Как помочь ребенку проявлять эмоции и чувства

Как научить ребенка понимать свои чувства и выражать эмоции?

Как помочь ребенку проявлять эмоции и чувства

Всему в этой жизни надо учиться, в том числе и проявлять свои эмоции и чувства. Чем быстрее ваш ребенок научится этим навыкам, тем проще ему будет социализироваться в обществе.

О том, как научить своего ребенка выражать эмоции, расскажет специалист Ярославского областного молодежного информационного центра Анна Мельниченко в нашей постоянной рубрике «Я. Ты.

Мы: все об отношениях в семье и за ее пределами».

С раннего возраста дети умеют проявлять свои негативные эмоции и чувства только через слезы. Слезы – это их способ рассказать нам о боли, обиде и других неприятных эмоциях. Позитивные же эмоции они проявляют смехом, визгами и громкими воплями.

Часто родители, совершенно не подозревая об этом, совершают ошибку и подавляют чувства малыша, говоря ему: «Перестань бояться», «Не смей плакать», «Прекрати», «Если не перестанешь плакать, будешь наказан», «Потерпи – пройдет», «Смех без причины – признак дурачины» и другие подобные фразы.

Из-за этого у ребенка может подсознательно сформироваться жизненный сценарий с предписанием «Не чувствуй», где существует запрет на проявление каких-либо чувств.

Малыш может замкнуться в себе, начать сдерживать свои переживания и чувства, излишне стесняться и таким образом лишить себя способа высвобождения, накопившихся эмоций. Чем же это чревато? Невыраженные эмоции, как вода, всегда найдут выход.

Если этого не происходит естественным путем, через слезы, гнев или смех, то произойдет в виде психосоматических симптомов. Проявлением этого может быть нарушение речи; малыш может заболеть или будет быстро утомляться. В конце концов, это все может привести к депрессии.

В первую очередь необходимо донести до ребенка, что выражение чувств и эмоций – это естественно. Он должен научиться их понимать, различать и выражать. Здесь как раз и необходима помощь родителей.

Как помочь ребенку понимать и выражать свои эмоции? Вот несколько простых советов, которые помогут молодым родителям ответить на этот вопрос.

1) Общайтесь с ребенком, больше проводите с ним время, читайте ему книги, стимулируйте его к разговорам о своем внутреннем состоянии, ведь умение говорить и описывать свои ощущения очень важно для развития эмоционально-волевой сферы.

Дети не умеют скрывать своих эмоций и притворяться, что ничего не произошло. По ним сразу видно, расстроены они или рады. Если вы заметили проявления негативных эмоций у своего малыша, сразу принимайтесь за беседу. Спрашивайте его, задавайте наводящие вопросы, помогайте ему понять свои чувства.

Например, можно спросить: «Я вижу, что ты расстроен, что у тебя случилось?», «Конечно, тебе обидно, что…» и другие. И не забывайте, что говорить важно не только о том, что малыша расстраивает или беспокоит, но и том, что его радует и доставляет ему удовольствие.  Таким образом, вы поможете ребенку понять причину его переживания.

Проговаривайте с малышом создавшуюся ситуацию и вместе обсуждайте пути ее решения.

2)  Во время совместного просмотра мультфильмов и детских фильмов обсудите чувства и эмоции героев, их поведение и причину тех или иных действий. Чаще рассказывайте о том, что вы чувствуете сами и почему.

Детям свойственно заражаться эмоциями взрослых, но если они начнут понимать истинную причину вашего поведения и чувств, то перестанут принимать все ваши негативные эмоции на свой счет.

Это позволит им избежать чувства вины и многих страхов (например, страха, что он сделал что-то не так, и поэтому родители ругаются).

3) Расскажите малышу о том, что свое состояние можно выразить самыми простыми словами, к примеру: «Я боюсь», «Мне нравится», «Я сержусь», «Мне грустно», «Я чувствую себя спокойно».

4) Поведайте ребенку, что хорошие чувства можно выразить не только словами, но и поступками. Например, помочь тому, кто тебе нравится. Сделать подарок или комплимент.

5) Обсудите с ним, что если проговорить вслух то, что хочется сделать в ответ на «несправедливость», то неприятное чувство уйдет: «Я так злюсь, что готов топать ногами и колотить кулаками по столу».

6) Объясните ребенку, что наболевшим можно поделиться с другом, любимой игрушкой, домашним питомцем и самим собой, если он стесняется рассказать вам то, что с ним произошло. Пересказанное впечатление помогает увидеть ситуацию со стороны и найти выход.

7) Отличный способ прожить плохую ситуацию и помочь ребенку ее пережить — проиграть эмоции в ролевой игре, придумав сказочный сюжет.

8) Чтобы дать эмоциям выход, и при этом снизить накал страстей, не навредив ни себе, ни другим, можно корчить рожи, грозить кулаками, порычать как тигр или задрожать как трусливый зайчик.

