миссия бихевиоризма — перевести умозрительные фантазии гуманитариев на язык научного наблюдения.

Бихевиоризм родился как протест против произвольных умозрительных спекуляций исследователей, не определяющих понятия четким, операциональным образом, и объясняющих поведение лишь метафорически, не переводя красивые объяснения на язык четких инструкций: что нужно конкретно сделать, чтобы получить от себя или другого нужное изменение в поведении.

«Ваше раздражение вызвано тем, что вы не принимаете себя. Вас раздражает в других то, что вы не можете принять в самих себе. Вам нужно научиться принимать себя!». — Это красиво, это может быть и верно, но, во-первых, это не проверяемо, а во-вторых, непонятен алгоритм действий для решения проблемы с раздражением.

Бихевиоризм стал родоначальником поведенческого подхода в практической психологии, где в центре внимания психолога находится человеческое поведение, а конкретнее «что в поведении есть», «что мы в поведении изменить хотим» и «что для этого конкретно следует сделать».

Со временем, однако, возникла необходимость различать бихевиоральный и поведенческий подход.

Бихевиоральный подход в практической психологии — подход, реализующий принципы классического бихевиоризма, то есть работающий в первую очередь с внешне видимым, наблюдаемым поведением человека и рассматривающий человека только как объект воздействий в полной аналогии с естественно-научным подходом. Однако поведенческий подход — шире.

Он включает в себя не только бихевиоральный, но и когнитивно-бихевиоральный, и личностно-поведенческий подход, где психолог видит в человеке автора как внешнего, так и внутреннего поведения (мыслей и эмоций, выбора той или иной жизненной роли или позиции) — любых действий, автором которых он является и за которые он несет ответственность. См.→

Бихевиоризм подход хорошо сочетается с другими подходами современной практической психологии. Многие современные бихевиористы используют элементы и гештальт-подхода, и элементы психоанализа. Модификации бихевиоризма широко распространены в американской психологии и представлены прежде всего теорией социального научения А. Бандуры и Д.Роттера.

В психотерапии бихевиоральный подход — один из многих часто используемых подходов.

Если клиент боится летать на самолетах, психоаналитик начнет искать связанные с полетами детские травмирующие переживания, а психоаналитик-фрейдист постарается выяснить, какие ассоциации у пациента вызывает длинный фюзеляж самолета.

Психолог-бихевиорист в подобном случае запустит стандартную процедуру десенсибилизации — по сути, начнет вырабатывать условный рефлекс спокойного расслабления на стрессовую ситуацию полета.

Смотри Основные подходы в практической психологии

Что касается эффективности, то в целом можно сказать, что бихевиоральный подход имеет примерно ту же эффективность, что и другие подходы.

Бихевиоральный подход более подходит для простых случаев психотерапии: избавления от стандартных фобий (страхов), нежелательных привычек, формирование желательного поведения.

В сложных, запутанных, «личностных» случаях использование бихевиоральных методов дает недолговременный эффект. Есть исторические предпочтения: Америка предпочитает бихевиоральные подходы всем другим, в России бихевиоризм не в чести. Смотри →

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/biheviorizm

Бихевиоризм

Бихевиоризм

Автор Татьяна в 04/05/2015. Опубликовано Бихевиоризм

Суть бихевиоризма вряд ли возможно выразить лучше, чем цитатой известного психолога Джона Б. Уотсона, которого часто считают «отцом» бихевиоризма:

Джон Уотсон, «Бихевиоризм» (1930)

Что именно Уотсон имел в виду?

Термин «бихевиоризм» относится к направлению психологии, основанному Джоном Б. Уотсоном — оно основано на убеждении, что поведение можно измерить и модифицировать.

Бихевиоризм появился с публикацией в 1913 году классической работы Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» (Psychology as the Behaviorist Views It).

Вплоть до середины 1950-х годов бихевиоризм занимал доминирующее положение в психологии.

Почему же в начале ХХ века это направление стало таким популярным? «Бихевиоризм стал почвой для зарождения американской социальной науки», — в 1998 году пояснил Джон А.

