Значение понятия: потребность

Потребность — это..

Значение понятия: потребность

Психологическая энциклопедия

Термин Г. Мюррея, обозначающий потребность защитить себя, потребность противодействовать уничижению своего я.

Психологическая энциклопедия

Термин Г. Мюррея для обозначения потребности получать помощь, поддержку и руководство со стороны других.

Психологическая энциклопедия

Термин Г. Мюррея для обозначения потребности в чувственных удовольствиях.

Психологическая энциклопедия

Состояния потребности достигать высокого социального статуса.

Психологическая энциклопедия

Термин Г. Мюррея для обозначения потребности в уединении, одиночестве, неприметности.

Психологическая энциклопедия

Термин Г. Мюррея для обозначения потребности объяснять, демонстрировать и (увы) читать нотации другим.

Психологическая энциклопедия

Термин Мюррея для обозначения потребности управлять другими.

Психологическая энциклопедия

(NEED). В теории Роттера — набор различных видов поведения, общим для которых является то, как они приобретают схожие подкрепления (например, признание, любовь и привязанность). (Дж. Фрейджер, Дж. Фейдимен, с. 705)

Психологическая энциклопедия

(Need). В теории Роттера — набор различных видов поведения, общим для которых является то, как они приобретают схожие подкрепления (например, признание, любовь и привязанность).

Психологическая энциклопедия

— состояние нужды организма, индивида, личности в чем-то, необходимом для их нормального существования.

Источник: http://insai.ru/slovar/potrebnost

Психология потребностей

Психология потребностей

Потребность — это психическое явление отражения нужды организма или личности в необходимых условиях, обеспечивающих их жизнь и развитие. Наличие той или иной потребности создается нарушением равновесия между организмом и средой (биологические потребности) или между личностью и обществом (социальные потребности).

Психологическая структура потребности

В структуре потребностей выделяют две основных составляющие:

  1. Предметное содержание потребности – это совокупность тех объектов внешней или внутренней среды, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Однако предметное содержание потребностей носит обобщенный характер.
  2. Возникающее при наличии актуальной потребности напряжение, выражающееся в чувстве психологического дискомфорта – напряжения, беспокойства, чувства неудовлетворенности, обусловленного дефицитом того, что требуется.
    Естественное стремление человека избавиться от этого психологического дискомфорта становится источником активности поведения и деятельности. Таким образом, потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Виды потребностей

Существует несколько различных классификаций потребностей человека. Наиболее известной и распространенной в применении является классификация А.

Маслоу по иерархически построенным группам, последовательность которых указывает на порядок появления потребностей в процессе индивидуального развития, а также на развитость в целом мотивационной сферы.

У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие семь классов потребностей:

  1. Потребности физиологические (органические);
  2. Потребности в безопасности;
  3. Потребности в принадлежности и любви;
  4. Потребности уважения (почитания);
  5. Познавательные потребности;
  6. Эстетические потребности;
  7. Потребности в самоактуализации.

Перечисленные группы потребностей, согласно концепции Маслоу, одновременно являются и «основными уровнями потребностей, расположенными в виде строгой иерархической структуры соподчиненности, где первая группа образует основание, а пятая – вершину иерархии. Это означает, что потребности каждого вышележащего уровня возникают (актуализируются) только тогда, когда потребности всех нижележащих уровней удовлетворены.

Одной из наиболее распространенных в отечественной психологии является классификация потребностей человека по источнику происхождения. Согласно этой классификации потребности делятся на:

  1. Первичные (биологические: естественные, базовые, врожденные) потребности – потребности в пище, воде, температурном комфорте, сне, сексуальные потребности. Удовлетворение этих потребностей обеспечивает индивидуальное и видовое существование, эти потребности общие у животных и человека. Однако биологические потребности преобразуются под влиянием жизни в обществе, проявляются и развиваются иначе, чем у животных.
  2. Вторичные (социальные: культурные, приобретенные) потребности – потребности в принадлежности к группе, в признании, уважении и любви, самоутверждении, т.е. потребности, непосредственно связанные с жизнью человека в обществе и его взаимодействием с другими людьми.
  3. Некоторые авторы к перечисленным двум видам потребностей добавляют группу духовных потребностей, к которым относят потребности в познании мира, самоуважении и самореализации, эстетические потребности. Так же, как и социальные, духовные потребности возникают и развиваются в ходе развития человеческого общества и социализации личности, однако, в отличие от социальных, духовные потребности связаны с общественной жизнедеятельностью человека лишь опосредованно.