9) Помочь выходу эмоций можно и через изотерапию — терапию изобразительным творчеством, в первую очередь, рисованием.

Вариантов для творчества много: рисунки кистью или карандашом, пластилин, пальчиковые краски. Предложите нарисовать «радость», «грусть» и тому подобные вещи. Помогайте ребенку и рисуйте вместе с ним.

В процессе рисования негативные эмоции преобразуются в позитивные.

Можно нарисовать то, что расстраивает ребенка, а потом яркими красками и карандашами изменить этот объект в то, что будет ребенка веселить и радовать.

10) Еще одним полезным советом будет фиксирование внимания малыша на положительных эмоциях. Это поможет в будущем легче находить повод для радости в жизни.

Чувства и эмоции детей всегда искренние и настоящие, ведь им не свойственен обман. Как только вы заметили, что ребёнок расстроен, поговорите с ним и выясните причину. Общение с родителями и их помощь очень важна для ребёнка в любой ситуации.

В статье использовались материалы с сайтов:

http://www.sun-hands.ru

http://logo-defect.ru/

Источник: https://molportal.ru/node/13189

Как научить ребенка выражать свои чувства: советы психолога

Как научить ребенка выражать свои чувства: советы психолога

Каждому родителю хотелось бы, чтобы у его малыша не было проблем с выражением своих эмоций. Однако зачастую родители, сами того не осознавая, мешают ребенку проявляться, говорить о своих чувствах. Сегодня поговорим о том, как помочь ребенку научиться понимать свои переживания, выражать их, а также о том, как избежать ошибок в этом направлении.

Говорим о чувствах

С самого раннего возраста мамы обучают малышей понимать то, что происходит в их жизни. И точно также стоит учить ребенка распознавать свои эмоции. Когда Вы общаетесь с малышом, то проговаривайте вслух то, что чувствуете Вы.

Например: «Я обрадовалась тому, что ты улыбнулся». «Я расстроилась, что каша получилась не такой вкусной». Или же проговаривайте то, что чувствует малыш: «Ты злишься, когда я занята и не могу к тебе подойти».

«Ты радуешься, когда я тебя обнимаю».

Поэтому формулируем первое правило: «Родитель должен сам говорить о своих чувствах».

Очень важно, чтобы Вы сами не стеснялись. Ведь ребенок может учиться, только наблюдая за близкими. Ему очень нужен пример для подражания и обучения.

Я — высказывания

Очень важно не заблокировать у ребенка способность выражать те чувства, которые мы называем «негативными». Речь идет о раздражении, злости, обиде, возмущении. Родители далеко не всегда готовы принимать такие чувства своего малыша.

Многие автоматически говорят: «Не хнычь, не капризничай, прекрати». Однако этим они могут сформировать у ребенка четкое представление, что подобные переживания нужно скрывать от окружающих.

Такой ребенок привыкает все свои чувства держать в себе и молчать, закрываться.

Чтобы избежать подобной проблемы, научитесь пользоваться «Я-высказываниями». Ведь фактически Вы подавляете такие его проявления потому, что сталкиваетесь с какими-то своими тоже неприятными переживаниями. Например, ответной злостью, раздражением, стыдом или виной.

Поэтому гораздо конструктивнее будет в таких ситуациях говорить о себе. Например: «Меня злит, когда дети себя так ведут». Или: «Мне стыдно, когда так шумят». Постарайтесь соблюдать два принципа: использовать «Я» вместо «Ты» и говорить безлично.

Обратите внимание, что в подобном случае Вы не запрещаете ребенку себя так вести, не блокируете его чувства, а, наоборот, выражаете свои, показывая пример.

Подытожим и сформулируем второе правило: «Родитель должен говорить о своих чувствах в «Я — высказываниях».

Зачастую мы даже не задумываемся, что наши чувства и наши действия – это совершенно разные вещи. Кроме того, есть еще и промежуточное состояние — намерения выполнить действие. То есть существует, к примеру, злость, намерение ударить обидчика и сам удар.

Так вот очень часто родители критикуют и стыдят за сами чувства. Однако это не правильно. Ведь чувства есть вне зависимости от того, хотим мы или нет. Они просто есть. Мы не можем контролировать их существование. А вот действия и способ их выражения – можем.

Мы не можем не злиться, когда нас обижают, но можем сдержать свое желание ударить обидчика.

Поэтому так важно говорить, что Вам не нравится тот способ выражения чувств, который выбрал Ваш ребенок (например, ударил Вас), но не стоит критиковать само чувство злости.

Приведу пример из практики: В семье родился второй ребенок. Старшая девочка через полгода стала страдать страхами за свое здоровье. На первый взгляд, ревности как таковой нет. Старшая девочка очень бережна к малышу, заботиться о нем, помогает маме. При более детальном рассмотрении оказалось, что девчонка злиться на младшего братика за то, что он «отнимает» у нее маму.

