Опыт: определение понятия

Опыт — это..

Опыт: определение понятия

Философский словарь

— l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория, фиксирующая единство…

Философский словарь

— одно из наиболее традиционных понятий философии. Своими корнями оно восходит к античной философии, находит своеобразное выражение в споре номиналистов и реалистов, составляет основу эмпиризма и рационализма нового времени, получает развитие в немецкой классической философии, в…

Философский словарь

— означает как отдельные состояния сознания испытываемые или испытанные субъектом, так и совокупность таких состояний у единичных людей и у всего человечества. есть первичный источник наших знаний, дающий материал для всякого другого познания. С различных точек зрения опыт…

Философский словарь

— 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см. Культура, Социализация); 2) гносеологическая категория,…

Философский словарь

содержание (мыслительное или чувственное), которое субъект обнаруживает в себе; состояние нашего сознания, в котором выделяются четыре уровня: 1) состояния, в которых мы чувствуем себя определяемыми чем-то внешним для нас, природным; это физическийопыт; 2) состояния, в которых…

Философский словарь

— опытное, эмпирическое знание. Оно характеризуется как знание непосредственное, т. е. когда исследователь входит в непосредственный познавательный контакт с объектом изучения. Результатом опытного знания выступает эмпирическийфакт, событие, явление. Для опытного знания также…

Новейший философский словарь

ОПЫТ — 1) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования (см КУЛЬТУРА, СОЦИАЛИЗАЦИЯ); 2) гносеологическая категория…

Психологическая энциклопедия

— результат чувственно эмпирического отражения в человеческой психике объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений.

Психологическая энциклопедия

В основном, способы употребления этого термина соответствуют употреблению в обычном языке. Это: 1. Любое событие, которое кто-то пережил. 2. Знание, полученное от такого участия в этом событии. 3. Общее количество накопленных знаний. Однако недавно возобновившийся интерес к…

Психологическая энциклопедия

— 1. Совокупность практически усвоенных знаний, навыков или умений. 2. Получение в результате активного практического взаимодействия с внешним миром отражение в сознании законов этого мира и общественной практики. 3. Примерно то же, что эксперимент: воспроизведение некоего…

Источник: http://insai.ru/slovar/opyt

опыт — это… Что такое опыт?

  • опыт — опыт, а …   Русский орфографический словарь
  • ОПЫТ —         основанное на практике чувств. эмпирич. познание действительности; в широком смысле единство умений и знаний. В истории философии широкое распространение получили воззрения эмпиризма и сенсуализма, согласно которым чувств. данные являются …   Философская энциклопедия
  • ОПЫТ — Источник нашей мудрости наш опыт. Источник нашего опыта наша глупость. Саша Гитри Опыт есть совокупность наших разочарований. Поль Оже Опыт это утраченные иллюзии, а не обретенная мудрость. Жозеф Ру Учение это изучение правил; опыт изучение… …   Сводная энциклопедия афоризмов
  • ОПЫТ — ОПЫТ, опыта, муж. 1. мн. редк.. Совокупность практически усвоенных знаний, уменья, навыков. «Для того, чтобы правильно руководить, необходимо опыт руководителей дополнить опытом партийной массы, оптом рабочего класса, опытом трудящихся, опытом… …   Толковый словарь Ушакова
  • опыт — Попытка, эксперимент. Проба пера. Первый дебют. См. испытание.. наученный опытом, умудренный опытом… . Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. опыт испытание, проба,… …   Словарь синонимов
  • Опыт —  Опыт  ♦ Expérience    Способ постижения реальной действительности; все, что поступает к нам извне (внешний опыт) и даже изнутри (внутренний опыт) при условии, что в результате мы узнаем что то новое. Противостоит разуму, но одновременно… …   Философский словарь Спонвиля
  • ОПЫТ — эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений. Опыт выступает как результат взаимодействия человека и мира и передается от поколения к поколению …   Большой Энциклопедический словарь
  • опыт —     ОПЫТ, эксперимент     ОПЫТНЫЙ, пробный, экспериментальный …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи
  • опыт — способ познания действительности, основанный на его непосредственном, чувственном практическом освоении. О. служит важным источником информации как о внешнем объективном мире, так и о психической жизни субъекта. В психологии понятие об О.… …   Большая психологическая энциклопедия
  • ОПЫТ — ОПЫТ, чувственно эмпирическое познание действительности; единство знаний и умений …   Современная энциклопедия
  • ОПЫТ — l ) философская категория, фиксирующая целостность и универсальность человеческой деятельности как единства знания, навыка, чувства, воли. Характеризует механизм социального, исторического, культурного наследования; 2) гносеологическая категория …   История Философии: Энциклопедия

