Психология масс — что это такое

Психология масс

Статьи по психологии Социальная психология Психология масс

Массовая психология рассматривает отдельного индидуума как члена касты, народа, племени, нации, сословия или как одну составляющую толпы людей, которые для реализации общих целей организовываются в массу.

Обнаруживающиеся в этих особых условиях явления – выражение своеобразного, глубоко не обоснованного первичного позыва, не проявляющегося в других ситуациях.

При попадании в человеческую толпу, которая обладает специфическим свойством массы, индивиду свойственно думать, чувствовать, поступать иначе, чем обычно, он может изменить своим принципам, т.е.

в целом стать «другим человеком» как со стороны поведения, так и во взглядах на мир (духовных, культурных, этических и тп).

Что же такое масса? Благодаря каким рычагам она обретает способность так существенно и радикально влиять на душевное состояние отдельно взятого человека? Как происходят душевные изменения, к которым она человека побуждает?

Для того, чтобы более детально во всём разобраться, нужно обратиться к книге учёного Густава Лебона «Психология масс». Лебон, основываясь на своих знаниях и опыте социального психолога и антрополога, обращается к проблемам массовой психики и психологии народов.

При попадании в психологическую массу, заключает Лебон, самое удивительное то, что какими бы разными ни были её составляющие индивиды, каждый из них приобретает такое своеобразное коллективное мнение, в силу которого его личные взгляды изменяются в сторону общих.

Для создания и формирования психологической массы совершенно не играет роли схожесть характерами, род занятий, или образ жизни индивидов. Существуют идеи, чувства, порывы, действия, которые могут реализоваться только у индивидов, которые объединились в массу.

Наша сознательная умственная деятельность представляет собой лишь очень маленькую частицу того, что зачастую бессознательно спрятано в душевных закромах.

Сознательная жизнь индивида имеет под собой определённую подсознательную базу, на которую влияют гены, наследственность, корни, прародители, именно они создают бессознательный субстрат (понятие ввёл Лебон). В этой бессознательной материи и создаётся расовая, национальная душа.

На большинство наших каждодневных поступков воздействуют бессознательные желания, но мы не замечаем даже настоящего мотива, которым руководствуемся, поступая тем или иным образом.
В массе личные качества и достижения отдельных индивидов исчезают, стираются. На первый план вступает расовое бессознательное.

Этот фундамент у всех одинаковый.

Три основные причины обретения индивидами тех качеств, которыми они не обладали до того, как смешались в массе.

Во-первых, находясь в массе, человек ощущает невероятную силу и мощь. Тут работает фактор численности, множества, толпы, который позволяет отдельно взятому индивиду предаться первичным позывам, в то время как, находясь в уединении, такой позыв сдерживать.

Кроме этого, в массе, для сдерживания подобных позывов нет объективного повода; при значительной анонимности, а отсюда и безответственности, чувство ответственности напрочь исчезает.

Чувство ответственности, безусловно, присуще индивиду, как чувство, которое формирует те или иные его поступки.

Во-вторых, подражание, заражаемость, которые можно смело причислить к феномену гипнотического воздействия, так как в толпе, заразительно всякое действие, всякое движение.

Причём мощь этой заражаемости настолько сильна в массе, что индивид очень легко наступает на горло своим принципам, в пользу, якобы интересов общего дела.

Только лишь в составе психологической массы индивид может быть способен пренебречь собственными ценностями.

Третья причина, как следствие, от длительного нахождения в лоне психологической массы, индивид полностью меняет свои качества на противоположные, ранее ему неприсущие. Он начинает обладать повышенной внушаемостью, и эта внушаемость является уже следствием упомянутой заражаемости.

Находясь продолжительное время под воздействием толпы, в её окружении, индивид впадает в состояние зачарованности, которое также весьма близко граничит с состоянием гипнотического транса.

Индивидуальность размыта, сознание утрачено, воля и способность думать, различать, принимать решения самостоятельно отсутствуют. Все мысли, порывы, чувства работают только лишь в одном направлении — подчинение толпе. Личности больше нет, работают и преобладают бессознательные инстинкты.

Все кружит возле одной цели – осуществлению внушённых идей. Таким образом, индивид превращается в автомат, в робота, сливаясь с толпой.

