Психологическое понятие «мортидо»

Мортидо, или как не выраженное либидо превращается в деструдо

Содержание

  • 1 История возникновения
  • 2 Характеристика
  • 3 Энергия инстинкта смерти

В современном психоанализе врачи используют термин мортидо, который символизирует деструктивное начало человеческой личности. Для обозначения величины этого чувства употребляется термин «деструдо».

История возникновения

Зигмунд Фрейд считал, что человеком движут два основных инстинкта: либидо и мортидо. И если либидо – это стремление к жизни, то мортидо – разрушающее начало.

Его ученица Сабина Шпильрейн на основании этой теории написала работу «Деструкция как причина становления», которая положила начало углубленного изучения влечения человека к смерти. Она проводит параллель между желанием смерти и глубоко скрытым мазохизмом.

Она считала, что тяга к деструкции собственной личности произрастает из глубинной тяги к смерти.

В своей докторской диссертации она также обратила внимание на то, что осознанный распад личности и тяга к самоуничтожению может стать источником творческого и социального роста.

Множество ученых занимались вопросом влечения к смерти (Альфред Адлер, Сабина Шпильрейн, Карл Юнг, Вильгельм Штекель), но только Фрейд смог трансформировать их взгляды в общую концепцию и осветил ее во второй дуалистической теории влечения. В данной работе он показал связь либидо и мортидо и впервые противопоставил тягу к жизни деструктивному началу в личности каждого человека.

На основании этой теории и работ Шпильрейн стал популярен термин «деструдо», изучением которого активно занимался Пауль Федерн.

Характеристика

Мортидо – это противоположное либидо стремление, которое выражается в сознательном разрушении личности на любых уровнях: социальном, психологическом, физическом. Это противовес инстинкту выживания, который присущ любому живому организму на Земле.

Мортидо – это внутренняя сила, которая несет тягу к разрушениям, убийствам, насилию; это инстинкт смерти; это гнев, агрессия в различной форме и проявлениях.

Либидо и мортидо – это два рычага, которые движут любым человеком. Существует теория, согласно которой либидо, которое не может быть выражено превращается в деструдо.

Иными словами, если человек в полной мере не может реализовать свои сексуальные потребности, творческий потенциал, то эта невыраженная энергия трансформируется в саморазрушение.

Это проявляется в агрессивности человека по отношению к себе и окружающим, вспышками ярости, которые сменяются пассивностью и подавленностью.

Физиологически преобладание инстинкта смерти проявляется в замедлении процессов метаболизма, снижением иммунной активности и выработки гормонов. Это может привести к затяжной депрессии, которая со временем переходит к депрессивный статус.

Такое состояние наступает из-за дисбаланса системы эндорфинов и энкефалинов в нейрохимической структуре головного мозга: при невозможности реализовать базовые потребности в центральной нервной системе вырабатываются не гормоны удовольствия (эндорфины), а энкефалины, которые вызывают подавленное состояние, чувство тоски, неудовлетворенности и тревоги.

Энергия инстинкта смерти

Для обозначения величины инстинкта смерти в психоанализе используют термин деструдо.

Основатель этой теории Зигмунд Фрейд сам мало занимался разработкой теории о деструдо, однако ученики его школы написали на эту тему несколько работ. Они основывались на концепции двойственности личности человека.

Она гласит, что в каждом есть либидо и мортидо и оба этих инстинкта должны быть сбалансированы и направлены на созидание.

В том случае, когда этого не происходит, то действия человека несут в себе деструкцию и разрушение.

Деструдо – это потенциально разрушительные действия, которые направлены на самого человека и окружающий его мир. От мортидо его отличает направленность, векторность и наличие точек приложения разрушительной энергии. Деструдо также является способом объяснить и расшифровать установку и состояние психики пациента на текущий момент.

Нельзя точно определить настроенность мотивов человеческого поведения и поступков. Не все ученые разделяют принцип двойственности человеческой натуры. Наивысшим проявление либидо является сексуальная связь, а мортидо проявляется убийством. На данный момент в социуме явно или косвенно присутствуют оба эти явления. И либидо, и мортидо влияют на поступки человека с одинаковой силой.

Источник: https://ODepressii.ru/obschee/mortido.html

Эрик Берн. Либидо и мортидо

С этой статьи хочу начать писать целую серию статей о Э. Берне и его книгах.

А сейчас о его работе «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых», а точнее  именно о либидо и мортидо как главных устремлениях человека.

Либидо – это стремление к созиданию, а первоначально стремление к продолжению рода!

Мортидо – это стремление к разрушению, первоначально направленное на защиту от посягательств извне.

Имя Берна чаще всего ассоциируется с созданным им трансактным анализом. Но в данной работе Берн проявляет себя именно последовательным приверженцем классического фрейдовского психоанализа. Ведь либидо и мортидо ключевые понятия психоанализа.

И как всегда я попытаюсь с целью интеграции разных психологических направлений рассматривать либидо и мортидо под углом зрения идеогештальта, приводя при этом примеры и аргументы самого Берна из этой его работы.

