Практический психолог: основные направления деятельности

Направления деятельности психолога-практика

Практический психолог – специалист-психолог, осуществляющий психологическую практику и имеющий высшее психологическое образование, а также иное дополнительное образование, дающее право заниматься практической деятельностью. Психолог-практик предоставляет психологические услуги, которые сводятся к оказанию психологический помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей психологического вмешательства.

Практическая деятельность психолога включает несколько направлений деятельности, основные из них это:

  • психодиагностика,
  • психологическое консультирование,
  • психологическая коррекция,
  • психотерапия.

Психодиагностика

Квалифицированный специалист не начнет оказывать психологическую помощь клиенту до тех пор, пока не составит достаточное представление о его личности. Оценка психики клиента осуществляется с помощью особых «инструментов» – психодиагностических методик.

Хотя психолог и занимается диагностированием, диагнозы он не ставит, а только констатирует выявленные особенности мышления или поведения и использует полученные знания в дальнейшей работе с клиентом. Порой одной психодиагностики уже бывает достаточно для того, чтобы найти причину психологической проблемы клиента и дать ему необходимые рекомендации по ее разрешению.

Психодиагностика не только позволяет узнать о личностных особенностях человека, его мотивах, способностях и так далее, но и занимается прогнозированием развития личности. Именно поэтому так популярны психологические тесты, с их помощью можно самостоятельно и познать себя и узнать в каком направлении и как дальше развиваться.

Методов психодиагностики немало, но самые популярные их них это:

  • наблюдение,
  • опрос,
  • тестирование,
  • методики самооценки,
  • проективные методики.

Методы психодиагностики применяются комплексно и подбираются индивидуально.

Психологическое консультирование

Жизнь человека наполнена трудностями, которые нужно преодолеть, чтобы вырасти как личность. К сожалению, не всегда получается собственными силами справиться с психологической стороной проблемы.  В таком случае не стоит бояться обратиться за помощью к психологу-консультанту.

В работе с клиентом психолог опирается на научные знания, результаты предшествующей консультированию психодиагностики и профессиональный опыт.

Консультирование проводится в форме личных встреч психолога и клиента. Клиентом может быть как один человек, так и группа людей, поэтому выделяют индивидуальное, семейное, производственное консультирование.

Рабочий инструмент психолога – его личность. А основная миссия – раскрыть внутренний потенциал личности клиента для того, чтобы он смог самостоятельно решить свою проблему.

Многие люди заблуждаются, считая, что психологи дают советы. «Не советуй!» – это одно из правил профессиональной этики. Квалификация психолога обратно пропорционально количеству даваемых им советов.

Психолог помогает разобраться в проблеме и найти решение в ходе консультативной беседы. Он делится имеющейся у него полезной для клиента психологической информацией, делает выводы, обобщает сказанное, констатирует факты, прогнозирует и рекомендует, но право выбора как распоряжаться собственной жизнь, остается за клиентом.

Практический психолог, кроме принципа «Не советуй!», в работе придерживается таких «заповедей»:

  1. Не навреди!
  2. Никогда не используй в корыстных целях информацию, полученную от клиента.
  3. Не предлагай свои услуги, пока об этом не попросят.
  4. Делай выводы и выбирай методы работы, не противоречащие науке.
  5. Стой на пути профессионального и личностного роста.

Чаще всего к психологу обращаются в крайних случаях, когда проблема приобрела масштабный характер, а поиски путей ее разрешения привели в тупик. Не всякую проблему можно решить! С некоторыми жизненными трудностями психолог лишь может помочь смириться и принять.

Самые распространенные жалобы, с которыми клиенты обращаются к психологам:

  • проблема затруднений в общении,
  • стресс, связанный с работой или ее потерей,
  • страхи и фобии,
  • депрессии и суицидальные мысли,
  • семейные конфликты,
  • смерть близкого человека,
  • измены партнера,
  • кризисные периоды в жизни.

