Методологические принципы, теоретические подходы и методы исследования в детской психологии
Особого внимания заслуживает специфика реализации в детской психологии методологических принципов психологического исследования —детерминизма, единства психики и деятельности, объективности и развития (их содержание раскрыто в курсе обшей психологии).
При раскрытии содержания принципа детерминизма следует обратить внимание на специфику причин психического развития:
а) показать особую роль обучения и воспитания в процессе формирования личности;
б) рассмотреть степень сформированности головного мозга ребенка и его нервной системы в целом, а также уровень психического развития на каждом возрастном этапе;
в) учесть влияние предыдущих этапов психического развития на последующие.
При реализации принципа единства психики и деятельности учесть:
а) связь психического развития ребенка и ведущей деятельности на определенной стадии его развития;
б) трансформацию этого …
принципа в принцип изучения детей в процессе их обучения и воспитания;
в) необходимость изучения поведения и деятельности ребенка в рамках трех ее типов — ведущей, зарождающейся новой, более прогрессивной и сохраняющейся «прошедшей» формы деятельности.
Содержание принципа объективности в педагогической психологии включает ряд моментов:
а) при сравнении детей по уровню психического развития и особенностей формирования личности ребенка учитывать социально-экономические, исторические, этнопсихологические различия;
б) при исследовании эффективности методов обучения и воспитания, резервов психического развития обеспечивать максимально возможную эквивалентность экспериментальной и контрольной групп;
в) методики исследования должны строиться в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания в конкретном возрастном периоде.
При реализации принципа развития необходимо:
а) иметь полное, разностороннее и глубокое знание психических особенностей возраста, предшествующего изучаемому;
б) иметь четкое представление о главных тенденциях развития на последующих возрастных ступенях;
в) создавать условия для определения актуального уровня развития и «зоны ближайшего развития».
Основываясь на этих методологических принципах, а также системности, комплексности, педагогическая психология в каждом конкретном исследовании применяет комплекс методов.
Организационные методы. Метод срезов: в достаточно больших детских группах с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития.
Сравнительный метод: данные по каждой группе сравниваются между собой и делаются выводы о том, какие тенденции развития здесь наблюдаются и чем они обусловлены.
Лонгитюдный метод прослеживается развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени. Метод срезов и лонгитюдный метод дают возможность организовать психологическое исследование в целом.
Эмпирические методы.
Метод наблюдения — один из главных в психолого-педагогических исследованиях с детьми. Бывают сплошными, когда психолога интересуют все особенности поведения ребенка, но чаще выборочными.
Наблюдение — сложный метод, его использование должно отвечать ряду требований: — четко поставленная цель и разработанная схема наблюдений; объективность наблюдения; систематичность наблюдений; наблюдение за естественным поведением ребенка.
На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке.
Основные характеристики метода наблюдения – целенаправленность, планомерность.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления.
Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования: лабораторный, естественный, формирующий (изучаются изменения в уровне знаний, умений, отношений, ценностей, уровне психического и личностного развития обучающихся под целенаправленным обучающим и воспитывающим воздействием).
Любой вид эксперимента включает следующие этапы:
1. Постановка цели: конкретизация гипотезы в определенной задаче.
2. Планирование хода эксперимента.
3. Проведение эксперимента: сбор данных.
4. Анализ полученных экспериментальных данных.
5. Выводы.
Психодиагностические методы.
Тестирование — это метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений. Классификация: тесты вербальные и тесты практические; групповые и индивидуальные; тесты интеллекта и тесты личности; тесты скорости и тесты результативности; компьютерные тесты.
Социометрия — эмпирический метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено.
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.
Беседа — широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Интервью как специфическая форма беседы.
Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов деятельности.
Экспертная оценка как метод изучения также может быть определена в ходе беседы, интервью.
Проективные методы — совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен дополнять, интерпретировать.
группы проективных методик :
1) конститутивные — структурирование стимулов, придание им смысла (например, пятна Роршаха);
2) конструктивные — создание из деталей осмысленного целого (например, тест Мира);
3) интерпретативные — истолкование события, ситуации (тест тематической апперцепции);
4) катартические —игровая деятельность в организованных условиях (психодрама);
5) экспрессивные — рисование на свободную или заданную тему ( «Дом-дерево—человек»);
6) импрессивные — предпочтение одних стимулов другим (выбор цвета в методике Люшера);
7) аддитивные — завершение предложения, рассказа, истории.