Лебон делает акцент на стремлении массы к подавлению личности, к её деградации, что в корне противоположно эволюции. Легко возбудимой, импульсивной, переменчивой массой практически всегда руководит бессознательный инстинкт.

Безусловно, те порывы, которым повинуется толпа, могут иметь столь же благородное начало, так и жестокое, трусливое либо героическое, опасное, но в психологии массы, стать жертвой — значит поступить благородно (во благо массы, толпы).

Масса, в целом, легко поддается влиянию в силу интеллектуальной атрофии. Она может поверить в любые небылицы. Так же ей свойственно импульсивное гипербализирование, из зерна подозрения легко формируется уверенность, легкая антипатия в открытую ненависть. Спорить с массой и противоречить ей решительно не рекомендуется.

Масса не признаёт неуверенность и сомнение. Все эти признаки легко обосновывают, почему иной раз человек делает вещи, которые ему чужды в обособленном от массы пространстве.

В завершении, Лебон отметил отвращение массы к научному, технологическому прогрессу, вообще ко всему новому, и безоговорочное признание, возвышение традиций.

Источник: http://1vc0.ru/nauka/psyhology/psixologiya-mass.html

Масса и её признаки

Масса – это достаточно организованное, сознательное образование с нечеткими границами, которое отличается разнородностью и поэтому не слишком устойчиво.

Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непосредственных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами.

Масса является субъектом различных политических и социо-культурных движений, аудиторией многих средств массовой коммуникации, потребителем произведений массовой культуры. Массы образуются на всех уровнях общественной иерархии и отличаются значительным разнообразием (массы большие и малые, устойчивые и ситуативные, контактные и дисперсионные).

Признаки массы: 1) вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер; 2) имеет ситуативный характер, т. е.

не существует вне какой-либо конкретной деятельности; 3) открытость, размытость границ; 4) статистический характер общности – общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов; 5) существует вне групп и образований, в ней разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образовательными и иными группами; 6) обладает неопределенным количественным и качественным составом;

7) изменяется в зависимости от конкретной ситуации.

Отличительные черты массы: 1) состоит из анонимных индивидов; 2) члены массы практически не взаимодействуют между собой; 3) неспособна действовать согласованно и едино, как толпа; 4) члены группы могут иметь различное общественное положение; 5) включает людей с различными классовыми позициями, профессиональному и культурному уровню, материальному состоянию; 6) члены массы обычно физически отделены друг от друга; 7) лишена черт общества или общины;

8) не имеет социальной организации, структуры статусных ролей.

Психологические характеристики массы: 1) импульсивность и изменчивость – массой руководят бессознательные повелительные импульсы, которые могут быть как положительными (героизм, благородство), так и отрицательными (трусость, жестокость), способные победить даже инстинкт самосохранения; 2) непреднамеренность – у массы нет продуманных намерений, все её намерения и чувства рождаются в зависимости от ситуации и существуют ограниченное время. Масса не выносит никакой отсрочки между своим желанием и его осуществлением; 3) внушаемость, легковерность, не критичность – масса лишена разума, она не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым крайним действиям; 4) раздражительность – возбуждается от незначительных раздражителей склонная ко всему крайнему; 5) низкая интегрированность, слабая сплоченность большей ей части;

6) богатое воображение, которое требует иллюзий, мифов.

Массой управляет элита. Она легко подчиняется вождю, жаждущему власти, который не убеждает массу, а подчиняет силой, авторитетом. Вождь не нуждается ни в какой логической оценке своих аргументов.

Его задача состоит лишь в постоянном преувеличении и повторении одного и того же.

Для сохранения власти над группой вождю необходим противостоящий реальный или воображаемый объект, противник, на которого он направляет агрессивное влечение членов массы. Верным союзником вождя является страх.

Согласно психоаналитической теории З. Фрейда, в основе связей, которые объединяют массу, лежит идентификация ребенка с отцом. Масса проецирует на вожде бессознательный образ праотца, который превращается в массовом сознании в Бога.

Источник: https://psyera.ru/2837/massa-i-eyo-priznaki

Что такое психология масс?

С древних времен людей интересовало, как действует толпа и каким принципам она подчиняется. Как повести толпу за собой и как не стать ее жертвой. Как остановить или перенаправить людскую массу, и почему так изменяется сознание человека, вливающегося в толпу. Именно этими вопросами и задается психология масс.

