Особенности практической психологии

Практическая психология что это? Методы практической психологии

Особенностью практической психологии является ее ориентированность на работу с людьми. Практические психологи оказывают услуги практической психологической помощи, консультируют, проводят тренинги.

Основные проблемы, на которые ориентируется практическая психология, ‒ это вопросы взаимодействия человека с окружающими, личностный рост, стремление к внутреннему равновесию.

В основе этого направления психологии лежат методы и приемы прямого воздействия на человека и на его поведение.

Часто практическую психологию сравнивают с психотерапевтическими методиками, но это не одно и то же. Многие люди действительно обращаются к практическим психологам с запросами, решения которых требуют психотерапевтической работы. Но вся деятельность не сводится к одному этому аспекту.

Практическая психология включает в себя много сфер и направлений. Каждый раздел выполняет свои определенные функции. Сюда относятся психологическое образование и обучение, психодиагностика, психокоррекция, психология развития.

Особенности практической психологией как отрасли в психологической науке

Практическая психология ‒ это не то же самое, что популярная психология (житейская), хотя их часто путают. Основное отличие между этими понятиями состоит в том, что житейская психология ориентирована на широкий круг потребителей, нередко статьи из этой отрасли имеют развлекательный характер.

Практическая психология обязательно базируется на научной основе и ориентируется на конкретные запросы. Как правило, книги по практической психологии предназначены для раскрытия конкретного вопроса или проблемы, и развлекательный элемент в них далеко не всегда присутствует.

То есть такие книги нужно читать вдумчиво, осваивать их.

Но практическая психология ‒ это и не психология прикладная.

Последняя работает исключительно в научных рамках, а практическая психология использует и научную базу, и определенные приемы и методы без научной основы.

Прикладная психология фокусируется на профессиональной подаче материалов, она ориентирована на специалистов узкого профиля. Книги, материалы по практической психологии направлены на широкий круг читателей.

Практическая психология отличается от других направлений своим отношением к науке. Базируясь на научных данных, она допускает привлечение факторов, не имеющих отношения к точным наукам.

Важным рабочим материалом в этой сфере психологии является практический опыт, а его не всегда возможно подтвердить научными фактами.

Методы в практической психологии

Практическая психология ‒ это сфера, использующая методику тех отраслей, которые являются ее основой. К таким отраслям относятся консультирование, педагогика, психотерапия и другие.

Самыми популярными являются такие методы:

  • подкрепление ‒ суть этого метода состоит в том, что на какое-то действие человека мгновенно дается позитивная или негативная реакция, определенное ответное воздействие;
  • внушение;
  • использования образца.

Но хотя практическая психология и использует методы, применяемые в других отраслях, но этот раздел науки наполняет эти инструменты новым смыслом, актуальным конкретно для практической психологии.

Таким образом, практическая психология ‒ это раздел науки психологии, основное задание которого ‒ использование знаний из этой области на практике. Это прикладная наука, дающая возможность постигать себя, корректировать свое поведение и в итоге изменять жизнь в позитивном ключе.

Источник: http://psihologija.org/stati/prakticheskaja-psihologija.html

Общее понятие о практической психологии

Практическая психология — отрасль психологии, предметом которой выступает психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека, его проблемы, запросы, потребности и т.п.

Появление профессии практического психолога связано прежде всего с возникновением социального заказа на осуществление психологических форм научно обоснованного воздействия на человека и группы людей.

В качестве предпосылки к выделению самостоятельных отраслей практической психологии (на основе постепенного выделения собственного предмета и средств деятельности) могут быть рассмотрены такие отрасли практической деятельности, как медицина (в частности, психиатрия), дифференциальная и социальная психология, давшие начало развитию психотерапии и психологическому консультированию.

Теоретической базой при этом выступила психология личности, представленная в таких психологических школах, как психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая, когнитивная психология и др.