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dmitriev/3157/%D0%BE%D0%BF%D1%8B%D1%82

Разница между знаниями и опытом

Разница между знаниями и опытом

Знания и опыт — понятия очень близкие. В чем заключаются особенности их интерпретации в науке?

Содержание статьи

В науке под знаниями принято понимать некоторую информацию, которую человек может применить в полезных целях — например, при изучении какого-либо объекта или при проведении исследования.

Основной критерий знания — передаваемость. Оно может быть зафиксировано в каком-то письменном источнике или же присутствовать в общественном сознании какой-либо социальной или этнической группы в качестве устного коммуникативного элемента. Но в обоих случаях возможна его передача от одного носителя к другому.

Один из аспектов передаваемости знаний заключается в том, что обмениваться ими могут носители разных языков и культур (при условии перевода, если это необходимо).

Знания — универсальная категория человеческих коммуникаций, и их передача, как правило, возможна, даже если ценности и особенности мышления людей, передающих знания, отличаются от тех, что характеризуют людей, которые принимают знания.

Однажды полученные человеком знания могут периодически дополняться, совершенствоваться. Поэтому в науке принято считать, что они не имеют практических границ.

Еще один важнейший критерий знаний — их обоснованность. Дело в том, что во многих случаях представление человека о чем-либо выражается в теоретическом аспекте и отражает его догадки и предположения о том, как могут проходить те или иные процессы.

В то время как на практике человек зачастую не имеет возможности проверить то, каким образом данные процессы могут проходить в реальности.

Обоснованность знаний — главный фактор их достоверности с точки зрения возможности описать ход тех или иных процессов с высокой точностью.

Качество знаний, выражаемое, в частности, в их обоснованности, может быть чаще всего объективно (то есть при участии достаточно большого количества людей и высказывании ими своих мнений) оценено.

Таким образом, знания — это информация, которая:

  • может передаваться от одного человека к другому вне зависимости от того, на каких языках они говорят (при наличии возможности перевода — если это необходимо), а также от их принадлежности к какой-либо культуре;
  • как правило, постоянно дополняется, совершенствуется;
  • характеризуется во многих случаях теоретизированностью;
  • требует обоснованности.

Достаточно близкая к знаниям категория — опыт. Рассмотрим то, что под ним может пониматься в науке.

к содержанию ↑

В чем заключается специфика опыта?

Под опытом исследователи чаще всего понимают, прежде всего, совокупность ощущений человека — применительно к каким-либо воспоминаниям или, например, касательно поведения в какой-либо ситуации. В первом случае опыт может быть положительным или не очень. Во втором — большим или, наоборот, недостаточным.

Человек «опытный» — значит, имевший возможность испытать в прошлом определенные ощущения — на физическом или психологическом уровне, которые впоследствии могут быть применены им в тех или иных ситуациях.

Опыт — категория субъективная, поскольку отражает специфику ощущений конкретного человека. Частично он может передаваться от одних людей к другим, но полностью это возможно в очень редких случаях — попросту потому, что ощущения у каждого человека свои собственные.

Весьма затруднена передача опыта между людьми разных культур, ведь специфика отдельных культур зачастую предполагает формирование уникальных механизмов восприятия человеком окружающего мира.

То же во многих случаях характеризует обмен опытом между носителями разных языков.