Как пишет Берн, с самого раннего детства человеку свойственно проявлять оба стремления.

Либидо проявляется в постоянном стремлении сосать грудь матери, мортидо в том, чтобы что-нибудь сломать или разбить.

В случае отсутствия у ребёнка естественного кормления, он в той или иной мере довольствуется соской или собственный палец сосёт. И это также можно назвать своего рода сублимацией.

За сломанные игрушки или разбитую посуду всегда, так или иначе, наказывают.

И если это наказание бывает жестоким, то возникает сопротивление мортидо, а значит, оно уже будет направлено внутрь, против самого себя. Направленное внутрь мортидо кроме того и либидо разрушает.

При психастении с её дефензивностью именно и происходит подобное: либидо, подавляемое направленным внутрь мортидо, проявляется в импотенции и преждевременной эякуляции у мужчин, и во фригидности у женщин. Впрочем, не только это у психастеников, но и у всех кто сдерживает свою агрессию, а тем самом и мортидо вместе с либидо.

Нельзя, тем не менее, считать либидо и мортидо прямыми противоположностями, которые воюют друг с другом. Скорее они диалектические противоположности, взаимопроникающие друг в друга.

И у Бёрна как раз пример с земледелием, когда через мортидо, а соответственно и разрушительную агрессию, вспахивается земля, но затем через либидо любовно взращивается урожай.  То есть созидание неотделимо от разрушения.

И подобное созидательное разрушение по Берну может и сублимацией служить в профессиях шахтёра, плотника, хирурга.

А как сублимировать, если нет возможности в этих сферах работать? Один мой знакомый лепил фигурки разные из пластилина. Причём без удовольствия лепил, а даже и с омерзением. Это он своих врагов лепил и с большим удовольствием их, потом ломал, мял и даже оплёвывал. Такая сублимация мортидо.

Про сублимацию либидо тоже сказано немало и это любой вид творческой и созидательной деятельности.

Сдерживание агрессии, а я это обычно называю сдерживанием злости, приводит к подавлению мортидо и либидо. Выражение злости вовне приводит либидо и мортидо в дружеское взаимодействие в реализации собственных желаний.

И, разумеется, мы все в социум среди людей живём и без самоограничений нам не обойтись! Но чрезмерное самоограничение и есть сдерживание себя и своей агрессии.

О вреде направленного внутрь себя мортидо я уже сказал. А внутрь направленное либидо?

И вот здесь Берн отмечает, что вопрос о том, как может быть направлено внутрь либидо, мало изучен, но представляется, что это именно путь к своему истинному Я.

Юнг бы назвал это истинное Я самостью. И здесь у него препятствием к направлению внутрь себя либидо были бы наверняка анима и анимус. Но об этом позже.

И если направленное вовне либидо предполагает сближение с кем-то, то не резонно ли предположить, что направление либидо внутрь и есть приближение к самому себе?

И всё это конечно словесные рассуждения, хотя они мне и представляются абсолютно верными.

А если на практике в процессе идеогештальта?

О том, как я это предполагаю делать, и пойдёт речь в следующей статье!

Продолжение следует!

Сохранить

Сохранить

Похожее

Источник: http://andrey-eltsov.ru/erik-bern-libido-mortido/

Танатос

Танатос (Фанатос, Танат, Фанат; от греч.

thanatos — смерть) — 1) бог смерти; 2) олицетворение смерти; 3) персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения к агрессии и деструкции.

Как общее символическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе).

the lending market benefits

Влечение к смерти (инстинкт смерти)  — понятие психоанализа, предложенное З.Фрейдом для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни. В некоторых случаях отождествляется с агрессивным влечением, или же энергией мортидо.

Мортидо — термин, используемый в психоанализе. Введён в 1936 году Паулем Федерном, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояния жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн.

Определенной деталировкой идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желания, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо).

В этом контексте многие люди смешивают понятие мортидо с деструдо или с танатосом, являющимся более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Активизация мортидо — это угнетение метаболизма, гормональной эмиссии и иммунной активности, приводящее к постоянному депрессивному психическому статусу вследствие эндорфин — энкефалинового дисбаланса нейрохимии мозга.

Предполагается, что активизация мортидо происходит вследствие неудовлетворения базовых биологических потребностей (репродукции, программах социального, имущественного самоутверждения, повышение иерархического статуса), первоначально эта программа подает сигнал — вместо эмиссии эндорфинов — внутренних наркотиков, (морфиномиметическими пептидами, которые дают ощущение счастья, жизнерадостности, эйфории, уверенности в своих силах) происходит выброска энкефалинов, которые действуют на психический континуум прямо противоположным образом — приводят к депрессивному состоянию, ощущению тоски, страха и нежелания жить.

Танатос — олицетворение смерти, персонифицированное обозначение инстинкта смерти, влечения к смерти, инстинкта и влечения агрессии и деструкции. Как общее эмблематическое обозначение смерти Танатос получил разнообразные отражения в мифологии, искусстве и психологии (главным образом в психоанализе).