С другой стороны, экономические интересы, задачи оптимального задействования трудовых ресурсов на производстве, в сфере управления и образования и т.п., а также имеющиеся к этому времени определенные традиции и опыт в психодиагностике привели к появлению самостоятельных отраслей практической психологии.

Одним из первых направлений реализации психологической практики явилась психотехника — ветвь психологии, изучающая проблемы практической деятельности людей в конкретно-прикладном аспекте. Психотехника возникла в начале ХХ века. Ее основными задачами признавались:

— осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации, изучение утомления и упражнения в процессе труда;

— приспособление человека к машине и машины к человеку;

— выяснение эффективности воздействия различных средств на потребителя (реклама);

— тренировка психических функций при подготовке рабочей силы и т. д.

К началу 50-х годов определенные традиции практической психологии приводят к содержательному и организационному оформлению (в США) ее отраслей как самостоятельных научно-практических направлений.

В нашей стране психотехника получила значительное развитие в 20-х и в первой половине 30-х годов. Однако в дальнейшем развитие психологии в нашей стране во многом носило так называемый «академический» характер.

На рассматриваемом этапе развития, который продлился вплоть до начала 70-х годов, практическая направленность психологии выражалась в разработке прикладныхпроблем.

Как итог, в психологии оформились и получили статус самостоятельных научных отраслей приложения психологии к различным социальным сферам: социальная психология, педагогическая психология, психология управления, семейная психология и др.

Понимание практической психологии как психологического обеспечения различных социальных сфер (здравоохранения, образования, спорта и т.п.) является наиболее распространенным.

Так понимаемая практическая психология — прикладная психология — представлена совокупностью отраслей психологии, получивших свое наименование в соответствии с той сферой, в которую они включены: военная, медицинская, педагогическая, инженерная (труда), спортивная, юридическая и т.д. психология.

Одной из отличительных черт прикладной психологии по сравнению с научными исследованиями является то, что психологу приходится иметь дело не с отвлеченной ситуацией, а с конкретными видами деятельности, в которые вовлечены различные люди. В свою очередь, деятельность существенно влияет на проявления психики всех ее участников.

Очевидно, что взаимодействие одних и тех же людей в ситуации трудовой деятельности и в ситуации общения будет весьма существенно отличаться по своим психологическим параметрам.

Вследствие этого определяющим фактором, который необходимо учитывать при анализе прикладной психологии, является та совместная деятельность, в которую вовлечены и психолог, и объект его исследования.

Другое понимание практической психологии связано с трактовкой ее как особой психологической практики. Психология здесь не включается в существующие сферы практической деятельности, а создает особую сферу психологических услуг, формирует свою собственную психологическую практику.

В этом случае, в отличие от прикладной психологии, положение психолога в исследуемой ситуации принципиально меняется, он как бы получает объект «исследования» в свое полное распоряжение. Теперь уже становится главной не помощь другим, «базовым специалистам» — педагогам, управленцам и т.п.- в решении их задач, а возможность строить свою деятельность по своим нормам и правилам.

С появлением самостоятельных психологических служб, собственно психологической практики принципиально меняется социальная позиция психолога.

Теперь онсам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, сам осуществляет необходимые воздействия на обратившегося за помощью человека, сам несет ответственность за результаты своей работы.

Это резко изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и участвующим в работе специалистам другого профиля, а главное, изменяются стиль и тип его профессионального видения реальности.

Появление психологической практики привело к качественному изменению и самой психологической теории. В ее составе начинает формироваться особая «психотехническая» теория, основными отличительными признаками которой специалисты называют [4]:

— практичность теории как выражение ее направленности не на внешний по отношению к исследователю объект, а на «работу-с-объектом»;

— ценностную ориентацию на критерии истины, добра, красоты, святости, пользы и т.п., в отличие от критериев «объективности», характерных для «академической» психологии;

— адресность психотехнической теории, обращенной к психологу-практику как ее «внутреннему персонажу» и релевантной его внутреннему опыту;

— субъектность познания, обусловленная заинтересованностью всех участников психотехнической практики (и психолога, и клиентов) в качестве процесса и результатах своей деятельности;

— гибкость и многообразие методических средств, обеспечивающих создание оптимальных условий для самопознания и самораскрытия как клиента, так и самого психолога;

— личностный характер получаемого в результате взаимодействия знания как знания не о чем-то внешнем по отношению к исследователю, а знания о том, что «присутствует во мне или в чем присутствую Я».