Но ей очень стыдно испытывать злость, так как родители критиковали ее в те редкие моменты, когда она ее показывала, стыдили. Теперь она четко усвоила, что злиться на братика нельзя, а если она злиться, то поступает очень плохо. И внутри нее растет страх, что за такое плохое поведение она может быть наказана.

И именно поэтому она так тревожно прислушивается к себе, не заболела ли она, не наказывает ли ее Бог за такое плохое поведение. А ведь ошибка в данной ситуации родителей в том, что они стыдили ее за чувства, а не за действия к братику. Правильнее было бы говорит так: «Я понимаю, что ты злишься на него. Это нормально. Но вот бить его нельзя».

То есть разделять те чувства, которые есть и поддерживать ребенка в его переживании, а вот порицать действия, форму их проявления.

Правило третье: «Не осуждайте чувства ребенка, поддерживайте их. А выражайте свое недовольство действиями ребенка, его способ выражения своих чувств».

Карта чувств

Для того чтобы все, о чем мы говорили выше, было проще выполнить, сделайте такое упражнение: возьмите лист бумаги и напишите на нем все те чувства, которые Вы знаете.

Не спешите, выполняйте это задание в течение дня, возвращаясь и дописывая те переживания, которые Вы вспомнили. Выполнение этого задания может оказаться весьма непредсказуемым. Возможно, Вам будет сложно написать больше 10-15 чувств.

А может быть, наоборот, Вы с удивлением обнаружите, как много эмоций Вы испытываете.

Потом поищите в интернете список эмоций, которые существуют. И обязательно выделите те, которые Вы не написали. Это говорит о том, что данные чувства Вам или не свойственны вовсе, или же Вы их не осознаете, вытесняете.

Если Ваш ребенок достаточно взрослый, сделайте это упражнение вместе с ним. Можно или сначала по одному составить список, а потом добавить те, которые есть у другого, но нет у Вас. Или же можно вместе составлять этот список, помогая друг другу. Так Вы лучше поймете своего ребенка.

Поэтому правило четвертое: «Чувства нужно уметь называть».

Помогайте своему ребенку, и пусть он растет счастливым!

Источник: http://www.likar.info/kids-health/article-61106-kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-svoi-chuvstva-sovety-psihologa/

«Научите детей управлять эмоциями»

Детские эмоции часто ставят нас в тупик, и мы не знаем, как правильно реагировать. Психолог Тамара Паттерсон предлагает три упражнения, которые научат ребенка управлять своими переживаниями.

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители – они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными.

Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными.

Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся – накричать на них.

Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет – в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни.

Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях.

Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей – нездоровых способов справляться с переживаниями – во взрослой жизни.

Не прекращайте развивать свой собственный эмоциональный интеллект – это будет лучшим подарком для вашего ребенка. Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать то же самое. Поразмышляйте о том, как вы справляетесь с сильными эмоциями: гнев, стыд, чувство вины, страх, грусть, и что можно изменить в ваших реакциях.

Тамара Паттерсон (Tamara Patterson) – психолог.

Источник: http://www.psychologies.ru/standpoint/nauchit-detey-upravlyat-emotsiyami-uprajneniya/

Учим ребенка выражать чувства

Учим ребенка выражать чувства

Каждая мама желает своему малышу счастья, но трудностей на жизненном пути еще никто не избегал. Страх, радость, любопытство, обида. Все чувства, которые испытывает человек, познавая мир, могут ему помогать или, наоборот, мешать.

«Не расстраивайся», – утешаете вы ребенка, руководствуясь, конечно же, благими намерениями и желанием смягчить неприятности. Это не самый худший способ помочь и поддержать.

Но если предлагать ему только такой путь решения возникшей проблемы, в дальнейшем это может создать ему дополнительные сложности. Чтобы разбираться в своих эмоциях, их для начала нужно научиться понимать и принимать. Ведь огорчаться, если у тебя что-то не получается, вполне естественно.

Осознав это чувство, можно осознать и возможность поработать над ошибками, оценить свои силы и, в конце концов, сделать выбор – насколько для тебя важно продолжить свое занятие или поискать что-нибудь более интересное.

Другая сторона вопроса – делать вид, что все в порядке, подавлять негативные эмоции и глубоко в душе чувствовать себя неумехой и плаксой. Ведь если мама считает, что повода для расстройства нет, значит, трудности и в самом деле пустяковые. А я не справляюсь с ними, потому что глупый и слабый.

Воспитывая малышей, родители знакомят их с правилами поведения в обществе, учат тому, что принято, а что нет. О чувствах самого ребенка мамы и папы вспоминают гораздо реже.

«Нехорошо драться!», «Надо делать уроки, иначе станешь дворником», «Если не уберешься в комнате, не пойдешь гулять». Но почему маленький человек не хочет жить дружно, не тянется к учебе, не помогает по дому? У такого поведения всегда есть свои причины.

