Социальные установки — что это такое

Социальная установка личности

Социальная установка (аттитюд) –  это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки: 1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека; 2) осознанность этих отношений и поведения; 3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда: 1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях; 2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей; 3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности; 4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту; 5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения; 6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки: 1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; 2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок: 1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне; 2) социальные установки; 3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: 1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида; 2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа : 1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;
4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок  преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды.

Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Источник: https://psyera.ru/2806/socialnaya-ustanovka-lichnosti

Социальная Установка — это..

СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты Понятие «установки» было введено впервые в экспериментальной психологии (Л Ланге, 1888) при изучении особенностей восприятия и понималось как целостная модификация состояния субъекта, направляющая его реакции и взаимодействие (Г Ол-порт, Ф Хайдер, С Аш, Л Фестингер) Эффекты «установки» непосредственно обнаруживаются в согласовании возникающих конфликтных содержаний В теории Узнадзе «установка» — центральный объяснительный принцип, опосредующий процессы идентификации, номинации, логического мышления Она означает представленность единого феномена в сфере когнитивного, аффективного и поведенческого В социологии понятие СУ (attitude) используется впервые У Томасом и Знанецким для обозначения ориентаций индивида в качестве члена группы относительно ценностей группы «Определение ситуации» индивидом посредством СУ и ценностей группы дает представление о степени адаптации индивида Таким образом, attitude в отличие от «установки» в исходном психологическом смысле фиксирует в большей мере ценностное (нормативное) отношение к социальному объекту, указывает и на факт переживания, и на факт разделенности (коммуницируемости) Основной метод измерения СУ — шкалирование (Р Ликерт, Л Терстоун, Л Гутман, Э Богар-дус), распространенное в исследованиях массовых информационных процессов Совокупности установок изображаются в виде иерархии диспозиций (лат dispositio — расположение): элементарная фиксированная установка (ситуационная, set), социальная фиксированная установка (обобщенная, attitude), общая доминирующая направленность личности Диспозиционная концепция устанавливает связи между социологическими, социально-психологическими и обще-психологическими подходами

Психологический словарь

— форма установки — , автор — У. Томас и Ф. Знанецкий (1918 г.). Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним — аттитюд. Литература. (Ed.)…

Психологическая энциклопедия

— устойчивое внутреннее отношениечеловека к кому-либо или чему-либо, включающее мысли, эмоции и действия, предпринимаемые им в отношении данного объекта.

Психологическая энциклопедия

Автор. У.Томас и Ф.Знанецкий (1918 г.). Категория. Форма установки. Специфика. Устойчивая система взглядов и представлений, подготавливающая индивида к определенным действиям, которая может быть выражена в форме отрефлексированных суждений. Синоним….

Психологическая энциклопедия

Термин, используемый в нескольких контекстах для обозначения любой установки, которая может характеризоваться как социальная по происхождению или способу проявления. 1. Установка, которая лежит в основе тенденции человека вести себя с другими людьми определенным образом. 2….

Психологическая энциклопедия

— отношениечеловека к людям, социальным событиям, фактам и многому другому, что для него значимо. включает в себя три компонента: когнитивный (знания об объекте), эмоциональный (чувства, которые он вызывает) и поведенческий (действия, которые он порождает).

Источник: http://insai.ru/slovar/sotsialnaya-ustanovka

Социальная установка. Структура социальной установки

Исследование социальных установок человека занятие весьма непростое, но интересное и плодотворное, оно дает возможность понять мотивацию человека.

Взаимосвязь между установкой и мотивом достаточно простая: есть в голове сформированная установочная модель – есть действие или готовность его осуществить.

Социальная установка – это не просто «мертвый камень» в голове человека, она как вирус чрезвычайно активная, побуждает личность к деятельности, заставляет вести себя определенным образом. Эту интересную тему активно исследовал, в свое время Д. Узнадзе и дал четкие определения.

Само понятие социальной установки Д. Узнадзе разделил на два вида: фиксированный и ситуативный. Он исследовал состояния личности, вызванные установкой, которые впоследствии при определенных обстоятельствах перерастают в реальное поведение.

Все это немного сложно для понимания, но становится невероятно интересно, когда осознаешь, что человек – это обычная, пускай и сложная, программа.

