Понятие о психологическом барьере
Источник: http://studopedya.ru/1-94791.html
Психологический барьер
Общение – это составляющая часть жизни человека, именно от общения во многом зависит и наша личная жизнь и карьера.
К сожалению, сегодня очень много абсолютно некоммуникабельных людей, и из-за неумения общаться зачастую возникает недопонимание между собеседниками, которые могут помешать в работе, в личной жизни и т.д.
Как правило, эффективного общения не получается из-за психологического барьера, приводящего к снижению коммуникативных способностей, вызывающего напряжение у человека и т.д.
Психологические барьеры общения
Безусловно, психологический барьер — это следствие индивидуальных особенностей человека, например, неуверенность, замкнутость, скромность и т.д. В связи с этим психологи выделяют несколько основных видов психологических барьеров коммуникации:
- Интеллектуальный. Такой барьер возникает между людьми, имеющими абсолютно разный тип мышления, интеллектуальное развитие и т.п.
- Эмоциональный. Продуктивного общения может не получиться, если у одного из собеседников плохое настроение или самочувствие, и он совершенно не желает вступать в дискуссию.
- Мотивационный. Общение не получается из-за того, что у людей разные цели, и в результате этого возникает полное недопонимание.
- Эстетический. Этот барьер возникает, потому что одному из собеседников неприятен другой, например не нравится, как он одет и т.п.
Как преодолеть психологический барьер?
Итак, чтобы преодолеть психологические барьеры, справиться с трудностями в общении, можно попробовать следующие способы:
- Изменить манеру общения. Ваш диалог с собеседником наладиться, если вы будете соответствовать ситуации и людям.
- Следите за внешностью. Как говориться «встречают по одежке»,куда приятнее вести беседу с человеком, внешность которого вызывает симпатию.
- Уважайте собеседника. Никогда не перебивайте человека, дайте высказаться, тогда он почувствует себя комфортно в вашем обществе и психологический барьер будет «стерт».
- Следите за речью. Слова должны быть логически связанными, говорите о том, в чем разбираетесь, если же вы не владеете информацией, лучше предоставьте слово своему собеседнику, который хорошо разбирается в теме разговора.
Любые трудности, барьеры и деформации можно рассматривать с позиций различных отраслей психологии. Так, с позиции общей психологии трудности общения обычно сводят до тех характеристик психических процессов, состояний и свойств человека, которые не соответствуют показателям психологически оптимального общения. При этом под психологически оптимальным общением понимают такой процесс, при котором реализуются цели участников общения согласно мотивам, что их предопределяют и способов общения, которые не вызывают у партнёров чувство неудовлетворённости.
В понятии «противоречие» философы делают акцент на моменте взаимного отрицания сторон, которое настраивает на борьбу, на подавление одной из позиций. Здесь главное — несовместимость двух тенденций. Вспомним антиномии Канта, тезис и антитезис Гегеля, борьбу противоположностей Маркса. У Г.В. Лейбница (1714) мы встречаем понятие основной движущей силы, «внутренней спонтанной активности сознания» — апперцепции как процесса осознания субъектом нового материала под влиянием запаса представлений, предыдущих знаний, опыта («перцептивной массы») через конфликт, противоборство [Филос. словарь, с.304-305]. В понятии же «барьера» не заложено представление об устранении. Здесь основной упор делается на понятие «преодоление». Нам представляется, что это одно из первых упоминаний о роли психологических барьеров в жизни человека. Таковы взгляды философов.
