Какие существуют подходы в психологии

Подходы в современной психологии

Какие существуют подходы в психологии

Автор Evgeniy в 04/10/2013. Опубликовано Психология 101

Довольно легко потеряться в современных психологических подходах: чем отличается когнитивизм от бихевиоризма? почему важно разграничить эволюционный и биологический подходы? и, наконец, как каждая из психологий объясняет феномен человеческого поведения?

Вместо предисловия

  • Существует множество точек зрения на феномен человеческого поведения. Психологи используют всевозможные подходы, когда изучают, как люди мыслят, чувствуют и ведут себя.
  • Некоторые исследователи специализируются на одном подходе, например – на биологическом, в то время как другие обращаются к более эклектичным методам, что объединяют разные точки зрения.
  • Ни один из подходов не является ведущим; каждый только подчёркивает разные аспекты человеческого поведения.

Семь основных подходов в психологии

Ранние годы психологии были отмечены преемственностью разных философских школ.

Если у Вас когда-нибудь был курс психологии в школе, Вы, должно быть, помните изучение этих школ: структурализм, функционализм, психоанализ, бихевиоризм и гуманизм.

С взрослением психологии возрастало и количество тем, которые исследовала наука. Начиная с ранних 1960-х поле психологии разрасталось быстрыми темпами – то же происходило с глубиной и шириной изучаемых психологами предметов.

Сегодня немногие психологи отождествляют свои наблюдения с той или иной школой. Несмотря на то, что Вы всё ещё можете отыскать несколько «чистокровных» бихевиористов или психоаналитиков, большинство психологов классифицируют свои работы исходя из сферы профессиональной деятельности и подхода.

Каждая тема в психологии может быть рассмотрена через призму различных подходов. Например, обратимся к феномену агрессии. Тот, кто придерживается биологического подхода, рассмотрел бы связь мозга и нервной системы с агрессивным поведением.

Профессионал, что фокусируется на бихевиоризме, обратил бы внимание на факторы среды, способствующие агрессивному поведению.

Другой психолог, использующий кросс-культурный подход, учитывает то, как культурные и социальные факторы сопутствуют агрессии или жестокости.

Рассмотрим несколько главных подходов современной психологии.

Психодинамический подход

Психодинамический подход берёт начало из работ Зигмунда Фрейда. Этот вид психологии акцентирует роль бессознательного мышления, опыта раннего детства и межличностных отношений, чтобы объяснить мотивы поведения и помочь людям, страдающим психическими заболеваниями.

Бихевиоризм

Бихевиоризм – это подход, фокусирующийся на изученных формах поведения. Бихевиоризм отличается от многих других подходов тем, что, вместо акцентировки на внутренних состояниях, он обращается исключительно к внешним проявлениям поведения.

Эта школа доминировала в психологии в начале двадцатого века, а уже в 50-х годах она утратила своё преимущество. Принципы бихевиоризма часто применяются для регулирования психического здоровья: врачи используют эти техники в выявлении диагноза и лечении множества заболеваний.

Когнитивный подход

В течение 60-х начинает набирать силу когнитивный подход. Эта сфера психологии сосредотачивает внимание на таких психических процессах, как память, мышление, решение задач, речь и принятие решений. Под влиянием психологов Жана Пиаже и Альберта Бандуры подход чрезвычайно развился в последние десятилетия.

Когнитивисты часто используют модель обработки информации, сравнивая человеческий разум с компьютером для того, чтобы понять, как информация приобретается, обрабатывается, хранится и используется.

Биологический подход

Исследование физиологии сыграло главную роль в развитии психологии как отдельной науки. Сегодня подход известен как биологическая психология. Иногда называемая биопсихологией или физиологической психологией, школа подчёркивает физические и биологические мотивы поведения.

Исследователи, которые выбирают биологический подход, рассматривают то, как генетика влияет на различные поведения, или как повреждение определённой области мозга формирует поступки и характер личности. Таким образом, генетика, мозг, нервная, эндокринная и иммунная системы – те объекты, которые интересуют биопсихологов.

Этот подход значительно продвинулся за последнее время благодаря прогрессу в изучении и понимании человеческого мозга и нервной системы. Такой инструментарий, как МРТ и ПЭТ сканирования, позволяет исследователям наблюдать мозг человека в разнообразных условиях. Учёные теперь могут увидеть последствия повреждения мозга, наркотиков и болезней методами, что были недоступны ранее.