Если, в принципе, современные лингвисты могут переводить практически любые слова с одного языка на другой, то «перевод» ощущений — крайне затруднен.

Важнейший критерий опыта — его высокая практическая эффективность. Он в меньшей степени теоретизирован в сравнении со знаниями, привязан к достижению реальных результатов.

Обоснованный опыт, если проводить аналогию со знаниями, — тот, который позволяет человеку достичь чего-то полезного. Если, к примеру, говорить о спорте — стоящим будет тот опыт, который даст атлету возможность что-то выиграть.

Если речь идет о предпринимательстве — важен будет опыт человека в принятии эффективных решений в бизнесе.

Способный принести реальную пользу опыт обычно не требует обоснования. Собственно, успешный результат его применения и заменяет соответствующее обоснование.

Стоит отметить, что, как и знания, опыт постоянно совершенствуется, дополняется новыми ощущениями.

к содержанию ↑

Сравнение

Главное отличие знаний от опыта заключается в том, что первая категория представляет собой информацию, вторая — ощущения человека. Кроме того, разницу между знаниями и опытом можно проследить в аспекте:

  • передаваемости между людьми;
  • передаваемости между носителями разных культур, языков;
  • субъективности и объективности;
  • теоретической или практической направленности;
  • необходимости обоснования.

Знания и опыт объединяет тот факт, что они постоянно дополняются — соответственно, новой информацией и ощущениями, совершенствуются.

Определив,в чем разница между знаниями и опытом, отразим основные выводы в небольшой таблице.

к содержанию ↑

Таблица

Знания Опыт
Что общего между ними?
Полученные человеком знания и опыт постоянно дополняются, совершенствуются
В чем разница между ними?
Представляют собой информацию, которой овладевает человек Представляет собой совокупность ощущений, которые получает человек
Могут передаваться от одного человека к другому практически полностью Может передаваться от одного человека к другому, как правило, только частично
Могут, как правило, легко передаваться между носителями разных языков и культур Во многих случаях с трудом передается между носителями разных языков и культур
Объективны Субъективен
Имеют теоретическую направленность Имеет практическую направленность
Требуют обоснования Практически эффективный опыт не требует обоснования

Источник: https://TheDifference.ru/chem-otlichayutsya-znaniya-ot-opyta/

Лекции для студентов

Лекции для студентов

Page 9 of 32

Понятие об опыте по Локку. Психология как наука о внутреннем опыте.

Дж. Локк (1632 — 1704) — английский философ, педагог, врач, окончательно оформил эмпиризм как теорию, основы которой были заложены Ф.Бэконом. в своем основном сочинении “Опыт о человеческом разумении” он рассматривал душу как пассивную. Но способную к восприятию среду, tabula rasa. источник знания – опыт. Источники опыта – ощущения и рефлексия.

Объекты первого – объекты природы, органы – внешние чувства, продукт – идеи. Объекты рефлексии – идеи, орган – деятельности ума, продукт – идеи, отличные от идей первого рода. “Нет ничего в разуме, чего не было бы в чувстве”. Т.о. он положил начало интроспективной психологии.

Сознание рассматривал как обязательный признак душевных явлений, духовную силу, объединяющую наличные переживания в личность. Большое значение придавал опыту в формировании человека. “Опыт о человеческом разумении” – писал 16 лет. Сторонник эмпирического изучения явлений или процессов сознания.

Его не интересовал вопрос о природе души, так как он ничего не давал в отношении эмпирического изучения явлений сознания. На эмпирическом же материале (наблюдения и т.п.) Локк приходит к выводу о отм, что все наши идеи не являются врожденными, но есть результата нашего опыта, то есть приобретены прижизненно.

Это касается как практических идей (док-во про детей и идиотов), так и нравственных принципов (этнографические исследования, каннибализм, детоубийство, отсутствие в некот. языках как слова, так и понятия о Боге, о сверхъестественном). Под идеями Локк понимал элемент всякого знания, в том числе и ощущения (белизна, твердость, мышление, движение, человек, войско и т.п.).