Особую группу потребностей составляют также патологические потребности — потребности, приобретенные на фоне употребления веществ, вызывающих состояние эйфории. Патологические потребности являются основным симптомом таких заболеваний, как алкоголизм и наркомания.

Если какую-либо из актуальных потребностей личности по объективным или субъективным причинам невозможно удовлетворить, то у человека возникает состояние фрустрации, при котором напряжение потребности сохраняется и вызывает дискомфорт, а предметное содержание потребности недоступно.

В этом случае, как правило, активизируется психологическая защита личности, направленная на устранение дискомфорта, вызванного напряжением потребности. Существует множество различных механизмов психологической защиты, однако для каждого человека может быть свойственен один или несколько механизмов, которые он регулярно применяет.

Наиболее часто используемые механизмы психологической защиты личности могут выступать как одна из характеристик ее направленности.

Значение потребностей в жизни человека

Потребности оказывают большое влияние на развитие личности и на особенности деятельности человека. Потребности лежат в основе всех видов активности человека, включая его деятельность. Поэтому потребности и мотивы оказывают влияние на эффективность деятельности человека. На эффективность деятельности оказывают влияние следующие  основные факторы, связанные с потребностями человека:

  1. Сила потребности: качество деятельности является наилучшим при средней силе потребности и ухудшается при слишком слабой или слишком сильной мотивации.
  2. Содержание потребностей, лежащих в основе данной деятельности: если деятельность непосредственно удовлетворяет потребность, лежащую в ее основе, то эффективность деятельности повышается. Например, если в основе профессиональной деятельности медицинского работника лежит стремление помогать другим людям, то его деятельность будет более эффективной, чем в случае, если в основе его деятельности лежат материальные потребности.

В процессе осуществления деятельности происходит развитие личности человека. Поэтому уровень психологического развития человека как личности определяется количеством, разнообразием и иерархией (соподчинением) имеющихся у человека потребностей.

Человек от животных отличается тем, что у него больше потребностей, чем у животных, и эти потребности гораздо более разнообразные.

У животных есть лишь органические потребности и некоторые потребности, связанные с обеспечением физической безопасности организма, в то время как у человека имеются также материальные, социальные, творческие, духовные потребности, а также потребности психического развития.

Каждая из названных групп потребностей может быть, в свою очередь, представленной многими входящими в соответствующую группу частными потребностями. Таким образом, число и степень дифференцированности потребностей, имеющихся у человека, может служить характеристикой уровня его психологи­ческого развития.

Еще более важной характеристикой уровня развития человека является разнообразие его потребностей. Но еще более чем общее число и разнообразие имеющихся потребностей, человека как личность характеризует то, какие из потребностей для него являются главными, а какие второстепенными.

Если среди множества имеющихся у него потребностей человек преимущественно уделяет внимание удовлетворению своих органических потребностей, то вряд ли мы имеем дело с психологически высокоразвитой личностью.

Но если на первом месте у человека по степени значимости стоят творческие или духовные потребности, то он действительно представляет собой высокоразвитую личность.

Источник: http://psy-diplom.ru/shpargalki/psihologiya-potrebnostey/

ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИисходная форма активности живых существ — форма проявления интенциональной природы психики, соответственно коей живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода.

Динамическое образование, организующее и направляющее познавательные процессы, воображение и поведение. Основная движущая сила развития человека. Раздражение влечения.

Благодаря потребностям жизнь обретает целенаправленность, и либо достигается удовлетворение потребности, либо предотвращается неприятное столкновение со средой.

Первично биологической формой потребности является нужда.

В организме периодически возникают определенные состояния напряженности; они связаны с нехваткой веществ (предмета), требуемых для продолжения жизнедеятельности.

Эти состояния объективной нужды организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называются потребностями. Это — состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, нужных для его существования и развития, и выступающее источником его активности. На восполнение нужды направлены инстинкты, в коих заданы и свойства предметов, релевантных потребности, и основные поведенческие акты, нужные для их достижения.

Потребность — это динамическая сила, исходящая от организма. Ни давление, ни потребность не существуют изолированно: удовлетворение потребности предполагает взаимодействие с социальными ситуациями и их преобразование в целях достижения адаптации; в то же время и сами ситуации, и потребности других людей могут выступать и как побуждение (потребность), и как препятствие (давление).

Потребности не остаются неизменными, но меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. Анализ потребностей лучше начинать с их органических форм.

