Распредмечивание — что это такое

Опредмечивание и распредмечивание — это… что такое опредмечивание и распредмечивание?

  • Опредмечивание и распредмечивание — категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей… …   Энциклопедия культурологии
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — понятия, оформившиеся в историко философской традиции на стыке немецкой трансцендентально критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась …   История Философии: Энциклопедия
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — понятия, оформившиеся в историко философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила в немецкой классике, прежде всего в философии Гегеля, у которого она… …   Новейший философский словарь
  • Опредмечивание и распредмечивание —         категории марксистской философии, выражающие собой противоположности, единством и взаимопроникновением которых является человеческая предметная деятельность. Опредмечивание это процесс, в котором человеческие способности переходят в… …   Большая советская энциклопедия
  • опредмечивание и распредмечивание — категории выражающие противоположность человеческой предметной деятельности. Опредмечивание – процесс, в котором человеческие способности, психические силы переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему он становится …ч е л о в е ч е с …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — понятия, оформившиеся в историко философской традиции на стыке немецкой трансцендентально критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Г. Гегеля, у которого она… …   Социология: Энциклопедия
  • ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — понятия, оформившиеся в историко философской традиции на стыке немецкой трансцендентально критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась …   История Философии: Энциклопедия
  • РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — см. ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ И РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ …   Новейший философский словарь
  • РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ —         см. Опредмечивание и распредмечивание. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 …   Философская энциклопедия
  • РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ понятия, оформившиеся в историко философской традиции на стыке немецкой трансцендентально критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Гегеля …   История Философии: Энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/4631/%D0%9E%D0%9F%D0%A0%D0%95%D0%94%D0%9C%D0%95%D0%A7%D0%98%D0%92%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%95

Опредмечивание и распредмечивание

понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила прежде всего в философии Г.

Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия.

Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме . Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р.

употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития «родовой сущности» человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношений между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе.

Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики «деятельностных способностей» субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) О.

как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что собственно и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания (социокультурной компоненты) «сущности» предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта).

В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Э.

Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О.

и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате «эпистемологического поворота» в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Ж. Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания — аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Л.

Выготский ; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э. Дюркгеймом . В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций — феноменология) идею О. и Р.

с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение человек — знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О. как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура).

Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии . Здесь они понимаются как технологии Р.

знания (снятия содержания и выхода в «чистую» рамку) посредством «выталкивания» его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением «чистой» рамки, т.е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р.

трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения — письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.

В.Л. Абушенко

Источник: Социология: энциклопедия

Источник: http://voluntary.ru/termin/opredmechivanie-i-raspredmechivanie.html

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Распредмечивание является предпосылкой одного цикла практики, одного цикла опредмечивания; завершаемый цикл практики в ее поисковой форме содержит в себе основу для достижения нового уровня распредмечивания. Опредмечивание служит ведущим процессом, непосредственно обеспечивающим преобразование материальной системы.  [1]

Распредмечивание неосуществимо без помощи других людей.

Пьерон предложил следующую иллюстрацию: Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а все взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана.

Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги оставались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию.  [2]

Опредмечивание ираспредмечивание — термины, к-рыми определяются характерные особенности трудовой деятельности. Но Гегела идеалистически сводил трудовую деятельность человека только к абстрактно-духовному труду, мышлению и антиисторически отождествлял О.

Принципиально иное значение для характеристики труда эти понятия имеют в ранних произв.

Все это дает Марксу возможность научно охарактеризовать процесс труда, открывает путь к ддалектико-материали — стическому пониманию взаимоотношения субъекта и объекта, к решению проблем теории познания с позиций практики.  [3]

Опредмечивание ираспредмечивание — термины, к-рьши определяются характерные особенности трудовой деятельности. Но Гегель идеалистически сводил трудовую деятельность человека только к абстрактно-духовному труду, мышлению и антиисторически отождествлял О.

Принципиально иное значение для характеристики труда эти понятия имеют в ранних произв.