Источник: http://3ys.ru/vvedenie-v-professiyu-psikholog/obshchee-ponyatie-o-prakticheskoj-psikhologii.html

Практическая психология

Фото с сайта www.mrwallpaper.com

Наверняка, многие из вас встречали понятие «практическая психология», ведь вряд ли в нашем обществе найдется хотя бы один человек, жизнь которого не омрачали бы те или иные проблемы.

Однако улучшить качество своей жизни, добиться душевной гармонии, наладить общение с окружающим миром и избежать повторения ошибок под силу каждому.

Для этого достаточно самостоятельно изучить основы практической психологии или обратится за помощью к соответствующему специалисту.

Практическая психология — это средства, методы и приемы воздействия на поведение человека через его психологическое восприятие.

Другими словами, этот вид психологии ориентирован на практические запросы широкого круга людей, обладающих достаточным уровнем образования и культуры, которые возникают у человека в разных сферах его жизнедеятельности.

Задача практического психолога — помочь каждому конкретному человеку разобраться в себе и своих проблемах, после чего совместными усилиями найти рациональный выход из сложившейся ситуации с минимальными нервно-психологическими потерями.

 Практическая психология: основные направления

В современной практической психологии нет единой системы знаний. Вместо этого имеются различные направления, школы и методы работы, позволяющие добиваться хороших результатов в каждом конкретном случае в зависимости от особенностей индивидуального развития человека. На сегодняшний день можно выделить такие наиболее известные школы и направления, как:

— арт терапия;

— психоанализ;

— холодинамика;

— транзактный анализ;

— гештальт-терапия;

— психосинтез.

Все эти школы и направления специализируются на изучении отклонений от нормы и доведения до нормы поведения человека. Однако существуют и образовательно-развивающие школы, которые занимаются так называемым личностным ростом и возможностями, позволяющими подняться выше так называемой  нормы. Среди таких школ наибольшей популярностью пользуются:

— соционика;

— синтон;

— НЛП (нейро-лингвистическое программирование);

— Лайфспринг.

Отличие практической психологии от прикладной

Практическая психология, в отличие от прикладной, которая работает исключительно в рамках научных исследований, опирается на хорошо зарекомендовавшие себя рабочие метафоры, не имеющие под собой научной основы.

Иными словами, если прикладная психология ориентирована, прежде всего, на специалистов, то практическая психология — на широкие круги населения, не имеющие специального образования.

Поэтому и языки у них разные: у прикладной — научный, переполненный профессиональными терминами, у практической — доступный, характерный для повседневного общения.

Ярким примером может послужить метафора Родитель — Взрослый — Ребенок, которая была введена Эриком Берном. Несмотря на отсутствие научной основы, эта метафора приносит большую пользу в психотерапевтической работе и психологическом консультировании.

Отличие практической психологии от популярной

Популярная психология предоставляет широкому кругу населения фундаментальные и практические знания в упрощенной форме, без использования профессиональной терминологии. Поэтому ее можно просто почитать ради интереса, без какой-либо конкретной цели.

Практическая психология ориентирована преимущественно на определенные запросы людей, и содержит в себе ответы на большинство животрепещущих вопросов, связанных со всеми сферами жизнедеятельности человека.

Поэтому она востребована, прежде всего, теми читателями, которые ищут ответ  на конкретные интересующие их вопросы:как изменить свою жизнь, как изменить свои эмоции, свой характер, какую-то жизненную ситуацию.

Психотерапевтическая практика в практической психологии

 Большая часть работы практикующего психолога тесно связана с психотерапевтической практикой.

