Карл юнг: основные направления работы

Карл Густав Юнг: путь в психологию

Карл Юнг: основные направления работы

Открытия Густава Юнга используются психологами всех направлений. Именно он ввел в обиход такие термины, как «интроверсия» и «экстраверсия», а также разработал типологию характеров в зависимости от доминирующей функции личности.

Об известном психологе и его работах рассказывает автор diletant. media Анна Баклага.

Будучи еще подростком Карл Юнг хотел быть священником, как и его отец, но чем глубже он изучал религиозные тексты, тем чаще у него возникали противоречивые мысли о боге и церкви. Поступив в лучшую гимназию швейцарского города Базеля, к ее окончанию он был полностью уверен, что карьера священника ему чужда. И вскоре он начал интересоваться медициной.

Изначально Карл Юнг хотел быть священником

В 1895 году, параллельно изучая медицинскую науку в университете, Карл Юнг стал работать в клинике для умалишенных. Находясь там в качестве ассистента выдающегося психолога Эйгена Блёйлера, он узнал о трудах Зигмунда Фрейда. И уже в 1907 году Юнг познакомился с ним лично.

Впоследствии Фрейд оказался тем, кто оказал большое влияние на дальнейшую деятельность будущего психолога — Карл Юнг становится его последователем и учеником. Однако со временем Юнг начинает все чаще не соглашаться со своим учителем, и в 1912 году пишет книги «Метаморфозы и символы либидо» и «Психология подсознательного».

Идеи этих работ во многом противоречили взглядам Фрейда.

Вскоре Карл Густав Юнг становится основоположником своего собственного направления — аналитической психологии. Суть заключается в осмыслении мотивов человеческих действий и поведения путем изучения сновидений, символов, фольклора и мифологии.

Задачами аналитической психологии Юнг считал толкование образов, возникающих у пациентов. В целом, философия его учения опирается на существование бессознательной сферы личности, которая, по его мнению, является источником и развитием индивидуальности.

Ко всему прочему он считал, что бессознательное является независимой частью психики, обладающей собственной динамикой и дополняющей ее сознательную часть.

Учение Зигмунда Фрейда значительно повлияло на становление Юнга

В основу аналитической психологии Карл Юнг заложил понятие коллективного бессознательного — отражение опыта прошлых поколений, закрепившихся в структуре мозга. Например, образ матери-земли, героя, мудрого старца или демона.

Основными же архетипами индивидуальности психики Юнг считал: эго, персону, тень, аниму и самость. Эго в его трудах является центральным элементом личного сознания, которое собирает разрозненные данные опыта в единое целое. Персона — это та часть нашей личности, которую мы показываем миру, кем хотим быть в глазах других людей.

Тень представляет собой центр личного бессознательного, те стремления, которые отрицаются человеком как несовместимые с его персоной или сторонами общества. Психолог считал, что игнорировать тень вредно, так как ее нужно анализировать. Анима — это те части души, которые отражают межполовые связи, представления о противоположном поле. И, наконец, самость — архетип порядка.

Его главное значение в том, что он не противопоставляет разные части души, а соединяет их так, чтобы они дополняли друг друга.

Карл Юнг впервые выделил понятия «интроверсии» и «экстраверсии»

Юнг был уверен, что архетипы организовывают не только индивидуальную, но и коллективную фантазию. Через актуализацию определенных архетипов, культура влияет и восстанавливает индивидуальную психику человека.

В 1921 году Карл Юнг разработал типологию характеров. В ее основу легло выделение доминирующей психологической функции: мышление, чувства, интуиция, ощущения. Ко всему этому он разработал преобладающую направленность на внешний или внутренний мир: экстраверт и интроверт.

Интроверты в процессе индивидуализации обращают большее внимание внутрь себя, строят свое поведение на основе собственных идей, норм и убеждений, также они крайне не склонны к коммуникации.

Экстраверты, наоборот, больше ориентированы на персону, на внешнее, учитывая интересы и пожелания окружающих.

В 1922 году Юнг приобрел поместье на берегу цюрихского озера в Боллингене. На протяжении многих лет он строил там башню. И к 1956 году сооружение приобрело вид небольшого замка с двумя башнями, кабинетом, придорожным двориком и причалом для лодок. Процесс строительства он описывал как воплощение в камне исследования структуры психики человека.

Карл Юнг поддерживал политику Гитлера

В 1935 году Карл Юнг был назначен профессором психологии швейцарской политехнической школы в Цюрихе. С 1933 по 1944 преподавал и в Базеле.

Параллельно он издавал журнал по психотерапии и смежным областям в которых выражал симпатию Адольфу Гитлеру. Психолог не сомневался, что Германия должны играть особую роль в Европе.

После поражения третьего рейха Юнга критиковали за связь с нацистами.