Не бывает двух одинаковых клиентов, каждое консультирование уникально. Психолог разрабатывает программу индивидуального консультирования и проходит путь личностного роста вместе с клиентом. Вместе, но не вместо него! Ни один психолог не поможет клиенту, если он не захочет помочь себе сам.

Психологическая коррекция

Границы между понятиями «психологическая коррекция» и «психотерапия» довольно размыты. И там и там психолог осуществляет воздействие на психику клиента. Однако разница между психотерапией, которая является, по сути, лечением, и психокоррекцией велика. Она в методах, средствах, силе воздействия и категории людей с которыми работают специалисты.

Психолог корректирует ту или иную психологическую структуру, желая обеспечить полноценное развитие и функционирование личности, а психотерапевт имеет целью коренное изменение личности. Психотерапевт приводит психику в норму, а психолог обеспечивает благополучное развитие и функционирование здоровой личности.

Коррекция психики – это:

  • исправление особенностей психологического развития личности не соответствующих оптимальной модели жизнедеятельности;
  • формирование нужных психологических качеств, моделей, привычек для повышения адаптации в быстро изменяющихся или стрессовых жизненных условиях.

Психологическая коррекция может быть как индивидуальной, так и групповой. Психолог разрабатывает психокоррекционную программу, предусматривающую систематическую целенаправленную работу клиента над собой.

Психокоррекции поддаются многие личностные недостатки: конфликтность, агрессивность, пассивность, замкнутость, застенчивость, лживость и прочие.

Грубо говоря, любая работа над собой, имеющая целью улучшение того или иного качества или формирование новой положительной черты характера, привычки, модели поведения – это коррекция психики.

Психотерапия

Психотерапия – система лечебного воздействия на психику. Сегодня рамки этого понятия расширились настолько, что часто смыкаются с понятием «психологическая консультация», так как во время ее проведения психолог может оказать воздействие, относящееся к разряду психотерапевтических, но не выходящее за рамки его компетенции.

Специалист, имеющий высшее психологическое образование и дополнительно обучившийся, к примеру, гештальттерапии, не только психолог, но и гештальттарапевт, а значит, он имеет право в психологическом консультировании применять гештальттерапевтический подход.

Психотерапевт – специалист, имеющий медицинское и/или психологическое образование, то есть психотерапевт – не всегда врач, он может и не обладать знаниями в области медицины.

Психотерапевт «лечит» душу, а то, к каким средствам и методам он прибегает, зависит от психотерапевтического направления, в рамках которого он работает.

Направлений и видов психотерапии множество:

  • психоанализ,
  • гештальттерапия,
  • трансактный анализ,
  • логотерапия,
  • нейролингвистическое программирование,
  • психодрама,
  • арт-терапия,
  • холотропное дыхание,
  • системно-семейные расстановки,
  • когнитивная,
  • позитивная,
  • поведенческая,
  • гипносуггестивная,
  • рациональная психотерапия и многие другие виды.

Выбирать направление следует, опираясь на характер проблемы и личностные особенности. Например, фобии чаще всего лечатся методами поведенческой терапии, а в работе с детьми используют арт-терапевтические методы.

Психотерапия может быть как индивидуальной (очные встречи клиента и терапевта), так и групповой (психотерапевтические группы).

Следует различать работу психотерапевта и врача-психиатра. Эти два специалиста могут работать параллельно с одним и тем же клиентом, но при этом психиатр будет назначать психотропные препараты, воздействующее на организм, а психотерапевт – лечить психику, воздействуя на сознание и бессознательное посредством беседы и взаимодействия с клиентом.

Грамотный специалист, при обращении клиента, оценивает его проблему и определяет, вписывается ли она в рамки его компетенции. Если нет, он перенаправляет или дает рекомендации по обращению к специалисту другого профиля.

Во многих развитых странах нормально и совсем не зазорно обращаться за помощью к практикующему психологу.

В нашем же менталитете сохраняется и привычка обращаться к психологу только тогда когда «тянуть уже дальше некуда» и боязнь заработать репутацию «психа».