Для психологии понятие «барьер» не является абсолютно новым. Впервые оно появилось в педагогической антропологии. К.Д. Ушинский (1850) связал происхождение деятельности с препятствиями. «Существование препятствий, — писал он, — есть необходимое условие существования деятельности, — такое условие, без которого сама деятельность невозможна». Спустя полстолетия другой ученый, 3. Фрейд, использовал понятие «барьер» для анализа динамики всей внутренней жизни личности. Но необходимо отметить, что в психологической литературе под барьерами понимаются лишь внутренние препятствия, угнетающие активность человека. Среди них отмечаются проявления самых различных психических процессов, состояний и свойств: особенностей восприятия, воображения, интеллекта, мотивов, стереотипов и установок, темперамента, черт характера, отношений с другими людьми
Один из зачинателей в этой области Л.В. Фридман писал, что проблема возникает в ситуации, «когда стремление к какой-то цели встречает преграду, препятствие и возникает потребность преодолеть это препятствие, чтобы тем самым осуществить намеченную цель» [Фридман П.В., 1971, С.67]. У В.В.Давыдова (1996) есть косвенное указание на понятие «психологический барьер». Его выводы об усвоении учебного материала путем решения нерутинных задач, путем восхождения от абстрактного к конкретному связаны с преодолением психологических барьеров [Давыдов В.В.. 1996., С.153]. Изучение феномена «психологического барьера» — одно из ведущих направлений социально-психологических исследований. Так. А.И. Пригожий (1989) дает следующее определение «психологического барьера». «Психологический барьер — привычка, нежелание менять устоявшийся стандарт поведения, боязнь неопределенности» (Пригожий А.И., 1989, С.228). Некоторые авторы понимают под «психологическим барьером» субъективные переживания трудностей в деятельности.
|
Три основные стадии развития конфликтаКонфликтные ситуации являются неизбежными в отношениях людей, например, в семье или в рабочем коллективе. В этой статье вы сможете найти информацию, которая касается основных стадий развития конфликта. |
Источник: http://kak-bog.ru/psihologicheskiy-barer
Барьер психологический
мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий [80, c. 46].
Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины
внутреннее препятствие психологической природы, выражающееся в неадекватной пассивности человека и мешающее выполнению тех или иных действий.
Источник: Педагогическая психология
сформировавшийся в процессе жизнедеятельности мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действия, в частности, общению с определенным военнослужащим или воинским коллективом.
Источник: Психолого-педагогический словарь офицера воспитателя корабельного подразделения
психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности личности, что препятствует выполнению ею тех или иных действий. Причинами возникновения Б. п. могут стать новизна и опасность ситуации, неожиданная или негативная информация, отсутствие гибкости и быстроты мышления.
Источник: Педагогический словарь
психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологического барьера состоит в усилении отрицательных переживаний и установок — стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с поставленной задачей.
Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика
психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности человека, что препятствует выполнению им тех или иных действий. При наличии Б.п.
усиливаются отрицательные эмоциональные переживания и установки — стыд, чувство вины, страх, тревога, низкая самооценка, ассоциированные с задачей (например, страх, связанный со сдачей экзаменов у учащихся). Необходимо учитывать, что возникновение Б.п.
может означать и проявление психических заболеваний, поэтому в случае частых повторений таких негативных состояний у детей необходимо проконсультироваться у специалистов.
Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря
Источник: http://didacts.ru/termin/barer-psihologicheskii.html
Понятие социально-психологического барьера
Источник: http://pdnr.ru/a5213.html
Барьеры психологические — это..
Барьеры психологические [от франц. bariere — преграда, препятствие] — специфические психологические состояния личности, которые не позволяют ей занять активную позицию и реализовать тот или иной вид деятельности и общения.
Эти психические состояния, как правило, связаны с неадекватно острыми отрицательными переживаниями по поводу конкретных проблем и актуальных ситуаций.
Психологические барьеры субъективно переживаются личностью как серьезные трудности в организации коммуникативных связей и взаимоотношений и сопровождаются чувством самонеудовлетворенности, самонеприятием и самонепринятием, неоправданно заниженными самооценкой и уровнем притязаний, что нередко приводит к внутриличностным конфликтам, патологическим страху, стыду, тревоге и чувству необоснованной вины. Традиционно в социальной психологии и социальной психологии личности различают коммуникативные барьеры и барьеры смысловые. Если коммуникативный барьер напрямую связан с теми трудностями, которые возникают у личности, прежде всего, при планировании и организации ею актуального общенческого акта, то смысловой барьер связан c взаимонепониманием между людьми, так как для них одно и то же событие или явление имеет различный смысл. При этом, как правило, значение, например, слов просьбы или приказа понятно обеим общающимся сторонам, но несовпадение смыслов приводит к разрушению взаимодействия, обусловливает непродуктивность контакта, закладывает основы возможного межличностного конфликта. Практически невозможно назвать ту сферу взаимодействия людей, которая была бы гарантирована от смысловых барьеров. В то же время наиболее часто смысловые барьеры возникают в ходе взаимодействия детей и взрослых, а также в отношенческих системах «-руководитель — подчиненный»- и «-подчиненный — руководитель»-. Понятно, что смысловое недопонимание принимает особо острые формы и приводит к особенно болезненным последствиям в обстоятельствах кардинальной смены социальных ориентиров в социуме, деформации ценностной системы общества.