В психологии 20 века формирование представлений о существовании сил смерти осуществлялось под влиянием соответствующих философских (Шопенгауэр и др.) и биологических (А. Вейсман и др.) идей.

Наиболее систематически идеи о существовании инстинкта смерти и влечения к смерти, инстинкта и влечения деструкции и агрессии развивались группой видных психоаналитиков (Э. Вейсс, М. Клейн, П. Федерн, Фрейд, Шпильрейн, В. Штекель, А. Штерке и мн. др.). В психоанализ представление о Танатосе и само понятие ввел австрийский психоаналитик В. Штекель.

Закрепление и распространение понятия Танатос и придание ему категориального статуса в значительной мере было связано с работами австрийского психоаналитика II. Фе-дерна. В трудах Фрейда понятие Танатос не употреблялось, хотя, по свидетельству Э.

Джонса, Фрейд неоднократно употреблял его устно для обозначения постулированного им инстинкта смерти (влечения к смерти, деструкции и агрессии), которому противостоит Эрос (инстинкт сексуальности, жизни и самосохранения).

В психоанализе борьба Эроса и Танатоса трактуется как активное, фундаментальное и определяющее основание жизни и психической деятельности человека. По Фрейду, инстинкт смерти функционирует на основе энергии либидо.

Его направленность вовне (на людей и различные предметы) выступает в форме агрессии или деструктивных действий (например, садизм, вандализм и т.д.), а направленность внутрь (на индивида, являющегося его носителем) выступает в формах мазохизма и др. перверсий, саморазрушения и самоубийства. Понятие Танатос ныне активно и весьма часто употребляется не только в психоанализе и психологии, но и за их пределами. Хотя проблема существования инстинкта (влечения) смерти (к смерти) и комплекса сопряженных с ней вопросов является предметом научных дискуссий.

Та́натос, Та́нат, Фа́нат (др.-греч. Θάνᾰτος, «смерть») — в греческой мифологии олицетворение смерти, сын Никты-ночи, брат-близнец бога сна Гипноса, который всегда сопутствует Танатосу. Живет на краю света.

Упоминается в «Илиаде» (XVI 454). Танатос обладает железным сердцем и ненавистен богам. Культ Танатоса существовал в Спарте. Танатос считается единственным из древнегреческих богов, не любящим даров.

Танатоса обычно представляли крылатым юношей с погашенным факелом в руке.

Использованы материалы из:

1. Сайт Википедия — http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%81
2. Сайт Академик — http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_new_philosophy/1197/%D0%A2%D0%90%D0%9…

Источник: http://www.skravchenko.ru/index.htm/book/export/html/472

Особенности Мортидо

Жизнь всœегда предполагает смерть и следовательно действие Мортидо имеет место до тех пор, пока человек жив. Без его энергии невозможна смена поколений, то есть естественный процесс жизни. Страх смерти сдерживает действие Мортидо. Мортидо представляет собой позыв перейти снова в неорганическое состояние и, следовательно, снова возродиться.

На страхе смерти основано любое религиозное учение.

Само Мортидо лежит в базе всœех деструктивных поступков человека, то есть, причина деструктивности в обществе коренится в мортидном позыве каждого человека и, следовательно, она неискоренима.

С другой стороны, без мортидо невозможно продолжение жизни: для поиска пищи или отстаивания своих интересов требуется известная доля агрессии, которая прослеживается даже во время сексуального акта.

Толкование сновидений:

Юнг: только знак, осознанно употребляемый человеком, замещает что-то другое, а символ является самостоятельной, живой, динамической единицей.

Символ ничего не замещает, но отражает то психологическое состояние, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ испытывает человек в данный момент, он в своем роде и есть само это состояние.

По этой причине Юнг возражал против символической интерпретации снов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что крайне важно идти вслед за символикой человека вглубь его бессознательного.

Фрейд: Какие основные функции имеет сновидение с точки зрения психоанализа?

— функция исполнения желаний. Эта функция является основной у сновидения. Фрейд выделял 3 типа желаний: появившееся днем и неосуществленное, возникшее днем и отвергнутое и постоянно существующее в бессознательном подавленное желание. Желаний 1 и 2 типа недостаточно для формирования сновидения, крайне важно , чтобы оно объединились или нашли поддержку в 3-м, инфантильном, желании),

— функция продолжения сна (всœе помехи сну, как внешние, так и физиологические, интегрируются в сновидение в искаженном виде)

При интерпретации сновидений крайне важно выявлять и обращать внимание на желания, дневные остатки и связь с инфантильностью.

Структура личности:

Юнг: Юнг считал, что структура личности состоит из трех частей — коллективного бессознательного, индивидуального бессознательного и сознания. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов — форм, организующих и канализирующих психологический опыт индивида.

Юнг часто называл архетипы «первичными образами», так как они связаны с мифическими и сказочными темами. Основными архетипами индивидуальной психики он считал Эго, Персону, Тень, Аниму (или Анимус) и Самость. Эго является центральным элементом личного сознания. Тень — это центр личного бессознательного.