В целом, работы Юнга оказали значительное влияние не только на психологию и психиатрию, но и на другие области науки о человеке.

Источник: http://diletant.media/articles/30215897/

Биография Карла Густава Юнга

Биография Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психолог и философ, основатель «аналитической психологии».

Его учитель — основатель психоанализа Зигмунд Фрейд только приоткрыл бездну бессознательного человека, Юнг эту бездну сделал общечеловеческой.

Он ввел понятие коллективного бессознательного, архетипов, которые, по его мнению, были источниками сновидений, древних мифов и единой для всего человечества символики.

Карл Юнг: известный и неизвестный

Общепризнанны достижения швейцарского ученого Карла Юнга в области психологии и психиатрии.

Он — основатель аналитической психологии, одного их направлений глубинной психологии, ему принадлежат идеи о существовании коллективного бессознательного, архетипических образов, оказывающих мощное влияние на подсознание человека, им разработана типология человеческих личностей.

Годы его жизни охватывали один из самых сложных и трагичных периодов истории человечества – 1875-1961 года. Но, возможно, степень силы влияния Юнга на мышление наших современников мы еще до конца не осознали.

Ведь до него внимание серьезных ученых не останавливалось на фактах или явлениях, которые хоть в какой-то степени можно было счесть сомнительными. Весьма рациональный принцип «картезианского сомнения» царил в научной среде.

В соответствии с ним при поиске истины сомневаться нужно было во всем, и без колебания отбрасывать или вообще считать несуществующим абсолютно все, что давало хоть малейший повод к сомнению. А как же сны, смутные предчувствия и неясные ощущения? На них могли обращать внимание только не в меру эмоциональные дамы и экзальтированные мистики, а уж никак не серьезные ученые. Однако Фрейд, а за ним Юнг, даже в большей степени, чем Фрейд, строили свои теории на анализе именно этих весьма сомнительных явлений. Например, синхронности.

Обратим внимание, что гносеология, как направление в философии, изучающая процессы познания, в постюнговский период значительно изменилась. В поле её интересов вошли явления, на которые ранее серьезным ученым обращать внимание было просто неприлично.

Картина мира у человека ХХ века менялась, не последнюю роль сыграли открытия в области естественных наук, в частности теория относительности Эйнштейна.

В связи с этим вспоминается забавная эпиграмма, которая в шутливой форме передает впечатления современников от знаменитой «теории относительности»

Так что интерес к иррациональному был веянием времени, но и исследования Юнга сыграли свою роль.

После выхода его трудов и ввода в научный обиход понятия «коллективное бессознательное» научная общественность не слишком удивилась тому, что доктор философии Станислав Гроф, создавая в 60-х годах ХХ века теорию трансперсональной психологии, основывался на изучении измененных состояний людей.

   А этнолог и философ, профессор Чикагского университета Мирча Элиаде считал мифологическое восприятие мира шаманами не менее достойным внимания и изучения, чем историческое мышление европейских народов. Для жизненной и творческой судьбы Карла Юнга как раз влияние «субъективного фактора» и «сомнительных явлений» и было определяющим.

Истоки юнгианских идей: наследственность, детство, юность

В детстве он был замкнутым и странным ребенком. Карлу не давало покоя удивительное ощущение — в нем как будто живут два человека. Один — мальчик, которому не хочется ходить в школу и учить так надоевшую математику, другой – вполне взрослый и таинственный господин.

Юнг вспоминал, а возможно выдумывал, что этот второй, живший в его воображении, был пожилым человеком, жил в 18 веке, носил белый парик и туфли с пряжками, ездил в наемном экипаже с высокими колесами. Эта загадка предопределила путь Юнга, с детства он пытался разобраться в явлении множественности личности.

Не исключено, что истоки этой тайны в личностях предков будущего первооткрывателя коллективного бессознательного.

Карл Густав Юнг родился в 1875 году в семье протестантского священника. Его родина — небольшой швейцарский городок Кесвиль.

История семьи Юнга очень интересна, в ней переплелись судьбы выдающихся врачей, богословов и мистиков. В детстве и юности Карл Густав остро чувствовал какую-то странную связь с ними.

Наверное, он согласился бы со строками стихотворения русского поэта «Серебряного века» Михаила Кузьмина «Голос предков»:

Источник: https://PsychoSearch.ru/masters/karl-yung/174-biografiya-karla-gustava-yunga

Философия Карла Густава Юнга

Философия Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг родился 26 июля 1875 года, в семье священника евангелически-реформатской церкви. Его дед и прадед были врачами. В целом семья происходила из высшего общества, но вследствие неурядиц оказалась на пороге бедности. Юм рос необщительным и замкнутым юношей, запоем читавшим философские работы, не находившим понимание у сверстников.

