Симптомы и причины гиперактивности

Наиболее частые причины СДВГ у детей и взрослых

Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло ученым много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чем причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остается таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания.

Причины СДВГ

В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребенка. Причину видели в ошибках воспитания совершенных родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Дети с СДВГ не могут найти себе места!

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребенка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространенная причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы . Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребенка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребенка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновения СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, ученным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В «связи» с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто-то уже страдает от этого расстройства. Кроме того, исследования на близнецах одно- и двуяйцевых подтвердили гипотезу о генетической обусловленности синдром дефицита внимания.

Симптомы СДВГ

Какая связь конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-x годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНС), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде.

Однако, оказалось, что микротравмы возникают действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь же распространены у здоровых детей.

Источником изменений в процессах обработки информации и психомоторных реакциях является отличие в созревании мозга, вызванное изменениями в генетическом материале.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребенка, то есть, например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чем-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также может быть нарушено.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и (менее важный в данном случае) серотонин.

  • Дофамин – отвечает за эмоциональные процессы, высшие психические действия (например, память, речь) и в меньшей степени за двигательные процессы. Его также называют «гормоном счастья», поскольку увеличение его концентрации в соответствующих областях мозга, вызывает состояние эйфории.
  • Норадреналин – гормон, который вырабатывается в надпочечниках, во время стрессовых ситуаций. Вызывает учащенное сердцебиение и повышение напряжения мышц. В мозгу принимает участие, в частности, в процессах терморегуляции. Дефицит может привести к недооценке угрозы, постоянному возбуждению организма. Называют «гормоном агрессивности».
  • Серотонин – необходим для нормального сна. Ее уровень также влияет на импульсивное поведение, аппетит и сексуальные потребности. Слишком низкий уровень серотонина наблюдается у агрессивных людей.

На основании проведенных исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребенка.

В первую очередь, следует обратить внимание на отношения между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребенка.

Очень важно также, в каких условиях ребенок воспитывается.

В случае сложной семейной ситуации, ребенок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более четкими, а ребенка более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчеркивается также роль экологических факторов.

Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребенка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию.

Психомоторная гиперактивность является одним из симптомов алкогольного синдрома плода (англ. FAS – Fetal Alcohol Syndrome), к которому приводит употребление матерью алкоголя во время беременности.

Подчеркивается также роль перинатальной гипоксии. Возникающие в результате таких осложнений микротравмы мозга у ребенка могут быть причиной появления симптомов, характерных для нарушения поведения. Но это относится только к небольшой группе маленьких пациентов.

Важное значение в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смены места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребенку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» – ребёнок с СДВГ встречает с отказ со стороны окружения, что только усугублять симптомы, и в результате ведет к еще более четкому отторжению ребенка средой, в которой он живет. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

СДВГ и влияние пестицидов

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин и контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфатам, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленном масштабе и с применением средств защиты растений.

Испытания прошли 1100 детей в возрасте от 8 до 15 лет. Долгосрочные воздействие на них большого количества пестицидов вызывало у них повышение риска развития СДВГ. Уровень пестицидов в организме измерялся через мочу. Не выявлено, однако, чтобы само действие пестицидов могло быть причиной возникновения СДВГ.

По словам ученых, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.

Источник: https://sekretizdorovya.ru/publ/prichiny_sdvg/3-1-0-4

Сдвг — что это такое, лечение и диагностика у детей и взрослых

Состояние человека с симптомами импульсивности и стабильной невнимательности, называется синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Заболевание характерно для детей, которые ярче испытывают его симптомы, но оно проявляется и в старшем возрасте. Полезно знать, как бороться с болезнью, выявить ее причины и признаки.

Что такое СДВГ

Встречая непонятную аббревиатуру СДВГ – что это такое, хотят узнать многие. Врачи и ученые объясняют, что СДВГ это синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Данная болезнь психического типа, причем встречается она в несколько раз чаще у детей, чем у взрослых.

По данным статистики, до 7% современных детей проявляют признаки гиперактивности, из них только треть девочки – остальные мальчики.