Важно понимать, что чем раньше клиент обращается к психологу со своей проблемой, тем меньше вероятность того, что ему потребуется помощь психиатра.

За какой психологической помощью Вам случалось обращаться или приходилось получать?

Ждем Вашей оценки

Источник: https://ourmind.ru/napravleniya-deyatelnosti-psixologa-praktika

Основные направления деятельности практического психолога

73.Основные направления деятельности практического психолога

Перечень задач, стоящих перед практическим психологом, крайне обширен и зависит от общего характера его работы.

Психолог на предприятии содействует успешному ведению бизнеса (например, промышленный психолог, консультант по социально-психологическим вопросам, организатор и ведущий тренингов и т. п.).

Психолог в образовательных учреждениях способствует образовательному процессу (например, школьный психолог, психолог центра профориентации и переориентации и т. п.).

Практический психолог в медицинских учреждениях принимает участие в постановке диагноза (особенно психиатрических и психосоматических больных) и немедикаментозном лечении. Наряду с этим, есть сферы деятельности, где практический психолог является ведущей фигурой и решает чисто психологические задачи. По этому основанию можно выделить основные направления практической психологии.

Первое направление- это психотерапия, т. е. лечение при помощи психического воздействия. Этот метод используется для лечения психических, нервных и психосоматических заболеваний.

 Психотерапия наиболее эффективна тогда, когда психическому фактору в лечении принадлежит определяющая или весьма существенная роль. По этой причине психологи чаще всего работают с неврозами, пограничными психическими состояниями и психосоматическими заболеваниями.

Работая с неврозами, психолог анализирует причины, вызвавшие конфликты, определяющие состояние клиента, и пытается их разрешить.

При психотерапии неврозов используются различные методы психотерапевтического воздействия, которые по количеству участников условно можно разделить на методы индивидуальной психотерапии и групповую психотерапию, а по характеру воздействия — на методы личностно ориентированной психотерапии, методы суггестивной психотерапии и методы поведенческой психотерапии. (психотерапия, основанная на классическом психоанализе Фрейда и неофрейдизме К. Хорни, Э. Фромма, психобиологической психотерапии А. Мейера, психодраме Якоба Леви Морено, трансактном анализе Э. Берна, индивидуально-психологической психотерапии А. Адлера).

Второе направление — психологическое консультирование. В самом общем виде консультирование — это оказание помощи в определении, уточнении и решении задачи или проблемы, стоящей перед человеком, при условии, что сам консультант не несет ответственности за реализацию решения (но несет ответственность за принимаемые решения).

Между психотерапией и консультированием есть много общего, но существенным отличием является то, что консультирование изначально ориентировано на психически здоровых людей, способных взять на себя ответственность за свои поступки.

Практика консультирования разнообразна и специализирована; она включает в себя несколько видов консультирования:

— семейное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем взаимоотношений супругов, а также родителей и детей;

— личностное консультирование, применяющееся преимущественно для решения проблем обретения смысла жизни, определения и изменения жизненного пути, проблем личностного роста и т. п.;

— управленческое консультирование, применяющееся преимущественно в качестве психологической помощи менеджерам в решении их проблем и для решения проблем взаимодействий с персоналом, а также в вопросах профконсультирования и профориентации

— специфическим видом консультирования является «телефон доверия», позволяющий человеку обратиться за психологической помощью в наиболее трудные моменты его жизни и предупредить, а часто и предотвратить нежелательные действия и поступки (вплоть до суицидов).

Третье – это психодиагностика (использование психодиагностических методик и позволяющим получать значимую психологическую информацию о конкретном человеке или группе людей)Особой задачей при проведении психодиагностического обследования является интеграция данных, полученных при использовании различных методик, и составление психологического портрета, отражающего индивидуальность человека. Другой, не менее важной задачей является прогнозирование поведения человека в различных ситуациях и при взаимодействии с другими людьми, что бывает важно, например, при формировании команды, выдвижении человека на руководящую должность, при деятельности в сложных и необычных условиях и т. п.