Фрейд: Для Фрейда человеческая психика представляется как триада взаимодействующих и конфликтующих элементов: ИД (Оно) – ЭГО (Я) – СуперЭГО (Сверх-Я).

Первая инстанция задает некое природное начало в человеке, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ наполняя его энергией, часто вступает в противоречие с внешней средой, а именно, с другими людьми. Внутренним представителœем внешнего мира для человека является Сверх-Я.

Эта инстанция включает в себя некие безусловные требования общежития между людьми, а также то, что мы называем человеческими идеалами. Инстанция, которая призвана примирять требования первых двух принято называть Эго (Я).

Именно она регулирует поведение человека и постоянно ищет компромисс между Ид и СуперЭго, позволяя с одной стороны реализовывать свои инстинктные потребности, а с другой, не разрушать отношения с другими людьми. Инстанция Сверх-Я формируется в возрасте от 3 до 5 лет, именно данный период жизни принято называть эдиповым.

Культура:

Юнг: Для Юнга основа души (бессознательное), хотя и имеет архаическое происхождение, но всœе же может жить в мире с культурой.

Конечно, нельзя укротить ʼʼдемонов душиʼʼ, но их можно приручить, сделать их проявление относительно безопасным и даже поставить их на службу культуре. Человек призван не игнорировать бессознательные силы, а найти для них адекватное культурно-символическое выражение..

Жизнь рационализируется, но человек не становится более рациональным по своему психическому устройству.

Рушится прежний символический мир, и вместе с ним уходит в прошлое культурное выражение и осуществление архетипов; наступает ʼʼужасающая символическая нищетаʼʼ, в которой жизнь человека обесцвечивается и обессмысливается. Крушение символов означает также утрату символического управление могучими ʼʼдемонами душиʼʼ, остающимися теперь без присмотра.

Фрейд: Внешним представителœем Сверх-Я выступает человеческая культура, без которой современный человек существовать не может. Истоки ее возникновения неизвестны. Вернуться в первобытное состояние человек не может как и отказаться от своей природы.

То есть, оставаясь природным существом он утратил природные регулирующие механизмы, функцию которых взяла на себя культура. С психоаналитической точки зрения можно рассматривать инстанцию ЭГО как способ разрешения противоречий между ИД и культурой.

Задача культуры состоит в канализации потоков агрессивности и сексуальности и лишь в крайнем случае их репрессии. Психоанализ рассматривает современную культуру как весьма репрессивную по отношению к инстинктной жизни человека.

Конструктивный выход из этого положения – сублимация, то есть перевод сексуальных и отчасти агрессивных позывов в отличное от первоначального предназначения русло в общественно приемлемые формы и цели. К примеру, хирургия является хорошей формой отреагирования агрессии, а актерство – сублимацией эксгибиционистского желания.

Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/373866_osobennosti_mortido

Самоучитель по толкованию снов

Как правило, вытеснению во сне подвергается сексуальное влечение. Иными словами, цензура накладывается на либидо. Но у человека, помимо сексуального, существует еще одно подсознательное стремление – стремление к разрушению (мортидо).

В переводе на язык энергий, либидо – это направленность на сохранение и продолжение человеческого рода; мортидо – это агрессия, направленная на уничтожение врага, для сохранения собственной жизни. Эти два вида энергии подробно изучил последователь З.

Фрейда, Эрик Берн.

Стремление к созиданию или уничтожению, на полюсах которых находятся половой акт и убийство, – это тот изначальный материал, из которого строится психическое человека. Естественно, что в обыденной жизни человек пребывает в промежуточных состояниях, направленных на другие продуктивные действия.

Не все готовы признать наличие у человека (биологического) разрушительные устремления. Но, если у вас есть дети, посмотрите, как отчаянно они отстаивают свои права на игрушку, на «место под солнцем». Враждебность к чужакам во дворе, склонность ломать и крушить все подряд – от игрушечной машинки до садовой скамейки.

Таким образом, чтобы научиться жить в обществе, человек должен управлять своими внутренними силами. Он должен научиться уступать, ждать, соглашаться. А свое либидо и мортидо обращать в полезные для общества дела, подобно тому, как энергия водопада превращается в электричество. Такой компромиссный стиль поведения называется принципом реальности.

Так, эротические потребности можно удовлетворить творчеством: созданием стихов, музыки или изготовлением безделушек.

Есть свои способы замещения и у мортидо. Прямое физическое устранение врага заменяется ссорой с ним, охлаждением, а то и своим отъездом из города. То есть, условное или реальное удаление от субъекта равносильно его уничтожению. В спортивных состязаниях, охоте на животных также проявляется допустимая форма действия мортидо.

Иногда мортидо приобретает направленность, в которой сочетаются агрессия и польза. Эрик Берн выделил такие виды полезной деятельности, использующей энергию мортидо, как работа плотников, шахтеров, резчиков по камню, а также ручная обработка земли (ломом, лопатой). В этих случаях совпадение инстинкта (мортидо) и планов на сознательном уровне (разума) дает хорошие результаты.

