Все о понятии «антропоморфизм»

Что такое антропоморфизм?

Все о понятии «антропоморфизм»

Примеры

Примеры из литературы

Антропоморфизм в литературе можно встретить где угодно — от древнейших легенд до современных постмодернистских произведений. Более всего известен антропоморфизм в сказках, где животные разговаривают, мыслят и ведут себя по-человечески, как, например, пёс Тотошка из «Волшебника Изумрудного города».

В произведениях, обходящихся без фантастических допущений, антропоморфизм встречается не менее часто. Так в рассказе Татьяны Толстой «Милая Шура» один из персонажей осознаёт, что «время сбилось с пути, завязло на полдороге, где-то под Курском, споткнулось над соловьиными речками, заблудилось, слепое, на подсолнуховых равнинах».

Использование антропоморфизма

Реклама

Антропоморфизм в сказках представлен ожившими предметами и говорящими животными. Точно так же он реализуется и в рекламе, делая ролики более живыми, эмоциональными и цепляющими. Характерный пример антропоморфизма в рекламе — человекообразные конфеты M&M’s.

Антропоморфизм проявляется не только в полномасштабных роликах, но и в отдельных слоганах. Например, препарат «Нурофен» «знает, как победить боль», а шампунь Head & Shoulders «любит цвет, не любит перхоть».

Обыденная речь

Начиная с глубокой древности антропоморфизм был особенностью человеческого мировосприятия. Считалось, что вся природа – животные, растения, предметы, явления – наделены душой и характером. Отголоски старых суеверий до сих пор сохраняются в повседневном общении: «небо хмурится», «дождь льет, как сумасшедший» и т.п.
Наука

Антропоморфизм в философии считается источником заблуждений и устаревшей формой познания, тем не менее его проявления встречаются в современных научных работах.

Физики говорят о «продолжительности жизни» элементарных частиц, а гуманитарии – о старости и смерти западной культуры.

Особенно распространён антропоморфизм в технических науках – там к компьютерам постоянно применяют слова, более соответствующие человеку: память, интеллект, «решать задачи».

ВАЖНО!

Антропоморфизм придаёт произведению живость, динамику, энергичность. Он обостряет чувства, усиливает впечатления, точнее передаёт оттенки настроения.

Использование антропоморфизма должно быть продуманным и обоснованным. Слишком частое употребление этого литературного приёма может привести к тому, что на фоне ожившей природы поблекнут персонажи.

Близкие по смыслу термины

Аллегория – это литературный приём, при котором через художественный образ раскрывается некая идея. Например, если среди персонажей произведения есть говорящая свинья, это антропоморфизм, но, если свинья, как в произведении «Свинья под дубом» баснописца-классика Ивана Крылова, отождествляется с глупостью и недальновидностью, здесь наблюдается ещё и аллегория.

Источник: https://www.avtoram.com/antropomorfizm

Антропоморфизм — Психологос

Антропоморфизм - Психологос

Антропоморфизм (человек + вид) — наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Мировоззренческая концепция, выраженная номинативными средствами языка.

Согласно этому принципу, неодушевлённые предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие человеческой природой, могут наделяться человеческими качествами, физическими и эмоциональными.

Рассматриваемые объекты в состоянии, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия.

Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идёт гроза, небо хмурится и т. п.).

Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевлённые объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др.

В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребёнка.

Дети дошкольного возраста объясняют любые причинно-следственные отношения в окружающей природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми, например: «Месяца нет на небе, потому что он ушёл в гости». В повседневной жизни антропоморфизм продолжает сохраняться не как принцип мировоззрения, а как один из принципов языковой номинации.

Это касается также языков науки и техники. В частности, антропоморфные номинации широко распространены в компьютерной терминологии: интеллектуальные сети, память компьютера, диалоговая программа.

Источник: http://www.psychologos.ru/articles/view/antropomorfizm

антропоморфизм — это… Что такое антропоморфизм?