Все это дает Марксу возможность научно охарактеризовать процесс труда, открывает путь к диалектико-материали-стическому пониманию взаимоотношения субъекта и объекта, к решению проблем теории познания с позиций практики.  [4]

Опредмечивание ираспредмечивание могут происходить только в обществе, делая возможным общение, совместную жизнь и деятельность людей, формирование субъекта. Объективация вне общества бессмысленна ( нет других), распредмечивание вне общества немыслимо, ибо возможно только в общении, и прежде всего — в живом общении. Индивид приобщается к культуре данного социума с помощью языка.  [5]

Итак, деятельность человека представляет собой единство опредмечивания ( объективации) ираспредмечивания. Они неотделимы друг от друга.  [6]

В любой культуре существует общий механизм взаимодействия субъекта и объекта культуры — опредмечивание ираспредмечивание. В первом случае происходит объективация субъективного, во втором имеет место обратный процесс — субъект делает своим достоянием то идеальное начало, которое содержалось в предмете культуры.  [7]

В структуре практики имеются не только субъективные и объективные стороны, но и такие процессы, какраспредмечивание и опредмечивание. Благодаря им и совершается взаимопереход субъективного и объективного.  [8]

Структуралисты, безусловно, правы в своем стремлении дополнить анализ человеческой деятельности путем выделения в едином и аморфном потоке опредмечивания ираспредмечивания определенных процессов как его структурных единиц и выявления закона их связи, поскольку знание этих закономерностей является основой дальнейшего исследования средств человеческой деятельности, их совершенствования и оптимального использования.  [9]

Распредмечивание является предпосылкой одного цикла практики, одного цикла опредмечивания; завершаемый цикл практики в ее поисковой форме содержит в себе основу для достижения нового уровняраспредмечивания. Опредмечивание служит ведущим процессом, непосредственно обеспечивающим преобразование материальной системы.  [10]

Распредмечивание — это обратный переход предметности в живой процесс, в действующую способность: оно есть творч.  [11]

Теоретической основой такой концепции является отождествление О. Опредмечивание ираспредмечивание), а по своей социальной сущности она исполняет апологетические функции. Маркс, к-рый уделил анализу О. Экономическо-философ-ских рукописях 1844 года, Немецкой идеологии и в экономических рукописях 1857 — 59, исходит из того, что О.

Оно порождено антагонистическим разделением труда и связано с частной собственностью. В таких условиях общественные отношения формируются стихийно, выходят из-под контроля людей, а результаты и продукты деятельности отчуждаются от индивидов и социальных групп и выступают как навязанные либо др. людьми, либо сверхъестественными силами.

 [12]

Опредмечивание и распредмечивание могут происходить только в обществе, делая возможным общение, совместную жизнь и деятельность людей, формирование субъекта. Объективация вне общества бессмысленна ( нет других), распредмечивание вне общества немыслимо, ибо возможно только в общении, и прежде всего — в живом общении. Индивид приобщается к культуре данного социума с помощью языка.  [13]

Термины чувственность, чувственный употребляются здесь Марксом не только в субъективном смысле ( как характеристика человеческой способности восприятия, созерцания, отражения), но и в объективном — как понятие, означающее спецнфнч. На этой основе, обобщая свое понимание единства опредмечивания ираспредмечивания, Маркс и указывает на совпадение изменений обстоятельств и человеч.  [14]

Чистая форма, в к-рой эти определения функционируют как собств. Предметная деятельность осуществляется не иначе, как производя идеальное, к-рое живет только непрерывно исчезая в опредмечивании и столь же непрерывно возникая вновь израспредмечивания.

Идеальное же требует для себя особого материала — предмета в языковой, знаковой функции. Поэтому деятельность имеет дело со своим предметом в двух аспектах: как с реально преобразуемым и как знаковым.

При разделении деятельности УТИ аспекты могут наделяться самостоятельностью.  [15]

Страницы:      1    2

Источник: http://www.ngpedia.ru/id373481p1.html

Опредмечивание И Распредмечивание — это..

— понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р.

получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме.

Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р.

употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития «родовой сущности» человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики «деятельностных способностей» субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания «сущности» (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате «эпистемологического поворота» в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций — феноменология) идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение человек — знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О.- как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии. Здесь они понимаются как технологии Р. знания (снятия содержания и выхода в «чистую» рамку) посредством «выталкивания» его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением «чистой» рамки, т.е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения — письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.

Философский словарь

— понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р. получила в немецкой классике, — прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах…

Философский словарь

— характеристики человеческой деятельности. Опредмечивание — процесс, в котором человеческие способности переходят в предмет, благодаря чему предмет становится социально-культурным предметом. Распредмечивание — процесс, в котором содержание предмета становится достоянием…

Новейший философский словарь

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ и РАСПРЕДМЕЧИВАНИЕ — понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке классического немецкого трансцендентализма и традиционного марксизма Исходную проработку идея О и Р получила в немецкой классике, — прежде всего в философии Гегеля, у которого она…

Источник: http://insai.ru/slovar/opredmechivanie-i-raspredmechivanie

Опредмечивание, распредмечивание и гипостазирование

Опредмечивание – это воплощение своего идеального (духовного, внутреннего, субъективного) в каком-либо предмете, тексте, философской системе художественном произведении и т. д. На любой из этих объектов как бы наслаиваются смыслы, символы, ценности, цели, интересы, нормы, чувства людей.

Распредмечивание – это вычленение в объекте идеального (духовного, внутреннего) и перевод его в свою субъективную реальность. Примером может быть чтение книги, просмотр кинофильма, наслаждение природой и т. д.

Существует хорошо нам знакомый вид деформации сознания, который обозначается малоизвестным словом гипостазирование: синонимы опредмечивание и овеществление. В словаре читаем: «Гипостазирование (греч.

hypostasis – сущность, субстанция) – присущее идеализму приписывание абстрактным понятиям самостоятельного, реального, предметного существования.

В другом смысле – возведение в ранг самостоятельно существующего объекта (субстанции) того, что в действительности является лишь свойством, отношением чего-либо».

Гипостазирование – один из ключевых механизмов работы нашего интеллекта, сопровождающейся, однако, целым рядом ошибок в мышлении и общении людей.

Суть в том, что наше мышление настроено обращаться даже, например, с такими сугубо абстрактными понятиями (диалектическими категориями), как время и пространство, теми же интеллектуальными способами, какими мы взаимодействуем с внешними предметами, используя или преобразуя их для своих целей.

Собственно, в результате такого внешне проявленного действия и сформировались механизмы мышления, включая опредмечивание или овеществление всего, что попадает в сферу умственной работы и представлений у людей.

Простейший пример. Допустим, вас попросили пойти и взять вилку с кухонного стола. Казалось бы, это действие происходит непосредственно во внешнем мире. Но в действительности, вы на какое-то мгновение совершаете упреждающее действие с опредмеченным (гипостазированным) представление вилки в своем уме.

Более отчетливо работу механизма гипостазирования или овеществления вы можете проследить при попытках бросить мяч или другой предмет точно в намеченную цель.

Для этого вам сначала придется опредмечивать в уме всю проблемную ситуацию, соизмеряя с целью в своих воображении и внутренних ощущениях направление и силу броска.

Для абстрактных понятий и представлений привести столь же понятные примеры их опредмечивания сложнее – операции гипостазирования или овеществления как бы скрыты, замаскированы в самом механизме мышления, – но это опредмечивание происходит в каждое мгновение развития мысли и приводит порой, к немалым недоразумениям и искажениям информации в общении людей, в особенности при передачи информации от теоретиков науки в сферу восприятия (тезаурус) обычных людей.

Гипостазирование, пожалуй, – это наиболее интересная и, в общем-то, нередкая логическая (семантическая) ошибка.

Гипостазирование имеет место, когда, например, предполагается, что понятию «лошадь», помимо отдельных лошадей, соответствует особый предмет — «лошадь как таковая», имеющий только общие признаки всех лошадей, но не специфические — гнедая, каурая, иноходец, рысак и т.д.