Кросс-культурный подход

Кросс-культурная психология – довольно новый подход, который развился за последние двадцать лет. Учёные рассматривают человеческое поведение через призму разных культур. Изучая эти различия, мы можем больше узнать о влиянии родной культуры на наше мышление и поведение.

Например, исследователи отметили то, как различно социальное поведение в индивидуалистических и коллективистских культурах.

В индивидуалистических культурах – например, в США – люди склонны затрачивать меньше усилий, когда они находятся в группе; такое явление известно как «социальное безделье».

В коллективистских культурах – например, в Китае – напротив, люди работают активнее, когда они – часть коллектива.

Эволюционный подход

Эволюционная психология сосредоточена на изучении того, как эволюция объясняет психологические процессы. Исследователи берут за основу базовые принципы эволюции, в том числе естественный отбор, и применяют их к психологическим явлениям. Этот подход предлагает следующую теорию: психические процессы возникли потому, что они помогают в выживании и размножении.

Гуманистический подход

В течение 1950-х формируется гуманистическая психология. Взращённый работами Карла Роджерса и Абрахама Маслоу, подход подчёркивает значение мотивации для мыслей и поведения человека. Основой психологии является концепция самоактуализации.

Те, кто избрал такой подход, изучают способы, позволяющие человеку вырасти, измениться и развить личный потенциал. Между прочим, позитивистская психология, недавно возникшая отрасль психологии, уходит корнями именно в гуманистический подход.

Post scriptum

Существует множество точек зрения на человеческое мышление и поведение. Многообразие подходов современной психологии позволяет исследователям и учащимся найти свой способ постижения различных проблем, отыскать новые пути объяснения и прогнозирования человеческого поведения, а также развить современные методы лечения отклонений.

Источник: http://aboutyourself.ru/101/podxody-v-psixologii.html

Основные подходы к изучению личности

Основные подходы к изучению личности

В психологической науке существуют различные подходы к изучению личности. Наибольшее распространение в зарубежной психологии получили три теории, а именно: биогенетическая, социогенетическая, психогенетическая.

Биогенетическая теория ставит в основу развития личности биологические процессы созревания организма. Американский психолог начала XX века С.

Холл главным законом развития считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет основные стадии филогенеза. В типологических классификациях, разработанных в XX веке Э. Креймером (1925), У.

Шелдоном (1954), была сделана попытка связать характер человека с его физической конституцией. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями или инстинктами.

Развитие личности происходит благодаря адаптации биологической природы к жизни в обществе, выработки у нее защитных механизмов и согласованных со «Сверх-Я» способов удовлетворения потребностей.

Социогенетические теории объясняют особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающей средой.

Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. По мнению бихевиористов (Э. Торндайк, Б.

Скинер), личность скорее является результатом взаимодействий человека с окружением, приводящих к вознаграждению или наказанию. Согласно теории социального научения, личность формируется в процессе межличностного взаимодействия. Более популярной на Западе является теория ролей.

Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, ее отношения с другими людьми.

Психогенетический подход не отрицает значения ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения.

Концепции, объясняющие поведение личности главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (Э. Эриксон и другие).

Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли). Когнитивный подход стремится показать, что формирование личности определяется тем, какую роль при восприятии внешних событий она отводит контролю над ними.

Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими (Э. Шпрангер, А. Маслоу). Они подчеркивают, что в основе природы человека лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые им выборы.

Отечественная психология изучения личности опирается на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского и теорию деятельности А. Н. Леонтьева.

Л. С. Выготский объясняет личность с точки зрения культурно-исторического развития человечества: «Личность есть понятие социальное, оно охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не рождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому личность есть понятие историческое».

Возникновение личности как системного качества обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими изменяет мир и посредством этих изменений преобразует и себя (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн). Личность рассматривается в единстве индивида и условий социальной среды (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев).

Личность — относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Реальным базисом личности является совокупность общественных отношений к миру, тех отношений, которые реализуются в деятельности, точнее, в совокупности многообразных деятельностей. Становление личности — это становление единой системы личностных смыслов.