Больные отмечают разные симптомы СДВГ, но в целом проявления таковы: все они чрезвычайно активны, с трудом себя сдерживают, не способны концентрироваться на одной цели.

Если активность в норме, говорят только о синдроме нехватки внимания.

С возрастом признаки проходят, но остается повышенная импульсивность, гиперактивность, требование проявления внимания любыми способами, включая эксцентричные.

До сих пор врачи не могут точно сказать, каковы причины СДВГ. Ученые считают, что симптомы вызваны комплексом факторов, вызывающих синдром гиперактивности в любом возрасте. К этим факторам относят:

  • предрасположенность генетического характера – заболевание способно передаваться от отца и матери;
  • недоношенность, преждевременные роды;
  • злоупотребление алкогольными напитками, никотином в процессе беременности;
  • травмы головы и мозга, инфекционные заболевания в раннем детстве.

Механизм развития психического отклонения включает в себя дефицит специальных химических веществ.

Если дофамина и норадреналина не хватает в определенных областях головного мозга, то ребенок становится гиперактивным, импульсивным, привлекает к себе внимание.

По этим данным можно утверждать, что заболевание психическое, нуждается в правильной диагностике и лечении на основании выявленных симптомов.

Сдвг – симптомы у детей

Перед диагностикой болезни полезно будет узнать больше про СДВГ – симптомы, которые укажут, что пациенты испытывают проблемы. Проявляется синдром дефицита внимания у детей по следующим 3 категориям:

  1. Невнимательность – дети постоянно отвлекаются, забывают обязанности или информацию, не могут или с трудом сосредотачиваются на одном предмете. Они не могут выполнять задания, собрать себя, организовать работу и соблюдать указания. Глядя на них, можно подумать, что они не слышат, когда с ними разговаривают. У них есть ошибки по причине отсутствия концентрации внимания, они рассеянны, могут терять свои вещи.
  2. Гиперактивные качества – школьники нетерпеливы, очень много и избыточно общаются, суетятся, не могут приучить себя долго сидеть на одном месте. В детском саду либо школе они не находятся на одном месте, убегают, оставляя без внимания указания педагогов.
  3. Импульсивность – стремятся всегда быть первыми при ответе, перебивают других, не терпят ожидания в очереди. Они не могут отложить получение удовольствия, им нужно реализовать свою задумку здесь и сейчас. Дошколята и школьники не поддаются на уговоры, хотят получить все в один момент.

Диагностика СДВГ

Нелегко определить у ребенка СДВГ – диагноз ставится лишь на основании сравнения поведения их сверстников при одинаковом уровне развития в тех же социальных условиях.

На анализ уходит не менее полугода, чтобы точно диагностировать болезнь, а не просто выявить невнимательного или гиперактивного члена общества.

Симптомы расстройства возникают в дошкольном возрасте, проявляясь в дальнейшем в зависимости от социальных ситуаций и семейных отношений.

При значительно выраженных симптомах ребенок часто социально дезадаптирован, что ведет к психическим проблемам, замыканию к себе.

Важно вовремя привести его к врачу, чтобы тот обследовал его и исключил другие заболевания, обуславливающие нарушения поведения.

Исходя из основных симптомов, врачи ставят диагноз синдрома дефицита внимания с преобладанием невнимательности, гиперактивности, импульсивности или их комбинации.

Некоторые пациенты помимо основной характеристики страдают от других заболеваний, сопутствующих расстройству. Это:

  • слабое развитие учебных навыков, плохая школьная успеваемость;
  • расстройство оппозиционного характера – умышленное отсутствие послушания, буйность в поведении;
  • расстройство эмоционального характера – нервность, плаксивость;
  • тики – неумышленное подергивание мышц лица, сопение, внезапные крики.

Сдвг – лечение

Гиперактивность у детей лечится, чтобы не пришлось страдать от ее симптомов. Эффективность зависит от комплексной терапии, усилий врачей, родителей и педагогов. Лечение СДВГ у детей включает такие приемы, как:

  • коррекция по методике Дэйвиса – с ее помощью ребенок учится фокусироваться на цели без подавления своих способностей;
  • прием медицинских стимуляторов – назначаются неврологом в индивидуальной дозировке;
  • внимание со стороны родителей – повышение самооценки, поддержка увлечений, психотерапия.