Объясняется это тем, что к специалистам чаще всего обращаются люди, проблемы которых в большей степени имеют психотерапевтический характер.

Таким людям нужно найти не столько решение какой-либо определенной проблемы, сколько разобраться с проблемами личностного характера. Например, » Как преодолеть душевную боль?» или «Что делать, если ничего не хочется?».

Где применяется практическая психология

Наиболее удачные применения практической психологии в повседневной жизни можно увидеть на примере работы политиков, врачей, руководителей, педагогов, священников и т.д. То есть, той категории людей, которым в процессе общения приходится оказывать влияние на других людей.

Необходимо отметить, что знания о психологии человека, которые они активно используют, как правило, были получены ими исключительно на основе жизненного опыта.

Такими же знаниями пользуются и те люди, которые без специального психологического образования, пытаются оказать или оказывают помощь другим людям (например, народные целители, экстрасенсы и т.д.).

Таким образом, практическая психология — достаточно эффективный способ не только для решения проблем, но и для совершенствования и развития своей личности, основанный на личном опыте и реальных результатах людей, которые практикуют в этой области и передают свои  знания другим.

Источник: http://mirna360.com/psixologiya/prakticheskaya-psixologiya-putevoditel-po-lichnostnomu-razvitiyu.html

Практическая психология

Научная психология

Знания научной и практической психологии как основа учебного курса

ТЕМА 10. РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ПСИХОЛОГИИ (4 ч.)

ПЛАН:

  1. Знания научной и практической психологии как основа учебного курса
  2. Многообразие психологических знаний в учебном курсе
  3. Печатные и электронные источники знаний для преподавания психологии
  4. Технология разработки учебного курса

Основу учебной дисциплины составляют научные и практические психологические знания.

Главная цель научной психологии – поиск новых психологических знаний о внутреннем мире и механизмах поведения людей. Она опирается на эмпирические научные факты, ᴛ.ᴇ. факты, получаемые опытным путем.

Это отличает психологию как науку от философского познания человека с помощью рассуждений и логических умозаключений.

В связи с этим фактический, эмпирический материал должен быть составной частью учебного курса психологии, поскольку он обеспечивает научную доказательность излагаемого материала.

Научной психологии свойственна системность. Она стремится к систематическому описанию всœего мира психических явлений человека, его личности или какой-либо сферы его психической жизни.

По этой причине в психологии большое значение придается построению теорий и классификации психологических феноменов.

Отсюда вытекает принцип системности в преподавании психологии, который состоит по сути в том, что учебная дисциплина должна быть построена логически последовательно, рассматривать разные теоретические подходы к проблеме.

По причинœе обобщенности знаний научной психологии она широко опирается на абстрактные понятия и общие научные категории, такие как, к примеру, деятельность, индивид, личность, общение способности и т.д.

Абстрактность психологических понятий часто вызывает трудности при усвоении психологии. По этой причине крайне важно опираться на примеры из жизни или эмпирических исследований, чтобы проиллюстрировать основные понятия.

Особенностью ряда научных психологических понятий является то, что они обозначаются теми же словами, что и многие житейские понятия, но значение этих слов отличается. С самого начала изучения психологии студенты должны быть настроены на постепенное усвоение научного языка.

Главная цель практической психологии – выработка способов психологической помощи людям.

Следует отметить, что практическая психология отличается от прикладной, которая нацелена на изучение возможного применения научно-психологических знаний для решения практических задач.

Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных и профессиональных проблем.

Методы практической психологии направлены на психологическую помощь.

К основным методам практической психологии чаще всœего относят психодиагностику, психотерапию и психокоррекцию, психологическое консультирование, развивающую психологическую работу (тренинг).

Предметом практической психологии являются индивидуальность человека и конкретных обстоятельств его жизни, конкретный индивид или конкретная группа, а не общие закономерности психических явлений. В этом состоит одно из достоинств практической психологии, которая дает возможность понимания конкретного человека.