Злость и обида, когда у тебя отобрали любимую машинку, провоцируют грубость. Отсутствие интереса к математике мешает сесть за домашние задания. Радость от общения с друзьями на прогулке настолько велика, что не может сравниться с радостью от чисто убранной комнаты.

А родители должны научить ребенка замечать и понимать свои чувства – это поможет ему понять себя, относится к себе с любовью и вниманием, получать удовольствие от жизни.

Чем опасно невнимание к чувствам?

— Подавление эмоций в конечном итоге приводит к депрессиям и привычке игнорировать проблемы. Излишне замкнутый, стеснительный ребенок будет чувствовать себя чужим даже в том коллективе, где к нему хорошо расположены. Развивается склонность к самообману, нежелание замечать, что с ним обращаются плохо, тяга к «плохим» компаниям.

— Неумение осознать свои чувства нарушает контакт с самим собой. Такие дети не в силах понять, что именно чувствуют, а чего бы им хотелось на самом деле. Им будет сложно делать выбор – профессии, друзей, человека, с которым строить личную жизнь.

Также ему будет сложно понимать окружающих, строить с ними отношения.

— Отсутствие навыка выражать эмоции чревато неуверенностью в себе, страхом перед жизнью, несамостоятельностью.

Ребенок будет использовать только одну модель поведения: обидели – ругаюсь, не получается – не буду делать, не поняли – расстроюсь.

— Сложность в управлении чувствами приводит к привычке действовать импульсивно. Можно подготовиться к экзамену на «пятерку», но не справившись с волнением, продемонстрировать только часть своих знаний и талантов.

Разумный и ответственный подход к делу обеспечивает нам лучший результат, чем когда мы повинуемся сиюминутным порывам и желаниям. Может быть, поэтому мы привыкли не придавать значения тому, что мы испытываем, готовы махнуть рукой на свои эмоции, учимся самодисциплине и пытаемся научить этому детей.

Самодисциплина – это, конечно, хорошо, но она не предполагает бездумного отношения к себе и к жизни и не призывает превращать себя и своих детей в бесчувственных роботов. Наши чувства – это, по сути, сигнальная система организма, с ее помощью мы понимаем, что с нами происходит.

Бесполезно требовать от ребенка повлиять на возникновение чувств – «не бойся, не плачь, не обижайся». Но есть способы помочь ему разобраться в них и научиться ими управлять.

Понимание

Прежде чем давать советы и комментировать действия ребенка, попробуйте определить, что им движет. Понаблюдайте за ним, стараясь угадать и высказать вслух свои предположения.

— Мы поссорились с Машей! — Ты расстроен? — Нет, я не хочу с ней больше дружить! — Наверное, она тебя обидела и ты злишься. — Ей поставили пятерку, а мне – нет.

Она теперь думает, что самая умная! — Тебе кажется, что у нее получается лучше, чем у тебя? Ты не уверен, что сможешь учиться так же, хорошо, как она?

— Да! Пусть дружит с отличниками!

Зарождающаяся зависть уже доставляет ребенку массу неприятных ощущений и мешает обратить внимание на собственные успехи. Такие беседы учат его анализу ситуации и навыку добираться до сути в самом себе.

Расскажите ребенку о том, какие изменения происходят с его телом во время возникновения эмоции и как это выглядит: «Когда ты решал задачу, у тебя хмурился лоб. Видимо, она очень сложная». Поиграйте с малышом в игру «Угадай, что я чувствую», с помощью мимики и жестов демонстрируя злость, обиду, радость. Обычные смайлики тоже могут помочь в знакомстве с разными чувствами.

Во время просмотра мультиков и детских фильмов обсудите чувства героев, поинтересуйтесь тем, как ребенок расценивает их поведение и почему. Чаще рассказывайте о том, что вы чувствуете и почему.

Мама расстроена и сердита, потому что опоздала с утра на работу, и ей объявили выговор. А совсем не потому, что не любит своего малыша.

Детям свойственно заражаться эмоциями родителей, но если ребенок будет хорошо вас понимать, он перестанет принимать все ваши негативные эмоции на свой счет и избежит чувства вины и многих страхов.

Выражение

Помните, что, прежде всего, дети учатся на примере взрослых. Если вам не всегда удается контролировать свое поведение в присутствии детей, не бойтесь извиняться, просить прощения за грубость, подробно рассказывать о том, что вы чувствовали и почему повели себя именно так.

Объясните ребенку, что все его чувства очень важны и напоминайте о том, что для вас имеет большое значение, хорошо ему или плохо. Это придаст ему уверенности в том, что искренность – не помеха в том, чтобы отстоять свою точку зрения

Расскажите о разных способах выразить свое отношение. Можно описывать их самыми простыми словами: «Я боюсь», «Мне нравится».