Миллс в своей книге «Контроль: история поведенческой психологии» (Control: A History of Behavioral Psychology).

— «Очевидно же, научно-исследовательская деятельность и теоретические взгляды американских бихевиористов до середины 1950-х годов были обусловлены стремлением создать теорию, которая могла бы помочь при составлении общественно полезных прогнозов».

Основы бихевиоризма

Так в чём же, собственно, заключается суть бихевиоризма? Бихевиоризм представляет собой концепцию научения, основанную на идее о том, что всё поведение приобретается посредством обусловливания, которое происходит через взаимодействие с окружающей средой. Бихевиористы считают, что именно наша реакция на стимулы, предъявляемые окружающей средой, формируют наше поведение.

С точки зрения этого направления, поведение может быть изучено при помощи систематического наблюдения; психическое состояние и психические процессы — эмоции или, например, настроение — при этом учитываться не должны, поскольку они носят слишком субъективный характер.

Уотсон предполагал, что человека можно обучить чему угодно — независимо от таких факторов, как генетический фон, личностные черты, мысли. В пределах его физических возможностей, естественно.

На это и направлено обусловливание:

  • классическое обусловливание — техника, используемая в поведенческом обучении, при которой ранее нейтральный стимул связывается с безусловным и, в конце концов, вызывает ту же реакцию самостоятельно.
  • оперантное обусловливание представляет собой метод научения, который действует посредством серии подкрепляющих желательную реакцию стимулов и наказаний за нежелательную.

Персоналии

Выделяется целый ряд талантливых психологов, которые оставили неизгладимый след в истории бихевиоризма, в том числе:

Важные события

1863 — свою работу «Рефлексы головного мозга» опубликовал И.М. Сеченов, также он ввел понятие тормозных процессов в центральной нервной системе;

1900 — Иван Павлов начал изучать рефлексы;

1913 — Джон Уотсон опубликовал «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой кратко описаны основы бихевиоризма;

1920 — Уотсон и Розали Рейнер провели знаменитый эксперимент «Маленький Альберт»;

1943 — Кларк Халл опубликовал «Принципы поведения» (Principles of Behavior);

1948 — Беррес Ф. Скиннер опубликовал книгу «Вальден Два» (Walden II), в которой описал утопическое общество, основанное на принципах бихевиоризма;

1959 — Ноам Хомский раскритиковал бихевиоризм;

1971 — Беррес Ф. Скиннер выпустил книгу «По ту сторону свободы и достоинства» (Beyond Freedom and Dignity), в которой он утверждал, что свободная воля не более чем иллюзия.

Критика бихевиоризма

  • Многие критики утверждают, что бихевиоризм весьма однобоко подходит к пониманию человеческого поведения и что поведенческие теории не учитывают свободной воли и внутренних механизмов.
  • Бихевиоризм не учитывает других видов научения, особенно тех, что не подразумевают использования подкрепления и наказания.
  • Люди и животные способны менять свое поведение в соответствии с новой информацией, даже если предыдущая модель поведения была создана путем подкрепления.

Сильные стороны бихевиоризма

  • Бихевиоризм основывается на идее важности наблюдаемого поведения, которое легче поддаются количественной оценке; так, сбор данных при проведении исследований упрощается, результаты таких исследований могут похвастаться объективностью.
  • Эффективные терапевтические методы — интенсивное поведенческое вмешательство, анализ поведения, жетонные системы и обучение методом дискретных проб — корнями уходят в бихевиоризм. Они очень полезны в модификации поведения у детей и взрослых.

Бихевиоризм и другие психологические школы

Многие мыслители считали, что бихевиоризм неоправданно пренебрегает факторами, которые оказывают сильное влияние на поведение. Фрейд, например, считал, что бихевиористы зря не принимают во внимание подсознание, чувства, желания и т.д. Карл Роджерс и других гуманисты считали, что бихевиоризм — слишком жёсткая и ограниченная система, не учитывающая такие факторы, как свободная воля.