Классическим примером психологического барьера является ситуация, в которой потенциальные субъекты взаимодействия в буквальном смысле говорят на разных языках в отсутствии переводчика.
На практике подобные барьеры чаще всего имеют место при прохождении той или иной информации через многочисленные передаточные звенья в так называемых коммуникационных сетях организаций. Это может носить характер фильтрации, либо блокирования информации.
Под фильтрацией понимается сознательное либо неосознанное искажение входящего сообщения передаточной инстанцией. Классическое исследование фильтрации послания в коммуникативных сетях организации построенной по иерархическому принципу, проведенное в 60-е гг. XX века американским психологом Р. -Николсом показало, что «-…
около 80% информации, содержавшейся в послании, терялось к тому моменту, когда оно доходило от тех, кто занимал высшие посты в организационной иерархии, до отдельных работников среднего звена»-32. Аналогичные искажения происходят и при прохождении информации «-снизу вверх»-. Блокирование означает полное перекрытие коммуникативного канала.
Примером может служить «-синдром гонца, доставившего дурные вести»-, когда руководству не докладывается информация негативного характера, дабы избежать «-снятия голов»-. Количество коммуникативных барьеров в организации, как правило прямо пропорционально и является показателем степени ее бюрократизации.
Гораздо более многообразны и интересны, с точки зрения психологии, смысловые барьеры. Яркий пример барьеров такого рода мы находим в известном романе — эпопее А. -Н. -Степанова «-Порт-Артур»-. Обсуждая предложение японцев сдать крепость на военном совете, генерал Стессель заявляет:
«-— Я пошлю в ответ японцам фигу, срисованную с моей руки …
— Как? Что? — удивленно спросило несколько человек.
— Пошлю вот эту самую дулю. — И генерал протянул вперед кукиш.
— Едва ли японцы поймут жест Вашего превосходительства, — заметил Кондратенко. — Кукиш обозначает у японцев совсем не то, что у русских.
— А что именно?
— Так у них продажные женщины приглашают к себе мужчин»-33.
Смысловые барьеры часто являются следствием не только культурных, социальных, профессиональных, но и внутриличностных различий. Наиболее наглядно это проявляется во взаимодействии представителей разных психологических типов в рамках типологии Майерс — Бриггс. Вот как описывает менеджер одной из фирм встречи с руководителем.
«-Когда я, ENTJ прихожу к своему ENTP — начальнику за советом, он часто приказывает мне то, что я никак не могу сделать. Принимая во внимание мой характер и прочие препятствия. Я начинаю сердиться, однако потом мне становится ясно, что он всего лишь обсуждал вместе со мной проблему, а не давал указания, что мне следует делать.
Теперь я могу слушать его более спокойно и извлекать из беседы известную пользу»-34.
Как уже отмечалось, особенно часто смысловые барьеры возникают во взаимоотношениях детей и взрослых. Это в полной мере относится к тем из них, которые связаны с типологическими различиями.
Так, например, «-Родители — Экстраверты (Е), как правило, склонны вторгаться на территорию всех членов семьи, не исключая и детей — Интровертов (I)»-35. Обычно, делая это, они руководствуются самыми благими побуждениями: стремлением сплотить членов семьи, вовлечь их в общую деятельность, сделать жизнь насыщенной и динамичной.
В этом смысле их настойчивое желание «-вытащить»- интровертированного ребенка на пикник или обсудить с ним новый фильм, есть ничто иное, как форма проявления родительской заботы.
Проблема, однако заключается в том, что «-Дети — Интроверты (I) обычно не хотят, чтобы Вы открывали их дверь, говоря: &ldquo-Я тебе не помешаю?&rdquo- или навязывали свое общество со словами: &ldquo-Вот это мило! Что это ты тут делаешь?&rdquo-.