Пример (общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р.Кеттелла или Г.Айзенка, тесты общего интеллекта, предметные (кубики Кооса, «сложение фигур» из набора Векслера)).

Четвертое — психологическая коррекция.

Это один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. Основные виды психологической коррекции:- семейная коррекция;- игровая коррекция; — нейропсихологическая коррекция;- коррекция личностного роста.- общая психокоррекция (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующая социальную среду ребёнка; нормализация и регуляция психофизических и эмоциональных нагрузок ребёнка, работа по психогигиене и психопрофилактике, педагогической этике, лечебно-оздоровительные мероприятия, организация специальных занятий по плаванию, усиленному питанию детей);- частная психокоррекция (набор психолого-педагогических воздействий, то есть системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов. Игровая, музыкальная, драмотерапия);- специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с кокретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).

Источник: http://ifreestore.net/4405/

Направления и принципы деятельности психолога

Профессиональный психолог работает там, где есть хоть один человек, который в нем нуждается. При этом содержание слова «нуждается» не ограничивается каким-то психическим недугом.

Социальный заказ на психологические услуги вызывается в большей мере потребностью людей в самопознании и самосовершенствовании, в способности жить психологически комфортно.

Эти социальные потребности сформировали пять основных направлений работы психолога: организационно-методическое, исследовательско-аналитическое, психотерапевтическое, педагогическое и консультационно-просветительское, повышение квалификации.

Организационно-методическое направление обеспечивает планирование своего труда по различным аспектам решаемых психологических проблем с целью рационального использования собственного интеллектуального потенциала.

Недостаточное внимание к данному направлению своей профессиональной деятельности затрудняет психологу постижение глубинных пластов своей профессии и создает угрозу нахождения его компетентности на поверхностном уровне.

В рамках этого направления осуществляется обучение различных должностных лиц (персонала организации) использованию в их повседневной практике психологических знаний.

Исследовательско-аналитическое направление включает проведение научно-исследовательских работ в выбранной сфере (инженерной психологии, психологии управления, юридической психологии и др.).

Важное место здесь отводится психодиагностике — разработке методов выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.

Значительные усилия психолога направляются на поиск концептуальных подходов и анализ закономерностей психологических явлений.

Психотерапевтическое направление предусматривает целенаправленное изменение свойств и состояний человека через комплекс лечебных психологических воздействий на его эмоционально-волевую и интеллектуальную сферы. В этот психологический комплекс входят: психологические профилактика, коррекция, реабилитация, психогигиена и психотерапия.

Психологическая профилактика — комплекс превентивных действий по предотвращению нежелательных явлений в психике здорового клиента.

Психологическая коррекция — целенаправленное воздействие на психику с целью изменения, укрепления или формирования новых психологических качеств и свойств.

Психологическая реабилитация — система мероприятий, ориентированных на восстановление или компенсацию нарушенных психических состояний, функций, личностного и социального статуса.

Психогигиена — деятельность психолога по созданию условий для нормального функционирования психики (обследование населения с целью выявления групп риска, работа с молодыми и неблагополучными семьями).

Психотерапия — оказание психологической помощи человеку в решении им своих жизненных проблем, самостоятельном преодолении трудностей и негативных переживаний.

Педагогическое и консультационно-просветительское направление имеет своей целью передачу психологических знаний заинтересованным в них людям. Педагогическая деятельность психолога реализуется в учебных заведениях различного типа (вузах, колледжах, курсах повышения квалификации работников и др.). Это направление включает психологическое просвещение и психологическую консультацию.

Психологическое просвегцение — работа по популяризации психологических знаний, умений и навыков, необходимых руководителям, деловым людям, пенсионерам и т. д. для обеспечения условий их нормальной жизнедеятельности.

Психологическая консультация ~ разработка специальных рекомендаций и советов по поведению человека или группы людей в психотравмирующих ситуациях, нарушающих привычный образ жизни и деятельности.