Психологи выделили несколько принципов психологии массы, влияющих на каждого члена толпы. Во-первых, вливаясь в толпу человек ощущает себя освобожденным от культурных ограничений, навязанных ему социумом. Он может отпустить на волю свои инстинкты, ничем не отличающиеся от инстинктов дикого зверя – охотиться, убивать, есть и спариваться.

В обычных условиях общество наказало бы его за откровенное проявление этих инстинктов, но находясь в толпе человек как бы обезличивается и наказывать становиться некого. Это порождает эффект заразительности – если один член толпы совершит неодобряемое действие и рядом с ним другой человек сделает то же самое, то в мгновение ока всю толпу охватит этот позыв.

Видя на примере окружающих, что наказания не следует, человек с радостью предается своим инстинктам. Между тем, толпа может одинаково разрушать или творить добро. Примером тому служит воинские подвиги, когда один человек поднимает в атаку целую роту или батальон, и на одной только заразительности берутся высоты занятые противником и совершаются прорывы линий фронта.

Толпа, будучи движима исключительно инстинктами и бессознательным, не склонна к такому явлению как критичность – это качество присуще эго, которое в толпе практически отключается. Поэтому любую информацию она воспринимает образами, доводя все услышанное до крайности.

Хватает одного-двух красочно и вовремя сказанных слов, не идущих вразрез с уже существующим настроением в толпе, чтобы направить ее движение в нужную сторону. Среди прочего, умению понимать настроение толпы и правильно говорить с ней, выделять в ней лидеров и заводил и подавлять их психология масс так же занимается.

Для этого скопируйте код, расположенный ниже, в буфер обмена и вставьте в HTML-код вашего сайта или блога. Так это будет выглядеть: 

Вопрос : Что такое медицинская психология?

Ответ : Медицинская психология – это психология, в чьи задачи входит изучение патологических состояний человека, диагностика, психопрофилактика заболеваний, а также решение вопросов о социальной реабилитации больных.

Вопрос : Существует ли женская дружба?

Ответ : Этот вопрос чаще всего почему-то волнует большую часть мужского пола. Многие, в том числе и женщины, считают, что такого явления просто не существует (сочувствую таким женщинам).

Вопрос : Что такое магия мышления? Советы психолога

Ответ : Не секрет, что психологи давно занимаются проблемами рационального мышления. Вот основные правила рационального мышления.

Вопрос : Что выбрать: ребенок и семья — или свобода на всю жизнь?

Ответ : У многих людей по двое-трое детей в семьях. Это очень выматывает, особенно если дети активные, подвижные, проблемные, с маленькой разницей в возрасте и т.п. С возрастом ставиться еще трудней. Тренировки, кружки. Учеба, болезни, капризы, плохое окружение, нехорошие компании, соблазн в виде наркотиков, сигарет и алкоголя и т. п.

Источник: http://www.otvetim.info/obshhie-voprosy-psihologii/1013

Масса и ее психологические характеристики

Понятие «массы» как одного из элементов стихийных социальных групп до сих пор однозначно не определено, хотя солидных работ по психологии стихийных человеческих образовании несравненно больше, чем по психологии большие социальных групп.

Первое представление о понятии «массы» связывают с интерпре­тацией 3.Фрейда, который считал массу сообществом людей, где существует либидонозная привязанность и к вождю (лидеру), и между индивидами.

По Фрейду, «первичная масса» — это масса, имеющая вождя и не обладающая качествами индивида. Это какое-то количест­во индивидов, которые сделали своим «Я-Сверх» один и тот же объ­ект и оттого в своем «Я» идентифицировались между собой.

Фрейд ввел понятие и массы гомогенной — масгы психологической, состоя­щей из однородных индивидов.

Г.Блуммер использует понятие «масса» для обозначения элемен­тарного и спонтанного коллективного группирования, наделенного множеством признаков, определяющими нз которых являются призна­ки анонимности, физической рассредоточгнности, неорганизованности.

Э.Канетти, по сути дела, синонимизирует понятия «масса и «толпа»: переходы от одного к другому при описании их психологических свойств делаются без всяких попыток эти понятия «развести».

Советские исследователи рассматривали массу как более или менее стабильное образование с довольно нечеткими границами, однако в значительной степени организованное. В этом представлении заложено внутреннее противоречие: ведь в таком случае это образо­вание перестает быть стихийным.

