Игровая терапия
метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе различных методик, описываемых этим понятием, лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В качестве психотерапевтического средства игра стала использоваться в начале 30-х гг.
XX в. в форме игровых инсценировок-драматизаций (так называемой психодрамы) для перестройки отношений и системы переживаний больного человека.
В современной психотерапии взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др.
Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.
Игровая терапия используется также в психотерапии детского аутизма. Психотерапевтический эффект игровых занятий достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и терапевтом.
Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. Различают директивную и недирективную игровую терапию, индивидуальную и групповую игру, с включением в игровую деятельность родителей ребенка и другие варианты игровой терапии.
В игровой терапии используются разнообразные игрушки, рисование, игры с водой, песком и др. Игровая терапия является одним из эффективных методов детской психотерапии.
Источник: Словарь справочник по социальной работе
метод коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей путем вовлечения их в разнообразные игровые ситуации. Игра наиболее естественный способ самовыражения и средство общения между детьми. Игра имеет скрытое значение, с помощью которого ребенок может проработать ежедневные трудности и искать способы решения проблем.
Уникальное значение игровой деятельности и в содержательном и в стилистическом аспектах может быть понятно только со временем, и как результат интенсивного исследования содержания, формы, ассоциаций, чувств и фантазий, как ребенок проявляет себя в игровой деятельности.
Игра – это усилие, которое необходимо, чтобы научиться владеть окружающим миром, собой; способность контролировать ситуацию, получаемую в результате планирования и эксперимента.
Игра – многонаправляющий процесс, в котором условно можно выделить три категории целей: цели саморазвития (интрапсихические), цели общего развития (развивающие), и цели взаимоотношений (межличностные). Интрапсихические цели направлены на то, чтобы помочь ребенку выделить и сформировать собственное «Я».
Благодаря игре ребенок начинает формировать элементарное самоощущение, свободно выражать себя, не боясь последствий. Такое самовыражение всегда включает самоисследование, предполагающее большую активность и эмоциональное включение. Свободно проявляя свои эмоции и демонстрируя преимущества тех или иных аспектов, ребенок учится самоконтролю.
Чувства, формируемые в результате самоконтроля, влияют на уверенность в себе, позволяя чувствовать себя более компетентно, чтобы справиться с возможными жизненными трудностями. Игра обеспечивает развитие речевых, моторных, когнитивных навыков, а также навыков решения проблем и моральное воспитание.
Игра стимулирует ребенка исследовать окружающую среду, взаимоотношения между объектами, причинно-следственные связи между событиями, что содействует смысловой организации опыта ребенка. Большое значение для саморазвития и общего развития ребенка в игре принадлежит общению.
Благодаря ему ребенок может использовать то, что он узнал о себе и чему научился, взаимодействуя с другими. В игре ребенок также повторяет ролевые отношения и роли, связанные с правилами или культурными и внешними установками. Игра релевантная терапевтическому контексту, во многих случаях, выступая своеобразным терапевтическим инструментом.
Поскольку один из аспектов игры – налаживание отношений, очевидно, игру можно использовать для формирования взаимоотношений между ребенком и терапевтом. В игре легко инициировать взаимодействие, легко добиться доверия и формировать чувства безопасности. Еще одним важным аргументом в пользу игры в терапии выступает процесс самораскрытия ребенка, осознанное или неосознанное. В процессе игры терапевт может узнать о ребенке, избегая неприятных вопросов, наблюдая за ним и отслеживая невербальную информацию, транслируемую ребенком. Используя символизм игры, терапевт может получить информацию, сложно передаваемую ребенком с помощью слов.
Однако игрой можно пользоваться, чтобы помочь ребенку решить проблемы, используя невербальные стратегии как инструмент терапевтического процесса. Перечисленные выше аспекты можно обозначить как функции общения, самораскрытия и исцеления, проводя аналогию с повседневным общением, общим развитием и процессом самораскрытия личности.
Наиболее очевидна функция игры в терапии – содействовать развитию доверия и специальных отношений между ребенком и терапевтом. Взрослые, к сожалению, очень редко наблюдают за детской игрой или непосредственно берут в ней участие, тем более, если она полностью инициирована и руководима ребенком.
Безусловно, такая интеракция или наблюдение в ходе игры – исключительно важна в процессе формирования доверия к взрослому со стороны ребенка. Кроме того, что игра содействует формированию взаимопонимания между ребенком и терапевтом, она также направлена на более глубокое понимание терапевтом ребенка и получение дополнительной информации о нем.
Эмоции, конфликты, проблемы и трудности в отношениях повторно отражаются в игре или прямо или символически. Этот процесс общения и взаимодействия помогает терапевту собрать картинку из разрозненной информации, являющейся частью ребенка.
Получение информации с помощью игры помогает терапевту не только лучше понять ребенка, но и содействует процессу диагностики, и соответственно, планированию терапии. Очень часто уже сама возможность проявить свои эмоции и конфликты – терапевтическая для ребенка. Функция самораскрытия игры неразрывно связана с ее целительной функцией.