Осмысляя протестантские религиозные церемонии, католическую схоластику, он пришел к отрицанию религиозных представлений своего времени. Более близким для него оказался непосредственный религиозный опыт, по его мнению, запечатленный в «Фаусте» Гёте, «Так говорил Заратустра» Ницше, а также в сновидениях.

В результате подобных измышлений Юнг пришел к очевидной ереси: «Бог не всеблаг, у него есть темная, страшная ипостась». В сновидениях Юнг очень часть видел наделенного магической силой старца, который был его alter ego, он даже дал ему имя – Филемон, но вскоре осознав, что увлечение сновидчеством является путем к безумию, он обратился к реальности.

Но этот опыт создал его методологическую концепцию, осуществленную в практике – главная цель юнговской терапии – единение «внешнего» и «внутреннего» человека у пациентов.

Кроме «философской жизни» Юнга задела мода на оккультизм. На протяжении двух лет он изучал астрологию, нумерологию, и подобные науки. Эти увлечения также определили характер его исследований.

В своей докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» он говорит о том, что у медиумов, мистиков, пророков наблюдается раскол личности, так что возникает некий глубинный голос, за которым они следуют.

У них появляется некая интуиция – они улавливают некий праформы, который Юнг позднее назовет архетипами. Каждому человек мир праформ открывается в сновидениях, которые оказываются основным источников о психическом бессознательном.

В целом, Юнг пришел к своим основным положениям еще до встречи с Фрейдом в 1907 году. У ученого получилось, что душа всякого человека содержит в себе множество разных личностей, и у каждой из них есть свое «Я», которое порой проявляется.

Одним из первых Юнг приходит к мысли, что для понимания человеческой личности не хватает естествознания, и обращается к религии, искусству, мифологии.

Для Юнга психическая болезнь – это утрата единства, а не фрейдовская борьба противоположностей.

Центральное понятие Юнга – это «коллективное бессознательное», представляющее собой итог жизни рода, в то время как личное бессознательное является складом вытесненных из сознания представлений.

Основные труды Юнга написаны между двумя мировыми войнами. Он ищет подтверждение своей теории не только в психологической практике, но и в историко-культурных событиях.

Современный ему мир «расколдовывается», символы, предохраняющие человека от архетипов пали, благодаря научно-техническому развитию Европы, в результате чего в 20х-30х годах происходит вторжение архетипов – расовая идеология нацистов, факельные шествия, массовый экстаз, использование архаической символики, потребность в этом возникает под их влиянием.

Карл Густав Юнг умер 6 июня 1961 года в Кюснахте. Местный пастор в погребальной речи назвал его «пророком, сумевшим сдержать всеохватывающий натиск рационализма и давшим человеку мужество вновь обрести свою душу».

Концепция архетипов

Архетипы (от греч. arche – начало + typos – образ) — элементы коллективного бессознательного. Представляют собой врожденные диспозиции, обусловливающие появление у конкретного индивида определенных мыслей, представлений, отношений, действий, снов.

По этому определению бессознательное – личностно. Но это лишь поверхностный его слой, который находится на более глубоком, ведущем свое происхождение не из личного опыта.

Это коллективное бессознательное, имеющее всеобщую природу. Оно содержит образы, идентичные для всех индивидов, при этом образует всеобщее основание душевной жизни.

Содержание личного бессознательного – эмоционально-окрашенные комплексы, образующие интимно-душевную жизнь личности.

Содержанием коллективного бессознательного являются архетипы. Они выражаются в родоплеменных учениях, мифах, сказках, облеченные в форму. Архетип представляет то бессознательное содержание, которое изменяется, становясь осознанным и воспринятым, претерпевая влияние индивидуального сознания.

Для того, чтобы психологически объяснить природу архетипа обратимся к мифам. Миф – психическое явление, выражающее глубинную суть души.

Бессознательное с точки зрения сознания выступает как некие злые духи крови, внезапного гнева и чувствительных пристрастий. Сознание толкует бессознательное субъективно, тем самым ассоциируя этот процесс с погружением в глубины, в которых человек хочет обнаружить себя.

В жизни человек скрыт за Персоной, актерской личиной. Обычно все негативное проецируется на других, на внешний мир. Если человек способен увидеть собственную Тень и вынести знание о ней, тогда он постиг личностное бессознательное. Следующим архетипом является Анима. Анима является мужским архетипом и проецируется на противоположный пол. У женщин – это Анимус.

Следующий архетип – Персона. Персона – это система приспособления индивида к чему-либо или способ действия, который он избирает, имея дело с чем-либо во внешнем мире. К примеру, любое призвание или профессия имеют свою собственную характерную персону.