Воспитание человека, цензура запрета на убийство имеет очень глубокие корни и влияет на действия человека даже в сновидении. Даже, когда сновидец испытывает ненависть к кому-либо, во сне он редко убивает его. Во сне может явится труп животного, могильный камень и злые собаки, терзающие его врага.

Так, Ирина З., 29 лет, накануне развода с мужем видела сон. В этом сне она протягивала мужу сумку, застегнутую на «молнию». Он раздвигает застежку и обнаруживает в сумке голову мертвой собаки.

Это сновидение отражает ненависть женщины к мужу. Измученная совместной жизнью с ним, она в своем бессознательном готова была убить обидчика. Но даже во сне она вместо убийства лишь подарила ему голову мертвой собаки.

В отдельных случаях вытесненная злость все-таки реализуется в сновидении в акты убийства. Но убийцей редко выступает сам сновидец. Обычно он оказывается лишь свидетелем убийства неприятного ему человека. Если вы видите убитым человека, к которому относитесь нейтрально или даже хорошо, это заставляет задуматься, нет ли у вас все же на него неосознанной обиды?

Иногда вам могут присниться похороны другого человека, и в этом сюжете отражаются ваши опасения или надежды на его смерть. Видеть собственные похороны, значит иметь проблемы, которые кажутся вам непреодолимыми.

Психология bookap

Когда же над вами нависает угроза реальной смерти, о любые странные сны (не смерть) снятся вам. Это может быть отправка за границу, образ пустынного дома, глубь моря или заход солнца. Если учесть что такие сны на протяжении жизни снятся неоднократно и предсказывают менее трагические обстоятельства, ваш шанс угадать свою смерть невелик.

Подробно эта тема также освещалась в уроке 3, раздел «Живые и мертвые».

Источник: http://bookap.info/snovidenie/vrublevskaya_samouchitel_po_tolkovaniyu_snov/gl69.shtm

Саморазрушение личности

Саморазрушение личности – это идеи, эмоции и поведенческие паттерны разрушающего характера направленные на себя.

Саморазрушительный паттерн может реализоваться в различных форматах, включая физическое самоповреждение, квалифицируемое как попытки самоубийства, химических зависимостей, расстройствах пищевого спектра; некоторых случаях выбора экстремального спорта, рискованном половом поведении, выборе работы повышенной опасности; поведении, провоцирующим опасность, активном самообвинении и самоунижении.

В психологии, говоря о саморазрушении, используют термин «аутоагрессия» (аутодеструкция) – ауто- и агрессия означают поворот против себя, в английском – «turning against the self». В классификации психологической зашиты относится к вторичным защитам, когда происходит перенаправление отрицательного аффекта с внешнего объекта на себя, вследствие нежелательности проявления вовне.

При анализе соотношения шкал видов агрессии по валидным методикам, саморазрушение не коррелирует с другими шкалами, что выделяет феномен среди прочих особенностей агрессии в личностной психологии. Среди личностных типажей оно наиболее свойственно депрессивным и мазохистическим личностям согласно классификации Мак-Вильямс.

Стремление к саморазрушению выделяют в различные классификации:

– по области влияния – телесное, психическое, социальное;

– по характеристикам структуры – идеаторная (идея, мысли);

– аффективное (эмоциональные переживания), поведенческие;

– непосредственные, опосредованные, трансгрессивные (переходящее), расширенные;

– осознанные, неосознанные;

– по динамике – острые, хронические (вялотекущие);

– транзиторные, рецидив, персистирующие (упорные, постоянные), трансформирующиеся, стабильные, прогрессирующие, регрессирующие и прочее.

Разнообразие классификаций объясняется неоднозначностью и расширенностью проявления феномена.

Причины саморазрушения личности

Популярно мнение, что в нормальном психическом состоянии человеку несвойственна склонность к саморазрушению, поскольку она противоречит одному из базовых инстинктов – самосохранения. Реализации инстинкта служат чувства боль и страха, но единой концепции самосохранения в научном сообществе нет. И.

Павлов считал, что все рефлексы несут функцию самосохранения. И. Мечников в рамках теории ортобиоза, предполагал, что инстинкт самосохранения с возрастом сменяется инстинктом смерти. К.

Лоренц, этолог, исследовавший феномен агрессии так же скептически высказывался о самосохранении как обособленном биологическом концепте.

Несколько иной взгляд был у Фрейда, который считал, что человек достаточно высокоорганизованное существо, чтобы основа его поведения базировалась на одинаковом с прочими животными фундаменте.

Он развил теорию Сабины Шпильрейн о стремлении живого организма к возвращению (восстановлению) первичного (неорганического, неживого) состояния – влечению к смерти.

Оно определяет склонность к агрессии и саморазрушению, тогда как влечением к жизни определяется самосохранением.

Креативное (либидо) и деструктивное (мортидо) – фундаментальные побуждения, есть основополагающими психического мира. Энергии мортидо называлась деструдо, величиной и активностью которой аналитиками пояснялись практически все деструктивные мотивы в поведении человека, а также внешнее агрессивное поведение. Согласно более современной последовательнице Фрейда М.