  • антропоморфизм — антропоморфизм …   Орфографический словарь-справочник
  • антропоморфизм — (от греч. anthropos человек и morphe вид, форма) представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих… …   Большая психологическая энциклопедия
  • АНТРОПОМОРФИЗМ — (греч. anthropomorphosis, от anthropos человек, и morphon образовать, облекать в форму). Представление Высшего Существа в человеческом образе, а также олицетворение явлений и сил природы в виде человекообразных существ. Словарь иностранных слов,… …   Словарь иностранных слов русского языка
  • АНТРОПОМОРФИЗМ —         (от греч. человек и форма, вид), уподобление человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и выражается не… …   Философская энциклопедия
  • Антропоморфизм — (гр. аntropos – адам, morphe – форма, пішін) – табиғат құбылыстарына, жануарларға да адамдық қасиеттер тән деп және Құдайды да адам бейнесінде түсінетін ілім. Адамзаттық, халықтық дүниетанымдағы жаратылыс иелерін (Құдайды, періштелерді, мал жан… …   Философиялық терминдердің сөздігі
  • антропоморфизм — а, м. anthropomorphisme m. Наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов, а также представление богов в человеческом образе. СИС 1985. Антропоморфизм поставил богов очень близко к людям. 1842. Герц. Дилетанты романтики.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка
  • антропоморфизм — очеловечение, одушевление, олицетворение, персонификация Словарь русских синонимов. антропоморфизм сущ., кол во синонимов: 5 • антропоморфизация (1) • …   Словарь синонимов
  • Антропоморфизм — (греч. anthropomorphos – уподобленный человеку) – очеловечивание, наделение человеческими свойствами неодушевленных предметов, явлений природы, животных, представление богов в человеческом образе. ☼ уподобление человеку, наделение человеческими… …   Энциклопедия культурологии
  • АНТРОПОМОРФИЗМ — (от антропо… и греч. morphe форма), примитивный или религиозный вид мышления, наделяющий животных, различные необъяснимые явления природы свойствами и чувствами человека. На ранних стадиях развития человеческого общества антропоморфизм имел… …   Экологический словарь
  • АНТРОПОМОРФИЗМ — (от антропо… и греческого morphe форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ …   Современная энциклопедия
  • АНТРОПОМОРФИЗМ — (от антропо… и греч. morphe форма вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (напр., сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ …   Большой Энциклопедический словарь

Источник: https://epistemology_of_science.academic.ru/53/%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC

АНТРОПОМОРФИЗМ

АНТРОПОМОРФИЗМПредставление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих только человеку.

С позиций материализма, антропоморфическое толкование поведения животных начинает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики, обусловленных трудовой деятельностью, общественной жизнью и членораздельной речью, к отрицанию ведущей роли социальных факторов в жизни и деятельности человека и в развитии человечества. В свете иного мировоззрения столь резкая характеристика представляется преувеличенной (-> антропопсихизм).

Источник: С.Ю. Головин. Словарь практического психолога, Минск.: Харвест, 1998 г

от греч. anthropus -человек + morphe — вид, образ) — приписывание специфических свойств человека тому, кто (или что) им не является- силам природы, растениям, животным, богам, машинам. Для анимистической картины мира (см. Анимизм) характерен А.

в отношении сил природы, растений и животных, для античных религий характерно представление божеств в человеческом образе и наделение их психическими свойствами, чувствами и способностями человека (напр.: сомнение, гнев, самолюбие). Ф. Бэкон подводил А.

под категорию «идолы рода», считая, что в них выражается «стремление объяснять действия природы по аналогии с действиями и поступками человека, т. е. убеждение, что природа делает то же самое, что и человек».

С резкой критикой А.

в понимании психики животных выступали представители бихевиоризма, рефлексологии и школы И. П. Павлова, которые при этом сами нередко впадали в др. крайности — механицизм и териоморфизм (зооморфизм) в понимании человека.

Антропоморфизм эстетический — творческая установка художника (напр. скульптора), состоящая в символическом уподоблении человеку изображений природных или фантастических объектов. (Б. М.)

Источник: Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2004

Приписывание животным человеческих чувств и эмоций. Мы часто делаем это, когда говорим, что кошка «балуется» или что собака «рада» видеть нас. Люди, работающие с животными или наблюдающие за их поведением, стараются избегать этой склонности.

Источник: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г

Словообразование. Происходит от греч, anthropos — человек + morphe — вид, образ.

Категория. Система мировоззренческих представлений.