Самость – это центральный архетип, суммативность личности. Символизируется кругом, квадратом, кватерностью, ребенком, мандалой и т.д. Самость есть величина сверхобычная для сознательного Я. Она является нашей жизненной целью так, как она есть.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Но Персона, Анима, Анимус, Тень и Самость занимают особое место в теоретической системе Юнга.

Архетип матери

Затем идут матери, которых мы называем таковыми в переносном смысле слова – Богоматерь, Дева, София. Также множество вариаций этого архетипа мы найдем в мифологии – Деметра и Кора, Кибелла.

Также мать в переносном смысле выражает то, что относится к нашем стремлению к раю: рай, Царство Божие, Небесный Иерусалим; вещи вызывающие набожность, благоговение: церковь, страна, небо, земля, преисподняя, луна.

Архетип матери формирует материнский комплекс. У юношей он может привести к гомосексуальности или же к донжуанству – притом, что в каждой женщине он станет искать свою мать. С другой стороны существуют положительные стороны данного комплекс для мужчин: возможность близкой дружбы с представителями своего пола, эстетическое чувство, проницательность, такт, религиозное чувство.

Для женщины, в свою очередь, негативный аспект выражается в стремлении родить ребенка, используя мужа лишь как инструмент достижения цели. Муж для такой женщины – объект, о котором нужно заботиться, сродни бездомному коту или собаке. Также у нее прогрессирует воля к власти и жертвенности, в результате чего она уничтожает не только свою личность, но и личность ребенка.

С другой стороны данный комплекс выражается в стремлении женщины во всем превзойти свою мать или же в обоготворении матери, представлении об ее идеальности.

Положительный аспект для женщин состоит в материнской любви, преданности, добродетельности.

Древние мифы и современный человек

Мифы о героях являются наиболее известными и встречаются во всей классической мифологии: мы находим их в Греции, Риме, в средневековье, на Дальнем Востоке, среди современных первобытных племен.

Они различны по содержанию, но все имеют схожую канву: рождение героя в семье скромного достатка, ранние свидетельства о его сверхъестественной силе, обретение сильного покровителя, быстрое продвижение его к славе и власти, битвы со злом, разгром вражеских сил, впадение в гордыню, гибель.

Автор предполагает, что основное назначение героического мифа состоит в развитии индивидуального самосознания, в осознании слабых и сильных сторон для преодоления сложных жизненных ситуаций. Символическая смерть героя символизирует достижение зрелости, другими словами эволюция образа героя отражает каждую стадию развития человеческой личности.

Но все же в психологическом смысле образ героя нельзя полностью отождествлять с эго, он скорее является символическим средством, которым эго отделяет себя от архетипов.

Героический миф показывает, какие условия необходимы для того, чтобы обрести некую самостоятельность и осознать себя.

В нем показана инициация, в результате которой прерывается тождественность матери и ребенка, эго и Самости. Это проявления архетипа инициации, посвящения.

Для человека каждая новая фаза развития связана с этим архетипом: переход от юношества к зрелости, от зрелости к старости.

В то же время и девушки в нашем обществе разделяют мужские героические мифы, т.к. им подобно юношам приходиться в достаточной мере развивать свою индивидуальность. Но в их разуме существует более древний пласт, проявляющийся в том, что даже женщины, стремящиеся к равенству с мужчинами, заводят семью, подчиняясь архетипу брака.

Выводы

Бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Юнг делит бессознательное на личностное и коллективное.

Коллективное бессознательное представлено архетипами.

Основные архетипы:

Самость

Тень

Анима и Анимус

Персона

Архетипов существует бесчисленное множество.

Группа воспоминаний и связей вокруг архетипа – комплекс.

Источник: https://repetitora.com/filosofiya-karla-gustava-yunga-

Карл Густав Юнг

Карл Густав Юнг          Карл Густав Юнг (26 июля 1875 — 6 июня 1961) родился в небольшом Швейцарском городке Кесвиль, в семье протестантского священника. Отец уделял большое внимание воспитанию и образованию Карла и, несмотря на относительную бедность своей семьи, он нашел возможность отдать своего сына в лучшую гимназию швейцарского города Базеля.

С юных лет Карл беседует со своим отцом о религии, размышления о Боге и об устройстве мира занимают значительную часть его юношеских дневников и записок. Казалось, самой судьбой уготован ему путь священника. Однако, чем глубже изучает Карл религиозные тексты, тем чаще возникают у него противоречивые мысли о Боге и о церкви.

У него все больше складывается впечатление, что протестантская церковь полностью оторвана от реальной жизни, что она выродилась в набор пустых обрядов и церемоний, не наполненных никаким внутренним смыслом.

«Живой религиозный опыт следует искать не в церкви, — делает вывод Карл, — многие поэтические и философские произведения гораздо ближе к нему, чем либеральный протестантизм». Позже размышления о Боге, о религиозных таинствах станут одной из главных тем его творчества.