Источник: http://refac.ru/metodologicheskie-principy-teoreticheskie-podxody-i-metody-issledovaniya-v-detskoj-psixologii/
Принципы и методы изучения психики ребенка и детской группы
Поиск Лекций
Принципы изучения
Знаем ли мы тех, кого воспитываем? Не объясняются ли многие промахи и ошибки в воспитании именно тем, что воспитатель нередко «не ведает, что творит»? Л поскольку он по своему долгу и призванию должен творить личность, эти ошибки связаны часто с неведением внутреннего мира ребенка.
Конечно, можно возразить, что, мол, талантливая воспитательница Петрова Мария Ивановна и без глубокого знания методов психологической диагностики способна читать в душах детей и успешно формировать их психологический облик.
Но так ли много талантов? Педагогический талант — это такая же редкость, как художник божьей милостью. И счастлив тот ребенок, которому судьба подарила такого педагога. Но счастливыми должны быть все. А это значит, что мы не должны надеяться только на талант или вдохновение.
Нужно думать, прежде всего о знаниях и мастерстве педагога.
Любому мастеру нужны инструменты. Будем рассматривать те методы психологического исследования, о которых дальше пойдет речь, как инструменты, которые в руках умелого мастера помогают понять душу ребенка.
Психологические методы и есть те средства, способы, с помощью которых добываются научные факты о внутреннем мире человека.
Великий естествоиспытатель И. П. Павлов писал в своем письме к молодежи: «Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее в высь, не опираясь на воздух. Факты — это воздух ученого. Без них вы никогда не сможете взлететь. Без них ваши теории — пустые потуги».
Что же такое психологический факт? Прежде всего, это определенный акт поведения ребенка, в котором проявляются особенности его личности, особенности тех или иных сторон психики. Если мы изучаем детскую группу, то в качестве психологического факта могут выступать и акты совместной деятельности детей, проявления (хорошего настроения; акты общения между детьми.
Общая цель всех методов психологического исследования заключается в точной фиксации, регистрации, выявлении психологических факторов, и накоплении эмпирических, опытных данных для последующего анализа и практического использования.
Следовательно, факты интересуют и психолога и педагога не сами по себе, а как выражение определенных внутренних психологических закономерностей. Наблюдательные родители и опытные педагоги располагают огромным запасом конкретных фактов из жизни людей, но это не делает их научными работниками в области детской психологии.
Даже более или менее систематизированные повседневные записи, которые составляют содержание опубликованных дневников матерей, воспитателей и учителей, не могут рассматриваться в качестве научных произведений по детской психологии, а служат лишь материалом (порой исключительно ценным!) для дальнейшего научного анализа.
«Факт сам по себе ничто, — отмечал выдающийся французский ученый Клод Бернар, -он имеет значение лишь благодаря идее, с которой он связан, или доказательству, которое он дает».
Какими же общими принципами, идеями следует руководствоваться, применяя методы психологической диагностики? Прежде всего — это принцип генетического (исторического) подхода к изучению психики ребенка. Для детской психологии этот принцип настолько важен, что сама эта наука иначе именуется генетической психологией.
Согласно этому принципу при изучении явлений детской психики мы стремимся выяснить, как они возникли, как развиваются и изменяются под влиянием взаимодействия ребенка со взрослыми, его собственной деятельности и общения со сверстниками.
Этот принцип направляет исследователя и на анализ влияния конкретных культурно-исторических условий на развитие психики детей, на становление их личности.
Диалектический подход к изучению развития психики ребенка (на который мы опираемся) предполагает и осуществление принципа детерминизма, причинной обусловленности тех или иных изменений определенными факторами внешнего и внутреннего порядка.
Мы хотели бы сказать и о целостности психики ребенка, его душевного склада. Следует иметь в виду, что личность — сложная целостная система, где все взаимосвязано и взаимообусловлено. Важно учитывать это, поскольку отдельные диагностические методики (опрос, тесты и др.) по необходимости как бы «выхватывают» из целого какую-то маленькую частичку.
Но данная частичка имеет смысл только внутри целостного явления. Мы всегда должны помнить: любая черта психики «вписана» в сложную картину и имеет смысл только внутри этой картины. Поэтому одни и те же количественные показатели, которые мы получаем в ходе исследования, приобретают смысл только тогда, когда рассматриваются на фоне личности ребенка.
Каждый полученный отдельный факт необходимо рассматривать на качественном уровне, т.е. с учетом его включенности во всю внутреннюю картину мира ребенка и его поведения. Отсюда следует необходимость изучать личность ребенка во всех многообразных связях его с окружающими людьми.