Все предсказуемо, господа! Нужно только разобраться в шифрах и кодах и в их взаимосвязях! Нажимаешь на нужную кнопочку (то есть даешь нужную установку ) – и ву-аля, получайте ожидаемый результат!

Немного о структуре социальной установки

Структура социальной установки, несмотря на то, что это невероятно сложное образование, была проанализирована многими исследователями. Так в 1942 г. после длительного анализа ученый М. Смит поделил ее на три основных компонента:

  1. Когнитивный компонент.
  2. Эмоциональный компонент.
  3. Поведенческий компонент.

В западной социальной психологии был введен термин «аттитюд», ему дали определение «состояние сознания индивида относительно некоторой ценности социального характера». Новое понятие социальной установки «аттитюд» спровоцировало бум исследований. Ученым удалось научным путем определить функции аттитюдов:

  1. приспособительная функция;
  2. функция знания;
  3. функция выражения;
  4. функция защиты.

Структура социальной установки немного напоминает «дремучий лес», запутанное сложное образование, но ее понимание дает возможность взглянуть вглубь явления. Все это требует основательного изучения, стоит ознакомиться с трудами В.Н. Мяснищева, М.Смита, Д.Унадзе, Томаса, Знанецкого и многими другими.

Как формируется социальная установка?

Понятие социальной установки очень тесно связано с известным всем словом «стереотип». Чрезмерное обобщение любого явления имеет свойство переходить в устойчивое убеждение. Таким образом «стереотип», как форма обобщения явлений непосредственно влияет на формирование социальной установки, становится причиной ее возникновения.

В науку был введен термин «стереотипизация», после того, как было доведено, что человек предрасположен воспринимать все явления, обобщая их по определенной схеме. Вследствие, образуются оценочные формирования, обладающие устойчивостью, иными словами образуется программа, алгоритм.

Готовый сформированный алгоритм «облегчает» работу человеческого мозга, ему не приходится каждый раз анализировать и оценивать явление, у него есть уже готовый «вердикт» (алгоритм, установка), позволяющий действовать быстро без затрат энергии и времени на анализ.

Далее начинаешь задумываться, кто на самом деле придумал человеческий мозг и все его механизмы. Злой этот гений или добрый? С одной стороны готовые «алгоритмы», они же программы, позволяют действовать при любых обстоятельствах, быстро, не задумываясь.

Как бы это хорошо! Но с другой стороны грубое обобщение «стереотип» на самом деле может оказаться ложным, вследствие чего, поведение человека также будет нецелесообразным, ложным. И это очень плохо! Человек обремененный ложными стереотипами заранее предрешен на неудачу, ложный путь! Да… поиграла природа с нашим мозгом…

Установка всегда действует по принципу увеличительного стекла, но очень часто оно становится искажающим зеркалом. Структура социальной установки говорит нам о функциях, которые она исполняет, вникая в их суть, мы понимаем, что установки являются главными «подстрекателями» активности и деятельности в целом человека, это и есть главные мотивационные источники в жизни каждого. Глубоко изучив социальные установки человека, можно практически безошибочно прогнозировать его действия.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/socialnaya-ustanovka-struktura-socialnoy-ustanovki.html

Социальная установка (аттитюд): структура и функции | Горизонты

Понятие Социальная установка

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Социальная установка это — фиксированная в социальном опыте личности (группы) предрасположенность воспринимать и оценивать социально значимые объекты, а также готовность личности (группы) к определенным действиям, ориентированным на социально значимые объекты.

Это определение вполне согласуется с Теорией Психологической Установки разработанной Д.Н. Узнадзе . и выступает в качестве частного случая в отношении мнений и действий, ориентированным на социальные объекты и явления.

Формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках. Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки.

Существует понятие установка и аттитюд – социальная установка.

Установка рассматривается общепсихологически – готовность сознания к определенной реакции, бессознательный феномен.

Понятие Аттитюд

Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности».

Аттитюд понимался всеми как определенное состояние сознания, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.

Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.

Функции аттитюдов:

  1. Приспособительная(утилитарная, адаптивная) – аттитюд направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей.
  2. Функция знания– аттитюд дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту.
  3. Функция выражения(ценности, саморегуляции) – аттитюд выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения, выражения себя как личности.
  4. Функция защиты– аттитюд способствует разрешению внутренних конфликтов Личности.