Позже эксперты в области биопсихологии не раз подчёркивали, что особенности строения головного мозга и генетика играют определяющую роль в механизме формирования поведения человека.

Многие специалисты обращают внимание на вопросы мышления, принятия решений и решения проблем, языка.

Бихевиористы отвергают важность всех этих процессов и высказываются в пользу изучения лишь только наблюдаемого поведения.

Сегодня бихевиоризм уже не обладает тем влиянием, какое он оказывал на науку в середине XX века; однако некоторые его положения по-прежнему используются — дрессировщиками при работе с животными; родителей и учителями в воспитании детей. Довольно часто взрослые используют подкрепление/наказание для того чтобы сформировать у ребёнка новую модель поведения и предотвратить воспроизведение нежелательной.

Источник: http://aboutyourself.ru/behaviorism/bixeviorizm.html

Общая психология. Бихевиоризм

Общая психология. Бихевиоризм

В ходе своего развития психология помимо структуралистского подхода делалась также на элементаристский и функционалистский подходы. Зачатки последнего ввел еще Аристотель, говоря о сознании, как о функции человека.

В период развития психологии этот взгляд разделял Уильям Джемс, который ввел понятие потока сознания.

Он заявил, что сознание едино, что в корне отличалось от структуралистской точки зрения, которая пыталась выделить элементарные частицы сознания. Поток сознания сравнивается с рекой.

Если Вундт пытался измерять объем сознания, то Джемс утверждал, что некорректно ставить такой вопрос, поскольку фиксация объема останавливает потом, течение сознания, что делает невозможным его изучение.

Психология 20 века

Очень быстро психология, как наука, впадает в кризис метода. Причин этому было несколько.

1)      Метод интроспекции оказался субъективным и не мог использоваться в качестве научного.

2)      Возник разрыв теории с практикой. Эксперименты давали больше результатов, чем существовало теорий, объясняющих их. То есть теории писались под отдельные результаты, что не может считать научным подходом, который подразумевает изначальное возникновение теории и проверку ее экспериментом.

3)      К психологам пришло осознание, что психические явления и феномены поведения невозможно объяснить исключительно физиологией. Использовались теории Павлова, Сеченова и Бехтерева, однако в психологии они доказали свою несостоятельность и возникла острая необходимость в создании для психологии отдельного научного метода.

4)       Дефицит представлений о сознании приводил к тому, что ему приписывали не относящиеся многие феномены проявлений психики.

Осмысление этих причин приводит к тому, что вначале 20 века в психологии одновременно возникает множество параллельных методологий. Психология становится полипредметной наукой.

Бихевиоризм

В переводе с английского означает «поведение». Именно оно стало центральным предметом внимания этого направления. Бихевиоризм отличается закреплением естественнонаучной парадигмой, которую наследует у основателя психологии Вильгельма Вундта. Методом нового направления был избран эксперимент и наблюдение.

Основателем бихевиоризма принято считать Джона Уотсона, который в 1913 году пишет манифест «Психология с точки зрения бихевиоризма». В ней он выдвигает основные задачи направления.

Выделяя единицу поведения «стимул-реакция» (R-S), Уотсон говорит о необходимости изучить максимально возможное количество стимулов, которые вызывают одну и ту же реакцию и изучить максимально возможное количество реакций на один стимул.

Соответственно целью исследования ученый обозначает как изучение возможности предсказания поведения в зависимости от стимула и напротив, по поведению изучить стимул.

В основе нового течения был положен принцип реактивности. То есть субъект фактически отменялся тем, что все поведение определяли внешние стимулы.

В свою очередь изучение работы стимулов и реакций ставило в необходимость изучать жизнь подопытных от рождения до смерти.

Бихевиоризм признавал наличие сложного поведения, которое объяснял комбинациями цепочек стимулов и реакций. Собственно их изучение также входило в главные задачи течения.