Сдвг у взрослых

Если ребенок в детстве страдал от этого расстройства, то может проявиться Сдвг у взрослых. Он выражен не так сильно, проявляется слабее. Проявляется синдром рассеянного внимания во взрослом возрасте в виде плохой памяти, зависимости от наркотических и психоактивных веществ, депрессии. Что делать? Лечить недостаток нужно:

  • самоорганизацией;
  • поведенческой терапией, психологической помощью;
  • приемом лекарств-стимуляторов, которые назначает врач.

Видео: синдром СДВГ

Источник: http://sovets.net/7945-sdvg-chto-eto-takoe.html

Гиперактивность у детей. Причины и симптомы гиперактивности у детей

Гиперактивность у детей – вполне серьезное явление, способное негативно отразиться на адаптации маленькой личности в обществе. Так, статистика показывает, что от 4 до 20% малышей страдают от этого заболевания. Но у представителей мужского пола оно встречается в 5 раз чаще вместе с синдромом пониженного внимания.

Важно отметить, что гиперактивные дети независимо от ситуации безостановочно двигаются как дома, так и на улице, в гостях у посторонних и при этом им сложно на одном предмете задержать свое внимание.

Как бы родители не старались, но гиперактивность у детей невозможно искоренить с помощью упреков, просьб, наказания и уговоров — гиперактивный ребенок нуждается в комплексной помощи со стороны взрослых.

Основные сведения

В 50-х годах прошлого века гиперактивность у детей именовалась как патологическое состояние, вызванное незначительными функциональными расстройствами мозга. В 90-х ее причислили к ряду самостоятельных заболеваний, дав название СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Он обуславливается функциональными нарушениями в области нервной системы ребенка.

Проявляется в виде проблем с концентрацией внимания, обучением, а также памятью. Дети, подвластные гиперактивности, не могут быть сосредоточены на чем-то одном продолжительный промежуток времени и отличаются импульсивностью и неумением контролировать собственные действия. Их мозгу очень сложно обрабатывать как внешние, так и внутренние стимулы, информацию в общем.

Симптомы гиперактивности у детей

Зачастую у ребенка первые симптомы гиперактивности проявляются в возрасте 2-3 лет, но многие родители на это не обращают внимания. Часто прибегают к помощи врачей уже лишь тогда, когда их чадо пошло в школу.

Симптомы гиперактивности у детей следующие:

  • проблемы с речевым развитием, а точнее, его задержка;
  • излишнее беспокойство;
  • пренебрежение нормами и правилами поведения;
  • наличие проблем со сном;
  • неусидчивость.

Даже, если у ребенка обнаружился всего один симптом гиперактивности из вышеперечисленных, следует обратиться к врачу, в первую очередь, за консультацией. Он детально объяснит причины гиперактивности, как с ними бороться и помочь своему ребенку адаптироваться к жизни в обществе.

Причины гиперактивности у детей

Факторы, вызывающие гиперактивность у детей следующие:

  1. Беременность с осложнениями. В случае, когда мать на протяжении всех 9 месяцев страдала от повышенного давления, сопровождаемого токсикозом, то у ее малыша могла быть внутриутробная асфиксия. Это способно в 3 раза увеличить вероятность возникновения синдрома СДВГ у ее будущего ребенка.
  2. Осложненные роды. Если они были стремительными или наоборот затяжными, то это, несомненно, увеличивает вероятность возникновения СДВГ.
  3. Нарушение нормального образа жизни матери. На детскую нервную систему влияет то, какой образ жизни вела его мать. Вредные привычки или нелегкие трудовые условия способны оставить серьезный след на его здоровье.

Диагностика синдрома гиперактивности у детей

В случае обнаружения родителями СДВГ у своего ребенка, им следует немедленно обратиться к невропатологу для того, чтобы было назначено обследование. Ведь возможно, что причина возникновения синдрома в каком-нибудь тяжелом заболевании малыша. Важно знать, что синдром гиперактивности у детей диагностируется в 3 этапа.