Абсолютно ничего нельзя понять в личности ребенка и его поведении без анализа общения его с окружающими людьми (принцип единства изучения личности и общения).
Особенно важно изучить, как своеобразные условия личностной микросреды (отношения с родителями, близкими членами семьи, со сверстниками) и в значительной степени с воспитателем — внешние условия -«переплавляются» во внутренние психологические качества человеческой личности.
Такой же процесс перехода внешнего поведения ребенка (общение, деятельность) в его внутренние психические черты характерен для всей динамики формирования психики маленького человека.
Однако нужно учитывать и обратный процесс: уже сформировавшиеся черты личности проявляются в общении и деятельности ребенка, мотивируя и своеобразно окрашивая их. Недаром в психологии говорят о единстве сознания и деятельности. Сознание, личность не только формируются, но и проявляются в деятельности.
Именно благодаря этим внешним проявлениям мы можем относительно объективно судить о человеке. Правда, точность и объективность выводов в психологическом исследовании относительны. Недаром об одном и том же ребенке разные взрослые нередко высказывают различные суждения.
Вот почему так важно учитывать и мнения обоих воспитателей, музыкального руководителя, родителей и всех других взрослых, которые часто общаются с ребенком (принцип стереоскопичности).
Древние говорили, что нельзя дважды пойти в одну и ту же реку. Точно так же относительны наши сиюминутные, сегодняшние знания о ребенке. Изучая детскую личность, следует учитывать ее беспрерывное изменение и развитие.
Недаром рекомендуется одно и то же проявление личности изучать непрерывно, иначе говоря, на фоне повседневных наблюдений повторять тесты и другие испытания, для того чтобы понять сегодняшний уровень развития ребенка и его перспективы.
Иногда считают, что тесты и другие психологические методы только фиксируют определенные состояния и уровень развития.
Но ведь даже в медицинской диагностике (как мы уже отмечали) различного рода анализы (в том числе рентген и даже обыкновенный термометр) не только измеряют то или иное физиологическое, физическое состояние, но и определенным образом влияют на психологическое самочувствие больного.
Это обстоятельство в еще большей степени необходимо учитывать при психологическом исследовании. Почти всякий тест или опросник в той или иной мере не только измеряет определенное психическое явление, но и влияет на личность ребенка.
И здесь самое главное — учитывать древнее правило, сформулированное еще Гиппократом: «Не навреди!». Принцип ненанесения ущерба испытуемому требует такой организации изучения ребенка (группы), при которой ни его процесс, ни результаты не наносили бы испытуемым какого-либо вреда (здоровью, состоянию, социальному статусу и т. д.).
Кроме того, необходимо стремиться применять такие методы, которые помогают развитию ребенка. Поэтому очень важно осуществлять единство диагностики и коррекции развития психики. В этом основная цель. Ведь воспитатель не только из научной любознательности изучает ребенка.
Диагностика, осуществляемая педагогом-исследователем, должна быть направлена не на отбор детей, а на контроль за ходом их психического развития с целью коррекции обнаруживаемых отклонений. Прислушаемся к совету известного детского психолога Д. Б.
Эльконина: контроль за процессами развития должен быть особенно тщательным для того, чтобы исправление возможных отклонений в развитии начиналось возможно раньше.
Опора на принцип коррекционности при подборе диагностических средств и непосредственном осуществлении диагностики, основанном на признании изменчивости психики, является обязательным условием в работе практического психолога, педагога-исследователя.
Не менее важен принцип беспристрастности при изучении ребенка, «детского общества». Он предполагает недопущение предвзятого отношения как к отдельному испытуемому, так и к детской группе.
Его реализация в значительной степени зависит от адекватности примененных методов целям исследования, соответствия их возрасту, полу испытуемых, условиям эксперимента и т. д.
, от выполнения правил научности исследования, взвешенности сведений психологического характера и др.
Диагностическая психокоррекционная работа в детском саду предполагает тесное сотрудничество психолога (воспитателя) не только с ребенком (группой), но и с родителями, педагогами-коллегами.
Успешному претворению принципа сотрудничества, других названных принципов способствуют такие качества педагога-исследователя, как контактность, инициативность в общении, эмпатия, наблюдательность в отношении проявлении психики, способность поддерживать у окружающих чувство доверия и симпатии. Он должен быть хорошим организатором ситуаций общения, их автором и актером.
Источник: http://poisk-ru.ru/s38250t2.html
Принципы изучения психики ребенка
Специфика методов детской психологии определяется спецификой ее объекта. Таковым выступает развитие психики_ребенка от рождения до семи лет, которая в этот период наиболее ранима и подвержена внешним неблагоприятным воздействиям. Грубое вмешательство со стороны взрослых может затормозить или исказить ход психического развития ребенка.