Если рассказать о том, что тебе хочется сделать, то неприятное чувство уйдет: «Я так злюсь, что готова топать ногами и колотить кулаками по столу». Можно сравнить себя и свое чувство с предметом или животным: « Я надулся от возмущения, как воздушный шарик».

Хорошие чувства можно выразить поступками – помочь тому, кто тебе нравится, исправить свою ошибку, если чувствуешь вину.

Управление

Дочка или сын не всегда будут делиться с вами своими чувствами, даже если вам удастся установить с ними полный контакт и доверительные отношения. Объясните, что наболевшим можно поделиться с другом, любимой игрушкой, домашним питомцем и самим собой. Пересказанное впечатление помогает увидеть ситуацию со стороны и найти выход.

Научите отделять от себя неприятные чувства. Дети, в отличие от взрослых, еще могут делать это в игровой форме: нарисовать свой гнев, к примеру, или сочинить «страшную» историю, в которой можно выразить свои переживания и опасения.

Чтобы дать эмоциям выход, но снизить накал страстей, не навредив ни себе, ни другим, можно корчить рожи, грозить кулаками, порычать, как тигр или задрожать как трусливый зайчик.

Комментарий семейного психотерапевта Инги Адмиральской: — Родителей можно понять – они идут по простому пути. Куда легче и быстрее переключить ребенка с того, что его беспокоит, на другое занятие, чем обучать понимать и проговаривать чувства, осознавать, что с ним происходит.

Любая работа в этом направлении требует от родителя ежеминутной включенности, внимания к ребенку и к себе, готовности чутко и аккуратно реагировать на его проявления. Такой подход требует умений, сил и времени. И терпения, ведь результатов вложений родители могут ждать годами.

Кроме этого, требуется устойчивость к давлению общества, которое ждет от родителя привычных мер воспитания и не всегда лояльно к альтернативным подходам. Глухота к собственным чувствам формирует автоматический способ бытия. Человек живет, не включаясь в то, что происходит в его душе, с ним и вокруг него.

Действует, как принято, и больше похож на робота, чем на живое существо.

Чтобы передать ребенку осознанный и ответственный взгляд на мир, необходимо самому им обладать или хотя бы стремиться к этому. Весьма непростая задача, поскольку жить с закрытыми глазами намного проще.

Юлия Пилигузова

Поделиться

Источник: https://mama.ru/articles/uchim-rebenka-vyrazhat-chuvstva/

Как научить ребенка выражать негативные эмоции

  • 19.07.2016
  • Алена Рождественская
  • комментарии: 0

В возрасте с 3-х лет ребенок начинает активно проявлять свои эмоции. В этом случае родители часто принимают положительные эмоции детей, и не знают как реагировать на негативные эмоции.

Если ребенок не слушается, нужно прежде всего, внимательно выслушать его и научить определять свои эмоции и их причины. В этом случае эмоции детей станут более упорядоченными, и дети смогут уже в раннем возрасте управлять своими эмоциями.

Все это принесет большие положительные плоды как семье, так  и самому ребенку в его взрослой жизни.

Как правило, капризы истерики, упрямство, жестокость ребенка случаются от того, что у него внутри накапливаются негативные эмоиции злости, раздражения, которые находят выход через агрессию. 

Причины накапливания негативных эмоций ребенком кроются в неправильной реакции родителей. Часто родители сами не знают как реагировать на неконтролируемые эмоции и чувства ребенка, поэтому пытаются оградиться от него типовыми фразами: «чего ты плачешь», «перестань истерить», «у тебя плохое поведение», успокойся (прекрати) быстро».

В такой ситуации лучшим выходом будет попросить ребенка выразить свои чувства словами: что он чувствует, почему так себя ведет. Дети примерно с 4-х лет уже могут анализировать свое поведение. В этом случае ребенок поймет, что родитель уважает его чувства и эмоции.

Дети уже в раннем возрасте испытывают настоящие эмоции, по силе равнозначные эмоциям во взрослом возрасте. И активно выражают свои эмоции для того, чтобы привлечь внимание родителей. Кроме того, таким образом ребенок научится сам осознавать свои негативные эмоции и управлять ими.

В этом ему помогут родители,к оторые сначала дадут определение всех этих эмоций и причин их появления. Но только в том случае, если родители сами уже умеют управлять своими чувствами. 

Как помочь ребенку управлять негативными эмоциями

• У ребенка должен быть четко заведенный режим дня и порядок жизни. От неразберихи в жизни дети теряются и чувствуют себя нестабильно. Ребенок должен ясно понимать грани дозволенного, что можно и чего нельзя делать. В этом случае причин для негативных эмоций будет явно меньше. Если у ребенка отсутствуют правила жизни, по которым он живет, то возрастает беспокойство и внутренее напряжение.