  1. Сбор информации субъективного характера. Специалист собирает детальный анализ семейных болезней, расспрашивая у родителей о течении беременности каких-либо особенностях в этот период, о самих родах. Также не пропускаются заболевания, переносимые ранее ребенком. При этом родителям следует охарактеризовать поведение своего малыша. Врач с субъективной точки зрения оценивает ребенка, его поведение, основываясь при этом на полученных критериях диагностики, которые были приняты ассоциацией американских психиатров.
  2. Обследование психологического характера. Следующим этапом является то, что ребенку дается специальный тест. По полученным результатам измеряются параметры детской внимательности. Важно отметить, что в данных тестах участвуют дети в возрасте 5-6 лет.
  3. Обследование аппаратного типа. Гиперактивность у детей диагностируется посредством проведения исследования электроэнцефалографического характера или же применяется томография магнитно-резонансного типа для того, чтобы зарегистрировать электрические потенциалы, возникающие в мозге ребенка, с помощью чего выявляется определенное изменение. Стоит помнить, что все процедуры безопасны для жизни малыша и абсолютно безболезненны. Так, получив все необходимые данные, врач принимает решение о том, необходимо ли дальнейшее лечение гиперактивности у детей.

Как успокоить своего ребенка?

При детском перевозбуждении важно помнить, что есть необходимость смены обстановки на более спокойную. К примеру, уместно перевести малыша в иную комнату. Если же он в расстроенных чувствах, то родителю следует заключить его в свои объятия.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/grow-up-healthy/6714-giperaktivnost-u-detej-prichiny-i-simptomy-giperaktivnosti-u-detej.html

Сдвг у детей: причины, симптомы, лечение

Такие школьники обычно допускают ошибки в связи со своей невнимательностью, так как не слушаются ни преподавателей, ни родителей, когда они им пытаются что-то объяснить.

 Симптомы проявляются в том, что они совершают слишком много ненужных действий, крутятся и вертятся, встают и ходят, то есть проявляют повышенную подвижность.

Это не позволяет им сосредоточиться на занятиях, и не только учебных.

Поведение школьников с СДВГ, зачастую, неприемлемо не только дома с родителями, а также в школе, создает много проблем и им самим, и взрослым.

Большинство ребят с таким диагнозом плохо учатся в учебном учреждении, имеют плохую успеваемость практически по всем предметам, их считают непослушными и балованными, озорными и терроризирующими всех окружающих их людей — это тоже симптомы болезни. Они и сами страдают от очень низкой самооценки, а также невозможности заводить друзей.

Но не нужно обвинять детей, ведь это не их вина, а такое поведение обуславливается тем, что в отделе головного мозга просто не хватает некоторых веществ биологически активного действия.

Причины

Зачастую осложнения СДВГ можно разделить по времени возникновения неблагоприятных факторов, которые и приводят к таким неприятным нарушениям. Классифицировать их можно на внутриутробные (перинатальные), повреждения во время родов (натальные) и при осложнениях первого года жизни (постнатальные). Таких причин может быть много:

  • общее ухудшение экологии;
  • инфекционные заболевания женщины в период беременности или действие медикаментозных препаратов;
  • пищевое отравление будущей матери;
  • алкогольная, наркотическая и табачная зависимость беременной женщины;
  • ушибы и травмы живота;
  • иммунологическая несовместимость, имеется ввиду разный резус-фактор матери и плода;
  • угроза срыва беременности;
  • хроническая форма болезни матери;
  • затяжные или скоротечные роды;
  • стимулирование родовой деятельности;
  • кесарево сечение или отравление наркозом;
  • родовые осложнения (обвитие плода пуповиной или его неправильное предлежание) могут привести к асфиксии (удушению), травмам на позвоночнике плода, кровоизлиянию в мозг;
  • травмировать позвоночник крохи можно и в грудном возрасте, когда родители спешат научить его сидеть, еще до того, как он сам проявляет это желание или при ползанье, если спинные мышцы еще недостаточно крепкие для этого занятия. Привести к таким повреждениям может и ношение в «рюкзаке»;
  • заболевания грудничков, когда сильно повышается температура и им приходиться давать сильнодействующие препараты;
  • факторами нарушения мозговой деятельности могут выступать и такие заболевания, как пневмония и астма, диабет и сердечная недостаточность, а также почечные патологии;
  • перинатальная энцефалопатия – нарушение деятельности нервной системы.