Кляйн, опасность для организма, провоцируемая инстинктом смерти обуславливает чувство тревоги, подкрепляя его объяснение снизить нервное напряжение саморазрушением. Идея была хорошо воспринята русскими психоаналитиками начала века, достаточно положительно воспринимались написавшими предисловие к русскому изданию «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейда, А. Р. Лурией и Л. С.

Выготским.

Теоретические модели акцентирующиеся на внешнюю обусловленность возникновения саморазрушения выделяют следующие необходимые компоненты: фрустрированная внутренним конфликтом личность, отрицающая интроекты и подавляющая направленную агрессию, психотравмирующая ситуация и разрушение ожиданий, увеличивающие напряжение. Российский психолог А. Реан в исследовании агрессии подростков предложил понятие «аутоагрессивный паттерн личности». В структуре саморазрушающего паттерна личности выделяются субблоки:

– характерологический – саморазрушение положительно коррелирует с депрессивностью, демонстративностью, невротичностью, интроверсией, педантичностью;

– самооценочный – саморазрушение снижает самооценку и наоборот; интерактивный – связь саморазрушения с неспособностью к социальной адаптации и межличностным взаимодействиям;

– социально-перцептивный – саморазрушение тем выше, чем положительнее воспринимаются другие относительно себя.

Как остановить программу саморазрушения человека?

Склонность к саморазрушению является довольно часто встречающимся паттерном поведения у личностей требующих психологической помощи. Поскольку подобное поведение имеет склонность к прогрессированию, а при наличии паттернов, связанных с телесным саморазрушением или включающим мысли об суицидальных или потенциально самоубийственных поступках, несет непосредственный риск для жизни.

То, чем раньше человек обратится за помощью, тем больше шансов на восстановление баланса у него будет. Окружению так же следует помнить, что игнорирование саморазрушающего поведения у близкого человека или избегание специализированной помощи, уделяя внимание лишь самолечению, может, в ближайшей или отдалённой перспективе, стоить ему жизни.

Распространённый стереотип, гласящий, что «настоящие самоубийцы не заявляют о намерении», берет корни именно в сокрытии или игнорировании эпизодического или систематического саморазрушающего поведения.

Исследования суицидологов показывают, что при детальном анализе лишь в 10% завершенных самоубийств в поведении, словах, записях самоубийцы не было найдено ранних указаний на суицидальное намерение и стремление к саморазрушению.

На данном этапе наиболее популярными в терапии саморазрушения являются когнитивно-поведенческая терапия (КБТ) и рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ или рациональная терапия). Более глубокую, но подчас и более длительную, проработку обеспечивают психодинамические направления, включая психоанализ.

Как спасти себя от саморазрушения? От саморазрушения к саморазвитию личности приходится преодолеть сложный и, подчас, длительный этап.

Хотя чаще всего на себя обращает внимание непосредственное телесные самоповреждения, любые формы могут быть фатальными, так как усугубление или банальная роковая случайность могут наступить в любой момент.

Чтобы помочь человеку пройти путь от саморазрушения к саморазвитию психологи разрабатывают различные алгоритмы, позволяющие системно подходить к проблеме.

Саморазрушение – путь к свободе

После публикации, а позже экранизации, культового романа Чака Палланика «Бойцовский клуб» стала популярна цитата «Самосовершенствование – онанизм. Саморазрушение – вот что действительно важно» и концепция саморазвития через разрушение.

И хотя в некоторых практиках некоторые элементы подобного поведения действительно используются, не стоит игнорировать, что деструктивное поведение происходит под контролем опытных гуру, включает глубокий философский концепт, да и сам автор наделил подобной философией героя с расстройством личности.

В преобладающих случаях подобное поведение может отсрочено привести к фатальным последствиям, и требует терапевтического вмешательства.

Довольно популярной в терапии саморазрушающего поведения является модель ABC разработанная когнитивным терапевтом А. Эллисом.

«А» (англ. activating events) – активаторы, события и ситуации, актуализирующие паттерн поведения,

«В» (англ. beliefs) – верования, убеждения, установки, интерпретация события,

«С» (англ. consequences) – следствия, итог, реализованный паттерн, в данном случае, саморазрушающий.

В варианте поверхностного препятствования С нужно скорректировать непосредственно А. На более эффективном уровне осознать иррациональные В приводящие к С, и заменить на рациональные. В целом, речь о развитии гибкости. «А», «В» и «С» связаны и не могут существовать изолировано.

Арт-терапия включает в себя проективные методики выявления и изменения причины возникновения паттерна. Успешна интегративная терапия арт-методик и психодинамической проработки.

Проработка — механизм, инструмент в психоаналитической терапии.

Проработка актуализируется аналитиком и заключается в осознании анализантом вытесненной психической травмы ведущей к саморазрушению и дальнейшей реконструкции выявленной цепочки последовательности психических процессов.

Проработка актуализируется на сеансе и продолжается после него на сознательном и бессознательном уровнях, как постепенная перестройка внутрипсихических звеньев. Здесь отличие от идеи отыгрывания симптома (гипнотерапия), и от идеи инсайта (мгновенного озарения и решения через осознание).