Личность как субъект межличностных отношений рассматривается в единстве трех сторон: 1) как относительно устойчивая совокупность интраиндивидных ее качеств: индивидуальности, мотивов, направленности (Л. И. Божович), структуры характера, особенностей темперамента, способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин, В. С.

Мерлин); 2) как включенность индивида в пространство межиндивидных связей, где взаимодействия и взаимоотношения, возникающие в группе, воспринимаются через конкретного ее участника, то есть личность как носителя этих взаимоотношений. Личностное выступает как групповое, групповое как личностное (В. А.

Петровский);

3) как «идеальная представленность» личности в жизнедеятельности других людей, в том числе за пределами их наличного взаимодействия, как результат активно осуществляемых ею смысловых преобразований интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности других людей (В. А. Петровский).

Современная психология считает, что личность биосоциальна. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности, задатки и т. п.) определяют предрасположенность развития человека. Огромное влияние на личность оказывают среда, воспитание и обучение ребенка, способы социализации.

Важное значение имеет активность самой личности, которая обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, стимулирует участие личности в деятельности.

Таким образом, личность — не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид приобретает личностные черты.

Источник: https://psyera.ru/osnovnye-podhody-k-izucheniyu-lichnosti_7715.htm

Теоретические подходы в психологии

Теоретические подходы в психологии

Словарь терминов

(источник: Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 864с. – Гл. 1. Краткая история психологии. – С. 42-45.)

Стимул (раздражитель) – события в среде (физические или психические), которые оказывают воздействие на организм и вызывают какую-то реакцию.

Реакция – любое мускульное действие, активность желœез внутренней секреции или другое поддающееся идентификации поведение.

Условный рефлекс – рефлекторная реакция, возникающая в ответ на предъявление нового (условного) стимула.

Интроспекцияʼʼвнутренний взглядʼʼ — метод исследования собственных мыслей, чувств и ощущений.

Экспериментальное самонаблюдение(В.Вундт) — метод исследования на базе интроспекции, позволяющий исследовать свои реакции на различные стимулы.

Структурализм – школа мысли, ставившая перед собой цель расчленить ощущение и личный опыт на базовые элементы (кирпичики).

Функционализм– школа психологии, интересовавшаяся тем, как поведение и психические способности помогают людям приспособиться к своему окружению.

Детерминизм – доктрина, утверждающая, что любое поведение обусловлено предшествующими причинами, которыми можно было бы полностью объяснить наш выбор и действия, будь эти причины известны.

Естественный отбор – теория Ч.Дарвина, согласно которой эволюция благоприятствует растениям и животным, наиболее приспособленным к своим жизненным условиям.

Педагогическая психология – психологическое исследование научения, преподавания и родственных вопросов.

Индустриальная (инженерная, трудовая, организационная) психология – приложение психологии к производству, в частности, отбору персонала, трудовым отношениям и проектированию машин.

Гештальт-психология – школа психологии, предлагающая изучать мышление, научение и восприятие в виде целостных структур (гештальтов), а не путем расчленения их на части.

Психоаналитическая теория –теория поведения, делающая упор на внутренние конфликты, мотивы и неосознаваемые силы.

Психоанализ –фрейдовский подход к психотерапии, делающий упор на исследовании неосознаваемых конфликтов.

Бессознательное – содержимое психики, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится за пределами сознания; прежде всœего это импульсы и желания человека, не доступные непосредственному восприятию.

Вытеснение – процесс, посредством которого воспоминания, мысли или импульсы удаляются из сознания.

Неофрейдист – психолог, принимающий общие положения теории Фрейда, но пересмотревший ее в соответствии с собственными идеями.

Когнитивный бихевиоризм – подход, объясняющий поведение с помощью поведенческих (бихевиористских) принципов и когнитивной способности (восприятия, мышления, предвосхищения).

Модификация поведения – использование принципов научения (классического и оперантного обусловливания) для изменения человеческого поведения, прежде всœего, неадекватного поведения. Согласно Скиннеру, ʼʼспланированная культура взаимодействия, основанная на позитивном подкреплении, может способствовать желательному поведениюʼʼ.

Гуманистическая психология – подход к психологии, придающий особое значение человеческому опыту, проблемам, потенциям и идеалам.

Свобода воли – доктрина, утверждающая, что люди обладают свободой выбора и принятия решений.