Термины «толпа и «масса» употребляются без достаточного разграничения не только у Э.Канетти, и у других «исследователей нередко они встречаются как синонимы. Строго говоря, это не всегда корректно. Представляется, что понятие «масса» может рас­сматриваться как обобщение, определяющее некую абстрактную социальную общность людей.

В таком смысле говорят, например, о «трудящихся массах». Понятие «толпа» выражает ситуационно конк­ретную совокупность представителей людской массы. В этом смысле можно говорить о том, что всякая толпа есть одновременно и масса, но не всякая масса собравшихся в одном месте и в одно время людей есть толпа.

Например, «масса народу» на огромном вещевом рынке все-таки не толпа. А большие скопления болельщиков или зрителей на трибунах стадионов остаются «массой» с возможностью трансфор­мироваться в «толпу».

Справедливо отметить, что любое более или менее значительное реальное скопление людей («масса») при вполне определенных обстоятельствах в считанные минуты может превратиться в толпу.

Все же необходимо различать «массу» и «толпу» как самостоятельные стихийные социальные группы. Ближе всего к этой трактовке подошел Г. Блуммер, давший сущностные признаки массы.

Масса обладает статистическим характером общности. Это означает, что данная общность совпадает с множеством дискретных «единиц» и не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих ее элементов.

Масса — статистически вероятностная общность. Это означает, что вхождение индивидов в данную общность носит неупорядоченный, случайный характер. Такая общность практически всегда отличается открытыми, размытыми границами, неопределенным количествен­ным и качественным составом.

Масса — общность, отличающаяся ситуативным характером. Это означает, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее.

Масса почти всегда является неустойчивым образованием, меня­ющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой.

Масса — общность выражение гетерогенная, т.е. разнородная. Она откровенно внегрупповая или межгрупповая. В подобной общности разрушаются границы между всеми существующими социальными, демографическими, политическими, региональными, образова­тельными и иными группами.

Масса имеет ряд отличительных черт:

— ее члены могут занимать различное общественное положение, происходить из любого слоя общества;

— она может включать людей с различными классовыми позициями, отличающихся друг от друга по профессиональному признаку,   культурному уровню и материальному состоянию; 

— масса является анонимной группой или, точнее, состоит из анонимных индивидов;

— между членами массы почти нет взаимодействия и обмена пе­реживаниями;

—обычно члены массы физически отделены друг от друга и, бу­дучи анонимными, не имеют возможности «толочься», как это делают люди в толпе;

— масса имеет очень рыххую организацию и неспособна действо­вать согласованно и едино, чго отличает толпу;

— масса лишена черт общества или общины;

— у массы нет ни социальной организации, ни обычаев и традиций, ни организованных установок, ни структуры статусных ролей,  низакрепившегося умения.

Психологические характеристики массы состоят в следующем

Масса импульсивна, изменчива. Ею руководит почти исключительно бессознательная сфера. Импульсы, которым повинуется масса, могут быть благородными или жестокими, героическими или трусливыми. Однако они настолько повелительны, что побеждают личное, даже инстин кг самосохранен ия.

Масса ничего не делает преднамеренно. Если даже она страстно чего-нибудь хочет, то все-таки это продолжается недолго. Она не способна к длительному проявлению чувства, не выносит никакой отсрочки между своим желанием н осуществлением его. У нее есть чувство всемогущества.

Масса чрезвычайно легко поддается внушению. Она легковерна. Она лишена критики.Чувства массы очень просты и чрезмерны. Масса не знает ни сомнений, ни колебаний и немедленно переходит к самым ' крайним действиям. Высказанное подозрение превращается у нее в неопровержимую истину, зародыш антипатгии — в дикую ненависть.

Масса — раздражительна. Склонная ко всему крайнему, возбуждается чрезмерными раздражениями. Чтобы увлечь массу, нужно обращаться не к разуму, она лишена его, а к воображению.

Масса никогда не знает жажды истины. Она требует иллюзий, от которых не может отказаться. Ирреальное всегда имеет у нее преимущество перед, реальным.

Несуществующее влияет на нее столь же сильно, как и существующее. Не логика правит массой, а легенда. Не наука способна завоевать массу, а мифы, которые создадут для нее. Мифы легко запомнить.

Они апеллируют к чувствам плебса.

