Причина №4 и 5: почему одной быть проще?

Как разобраться в любой проблеме: техника «5 почему»

Идея исследования причинно-следственных связей была выдвинута ещё Сократом. Но сам метод, получивший название «5 почему», был разработан основателем Toyota Сакити Тоёдой (Sakichi Toyoda). Первоначально техника предназначалась для решения производственных задач компании.

Первым делом формулируется исходная проблема. Затем исследователь задаёт вопрос: «Почему это произошло (происходит)?» Получив ответ, он снова спрашивает: «Почему это произошло?» — выясняя таким образом причину причины.

В результате выстраивается логическая цепочка, ведущая к первопричине. Предполагается, что именно воздействие на первопричину будет наиболее эффективным для решения исходной проблемы. Проиллюстрируем это на примере.

Исходная проблема: в семье участились конфликты, отношения между супругами напряжённые.

Шаг 1. Почему это происходит? Потому что муж постоянно на работе и совсем не уделяет время семье.

Шаг 2. Почему он так много времени проводит на работе? Из-за множества дел, требующих его внимания.

Шаг 3. Почему так много дел требуют его внимания? Потому что никто не может их сделать.

Шаг 4. Почему никто не может их сделать? Потому что нет сотрудников, которые были бы компетентны в этих вопросах.

Шаг 5. Почему нет таких сотрудников? Их никто не нанимал.

В этом примере мы пришли от неудовлетворённости семейными отношениями к недостаточной численности управленцев среднего звена.

Не обязательно задавать именно пять вопросов. Это число выбрано эмпирически и является средним. Некоторые проблемы можно рассмотреть и за меньшее (или большее) число шагов. Для лучших результатов рекомендуется записывать все шаги, чтобы не упустить ничего важного. Повышает эффективность групповое обсуждение: группа способна выявить объективно более значимые причины.

Метод «5 почему» обладает рядом несомненных достоинств. Во-первых, простота. Его применение доступно любому. Во-вторых, малые затраты времени по сравнению с большинством других техник. В-третьих, минимальные требования к оборудованию: искать причины можно даже в уме.

Но есть и существенные ограничения. Метод подходит только для простых проблем, когда нужно найти одну, самую существенную причину. Результат сильно зависит от способности исследователя отыскать её.

Так, в приведённом примере на третий вопрос правильным мог быть ответ «Потому что он не делегирует полномочия сотрудникам», и первопричина была бы совсем другой. Отчасти эти ограничения можно преодолеть, разрешив называть несколько ответов.

Тогда результатом применения техники становится «дерево» причин. Но в этом случае отсутствует способ выделить какую-то одну в качестве ведущей.

Несмотря на эти ограничения, метод «5 почему» с успехом используется во многих концепциях управления производством. Например, в кайдзене, бережливом производстве и других.

Источник: https://lifehacker.ru/2016/02/02/5-pochemu/

Пять «Почему?» — Метод решения проблемы через поиск первопричины

Метод Пяти «Почему?» едва ли не самый простой среди многообразия идей, рожденных Toyota. Но при этом невероятно сильный. И к тому же весьма известный.

В настоящее время техника определения первопричины какой-либо проблемы пятикратным вопросом «Почему» используется в концепциях бережливого производства, кайдзен, 6 сигма и других.

 Более того, область применения этого потрясающе эффективного инструмента давно расширилась за пределы производства — в свойственной детям манере в процессе анализа проблем докапываются до их истинных причин в различных областях человеческой деятельности. И это не удивительно.

Во-первых, метод легок и универсален, тысячу раз описан в литературе и интернете; во-вторых, как и любая другая идея из разряда «здравого смысла» — в голову приходит вне зависимости от знаний истории производственного менеджмента. И он потрясающе экономит время — для анализа достаточно и 10 минут.

Тайити Оно, описывая созданную им систему, говорит об этом методе как о научной основе Производственной системы Тойоты. При этом он отсылает нас к Сакити Тойода, которого называет автором правила. Предполагается, что идея метода была сформулирована им в 30-ых годах ХХ века.

Справедливости ради, нужно отметить, что вопрос «Почему?» при поиске первопричин и их возникновения начали использовать философы IV-III веков до н. э., а автором причинно-следственной концепции, применяемой для любого доказательства в логике, считают Сократа. Но в вопросах повышения производительности труда и сокращения издержек этот метод впервые стали применять в семье Тойода.

Пять «Почему?» (five whys)

Основа научного подхода компании Toyota заключается в том, чтобы при обнаружении проблемы пять раз задать вопрос «Почему?» (why), что обозначается как 5W. Если пять раз получить ответы на вопрос «Почему?», то причина проблемы и метод ее решения станут очевидны. Решение (или «Как?» — how-to) обозначается как 1H. Таким образом, пять «Почему?» равны одному «Как?» (5W = 1H).