Через усвоение установок происходит социализация.

Выделяют:

  1. Базовые– система убеждений (ядро личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.
  2. Периферийные– ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

       Установочная система – это система базовых и периферийных установок. Она индивидуальна для каждого человека.

В 1942 г. М. Смитом была определена трехкомпонентная структура установки:

  1. Когнитивный компонент– осознание объекта социальной установки (на что направлена установка).
  2. Эмоциональный. компонент(аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии.
  3. Поведенческий компонент– последовательность поведения по отношению к объекту установки.

Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

См. подробнее:

  1.   Андреева Г.М. Социальная психология. Глава 17. Социальна установка

См. также эссе под рубрикой «Горизонты«:

См. также разделы Справочника :

Источник: http://ingorizont.ru/?p=450

Социальные установки

Под установкой принято понимать благоприятную или неблагоприятную оценочную реакцию на что-либо или на кого-либо, которая выражается в мнениях, чувствах, а также в целенаправленном поведении. Установка— это неосознаваемая готовность к действию.

Психологи считают, что любое воздействие на человека можно рассматривать с точки зрения теории установки. Когда оно имеет социальную природу, то говорят о социально-психологической природе установки.

Понимание механизма действия установок облегчается пониманием действия принципа так называемой доминанты. Психофизиологам хорошо известно, что деятельность человека во многом определяется доминантой — устойчивым очагом повышенной возбудимости в коре и подкорке головного мозга.

Это есть то самое таинственное «что-то», что мешает человеку или, напротив, заставляет его предпринимать какие-либо действия в определенных ситуациях.

Считается, что доминанта в своем развитии проходит три стадии.На первой стадии доминанта возникает под влиянием внутренних химико-биологических процессов, с одной стороны,  и внешних раздражителей — с другой. В качестве поводов для подпитки доминанта привлекает самые раздражители.

На второй стадии из прежнего множества действующих возбуждений доминанта выбирает группу, которая для нее особенно «интересна», в результате чего образуется условный рефлекс.

На третьей стадии между доминантой и внешним раздражителем устанавливается прочная связь, так что раздражитель будет вызывать и подкреплять ее. Внешняя среда содержит определенные сигналы, на которые обязательно реагирует соответствующая доминанта. Доминантный очаг обладает рядом специфических свойств:

— устойчивостью во времени;

— способностью, с одной стороны, как бы притягивать к себе раз- яичные внешние раздражители, а с другой — подпитываться ими;

— господством одной доминанты в конкретный интервал времени (минуты, часы, а в некоторых особых случаях — месяцы и годы);

— ослаблением доминанты в связи с ее естественным разрешением. Доминанта — объективно существующий механизм человеческого мышления и поведения. Тем не менее, человек способен осознавать, корректировать прежние и создавать новые доминанты.

Принято различать понятия «установка» и «социальная установка», несмотря на схожесть слов, раскрывающих их содержание: «склонность», «направленность», «готовность». В рамках общей психологии под установкой действительно понимается состояние готовности субъекта к определенной активности, что обусловливается действием двух факторов:

—потребностью субъекта;

— соответствующей объективной ситуацией.

Установка бывает ситуативная и фиксированная. Последняя есть закрепленная в случае повторения ситуации настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности в данной ситуации.

В социальной психологии под социальной установкой понимается определенное состояние сознания и нервной системы, организованное и основанное на предшествующем опыте и выражающее готовность к peajmum. (В западной социальной психологии вместо термина «социальная установка» применяется термин «атгмтюд».)  В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1) убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки);

2) эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная, аффективная составляющая);

3)  соответствующая реакция, которая, в частности, может отражаться в поведении (поведенческая составляющая).

Полагают, что социальная установка выполняет важные для субъекта функции. Эти функции следующие:

  • адаптивная (утилитарная): установка направляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
  • когнитивная: установка дает упрощенные указания о способе поведения по отношению к конкретному объекту;
  • регулятивная: установка выступает как средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;
  • защитная: установка способствует разрешению внутренних конфликтов личности;
  • стабилизирующая: установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, обеспечивает сохранность ее направленности в непрерывно изменяющихся
  • ситуациях;     
  • автомативная: установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
  • ригидная: установка выступает как фактор инертности, косности деятельности, затрудняющей приспособление к новым ситуациям.