Интровертов (I), как правило, раздражает многословность Экстравертов (Е) и многократное повторение того, что очевидно и без лишних слов»-36. Для таких детей подобные формы выражения родительской любви и заботы выглядят как навязчивое и агрессивное желание не только «-съесть»- их личное пространство, но и подмять под себя их самих.
С другой стороны, «-Если рассмотреть ситуацию родители — Интроверты (I) и ребенок — Экстраверт (Е), то окажется, что родители часто не понимают, до какой степени Экстраверту (Е) нужны постоянные подбадривания и поощрения со стороны.
Ему нужна ответная реакция на все, начиная с того, хорошо ли убрана кухня и кончая одобрением той или иной детали одежды, при этом не имеет значения, сколько раз уже высказывалась соответствующая похвала. Конечно трудно ожидать готовности к подобному отклику индивида, чья предрасположенность диктует ему избегать чрезмерностей»-37.
В результате ребенок — экстраверт может чувствовать себя нелюбимым и отвергаемым родителями.
Подобного рода примеры можно привести и относительно различий по трем другим шкалам типологии Майерс-Бриггс. Чаще всего смысловые барьеры являются результатом столкновения и резонирования внешних и внутренних факторов.
При этом смысловые барьеры играют важную роль в деструктивном механизме «-самоосуществляющегося пророчества»-. Так, в приведенном примере, ребенок — экстраверт, не получая желаемого подкрепления от родителей, может удвоить свою активность с целью привлечь их внимание.
В конечном итоге, это может привести к выраженно негативной и, более того, агрессивной реакции последних, направленной на то, чтобы прекратить «-доставание»- со стороны ребенка.
Таким образом, изначально ошибочная интерпретация родительского поведения ребенком, на глазах самореализуется, превращаясь в социально-психологическую реальность.
Факт разрушительного влияния такого рода процессов как на социальное взаимодействие, так и на личность не требует дополнительных доказательств.
Именно поэтому работа в качестве своеобразного «-переводчика»-, дающего возможность партнерам понимать не только формальное значение, но и подлинный смысл как вербальных, так и невербальных аспектов межличностных взаимоотношений является одной из главных составляющих деятельности психолога.
Одной из важнейших профессиональных задач практического социального психолога является снятие возникающих психологических барьеров. При этом о каком бы виде психологических барьеров не шла речь, в любом случае именно психолог, как правило, выступает компетентным посредником между взаимодействующими сторонами и носителем научно выверенных техник купирования и снятия психологического барьера.
Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева
Барьеры психологические [франц. barriére — преграда, препятствие] — особое психологическое состояние, выражающееся в неадекватной пассивности субъекта и препятствующее выполнению им, тех или иных действий. Эмоциональный механизм Б. п. состоит в усилении негативных…
Психологическая энциклопедия
— избирательное торможение активности в результате низкой самооценки субъекта.
Источник: http://insai.ru/slovar/barery-psikhologicheskie
Всем нам при общении на различных форумах встречались такие люди, которые, даже толком не вникнув в суть дела, начинают поучать других. Конечно, чаще всего, их мораль объективно правильна, но в некоторых ситуациях абсолютно неуместна. |
|
В интернете какой-либо выложенный на общее обозрение материал всегда привлекает огромное количество комментариев. При этом иногда можно заметить, что отдельные пользователи начинают вести себя неадекватно, выражая необоснованную агрессию к публикации – их называет хейтерами. | Куда жаловаться на коллекторов?Как совладать с коллекторами и можно ли на них пожаловаться в официальные органы — вопрос, актуальный для многих людей, оказавшихся в кредитной ловушке. Выход из такой ситуации можно найти разными способами. |
Социально-психологический барьер как специфическое состояние или свойство индивида. Социально-психологический барьер — это такое состояние или свойство индивида, которое консервирует резервы его духовно-психического потенциала или тормозит их реализацию в процессе его жизнедеятельности [1]—[3]. В качестве состояния социально-психологический барьер выступает в той мере, в какой он характеризуется со стороны своей нестабильности и зависимости не столько от особенностей данной личности, сколько от конкретной ситуации ее жизнедеятельности. Например, плохое, хотя и временное, настроение человека, вызванное определенным стечением обстоятельств, может оказаться психологическим барьером, деформирующим его внимание и понимание в данной конкретной ситуации его общения со своим партнером.