Если в семье постоянно конфликтуют взрослые, родители строго относятся к ребенку – все это может являться причиной развития у детей СДВГ.

Признаки

Первичные симптомы проявляются уже у малышей грудного возраста. Ребенка, имеющего СДВГ, характеризуют следующие признаки:

  • его двигательная активность повышенная;
  • движения приобретают хаотичную форму;
  • задерживается речевое развитие;
  • проявляется неуклюжесть;
  • неусидчивость;
  • невнимательность
  • расторможенность;
  • импульсивность;
  • страхи;
  • головные боли;
  • не сохранение необходимой информации в памяти;
  • навыки планирования и организации нарушены;
  • тяжело устанавливать и использовать такие ориентиры в поведении, как стратегический выбор и мониторинг целей и задач;
  • неспособность контроля эмоций;
  • невозможность эффективно и быстро перейти с одного умственного занятия на другое.

Категории

Все пациенты, у которых диагностировано СДВГ могут вести себя по-разному. В зависимости от проявления поведенческих особенностей, врачи разделяют больных на 3 категории.

Симптомы невнимательности

Они могут легко отвлечься, забыть, им не просто сосредотачивать свое внимание на что-то одно. Им нелегко выполнить домашнее задание, организоваться и следовать инструкциям. Можно подумать, что они просто не слушают или не хотят слышать, про что с ними пытаются разговаривать. Их ошибки в основном из-за невозможности сосредоточится, они часто теряют разнообразные вещи и предметы.

Симптомы гиперактивности

У таких детей проявляются симптомы нетерпеливости и суетливости, избыточная общительность и неусидчивость. В школе на уроке они могут сорваться со своего места в самый неподходящий момент, может сложиться впечатление, что они имеют моторчик, ведь они постоянно двигаются.

Симптомы импульсивности

Малыши с диагнозом СДВГ имеют и такие симптомы проявления: часто в школе на уроке начинает отвечать на вопрос учителя еще до того, как последний задаст вопрос, они постоянно перебивают, не давая высказаться другим, так как они нетерпеливы, им трудно чего-то ждать. Они не могут откладывать удовольствие, если они хотят, то обязаны это получить в тот же момент. И никакие уговоры не способны их переубедить.

Поведение родителей с ребенком, у которого СДВГ

  • всегда позитивно относиться, ведь у таких детей болезненное отношение к любой критике. В случае его неправильных действий, вместо того, чтобы начать его критиковать, лучше пояснить ему, как следует правильно себя вести;
  • нужно их постоянно хвалить, они тогда просто расцветают. Нельзя на них сердиться;
  • нельзя ему и волноваться. Если у детей проявляются симптомы раздражения или разочарования, тогда стоит поиграть с ними в спокойную игру, принять ванну или послушать приятную музыку;
  • если у детей проявляются симптомы СДВГ, тогда стоит приучать их к дисциплине, например, составить простой распорядок дня, который бы был для них понятен. И выполнять его ежедневно, стараться, чтобы действия совпадали по времени;
  • общение. У малышей с СДВГ занижена самооценка. Если родители будут постоянно интересоваться его делами, общаться с ним, то это поможет почувствовать ему свою значимость;
  • отвлекающие факторы нужно ограничить. Например, если ребенку необходимо на чем-то сосредоточится, тогда ему нужно создавать особые условия и контролировать его работу;
  • реакция на поведение должна быть правильной. Если ребенок ведет себя плохо, то сначала ему нужно объяснить, что в его поведение неправильно и только затем наказать. Но действия на плохие поступки должны быть всегда справедливыми;
  • если родители не могут или не умеют себя вести с малышами, у которых СДВГ, тогда стоит спросить совета специалиста.

Обучение

Симптомы проявления СДВГ у школьников — это неусидчивость, и учебное заведение становится для них не определимым препятствием. Если учителя смогут отнестись с пониманием и организовать правильный учебный процесс, то есть все шансы, что с отстающего этот ребенок в скором времени станет преуспевающим учеником.