К набору элементарных биологических потребностей, врожденных человеку и высшим животным, нужно добавить еще потребность общения — потребность в контактах с себе подобными, в первую очередь со взрослыми индивидами, и потребность познавательную.

В отношении этих двух потребностей нужно отметить два важных момента: на первых поpax они тесно переплетены друг с другом, и обе составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях развития.

Они необходимы так же, как и потребности органические, но если последние только обеспечивают биологическое существование, то контакт с людьми и познание нужны для становления субъекта как личности.

Потребности подразделяются по характеру деятельности (деятельность оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи.

На первом этапе потребность, как правило, не явлена субъекту: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, чем это вызвано. Со стороны поведения потребностное состояние выражается в беспокойстве, поиске, переборе различных предметов.

В ходе поисков обычно происходит встреча потребности с ее предметом, чем и завершается первый этап жизни потребности. Процесс «узнавания» потребностью своего предмета называется опредмечением потребности (-> потребность: опредмечение).

Самим актом опредмечения потребность преобразуется — становится определенной, потребностью именно в данном предмете.

Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты. В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера.

Согласно Х. Меррею, список потребностей таков: 1) доминантность — стремление контролировать, оказывать влияние, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;

2) агрессия — стремление словом или делом опозорить, осудить, поиздеваться, унизить;

3) поиск дружеских связей — стремление к дружбе, любви; добрая воля, симпатии к другим; страдание при отсутствии дружеских отношений; желание сблизить людей, устранить препятствия;

4) отвержение других — стремление отвергнуть попытки сближения;

5) автономия — стремление освободиться от всяких ограничений: от опеки, режима, порядка и пр.;

6) пассивное повиновение — подчинение силе, принятие судьбы, интрапунитивность, признание собственной неполноценности;

7) потребность в уважении и поддержке;

8) потребность достижения — стремление преодолеть нечто, превзойти других, сделать что-то лучше, достичь высшего уровня в некоем деле, быть последовательным и целеустремленным;

9) потребность быть в центре внимания;

10) потребность игры — предпочтение игры всякой серьезной деятельности, желание развлечений, любовь к остротам; иногда сочетается с беззаботностью, безответственностью;

11) эгоизм (нарциссизм) — стремление ставить превыше всего собственные интересы, самодовольство, автоэротизм, болезненная чувствительность к унижению, застенчивость; тенденция к субъективизму при восприятии внешнего мира; часто сливается с потребностью в агрессии или отвержении;

12) социальность (социофилия) — забвение собственных интересов во имя группы, альтруистическая направленность, благородство, уступчивость, забота о других;

13) потребность поиска покровителя — ожидание совета, помощи; беспомощность, поиск утешения, мягкого обращения;

14) потребность оказания помощи;

15) потребность избегания наказания — сдерживание собственных импульсов с целью избежать наказания, осуждения; потребность считаться с общественным мнением;

16) потребность самозащиты — трудности с признанием собственных ошибок, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства, отстаивать свои права; отказ от анализа своих ошибок;

17) потребность преодоления поражения, неудачи — отличается от потребности достижения акцентом на самостоятельности в действиях;

18) потребность избегания опасности;

19) потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядочению, точности, красоте;

20) потребность суждения — стремление ставить общие вопросы или отвечать на них; склонность к абстрактным формулам, обобщениям, увлеченность «вечными вопросами», и пр.

Поскольку процесс удовлетворения потребностей выступает как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности.

Осознавая цель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворение последней возможно лишь через достижение цели.

Это позволяет ему соотнести свои субъективные представления о потребности с ее объективным содержанием, отыскивая средства овладения целью как объектом.

Для человека характерно то, что даже те потребности, кои связаны с задачами его физического существования, отличны от аналогичных потребностей животных. В силу этого они способны существенно видоизменяться в зависимости от общественных форм его жизнедеятельности. Развитие человеческих потребностей реализуется за счет общественно обусловленного развития их предметов.

Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а их удовлетворение — в виде оценочных эмоций. Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и прочем, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребности.

Если в потребности деятельность по существу зависима от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность субъекта. Поэтому раскрываемая в поведении личности система мотивов богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.

Воспитание потребностей — одна из центральных задач формирования личности.

Источник: https://vocabulary.ru/termin/potrebnosti.html

потребность

потребность

В широком смысле потребность — это свойством любой системы, которое выражается в отсутствии или нехватке элементов для своего развития (роста, расширения и разделения, в том числе размножения), которые она (система) черпает через собственную границу из внешней актуальной среды. Кроме того для сложных систем потребность представляет выведение из системы продуктов метаболизма, которые чужды системе, так как могут разрушить ее структуру. Структура системы находится в напряжении с момента возникновения и до удовлетворения этой потребности.