Первопричина (real cause)

Под «причиной» проблемы скрывается ее первопричина (глубинная причина). В каждом случае мы должны докопаться до настоящей причины, пять раз задавая вопрос: «Почему?». В противном случае нельзя принять контрмеры и по-настоящему решить проблему.

Таким образом, Пять «Почему?» — это эффективный инструмент как индивидуального, так и коллективного изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы, определения причинных факторов и выявления глубинных, коренных причин. Метод используется, когда истинная причина проблемы не ясна и для ее решения недостаточно ресурсов для детального исследования и статистического анализа.

При этом важно не найти виноватого, как принято в традиционном менеджменте, когда у каждой проблемы есть лицо и имя, а выявить именно системную причину.

«Нет обвинений, нет наказаний» — как мы знаем — одно из ключевых отличий системы мышления Тойоты от традиционной управленческой парадигмы. Решение даже всех промежуточных проблем, без внимания к первопричине, рано или поздно приведет к повторным сбоям.

А наказание «виновных» не только навсегда закроет возможность их участия в поиске истинных факторов, но и спровоцирует их стремление скрывать любые несоответствия.

Почему именно Пять «Почему?». Число 5 выбрано, скорее всего, эмпирически, но есть, наверно, и доля некой сакральности, так сложилось, что пятерка обозначает завершенность. Пяти вопросов, как правило, достаточно для выявления источника проблемы. Но, несмотря на название, для поиска причин каждого конкретного несоответствия может потребоваться как меньшее, так и большее количество вопросов.

Так как при ответе на поставленный вопрос возможно возникновение нескольких вариантов, метод «5 почему» не исключает выстраивания «дерева» причин. Поэтому подход схож с методом причинно-следственных диаграмм и диаграмм Исикавы («Рыбья кость»). Вполне допустимо, что некоторые причины  в процессе анализа окажутся общими для сразу нескольких веток.

Завершать анализ Пять «Почему?» следует одним ответом на вопрос «Как» по каждой из обнаруженных коренных причин полученного дерева или диаграммы. Ну и, конечно, полученные ответы должны вылиться в реализацию решений.

Для того, чтобы вы имели более полное представление о методе 5 «почему?», я хотел бы использовать выдержки из первоисточника, и процитировать архитектора производственной системы компании Toyota Тайити Оно:

Приходилось ли вам, столкнувшись с какой-либо проблемой, остановиться и пять раз подряд задать себе вопрос: «Почему это случилось?» Сомневаюсь. Давайте попробуем сделать это вместе. Представьте, например, что у вас перестал работать автомобиль:

1. Почему автомобиль остановился?

Потому что была перегрузка, и полетел предохранитель.

2. Почему была перегрузка?

Потому что подшипник был плохо смазан.

3. Почему подшипник был плохо смазан?

Потому что насос, подающий смазку, плохо работал.

4. Почему он плохо работал?

Потому что поршень износился и разболтался.

5. Почему поршень износился?

Потому что не поставили фильтр, и в поршень попала металлическая стружка.

Пятикратное повторение вопроса «Почему?» поможет вам разобраться в первопричине проблемы и решить ее. Если вы не пройдете через весь цикл вопросов, то, возможно, решите, что достаточно просто заменить предохранитель или поршень насоса. Тогда буквально через несколько месяцев та же проблема с автомобилем возникнет снова.

Собственно говоря, производственная система Тойоты строится на использовании и развитии именно этого научного подхода. Пять раз задав один и тот же вопрос «Почему?» и каждый раз ответив на него, мы можем добраться до сути проблемы, которая часто прячется за более очевидными, лежащими на поверхности причинами.

«Почему в компании Toyota Motor Company один работник может управлять лишь одним станком, а на ткацкой фабрике Toyoda одна молодая девушка контролирует сразу 40 или 50 автоматизированных ткацких станков?»

Начав с этого вопроса, мы получили следующий ответ: «Станки в компании Toyota не рассчитаны на то, чтобы автономно останавливаться, когда заканчивается единичный цикл обработки». Отсюда родилась идея автономизации станков — их автоматизации с элементами человеческого интеллекта.

На следующий вопрос: «Почему мы не можем сделать так, чтобы детали подавались точно вовремя?» — был получен такой ответ: «Потому что скорость, с которой изготавливаются детали, не позволяет нам знать, сколько их производится в минуту». Отсюда возникла идея выравнивания производства.

Первым ответом на вопрос: «Почему мы производим слишком много деталей?» — было: «Потому что мы не можем сбавить темпы или полностью предотвратить перепроизводство». Так появилась идея о визуальном управлении, которая, в свою очередь, привела к идее канбана.

В предыдущей главе отмечалось, что производственная система Тойоты основывается на полном исключении потерь. Почему вообще появляются потери? Задавая подобный вопрос, мы на самом деле подходим к вопросу о прибыли, которая является основным условием нормального функционирования бизнеса. Одновременно мы задаемся вопросом о том, почему люди работают.