Повышение квалификации преследует цель совершенствования профессионального мастерства и условий труда психолога. Собственно данное направление продвигает психолога к вершинам его профессиональной компетентности. На этом пути у психолога нет остановок для отдыха, ибо обновление знаний в данной области происходит весьма интенсивно.

Важность поддержания своих знаний на уровне современного состояния психологических проблем возросла в связи с ослаблением противостояния отечественной и западной психологических школ, существовавшего многие десятки лет. Психологи осознали, что эффективное взаимодействие во имя своей науки возможно лишь на основе стремления понять научные позиции своих коллег.

Все эти направления тесно взаимосвязаны и определяют уровень профессионализма психолога, его компетентность и деловой имидж.

Успешная деятельность психолога может быть обеспечена при условии обязательного выполнения им ряда принципиальных требований: профессиональной компетентности, беспристрастности, позитивной ориентации, конфиденциальности и безопасности.

Профессиональная компетентность — уровень обладания психологом системой профессиональных знаний, навыков и умений, а также наличие особых личностных и деловых качеств (умение общаться, адекватная самооценка, гибкость мышления, совершенное владение психологическими технологиями).

Система профессиональных знаний, умений и навыков — это совокупность востребованных практикой сведений о всех сторонах деятельности психолога, а также приемов и технологий выполнения им своих функциональных обязанностей. В систему включены знание не только психологического инструментария, но и сильных и слабых сторон своей личности, умение оперативно распознавать личность клиента, навыки саморегуляции своего психического состояния.

Профессионально-значимые психологические особенности личности психолога определяют его внутренний потенциал для успешной деятельности.

Это аналитико-синтетический стиль мышления, адекватная самооценка, внутренний локус контроля, психическая стабильность, устойчивость к экстремальным ситуациям повседневной жизни и общения, воля, коммуникабельность, способность сопереживать, мотивация достижения цели и др.

Социальная позиция психолога позволяет ему осознать свою роль в рамках своей деятельности и вне ее, свое предназначение, свою перспективу, систему личных оценок всего того, что происходит вокруг, и др.

Беспристрастность требует от психолога: — исключения предвзятого, необъективного отношения к клиенту и результатам работы своих коллег; — применения инструментария, соответствующего решаемым задачам, без ориентации на модные в данный момент психотехнологии;

— выводов, рекомендаций и советов, базирующихся на объективных критериях.

Позитивная ориентация отражает гуманистический подход в деятельности психолога. Сюда включаются: — устремленность психолога на позитивные стороны своих трудовых актов, коммуникативных процессов и др.;

— старание и умение внушить клиенту уверенность в преодолении его психических барьеров.

Конфиденциальность обязывает психолога хранить: — тайну информации, получаемой от клиента;

— деловые записи и результаты диагностических исследований в форме, недоступной третьим лицам.

Безопасность должна гарантировать полную жизнеспособность принципа «Не навреди!». Последствия нанесения психического ущерба здоровью клиента обычно тяжелее, чем физические травмы. Сотрудничество с психологом должно приводить к позитивному изменению состояния клиента. Это обеспечивается: — исключительной внимательностью к личным психическим проблемам клиента;

— осторожным подбором приемов воздействия на клиента, которое предусматривает предварительное познание его личностных особенностей.

Венчает деловой успех психолога его профессиональная и личная этика. Ее роль трудно переоценить.

Личность другого человека нельзя трогать, к ней молено лишь прикасаться легким движением своей души.

Запретительные заповеди Закона Божия, а также нравственные требования, выработанные человечеством на протяжении веков, — все это составляет основные принципы образа жизни профессионального психолога.

Источник: https://psyera.ru/napravleniya-i-principy-deyatelnosti-psihologa-1206.htm

Статья на тему: Деятельность практического психолога образования

             Деятельность практического психолога образования

 Психологическая служба образования, или школьная психология, существует во многих странах, охватывая всю систему обучения и воспитания ребенка с дошкольного возраста до окончания школы, и имеет почти вековую историю.