           К окончанию гимназии Карл со всей ясностью понимает, что карьера священника ему чужда и решает изучать медицину. Он поступает в Университет, где помимо своей специальности с огромным интересом изучает философию — и древнюю, и современную.

Он полностью погружен в себя, в свои собственные мысли, переживания и сновидения — они занимают его куда больше, чем события внешнего мира. Не случайно свою автобиографию он так и называет: «Воспоминания, сновидения, размышления».

До последнего курса гимназии два эти интереса — философия и наука — существуют для Юнга отдельно друг от друга и вдруг, уже во время последнего семестра, он впервые открывает учебник психиатрии и с этого момента его жизнь изменяется.

«Мое сердце неожиданно резко забилось, — пишет он в своих воспоминаниях, — Возбуждение было необычайным, потому что мне стало ясно, как при вспышке просветления, что единственно возможной целью для меня может стать психиатрия. Только в ней слились во едино два потока моих интересов… Здесь же коллизия природы и духа стала реальностью».

           Окончив Университет, Юнг переезжает в Цюрих и начинает здесь работать в психиатрической клинике. В Цюрихе философия была не в чести, предпочтение отдавалось более практическим вещам — тому, что можно изучить научно.

В этом противопоставлении — либо философия и религия, либо строгая наука — Юнг видел трагичность западного мировоззрения, «раскол европейской души». В своих трудах он стремился объединить эти два полюса, показать, что они не противоречат, но взаимодополняют друг друга и могут существовать в гармоничном единстве.

          Существует еще одна область знаний, пожалуй, наиболее загадочная и таинственная и Юнг, безусловно, не мог обойти ее своим вниманием. Это — древние эзотерические знания: оккультизм, магия, астрология, алхимия… В 1902 г. Юнг пишет докторскую диссертацию под названием «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов». В отличие от большинства своих коллег, Юнг не был склонен видеть в оккультизме исключительно плоды

больного воображения. Он утверждает, что многие поэты и пророки обладают способностью услышать чей-то другой голос, доносящийся из неведомых далей, и именно этому их таланту мы обязаны многими поэтическими и религиозными откровениями. Позже он находит название для этого таинственного мира, чьи голоса и образы иногда являются нам во снах или во время творческого вдохновения — он называет его коллективным бессознательным.

           В 1907 г. Юнг встречается с человеком, оказавшим, пожалуй, наибольшее влияние на его дальнейшую судьбу — он становится учеником «отца психоанализа» З.Фрейда. Эта встреча стала для Юнга источником невиданного творческого вдохновения и она же привела его позднее к отчаянию и глубочайшему кризису.

Идеи Фрейда о бессознательном, которое оказывается истинным хозяином человеческих поступков, определяет всю его жизнь, — эти идеи захватывают Юнга и он становится одним из наиболее преданных и талантливых учеников основоположника психоанализа.

Фрейд возлагает большие надежды на своего ученика — именно в нем он видит человека, способного со временем занять его место, возглавить Психоаналитическое Общество. Однако Юнг все чаще оказывается не согласен со своим учителем, психоанализ не вмещает всех его интересов.

Юнг отказывается считать главную жизненную энергию — либидо — состоящей исключительно из животных импульсов (секса и агрессии). В 1912 г. он пишет книгу «Трансформации и символы либидо». Идеи этой его работы во многом противоречат взглядам Фрейда и с этого момента начинается их разрыв.

Фрейд возбуждает судебный процесс против бывшего ученика и требует, чтобы Юнг изменил название своего метода, поскольку его работы не могут быть названы психоанализом. Юнг выполняет это требование и с этого момента он становится основоположником своего собственного направления — аналитической психологии.

          1912 г. становится для Юнга началом тяжелого психологического кризиса. По его собственным словам, он был близок к безумию.

Образы коллективного бессознательного вторглись в его жизнь, принеся с собой кошмарные видения. Юнгу мнились потоки крови, заливающие всю Европу, крушение мира.

Эти видения прекратились лишь в 1914 г, с началом 2-й мировой войны, когда эти зловещие образы стали реальностью.  

           Дальнейшая жизнь Юнга полностью посвящена изучению коллективного бессознательного и его архетипов. Юнг много путешествует, изучает первобытные культуры и миры древних цивилизаций.

Все его труды направлены к одной цели — возвращению человеку утерянной целостности, объединению внутреннего мира и внешнего, науки, религии и мистики, мудрости Востока и Запада. Аналитическую психологию он называет «западной йогой», или «алхимией двадцатого века».

Он глубоко убежден в том, что каждый человек — это не только биологическое существо, наделенное инстинктами и рефлексами, человек в не меньшей степени принадлежит и миру духа — он несет в себе опыт культуры, религии, научных традиций. «Психология — это одна из немногих наук, вынужденная принимать в расчет духовное измерение», — пишет он.