Для того чтобы управлять массой, должна определиться элита. Тот, кто хочет влиять на нее, не чуждается ни в какой логической оценке свбих аргументов. Он должен рисовать самые яркие картины, преувеличивать и повторять все одно и то же.

Источник: http://docpsy.ru/lektsii/sotsialnaya-psikhologiya/1521-massa-i-ee-psihologicheskie-harakteristiki.html

Психология масс

Этому в определенной степени способствуют и работы теоретиков, исследовавших так называемую психологию масс. Этой проблемы касался Г. Тард в ряде своих работ, в том числе и названных выше. В них он дал характеристику психологических механизмов подражания в массовом сознании, которое происходит на сознательном и подсознательном уровнях.

Существенный вклад в анализ «психологии масс» внесли французский социолог Г. Лебон и итальянский юрист С. Сигеле. Излагая свои взгляды в небольшой книге «Преступная толпа», С.

Сигеле (1868—1913) обратил внимание на необходимость разработки коллективной психологии как психологии различных (больших и малых) масс людей.

При этом он пояснил, что коллективная психология должна заниматься прежде всего такими совокупностями индивидов, как, например, суд присяжных, собрания, съезды, театры и проч., которые не подчиняются ни законам индивидуальной психологии, ни социологическим законам.

Коллективная психология, по Сигеле, — это также психология толпы, «душа» которой формируется путем подражания людей друг другу. Сигеле указывает на роль заразительности в формировании коллективной психологии, в том числе психологии толпы, о роли в этом восприимчивости и внушения6.

Он говорит о «неоспоримом психологическом законе», по которому «интенсивность душевного движения возрастает прямо пропорционально числу лиц, разделяющих это движение в одно и то же время, в одном и том же месте».

В этом заключается «причина того неистовства», до которого доходят энтузиазм или порицания в разного рода собраниях людей.

Подробное обоснование психологии масс содержится в ряде работ Густава Лебона (1841 — 1931).

В своем фундаментальном труде «Психология народов и масс» он обстоятельно характеризует сознание «толпы», ее многочисленные психологические свойства.

Он пишет, что «эра толпы» наступает «в переходные периоды развития общества и в то же время нестабильные, когда рушатся элементы одной цивилизации и постепенно утверждаются элементы другой».

По Лебону, психологические характеристики толпы в корне отличаются от психологических характеристик составляющих ее людей.

«Сознательная личность исчезает», чувства и мысли людей «принимают одно и то же направление», «образуется коллективная душа, имеющая временный характер, но представляющая очень определенные черты».

Далее Лебон характеризует эти черты, указывает на импульсивность и раздражительность толпы, неспособность обдумывать, отсутствие рассуждений и критики, податливость внушению, нетерпимость, авторитарность и консервативность толпы и т.д.

Лебон пытается осмыслить причины появления новых психических и моральных качеств у человека в толпе, раскрывает характер идей и воображений толпы.

По его мнению, идеи толпы можно разделить на два разряда: скоропреходящие идеи, зарождающиеся под влиянием минуты, и другие идеи, которым среда, наследственность и общественное мнение дают большую устойчивость. Воображения же толпы чаще основаны на поверхностных впечатлениях.

Он дает свою классификацию и описание толпы «различных категорий», выделяет разнородную толпу и толпу однородную (секты, касты, классы и т.п.), преступную толпу, присяжные и уголовные суды, избирательную толпу, парламентские собрания.

Источник: http://ovendij.ru/2-/62-2011-05-30-09-48-12.html

Психология масс — Сайт помощи психологам и студентам

Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Индивид существует сознательно, а масса, толпа — неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий.

Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу.

Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям.

Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п. ) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.

), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия. Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе.

Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства».

Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий.

В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы — от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д. ). Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

Психология масс

Психология масс.

Психология масс (психология толпы) — особенности поведения и Мышления большой группы людей, имеющих общность взглядов и чувств. Психологию масс конкретизирует в целой системе идей, среди которых особенно существенны следующие:

Психологически толпа — это не скопление людей в одном месте, а человеческая совокупность, обладающая психической общностью. Индивид существует сознательно, а масса, толпа — неосознанно, поскольку сознание индивидуально, а бессознательное — коллективно. Толпы консервативны, несмотря на их революционный образ действий.