Все идеи происходят из опыта, и Локк различает 2 вида опыта (по двум источникам его получения): 1) объекты ощущения – первый источник идей. Идеи получаемые таким образом — чувственные качества. Этот вид опыта Л. называет ощущением. 2) Внутреннее восприятие действий нашего ума – второй источник идей.

Через него мы получаем идеи, которые приобретаются умом при помощи размышления о своей внутренней деятельности внутр себя. Этот вид опыта называется рефлексией. Исходя из этого, психология – наука о внутреннем опыте. Это определение просуществовало с 1690 по 1874 год. А интроспекция – единственный метод для изучения внутреннего опыта.

Простые и сложные идеи по Локку. Пути образования сложных идей. Процесс обобщения. Понятие об ассоциации идей.

Идеи бывают простые и сложные. Простая идея содержит только одно представление или восприятие в уме – это элементы знания, сложные идеи производны от простых. С Локка начинается т.о. элементаристская установка в исследовании содержания сознания.

Идеи мы имеем в душе, им соответствуют качества в вещах Локк различал три рода качеств: первичные, вторичные и третичные. Первичные – это реальные, неотделимые качества, независимо от того, воспринимаем мы их или нет (например, протяженность, форма, строение и движение частиц).

Вторичные качества – цвета, звуки, запахи. существуют пока мы их ощущаем, и зависят от первичных. первичные качества – подобия, вторичные — считаются, но не бывают подобиями, третичные и не считаются и не бывают. Здесь содержиться идея отрыва ощущения от объекта.

Ум в восприятии пассивен, активность его ведет к неадекватности познания объекта.

Простая идея это та, которую нельзя разделить на нечто неделимое; при получении которой разум пассивен; которая приобретена посредством ощущения или рефлексии и не является продуктом выдумки; которая отражает первичное качество. Сложная идея это та, которая является сочетанием простых идей; требует активной работы ума; образуется за счет применения того или иного умственного действия.

Схема обобщения: 1)выделение единичных объектов, о которых мы хотим получить общее понятие; 2)расчленение объектов на составляющие их свойства и сравнение по этим свойствам; 3)абстрагирование – отбрасывание не повторяющихся идей; 4)выделение повторяющихся идей; 5)суммирование повторяющихся идей. Таким образом, Локк представил эмпирическую теорию обобщения. Знание, которое не может быть выражено в чувствах – скрытое. ® Сущности не познаваемы.

Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. Ассоциация для него – соединение неродственных идей (например, симпатии и антипатии). Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается с течением времени.

Ассоциация идей – механизм работающий в нашем сознании помимо нашего активного участия, заключающийся в связи идей в сознании с объектами. С помощью этого механизма образуются связи в силу объективных условий (суеверия).

Источник: http://www.mylect.ru/psyhologya/psyholo/552-psyhistory.html?start=8

Основные понятия теории вероятностей Понятие опыт Определение

Основные понятия теории вероятностей

Понятие опыт Определение. Под опытом понимается воспроизведение некоторого комплекса условий. При этом предполагается, что опыт может быть повторен сколько угодно раз. Пример 1. Бросание игрального кубика. Опыт- бросок. Комплекс условий- наличие кубика и игроков.

Понятие события Определение. Пусть имеется некоторый опыт. Событие, связанное с этим опытом, называется любой его исход. При этом событие называется случайным, если оно может появиться или не появиться в данном опыте. Пример 1.

Опыт-продажа подержанных автомобилей. Случайное событие- продажа 3 -х летнего автомобиля за 0. 5 цены. Это событие может появиться, а может и не появиться при повторении опыта. Пример 2. Опыт-бросание игрального кубика.

События: A: (Выпадение четного числа) B: (Выпадение шестерки)

Типы событий СОБЫТИЕ ДОСТОВЕРНОЕ НЕВОЗМОЖНОЕ СЛУЧАЙНОЕ

Типы событий ДОСТОВЕРНОЕ Событие называется достоверным, если оно обязательно произойдет в результате данного испытания. СЛУЧАЙНОЕ Случайным называют событие которое может произойти или не произойти в результате некоторого испытания. НЕВОЗМОЖНОЕ Событие называется невозможным, если оно не может произойти в результате данного испытания.