Духовный опыт предков передается из поколения в поколение при помощи архетипов — универсальных образов коллективного бессознательного, общих для всех людей. К этому выводу К.Г.Юнг приходит, изучая народный фольклор, а также — работая со сновидениями самых разных этносов и культур.

          На основе своих исследований К.Г.Юнг предлагает свою собственную схему строения человеческой психики. Он пишет, что человеческая душа подобна айсбергу: лишь малая ее часть видна на поверхности, а большая — скрыта в глубинах бессознательного. То, что человек предъявляет ежедневнов общении с другими — это его персона (маска). С ней чаще всего отождествлено его эго.

Но, помимо этого, человеческая психика включает в себя тень (неприемлимые переживания и мысли о самом себе), аниму или анимус (представление об идеальном партнере противоположного пола), самость (глубинное ядро личности, наделяющее жизнь смыслом), а также — целый ряд архетипов ( Великая Мать, Вечное дитя, Мудрый старец и др).

Путь самопознания, движение от эго к самости Юнг назвал индивидуацией.

     Работы Юнга оказали огромное влияние на современную культуру. К примеру, книга Г. Гессе «Степной волк» написана под впечатлением психотерапевтических сеансов, которые автор проходил у Юнга. Влияние идей о коллективном бессознательном и присущих ему архетипических образах можно увидеть во многих художественных произведениях и кинофильмах.

          Аналитическая психология получила свое развитие в самых разнообразных направлениях. Психотерапевты юнгианского направления продолжают изучение практической психологии в сочетании с культурологией, религией и эзотерикой.

«Полнота жизни закономерна и не закономерна, рациональна и иррациональна — писал К.Г.

Юнг, — Психология, удовлетворяющая один лишь интеллект, никогда не является практичной; ибо целостность души никогда не улавливается одним лишь интеллектом».

Источник: http://www.awareness-way.ru/node/15

Архетипы в психологии

Архетипы в психологии

    Карл Густав Юнг (1875-1961) – швейцарский психиатр, философ, основатель аналитической психологии, в основе которой лежит концепция о коллективном бессознательном и архетипах.

    В начальный период деятельности Юнг был активным сторонником психоанализа Зигмунда Фрейда, несколько лет занимал должность председателя в Международной психоаналитической ассоциации. Позже их пути разошлись.

В 1911 году он покинул психоаналитическую ассоциацию и представил научному сообществу собственную концепцию аналитической психологии.

    В 1921 году Юнг предложил новую типологию личности, выделяя два основных качества: экстравертность и интровертность, и четыре дополнительных: ощущения, мышление, чувства и интуиция. Впоследствии эта типология была преобразована его последователями и представлена отдельным направлением – соционикой.

    Согласно концепции, предложенной Юнгом, существует наследуемая часть психики, сформировавшаяся в течение сотен тысяч лет, посредством которой мы воспринимаем окружающую среду и жизненный опыт вполне определённым образом. Эта особенность восприятия зависит от наших архетипов, оказывающих влияние на наши ощущения, мысли, чувства и нашу интуицию (1).

    Бессознательная часть психики, согласно философии Юнга, состоит из врождённых рефлексов (инстинктов), приобретённых и интуиции. Под интуицией понимается «неосознанная часть нашего сознания», которая, в свою очередь, также имеет врождённую и приобретённую составляющую. Архетипы являются врождённой частью интуиции, влияющей на способы восприятия и понимания.

    Инстинкты и архетипы, вместе взятые, образуют коллективное бессознательное (2).     Основной задачей аналитической психологии Юнг считал разбор и толкование архетипов, осмысление составляющих коллективного бессознательного посредством изучения сновидений человека, элементов фольклора и мифов, с которыми он сталкивается в повседневной жизни.

    «Многие кризисы в нашей жизни имеют долгую неосознанную предысторию. Мы приближаемся к ним шаг за шагом, не ведая о накапливающихся опасностях. Однако то, что мы упускаем из виду, часто воспринимается подсознанием, передающим нам информацию посредством сновидений», – писал Юнг (3, ч. 1).

    Идея архетипа имела место в средневековой религиозной философии Августина Блаженного (354–430 гг.). В XI–XIII веках предполагалось, что архетипы являются естественными образами, врезанными в человеческий разум, способствующие приходить к тому или иному суждению (2).

    «Архетипы оказывают огромное воздействие на личность, формируя её чувства, мораль, миропонимание, влияют на взаимоотношения индивида с другими людьми и на всю его судьбу» (3, заключение).     Архетипов существует столь же много, как и типичных ситуаций. В течение сотен лет они формировались и собирались народами в фольклоре, сказках, легендах и мифах.