Источник: http://LechenieDetej.ru/psixologiya/sdvg.html

Гиперактивный ребенок — причины, признаки, симптомы, лечение медикаментозными и народными средствами

При чрезмерной импульсивности, невнимательности, неусидчивости родители могут заподозрить, что их малыш – гиперактивный ребенок. Под этим термином понимается нарушение нервной системы, когда дети не могут сконцентрироваться на одном предмете, постоянно находятся в возбужденном состоянии. Эта патология встречается часто, требует лечения, работы с психологом.

Что такое гиперактивность у ребенка

Согласно медицинскому определению, гиперактивность у детей характеризуется чрезмерной активностью, склонностью к отвлеканию, неспособностью концентрироваться на определенном занятии в течение длительного времени.

Ребенок постоянно находится в нервном возбуждении, обладает повышенной подвижностью, импульсивностью действий. По исследованиям, синдром дефицита внимания и гиперактивности СДВГ встречается у 4-9% школьников и дошкольников.

Гиперактивные дети начинают проявлять свое возбуждение в возрасте 2-3 лет. Симптомами синдрома СДВГ становятся:

  • плохой беспокойный сон;
  • частые капризы;
  • подвижное поведение во время бодрствования, возбужденность;
  • чувствительность к свету, шуму;
  • отсутствие внимания, рассеянность;
  • симптомы расстройства: невозможность спокойно сидеть на стуле, играть в тихие игры, слушать или читать книги;
  • нестабильный эмоциональный контакт;
  • игнорирование правил поведения;
  • признаки расстройства речевого развития;
  • гиперактивность проявляется в суетливости, беспокойстве.

Причины гиперактивности

Врачи и ученые выделяют следующие причины, по которым ребенок может стать гиперактивным и неусидчивым на учебе:

  • проблемы во время беременности и родов: внутриутробная гипоксия, угроза выкидыша, асфиксия, стремительные или роды с травмами, курение при вынашивании;
  • инфекции, интоксикации в первые дни жизни малыша;
  • генетическая предрасположенность;
  • хронические заболевания родителей, особенно матери;
  • на симптомы СДВГ влияет плохая экологическая обстановка;
  • рано перенесенные или хронические астма, пневмония, сердечная недостаточность, сахарный диабет, заболевания почек влияют на признаки гиперактивности.

Диагностика

Синдром гиперактивности может быть заподозрен родителями в любом возрасте. Для постановки диагноза гиперактивности следует обратиться к врачу-невропатологу, чтобы выяснить, не является ли причиной поведения более тяжелое заболевание. Диагностика дефицита внимания гиперактивных деток включает этапы:

  1. Сбор информации – врач собирает семейный анамнез, расспрашивает о течении родов, беременности, перенесенных ребенком заболеваний. Взрослые дают малышу характеристику, происходит субъективная оценка эмоций.
  2. Психологическое обследование на проявление гиперактивности – прохождение тестов на измерение параметров внимательности, начиная с 5-6-летнего возраста.
  3. Аппаратные проверки признаков синдрома – проводится исследование электроэнцефалографией, магнитно-резонансная томография. Совокупность результатов определяет постановку диагноза СДВГ и дальнейшее лечение.

Лечение гиперактивности у детей

Бороться с детской гиперактивностью нужно сразу после постановки диагноза, чтобы облегчить жизнь ребенку, его социальное положение, улучшить свойства характера. Методами воспитания гиперактивных малышей считаются:

  • психотерапия;
  • педагогическая коррекция СДВГ детским психологом;
  • медикаментозная терапия;
  • немедикаментозное лечение СДВГ;
  • рекомендации воспитателям и педагогам: щадящее обучение, спортивная двигательная активность, длительные прогулки для нагрузки, ограничение активных игр, эмоций.

Гиперактивный ребенок должен общаться со школьными психологами или психотерапевтами, что является одним из нефармакологических способов лечения синдрома ДВГ. Разновидности терапии дефицита:

  • нейропсихология (лечить различными упражнениями);
  • синдромальное лечение навыков;
  • бихевиоральная (поведенческая) психотерапия – акцент на поведенческих шаблонах, формирование или гашение их в мозге при помощи поощрений, наказаний, принуждений или вдохновения;
  • работа над личностью – семейная психотерапия контактов.