Критерием достоверности знаний этого типа являются опыт и эффективность работы специалистов. По этой причине некоторые дисциплины психологического цикла успешно преподают психологи, имеющие опыт практической психологической работы.

Практические психологи работают с конкретными случаями. При этом практический опыт не всœегда обеспечивает доказательность тех или иных психологических идей.

Обобщенность знаний в практической психологии также имеет значение. Чем больше специалистов убеждается на практике в эффективности тех или иных методов работы.

Тем в большей мере эти методы получают признание в области практической психологии.

Психологические знания, полученные в результате опыта практической работы, обобщаются и систематизируются, что является основой для формирования соответствующей концепции практической психологической работы. В такой обобщенной концепции описываются особенности и проблемы людей определœенного типа и способы оказания им психологической помощи.

Концепции практической психологии отличаются метафоричностью, ᴛ.ᴇ. использованием терминов, имеющих переносный образный смысл. Примером этому может служить использование мифологических персонажей в работах З.Фрейда (ʼʼэдипов комплексʼʼ). Метафоричность придает наглядность, доступность и убедительность изложению идей и рекомендаций практической психологии.

В практической психологии значительным оказывается влияние личности психолога на процесс и результаты работы.

  • — ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ОTPACЛЬ

    психологической науки 48 § 1 Понятие о психологической информации и способах ее получения …. 49 § 2 Модель профессиональной деятельности практического психолога …. 60 § 3 Понятие о социальном заказе на работу практического психолога … 67 § 4 Понятие о психологической… [читать подробнее].

  • — Практическая психология

    Ее главная цель — психологическая помощь людям. Работа практических психологов направлена на поиск путей и разработку методов психологической помощи людям в решении их жизненных или профессиональных проблем. К основным методам практической психологии чаще всего… [читать подробнее].

  • — КОМУ И ЗАЧЕМ НУЖНА ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1 Активизация практической психологической работы в нашей стране началась в 80-е годы. Всего за десять лет зна­чительно увеличилось количество практических психоло­гов, повсеместно стали появляться психологические службы, психологические консультации, приобрели… [читать подробнее].

  • — Глава II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗТИКА И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    — Я не умею рисовать людей! Не могу, не умею, давайте я вам лучше зайца нарисую! (Из диалога психолога и мальчика шести лет) — Что вы так смотрите. Дума­ете, приятно знать, что тебя все время изучают? (Из диалога психолога и подростка! Конец XX века принес в нашу жизнь новое… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/367902_prakticheskaya_psihologiya

    Книга Психодиагностика читать онлайн бесплатно, автор Ю. М. Забродин на Fictionbook, cтраница 3

    Скачать полностью

    • неопределенность целей и предмета Службы практической психологии в системе МОРФ, специфики содержания работы педагога-психолога и его компетенций;

    • нескоординированность организационных и содержательных аспектов межпрофессиональной деятельности специалистов учреждений образования;

    • несоответствие компетенций, развивающихся в процессе профессионального обучения, и реальных требований практики к специалистам учреждений образования;

    • отсутствие или неопределенность критериев, соответствующих провозглашенным гуманистическим идеалам, при оценке деятельности специалистов.

    Такие же проблемы обнаруживаются и в других сферах. При этом мы не должны забывать и о личности субъекта профессиональной деятельности, его самосознании, чертах характера, переживаниях и т. п.

    , что может значительно отличать его от других людей, в сфере деятельности которых он выполняет свои профессиональные обязанности. В частности, И. В.

    Дубровина, анализируя со своими сотрудниками причины трудностей в развитии практической психологии в образовании, пишет о таких качествах как «профессиональный снобизм», «неспособность видеть и понимать», «невысокая психологическая культура».[11]

    11   Все ли спокойно в датском королевстве? Интервью с И. В. Дубровиной // Школьный психолог. 2004, № 35.