Немецкий писатель Й.Гебель написал рассказ-притчу «Каннитферштан», на тему которой русский поэт В.Жуковский создал стихотворную балладу. В рассказе говорится о немецком ремесленнике, приехавшем в Голландию и не знавшем языка этой страны.

Кого он ни пытался спросить о чем-либо, все отвечали одно и то же: «Каннитферштан». В конце концов ремесленник вообразил себе всесильное и злое существо с таким именем и решил, что страх перед этим существом мешает всем говорить.

По-голландски же «Каннитферштан» означает «не понимаю».

За внешней незатейливостью этого рассказа есть другой план: Всему, что названо каким-то именем или просто каким-то словом, напоминающим имя, приписывается обычно существование.

Даже слово «ничто» представляется в виде какого-то особого предмета.

Откуда эта постоянная тенденция к объективизации имён, к отыскиванию среди существующих вещей особого объекта для каждого имени? Так ведь можно дойти до поисков «лошади вообще» или даже захотеть увидеть «несуществующий предмет».

Гипостазирование связано с абстрактными именами.

Эту ошибку допускает, например, тот, кто считает, что кроме здоровых и больных существ есть ещё такие объекты, как «здоровье», «болезнь» и «выздоровление». В «Оливере Твисте» Ч.

Диккенса мистер Банби говорит: «Закон осел, потому что он никогда не спит». В этом сведении разнородных вещей к одной плоскости также можно усмотреть Гипостазирование. 

Источник: http://becmology.blogspot.ru/2015/07/blog-post.html

Опредмечивание и распредмечивание

Опредмечивание и распредмечивание

категории культурологии, выражающие характерные особенности практической деятельности человека; опредмечивание – процесс перехода и воплощения человеческих знаний и способностей в предмет, благодаря чему он становится общественным по своей природе, предметом культуры; распредмечивание – переход от предмета в сферу и форму человеческой деятельности, формирование деятельных способностей, знаний, навыков субъекта под воздействием предметов и форм культуры.

понятия, выражающие противоположные начала в содержании человеческой деятельности.

Опредмечивание – процесс, в котором человеческие способности, знания и опыт, направленные на преобразование природы и социума, воплощаются в предметах материальной и духовной культуры, становятся «человеческим предметом» (К. Маркс).

Человеческая деятельность опредмечивается также в культуре человеческих отношений: изменяя мир природы и социума, человек изменяет и самого себя.

Распредмечивание – процесс, в котором свойства и сущность внешнего по отношению к человеку мира становятся его достоянием в процессе восприятия, познания и преобразования природы и социума. Человек (субъект культуры) в своей деятельности распредмечивает не только природные процессы и явления, но и формы прошлой по отношению к нему культуры, сферы ее бытия.

Опредмечивание и распредмечивание раскрывают внутренний динамизм культуры, существующий лишь в процессе непрерывного созидания, воспроизведения и освоения действительности человеком.

Источник: http://literature.slovaria.ru/ek/opredmechivaniye-i-raspredmechivaniye

Философский словарь — значение слова Опредмечивание И Распредмечивание

— понятия, оформившиеся в историко-философской традиции на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма. Исходную проработку идея О. и Р.

получила прежде всего в философии Гегеля, у которого она конституировалась в контекстах рассмотрения процессов объективации абсолютного духа в природу и историю, диалектики объективного и субъективного духа, развития идеи становления и идеи снятия. Окончательный категориальный статус и терминологическое закрепление понятия О. и Р. получили в марксизме.

Будучи введены в теоретическую схему в контексте критики гегелевского наследия и переформулировки задач философии, понятия О. и Р.