• Если родители стремятся полностью и сразу же удовлетворить потребности ребенка в ущерб своим, то напряжение уже скапливается у родителей, а ребенок как чистый лист считывает это напряжение и показывает его наяву.

Если мама объясняет ребенку, что бывают ситуации когда она не может ему уделить внимание или удовлетворить его желания, по разным причинам, и объясняет эти причины, и даже просит у него помощи, то ребенок понимает ситуацию и старается помочь маме хотя бы тем, что не тревожит ее.

 Такми образом он учится понимать, что в обществе и в семье как его части существуют потребности и других людей и нужно учиться жить в гармонии, не ущемляя никого. В этом случае ребенок понимает, что его личное счастье зависит от счастья родителей.

Узнать нумерологический гороскоп талантов ребенка

Узнать Таро расклад на семейное счастье

TaroTaro желает Вам успехов и процветания.
Не забывайте оценивать статью, если она Вам понравилась:

Китайская система жизни Фен Шуй может применяться не только к организации пространства дома, как мы привыкли, но и оказать свое… Читать дальше →

Источник: http://www.TaroTaro.ru/portal/article/kak-nauchit-rebenka-vyrazhat-negativnye-emocii

Почему важно научить ребенка понимать свои эмоции?

Чем старше становится ребенок, тем с большими проблемами ему приходится сталкиваться. Чтобы с ними справиться, нужно уметь управлять своими эмоциями. Это помогает вести себя верно, сосредотачиваться на цели. Для начала ребенку важно понимать свои чувства.

Для эмоций, которые испытывают дети, всегда есть причина. Обнаружить их можно в играх. Погружаясь в них, дети выражают свои чувства. В ходе игры можно уловить сигналы страха и потом завести о них разговор.

Наблюдайте

Внимательно присматривайтесь к движениям ребенка, обратите внимание на выражение его лица и жесты. Если верхние веки и уголки рта опущены, а взгляд рассеянный – человек испытывает печаль. В гневе глаза блестят, брови сведены, рот закрыт, губы сужены.

Испытывая отвращение, человек сморщивает лицо и приподнимает верхнюю губу. Страх заставляет приподняться брови и верхние веки, при этом нижние веки напряжены, губы немного вытянуты. Эти и другие невербальные особенности проявления эмоций нам хорошо знакомы.

Взрослый человек умеет их распознавать, да и дети быстро в них разбираются.

Обнаружив признаки той или иной эмоции, не стоит спрашивать ребенка: «Почему ты грустный?» или «Что тебя раздражает?». Даже зная причину своих чувств, дети могут замкнуться и ни чего не ответить.

Лучше озвучить то, что вы видите. Например, сказать: «Ты, кажется, сегодня расстроена» и что-то иное по обстоятельствам.

Обозначая чувства, которые испытывает ребенок, вы учите его самого называть и анализировать свои эмоции.

Помогут истории

Чтение и совместный просмотр фильмов также помогают познакомить ребенка с эмоциями. Книги повышают словарный запас о чувствах, рассказывают, как герои справляются со своими проблемами. Впрочем, сами взрослые, читая детские книги, начинают лучше понимать своих детей. Поэтому читайте детям вслух как можно дольше и обсуждайте вместе прочитанное.

  • Обращает ли ребенок внимание на свое эмоциональное состояние?
  • Может ли он определить эмоцию, которую испытывает в данный момент?
  • Осознает ли изменения в своем настроении?
  • Знает ли причину эмоций?
  • Понимает ли ощущения, возникающие в его организме, во время тех или иных эмоций?
  • Может ли представить, как эмоция скажется на его дальнейшем поведении?
  • Может ли различать предел для своих эмоций, когда он еще может ими управлять?
  • Учитывает ли свои эмоции при принятии решений.

Положительный ответ на все эти вопросы указывает на человека с высоким уровнем эмоционального развития. А развитый эмоциональный интеллект дает немало преимуществ в жизни. Управление эмоциями помогает стать здоровым. Этому способствует то, что человек научиться отключаться от проблем на отдыхе.

Будет внимательнее к сигналам своего тела, чтобы вовремя предотвратить болезнь. Он будет счастливее, так как умеет радоваться простым вещам: вкусной еде, свежему воздуху и здоровому сну. А в ситуации стресса он сможет оставаться внутренне сбалансированным и осознанно преодолеет все невзгоды.

Человек, обладающий развитым эмоциональным интеллектом, будет успешным в работе и в отношениях с другими людьми. Ему проще принимать бизнес-решения. Его дела будут идти хорошо, так как он понимает чувства и потребности клиентов и партнеров. В отношениях пригодиться умение решать конфликты и выходить из ситуаций манипулирования и «эмоционального вампиризма».

Согласитесь, хорошие качества для жизни дает эмоциональный интеллект. Многие родители могли бы пожелать их не только детям, но и самим себе.

Нам часто не хватает спокойствия, часто мы сами себя накручиваем и придумываем то, чего на самом деле нет. Работать над развитием эмоционального интеллекта могут и взрослые.