Допускается быстрое исчезновение паттерна саморазрушения, но остается тенденция к возврату саморазрушающего поведения, в модифицированном или прежнем виде, потому иллюзия «понять проблему=решить» не эффективна в перспективе. Именно эта проблема технически и решается при помощи проработки.

Для наиболее эффективной терапии следует обратиться к специалисту.

Источник: http://vseopsycho.ru/samorazrushenie-lichnosti/

Мортидо

Мортидо (англ. Mortido) — термин, используемый в психоанализе. Был введен в 1936 году Паулем Федерн, одним из учеников Зигмунда Фрейда. Термин относится к энергии изъятия, дезинтеграции (распада) и противостояние жизни и развития. В дальнейшем исследованием данной темы занимался другой ученик Фрейда — Эрик Берн.

Определенной детализацией идеи мортидо выступает разграничение влечения к смерти как желание, ориентированного на самоуничтожение (мортидо), и гипотетического деструктивного инстинкта агрессии, ориентированного на убийство других (деструдо).

В этом контексте многие смешивают понятия мортидо с деструдо или танатосом, что является более широким понятием, включающим в себя и мортидо, и деструдо.

Согласно теории психоанализа, в основе человеческой личности лежат два фундаментальных побуждения: креативное (либидо) и деструктивное (мортидо). Эго-либидо переживается как приятно знакомое, в то время как мортидо переживается как боль и неизвестно, что внушает страх.

До сих пор ни один психоаналитик, в том числе и сам Федерн, не сумевший создать модель психического аппарата, в котором сосуществовали бы эти два разнонаправленных инстинкты и два противоположных вида психической энергии. Понятие мортидо и связанное с ним — деструдо, так и не закрепились в широком дисциплинарном обороте.

В то же время, несмотря на то, что современные биологические наблюдения не подтверждают существования мортидо, этот концепт составляет значимый фрагмент многочисленных теорий агрессии, трактующих последнюю как проекцию врожденного саморазрушающему поезда людей.

Источник: http://info-farm.ru/alphabet_index/m/mortido.html

Либидо и Мортидо

ПодробностиКатегория: материалы заполненияАвтор: Gray

Эта статья открывает цикл статей по психологии на нашем ресурсе.

Как было отмечено во вводной статье о разделе «Психология» на этом сайте, материал ориентирован на начинающих.

Конкретно эта статья ориентирована на самых-самых начинающих которые еще не определились даже с тем в каком направлении и в какой традиции им работать. Быть им светлыми, тёмными или серо-буро-малиновыми+и т.п.

Я не буду здесь философствовать на тему, что такое Путь Тьмы и Путь Света, или о том допустимо или не допустимо в принципе такое деление — об этом уже достаточно сказано в других местах. Я просто предложу одну забавную психологическую модель, позволяющую взглянуть на вопрос под новым (возможно, неизвестным начинающему) углом, и глубже понять себя.

Начнем. Все слышали такое слово, как «либидо». Обычно под этим термином понимают сексуальный потенциал человека, однако в психоанализе это более широкое понятие, означающее врожденное стремление человека созидать. Высшим проявлению либидо (инстинкта созидания) является тяга к созданию другого человека (отсюда и сексуальное толкование). Важно обратить внимание на следующие свойства либидо:

1) оно, в той или иной мере, есть у каждого, причем от рождения

2) оно может быть направлено как на его обладателя, так и вовне (на других людей, вещи, скульптуры и т.д.)

3) полностью избавится от него невозможно, а попытки его подавления ведут к серьезным нервным расстройствам.

4) либидо необходимо «удовлетворять». Неудовлетворенное либидо ведет к нервным расстройствам.

Если с либидо знакомы почти все, и интуитивно понятно о чем речь, то о понятии «мортидо», как ни странно, слышали немногие. Итак, мортидо — врожденное стремление человека к разрушению.

Высшим проявлением мортидо (инстинкта разрушения) является разрушение другого человека — убийство.Свойства мортидо такие же как и у либидо (см. 4 пункта выше по тексту).

Повторю их в немного другой, более понятной, форме:

1) Вы родились со стремлением к убийству. Вы убийца от рождения

2) у Вас всегда есть выбор, вы можете убивать себя или убивать других (этим занимаются все: ктото курит, а кто-то просто портит жизнь и нервы другим+ есть люди и с более сильным мортидо: серийные маньяки и самоубийцы, например)

3) Ничто неспособно избавить Вас от тяги к убийству и разрушению. Все что Вы можете — подавить и приглушить их, заработав проблемы с психикой.

4) Вы должны убивать (разрушать), иначе Ваша психика будет «не удовлетворена» (другими словами, Вы не будете «счастливы», что бы на самом деле это не значило).

ВНИМАНИЕ! Эти четыре пункта НЕ являются призывом к насилию, а всего лишь описание одной из черт Вашей (и моей, и чьей-либо еще) психики. Необходимо понимать, что убивать (разрушать) можно по разному: быстро и по криминальному (нож, пистолет, крыша высотного здания) или же медленно и по бытовому (сигареты, скандалы и нервотрепки, ожирение, битье посуды, ломанье мебели и т.д.).