Передавались из уст в уста, оттачивая свои формы. Архетипы проявляют себя в наших сновидениях.     Иногда сны имеют элементы, не принадлежащие личности сновидца. Эти элементы являются врождёнными и унаследовавшими от первобытных людей формами разума. Они выражают новые мысли, никогда ранее не переступавшие порог его сознания (3, ч. 1).

    Своеобразность концепции коллективного бессознательного заключается в том, что выдвинутые ею положения зачастую имеют расплывчатые формулировки, не обозначенные ясными и конкретными определениями. Их невозможно опровергнуть в принципе, а стало быть, они (согласно критерию фальсифицируемости К. Поппера) не могут быть отнесены к научным положениям.

    Науке известен механизм, когда образ и связанные с ним впечатления необратимо фиксируются в мозге животного (импринтинг), оказывая впоследствии влияние на поведение особи и её образ жизни. Процесс запечатления связан с конкретным возрастом либо определёнными условиями.

    По подсчётам самого Юнга, им было изучено около 80 000 снов. Определённые образы с годами всплывают, исчезают и повторяются вновь. Постепенно они заметно изменяются в зависимости от процесса индивидуального духовного роста.

Иногда будущее в символической форме предвещается не сном, а каким-то очень ярким и незабываемым реальным событием, и это событие (например сказку) мы несём с собой по жизни, «следуя» ему (3, ч. 3).

    Если говорить о терминах, использующихся в концепции коллективного бессознательного, то одними из основных являются следующие:     Самость – это архетип, характеризующий бессознательную жизненную цель человека, определяющую его индивидуальность.

    Персона – это архетип, представляющий собой социальную роль человека в его повседневной жизни по отношению к другим людям. Понятие социальной роли в философии Юнга включает в себя уровень развития в детском возрасте и общественные ожидания, соответствующие этому развитию.

    Тень – это архетип, подразумевающий подавленные, вытесненные свойства личности. Тень проявляется в необдуманных высказываниях и поступках, спонтанно принятых решениях (3, ч. 3).     Анима – архетип, внутреннее представление женщины для мужчины, характеризующее его бессознательную женскую составляющую. Анимус – архетип, внутреннее представление мужчины для женщины, олицетворяющее ее бессознательную мужскую сторону.

«Я пытаюсь описать словами нечто,
не поддающееся точному определению по самой своей природе», – писал Юнг (3, ч. 1)

    Мистика в философии Юнга обусловлена его детскими годами. «Юнг с детства находился в обстановке соприкосновения с другими мирами.

Его окружала магическая атмосфера дома Прейсверков – родителей его матери Эмилии, где практиковалось общение с духами умерших… в его воспоминаниях мы узнаем, что мёртвые приходят к нему, звонят в колокольчик и их присутствие ощущает вся его семья» (4, гл. 2, с. 106).

    «Мать Юнга Эмилия, дед Самуил, бабка Аугуста, кузина Хелен Прейсверк практиковали спиритизм и считались «ясновидящими» и «духовидцами». Спиритические сеансы устраивал и сам Юнг. Даже его дочь Агата впоследствии стала медиумом» (5).

    Мир оккультизма.
Кинокадр из фильма режиссёра Барри Зонненфельда «Семейка Аддамс». Источник: видеоресурс YouTube.

    В работе «Синхронистичность: акаузальный объединяющий принцип» он дал обоснование своему подходу к проблеме изучения душевного мира и собственное видение этого вопроса.

    «Так называемый «научный взгляд на мир» вряд ли является чем-то большим, чем психологически предубежденным узким взглядом, в поле которого не попадают все те аспекты, не поддающиеся статистическому методу исследования», – писал Карл Густав Юнг.

    Литература:

    1. Юнг, К. Г. Концепция коллективного бессознательного.     2. Юнг, К. Г. Инстинкт и бессознательное.     3. Юнг, К. Г. Человек и его символы.     4. Фесенкова, Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре. – М., 2003. – 174 с.     5. ВикипедиЯ. [Электронный ресурс] / Юнг, Карл Густав.

    Декабрь 2013.

Источник: http://psy-nets.ru/Carl_Gustav_Jung.html

Карл Густав Юнг биография кратко

Карл Густав Юнг биография кратко

Карл Юнг биография кратко швейцарского психиатра, основоположника аналитической психологии изложена в этой статье.

Карл Юнг краткая биография

Юнг родился 26 июля 1875 в семье пастора в Кесвиле в Швейцарии.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера.

В 1909—1913 работал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении: был первым президентом Международного психоаналитического общества, редактором психоаналитического журнала, читал лекции по введению в психоанализ.

14 февраля 1903 года Юнг женился на Эмме Раушенбах. У них было 5 детей.

В 1914 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциациии отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией».

Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В 1922 году Юнг приобрел поместье в Боллингене на берегу Цюрихского озера, где к 1956 году построил настоящий замок.