При функционировании производственного предприятия данные играют очень большую роль, но я считаю, что реальные факты важнее. Если в случае возникновения какой-либо проблемы мы недостаточно упорно ищем первопричину, предпринятые меры могут оказаться тщетными. Вот почему мы постоянно повторяем вопрос «Почему?». В этом заключается научная основа системы Тойоты.

Интересно, что описание метода Пяти «Почему?» встречается и в книге Элизабет Хаас Эдерсхейм Лучшие идеи Питера Друкера:

Очень надеюсь, что в своей практике вы пользуетесь этим простой техникой, а если нет — что данный материал сподвигнет вас на ее применение в своей работе и не только.

Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях: 

Источник: http://www.leaninfo.ru/2014/10/15/5-pochemu/

Учимся использовать технику «5 Why»

Приветствую вас, уважаемые предприниматели и маркетологи. Долго думал, как помочь вам увеличить эффективность рекламы. В ходе размышлений пришел к выводу, что у каждого индивидуальная ситуация и помочь предпринять правильные действия можно только если разобраться, в чем настоящая причина происходящего (имеющихся у вас результатов). И поможет нам в этом техника «5 Why».

Почему я говорю про настоящую причину? Суть в том, что мы очень часто впустую тратим очень много сил на борьбу со следствием, а не с источником проблемы.

Проще говоря, если Вы пришли в квартиру, а там кругом вода, то нет смысла сразу кидаться за ведром и тряпкой для удаления воды. Необходимо найти дырку, откуда течет вода, ликвидировать протечку и только потом удалять воду из квартиры.

Что такое техника 5 Why?

Вы уже, наверное, не раз слышали про технику принятия решений, которая называется — 5 Why (пять «почему»).

Данная методика была придумана Сакиши Тойода – основателем легендарной компании Toyota (которая по версии Forbes вошла в десятку самых дорогих компаний 2016 года).

Придуманный им метод позволяет в большинстве ситуаций докопаться до корня проблемы, разобрав ее базовые (истинные) причины.

2 примера:

Классический пример — поломка машины. Проблема — двигатель не заводится.

  1. Почему? – Аккумулятор сел.
  2. Почему? – Генератор сломан, не заряжает аккумулятор.
  3. Почему? – Ремень генератора порван.
  4. Почему? – Ремень генератора исчерпал свой ресурс, его не меняли.
  5. Почему? – Машина не прошла необходимое техническое обслуживание.

Второй пример:

Центральный городской парк. В какой-то момент резко увеличились ежеквартальные затраты на обслуживание памятников и монументов.

Проблема: перерасход бюджета.

  1. Почему? – Увеличились затраты на замену облицовочного камня.
  2. Почему? – Стали обрабатывать агрессивной химией, которая портила материал.
  3. Почему? – Облицовочный материал стал требовать более тщательного ухода.
  4. Почему? – Увеличилось кол-во насекомых, которые наносили вред граниту.
  5. Почему? – Стали подсвечивать памятники ночью и тем самым привлекать насекомых к памятнику.

Решение: перестали включать подсветку памятников в ночное время.

Ответ на последний вопрос — это основная причина проблемы. Как только мы ее устраним, не будет вытекающих последствий и пустой траты наших сил.

«Причем тут маркетинг?» — спросите Вы.

Каждый день я общаюсь с большим количеством предпринимателей, среди которых наши партнеры, новые клиенты и мои друзья. Круг моих знакомых предпринимателей приближается к 2000. Поэтому я буду говорить от их лица.

Если спросить моих знакомых предпринимателей, то больше 90% скажут, что они хотят больше продаж и им не хватает заявок.

То есть проблема — мало заявок. И вот тут начинается самое интересное.

Первопричин может быть много (больше 10). Но я хочу выделить 4 самые основные.

  1. Мало заявок потому, что слабый продукт (нет выгодных отличий от конкурентов). Слабое предложение ценности.
  2. Мало заявок потому, что слишком высокая цена (высокие издержки/слишком большая маржа).
  3. Мало заявок потому, что плохо упакован продукт (клиенту не могут обосновать ценность продукта и вызвать желание его приобрести). Слабый сайт (низкая конверсия).
  4. Мало заявок потому, что мало целевого трафика на сайте или он слишком дорогой (конкуренты выжимают).

Теперь остается понять, какая причина или причины мешают Вам получать больше заявок.

Если Вам действительно  интересно продиагностировать свой бизнес — напишите об этом в комментариях и оставьте свой электронный адрес. Я пришлю Вам ссылку на наше тестирование.

Остались вопросы? Также задавайте их в комментариях, а я на них обязательно отвечу.

И, конечно, делитесь ссылкой на эту статью с друзьями и коллегами. Уверен, она будет им полезна.

Источник: http://blog.zolle.ru/2016/07/27/5-why/

7 причин, почему жить одной — полезно для здоровья и души. И не надо нас жалеть!