Наиболее представлена эта служба в США, где она начала развиваться примерно с начала 1800-х годов и в настоящее время является одной из наиболее жизненных и действенных направлений современной психологии.

Первыми психологами-практиками  были экспериментальные психологи, изучавшие проблемы самовоспитания. Но очень скоро основными функциями школьной психологической службы стали измерение и тестирование, а главенствующей задачей — отбор детей для обучения

по специальным программам.

     Психолог приходит в образовательное учреждение как специалист, а не как «скорая помощь» для учителя и «нянька» для детей.

Он равноправный член педагогического коллектива и отвечает за ту сторону педагогического процесса, которую, кроме него, никто профессионально обеспечить не может, а именно – за психическое (интеллектуальное, эмоциональное, коммуникативное и др.) развитие и психологическое здоровье детей и школьников.

Основные виды деятельности

практического психолога образования

Основными видами деятельности детского психолога являются:

  • психологическое просвещение
  • психологическая профилактика
  • психологическое консультирование
  • психологическая диагностика
  • психологическая коррекция.

 Все перечисленные виды работы на практике существуют только в единстве, во взаимодействии.

   В любой конкретной ситуации каждый вид работы может быть основным в зависимости проблемы, которую решает психолог, и от специфики того учреждения, где он работает.

Психологическое просвещение

   В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и т.д.

     В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых — психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать и пр.

     Поэтому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.

Психологическое просвещение – это приобщение взрослых –учителей, родителей – и детей к психологическим знаниям.

       Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

     Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог:

важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактно –теоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы  данной школы, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.

Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.

Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми или группами детей, классами, возрастными параллелями, так и с воспитателями, учителями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка.

Основная сложность этой работы заключается в том, что психолог сталкивается, как правило, с непониманием педагогическим коллективом (и родителями) важности психопрофилактики.

Консультативная работа

1. Консультирует администрацию школы, учителей, родителей, мастеров по проблемам обучения и воспитания детей. Консультации могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Здесь специалист осуществляет, в первую очередь, такую работу:

♦  помогает учителям разных классов, с различным педагогическим опытом справиться с неуправляемостью отдельных учащихся, в которых они видят злоумышленников и виновников осложненных взаимоотношений.

♦  помогает родителям разобраться в вопросах семейного воспитания. Нередко родители приходят к психологу по настоятельной рекомендации директора или классного руководителя и в большинстве случаев трудно принимают версии психологических причин отклонений в поведении и обучении их детей.

Они довольно часто стараются отвести разговор от поиска причин возникновения того или иного психологического качества ребенка в сферу семейных отношений, быта. Психологу всегда в центре внимания следует удерживать интересы ребенка и стараться избегать опасности погружения в разбирательство бесконечных супружеских или личностных проблем родителей.

2. Проводит индивидуальные консультирования учащихся по вопросам обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, самовоспитания и т. п.;

Консультирует группы учащихся, школьные классы по проблемам самовоспитания, профессиональной ориентации, культуры умственного труда и т. п.;

3.  Способствует повышению психологической культуры педагогов и родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, методобъединениях, общешкольных и классных родительских собраниях;

Психодиагностика

   Диагностическое направление работы психолога — одно из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.

Психологический тест является средством, которое может привести к положительному результату только тогда, когда оно находится в руках человека, обладающего специальной психологической квалификацией, необходимыми качествами личности и соблюдающего этические принципы психологической работы с людьми.

   В диагностике необходимо умение выделять психологическую проблему, правильно задать вопрос, получить нужную информацию от учителей, родителей, детей, проанализировать эту информацию и сформулировать вывод, имеющий не просто практическую направленность, но направленность на анализ конкретного, единичного случая. Процедура диагностической деятельности практического психолога сложна, объемна, ответственна

    Задача психодиагностики — дать информацию об индивидуально-психических особенностях детей, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, — учителям, воспитателям, родителям.