В 1933 году стал активным участником и одним из вдохновителей влиятельного международного интеллектуального сообщества «Эранос».

В 1935 году Юнг становится профессором психологии Швейцарской политехнической школы в Цюрихе, а также основателем и президентом Швейцарского общества практической психологии, преподает в Цюрихе и Базеле.

С 1933 по 1939 год издавал «Журнал по психотерапии и смежным областям», который поддерживал национальную и внутреннюю политику нацистов по очищению расы. После войны Юнг объяснял политику журнала требованиями времени.

В апреле 1948 года в Цюрихе был организован Институт К. Г. Юнга.

Карл Густав Юнг умер в своём доме 6 июня 1961 года в Кюснахте.

Наибольшую известность Карлу Юнгу принесли:

  • его исследования человеческой психики;
  • анализ снов;
  • концепция коллективного бессознательного;
  • архетипы.

Источник: http://kratkoe.com/karl-gustav-yung-biografiya-kratko/

Юнг, Карл Густав

Юнг (Jung), Карл Густав (1875-1961)— швейцарский психолог и философ культуры, создатель одного из направлений так называемой глубинной психологии. Начал свою деятельность как ассистент Блейлера (создателя концепции шизофрении) в клинике Цюриха в 1898-1909 гг. В 1906 г.

Юнг, уже известный психиатр, примкнул к учению З. Фрейда. Однако вскоре Юнг начал пересмотр основных положений психоанализа, что вызвало разрыв с Фрейдом (в 1913).

Юнг расширил фрейдовское понятие либидо (энергии сексуальных влечений) до психической энергии как таковой — основной психической реальности, не связанной с соматической сферой и близкой к elan vital Бергсона.

Несмотря на разрыв, Юнг остается во многом внутренне связанным психоанализом Фрейда. По мысли Юнга, бессознательное вовсе не является темным океаном пороков и плотских влечений, вытесненных из сознания в процессе исторического развития человека; скорее, это — вместилище утраченных воспоминаний, значительно превосходящих возможности сознательного мышления.

Бессознательное действует отнюдь не во вред человеку, а, наоборот, выполняет защитную функцию, одновременно способствуя переходу личности на определенную ступень развития. Уже в ранних работах Юнг выдвигает одну из самых оригинальных идей в современной психологии — идею архетипов коллективного бессознательного.

Это — некие мифические образы, являющиеся общими для всего человечества и представляющие собой адекватные выражения всеобщих человеческих нужд, инстинктов, стремлений и потенций. Эти образы вневременны, внепространственны и, в конечном счете, предшествуют человеческой истории; здесь понятие архетипа приближается к миру платоновских идей.

Вторая главная тема его исследований — духовная жизнь европейского человека и выявление причин, влекущих за собой иррациональное саморазрушение человеческой личности и общества. Размышления на эту тему изложены автором в фундаментальном труде «Психологические типы. Психология индивидуации». Юнг выделяет четыре «полюса» сознания: мышление, чувство, ощущение и интуицию.

Хотя они существуют в сознании нераздельно, лишь одному из них принадлежит определяющая роль в жизни индивида, и дополняет его один из полюсов другой пары. Мышление подкрепляется ощущением, чувство — интуицией. Определяющая роль первой пары характерна для западного человека.

Очевидно, что чувство и интуиция, «будучи «незадействованными», вытесняются в область бессознательного и подавляются, что чревато их неконтролируемой активизацией и внезапным прорывом в виде автономных комплексов, стрессов или припадков одержимости. Переход ведущей роли от сознательной пары «полюсов» к бессознательной Юнг называет энантиодромией (противобежностью).

Термины «экстравертный» и «интровертный» относятся к двум наиболее общим психологическим типам людей; первых отличает открытость по отношению к объекту (окружающему миру) и даже во многом зависимость от него. Вторых характеризует концентрация интересов в самом себе, независимость от объекта и готовность действовать, исходя сугубо из собственных намерений.

Однако «чистых» экстравертов или интровертов практически не существует. Любой из типов также подвержен энантиодромии, что вызывает различные обостренно-болезненные состояния.

По мысли Юнга, избежать этого возможно только посредством «индивидуации» — достижения полной согласованности четырех полюсов сознания путем постижения собственной личности, «самопознания», овладения всем спектром ее практических возможностей. Основные работы Юнга: «Метаморфозы и символы либидо» (1912), «Психологические типы» (1921), «Отношения между Я и бессознательным» (1928), «Проблемы души в наше время» (1931), «Психология и религия» (1940), «Формы бессознательного» (1950), «Современный миф» (1958).

Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 554-556.

Вернуться на главную страницу К.Г. Юнга.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_yu/jung3kg.php

Ссылка на основную публикацию