Состояние системы, когда ей необходимы какие-то элементы (объекты, предметы) для ее самосохранения во внешней среде или выделение продуктов метаболизма за границу системы называется словом нужда. Отличие нужды от потребности заключается в том, что нужда = это потребность, удовлетворение которой необходимо для дальнейшего существования системы. Потребность и нужда являются временными категориями, имеющими разную эластичность временных рамок. Так как удовлетворение нужды является критичным моментом для самого существования системы, то срок нужды имеет жесткие рамки, в то время как временные рамки для удовлетворения потребностей более эластичны.

Определение потребность

Потребность определение

Понятие потребность шире, чем понятие нужда и характеризуется словами нехватка, недостаток, отсутствие, а нужна еще и дополнительными словами: необходимость, неизбежность, немедленно.Живые организмы, как системы обладают способностью деятельности (действий), что позволяет им перемещаться пространственно во внешней среде в поисках необходимого элемента или изменять свою структуру, что позволяет пережить время невозможности удовлетворить нужду или потребность.Простейшие бактерии перестраиваются свою структуру наподобие неживой материи для того, чтобы пережить период отсутствия необходимых ресурсов для существования.Растения ограничены в движениях, но они растут в сторону солнечного света и пускают корни для удовлетворения нужды в воде и минеральных элементах. В суровых условиях (зима, засуха) растения впадают в состояния, при которох удовлетворение потребности откладывается до появления возможности ее удовлетворить. В условиях скудных ресурсов для поддержания собственной системы некоторые растения развили удивительные способности для получения необходимых элементов жизнедеятельности (минералов), включая хищнические приспособления для ловли насекомых.

Животные имеют гораздо большую возможность перемещения во внешней среде, где элементы для удовлетворения потребности размещены неравномерно.

Некоторые животные во время отсутствия ресурсов научились впадать в спячку или даже анабиоз, что позволяет им сохраняться как системы до появления возможности удовлетворить свои нужды и потребности.

Однако на примере животных видно, что следствием усложнения системы становится одновременный рост числа потребностей, причем не только материальных, но и некоторым образом виртуальных — социальные потребности в общении, выполнении сексуальных ритуалов и т.д.

Уже для бактерий, тем более для растений, потребность в существовании других особей является нуждой, удовлетворение которой необходимо для размножения, то для животных размножение сопряжено с целой системой потребностей. Для размножения живой организм должен пройти стадию от зарождения, роста и созревания в полноценную систему, способную размножаться. Каждый этап сопряжен с определенными нуждами и потребностями.

Потребности и желания

Потребность Википедия определяет следующим образом:

Как правило, источники в Интернете описывают потребности организма, подразумевая существование потребностей только у живых организмов как органических систем.

Живые организмы наделены способностью избирательно воспринимать мир, фиксируя свое внимание, интерес, мотив действий преимущественно на тех объектах, которые имеют способность утолять потребности.

При этом у высших животных возникает желание как конкретизированная потребность — потребность, принявшая в сознании конкретную форму необходимого предмета или действия.

Потребности и мотивы поведения

Мотивы и потребности человека

Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности.

Наличие жизненно важных, витальных потребностей без их удовлетворения может привести к смерти. Потребность может пониматься как некая гипотетическая переменная, которая, по обстоятельствам, проявляется то в виде мотива, то в виде черты.

В последнем случае потребности стабильны и становятся качествами характера человека — привычками. «Привычка свыше нам дана, замена счастию она». (А.С.Пушкин)

Данная статья написана для пояснения положений разделов Микрозаймы в Тамбове, Экспресс кредит в Тамбове, Кредит наличными в Тамбове, Кредитные карты Тамбов. Ссылка на данную статью: http://design-for.net/page/potrebnost

Основные экономические понятия содержит мой Экономический толковый словарь:

Источник: http://design-for.net/page/potrebnost

Потребности человека

Потребности человека

/ Главная / Учебники / Общая психология / Потребности

Уровеньпотребностей Содержание
1 Физиологические (биологические) потребности Потребность человека в еде, питье, кислороде, оптимальном температурном режиме и влажности воздуха, отдыхе, половой активности и пр.
2 Потребность в безопасности и стабильности Потребность в стабильности существования нынешнего порядка вещей. Уверенность в завтрашнем дне, ощущение, что тебе ничто не угрожает, а старость будет обеспеченной.
3 Потребность к приобретению, накоплению и захвату Потребность к не всегда мотивированному приобретению материальных ценностей. Избыточное проявление данной потребности приводит к жадности, алчности, скупости
4 Потребность в любви и принадлежности к группе Потребность любить и быть любимым. Потребность общаться с другими людьми, быть причастным к какой-то группе.
5 Потребность в уважении и признании а) стремление к свободе и независимости; желание быть сильным, компетентным и уверенным в себе.б) желание обладать высокой репутацией, стремление к престижу, высокому общественному положению и власти.
6 Потребность к независимости Потребность к личной свободе, к независимости от других людей и внешних обстоятельств
7 Потребность в новизне Стремление к получению новой информации. Сюда также относится потребность что-то знать и уметь.
8 Потребность к преодолению трудностей Потребностей к риску, приключениям и преодолению трудностей.
9 Потребность в красоте и гармонии. Потребность к порядку, гармонии, красоте
10 Потребность в самореализации Стремление реализовать свою уникальность, потребность делать то, что тебе нравиться, к чему ты имеешь способности и таланты.

Источник: http://www.no-stress.ru/Uchebniki/general-psych/potrebnosti.html

Потребности. Виды потребностей — История и обществознание. Баутина Екатерина

Потребности. Виды потребностей - История и обществознание. Баутина Екатерина

Потребности человека.

Отсутствие мотивации – величайшая духовная трагедия, разрушающая все жизненные устои. Г. Селье.

Потребность – это нужда, необходимость чего – либо для жизнедеятельности человека.

Проявление потребностей у животных связано с комплексом соответствующих безусловных рефлексов, называемыми инстинктами (пищевой, половой, ориентировочный, защитный).

Самым ярким примером человеческих потребностей являются познавательные. Человек стремится узнать мир не только в своем непосредственном окружении, но и в отдаленных областях времени и пространства, понять причинные связи явлений. Он стремится исследовать явления и факты, проникнуть в микро – и макрокосмос. В возрастном развитии человека познавательные потребности проходят стадии:

— ориентировки,

— любопытства,

— направленного интереса,

— склонности,

— осознанного самообразования,

— творческого поиска.

Потребность — состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.

Состояние нужды в чем – либо вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетовренности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что – то предпринимать, что бы снять напряжение.

Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.

Удовлетворение потребностей – процесс возвращение  организма в состояние равновесия.

Можно выделить три вида потребностей:

— естественные, или физиологические, или органические потребности, которые отражают нужды нашего организма.

— материальные, или предметно – вещные,

— духовные – порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.

Первым кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «иерархическая теория потребностей» А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших – биологических, до высших – духовных.

Эта схема так и называется «Пирамида потребностей» или «Пирамида Маслоу»

  1. Физиологические потребности – пища, дыхание, сон, и т.п.
  2. Потребность в безопасности – стремление защитить свою жизнь.
  3. Социальные потребности –  дружба, любовь, общение.
  4. престижные потребности –  уважение, признание членами общества.
  5. Духовные потребности – самовыражение, самоосуществление, самоактуализация, самореализация.

Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

первичные потребности (врожденные) — в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности, вторичные потребности (приобретенные) —социальные, престижные, духовные.

С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Только удовлетворив свои потребности первого уровня (самые объемные по содержанию и значению), у человека появляются потребности второго уровня.

Потребности – это только один мотив деятельности. Выделяют еще:

  1. Социальные установки.
  2. Убеждения.
  3. Интересы.

Под интересами принято понимать такое отношение к предмету, которое создает тенденцию по преимуществу обращать внимание на него.

Когда мы говорим, что у человека есть интерес к кино, это значит, что он старается как можно чаще смотреть фильмы, читать специальные книги и журналы, обсуждать просмотренные произведения кинематографии и т. д. От интересов следует отличать склонности.

Интерес выражает направленность на определенный предмет, а склонность — на определенную деятельность. Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).

Например, интерес к кино не обязательно влечет за собой возможность работать в качестве кинорежиссера, актера или оператора.
Интересы и склонности человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.

Убеждения — устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки

Немецкий ученый Макс Вебер отмечает, что различия в действиях зависят от богатства или бедности личного опыта, образованности и воспитанности, своеобразия духовного склада личности.