Люди склонны жалеть тех, кто живет один. Особенно женщин. Но не беспокойтесь. Жить без партнера, может быть, не так уж плохо, как все вокруг думают.

И вот 7 доказательств, что это так.

1. Ээ… Вы можете быть даже счастливее!

Вы думаете, быть одной — это плохо?

Исследователи из Новой Зеландии изучили жизни 4000 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 94 лет и обнаружили, что одинокие люди чаще чувствуют себя счастливыми, чем те, кто уже давно в браке.

И в долгосрочной перспективе брак у большей части семейных людей вызывает больше негативных эмоциональных реакций, чем позитивных. Более того, неудовлетворенность своими отношениями — фактор риска для развития депрессии.

2. Вам наверняка будет проще поддерживать вес

Отношения влияют на вес. Одно австралийское исследование, проведенное в прошлом году, изучило 350 невест. Исследователи установили, что спустя шесть месяцев после того, как женщина говорит «да», она набирает в среднем 3 кг.

Причину все называли одну и ту же: «раз жизнь сложилась, то можно расслабиться и не пытаться удерживать вес«.

3. Одинокие женщины чаще занимаются спортом

Те, у кого нет пары, часто выбирают новую трассу для велосипедной прогулки, а не место для ужина.

Исследователи говорят, что всему виной увеличение обязательств, которое вы берете на себя, когда вступаете в брак. У вас масса дел за пределами офиса. Вам нужно больше, чем одиночкам, тратить времени на уборку.

4. У одиноких женщин крепче связи со своими друзьями

Ученые обнаружили, что замужние женщины почти всегда жертвуют социальными связями в пользу своего мужчины. А вы ведь ведете активную социальную жизнь, вам проще расслабиться, отогнать стресс и выветрить болезни. Вы знаете, что есть люди, на которых вы можете положиться, и это здорово облегчает давление жизни.

5. У одиноких людей меньше проблем с деньгами

76% семейных людей признаются, что хотя бы раз лгали партнеру, преуменьшая свои траты. Если же вы сами решаете, как тратить свои деньги, то стресса по этому поводу у вас нет.

6. У вас больше шансов преуспеть в карьере

Исследования показывают, что высокообразованные женщины, как правило, заводят прочные и стабильные отношения, но позже, чем остальные. Так что не парьтесь: в конечном счете все сложится. Это показывает статистика.

7. Вы защищаете свое сердце

Исследователи изучали жизни 1000 замужних дам и кавалеров на протяжении пяти лет после свадьбы. Оказалось, что неудачный брак приносит сердцу больше вреда, чем пользы — хороший. Особенно верно это для женщин.

Так что стабильное одиночество все же лучше пылких, но коротких романов.

Вы согласны с тезисами, озвученными в этой статье?

Jenna Birch

ссылка

Источник: https://womanspassions.ru/blog/43427765162/7-prichin,-pochemu-zhit-odnoy-%E2%80%94-polezno-dlya-zdorovya-i-dushi.-I

Методы улучшений Метод «5 почему». МЕТОД «Пять Почему / 5?» «Метод 5 Почему» заключается в нахождении главной причины рассматриваемой проблемы. Для каждой. — презентация

1 Методы улучшений Метод «5 почему»<\p>

2 МЕТОД «Пять Почему / 5?» «Метод 5 Почему» заключается в нахождении главной причины рассматриваемой проблемы. Для каждой причины, путем последовательного ответа на вопрос «Почему?», выявляется более глубокая причина. Количество вопросов было выбрано равным пяти, поскольку именно пять итераций обычно помогают выйти к сути. Но если вам этого не хватает копайте глубже!<\p>

3 Для того, чтобы воспользоваться данным методом, необходимо действовать следующим образом: определите конкретную проблему, которую необходимо решить; придите к согласию относительно формулировки рассматриваемой проблемы; при поиске решения проблемы начните с конечного результата (проблемы) и идите в обратном направлении (в направлении возникновения первопричины), спрашивая, почему возникает проблема; ответ запишите под проблемой; если ответ не выявляет первопричину проблемы, снова задайте вопрос «Почему?» и новый ответ запишите ниже; вопрос «Почему?» необходимо повторять до тех пор, пока первопричина проблемы не станет очевидной; если ответ решает проблему и вы согласны с ним, примите решение, использующее ответ.<\p>

4 Часто ответ на первое «почему» станет причиной возникновения второго «почему», а ответ на него спровоцирует третье «почему» и т.д. 5 Почему. Отсюда название метода: 5 Почему.<\p>

5 Преимущества от использования метода 5 Почему: Он помогает быстро определить причину возникновения проблемы<\p>