Собственный образ – общее субъективное восприятие самого себя, включая образы своего тела, личности, возможностей и т.д.

Самооценка – позитивные и негативные чувства и убеждения относительно самого себя.

Система отсчета– ментальная и эмоциональная позиция, используемая для рассмотрения и оценки событий.

Эклектичный подход – интегрирует концепции и основные достижения из множества источников, теоретических направлений.

Когнитивная психология – научная область психологии, интересующаяся человеческим мышлением, познанием, пониманием и обработкой информации.

  • — Теоретические подходы в психологии

    Словарь терминов А) 279. Як «Руська правда» визначила майбутнє України: а) перетворення Російської імперії на унітарну республіку, без права на окреме державне існування народів імперії б) конституційна монархія з федеративним устроєм за зразком США в)… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/371396_teoreticheskie_podhody_v_psihologii

    Различные подходы к понятию нормы в психологии

    Различные подходы к понятию нормы в психологииОговорюсь сразу, что однозначной позиции к понятию «норма» нет и быть не может. 

    К объяснению понятия «норма» имеется несколько подходов:

    I — Cтатистичесеский подход. В этом подходе «норма» понимается как некоторая средняя величина.

    Данный подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям. Величины измеренных признаков всегда будут находиться в неком числовом пространстве. Распределение признаков подчиняется так называемому нормальному распределению. В рамках этого подхода нормальным считается такое явление, которое находится в границах средней величины.
    Статистическая норма имеет ситуативный характер, она дает представление о признаке «здесь и сейчас», но не позволяет перенести признак в другое время. Статистический подход не обеспечивает содержательного объяснения понятия «норма». В данном подходе необходима репрезентативность выборки. 

    II — Адаптационный подход. Человек нормален, если хорошо приспособлен.

    Если не нарушается благополучие личности и благополучие ее окружающих, то это можно назвать адаптацией личности, если же нарушается — дезадаптацией.

    Функциональная норма.

     Здесь под нормой понимается интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которой сохраняется оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма.

    В психологии — это гармоничный баланс между  возможностями, желаниями и умениями с одной стороны, и требованиями социума, с другой стороны. 

    Достоинства этого подхода — попытка содержательного толкования понятия нормы

    Недостатки: чрезмерная приспособляемость может свидетельствовать о патологии (чрезмерная гибкость); этот подход чреват утратой индивидуальности (быть как все).

    III — Социокультурный подход. Нормально то, что некоторая культура «договорилась» считать нормой.

    В каждой культуре, в каждом обществе существуют свои социальные требования, стереотипы, нормы.

    Понимается, что соотнесение с этими правилами соответствует социальным требованиям Аномальным считает то поведение, которое не соответствует этим правилам.

    Можно сказать, что человек «нормален», если следует всем социальным стереотипам. Данный подход сильнее проявляется в обществах с более жесткой культурой. 

    Недостатки подхода:

    — не дает содержательного толкования того, что такое норма;- утрата индивидуальности;- невозможно однозначно определить норму и аномалию, как минимум потому, что нормы меняются со временем, и норма абсолютно разная в рамках разных групп общества. 

    IV — Медицинский подход. В этом подходе норма определяется как отсутствие патологии. 

    Этот подход считается негативным, потому что норма определяется через «не».

    Достоинства подхода. Очерчиваются границы  круга, в котором следует искать норму. 

    Недостатки.- не дает содержательного описания;- данный подход содержит в себе логическую ошибку — из того, что наличие какой-то патологии является не-нормой, то ее отсутствие еще не будет свидетельствовать о норме; — различие в этом подходе не качественные, а количественные. 

    V — Идеальная норма. Норма как совершенство

    Норма рассматривается как свойство  выдающихся представителей человечества. Непонятно, что такое оптимальная норма и все ли могут ее достичь. 

    Гордон Олпорт полагал, что у здоровой продуктивной личности существует функциональная автономия мотивов, и что личностью управляет сознательное Я. 

    Признаки идеальной нормы:- активная позиция к жизни; — тяга к познанию;- самоанализ;- устойчивость к фрустрации. 

    То же самое делае и А. Маслоу вводя понятие самоактуализации. Согласно Маслоу, самоактуализирующаяся личность = здоровая личность. 

    Существуют и другие подходы к определению нормы. Например: субъективный, феноменологический, антипсихиатрический, подход Братуся. 