употреблялись Марксом как фундирующие его идеи развития «родовой сущности» человека (деятельностной, практической самореализации и саморазвития индивида); отчуждения (превращения деятельности и ее результатов в противостоящие ее субъектам, господствующие над ними, враждебные ему); фетишизма (деперсонализации человека и персонализации вещей); господства овеществленного труда над живым трудом (превращения субъекта в объект манипулирования через лишение его контроля над условиями, средствами и продуктами труда); превращенных (иллюзорных) форм сознания. Позднее этот круг идей переосмысливается Марксом в концепции овеществления (приобретения отношениями между людьми видимости отношений между вещами). Этот круг идей был вновь актуализирован в различных версиях неомарксизма с упором на анализ процессов и результатов отчуждения, а также на рассмотрение овеществления как базового явления по отношению к отчуждению и фетишизации и как феномена, противоречащего человеческой природе. Марксистская концепция О. и Р. оказалась интересной и востребованной прежде всего в качестве диалектики «деятельностных способностей» субъектов, актуализированной и разработанной в продвинутых теориях советской философии. Здесь стало классическим понимание: 1) О. как перехода в предмет и воплощения в нем человеческой способности (что, собственно, и делает предмет социокультурным феноменом через снятие схемы с деятельности и воплощение ее в культурной — знаково оформляемой и ценностно нагружаемой — форме, что сдвигает анализ с процессов овеществления на схватывание ценностно-смысловых характеристик объекта); 2) Р. как делания «сущности» (социокультурной его компоненты) предмета достоянием человека, в результате чего происходит развитие человеческой способности (через усвоение и критическое переосмысление социокультурного опыта). В неклассической философии использование фигур О. и Р. встречается достаточно редко, они существенно переосмыслены и нетрадиционно ангажированы в феноменологии Гуссерля (установка на экспликацию сознания через механизм феноменологической редукции, обернутый не на предмет, а на мышление и действие, с целью выявления смысловых горизонтов, эйдосов, способов конституирования значений, процедур типизации и т.д.), феноменологической социологии, этнометодологии, феноменологической версии социологии знания. Переосмысление проблематики О. и Р. и самой терминологии во многом произошло в результате «эпистемологического поворота» в философии и социогуманитарном знании. Так, в генетической эпистемологии Пиаже оформилась концепция интериоризации как формирования внутреннего плана сознания (аналогичные идеи высказал в концепции работы со знаками Выготский; первоначальная же трактовка интериоризации как механизма усвоения коллективных представлений в индивидуальном сознании была предложена Э.Дюркгеймом). В целом же эпистемология переориентировала (как и с других позиций — феноменология) идею О. и Р. с рассмотрения отношения человек — предмет (вещь) на отношение человек — знание (предметно, дисциплинарно организованное). В этом контексте Р. начинает пониматься как критически-аналитическая процедура Р. понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д., а О.- как построение новых предметных понятий, идеальных объектов, обоснований и т.д. (т.е. как проективно-конструктивная процедура). Близкое этому, но вполне самостоятельное и оригинальное понимание О. и Р. предложено в системно-мыследеятельностной (СМД) методологии. Здесь они понимаются как технологии Р. знания (снятия содержания и выхода в «чистую» рамку) посредством «выталкивания» его носителей (в коммуникации и/или организационно-деятельностной игре) в рефлексивную позицию и освоение в проектном режиме новых способов работы со знанием с последующим новым заполнением «чистой» рамки, т.е. переходом к технологиям О. В целом работа в режиме О. и Р. трактуется как способ преодоления предметной точки зрения и предметных способов мышления. Определенным типологическим аналогом идее О. и Р. выступают идеи чтения — письма, деконструкции и т.д., сформулированные в рамках разных версий постструктурализма.

Смотреть значение Опредмечивание И Распредмечивание в других словарях

Опредмечивание — — англ. objec-tivation; нем. Vergegenstandlichung. По К. Марксу — процесс  практической деятельности человека,  в результате к-рой происходит предметное воплощение человеческих способностей………
Социологический словарь

Опредмечивание И Распредмечивание — — понятия, оформившиеся в историко-философской традиции  на стыке немецкой трансцендентально-критической философии и традиционного марксизма.  Исходную проработку……..
Социологический словарь

Распредмечивание — — англ. desobjectivation; нем. Entgegenstandli-chung. В марксизме  -«Процесс,  в к-ром свойство, сущность, логика  предмета  становятся достоянием человека,  его способностей,……..
Социологический словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Опредмечивание И Распредмечивание

Источник: http://slovariki.org/filosofskij-slovar/8795

Ссылка на основную публикацию