6 Пример: Почему наш клиент, г-н Сидоров недоволен? Потому что мы не предоставили услуги в установленный срок. Почему мы не соблюли временные рамки, оговоренные в контракте, или графике предоставления услуг? Потому что на выполнение работы потребовалось намного больше времени, чем мы рассчитывали. Почему потребовалось намного больше времени? Потому что мы недооценили уровень сложности работы. Почему мы недооценили уровень сложности работы? Потому что мы быстро подсчитали период времени для ее выполнения, но не учли дополнительные индивидуальные этапы, необходимые для завершения именно этого проекта. Почему мы не учли индивидуальные этапы? Потому что мы не успевали выполнить предыдущий проект. Нам, определенно, необходимо перераспределить время и пересмотреть процесс выполнения работы.<\p>

7 Пример: Проблема: Машина не заводится. Почему? – Аккумулятор разряжен. Почему? – Генератор сломан, не заряжает аккумуляторную батарею. Почему? – Ремень генератора лопнул. Почему? – Ремень генератора исчерпал свой ресурс, его никогда не меняли. Почему? – Машина никогда не проходила техобслуживание.<\p>

8 Если мы удовлетворимся ответом «аккумулятор разряжен», решением будет – «зарядить аккумулятор». Но рано или поздно заряд закончится, и машина снова не будет заряжаться. Если мы поменяем ремень генератора – решение проблемы будет более долгосрочным (новый ремень порвется гораздо позже, чем разрядится аккумулятор, который не получает дополнительного заряда от генератора). Однако пройдет какое-то время и ситуация повторится: ремень лопнет, генератор перестанет заряжать аккумулятор, заряд в нем иссякнет и машина снова не будет заводиться. Задаваясь снова и снова вопросом «почему» можно выявить глубокие, «системные» проблемы, устранение которых может предотвратить повторение проблемы либо очень надолго, либо вообще навсегда.<\p>

9 Спасибо за внимание!<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/264914/

Пять почему |Записки декана

Еще одним методом логического моделирования является метод «Пять почему» (известен также, как карта «Почему? — Почему?»). Метод удобно использовать совместно с диаграммой К. Исикавы. Конечно, возможно использовать данный метод и самостоятельно.

Цель метода заключается в нахождении главной (коренной) причины рассматриваемой проблемы. Для каждой, идентифицированной при построении диаграммы К. Исикавы причины, путем последовательного ответа на вопрос «Почему?» выявляется более глубокая причина.

Процедура проведения анализа главной (коренной) причины заключается в следующем: 1) Определите отправную проблему или причину высокого уровня, предназначенную для последующего анализа; 2) Методом мозгового штурма определите причины, соответствующие уровню более низкому, чем уровень отправной точки; 3) Для каждой идентифицированной причины поставьте вопрос: «Почему именно она служит причиной возникновения исходной проблемы?»;

4) После каждого нового ответа на поставленный вопрос задавайте его снова и снова до тех пор, пока никаких других ответов не останется. Возможно, это будет одна из коренных причин проблемы. Как показывает практика, число таких итераций равняется пяти «Почему?».

Пример подобного анализа приведен на рисунке.

Полагаю, что многие скажут, что в приведенном примере главная причина и так ясна. Во первых, это потому, что пример выбран простой. Во вторых, результат кажется очевидным только тогда, когда работа выполнена.

Если вопрос немного изменить и вместо слова «Почему?» поставить слова «Каким образом?», то рассматриваемый метод уже можно будет использовать для отыскания наиболее эффективного способа решения проблемы.

Попробуйте, помогает.

Источник: http://www.dekanblog.ru/pyat-pochemu/

Правило «5 почему»

Как мы решаем проблемы? Обычно самым быстрым и очевидным способом. При этом не стараясь устранить первопричину. В результате проблема может повториться через некоторое время. Как же найти первопричину проблемы? Можно использовать метод «5 почему».

Краткое описание метода

  1. Сформулировать проблему
  2. Спросить себя: «Почему это произошло?». Записать причину.
  3. Задать вопрос «Почему произошла только что определенная причина?»
  4. Повторить шаг 2-3 пять раз. И определить первопричину возникшей проблемы
  5. Найти решение и устранить причину

Пример использования
Представим следующую ситуацию. Ваша работа связана с проведением праздников. При подготовке праздничного ужина возникла проблема: заказанная еда прибудет на 2 часа позднее, чем нам необходимо. В чем же причина? Зададим себе «5 почему».

шагпричинаПочему?
1 Заказанная еда прибудет на 2 часа позже Почему это произошло?
2 Потому что мы не оформили заказ вовремя Почему заказ не был сформирован вовремя?
3 Потому что мы не получили список гостей вовремя Почему мы не получили список гостей вовремя?
4 Потому что мы подготовили пригласительные всего за 3 дня до мероприятия Почему мы сделали их так поздно?
5 Потому что мы забыли о пригласительных Почему мы забыли о пригласительных?
Основная причина Потому что у нас не было четко расписанного плана действий и сроков выполнения каждого пункта

Итак, основной причиной было отсутствие списка необходимых работ. Чтобы избежать подобных проблем в будущем, необходимо составлять план работ.