Они кончают реставрацией того, что вначале низвергали, ибо для них, как и для всех находящихся в состоянии гипноза, прошлое гораздо более значимо, чем настоящее. Массы, толпы нуждаются в поддержке вождя, который их пленяет своим гипнотизирующим авторитетом, а не доводами рассудка и не подчинением силе. Пропаганда (или коммуникация) имеют иррациональную основу.

Благодаря этому преодолеваются препятствия, стоящие на пути к действию. Поскольку в большинстве случаев наши действия являются следствием убеждений, то критический ум, отсутствие убежденности и страсти мешают действиям.

Такие помехи можно устранить с помощью гипнотического, пропагандистского внушения, а потому пропаганда, адресованная массам, должна использовать энергичный и образный язык аллегорий с простыми и повелительными формулировками. В целях управления массами (партией, классом, нацией и т. п. ) политика должна опираться на какую-то высшую идею (революции, Родины и т. п.

), которую внедряют и взращивают в сознании людей. В результате такого внушения она превращается в коллективные образы и действия.

Эти идеи они выражают определенные представления о человеческой природе — скрытые, пока мы в одиночестве, и заявляющие о себе, когда мы собираемся вместе.

Иначе говоря, фундаментальный факт состоит в следующем: «Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, во время политического митинга, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства».

Более того, толпа, масса понимается как социальное животное, сорвавшееся с цепи, как неукротимая и слепая сила, которая в состоянии преодолеть любые препятствия, сдвинуть горы или уничтожить творения столетий.

В толпе стираются различия между людьми, и люди выплескивают в нередко жестоких действиях свои страсти и грезы — от низменных до героических и романтических, от исступленного восторга до мученичества. Такие массы играют особенно большую роль именно в XX столетии (в результате индустриализации, урбанизации и т. д. ).

Психология масс (толп) основана прежде всего на резком противопоставлении индивида вне толпы ему же, находящемуся в составе толпы. Лишь во втором случае существует коллективность (коллективная душа, по терминологии Лебона) или даже социальность.

В своей «Психологии толпы» Лебон писал: «Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов Бессознательной деятельностью толпы». Последняя почти исключительно управляется бессознательным, то есть, согласно Лебону, ее действия подчиняются влиянию скорее спинного, чем головного мозга.

В психологии масс толпа понимается очень широко. Это не только стихийное, неорганизованное скопление людей, но и структурированное, в той или иной степени организованное объединение индивидов. Лебон предложил следующую классификацию толп, исходной точкой которой служит «простое скопище» людей:

Толпа разнородная:

а) анонимная (уличная и др. ); б) неанонимная (суд присяжных, парламентские собрания и т. п. ).

Толпа однородная:

а) секты (политические, религиозные и др. ); б) касты (военные, рабочие, духовенство и т. д. ); в) классы (буржуазия, крестьянство и т. д. ).

Согласно Тарду, помимо толп анархических, аморфных, естественных и т. д. , существуют еще толпы организованные, дисциплинированные, искусственные (например, политические партии, государственные структуры, организации типа церкви, армии и т. п. ).

Анализируя эти и другие «превращенные» формы толпы, Московичи вслед за Тардом особо отмечает еще одну и, может быть, наиболее существенную трансформацию толпы… в публику. Если изначально толпа есть скопление людей в одном замкнутом пространстве в одно и то же время, то публика — это рассеянная толпа.

Благодаря средствам массовой коммуникации нет необходимости организовывать собрания людей, которые бы информировали друг друга. Эти средства проникают в каждый дом и превращают каждого человека в члена новой массы. Миллионы таких людей составляют часть толпы нового типа.

Оставаясь каждый у себя дома, читатели газет, радиослушатели, телезрители, пользователи электронных сетей существуют все вместе как специфическая общность людей, как особая разновидность толпы.

Литература.

У. Мак-Дугалл. «Социальной психологии» (признается многими первым социально-психологическим трудом);

Гюстав Лебон. «Психология толпы» (1895; в 1898 г. переведена на русский язык под названием «Психология народов и масс»);

Габриэль Тард. Его работы посвящены психологии общественных отношений;

В. Райх. «Психология масс и фашизм» (1933; русск. пер. — 1997);

С. Московичи. «Век толп» (1981; русск. пер. — 1996);

З. Фрейд. «Психология масс и анализ человеческого Я».

Источник: http://psinovo.ru/stati/psichologiya_mass.html

Ссылка на основную публикацию