    [Закрыть]

    Во втором пространстве профессионального становления специалиста-психолога он сам формирует цели и ценности своей профессиональной деятельности, реализует их в профессиональных действиях и несет ответственность за результаты своей работы. Это изменяет и его отношение к людям, которых он обслуживает, и его отношение к самому себе и к участвующим в работе специалистам другого профиля и, главное, сам стиль и тип его профессионального видения реальности.

    Особо остановимся на проблеме культурной ответственности специалиста.[12]

    12
      В частности, интересующиеся профессиональным анализом данной проблемы могут почитать об этом в следующих источниках: Гришина Елена Николаевна Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр. Дис. … канд. психол. наук. 19.00.13. Москва, 2001; Ковалевич Татьяна Федоровна

    Источник: https://fictionbook.ru/author/v_ye_pahalyan/psihodiagnostika/read_online.html?page=3

    Понятие о социальном заказе. Особенности клиента, заказчика, пользователя психологической информацией в детской практической психологии

    Кому же, в первую очередь, нужна психологическая помощь? Кто сформулировал социальный общественный заказ, который привел к появлению этой профессии со всеми ее свойствами, атрибутами, профессиональными качествами и действиями?

    Социальный заказ на профессию практического психолога осознается и формулируется в публицистической и научно-популярной литературе, анализирующей проблемы современного человека.

    О необходимости конкретного психологического знания о человеке начинают говорить и представители смежных практических областей: учителя, врачи, юристы. Им это знание необходимо, т. к.

    они не могут решать главную задачу своей профессии — целенаправленно воздействовать на человека.

    Вот в этих двух сферах и рождается доступное общественному сознанию представление о содержании профессиональной деятельности практического психолога, человека, который мог бы получить объективные данные об индивидуальных особенностях внутреннего мира человека. Требование по сути дела одно — объективные, достоверные данные об индивидуальности человека.

    Отсюда возникает множество сложностей в получении, передаче и использовании психологической информации в работе практического психолога.

    Сложностей, связанных с постоянным возвращением своим клиентам, представителям смежных специальностей и просто общественности того содержания психологической информации, в котором представлена ее уникальность и конфеденциальность.

    Если говорить кратко, то практический психолог своей реальной работой возвращает нашему обществу утраченную ценность — общественную ценность индивидуальности человека.

    Чтобы делать это без новых потерь, а с обретением должного общественного статуса своей профессии практический психолог должен только представлять, с кем он имеет дело в своей работе.

    Это та реальность его профессиональной деятельности, которая связана с понятием заказчика, клиента и пользователя психологической информации. Кто они, эти люди? Общий ответ — это взрослые и дети.

    В соответствии с юридическими нормами за ребенка его родители отвечают до 14 лет, с 14 лет подросток уже несет юридическую ответственность за свои действия.

    Это исходное положение для работы практического психолога с ситуацией получения и использования психологической информации, для решения вопроса об ответственности за психологическую информацию, которую он несет как профессионал.

    Это исходное юридическое положение позволяет с должной степенью ответственности отнестись и к содержанию социального заказа, ориентированного на выявление индивидуальности человека. Характеристики индивидуальности есть у всех людей, но не все люди могут ответственно относиться к этой своей особенности.

    Практическому психологу надо четко представлять возможные варианты проявления индивидуальности человека, которые связаны с понятием нормы психического развития. Как известно, психически больной человек несет ограниченную ответственность за свою индивидуальность.

    Психически здоровый же взрослый человек в большинстве случаев обладает возможностью отвечать за проявление своей индивидуальности.

    Можно сказать, что социальный заказ на работу практического психолога ориентирован на те группы населения, которые не являются психически больными людьми (ими занимаются врачи-психиатры), а относятся к категории психически нормальных людей, способных потенциально к проявлению ответственности за свою индивидуальность. В то же время практический психолог не нужен аутентичной, свободной личности, обладающей высокой культурной продуктивностью, способной нести юридическую и моральную ответственность за свою индивидуальность.

    Кто же является клиентом практического психолога? Клиентом является человек (взрослый или ребенок), который сообщает психологическую информацию, т. е.