В экспериментах Уотсон базируется на теориях Павлова. К примеру, исследуя феномен страха, он пытается выяснить какие его формы являются врожденными, а какие приобретенными. Павлов это обозначал через условные и безусловные рефлексы.

Уотсон экспериментирует на детях в детских домах. Подсовывая младенцам различных животных (жаб, пауков, больших собак) он отмечал отсутствие проявлений страха.

Из этого можно было сделать вывод, что страх перед ними является приобретенным.

В ходе экспериментов было выявлено, что врожденными проявлениями страха младенцы обладают по отношению к потере опоры (резко вырывался матрац) и резкому металлическому звуку. 

Уотсон выдвигает предположение, что образование реакций происходит при соединении врожденных стимулов с приобретенными. То есть для того, чтобы выработать нужную реакцию необходимо подкрепить ее стимул врожденным.

К примеру, выработка страха младенцев к белому кролику. Сажают к люльку кролика и издают резкий металлический звук. После нескольких повторений, белый кролик вызывает у младенца страх. Уотсон приходит также к выводу, что если можно выработать нужную реакцию, то ее можно и отменить.

К примеру, объект страха соединяют с позитивным врожденным стимулом.

Уотсон в данном случае использовал усвоенный страх белого кролика и кормление, в процессе которого кролика показывали вначале издалека, затем ближе до тех, пор пока реакция страха не исчезала и ребенок спокойно мог питать в присутствии животного.

Стоит отметить, что подобные эксперименты становятся первым в истории примером использования психологических практик.

Вместе с тем, бихевиористам не всегда удавалось внедрять стимулы и удалять их. К примеру, страх у некоторых младенцев закреплялся особенно сильно и его не получалось устранить.

Несколько таких экспериментов привели к бихевиористов к общественному порицанию и они были вынуждены перейти к использованию в опытах животных. В частности, белых крыс.

Продолжительность их жизни была меньшей, у человека, что было удобнее для наблюдения.

Важным элементом теории бихевиоризма является утверждение, что сознание не может являться предметом изучения психологии. Нет объективных инструментом для его описания. Поэтому Уотсон делает вывод, что бихевиористы должны изучать только то, что можно наблюдать извне. Важно подчеркнуть, что бихевиоризм не отрицает наличие сознания, но считает его невозможным для изучения.

В этом отношении эксперименты с крысами были удобны, поскольку их поведение не было «замутнено» сознанием, что существенным образом очищает эксперимент. Однако, это одновременно является минусом таких исследований, поскольку тяжело установить их сопоставимость с психикой человека.

Феномен сложного поведения, который особенно присущ человеку, бихевиористы объясняли суммой стимулов и реакций.

К примеру, широкий спектр реакций младенца при появлении матери объяснялся совокупностью стимулов, которыми она обладала: грудь вызывает желание, лицо – улыбку, поглаживание – удовольствие.

Однако, зачастую младенцы испытывали схожие гаммы реакций и при появлении других взрослых, что делало неверным не только это объяснение, но и всю схему объяснения сложного поведения применительно к людям.

В ходе своего развития у бихевиоризма появилось несколько направлений.

Когнитивный бихевиоризм или необихевиоризм.

Концепция развития данного направления бихевиоризма принадлежит Эдварду Чейзу Толмену. Он проводил эксперименты на белых крысах, которых помещал в лабиринт. В нем Толмен помещал приманка, и крыса должна была найти к ней короткий путь.

Когда крыса методом проб и ошибок находила приманку, ученый усложнял задачу, закрывая найденный ей проход перегородкой.

Предполагалось, что животное начнет поиск заново, однако, большинство крыс сразу же находили приманку, и не проводило повторных исследований лабиринта.

Тогда Толмен вводит в изначальную формулу бихевиористов «стимул-реакция» промежуточное звено, которое называет когнитивной или познавательной картой. Именно этой переменной объяснялось то, что у крысы в ходе изначального исследования лабиринта возник целостный образ ситуации, на который она в последствие и ориентировалась.

Теория оперантного поведения или оперантный бихевиоризм.