Источник: http://historyteacher.ru/obshchestvoznanie/osnovnoe-soderzhanie-programmy-10-11-klassy/potrebnosti-vidy-potrebnostey/

Виды потребностей

Виды потребностей

Хочу того, не знаю чего. В последнее время эта формула наилучшим образом характеризует наши потребности. Чем больше у человека возможностей, тем круче и заковыристей становятся нужды.

И зачастую многие даже не могут объяснить, зачем им та или иная вещь, или почему они хотят совершить то или иное действие.

Попробуем разобраться, какие существуют потребности, как их можно удовлетворить и стоит ли вообще это делать.

Понятие и виды потребностей

Потребности являются силой, которая движет нашим поведением и делами. Их происхождение имеет биологические и социальные предпосылки. К биологическим относятся те потребности, без удовлетворения которых невозможна дальнейшая жизнь и развитие человека.

Социальные потребности возникают в зависимости от того в каком обществе живет и работает человек и какой социальный статус он имеет.

Несмотря на то, какую форму нужд испытывает человек, их формирование и осознание происходит по одному сценарию в несколько этапов:

1 этап — формирование потребности. В этот момент психика становится особенно чувствительной к внешним раздражителям.

2 этап – неосознанное чувство нужды. У человека возникает ощущение нового состояния, появляется тревожность.

3 этап – осознание самой потребности. В этот момент в голове всплывает четкая картина самой потребности.

Основные виды потребностей можно разделить на несколько составляющих. Нужды в чем-либо может испытывать как человек, так и общество в целом. Виды человеческих потребностей более разнообразны, чем у животных. Основную группу здесь составляют органические, творческие, социальные, материальные и потребности психологического и нравственного развития.

Классификация видов потребностей имеет несколько вариантов. Одних только значений у человеческих нужд целых три: потребность как обозначение какого-либо объекта внешней среды, как состояние психики, и как свойства личности, которые определяют её отношение к миру. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся классификации. В ней потребности делятся на биологические, социальные и идеальные.

  • биологические потребности обеспечивают существование человека как одного из видов живых существ;
  • социальные потребности означают желание человека принадлежать к какой-либо группе, имя в ней свое место. Сюда же относятся потребности пользоваться уважением окружающих и быть объектом любви;
  • идеальные потребности заключаются в нужде человека познавать мир, который его окружает, быть частью этого мира, а также познать смысл своего существования и назначения на этой земле.

Виды потребностей личности

Если рассматривать человека как целостную личность, то можно также выделить ряд потребностей узкого профиля. Эти потребности рассматриваются в качестве свойств психики человека. К ним относятся:

  • потребность как зависимость. Заключается в зависимости организма от конкретных условий существования;
  • потребность как отсутствие блага. Здесь отсутствие какого-либо блага и является потребностью. Такая нужда имеет социально-экономические мотивы;
  • потребность как отклонение от уровня адаптации. Возникает в том случае, когда привычный для человека образ жизни резко меняется и возникает нехватка старого режима существования. Например, меняется место жительства, город страна и появляется нужда в возврате старых сложившихся привычек и образа жизни;
  • потребность в успехе. Напрямую связана с жизненными достижениями личности. Проявляется в постоянном стремлении стать успешнее и лучше в профессиональном плане. Эта потребность сильнее выражена у женщин.

В подобных классификациях существует разделение между потребностью личности и потребностью организма. В первом случае нужды являются предметом деятельности психики, а во втором случае потребности носят биологический характер.

Виды потребностей общества

Еще один ряд отличий имеют виды потребностей общества. Сюда относятся те запросы, которые сформировались под влиянием времени и развития экономики. Прогресс стал причиной появления новых потребностей людей. К примеру, когда появились пейджеры и сотовые телефоны, то у многих людей появилось желание стать их обладателями.

Нынешнее общество, имеющее высокую степень развития культуры, имеет не только физиологические нужды, такие как жилье, одежда, вода и пища. Характерными для общества являются потребности в общении и дружбе, в уважении со стороны различных социальных групп, а также потребность в совершенствовании способностей и саморазвитии.

С каждой сменой поколения потребности общества становятся все более высокими. Социально-экономический прогресс провоцирует возникновение все новых и новых потребностей. Соответственно растут и виды удовлетворения потребностей.

Как правило, каждый из этих видов призван удовлетворять нужды социального происхождения. Например, человек желающий получить ту или иную вещи, без которой он не представляет своей жизни, сможет удовлетворить свою нужду, только купив эту вещь.

На этой особенности человеческой психики зарабатывают почти все предприятия мира.

Со сменой поколений уровень нужд возрастает и становится принципиально другим. Стоит позавидовать нашим прадедам, которые понятия не имели что такое телефон, телевизор, интернет и бытовая техника.