    передает практическому психологу знание о себе или о других людях. При сообщении этого знания он предполагает или реально указывает свою роль в происхождении этого знания.

    Он считает себя прямо или косвенно ответственным за содержание этой психологической информации.

    Если воспользоваться другим определением, то клиент — это человек, который включен в процесс получения психологической информации.

    Эта «включенность» мешает ему увидеть главное в психологической информации — критерии се достоверности, отрефлексировать способы ее получения.

    Работа практического психолога и направлена на изменение отношения клиента к содержанию и способам получения психологической информации.

    Заказчик на работу практического психолога сообщает ему психологическую информацию. При этом он не видит своей роли в ее происхождении, он не считает себя ответственным за ее происхождение. Отчужденность от психологической информации приводит к тому, что заказчик стремится переложить на психолога ответственность за возможное использование этой информации.

    Особенность работы практического психолога состоит в том, чтобы в ситуации принятия заказа на свою работу определить с кем он имеет дело — с заказчиком или с клиентом. Для решения этого вопроса психологу приходится выполнять одну очень важную роль, которую можно было бы обозначить как роль психолога-следователя.

    Суть ее состоит в том, чтобы с высокой степенью достоверности воспроизвести происхождение психологической информации, с которой он собирается работать.

    Для этого он должен обладать соответствующими профессиональными навыками, позволяющими определить происхождение психологической информации, среди этих навыков главный — это навык ведения интервью с клиентом или заказчиком.

    Восстановление последовательности событий, порождающих психологическую информацию, предполагает введение контекста и подтекста в текст, сообщаемый психологу.

    Это структурирует ситуацию взаимодействия психолога и клиента и позволяет решить еще один важный вопрос — вопрос о пользователе психологической информации.

    Другими словами, вопрос о том, кому и с какой целью может быть передана полученная информация.

    В отношении психологической информации о детях до 14 лет этот вопрос решается однозначно — психологическая информация сообщается людям, которые несут ответственность за ребенка, т. е. его родителям. Родители по своему усмотрению могут использовать эту информацию.

    В отношении взрослых людей вопрос о пользователе психологической информации решается так: взрослому человеку сообщают содержание психологической информации и се назначение, а также критерии оценки содержания психологической информации с точки зрения заказчика на нее. Таким образом, клиент имеет возможность сопоставить свои данные с требованиями и может увидеть их соответствие или несоответствие.

    Сообщение психологической информации в любом случае носит безоценочный характер, предполагает адекватный для клиента язык ее передачи, при этом соблюдается главный принцип работы практического психолога: «не навреди».

    Таким образом, социальный заказ на работу практического психолога отражает осознание в обществе ценности индивидуальности человека и отношение к ней как к социальной и психологической реальности. Своей практической работой психолог уточняет этот заказ и создает условия для осознания социального статуса своей профессии.

    В детской практической психологии основной клиент — ребёнок. Его тесная связь с родителями (возрастные особенности этой связи) делает систему «ребенок — близкий взрослый» совокупным клиентом.

    У ребенка отсутствуете запрос на психологическую помощь. Поэтому именно родители являются заказчиками и пользователями психологической информацией.

    В роли заказчиков и пользователей психологической информацией очень часто выступают педагоги и другие специалисты ДОУ.

    Психологические проблемы, являющиеся заказом, связанны в основном с логикой психического развития ребенка; возрастными особенностями его развития; кризисами развития; компетентностью родителей в проблемах развития ребенка.

    Билет №7

    Источник: https://megalektsii.ru/s18538t4.html

    2.3. Особенности академической и практической организационной психологии

    Анализ психологической литературы и практики показывает, что сегодня в сфере психологической науки, как на Западе, так и в Украине, реально существуют два самостоятельных направления, тесно связанные между собой и в то же время имеют свои характерные особенности. Речь идет о научную, академическую психологию и психологию практическую, прикладную, что имеют отдельные собственные цели и задачи.