Почему вопрос задают 5 раз?
Данный метод разработал Тоёда и применяется Toyota Corp. В реальности количество «почему?» можно менять. Если вы хотите получить более детальную картину, то необходимо задавать вопрос больше 5 раз. Предупреждение: не упустите общую картину, определив все причины.

Когда можно применять метод «5 почему»
Если у вас периодически возникает одна и та же проблема, то описанный метод позволит найти решение. Если вы столкнулись с проблемой, которая требует незамедлительных действий, то метод «5 почему» будет помехой.

Источник: http://birdstyle.org/articles/5-whys

Пять «Почему»

После того, как Lean — движение за «бережливое производство» — пришло из Японии в США, оно получило новый стимул для развития.

Сегодня lean-движение стало модным и популярным и для кого-то является правильным путём практической проверки бизнес-идей и «строительства» стартапов, поэтому я решил что не будет лишним рассказать про технику «Пять Почему».

После войны Япония лежала в руинах и была далеко не самым лучшим местом на земле для жизни. Изучая хроники послевоенной Японии, я всегда поражался тому, как быстро преобразились эта страна, несмотря на трудности, и тому, как японцам удается быть последовательными и целостными.

Технику «5 Whys» разработал основатель группы компаний Toyota Motor Corporation Сакиши Тойода. Он хотел, чтоб работники предприятия были уверены, что в каждую минуту, на каждом этапе производства и сборки автомобиля, при принятии каждого (пусть даже самого мелкого) решения поступают правильно.

Техника идеально подходит для анализа причинно-следственных связей, лежащих в основе возникших проблем, и ее цель — «докопать до столба», то есть выяснить ключевую проблему.

Суть техники: нужно пять раз задать себе вопрос «Почему?», при этом каждый последующий вопрос задается в зависимости от полученного ответа. Задача — докопаться до сути, не позволяя себе удовлетвориться промежуточными результатами и ответами.

С типовым примером вы можете ознакомиться тут.

Почему пять раз? Считается, что этого в 90 % случаях достаточно для выяснения первопричины, но мой опыт показывает, что все зависит от качества вопросов и ответов, т. е. до ключевой проблемы можно дойти и за большое количество итераций, а можно и вовсе уйти в «сторону», но со временем количество перерастет в качество, если применять подобные техники задавания вопросов регулярно.

Также о том, что происходило в «Тойоте», как появился кайдзен и многое другое, можно узнать из книги Тайчи Оно «Производственная система Тойоты».

Если вам она понравится, не пожалейте времени и расскажите о ней знакомым.

Я бы хотел, чтобы как можно больше людей узнали об этой систему и основных принципах, заложенных в ней — бережливом производстве, постоянном развитии, ориентации на клиента. Смогли найти ей интересное применение в своей жизни и адаптировали с пользой для своих проектов и клиентов.

Источник: http://interesno.co/news/6d2471d165f4

Почему дети ноют: 5 причин и способы справиться с проблемой

Исследования показывают, что детское нытье, пик которого приходится на возраст от 2 до 4 лет, воспринимается окружающими «как один из самых нервирующих звуков на земле», неприятнее даже звука скрежета по дереву, плача, работающей дрели и других вызывающих дискомфорт звуков типа скрипучего мела, которым пишут на классной доске.

Почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться?

Выведенные из себя нытьем родители могут рассерженно крикнуть ребенку «Прекрати ныть!» или «Слышать не могу, как ты разговариваешь таким голосом!». Или молчат, но внутри буквально кипят от раздражения.

Чтобы реагировать на детское нытье с сочувствием (вместо досады), родители могут напомнить самим себе причины того, почему дети ноют и чего они пытаются этим добиться. Эти причины были выявлены в ходе проведенных психологами научных исследований.


1. Ребенок может ныть из-за того, что он нуждается в помощи или ресурсе взрослого

Если ребенок ноет, одной из причин может быть то, что он устал и нуждается в помощи взрослого. Иногда посредством нытья дети как бы говорят нам: «Я больше не могу вести себя как большой, пожалуйста, позаботься обо мне как о маленьком».

Когда дети переживают стресс, испытывают голод, жажду, усталость или чрезмерную нагрузку (часто это происходит из-за изменений в режиме), их обычные сладкие голосочки превращаются в требовательный ультразвук.

Они могут потребовать немедленно дать им:

немного вздремнуть,попить воды или молока,перекусить, отдохнуть,сменить подгузник

— и, известно им это или нет, они ведут себя полностью в соответствии с научно доказанной истиной: когда ты скулишь и ноешь, ты быстрее получишь внимание других (и нужные тебе ресурсы), чем если ты молчишь.

Это просто более эффективно.

Исследователи обнаружили, что люди более чувствительны к нытью, чем к нейтральной речи и даже плачу.

Ноющий звук в буквальном смысле залезает им под кожу (на коже масса рецепторов, она очень чувствительна) и отрывает их от того занятия, которым они были до этого поглощены.