Установка может быть направлена на различные факторы деятельности, в частности на ее цель, мотив, условие.

Вопрос о том, определяют ли установки поведение, вызывает к жизни иной — основополагающий — вопрос о природе человека: какая связь существует между тем, что у нас на душе, и тем, что мы творим и действительности? Какая связь между мыслью и действием, характером и поведением, личным миром и общественными делами?

Многочисленными остроумными психологическими, экспериментами было доказано и то, что установки определяют поведение, и то, что установки на самом деле ничего не меняют. Противоречия в тгом нет, просто помимо установок наше поведение подвержено многим другим влияниям. Один социальный психолог насчитал 40 различных факторов, осложняющих взаимосвязь «установка —поведение».

И, пожалуй, самый важный из таких факторов: в условиях повседневной жизни люди нередко выражают установки, которых сами не придерживаются. Люди порой говорят то, что, как им кажется, от них хотят услышать другие.

Выявлен и эффект так называемой агрегации: воздействие установки на поведение становится более очевидным, когда рассматривается личность или поведение в целом, а не отдельные поступки.

Взаимодействие социальной установки и поведения представляет собой достаточно сложный, далеко не однозначный феномен, о чем свидетельствуют проведенные специалистами эксперименты, те или иные конкретные жизненные ситуации.

В эксперименте был отправлен письменный запрос в 251 ресторан и отель: «Не согласитесь ли Вы принять в качестве гостей китайцев?» Ответило 128 заведений. Только один ответ 6ШПоложительным; 92% ответивших предложение отвергли.

К тому времени автор эксперимента (Ла-Пьер) вместе с очаровательной парой китайских молодоженов уже в течение полугода колесили по всей стране, где повсюду встречали радушный прием, за исключением одного- единственного случая.

Феномен получил название «парадокс Ла- Пьера» — расхождение между социальной установкой (негативное отношение к китайцам) и реальным поведением хозяев отелей.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1600-sotsialnye-ustanovki.html

Социальные установки людей с нарушенным зрением

Любые проявления личности человека основаны на его прошлом опыте, отношении к нему окружающих и его отношении к самому себе. В психологии это явление называется социальной установкой личности.

Социальная установка личности представляет собой состояние психологической готовности человека вести себя определенным образом, она основана на прошлом опыте и регулирует его социальное поведение. В западной психологической науке это понятие определяется термином «аттитюд».

Социальная установка содержит в себе три элемента:

  • когнитивный, который определяет рассудочную деятельность человека;
  • аффективный, определяющий эмоциональную оценку объекта, отношение симпатии или антипатии по отношению к объекту окружающего мира;
  • конативный, или поведенческий, который предполагает последовательность действий по отношению к объекту.

Функции социальной установки

В психологии выделяют несколько основных функций социальной установки, в зависимости от течений в науке называться они могут по-разному, однако имеют идентичное значение.

  • Инструментальная (адаптивная, утилитарная) функция выражает приспособительное поведение человека, основана на исполнении человеком желаемого при снижении потерь. Она направляет человека в сторону установок большинства. Именно эта функция лежит в основании оценки человеком отношений социума к объекту, а значит, дает возможность присоединиться к мнению большинства. Она позволяет человеку адекватно взаимодействовать с другими членами группы.
  • Эгозащитная функция. В этом случае социальная установка работает как инструмент защиты человека от неприятных переживаний и стресса, а также способствует частичному разрешению внутриличностных конфликтов. Однако социальная установка может использоваться также как средство подтверждения собственной значимости или значимости группы, к которой принадлежит человек.
  • Функция выражения ценностей, функция самореализации. Социальная установка дает возможность человеку выразить то, что важно именно для него, и организовать свое поведение. Эта функция дает человеку возможность самоопределиться в жизни, понять, что же он собой представляет.
  • Функция организации знаний дает возможность проводить упорядочивание предметов и явлений окружающей среды, за счет этой функции у людей имеется возможность соотнесения своих знаний и их оценки с поступающей информацией от окружающего мира.