Поэтому главным принципом изучения детской психологии выступает принцип гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании не навредить.
Психолог должен чувствовать особую ответственность и не торопиться, главное — разобраться в истинных причинах поведения ребенка, выделить психологические особенности и закономерности, проявив при этом тактичное, чуткое, бережное отношение к малышу.
Принцип эффективности и научности подразумевает изучение психологического развития, его механизмов и закономерностей в понятиях именно детской психологии, а не с точки зрения других наук.
При этом следует иметь в виду, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мыслей, содержанием и выражением переживаний. Внутренний мир дошкольника развивается по своим законам, которые и должен постичь исследователь.
Поэтому, прежде чем приступать к изучению этого мира, необходимо овладеть специальными психологическими знаниями, понятиями, усвоить основные идеи психологической науки.
Принцип детерминизма исходит из того, что становление психических функций и свойств, а также особенности их проявления связаны как с внешними, так и внутренними причинами.
Эти причины обусловлены условиями жизни, воспитания ребенка, особенностями его социального окружения, характером общения малыша со взрослыми и сверстниками, спецификой его деятельности и активности.
Изначально не бывает «хороших» или «трудных» детей, существует лишь многообразие причин, влияющих на появление впоследствии той или иной черты, присущей именно этому ребенку. Задача исследователя состоит в том, чтобы понять причину психологического факта, а значит, объяснить его.
Принцип развития психики, сознания в деятельности показывает, что деятельность выступает как условие проявления и развития психики ребенка. Поэтому для изучения его психических особенностей нужно организовать соответствующую деятельность, например творческое воображение можно зафиксировать в рисовании или при сочинении сказки.
Принцип единства сознания и деятельности (разработанный С.Л. Рубинштейном) означает взаимовлияние сознания и деятельности. С одной стороны, сознание формируется в деятельности и как бы «руководит» ею.
С другой, усложнение деятельности, освоение новых ее видов обогащает и изменяет сознание. Поэтому изучать сознание можно опосредованно, через изучение деятельности ребенка.
Таким образом, мотивы поведения становятся понятными из анализа поступков.
Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода подразумевает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты. Каждый ребенок осваивает речь, учится ходить, действовать с предметами, но путь его развития индивидуален.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины психического развития ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживать все стороны развития психики ребенка в совокупности.
Источник: https://psyera.ru/2318/principy-izucheniya-psihiki-rebenka
Лекции — Общие вопросы детской психологии — файл 1.doc
Лекции — Общие вопросы детской психологии (96.5 kb.)Доступные файлы (1):
1.doc | 97kb. | 18.11.2011 13:51 |
содержание
ЛЕКЦИЯ 2 -3
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
План
- Показатели психического развития;
- Факторы развития;
- Основные закономерности психического развития;
- Психическое развитие как усвоение общественно исторического опыта;
- Принципы изучения психики ребенка.
Показатели психического развития Психология рассматривает сознание человека в его неразрывной связи с деятельностью. Побуждаемая определенными мотивами, направленная на достижение заранее поставленных целей, деятельность человека разумна. В ней раскрываются все стороны человеческой личности. Важными показателями психического развития ребенка являются содержание, характер, способ и направленность его деятельности. Чтобы судить о том, насколько развит ребенок, следует выделить те показатели, которые являются основными для формирования всесторонне развитой личности. Такими показателями являются:
- Развитие познания и познавательной деятельности ребенка.
- Формирование системы личностных отношений к действительности и к самому себе.
- Овладение системой разнообразных практических и умственных действий, обеспечивающих возможность продуктивнойдеятельности.
Эти три стороны неотделимы друг от друга, но выступают они различно в разных проявлениях человеческой личности и на разных ступенях ее развития. Поскольку психика есть отражение действительности, ее развитие обнаруживается в том, что отражает ребенок в разные периоды своей жизни и как протекает самый процесс познания. Развитие познавательной деятельности сказывается не только в том, что у ребенка увеличивается объем знаний об окружающих его вещах, но и в изменении глубины познания. Знания приобретают все большую осмысленность, системность, подвижность и обоснованность. Даже хорошо знакомые ребенку с первых лет его жизни предметы отражаются им по-разному в разные моменты его жизни. Процесс развития есть переход ребенка от поверхностного отражения отдельных, разрозненно воспринимаемых им явлений к познанию их сущности, к раскрытию законов, ими управляющих, переход к системным и осмысленным знаниям. «Умственный мир ребенка населен скорее единицами, чем группами, а у взрослого весь внешний и внутренний мир распределен в ряды систем»,— писал И. М. Сеченов. Развитие познавательной деятельности выражается и в том, что ребенок постепенно овладевает все более совершенными способами отражения действительности. Он научается наблюдать, запоминать выборочно то, что является наиболее существенным, а затем намеренно воспроизводить только тот материал, который ему нужен. В процессе развития ребенок научается сравнивать и группировать однородные вещи, рассуждать, делать выводы из наблюдаемых явлений, а затем критически проверять их. Значит, развитие познания обнаруживается не только в изменении объема и глубины познаваемого ребенком содержания, но и в овладении детьми способами познавательной деятельности.