Попробуйте такой способ:

Когда ваш ребенок ноет, задайте себе вопрос:

«Он устал (голоден, хочет пить, перевозбудился или перенервничал)?»,

«Не слишком ли много всего мы запланировали на этот день?»,

«Не слишком ли поздно он лег спать накануне?»,

«Не давит ли на него что-то, с чем ему трудно эмоционально совладать (например, появление младшего брата или ссора с другим ребенком в детском саду?»,

«Может быть, его беспокоит физическая боль (он заболевает, у него растет новый зуб, болит место ушиба)?».

Напомните себе: «Мой ребенок ноет, потому что в такой форме он просит о срочной помощи или утешении».

2. Дети могут ныть из-за того, что нуждаются в большей эмоциональной близости со своим взрослым

Особенно сильное нытье может быть сигналом о том, что ребенок нуждается в большей эмоциональной близости.

Таким образом он посылает своему близкому взрослому сигнал: «я хочу провести с тобой немного времени один на один» — за чтением книжек, приготовлением еды или игрой.

Исследование психолога Джона Готтмана показывает, что дети чаще просят родительского внимания при помощи нытья, когда им нужна «доза» эмоционального контакта.

Когда ребенок говорит: «Ты поиграешь со мной?», родитель может удовлетворить стоящую за этим вопросом эмоциональную потребность, с радостью согласившись поиграть («Да, малыш, я люблю играть с тобой») и уделив этому немного времени.

Когда двухлетний ребенок протягивает родителю ручки, родитель может удовлетворить стоящую за этим жестом эмоциональную потребность, подхватив его на руки и приласкав.

Исследования также показывают, что дети ноют чаще, если находятся в конфликтной и дисфункциональной семейной среде.

В одном из исследований была выявлена связь: когда основной негатив исходил от матери, дети чаще спорили и дрались; когда от отца — чаще ныли и плакали.

Отрицательный эмоциональный фон, создаваемый обоими родителями, четко коррелировал с тем, как часто дети использовали в повседневной речи слова, негативно окрашенные эмоционально.

Попробуйте такой способ:

Когда дети ноют, отойдите от ситуации на некоторую дистанцию и проанализируйте общий уровень собственного стресса, свое эмоциональное состояние, количество и качество времени, проведенного с детьми, и семейную обстановку в целом.


3. Дети могут ныть потому, что хотят выразить свои чувства

Исследования показывает, что нытье (а не только плач) — это для маленьких детей всего лишь способ выразить грусть или разочарование.

Педагог Дженет Лэнсбери предлагает родителям принимать, признавать и поддерживать детей и их чувства вместо того, чтобы исправлять, ругать и контролировать их.

«Чем доброжелательнее мы относимся к недовольству наших детей, тем счастливее будет каждый в нашем доме», пишет она.

Попробуйте такой способ:

Напомните себе, что нытье является временным этапом в обучении сложному навыку выражения своих чувств и лучшая реакция на него — доброта и принятие.

Если вам очень неприятно слушать, как ребенок ноет, попробуйте сделать несколько медленных вдохов и выдохов и мысленно повторить про себя девиз Дженет Лэнсбери: «Я могу дать этим чувствам быть».

Вспомните, когда вы сами в последний раз давали волю своим чувствам: хорошо прожитые (например, выплаканные) грусть и разочарование освобождают нас и помогает нам двигаться дальше.

4. Дети могут ныть, потому что от природы чувствительны или раздражительны

Все дети рождаются с разным темпераментом. Условно учеными выделяется три типа темперамента (хотя ни один ребенок не вписывается четко в какую-то одну из этих категорий):

    Легкий и гибкийАктивный и вспыльчивыйМедлительный и осторожный

Попробуйте такой способ:

Помните, что некоторые дети имеют врожденную предрасположенность к более ярким реакциям, большей настойчивости, большей тревожности, или им требуется больше времени, чтобы справиться с новым опытом или меняющимися обстоятельствами жизни (и поэтому они ноют чаще).

5. Дети могут ныть в ответ на меняющийся стимул

Бихевиорист Скиннер обнаружил, что люди повторяют какое-либо поведение долгое время, если оно «подкрепляется» каким-либо меняющимся стимулом (то есть, если стимул дается от случая к случаю, а не постоянно).

Например, если вы иногда даете ноющему ребенку мороженое после ужина, он с большой долей вероятности будет продолжать ныть еще очень долго после одного такого эпизода (чтобы получить то же вознаграждение).

Попробуйте такой способ:

Будьте последовательны, избегайте поощрения нытья. Не соглашайтесь на «еще один мультик», «еще одного динозавра» в магазине детских игрушек или «еще немного поиграть» (хотя уже поздно, и пора спать).

Да, это прекращает нытье в конкретный момент, но усиливает его в долгосрочной перспективе.

Иногда всем нам хочется выглядеть в глазах ребенка доброй феей, которая исполняет любые желания (дети в такие моменты часто говорят что-то типа «Ты лучшая мамочка (лучший папочка) на свете!»), и подкрепить собственное чувство значимости.