Или, наоборот, повышенная подозрительность, настороженность и недоверие к другим людям, являющиеся свойством характера личности, оказываются, независимо от конкретной ситуации, социально-психологическим барьером на пути общения. Социально-психологический барьер как фактор жизнедеятельности личности. Социально-психологические барьеры личности — это те препятствия и осложнения, которые возникают при функционировании психики в процессе человеческой жизнедеятельности. Одной из наиболее распространенных форм социально-психологического барьера является нервное напряжение, которое может оказать деформирующее, негативное влияние на все проявления психики индивида.
В состоянии запредельного психического напряжения нарушаются многие функции нервной системы: появляются провалы в памяти, трудности сосредоточения внимания, неадекватности восприятия и реагирования на действия других людей [4]—[12]. Именно стрессовой ситуацией обязаны своим происхождением такие речевые аномалии, как заикание, или, наоборот, бессвязная скороговорка. Аналогичным индикатором состояния стрессового эффекта может быть и излишняя жестикуляция. Вспомните сверхподвижного полицейского капитана Жюва в исполнении французского актера Луи де Фюнеса в художественном фильме «Фантомас».
Но точно так же в качестве психологического барьера может выступать и психическое состояние индифферентности, безразличия, апатии или даже депрессии. В таком состоянии, как и при зашкаливающем возбуждении, становится невозможной психологическая включенность в деятельность, снижается уровень результативности во всех сферах проявления личностного потенциала человека. Известна также парализующая психические возможности человека сила страха или неверия в себя, сила негативных эмоций и длительных отрицательных переживаний. В качестве барьера, как это видно из предложенного определения, может выступать не только общее психическое состояние, но и свойство личности. Таковым, например, является замкнутость, повышенная герметичность личности как барьер на пути ее общения с другими людьми. В качестве психологического барьера может выступать и такое свойство как излишняя застенчивость, повышенная впечатлительность, стыдливость. В печати сообщалось, например, об одной американской девушке, которая падала в обморок от одного только слова «секс».
Психологический барьер и установка. Варианты психологических установок, препятствующих самореализации личности, достаточно многообразны — от фиксированных на ее недостатках до чрезмерно сфокусированных на достижениях. Применительно к процессу познания, например, эта характеристика может быть целиком отнесена к такой форме позитивного результата гностической деятельности человека, какой является истина [13]. Разумеется, не истина сама по себе выступает в качестве психологического барьера на пути дальнейшего развития человеческого познания, а отношение к ней индивида.
Влияние это носит двоякий характер. С одной стороны, оно стимулирует творческую активность в области научной деятельности. Однако с другой — накладывает определенные ограничения на возможности творческого поиска в той же самой области, поскольку уже самим фактом прочного утверждения авторитета той или иной установившейся истины исключает альтернативные подходы и решения. Именно в этом смысле о консервативной роли истины как фактора локализации творческого процесса писал в свое время Ф. Бэкон: «Когда истина обнаружена, она налагает ограничения на мысли людей» [14, с. 352]. Ограничительная и запретительная (интердиктивная) роль получивших признание и выступающих в качестве психологического барьера идей проявляется особенно ярко в период их наибольшей распространенности и популярности. Именно в этот период особенно велика сила их консервативного влияния на развитие или хотя бы даже саму формулировку принципиально новых идей и гипотез.
Трудно не согласиться в этой связи с известным английским ученым и историком науки Джоном Берналом, который писал: «Очень часто, в особенности, когда научные законы и теории завоюют всеобщее признание, они становятся помехой для научного открытия. Наибольшая трудность открытия заключается не столько в проведении необходимых наблюдений, сколько в ломке традиционных идей при их толковании. С тех пор как Коперник доказал вращение Земли, Гарвей — наличие кровообращения, до того момента, когда Эйнштейн уничтожил старую теорию об эфире, а Планк постулировал квант действия, реальная борьба в науке была направлена не столько на постижение тайн природы, сколько на ломку установившихся идей, хотя бы они в свое время и способствовали развитию науки» [15, с. 34].
|