Специфика. Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

Источник: И. Кондаков. Психологический словарь, 2000 г

Приписывание человеческих характеристик организмам, находящимся на более низких ступенях развития, или неодушевленным объектам. Антропоморфические заблуждения наиболее часто встречаются у тех, кто не знаком с исследованиями животных.

Тенденция говорить, что крыса, получающая кусочек пищи после подкрепленной попытки, «наслаждается», или что кошка, у которой стимулируют латеральную область гипоталамуса, испытывает «удовольствие», почти непреодолима, но это может вводить в заблуждение.

Нужно быть внимательным и не наделять не-людей качествами, присущими исключительно человеческому виду.

Источник: Оксфордский толковый словарь по психологии/Под ред. А.Ребера,2002 г

научный подход к оценке поведения жи¬вотных, преувеличивающий их разумность и приписывающий им та¬кие человеческие свойства, как сознание, воля, любовь и т. д.

Источник: Гроголева О. зоопсихология и сравнительная психология. Словарь основных понятий

это суждение о психических явлениях у животных по аналогии с таковыми у человека, в представлении у животных таких психических свойств и способностей, которые на самом деле присущи только человеку.

Источник: Филиппова В.П.Словарь справочник по зоопсихологии (сравнительной психологии)

от греч. anthropos — человек и morphe — форма, вид), уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических существ; также представление божества в образе человека.

Источник: Словарь по истории психологии, 2007 г

греч. anthropos — человек + morphe — вид, форма] — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку.

Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. К. Э. Фабри

Источник: Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 20

от греч. anthropos — человек, morphe — вид, форма) — представление о наличии у животных и явлений природы психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку.

Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих мотивов и поступков означает стирание грани между человеком и животным и ведет к игнорированию качественных особенностей человеческой психики. В ряде случаев понятие А. распространяется и на технические устройства (см. Психоморфизм в автоматике). С позиций А.

проводятся и некоторые исследования в психобионике и психологической кибернетике.

Источник: Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А. Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005 г

греч. antropos — человек, дат. forma — вид, наружность) — приписывание человеческих качеств другим живым существам и даже неодушевленным объектам по принципу аналогии.

Особенно часто встречается у детей, нередко у нормальных взрослых индивидов, может быть проявлением и психиатрической патологии. Например, многие люди думают, что животные агрессивны, добры, совестливы, разумны, они думают и испытывают такие же эмоции и чувства, как и человек.

Это показывает, что люди в своей массе все еще не осознают себя теми, кем они являются на самом деле и чем они отличаются от животных.

У психиатрических пациентов антропоморфизм может выражаться в том, что человеческими качествами наделяются некоторые обманы восприятия, в особенности слуховые галлюцинации.

Источник: Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии, 2-е изд., 2012 г

(от греч. anthropos — человек) — наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов — их «очеловечение», а также представление богов в человеческом образе.

Источник: Арсанусова Л.Ю. Словарь по биомедицинской этике для студентов всех факультетов высших медицинских учебных заведений. – Ставрополь, изд-во СтГМА, — 2011

(от греч.

anthropos – человек и morphe – вид, форма) – абсолютизация психического выращающееся в наделении животных, предметов, явлений живой и неживой природы, небесных тел, мифических существ психическими свойствами людей. А. являлся господствующей формой мировоззрения на ранних ступенях развития человеческого общества. Как способ мышления а. нередко бывает свойствен детям, но иногда проникает и в научное познание.

Источник: Конюхов Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины,законы,концепции,методы, 1992 г

Источник: https://vocabulary.ru/termin/antropomorfizm.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Антропоморфизм может относиться как к физической, так и к духовной стороне человека. То есть, богов представляют себе и как существ, имеющих физические особенности человека, и как мощных существ, обладающих исключительно духовными свойствами, однако чрезвычайно развитыми. Такой физический антропоморфизм мы встречаем в многочисленных народных религиях.  [1]

Антропоморфизм — система представлений о мире, в основе которой лежит наделение объектов и явлений природы человеческими свойствами, уподобление человеку.

В силу такого представления объектам приписываются чувства, мысли, действия, подобные человеку. Например, камень может скучать, лес — сердиться, река — радоваться и т.п.

Другими словами, это возможно потому, что все объекты воспринимаются как люди, но в другом обличий.  [2]

Критикаантропоморфизма была обусловлена тенденцией к установлению в мире естественных связей.  [3]

Понятиеантропоморфизма является теоретическим понятием, характеризующим активные синтетические свойства образа, его сущностную силу.