Примеры событий достоверные Извлечение наугад упаковки аспирина из ящика, в котором находятся только упаковки аспирина.

случайные Если в коробке находятся одновременно таблетки аспирина и анальгина, то при однократном извлечении можно достать как лекарственный препарат аспирин, так и анальгин.

Поэтому событие «при изъятии пластины с таблетками достали аспирин» – случайное. невозможные Извлечение упаковки аспирина из ящика, содержащего исключительно таблетки анальгина.

Вероятностная шкала • Чем больше у случайного события шансов произойти, тем оно более вероятно и тем правее его следует расположить на вероятностной шкале; чем меньше шансов — тем левее. ст ов ер ны Вероятность: 0 0, 5 1 До Случайные Не События: во зм ож ны е е

1. P(u) = 1 (u – достоверное событие); 2. P(v) = 0 (v – невозможное событие); 3. 0 P(A) 1.

Исход опыта, в котором наблюдается интересующее нас событие, называется благоприятствующим этому событию (или просто благоприятным исходом). Исходы называются равновозможными, если есть основания считать, что ни один из них не является более возможным, чем другие. Пример 1 Бросание монеты. Испытание имеет два возможных исхода – выпадение «герба» или «решки» .

Пример 2 Бросание игральной кости. Испытание имеет следующие возможные исходы – выпадение « 1» , « 2» , « 3» , « 4» , « 5» , « 6» . Случайные события называются несовместными, если они не могут произойти одновременно. События Ak (k = 1, 2, . . .

, n) образуют полную группу событий, если они попарно несовместны и при испытании неизбежно произойдет одно из этих событий.

Статистическое определение вероятности. Решение задач.

Частота случайного события. Абсолютной частотой случайного события А в серии из N случайных опытов называется число NA , которое показывает, сколько раз в этой серии произошло событие А.

Частота случайного события. Относительной частотой случайного события называют отношение числа появлений этого события к общему числу проведенных экспериментов: где А – случайное событие по отношению к некоторому испытанию, N раз проведено испытание и при этом событие А наступило в NA случаях.

Примеры Пример 1. Наблюдения показывают, что 1. в среднем среди 1000 новорожденных детей 515 мальчиков. Какова частота рождения мальчика в такой серии наблюдений? Ответ: 0, 515

Задача 2. При стрельбе из винтовки относительная частота попадания в цель оказалась равной 0, 85. Найти число попаданий, если всего было произведено 120 выстрелов. Решение. Ответ: 102 попадания.

Классическое определение вероятности Вероятность – это мера объективной возможности наступления случайного события Вероятность случайного события A определяется по формуле: где m – число благоприятных исходов события; n – общее число возможных исходов. Вероятность достоверного события равна 1 (так как m = n).

Вероятность невозможного события равна 0 (так как m = 0). Вероятность любого события: Противоположным событию A называется такое событие , которое заключается в том, что событие A не происходит.

Вероятность противоположного события можно определить из формулы: Два противоположных события образуют полную группу событий.

Пример 1 Монета брошена два раза. Найти вероятность того, что хотя бы один раз появится «герб» . 1 -е бросание герб решка герб решка Решение 2 -е бросание решка Событие А – при бросании монеты хотя бы один раз появится «герб» .

Пример 2 Брошена игральная кость. Найти вероятность выпадения четного числа. Решение ( « 2» , « 4» , « 6» ), Событие А – выпадение на игральной кости четного числа. ( « 1» , « 2» , « 3» , « 4» , « 5» , « 6» ).