Обучая детей, вы будете обучать самих себя. Начните с самого простого: наблюдайте и читайте книги.

В статье использованы материалы:

Курс «Современные стратегии реализации дошкольного образования» http://universarium.org

Д. Готтман Д. Деклер «Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей», М., «Манн, Иванов и Фербер», 2015

Источник: https://xn--80akfehk0bm6g.xn--p1ai/read/roditel/stati/253-understand-emotions

Мамка Папка

Мамка Папка

Ранний и дошкольный возраст — периоды, когда .эмоциональная сфера играет особо важную роль в жизни человека, когда чувства, эмоции господствуют над всеми другими сторонами его жизни.

В это время развитие получают как эмоции — кратковременные переживания отношений, возникающих в данный момент, так и чувства — устойчивые, длительные, сложные переживания,
выражающие обобщённое отношение ребёнка к окружающему миру и к самому себе.

Развитие их происходит вместе с развитием психики ребёнка в целом. Важную роль при этом играет воспитание и среда.

Благоприятный семейный микроклимат способствует возникновению у ребёнка состояния эмоционального благополучия, ведёт к появлению гуманных взаимоотношений с окружающими и формированию положительных черт характера.

Первые эмоции ребёнка-младенца имеют безусловно-рефлекторный характер, связаны с удовлетворением простейших органических потребностей и проявляются в общих реакциях удовольствия или неудовольствия.

В дальнейшем возникают эмоции условно-рефлекторного характера, происходит дифференциация, обогащение переживаний.

Так, в дошкольном возрасте переживание неудовольствия может проявиться в виде страха, гнева, отвращения; переживание удовольствия — в нежности, умилении, ласке.

В дошкольном возрасте происходит развитие как содержательной, так и динамической сторон чувств и эмоций. Чувства ребёнка 3—4 лет ярки, но ещё неустойчивы, ситуативны. Они быстро возникают и столь же быстро угасают.

В дальнейшем в связи с общим развитием личности ребёнка, его интеллектуальной и волевой сферы у него появляется способность в определённой степени контролировать, регулировать свои эмоциональные проявления.

Чувства и эмоции углубляются, их переживания становятся более продолжительными и частыми, увеличивается круг предметов и явлений, к которым ребёнок испытывает устойчивое отношение, его чувства нередко становятся мотивом поведения. В 2—3 года у ребёнка начинают формироваться интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства.

Уже в дошкольном возрасте можно наблюдать проявление таких интеллектуальных чувств ребёнка, как любопытство, удивление, чувство нового, стремление утвердиться в истине, любознательность.

Развитию этих чувств способствуют внимательное отношение родителей к детским вопросам познавательного характера, организация поисковой деятельности малыша, предоставление ему возможности самостоятельно поэкспериментировать, своевременное и частое включение в познавательное и личностное общение, непосредственное участие в детских забавах, играх, совместные наблюдения, чтение, экскурсии и т.д.

Эстетические чувства ребёнка проявляются в эмоциональном отношении к прекрасному, безобразному, героическому, комическому в природе, жизни, в искусстве. Детей этого возраста привлекают ярко окрашенные блестящие предметы, красочные иллюстрации, радостные мелодии, ритмические движения.

Эстетическое отношение детей к действительности проявляется в их поведении, творчестве. Ребёнок рисует то, что ему нравится, что он любит.

Палитра красок его богата, разнообразна, в ней преобладают любимые светлые тона, движения руки обычно плавны, штрихи спокойны, он изображает массу

деталей, украшает рисунок орнаментом (особенно часто — девочки), проявляет старательность, аккуратность.

Когда же дошкольник рисует тех, кто неприятен ему, изображает события, вызывающие у него отрицательные переживания (страх, обиду и т.д.), он использует преимущественно тёмные краски, мазки наносятся резко, неаккуратно, небрежно, часто выходят за контур, сам рисунок схематичен.

Своё отношение к изображённому он проявляет и в композиции. В центре детского рисунка обычно то, что вызывает у него особенно яркие, сильные переживания.

Свои эстетические чувства дети дошкольного возраста проявляют и в высказываниях, стихах, пении, танцах, в разных видах деятельности, особенно в художественных.

В дошкольный период появляются и моральные качества, связанные с возможностью реализации стремлений ребёнка соблюдать требования общественной жизни. Их появление становится возможным в связи с зарождением морального сознания, с пониманием ребёнком предъявляемых к нему требований, способностью соотносить их со своими поступками, с поведением других людей.

Дошкольник способен испытывать чувства симпатии и сочувствия к окружающим, товарищества, сопереживания, дружбы, любви (к родным, например). В 4—5 лет возникает и чувство ответственности, долга. Появляются в дошкольном возрасте и такие этические переживания, как чувство гордости и стыда.