Теорию разработал Беррес Фредерик Скиннер, который возвращаясь к классической бихевиористской формуле «стимул-реакция», говорит о подкреплении реакция. То есть для того, чтобы закрепить нужную реакцию, необходимо закреплять не стимул, как это делал Уотсон, а реакцию.

Подкрепление реакций может происходить искусственным и естественным путем. Естественный вариант связан с адаптивными процессами в среде. Такие реакции могут прошиваться в основную базу инстинктов и работать наряду с ними.

Искусственное подкрепление хорошо демонстрируется в дрессировке дельфинов. Выполняя упражнение, они получают награду в виде пищи. Таким образом, у них появляется желание выполнять это упражнение, чтобы и в дальнейшем получить пищу. Поэтому перед выступлениями дельфинов специально не кормят.

Данные полученные в ходе изучения этого направления в настоящий момент активно используется в американской системе образования. В этом, впрочем, есть существенный минус, поскольку происходит ориентация на механическую память, а не на смысловую.

То есть обучение происходит ради награды, а не ради усвоения материала.

Достоинства бихевиоризма:

1)      Внес в психологию сильный крен в естественно научную сторону

2)      Ввел объективный метод

3)      Был чрезмерно расширен класс исследуемых объектов.

4)      Были значительно продвинуты отдельные разделы психологии – проблемы научения, образование, образование навыков и другие. 

5)      Первые психотерапевтические техники

Недостатки бихевиоризма:

1)      Недоучет сложности психической деятельности

2)      Игнорирование процессов сознания

3)      Перенос результатов исследования на животных на человека

4)      Негуманные эксперименты

5)      Игнорирование высших форм научения (творчество, самоопределение личности)

Источник: http://psy-konspekt.livejournal.com/337.html

Бихевиоризм в психологии

Бихевиоризм в психологии

Личность человека являет собой соединение различных реакций, связанных с его поведением и присущи они индивидуально каждому человеку.

Именно так в психологии с точки зрения бихевиоризма следует определять внутреннее «я» каждого. Так, это направление в 20 ст. определило облик психологии США. Его основатель Дж.

Уотсон главное бихевиористическое правило сформулировал как «Поведение — главный предмет изучения психологии».

Бихевиоризм — поведенческая психология

С точки зрения учений бихевиоризма анализирование поведения должно основываться лишь на объективности, ограничиваясь только внешними реакциями, а потому отрицается все то, что происходит внутри человека (к примеру, его сознание).

Бихевиоризм придерживается принципа, что в психологии с максимальной точностью изучить можно те реакции, стимулы, что исходят от внешних действий личности, а также ситуации, порождающие полученные реакции.

Главная его задача — определение предположительного стимула по реакции и предсказание конкретной реакции, опираясь на данные об этом стимуле.

С точки зрения этого психологического направления человек есть все то, чем он владеет и его возможности, способности, помогающие приспособиться к окружающей среде.

Считается, что каждого индивидуума можно с легкостью, скажем так, перепрограммировать на определенный стиль поведения. Для этого достаточно лишь менять и подкреплять конкретные стимулы, потому как личность — существо, что реагирует на соответствующие реакции, действия, поведение.

Важно отметить, что последователь основателя данного направления в психологии Скиннер, развил главную концепцию бихевиоризма.

Он доказал, что каким бы ни было поведение, оно определяется своими же последствиями.

Исходя из этого вытекает, что каждый человек зависим от среды, в которой находится на данный момент, а потому, как ему кажется, он способен на свободу действий, но эта свобода является иллюзией.

Бихевиоризм в социальной психологии

Уже в 70-х гг. концепции бихевиоризма подвергаются небольшим изменениям и предстают в социальных теориях. Так, они гласят, что поведение следует описывать с точки зрения следующего:

  1. На поведение индивидуума,в первую очередь, влияет то, что можно назвать его «локусом» контроля, в результате которого он или считает себя подневольной личностью, пешкой, или чувствует, что достигнуть поставленных целей можно посредством собственных усилий.
  2. Поведенческий потенциал каждого человека являет собой совокупность действий, реакций, что формируются на протяжении всей его жизнедеятельности.
  3. На поведение каждого из нас влияет характер самой личности.