Подобно тому как наиболее активные химически элементы, в отличие от инертных, в чистом виде существуют преимущественно в теоретическом представлении, так и понятие антропоморфизма не может быть схематизировано и упрощено в приложении к конкретной архитектурной форме. Сложность и многогранность проявления характеризуемых свойств особенно присуща современной архитектуре.

Если ранее человек переносил свою Сущность главным образом на природные объекты ( анимизм, обожествление объектов природы), то современный человек, существующий в обширном предметном мире, мире техники и разнообразных социально-функциональных процессов, очеловечивает эти процессы и предметы, выступающие в форме предметного человека.

То, как предметы становятся для человека его предметами, зависит, по Марксу, от природы предмета и от природы соответствующей ей сущностной силы.

Природа же архитектуры связана со структурностью организации функциональной формы, с техникой и социально-функциональными процессами, осваиваемыми рациональным мышлением, вследствие чего первичный антропоморфный образ как некоторая сущностная целостность становится все менее внешней изобразительной формой. Так, один из современных скульпторов, создавая образ первого космонавта, видел человека нашего времени воплощенным в машинах, приборах, вещно продолжающих его голову, руки, сердце.  [4]

Междуантропоморфизмом и полной теорией лежит несколько размытая полоса ее обоснований, содержащая великую способность разума к абстрагированию, построению смелых гипотез и индуктивной цепочки умозаключений, как процесса, имеющего завершением дедуктивную теорию с ее логическим ядром — аксиоматикой.  [5]

Однако этотантропоморфизм, свидетельствующий о растущей власти человека над природой, характеризует только определенную, исторически преходящую ступень в развитии древнегреческой мифологии.  [6]

Характеристика понятияантропоморфизма позволяет рассматривать его в качестве наиболее общего принципа синтеза художественной формы в архитектуре три историко-генетиче-оком анализе на первом логическом уровне, определяющем подготовку архитектора в миниатюре. На этой основе и с учетам конкретного значения, почерпнутого из анализа, в дальнейшем будет предложено заменить это понятие, применительно к современной теории и практике архитектуры, понятием синтеза художественной формы.  [7]

С таким соотношениемантропоморфизма и доблестной деятельности тесно связан тот факт, что антропоморфические культы содействуют сохранению, если не зарождению, склада ума, благотворно сказывающегося на развитии различий в статусе, благоприятствующего сохранению соответствующих режимов.

Правда, здесь совершенно невозможно сказать, где заканчивается такое дисциплинирующее влияние культа и где начинается очевидное проявление сопутствующих изменений в наследственных чертах.

В их наиболее развернутом виде и хищнический темперамент, и чувство статуса, и антропоморфический культ — все вместе принадлежат культуре варварства; между этими тремя явлениями, когда они возникают в обществе на этом культурном уровне, существует некоторая взаимозависимость.

Того, насколько они оказываются взаимосвязанными друг с другом в привычках и способностях индивидов и социальных групп в наши дни, более чем достаточно, чтобы признать наличие схожей причинной или органической связи между этими психологическими явлениями, рассматриваемыми как характерные черты или привычки индивида.

Из предшествующих моментов обсуждения явствует, что различия в статусе как характерная особенность социального устройства явились следствием хищнического образа жизни. По своему происхождению отношение статуса представляет собой не что иное, как сильно выраженную хищническую позицию.  [8]

Для этих воззрений характерныантропоморфизм и антропоцентризм.  [9]

При построении промышленных роботовантропоморфизм кинематической схемы уже не является обязательным элементом и, как правило, организация движения в пространстве в них достигается наиболее простыми средствами — использованием так называемых координатных манипуляторов, в которых описание движения оси кистевого шарнира совпадает с записью координат точки в той или иной системе координат, например в цилиндрической ( робот Версатран) или сферической ( Юнимейт) [13, 16], что объясняется простотой программирования движения. Выбор той или иной кинематической схемы является первой задачей, встающей перед проектировщиками. Решение такой задачи требует выработки критериев оценки кинематических схем по геометрическим свойствам, кинематическим и динамическим характеристикам, энергетическим и точностным параметрам.  [10]