Формирование системы отношений
Отражая мир, человек так или иначе относится к познаваемым явлениям, событиям общественной жизни, к людям и к самому себе. Чем более зрелым становится человек, тем больше определяются его собственные взгляды, отношения, оценки. Отношения младенца к окружающему миру выражены в первичных чувствах удовольствия и неудовольствия.
Они вызываются удовлетворением и неудовлетворением его простейших жизненных потребностей. Голод, боль, усталость вызывают отрицательные переживания. Они проявляются в чувстве неудовольствия. Ласка, тепло, насыщение вызывают положительное отношение. Развитие сферы эмоциональных отношений ребенка выражается в следующем:
- Постепенно безразличные, т. е.
«эмоционально-нейтральные» вещи, например новое нарядное платье, цветные картинки, поступки людей и т. п., не имеющие жизненного значения для ребенка, начинают вызывать в нем какие-то чувства.
- Пятилетний ребенок испытывает не только чувства удовольствия — неудовольствия.
Его отношения к бабушке и маме, к игрушке и к знакомой колыбельной песне, к собственным успехам и к похвале любимого отца различны. Они приобретают множество оттенков и становятся порой сложными противоречивыми переживаниями.
- Отношение, выраженное в чувствах подрастающего человека, становится общественно обоснованным, а тем самым и более стойким.
Чувства старшего ребенка — школьника — усилены приобретенной им системой знаний и практическим опытом, в то время как чувства маленьких детей еще в значительной мере имеют подражательный характер. Система стойких мировоззренческих чувств опирается на осмысленные и обоснованные знания.Они становятся подлинными убеждениями развитого человека.
Овладение системой практических и умственных действий
Сознание человека выражено в его деятельности.К- Маркс говорил, что «человек не только отражает мир, но и творит его».
Развитие ребенка выступает в изменении его действий, всего его поведения, всех видов его деятельности. Изменяется и самый процесс деятельности, ее содержание, уровень, структура, направленность. Так, игра трехлетнего ребенка более примитивна, проста, однообразна, чем игра шести-, семилетних детей.
Учебная деятельность студента отличается от учебной работы первоклассника не только по содержанию усваиваемого материала. Все большую роль начинает играть собственно умственная деятельность. Изменяется и отношение ребенка к своим успехам и неудачам, к товарищам и окружающим взрослым.
Развитие личности не совершается ритмично и равномерно: в одни периоды жизни наиболее заметные сдвиги совершаются в познавательной деятельности ребенка; другие периоды характеризуются интенсивной перестройкой взглядов и формированием убеждений (у подростка, юноши).
Но несомненно, что ребенок в каждый момент своей жизни есть единая и целостная личность во всех сложных и часто противоречивых ее проявлениях. Целостность и своеобразие каждой личности с наибольшей полнотой выступает в повседневной жизни человека, в его поведении, в его поступках, т. е.
в таких действиях человека, в которых выражено его отношение к окружающему.
По изменению поступков ребенка можно судить о его развитии. Изменяется сам поступок, приобретая все более отчетливо выраженное общественное значение.
У младшихдетей цели и мотивы выражают их субъективные, случайные и эгоистические желания; у старших они определяются общественными понятиями и мотивами. Отдельные, случайные поступки превращаются в систему поступков, т. е. в образ действия подрастающего человека.
Более постоянной, органичной становится связь между целью, мотивом и способом ее достижения. У маленьких детей нет связи между целью и способом действия или между целью и мотивом. Эта связь формируется в процессе развития.
Непроизвольное, импульсивное, непоследовательное поведение, проявляющееся в необдуманных действиях с неожиданными для самого ребенка последствиями, становится осознанным действием, т. е. продумывается во всех звеньях.
Трехлетний ребенок обычно знает только то, что он хочет (и то не всегда).
Источник: http://www.studmed.ru/docs/document6872/content