В свою очередь поведенческий потенциал состоит из следующих поведенческих реакций:

  • агрессивная реакция, физическая агрессия и чисто символические ее формы: сарказм, направленный против другого;
  • поведенческие реакции, что сфокусированы на достижение поставленных целей, успеха;
  • защитные реакции: обесценивание, отрицание, подавление проявления желаний и пр.;
  • адаптационные поведенческие и реакции приспособления;
  • техника избегания: отдых, уход и пр.

Бихевиоризм и необихевиоризм в психологии

Если главной формулой бихевиоризма есть «стимул, после которого непременно будет реакция», то необихевиоризма гласит, что за стимулом не заставит себя ждать потребность любого организма (во сне, пище, сексе и пр.), а уж потом реакция.

Согласно учениям необихевиоризма, поведенческие реакции человека определяют его ожидания, прошлый опыт, гены, обстоятельства. Адекватно, объективно оценить поведение личности можно, рассмотрев все эти факторы как единое целое.

Сколько процентов мозга использует человек?Существует некое утверждение, что человеческий мозг использует что-то в пределах 10-15% от своих возможностей. Эта статья расскажет, стоит ли верить такой информации, или это очередной миф.
Когда наступит конец света?

Человеку сложно поверить в существование чего-либо, не имеющего конца, поэтому мы уже неоднократно сталкивались с предсказаниями о конце света. Эта статья расскажет о самых популярных из них.

Источник: http://kak-bog.ru/biheviorizm-v-psihologii

Общая психология

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958).

В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание.

Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно.

В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул.

Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т. п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Представители бихевиоризма:

Джон Уотсон являлся лидером бихевиористического направления. Он предложил схему, разъясняющую поведение всех живых существ на земле: стимул вызывает реакцию.

Уотсон придерживался мнения, что при верном подходе появится возможность полностью предсказывать поведение, формировать и контролировать с помощью изменения окружающей действительности поведение людей разных профессий.

Механизмом данного влияния было объявлено обучение путем классического обуславливания, которое подробно изучил на животных академик Иван Петрович Павлов.

Он обнаружил, что на базе безусловных рефлексов у животных складывается соответствующее реактивное поведение. Однако с помощью внешних воздействий у них можно выработать и приобретенные, условные рефлексы и формировать тем самым новые модели поведения.

Джон Уотсон стал проводить эксперименты над младенцами и выявил у них три основополагающих инстинктивных реакции – страх, гнев и любовь. Психолог сделал вывод, что все остальные поведенческие отклики наслаиваются на первичные (эксперимент с крошкой Альбертом).

Ученый Хантер Уильям создал в 1914 году схему для изучения поведенческих реакций, которую назвал отсроченной.

Он показывал обезьяне банан в одном из двух ящиков, затем закрывал от нее это зрелище ширмой, которую через несколько секунд убирал.

Обезьяна после этого успешно находила банан, что доказывало, что животные изначально способны не только на непосредственную, но и отсроченную реакцию на импульс.

Другой ученый – Лешли Карл с помощью экспериментов вырабатывал у какого-нибудь животного навык, а затем удалял ему различные части мозга, чтобы выяснить зависит от них выработанный рефлекс или нет. Психолог пришел к выводу, что все части мозга равноценны и с успехом могут заменить друг друга.

Другие течения бихевиоризма:

Теория связей Торндайка

Основатель теории научения Э.Торндайк рассматривал сознание как систему связей, объединяющую идеи по ассоциации. Чем выше интеллект, тем большее число связей он может установить. В качестве двух основных законов научения Торндайк предложил закон упражнения и закон эффекта.

Согласно первому, чем чаще какое-то действие повторяется, тем глубже оно отпечатывается в сознании. Закон эффекта гласит, что связи в сознании устанавливаются более успешно, если реакция на стимул сопровождается поощрением.