Эгоцентризм, связующее мышление иантропоморфизм являют собой различные примеры одной общей темы. Дооперациональный ребенок не может координировать свои мысли в единую систему или направлять их на общий план или организацию.  [11]

Известен как один из первых критиковантропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного.  [12]

Известен как один из первых критиковантропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного. Трактуя вместе со всеми досократиками бытие чисто материально, а именно как землю и воду и как то, что из них произошло, К.  [13]

Известен как один из первых критиковантропоморфизма, а вместе с тем и всей мифологии; настаивал на том, что люди создают богов только по своему подобию и что всякое животное, если бы оно верило в богов, тоже представляло бы их в виде того или иного животного.  [14]

Как справедливо отмечено в статье Кодирование в Философской энциклопедии, известный антропоморфизм, присущий характеристике кодирования как акта преобразования сообщения, восходит ко времени, когда кодирование связывалось непременно с зашифровкой секретных сведений.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Источник: http://www.ngpedia.ru/id65263p1.html

Антропоморфизм — это..

— наделение природных вещей и предметов деятельности людей человеческими чертами, придание им человеческого облика. А. обычно связывают с мифологией и религией, с присущими им образами и представлениями. В плане социально-философском первостепенным становится вопрос о социальных (человеческих) качествах предметов, создаваемых людьми.

С ним тесно связан вопрос о проекции на природные системы форм и структур человеческой деятельности. В этом плане практически и теоретически значимыми оказываются выяснение степени и характера воплощенности человеческих качеств в природном материале, соответствие или несоответствие форм человеческой деятельности формам бытия природных объектов и систем.

Классическая наука практически поставила вопрос о преодолении антропоморфных представлений в описании и объяснении природы. Стандарты научной объективности базировались на экспериментальных и теоретических процедурах, минимизировавших или — как казалось — исключающих антропоморфизацию научных данных.

Создавалась методология для описания вещей такими, каковы они есть сами по себе, «на самом деле». Недостатки становящейся общественной науки (с середины XIX в. и вплоть до 70-х гг. XX в.) связывались с их неустранимым А., с тем, что люди строили модели взаимодействия людей и не могли реализовать эти модели в логике вещей, свойственной естествознанию. В позитивизме А.

преодолевался вместе с метафизикой как способ организации человеческих представлений, не укладывающихся в формы четко фиксируемого и проверяемого опыта. В догматическом марксизме А. «оттеснялся» в историческое прошлое как архаическое сознание, связанное с мифологией и религией, сохраняющее свое значение лишь в сфере искусства и народных традиций.

Однако кризис классической науки, наметившийся в начале XX столетия (и осмысленный лишь в конце его), показал: проблема А. много сложнее, чем это представлялось ранее.

В частности, выяснилось, что кризис классической науки — это прежде всего преодоление границ человеческих восприятий, представлений, понятий, с помощью которых определялась природа, фиксировалась реальность, характеризовалось бытие.

Иными словами, наука в своем объективном определении действительности пользовалась средствами, «накладывающими человеческое измерение», человеческие формы видения, понимания, взаимодействия на объекты природы, на проявления бытия.

Имела место антропоморфизация не прямая, а опосредованная, когда на природу накладывалась не конкретная человеческая форма, а форма абстрактно-социальная, не межиндивидная связь людей, а выраженная косвенным образом — в инструментах деятельности и средствах ее соизмерения — форма разделения и кооперирования человеческих усилий.

Более того, в этом контексте обнаруживался и прямой А. научных понятий и терминов — «сила», «небесное тело», «притяжение», «отталкивание», — до поры не обнаруженный, не «услышанный», не узнанный ни методологами, ни самими учеными. А. перестает быть некогда пройденным этапом в эволюции человеческого сознания.

Он обнаруживает особенности сложной научно-методологической и социально-философской проблемы. Возникает вопрос: формы какого человека закрепляются в характеристиках «внечеловеческого» и нечеловеческого мира? Рассмотренная выше ситуация кризиса классической науки указывает на то, что возможны и реализуются в деятельности людей разные типы А.

Во всяком случае можно говорить об антропоморфизмах, проецирующих на природу: а) формы телесной жизни человека; б) формы совместной и разделенной деятельности людей, опредмечиваемые, например, в машинах и технических системах; в) формы самореализации и соизменения различных социальных субъектов (от индивидов — до обществ).