    Главное отличие между этими направлениями заключается в том, что научная академическая психология ориентируется на изучение, исследование определенных закономерностей психики личности (группы), в то время как практическая психология обеспечивает чрезвычайное вмешательства в процессы индивидуальной и групповой активности. Важным объектом анализа для практической психологии является, по мнению авторов, организация.

    Детальный анализ сущности практической психологии показывает, что «это отрасль профессиональной деятельности, которая имеет целью определения психологических особенностей жизненной ситуации и индивидуальности человека или группы, внесение позитивных изменений в процесс взаимодействия между ними и профилактику нежелательных форм поведения для наиболее полного раскрытия определенных сил человека». Однако практическую психологию необходимо рассматривать гораздо шире — она является не только отрасль профессиональной деятельности, но и одной из форм человеческой духовной практики, направленной па оптими-мізацію развития человека и сохранения ее индивидуальности». В контексте проблемы, что исследуется, все особенности практической психологии непосредственно «проецируются» на организацию. Другое дело, что этот аспект проблемы, па отличие от личности и группы, ранее не был предметом специального анализа в отечественной психологии.

    Анализ литературы свидетельствует, что основная задача представителей научной организационной психологии заключается в проведении научных исследований и установлении тех или иных психологических закономерностей в деятельности личности (группы, организации), которые позже могут быть использованы па практике. Представителями этого направления психологии, как правило, являются профессора университетов и колледжей. Основная их цель заключается в создании и распространении знаний в этой сфере психологии, что реализуется в таких видах деятельности:

    • собственно научная деятельность (проведение исследований; презентация результатов исследований на научных конференциях; подготовка научных статей и т.п.);

    • педагогическая работа, которая тесно связана с научной работой (преподавание учебных курсов; разработка новых учебных курсов; подготовка учебников; осуществление супервізорської работы со студентами; обеспечение общественности информацией и т.п.);

    Основное назначение практической организационной психологии — это использование результатов и принципов, разработанных академическими психологами, которые работают в университетах и колледжах, для решения, в частности, таких практических задач в организации:

    • проведение организационного анализа для определения и решения проблем, которые существуют в организации;

    • определение природы труда в организации; изучение мнений и взглядов работников организации;

    • разработка программы обучения работников;

    • оценка эффективности различных видов деятельности по организации, например, обучение работников;

    • осуществление определенных изменений в организации (например, внедрение новой системы стимулирования для работников, имеющих высокие показатели и т.д.).

    Практических психологов, которые способствуют решению этих проблем в организациях, называют организационными. Они работают в консалтинговых фирмах (предоставляют услуги организациям, которые их нанимают), в частных компаниях, с системе государственной службы (на уровне города, штата, государства), военных и других учреждениях.

    Следует отметить, что часто представителям как научной, так и практической психологии приходится заниматься «смежными» видами деятельности.

    Так, профессора университетов и колледжей, как уже отмечалось, могут предоставлять консультативные услуги организациям, а работники консультативных фирм — представлять результаты своей работы в виде научных статей.

    Однако существуют существенные различия между этими направлениями деятельности практических психологов относительно подходов, которые они используют, хотя стратегической мстою представителей обеих групп есть активность, связанная с повышением эффективности деятельности организации.

    Если говорить о соотношение психологов, которые работают в сфере научной и практической психологии (в сфере организационной психологии и психологии труда), то, например в США, оно имеет такой вид: 36,0% психологов работают в университетах и колледжах; 29,0% — в консалтинговых фирмах; 21,0% — в частных корпорациях; 7,0% — в системе государственной службы; 7,0% — в других организациях. Итак, примерно треть психологов представляет научную психологию, а остальные — практическую.

    В нашей стране практическая психология только начала развиваться в последние годы и говорить о конкретных показателях еще рано, но, на наш взгляд, соотношение в различных отраслях психологии является прямо противоположным.

    Источник: http://banauka.ru/3074.html

Ссылка на основную публикацию