Раз они прекрасно обходились без всех этих вещей, стоит ли нам переживать из-за их отсутствия? С ростом экономики будут расти и запросы людей.

Стоит всегда помнить об этом, если вы обнаружили в себе очередную потребность.

Пирамида потребностей МаслоуВсем нам известно, что есть вещи без которых мы не можем прожить, а есть потребности, удовлетворение которых стоит на втором плане. Мало того, все наши потребности имеют специфическую иерархию, которую исследовал и воссоздал американский психолог Абрахам Маслоу.
Социальные потребности человека

Каждый человек является частью социума, поэтому для нормальной жизнедеятельности ему необходимо удовлетворять не только свои биологические, духовные, престижные и экзистенциальные потребности, но и восполнять нехватку в общении с другими, такими же людьми.

Типы межличностных отношенийВам наверняка приходилось бывать в такой ситуации, когда вы или ваш собеседник неправильно трактовали уровень ваших межличностных отношений, например, вы считали, что между вами дружеские отношения, а он – что вы только знакомые. Давайте, разберёмся в нюансах типов таких отношений поподробнее. Механизм преступного поведенияВсем нам известно, что преступниками люди не рождаются, а становятся под влиянием ряда причин. Перечислят их мы не станем, поскольку существуют более глубокие факторы, чем причины по которым человек совершил правонарушение – это сам механизм преступного поведения.

Источник: http://kak-bog.ru/vidy-potrebnostey

ПОТРЕБНОСТИ. ИХ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Состояние чувства нехватки характерно для любого человека. Такое чувство зависит от внутреннего мира конкретной личности. В него входят вкусовые предпочтения, воспитание, национальные, исторические предпосылки, географические условия.

Потребность — это внутреннее состояние функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности объекта, субъекта, индивида, социальной группы, общества

Для удовлетворения потребностей необходимы блага. Экономические потребности — та часть человеческой нужды, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление благ. Любой человек нуждается в экономической сфере для удовлетворения хотя бы его первичных потребностей.

Потребности являются предметом исследования не только общественных, но и естественных наук. Экономическая наука, в частности, исследует общественные потребности.

Общественные потребности — это вид потребностей, которые носят массовый характер, свойственны человеку в силу их общественной природы; включают прежде всего нужды государства и населения в целом.

К общественным относят потребности в безопасности, коммуникациях, культуре, образовании, здравоохранении, труде и занятости, отдыхе.

Общественные потребности делятся на две крупные группы: потребности общества и населения (личные потребности).

Личные потребности возникают и развиваются в процессе жизнедеятельности человека. Они выступают как осознанное стремление человека к достижению объективно необходимых условий жизни, обеспечивающих полное благосостояние и всестороннее развитие личности. Любая личная потребность имеет общественный характер.

Причем для статистики можно подсчитать, например, сколько стирального порошка в среднем расходуется регионом за год. В тоже время государство, заботясь о здоровье общества, может начать рекламу витаминизированных напитков, и в результате покупатель предпочтет именно этот вид напитка.

Поэтому личные потребности по-другому называются потребности населения.

Существуют системы потребностей общества и населения. Каждая из них характеризуется определенным набором потребностей. Их удовлетворение необходимо для нормального функционирования общества в целом (система потребностей общества), отдельной личности или группы людей (система личных потребностей).

Отличительной особенностью системы личных потребностей является то, что входящие в нее виды потребностей не взаимозаменяемы.

Например, полное удовлетворение потребности в пище не может заменить необходимости удовлетворения потребности в жилье, одежде или духовных потребностей.

Взаимозаменяемость имеет место лишь в отношении конкретных благ, служащих удовлетворению отдельных видов потребностей.

В ходе развития общества растут и видоизменяются потребности. Некоторые потребности исчезают, возникают новые, в результате чего круг потребностей расширяется. Одновременно происходят качественные изменения в самой структуре потребностей.

Это всеобщий закон, действующий во всех общественно-экономических формациях. Ему подчиняются потребности всех социальных слоев и групп населения, и каждого их представителя в отдельности.

Но конкретные формы проявления этого закона, интенсивность, сфера и характер его действия зависят от формы собственности на средства производства, уровня развития производительных сил и господствующих производственных отношений.

Под влиянием развития производительных сил, научно-технического прогресса потребности постоянно растут в рамках одной общественно-экономической формации.