    Различные подходы могут также смешиваться. 

    Источник: https://aleks-govorov.livejournal.com/6932.html

    Нарративная психология: что это такое и какие приёмы используются?

    Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова! Нарративная психология – это направление в психологии, которое заключается в том, что рассматривает истории, созданные людьми для лучшего понимания себя и окружающего мира, помогая, таким образом, освободиться от стереотипов и неверно созданных представлений, что не несут пользу, а только мешают. И сегодня мы рассмотрим основные подходы и темы, в которых это направление наиболее эффективно.

    Обращать внимание на нарративы, что переводится с английского, как сюжет, стали ещё в 1930 году благодаря психологу из Гарварда Генри Мюррею. Он создал эффективный и известный многим тест тематической апперцепции.

    Суть которого заключается в том, что испытуемый на основе предложенных чёрно-белых картинок должен составить подробный рассказ о том, что там происходит, кто из персонажей представлен и чем вообще всё закончится.

    Генри считал, что человек неизбежно наделит перечисленных героев характеристикой, которая свойственна ему. Теми чертами, что в себе признаёт или отрицает, идентифицируясь, таким образом, с ними.

    А уже к 1980 году когнитивный психолог Джером Брунер выдвинул утверждение, что человек использует истории не только для того чтобы передать информацию о себе, но и для структурирования, организации полученного опыта.

    Он считал, что ребёнок научается создавать нарративы прежде, чем заговорит или вообще, начнёт понимать, что говорят ему.

    И вот примерно в эти года Майкл Уайт и Дэвид Эпстон создали это направление, помогающее исцелиться, стать более осознанным и изменить свою жизнь.

    Суть

    Описание

    Каждый человек, общаясь, предъявляет собеседнику полученный опыт с помощью рассказа о нём.

    А замечали, что участники одной и той же ситуации описывают её по-разному, вплетая в историю порой самые противоречивые переживания и мысли? Не потому, что кто-то из них врёт, а потому, что воспринимает её исходя из призмы отличных от другого взглядов на жизнь, представлений о себе и прожитого, полученного опыта.

    А обращали внимание, что разным людям вы совершенно по-разному рассказываете об одном и том же случае? Так происходит из-за того, что берёте во внимание особенности личности другого человека и способы его реакций, а также потребность, которую хотите удовлетворить. И для каждого одна и та же ситуация будет звучать по-разному. Ведь от кого-то хочется получить поддержку, от кого-то признание, а кому-то важно продемонстрировать своё превосходство.

    Этот подход помогает увидеть какую-то проблему совсем с новых ракурсов, что позволяет справиться с ней и наладить жизнь. Ведь всё, что с нами происходит, мы воспринимаем слишком субъективно, акцентируя внимание только на значимых и знакомых нюансах.

    Пример

    Когда рождается ребёнок, он не имеет никаких представлений о себе, а первое время вообще считает себя целостным организмом с мамой. И только потом, взрослея, он узнает, какого он пола, как его зовут, какими характеристиками наделён, и как называется каждое состояние, которое приходится проживать.

    Если родители, которым он безоговорочно верит, утверждают, конечно же, из лучших побуждений, желая мотивировать на доказательство обратного, что он злой и не послушный, то именно на эту информацию он будет опираться в дальнейшем.

    То есть, произойдёт случай, где действительно он проявит агрессию, после чего вплетёт его в свой образ. Сформировав историю с доказательством этой черты характера.

    И тогда остальные эпизоды, где он будет испытывать сострадание, желание помочь – будут игнорироваться.

    Это называется избирательное внимание, когда человек ищет подтверждение каким-то своим суждениям.

    Так вот, неосознанно ощущая потребность в том, чтобы все эпизоды в жизни были последовательными и взаимодополняющими, он не отправиться добровольцем в страны Африки, заботиться о голодающих детях.

    Хотя, если хорошенько подумать, подобные мысли и желания периодически возникают, только мгновенно подавляются. Не может же жестокий и агрессивный человек противоречить собственному образу.

    Точно так же у милых и добродушных людей есть свои скелеты в шкафу, ситуации, где они проявляли бесчувственность и насилие, сразу же вытеснив подобный опыт, чтобы не нарушить сюжетную линию.