Препараты при гиперактивности у детей

Вспомогательным методом коррекции поведения и лечения гиперактивности является применение лекарств:

  1. Стимуляторы помогают игнорировать отвлекающие моменты, улучшить концентрацию внимания. К популярным средствам относят Аддерал, Декседрин, Фокалин.
  2. Ноотропные лекарства – Кортексин, Энцефабол, Пантогам, Тенотен детский.
  3. Народные методы – отвары успокаивающих трав (мелисса, ромашка), успокоительных сборов.

Как вести себя родителям

Воспитывать гиперактивных детей сложно, родители и сверстники испытывают трудности, поэтому им надо обратить внимание на следующие меры контактов:

  • не надо ругать, угрожать, нападать, потому что малыш делает все поступки, связанные с гиперактивностью, неумышленно;
  • вседозволенность тоже непозволительна, негативно влияет на самооценку;
  • ставьте конкретную задачу, пусть она состоит из 10 слов;
  • не давайте несколько заданий сразу, отдельно просите выполнить каждое указание, ограничивайте время выполнения конкретным временем;
  • разговаривайте спокойно, не на повышенных тонах, при запрете избегайте слов «нет» и «нельзя»;
  • устные инструкции закрепляйте в памяти визуально – пусть это будет календарь или ежедневник.

Как успокоить гиперактивного ребенка

При перевозбуждении малыша с гиперактивным синдромом, его надо успокоить. Для этого воспользуйтесь советами:

  • смените обстановку на спокойную, снизьте темп активности;
  • предложите малышу воды, уведите в другую комнату;
  • при расстройстве поведения ребенка погладьте его по голове, обнимите – физический контакт очень важен;
  • перед сном выкупайте малыша в успокоительной ванне с экстрактом шишек хмеля или еловой хвоей;
  • на ночь читайте сказку, смотрите иллюстрированную книгу;
  • облегчить успокоение помогут массаж или легкая музыка.

Видео

Была ли эта статья полезной?

Да

Нет

0 человек ответили

Спасибо, за Ваш отзыв!

человек ответили

Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.

Спасибо. Ваше сообщение отправлено

Нашли в тексте ошибку?

Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Источник: https://mosmama.ru/2348-giperaktivnyj-rebenok.html

Гиперактивность у детей. Лечение, причины и симптомы гиперактивности

Гиперактивные дети чрезвычайно подвижны, энергичны, и своим поведением приводят окружающих в состояние раздражения. Такое поведение не стоит расценивать как патологическое. Врачи относят его к специфическим заболеваниям, и связывают с нарушением внимания.

Ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться надолго на каком-либо предмете, не всегда контролирует свои действия, неусидчив и импульсивен.

Среди поведенческих особенностей таких детей отмечаются: беспокойство – в 70% случаев, невротические привычки – в 69,5%, проблемы со сном – в 46%, с аппетитом – в 50%, а также назойливые движения, подергивания, неловкость.

Гиперактивным детям приходится больше прилагать усилий в общеобразовательной школе для освоения навыка чтения, письменной графики, правописания.

В общении со сверстниками у них непременно возникают конфликты, проблемы с коммуникацией. В коллективе класса они занимают место аутсайдера.

Учителя и воспитатели воспринимают их как «неудобных» личностей, создающих проблемы с управлением учебным и воспитательным процессом.

Но основная нагрузка по воспитанию гиперактивного ребенка ложится на плечи родителей. Поэтому необходимо распознавать эту проблему заранее, чтобы вовремя принять меры, правильно организовать работу с ребенком, начать лечение.

Симптомы гиперактивности у детей

О наличии у малыша гиперактивности в поведении свидетельствуют три базовых признака.

Чрезмерная двигательная расторможенность. Она выступает как проявление утомления. Утомление в детском возрасте довольно часто выражается в неспособности контролировать собственное поведение, в перевозбуждении.