Психолог разрабатывает и осуществляет развивающие программы для детей разных возрастов с учетом задач каждого этапа.

Программы осуществляются в учебной и воспитательной работе с детьми всех возрастных групп в основном воспитателями, учителями и родителями. Самое главное — дать возможность всем до единого школьникам попробовать себя в различных областях знаний и практической деятельности для определения и развития своих интересов, склонностей, способностей

    Круг вопросов, которые решает психолог, широк и многообразен, он требует от него высоких профессиональных знаний и умений.      

     Детский психолог — удивительный человек, профессионально его отличают: стремление к познанию себя и других, широта интересов и независимость взглядов, способность эмоционально притягивать к себе людей, повышенное чувство ответственности за свои слова и действия, осознание границ своей профессиональной компетенции. Он приветлив, необидчив и обязательно умен, ибо, как сказал Б. Паскаль, чем умнее человек, тем более он находит оригинальных людей. Дюжинные личности не находят разницы между людьми.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/12/22/deyatelnost-prakticheskogo-psikhologa-obrazovaniya

Основные направления деятельности психологической службы

Психологическая служба в сфере общего и профессионального образования.

Можно выделить следующие основные направления деятельности психологической службы:

Диагностика

Диагностика — позволяет выявить особенности поведения и психического состояния учащихся с целью определения дальнейших путей и форм помощи. Диагностика должна носить системный, комплексный характер, т. е.

должна охватывать все сферы личности: эмоционально-волевую, познавательно-мировоззренческую, действенно-практическую.

При подборе методов исследования важно учитывать, что обследование подростков, особенно склонных к девиантным формам поведения, имеет ряд особенностей: оно должно быть по возможности кратким, не вызывать отрицательных реакций у подростков и в то же время — максимально информативным.

Развитие и коррекция

Развитие — работа, направленная на создание условий развития учащихся.

Коррекция — работа, направленная на изменение подростка (например, способов его поведения) и решение конкретных проблем.

В рамках данного направления выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие занятия, обучающие встречи и т. д.

Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов учащихся.

Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.

Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.

Профилактика

Профилактика — целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска.

Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии.

Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы училища, производственной практики и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.

Просвещение

Просвещение — формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры.

Это весьма распространенное и популярное направление работы (охват значительной аудитории, возможность освещения назревшей проблемы).

Однако следует отметить среди недостатков этой работы пассивную позицию слушателей и как результат лишь теоретическое усвоение полученной информации, она не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Кроме того, следует помнить, что эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы.

Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.

Консультирование

Консультирование — позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания (разрабатывается конкретная индивидуальная программа действий). Здесь предполагается активная позиция консультируемого.

В рамках данного направления можно рассматривать:

  1. педагогическое консультирование;
  2. консультирование учащихся;
  3. консультирование родителей.

Следует подчеркнуть, что данное направление работы также осуществляется не только психологами. Консультации по социальным вопросам осуществляет также социальный педагог, мастер; медицинские вопросы курирует медицинский работник училища.

О видах деятельности педагога-психолога на примере школьного психолога. Диагностика. Консультирование. Коррекционно-развивающая работа. Барложецкая Наталья Фёдоровна.

Психолог-консультант в социально-коррекционной сфере, педагог-психолог высшей квалификационной категории

Основные ориентиры формирования и развития концепции деятельности психолога задаются этическими нормами и профессиональными принципами.

Необходимо отметить, что попытки сформировать эти принципы неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Можно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской и др.

Основными нормами можно назвать следующие:

  1. уважение фундаментальных прав и достоинств человека, в том числе право на конфиденциальность, самоопределение и автономию;
  2. забота о благополучии клиента («Не навреди!»);
  3. компетентность;
  4. честность и ответственность.

Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит предотвратить возможные проблемы в профессиональной деятельности психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/osnovnie-napravleniya-deyatelnosti-psihologicheskoie-slujbi.html

Ссылка на основную публикацию