Виды социальных установок

  • Социальная установка на объект, разновидность установки при которой человек готов вести себя конкретным образом.
  • Ситуативная установка представляет собой готовность вести себя определенным образом по отношению к одному и тому же объекту по-разному в разных ситуациях.
  • Перцептивная установка определяет готовность видеть то, что человек хочет видеть.
  • Парциальные (частные) установки и общие (генерализованные) установки. Установка на объект — всегда частная установка, перцептивная установка становится общей тогда, когда большое количество объектов становится объектами социальных установок. Процесс от частной к общей идет по мере увеличения.

Виды установок по их модальности:

  • позитивная (положительная);
  • негативная (отрицательная);
  • нейтральная;
  • амбивалентные социальные установки (готов вести себя как положительно, так и отрицательно).

Специфика установок лиц с нарушениями зрения

Установка лиц в отношении себя и окружающих имеет свои особенности. Это связано с отношением к своей внешности. Самооценка незрячего человека в этой области складывается либо из отношения к себе на основе собственных представлений, либо исходными являются впечатления зрячих людей.

Большинство психологов считают, что самое большое несчастье — это не сама слепота как таковая, а внешнее отношение зрячих к слепому.

В течение жизни самооценка ребенка с нарушенным зрением изменяется в процессе адаптации к своему дефекту, дети переживают несколько психологических кризисов, которые связаны с осознанием их отличий от других. Особенно остро этот вопрос встает в подростковом возрасте, происходит нарушение социальных отношений в связи с пониманием своей отличности от большинства сверстников.

При оказании коррекционной помощи по изменению социальных установок незрячих детей и поздно ослепших взрослых необходимо учитывать:

  • отношение к себе и окружающим;
  • представления о прошлом и будущем;
  • отношение к своим притязаниям и возможностям;
  • отношение к ценностям своим собственным и окружающих;
  • возможность реализации своих желаний и удовлетворение интересов;
  • отношение к ближайшему окружению и его оценку.

Источник: http://VitaPortal.ru/medicine/glaznye-bolezni/sotsialnye-ustanovki-lyudej-s-narushennym-zreniem.html

Шпаргалка по социальной психологии

Социальная установка (аттитюд) – это определенное состояние сознания, основанное на предыдущем опыте, регулирующее отношение и поведение человека.

Признаки социальной установки:

1) социальный характер объектов, с которыми связаны отношение и поведение человека;

2) осознанность этих отношений и поведения;

3) эмоциональный компонент этих отношений и поведения;

4) регулятивная роль социальной установки.

Функции аттитюда:

1) автомативная – упрощение контроля сознания за деятельностью в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

2) адаптивная – направление субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;

3) защитная – способствует разрешению внутренних конфликтов личности;

4) когнитивная – установка помогает выбрать способ поведения по отношению к конкретному объекту;

5) регулятивная – средство освобождения субъекта от внутреннего напряжения;

6) ригидная – установка затрудняет приспособление к новым ситуациям;

7) стабилизирующая – установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, в изменяющихся ситуациях.

Структура социальной установки:

1) когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте;

2) аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту;

3) поведенческий, выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту.

Уровни установок:

1) просто установки, регулирующие поведение на простейшем, преимущественно бытовом уровне;

2) социальные установки;

3) базовые социальные установки, отражающие отношение индивида к его основным сферам жизнедеятельности (профессия, общественная деятельность, увлечения и т. п.);

4) инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды).

Установка регулирует деятельность на трех иерархических уровнях:

1) смысловом – установки носят обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида;

2) целевом – установки определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности и связаны с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца;

3) операциональном – установка способствует восприятию и интерпретации обстоятельств на основе прошлого опыта субъекта в подобной ситуации, прогнозированию возможностей адекватного и эффективного поведения и принятию решения в конкретной ситуации.

Этапы формирования социальных установок по Ж. Годфруа:

1) до 12 лет установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям;

2) с 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, что связано с усвоением социальных ролей;

3) от 20 до 30 лет – происходит кристаллизация социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием;

4) от 30 лет – установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью, плохо поддаются изменениям.

Изменения установок преследует цель добавить знание, изменить отношение, взгляды.