Дефицит активного внимания. Ребенок не может удерживать внимание в течение некоторого времени на одном процессе или явлении. Для сосредоточения необходима мотивация. Формирование мотивационного механизма требует достаточной зрелости личности.

Импульсивность, которая связана с неготовностью к торможению желаний и побуждений. Гиперактивные дети имеют склонность совершать непродуманные поступки под влиянием момента, не способны подчиняться правилам.

Одной из характерных черт умственной деятельности таких ребят выступает цикличность. Их мозг продуктивно работает около 15 минут, а затем минут 5 подготавливается к новому циклу активности.

Период подготовки к новой активности можно заметить по «выпадению» ребенка из процесса общения или деятельности. Чтобы оставаться в привычной реальности, малыш вертится, крутит головой, совершает какие-то действия.

Двигательная активность позволяет поддержать постоянную работу мозга.

В одиночестве ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться на чем-либо, выполняет несложные монотонные действия, становится вялым. Ему необходима внешняя активация. В небольшом коллективе или семье такой малыш ведет себя довольно адекватно, но в большой группе излишне возбуждается и теряет способность полноценно работать.

К числу признаков следует отнести неловкие движения, возникающие из-за слабой моторной координации. Дети могут непрерывно болтать, комментируя все происходящие вокруг них события.

Среди гиперактивных детей довольно много одаренных, обладающих творческими или иными способностями. Они могут обладать хорошим общим интеллектом, но испытывать затруднения с его развитием.

Причины, провоцирующие гиперактивность

К развитию синдрома гиперактивности могут приводить осложнения в развитии малыша, происходящие во время его вынашивания, родов, или в младенчестве. Вызывают осложнения целый комплекс факторов:

1) Хронические заболевания молодой мамы.

2) Перенесенные беременной мамой инфекционные заболевания и принимаемые группы лекарств.

3) Отравления будущей мамы некачественной пищей, употребление алкогольных напитков, курение, ушибы или травмы.

4) Угроза выкидыша, переживаемая во время вынашивания.

5) Осложнения при родах, приводящие к асфиксиям, кровоизлияниям.

6) Вмешательство в процесс родов – стимуляция, кесарево сечение, затяжной или быстротечный процесс.

7) Болезни у младенцев, при которых держится высокая температура и необходимо принимать сильнодействующие лекарства.

8) Ухудшение ситуации с экологией в месте проживания новорожденного.

Лечение гиперактивности у детей

Специальная терапия для детей с гиперактивностью должна быть комплексной и включать медикаментозное лечение, методы психолого-педагогической коррекции, элементов психотерапии. Назначение терапевтического курса производится детским неврологом.

На сегодняшний день реализуется несколько подходов к лечению гиперактивности.

За рубежом распространено применение корковых стимуляторов, или ноотропов. Это группа веществ, способствующих улучшению работы мозга, обменных процессов, повышающих тонус коры мозга. В дополнение к ним назначаются препараты, содержащие аминокислоты, которые активизируют обмен веществ мозга.

В нашей стране используется нейропсихологический подход. Он практикует коррекцию поведения ребенка через специальные упражнения. Цель этих упражнений – разрушить неправильно сформированные навыки, и создать новые, эффективные модели поведения. Это довольно длительный процесс, занимающий почти год. Нейропсихологическая коррекция способна заставить мозг работать в соответствии с нормами.

Синдромальный подход в качестве лечебной методики использует специфические игры. В игровой деятельности формируются умения сдерживать импульсивность, фокусировать внимание, контролировать собственные поведенческие реакции. Задача, которую решает врач при вовлечении ребенка в игру – научить его выполнять каждую функцию по отдельности и все вместе.

Для гиперактивных детей разработана и успешно реализуется поведенческая психотерапия и психотерапия семейная.

Своевременный диагноз и назначенное комплексное лечение позволяет успешно компенсировать гиперактивным детям поведенческие нарушения, и способствует движению к полноценной жизни в обществе, социальной и профессиональной реализации.

Предыдущие статьи:

Источник: https://cutlife.ru/obo-vsem/giperaktivnost-u-detej-lechenie-prichiny-i-simptomy-giperaktivnosti.html

Ссылка на основную публикацию