Если 2-летние малыши гордятся таким достоинством, как сила («я сильный»), то на 4—5-м году — уже (порой без достаточных на то оснований) качественными показателями своих умений в разных видах деятельности, наличием моральных достоинств, правдивостью («не обманываю»), послушанием, выдержкой («не плакса»), вежливостью, смелостью, трудолюбием.

То, чем гордится ребёнок, чего он стыдится, какие качества выше всего ценит в себе и окружающих, в решающей мере зависит от родителей, от их отношения к определённым действиям, поступкам ребёнка, оценки его личностных качеств. Важную роль в развитии нравственных качеств играет деятельность ребёнка, его «труд души».

Значимы и художественные произведения, с которыми родители знакомят сына, дочь,
беседы о них. И конечно, своё поведение, отношение к людям ребёнок постоянно сверяет с поведением, поступками в аналогичных ситуациях самых близких для него людей — отца и матери.

Развивается в дошкольном возрасте и такое сложное чувство, как чувство комического. Его развитие происходит постепенно в ходе общего умственного, нравственного и эстетического развития. Первая улыбка у ребёнка появляется обычно на втором, а смех — на четвёртом месяце жизни. Но это ещё не проявление чувства комического. Это природный смех, выражающий органическое удовольствие.

В раннем возрасте в игровых ситуациях ребёнок смеётся в ответ на улыбку, ласковый голос. Его смех могут вызвать ритмическое похлопывание в ладоши, танец взрослого, исполненные перед ним определённые звукоподражания. Смех в этом возрасте часто возникает и при ожидании предчувствий приятного, при радостных подвижных играх.

В этих случаях он является выражением хорошего настроения ребёнка.

Источник: http://knigkaskazok.ru/?p=3340

Как научить ребенка выражать свои чувства и управлять ими?

Нам всем присущи эмоции. Кто-то более эмоционален, кто-то менее, кто-то подавляет чувства, а кто-то выплескивает их на близких.

И очень важно научиться разбираться в себе и научиться контролировать негатив, и легче всего это будет сделать в детском возрасте. А ведь окружающий нас мир мы видим из-под призмы того, что чувствуем на данный момент.

Так как же все-таки научить малыша распознавать, что такое грусть, радость, счастье или злость? И как научить ребенка справляться с гневом или со страхом?

Для начала сами родители должны научиться распознавать эмоции чада. Хорошо, если они положительные и ребенок счастлив, а если малыш расстроен или зол и ведет себя несоответствующим образом? Задача родителя — помочь малышу разобраться, что же именно он чувствует и что послужило причиной. Он должен знать, что есть хорошо, и что – плохо.

С раннего детства помогите ребенку научиться осознавать, что же происходит в его внутреннем мире, как называются чувства, которые он испытывает. Необходимо постоянно разговаривать с малышом, пополняя словарный запас.

Этим вы дадите ему возможность высказываться и различать, например: «Я вижу, что сегодня ты счастлив» или «Что тебя расстроило?». Хорошо приводить свои собственные примеры: «А ты помнишь, как я вчера испугалась когда..».

Очень важно, чтобы был налажен эмоциональный контакт с ребенком, он должен знать, что его чувства важны и что вы его понимаете. Загляните в душу малыша, вместо того, чтобы диктовать, что он должен чувствовать.

Если он расстроен, обнимите его, поддержите, рассмотрите вместе ситуацию, продумайте, что можно будет сделать в следующий раз. Покажите, что несколько вариантов решений, он должен знать, что всегда есть выбор, как поступить.

Расскажите ему, что эмоции бывают позитивными и негативными, и что с негативными нужно научиться справляться. Учите его вариантам, как отвечать на конфликты или проблемы. Если ребенок себя плохо ведет, нужно понять причину и объяснить, почему его поведение не соответствует нормам и обсудить новые решения проблемы.

Лучше делать на примерах, случившихся недавно: «Вчера ты разозлился, что Андрей не разрешил тебе играться со своем машинкой, ты его ударил. И это было неправильно. Ты был очень расстроен. А что ты будешь делать в следующий раз, когда тебе опять не дадут машинку?» Объясните, что, причинив боль мальчику, ему легче не стало.

Расскажите, что все то, что мы чувствуем — это нормально, важнее то, как мы показываем чувства и какие поступки совершаем в гневе. Далее покажите, как вы сами успокаиваетесь, когда злитесь или расстроены. Как хорошо будет просто сделать вдох и переключиться на любимое дело, которое отвлечет.

В дополнение попробуйте дать примеры других членов вашей семьи.

А все нужно начинать с самих себя, ведь зачастую маленькие создания просто копируют поведение взрослых, что бы те не говорили, ведь родители – это всегда пример для подражания.

Елена, www.kraskizhizni.com

Источник: http://www.kraskizhizni.com/psy/5952-kak-vyrazhat-svoi-chuvstva

Ссылка на основную публикацию