Для описания значимых ассоциаций Торндайк использовал термин «принадлежность»: связи легче устанавливаются, когда объекты как бы принадлежат друг другу, т.е. взаимозависимы. Научение облегчается, если заучиваемый материал осмыслен.

Торндайк сформулировал также концепцию «распространения эффекта» – готовности усвоить сведения из областей, смежных с теми областями, которые уже знакомы.

Торндайк экспериментально изучал распространение эффекта с целью определить, влияет ли обучение какому-то предмету на усвоение другого – например, помогает ли знание древнегреческой классики при подготовке будущих инженеров. Оказалось, что положительный перенос наблюдается лишь в случаях, когда области знания соприкасаются.

Научение одному виду деятельности может даже препятствовать овладению другим («проактивное торможение»), а вновь освоенный материал способен иногда разрушать что-то уже выученное («ретроактивное торможение»). Эти два вида торможения являются предметом теории интерференции при запоминании. Забывание какого-то материала связано не только с течением времени, но и с влиянием иных видов деятельности.

Оперантный бихевиоризм Скиннера

Следуя тому же направлению, американский бихевиорист Б.Скиннер выделил в дополнение к классическому обусловливанию, которое он обозначил как респондентное, второй тип обусловливания – оперантное обусловливание.

Оперантное научение имеет в своей основе активные действия («операции») организма в окружающей среде. Если какое-то спонтанное действие оказывается полезным для достижения цели, оно подкрепляется достигнутым результатом.

Голубя, например, можно научить играть в пинг-понг, если игра становится средством получения пищи. Поощрение называется подкреплением, поскольку оно подкрепляет желаемое поведение.

Голуби не сумеют играть в пинг-понг, если не сформировать у них это поведение методом «дискриминационного научения», т.е. последовательным избирательным поощрением отдельных действий, ведущих к желаемому результату. Подкрепление может быть распределенным случайно либо следовать через определенные интервалы времени или в определенной пропорции.

Случайно распределенное подкрепление – периодические выигрыши – заставляет людей играть в азартные игры. Появляющееся через определенные интервалы поощрение – заработная плата – удерживает человека на службе.

Пропорциональное поощрение – настолько сильное подкрепление, что экспериментальные животные в опытах Скиннера буквально загоняли себя до смерти, стараясь заработать, например, побольше вкусной еды. Наказание, в отличие от поощрения, является отрицательным подкреплением.

С его помощью нельзя научить новому типу поведения – оно лишь заставляет избегать уже известных действий, за которыми следует наказание. Скиннер стал инициатором программированного обучения, разработки обучающих машин и поведенческой терапии.

Когнитивный бихевиоризм Толмена

В отличие от Скиннера и других сторонников главенствующей роли связи «стимул – реакция», Э.Толмен предложил когнитивную теорию научения, считая, что психические процессы, участвующие в научении, не ограничиваются связью С-Р. Фундаментальным законом научения он считал овладение «знаком-гештальтом», т.

е. когнитивным представлением, занимающим промежуточное положение между стимулом и реакцией. В то время как связь «стимул – реакция» носит механический характер, познание играет активную посредническую роль, и результат имеет вид: стимул – познавательная деятельность (знак-гештальт) – реакция.

Знаки-гештальты состоят из «когнитивных карт» (умственных образов знакомой местности), ожиданий и прочих промежуточных переменных. Крысы, с которыми проводил опыты Толмен, не нуждались в выработке условного рефлекса, чтобы найти в лабиринте дорогу, ведущую к пище.

Они направлялись прямо к кормушке, потому что знали, где она находится и как ее найти. Толмен доказывал свою теорию экспериментами по нахождению подопытными животными нужного места: крысы направлялись к одной и той же цели независимо от того, каким путем были приучены перемещаться.

Желая подчеркнуть определяющую роль цели в поведении, Толмен назвал свою систему «целевым бихевиоризмом»

Источник: https://moodle.kstu.ru/mod/book/view.php?id=14458

Ссылка на основную публикацию