Закон возрастающих потребностей: Сначала при зарождении потребность существует как бы в потенции, в основном у лиц, связанных с разработкой и опытной проверкой нового изделия. Когда оно освоено для массового производства, спрос начинает быстро возрастать.

Это соответствует стадии интенсивного развития потребности. Затем по мере роста производства и потребления товара потребность в нем стабилизируется, становясь привычкой для большинства потребителей.

Развитие научно-технического прогресса ведет к созданию более совершенных предметов, удовлетворяющих ту же потребность. В результате потребность в конкретном изделии переходит в стадию угасания, начинает сокращаться.

Одновременно возникает потребность в, усовершенствованном изделии, которая так же, как и прежняя, попеременно проходит все рассмотренные стадии.

Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

Существуют условия и обстоятельства, под влиянием которых складываются и развиваются потребности населения.

Процесс формирования и развития личных потребностей характеризуются определенными закономерностями. Различают общие и специфические закономерности формирования и развития потребностей.

Средства формирования потребностей — это рычаги, с помощью которых государство и общество целенаправленно воздействует на процессы развития потребностей. К ним относятся:

1) воспитательно-пропагандистская деятельность;

2) рекламные мероприятия, имеющие цель возбудить и сформировать потребность в конкретном товаре и услуге

Близость понятий «спроса» и «потребностей» очевидна: предположим потребность прошла стадии зарождения и терпит стадию расцвета, тогда спрос на объект этой потребности, т. е. благо, будет возрастать. Но понятие «потребность» гораздо шире и разнообразнее.

Методы формирования потребностей — конкретные способы использования отдельных средств для активного целенаправленного воздействия на потребности населения.

Различают экономические, социально-психологические и организационные средства и методы формирования потребностей.

К экономическим средствам формирования потребностей относятся те, которые связанны с хозяйственной деятельностью общества, отдельных предприятий и отраслей, а так же индивидов как носителей потребностей. Например газификация и электрификация быта, развитие автомобильных дорог, компьютерных сетей, и прочих путей сообщения. Это влияет как на самих потребителей, так и на их образ жизни в целом.

К социально-психологическим средствам формирования потребностей относятся те, с помощью которых оказывается воздействие на сознание потребителей.

С помощью этих средств можно стимулировать развитие одних потребностей, ограничивать социально-бесперспективные, нерациональные потребности.

Это в основном реклама, средства пропаганды и агитации, применяемые печатью, радио, телевидением, средствами интернета, а также промышленностью, торговлей, учреждениями культуры, здравоохранения образования и т. д.

Организационные средства связанны с самой организацией процесса. К ним относятся выставки-продажи, различного рода просмотры товаров, выставки товаров-новинок, демонстрация моделей одежды.

Человеческое общество, наряду с другими законами, в своем функционировании и развитии регулируется законом подчиненности всей системы деятельности системе потребностей общества. Поэтому абсолютная цель деятельности того или иного общества — это удовлетворение его потребностей.

Заключение

Человек или общество в целом обладает набором потребностей, каждая из которых требует своего удовлетворения. То чего мы достигли в любой области, пусть ценой мировых войн, мировых кризисов в конечном счете является следствием из простого желания или чувства нехватки, или сдвигами внутреннего химизма.

Параллельно лежит закон возрастающих потребностей. В основе данного закона лежат потребности конкретного человека, а они характеризуют потребности всего общества. И в то же время этот закон является движущей силой экономического роста, в силу того, что человеку требуется всегда больше, чем он достиг.

Стоимость любого товара на рынке зависит от нашей потребности в этом товаре. Потому что предложение зависит от спроса, а спрос это одна из граней потребностей населения.

Взаимосвязь деятельности и потребностей общества — коренной источник как их обоюдного развития так и всего общественного прогресса, она является абсолютным и вечным условием существования и развития общества. То есть их взаимосвязь носит характер общеэкономического закона.

Потребности общества генетически и исторически — первопричина человеческой деятельности, но вместе с тем они являются и результатом этой деятельности.

Каждый из нас подчиняется закону потребностей сам и не понимая этого, потому что наши потребности строят настоящее и будущее.

Человек эволюционировал и стал «хозяином мира» благодаря своим потребностям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ермишин П.Г. «Основы экономической теории». Курс лекций.

2. Камаев В.Д., «Экономическая теория». Москва: «ВЛАДОС», 1999.

3. Чепурин «Основы экономической теории». Изд-е 4-е. Москва, 1999.

Источник: http://megaobuchalka.ru/5/4094.html

Ссылка на основную публикацию