Если вы решите, что оно того стоит, то ждите, что в ближайшие несколько недель нытья будет намного больше.

Чтобы в конце концов прекратить эту порочную практику, попробуйте начать дарить ребенку подарки и делать приятное спонтанно, вне связи с его нытьем.

Подытожим: хотя принимать, понимать и по-доброму обходиться с детским нытьем — отнюдь не простая задача, это замечательный путь построения крепкой и надежной привязанности между вами и ребенком.

Отвечая на нытье ребенка любовью и лаской, вы развиваете его эмоциональную сферу и укрепляете связь между вами.

А чем сильнее детско-родительская связь, тем меньше вероятность, что ваш ребенок будет ныть в будущем.

Источник: https://nashideti.temaretik.com/1362852572480932056/pochemu-deti-noyut-5-prichin-i-sposoby-spravitsya-s-problemoj/

«Иди туда, не знаю куда и принеси мне то, не знаю что» или «5 Whys — как лекарство против Muda»

Понаблюдав можно заметить, что в повседневной жизни мы имеем дело с “цепочками создания ценности”, т.е. выполняем различные действия, направленные на достижение целей. Очень часто наши цели являются отправными точками для достижения других целей.

Часто мы выполняем действия даже не подразумевая “зачем?”, таким образом тратя время и силы на действия не приносящие ценности (Muda) или тратя силы и время на результаты, которые того и не стоят…
В данной статье речь пойдет о простой в применении — технике, позволяющей организовать процесс выявления целей, лежащих в основе действий людей в рамках изучаемого рабочего процесса (например, процесса в рамках которого планируется применять программный продукт). Другими словами — эта техника позволит сформировать понимание “цепочек создания ценностей” в рамках которой должен выполнять свои функции и “наш будущий/текущий продукт”.

5 Whys — Что это?

Техника анализа причинно-следственных связей лежащих в основе возникших проблем, цель которой — выяснить ключевую проблему.

Техника была разработана — Sakichi Toyoda и применялась в рамках the Toyota Motor Corporation.

Суть техники — пять раз задать вопрос “Почему?”, каждый последующий вопрос задается по отношению к полученному ответу. С типовым примером вы можете ознакомиться тут: Example.

Почему 5 раз? Считается, что этого в 90% случаях достаточно для выяснения первопричины, но практика показывает, что все зависит от качества вопросов и ответов, т.е. до ключевой проблемы можно дойти и раньше, а можно и вовсе уйти в “сторону”.

5 Whys — в бизнес-анализе…

Мы рассмотрим адаптацию этой техники для разработки “полезного” программного продукта. Вместо вопроса “Почему?” мы будем использовать вопрос “Зачем?”, чтобы последовательно выяснять “цепочку создания ценности” в рамках анализируемого процесса.

Пример 1: заявка на проведение лабораторных исследований в рамках клиники

Цепочка создания ценностей 1 — выполнение заявки

  • чтобы лаборант провел исследования в соответствии с заявкой от врача
  • чтобы лаборант задокументировал результаты и предоставил их врачу
  • чтобы врач проанализировал результаты и сделал выводы о заболевании
  • чтобы врач разработал курс лечения для лечения заболевания
  • чтобы пациент выполнил курс лечения и выздоровел

Цепочка создания ценностей 2 — контроль выполнения заявки

  • чтобы медсестра видела, что для пациента, за которым она наблюдает добавлена заявка
  • чтобы медсестра осуществляла периодический контроль за статусом заявки
  • чтобы медсестра при длительном невыполнении заявки позвонила в лабораторию
  • чтобы уточнить причины невыполнения (задержки выполнения) заявки
  • чтобы в конечном итоге заявка была выполнена

Пример 2: документирование отчета о встрече с клиентом

  • чтобы задокументировать результаты встречи или беседы
  • чтобы с этими данными мог ознакомиться другой менеджер, который захочет связаться с этим же клиентом
  • чтобы быть в курсе последних новостей
  • чтобы не раздражать клиентов повторными вопросами
  • чтобы содержательно провести следующую встречу

Технику 5 Whys можно применять для создания различных “срезов” в рамках анализа “цепочки создания ценности”, так как одно действие может иметь одну и более целей, т.о. создавая отдельную ветвь “цепочки создания ценности”.

Заключение

Техника очень проста для понимания, но не так проста для применения.

В процессе накопления опыта и при правильных исходных данных (знание предметной области, в рамках которой приходится выяснять цепочки ценностей, умение формулировать вопросы).

Эта техника становится незаменимой для создания осмысленного и лаконичного описания контекста и требований к продукту.

А самое главное — вы не потеряете конечной цели и не будете тратить свои силы и время на действия, не приносящие ценности Muda, а будете тратить их на создание осмысленного продукта.

Источник: https://habrahabr.ru/post/152837/

Ссылка на основную публикацию