Благодаря этому, можно обнаружить антропоморфные мотивы в новейших тенденциях практики и науки, ориентированных на самоорганизацию, самоизменение, саморазвитие природных систем. Внимание к их самобытности выражает не только новоепонимание объективности, но и новую доминанту человеческой деятельности, новую стилистику человеческих взаимодействий.

Человек перестает быть мерой всех вещей и находит ресурсы своего бытия в изменении выработанных форм. Это, судя по всему, не означает преодоления А., — так выявляется установка на радикальное изменение режима использования человеческих форм, на осознание различия между человеческими и внечеловеческими формами бытия.

В предшествовавшей истории человеческого познания сосуществовали — иногда сплетались, иногда противопоставлялись — два разных типа А.: А., отождествлявший человеческую и природную формы, и А., четко разделявший форму освоения бытия и форму его своеобразного осуществления.

Первый отождествлял человеческие представления и способы бытия объектов, моделировал действительность по образу и подобию человеческому. Второй стремился держать дистанцию между схемами человеческой деятельности (ее моделями) и природой: результат достигался, как правило, за счет жертвы качества как на «стороне» человека, так и на «стороне» природы. Классическая наука как раз и базировалась на оперировании абстрактными схемами человеческой деятельности и абстрактными объектами. Само понятие А. определялось именно в контексте такого понимания, связанных с ним противопоставлений, ограничений и возможностей. В настоящее время формируется тип мышления и познания, в котором соответствие человеческих и нечеловеческих (природных, скажем) форм достигается за счет их различения и взаимной конкретизации. Происходит своего рода деонтологизация человеческих моделей бытия, когда находится достаточно определенная сфера взаимодействий, в которой модель, т. е. человеческая форма («антропоформа») выступает незаместимым инструментом продуктивных взаимодействий. (См. «Деятельность», «Отчуждение», «Вещи».) В. Е. Кемеров

Психология развития. Словарь под. ред. А.Л. Венгера

Антропоморфизм [греч. anthrōpos — человек + morphē — вид, форма] — представление о наличии у животных психических свойств и способностей, присущих в действительности только человеку. Антропоморфическое толкование поведения животных с точки зрения человеческих…

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М

(греч.), наделение бога или богов человеческой формой и человеческими свойствами и качествами.

Философский словарь

— 1) представление, будто животные, растения, а также явления неживой природы (стихии) обладают человеческими свойствами — мыслями, чувствами, волей; 2) представление Бога или богов в человеческом образе.

Философский словарь

(от греч. anthropos и morphe: «формачеловека») — придание не-людям (напр., Богу, ангелам, животным) человеческих признаков и качеств. Обычно считается, что антропоморфность придают образу Бога слаборазвитые несовершенные умы, привыкшие иметь дело с чувственным восприятием и не…

Философский словарь

(Греч.) От «антропос» — человек. Наделение бога или богов человеческой формой и человеческими свойствами или качествами.

Философский словарь

(от греч. anthropos — человек, morphe -форма) — олицетворение явлений природы, религ. и мифологич. представлений и образов, перенесение на них присущих человеку свойств. А. — неотъемлемая особенность религ. верований и мифологии. А. ранних религий связан с тотемизмом (…

Психологический словарь

(от греч, anthropos — человек и morphe — вид, образ) — стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

Психологическая энциклопедия

Словообразование. Происходит от греч, anthropos — человек + morphe — вид, образ. Категория. Система мировоззренческих представлений. Специфика. Основан на стремлении наделять специфически человеческими свойствами растения, животных, силы природы, богов.

Психологическая энциклопедия

Приписывание животным человеческих чувств и эмоций. Мы часто делаем это, когда говорим, что кошка «балуется» или что собака «рада» видеть нас. Люди, работающие с животными или наблюдающие за их поведением, стараются избегать этой склонности.

Психологическая энциклопедия

Приписывание человеческих характеристик организмам, находящимся на более низких ступенях развития, или неодушевленным объектам. Антропоморфические заблуждения наиболее часто встречаются у тех, кто не знаком с исследованиями животных. Тенденция говорить, что крыса, получающая…

Источник: http://insai.ru/slovar/antropomorfizm-3

Ссылка на основную публикацию