Вероятность выпадения нечетного числа:

ЭКСПЕРИМЕНТ Бросаем монетку Вытягиваем экзаменационный билет Бросаем кубик ЧИСЛО ВОЗМОЖНЫХ ИСХОДОВ ЭКСПЕРИМЕНТА (n) СОБЫТИЕ А ЧИСЛО ИСХОДОВ, БЛАГОПРИЯТНЫХ ДЛЯ ЭТОГО СОБЫТИЯ (m) 2 Выпал «орел» 1 24 Вытянули билет № 5 1 6 На кубике выпало четное число 3 ВЕРОЯТНОСТЬ НАСТУПЛЕНИЯ СОБЫТИЯ А Р(А)=m/n

Теорема сложения вероятностей. Вероятность суммы двух несовместных событий равна сумме вероятностей этих событий. Следствие : Если события образуют полную группу несовместных событий, то сумма их вероятностей равна единице.

Теорема. Вероятность появления хотя бы одного из двух совместных событий равна сумме вероятностей этих событий без вероятности их совместного появления

Теорема умножения (для независимых событий) • Вероятность наступления двух независимых случайных событий А и В равна произведению вероятностей этих событий:

Определение. Событие А называется независимым от события В, вероятность события А не зависит от того, произошло событие В или нет.

Событие А называется зависимым от события В, если вероятность события А меняется в зависимости от того, произошло событие В или нет. Определение.

Вероятность события В, вычисленная при условии, что имело место событие А, называется условной вероятностью события В.

Теорема умножения вероятностей (для зависимых событий) • Вероятность произведения двух событий (совместного появления этих событий) равна произведению вероятности одного из них на условную вероятность другого, вычисленную при условии, что первое событие уже наступило.

Задача 1. • Для получения медицинской книжки Иванову И. И. требуется пройти 7 врачей. Определить вероятность того, что Иванов И. И. в определенный момент времени находится на приеме у окулиста или у невропатолога. • Решение.

Описанные в задаче события (первое событие А состоит в попадании на прием к окулисту, второе событие В – к невропатологу) являются несовместными, а значит для решения задачи используем теорему сложения для несовместных событий.

• Пример 2. Из полной колоды карт (52 шт. ) одновременно вынимают четыре карты. Найти вероятность того, что среди этих четырех карт будет хотя бы одна бубновая или одна червонная карта. • Обозначим появление хотя бы одной бубновой карты – событие А, появление хотя бы одной червонной карты – событие В. Таким образом надо определить вероятность события С = А + В.

• Кроме того, события А и В – совместны, т. е. появление одного из них не исключает появления другого. • Всего в колоде 13 червонных и 13 бубновых карт. • При вытаскивании первой карты вероятность того, что не появится ни червонной ни бубновой карты равна , при вытаскивании второй карты — , третьей — , четвертой — .

• Тогда вероятность того, что среди вынутых карт не будет ни бубновых, ни червонных равна • Тогда

Повторные независимые испытания. Формула Бернулли. • Пусть в результате n независимых испытаний, проведенных в одинаковых условиях, событие А наступает с вероятностью Р(А) = р, а противоположное ему событие с вероятностью .

• Если в результате n опытов событие А наступает ровно т раз, то остальные n-т раз это событие не наступает. Событие А может появиться т раз в n испытаниях в различных комбинациях, число которых равно количеству сочетаний из n элементов по т. Это количество сочетаний находится по формуле:

• Вероятность каждой комбинации равна произведению вероятностей: • Применяя теорему сложения вероятностей несовместных событий, получаем формулу Бернулли:

• Пример. По цели производится 5 выстрелов. Вероятность попадания для каждого выстрела равна 0, 4. Найти вероятность того, что в цель попали не менее трех раз.

• Вероятность не менее трех попаданий складывается из вероятности пяти попаданий, четырех попаданий и трех попаданий. • Т. к.

выстрелы независимы, то можно применить формулу Бернулли вероятности того, что в т испытаниях событие в вероятностью р наступает ровно n раз.

• В случае пяти попаданий из пяти возможных: • Четыре попадания из пяти выстрелов: • Три попадания из пяти: • Окончательно, получаем вероятность не менее трех попаданий из пяти выстрелов:

Источник: http://present5.com/osnovnye-ponyatiya-teorii-veroyatnostej-ponyatie-opyt-opredelenie/

Ссылка на основную публикацию