    Нарративная психология, делая тщательный анализ предоставленной информации, позволяет получить более реальную картинку. Помогая отыскать события, противоречащие убеждениям клиента. Представляете, как часто мы себя ограничиваем, и сколько ложных представлений о собственной личности имеем только потому, что решили опереться на мнение других людей?

    Темы, с которыми работает этот подход

    1. Сложности в межличностных отношениях, а также семейные проблемы.
    2. Внутри личностные. Например, если человек не может найти смысл жизни, понять своё предназначение, если он не знает, чего хочет или как достичь желаемого.

      Когда возникает конфликт потребностей, и он не понимает, как следует действовать и какую именно из них выбрать для удовлетворения. Если сформировалось искаженное представление о себе, а также в случае возникновения комплексов и чрезмерности проживания негативно-окрашенных эмоций.

    3. Организационные.

      Позволяет простроить отношения в группе и расставить всё по своим местам.

    4. Социальные. В случае возникновения насилия, чрезвычайных ситуаций и при нарушении прав человека.
    5. Травмы и кризисы.

      В случае опасных или смертельных болезней вполне вероятно с ними «договориться», осознав, для чего они даны, а также научиться обходиться с ними.

    6. Детям и подросткам помогает понять, какие они есть на самом деле, учит опираться на собственное мнение и искать в жизни возможности.

    Основные приёмы

    1 приём: Экстернализация

    Это страшное слово означает попытку «вынести» человека за границы проблемы. Чтобы он мог со стороны на неё посмотреть, не включаясь особо эмоционально и не «подтягивая» опыт, полученный ранее в подобной ситуации. Потому что, к примеру, пока внутри него «живёт» присвоенная информация о собственной личности, она будет влиять на его поступки, отношения и прочее.

    Какая-то история может вызывать токсичные для организма чувства вины и стыда. Отчего человек не сможет ощущать удовольствие от жизни. Потому что, будет находиться в состоянии ожидания осуждения, наказания и прочее.

    Используются такие методы, как исследование, прояснение, картирование. Порой случается, что клиент предъявляет сложный эпизод из жизни, который и считает проблемой.

    Но терапевт обнаруживает совершенно другие причины его сложностей.

    Поэтому важно провести тщательный анализ материала. Если всё ясно, тогда следует картрировать – изучить степень влияния проблемы на бытие клиента, на какие сферы оно распространяется, и какой именно вред наносит.

    Для этого процесса важно учитывать такие аспекты, как:

    • Длительность. То есть, как долго его это тревожит, когда именно началось, и какие изменения происходили в течение существования. В некоторых случаях можно пофантазировать и попробовать предвосхитить вероятный исход ситуации.
    • Широта. В исследовании широты распространения негативных последствий сложности затрагиваются такие сферы, как чувства, отношения, ресурсы, состояние, здоровье, активность, успехи, достижения и прочее.
    • Глубина. Проясняется, насколько оказалась серьёзной проблема и как сильно она доставляет неудобства. Для этого можно просто задать вопросы о том, насколько больно, страшно и прочее, или попросить обозначить на шкале, допустим, от 1 до 10, как сильно мешает жить, где 1 – совсем не мешает, а 10 – нет сил терпеть.

    Еще 5 приёмов

    Деконструкция. В этот период исследуется вопрос о том, кому и чем выгодно состояние, которое возникло у того, кто обратился к терапевту.

    Восстановление. Привлекают других людей, чтобы они дали обратную связь на рассказ клиента. То есть, что они чувствовали в то время, как слушали, какие мысли и образы возникали.

    Работа с внешними свидетелями. То есть, вышеуказанные участники терапии делятся своим опытом. Выдвигают теории о том, чем оказался полезен рассказ и чему он может научить, предостеречь.

    Написание писем. Помимо этого создаются сертификаты, грамоты и удостоверения.

    Работа с сообществами. Организовываются виртуальные группы, где указываются различные техники и упражнения, что помогают справиться с жизненными неурядицами.

    Заключение

    А на сегодня всё, уважаемые читатели! Чтобы поддержать ваше стремление к саморазвитию, предлагаю ознакомиться со статьёй «Основные виды мировоззрения и как его определить?». Берегите себя и близких!

    Материал подготовила Журавина Алина.

    Источник: http://qvilon.ru/psihologiya/narrativnaya-psihologiya.html

    Ссылка на основную публикацию