Сама по себе описанная модель либидо-мортидо имеет множество иллюстраций и приложений, а важность этих понятий очень велика, так как они определяют все другие желания, потребности и стремления человека.

Например, возьмем их свойство быть направленными либо вовне, либо вовнутрь, а также тот факт, что они всегда есть и избавится от них невозможно и рассмотрим под этим углом христианство. Понятно, что христианство стремится максимально развить либидо, подавив при этом мортидо. При этом все либидо по определению направляется вовне.

Проявление же мортидо вовне названо грехом.

Однако невозможность его полного подавления привела к появлению в рамках христианства само-разрушительных практик самобичевания, изнурительных постов, а также некой совершенно извращенной формы отшельничества (предлагаю почитать и сравнить описание жизни христианских отшельников в пустынях и, к примеру, даосских в пещерах). Если не можем направить мортидо вовне, оно все обращается вовнутрь, то есть против владельца.

Теперь можно взять к примеру еще и Сатанизм. Мы видим кардинально противоположный подход. Все либидо направлено внутрь, а мортидо вовне. Проявление и усиление мортидо приветствуется, либидо при этом, тоже не подавляется.

Хочу, отдельно обратить внимание, что если Вам показалось из этого описания, что христианство чем-то лучше, или «правильнее» сатанизма, или наоборот, это — заблуждение.

На самом деле это означает лишь то, что конкретно Вам ближе то соотношение и направленность либидо-мортидо, которое соответствует приглянувшейся Вам традиции.

В принципе, любую традицию можно разложить по такому принципу направленности и степени проявления либидо/мортидо, и у каждой будет своя характерная особенность.

Но перед раскладыванием различных традиций, начинающему следует понять и принять, что он состоит из двух различных стремлений: созидания и разрушения (порядка и Хаоса), ему также следует изучить, как и куда направлены у него эти стремления, какое из них у него выражено сильнее и является доминирующим. А далее основываясь на понимании себя, можно выбрать по тому же принципу себе подходящую традицию.

Я расскажу о двух типичных примерах ошибок, возникающих из-за непонимания/незнания принципов либидо/мортидо, характерных для молодых практиков.

Случай первый: Зов буквально за шиворот притягивает человека на его Путь. Выясняется, что Путь — Тёмный, человека кидает от Мастера к Мастеру, и все как один — Тёмные.

Человек в растерянности, так как был воспитан на христианских ценностях, верит что любовь спасет мир, считает что Мир всегда отвечает на насилие еще большим насилием и т.д. Тёмный Путь, и просыпающийся Зверь внутри, его откровенно пугают, но при этом деться никуда от этого он не может (Зов штука жесткая).

Идеи о том, что все люди рождаются с тягой к насилию, что чужая физическая и душевная боль может приносить удовольствие и удовлетворение не меньшее, чем любовь — для таких людей просто не известны и находятся под внутренним запретом.

Итог — месяцы, а то и годы постоянных сомнений в правильности выбранного пути, неприятие и непонимание собственной истинной сути, автоматический ограничитель в мозгах не позволяющий нормально развиваться и отрабатывать более серьезные и жесткие практики, Страх и т.д.

Случай второй: человек сознательно становится на Тёмный Путь, и решает развиваться самостоятельно. При этом Мастера у него нет, и все что он знает о Пути, он почерпнул из интернет-форумов, книг в стиле фентези и собственной фантазии. Часто это заканчивается тем, что человек сам резко отказывается от любви (что бы ни значило это слово), от сочувствия, жалости, дружбы, и т.д.

(все это можно и нужно делать, но со временем, постепенно и грамотно заменяя другими вещами).

Итог — либидо подавлено и не удовлетворено, психика начинает глючить, глюки воспринимаются, как обратки, откаты и муки Темного Пути, на форумах появляются слезные истории, в жж появляются новые лирически-гатишные дневники, читая которые так и хочется подарить человеку банку дихлофоса для тараканов в башке.

Заканчивая эту статью, я еще раз хотел бы обратить Ваше внимание на общность и фундаментальность двух описанных принципов и их применимости к пониманию магических практик.

Так, кровавая жертва богам, кроме своей основной функции выполняет еще и функцию удовлетворения мортидо и направления его вовне (а не на себя). Наши древние предки, регулярно приносившие животных в жертву, предстают теперь в совершенно ином свете.

Вместо кровожадных и необразованных варваров, какими их часто изображают некоторые историки, мы видим мудрых людей глубоко осознающих свою внутреннюю суть, ладящих со своими внутренними стремлениями (сравните с современным «цивилизованным» миром, где неврозом страдает две трети населения).

Дальнейшее изучение механизмов либидо/мортидо дает ключи к механизмам усиления доминирующего из этих «инстинктов», изменения их направленности и т.д., что не является лишним для любого практика в любой традиции.

Источник: http://www.kutha.ru/index.php/nnblood-dt/100-materialy-zapolneniya/828-libido-i-mortido

Ссылка на основную публикацию