Оно зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Установки более успешно меняются через изменение отношения, что может быть достигнуто внушением, убеждением родителей, авторитетных личностей, средств массовой информации.

Когнитивисты считают, что на изменение установок влияет появление несоответствия в когнитивной структуре индивида. Бихевиористы придерживаются мнения, что изменение аттитюдов зависит от подкрепления.

Источник: http://bookap.info/sociopsy/cheldyshova_shpargalka_po_sotsialnoy_psihologii/gl26.shtm

Социальная установка и поведение | Лекция | НОУ ИНТУИТ

Пытаясь объяснить слова или действия какого-либо человека, мы порой говорим: «У него такая установка…», «Он имеет предубеждение против абстрактной живописи…», «Ему вообще не нравятся журналисты, потому что они ищут жареные факты…». Во всех этих случаях мы говорим, по существу, об отношении человека к тем или иным явлениям окружающей действительности.

В самом общем виде под отношением понимается взаимная связь, взаимозависимость каких-либо объектов или их свойств. Концепцию отношений личности в психологии впервые выдвинул А.Ф. Лазурский в начале XX в., а немного позднее стал разрабатывать В.Н. Мясищев.

В соответствии с его пониманием, отношения представляют собой «систему временных связей человека как личности — субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» (Мясищев, 1960. С. 150).

Позднее, говоря о той или иной предрасположенности субъекта к каким-либо явлениям окружающей жизни, отечественные авторы стали преимущественно использовать термин «социальная установка» (или «аттитюд»). Так, например, В.А. Ядов и Е.С.

Кузьмин считают эти термины синонимами (Ядов, 1975; Кузьмин, 1977), хотя, строго говоря, понимание Мясищевым отношений личности отличается от понимания «аттитюдов» в западной социальной психологии.

Поскольку вопросы терминологии важны для науки, отметим, что, используя понятие «установка» («аттитюд»), отечественные социальные психологи вкладывают в него смысл, отличный от подхода Д.Н. Узнадзе — пионера отечественных исследований установки.

В его исследованиях установка никак не связана с социальными явлениями и формируется на основе простейших физиологических потребностей человека (Узнадзе, 1961). Заметим при этом, что установка в таком понимании называется в английском языке «сет» (set), а социальная установка обозначается как «аттитюд» (attitude). Далее мы будем говорить именно об «аттитюдах», или социальных установках.

В отечественной психологии отдельные вопросы, связанные с явлением установки, затрагивались А.Н. Леонтьевым, который ввел в научный оборот понятие субъективного, личностного смысла, выступающего «прежде всего как отношение, которое создается в жизни, в деятельности субъекта…».

«Конкретно-психологически такой сознательный смысл создается отражающимся в голове человека объективным отношением того, что побуждает его действовать, к тому, на что его действие направлено как на свой непосредственный результат.

Другими словами, сознательный смысл выражает отношение мотива к цели» (Леонтьев, 1981. С. 300). В соответствии с данным подходом, выявляя конкретный мотив той или иной деятельности индивида, можно определить и личностный смысл этой деятельности для него.

Некоторые признаки установки как социально-психологического явления рассматриваются также Л.И. Божович в ее концепции направленности, или «внутренней позиции личности».

Традиционно установку определяют как предрасположенность индивида определенным образом оценивать других людей, различные объекты, явления или идеи. Еще в 1935 г., на заре исследования установки, Г.

Олпорт подчеркивал особую важность этого феномена для социальной психологии: «Не будучи направляем установкой, индивид находится в замешательстве и недоумении.

Какой-то вид готовности является необходимым до того, как он сможет осуществить достаточное наблюдение, высказать подходящее суждение или дать тот или иной ответ, кроме самого примитивно рефлекторного.

Установки определяют для каждого индивида то, что он увидит и услышит, то, что он будет думать и делать. Заимствуя слова Уильяма Джеймса, «они привносят смысл в мир»; они разграничивают хаотическое окружение и упорядочивают его; они являются нашими методами, с помощью которых мы находим свой путь в жизни» (Аllport, 1935. Р. 806).

Источник: https://www.intuit.ru/studies/courses/3587/829/lecture/30786

Ссылка на основную публикацию