Также игра обеспечивает возможности для исцеления, поскольку содействует катарсису и отражению/ реагированию. Ребенку предоставляется полная свобода в самораскрытии и проявлении своих эмоций, и эта возможность катарсиса часто приносит ему существенное облегчение.
Присутствие взрослого, наблюдающего за самовыражением и реагирующего с эмпатией и с пониманием, формирует в дальнейшем условия для коррекции эмоционального опыта, который может помочь ребенку изменить свои установки относительно проблемы и значительно ослабить напряжение. Помимо этого, одна из целей терапии – генерализация изменений на соответствующие внешние условия.
Когда терапевтические цели достигнуты в терапевтическом кабинете, ребенок захочет экстраполировать эти достижения в более широкие обстоятельства и в будущий опыт.
Навыки, сформировавшиеся в игре, имеют больше шансов быть экстраполированными на другие обстоятельства в сравнении с навыками, сформированными в процессе обсуждения, поскольку они будут естественными в поведенческом репертуаре ребенка во всех ситуациях. Представители различных терапевтических школ приписывают игре разную терапевтическую ценность.
Выделяют четыре разных подходы в психотерапии, представители которых рассматривают игру как важный инструмент, содействующий терапевтическим изменениям: психоаналитическая/психодинамическая, клиентоцентририческая или гуманистическая терапия и терапия отражения/реагирования.
В психоаналитической модели игру используют терапевтически в символической функции, что аналогично использованию свободных ассоциаций в работе со взрослыми. Терапевт в данной модели является толкователем, человеком, решающим загадку, спрятанную за симптомами, и объясняющим эту загадку ребенку, выявляя, таким образом, конфликт.
Гуманистическая теория рассматривает игру как инструмент, который помогает ребенку найти и возобновить истинную жизненную направленность. Цель данного подхода — не столько понимание, как в аналитической модели, сколько самоактуализация и самовосприятие. Ребенок должен понять, кто он и кем хочет стать, соответственно восприняв свой выбор. Целительными факторами в терапии этого типа являются эмпатия, теплота и надежные отношения между ребенком и терапевтом. Бихевиористы рассматривают игру как побочный продукт детской терапии, нежели основное направление. Игра обеспечивает предпосылки для достижения раппорта и условий, оптимальных для осуществления стратегии подкрепления и моделирования, направленных на изменение детского поведения. Решающим фактором в бихевиоральной терапии является поощрение и наказание, которые могут эффективно обуславливать поведенческие изменения. Представители терапии отражения/реагирования придерживаются модели катарсиса. Игру используют для достижения или воссоздания ситуации, провоцирующую тревогу, обусловливая детскую проблему.
Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)
Источник: http://voluntary.ru/termin/igrovaja-terapija.html
Методы игровой терапии
Если вы ищете пути для построения социальных навыков у аутичного ребенка, рекомендуем вам обратить свое внимание на методы игровой терапии для работы с детьми с аутизмом. Игровая терапия может помочь аутичным детям в улучшении навыков коммуникации и навыков межличностного общения.
Этот вид терапии, как правило, предполагает сосредоточение на интересах ребенка, а также поощрение взаимодействий, основанных на его любимых занятиях.
Что такое игровая терапия?Игровая терапия является частью области психического здоровья с начала двадцатого века.
В процессе психотерапии специалисты помогают детям делиться своими эмоциональными потрясениями, тревогами, горем, поведенческими проблемами, неврологическими заболеваниями и психическими заболеваниями через игровую деятельность.
Игровой процесс, которым управляет терапист, помогает детям:
• Узнать больше о своих эмоциях
• Лучше общаться с другими людьми
• Развить навыки решения проблем
• Справляться с поведенческими проблемами
• Разработать механизмы решения проблем на собственном уровне комфорта Специалисты рекомендуют игровую терапию, потому что игра — это образ мышления ребенка, то, как он справляется со своими эмоциями и взаимодействует с другими людьми. Подготовленный терапист, управляя игровым процессом ребенка, может научить его тому, как справляться со сложными ситуациями или чувствами.
Игровая терапия при аутизме
Дети с аутизмом также могут извлечь пользу из игровой терапии. Лечение фокусируется на развитии языка и речи, социальных навыков и навыков построения межличностных отношений. Она также может оказаться полезной для решения сенсорных проблем и поощрения желаемого поведения.
Исследование, посвященное аутизму и игре (2005)
В исследовании Детского центра в Новой Англии (NECC, 2005 год) для обучения аутичных детей творческой игре ученые использовали видеомоделирование в сочетании с игровой терапией и Прикладным анализом поведения (АВА), чтобы поощрить символические игры, подтолкнуть развитие моторных навыков http://autism-aba.blogspot.co.il/2012/10/motor-skills.html, когнитивного мышления, навыков решения проблем и социального взаимодействия. Группе участников, состоящей из 200 аутичных учащихся, исследователи продемонстрировали ряд видеороликов, изображавших детей, которые играли в символические/воображаемые игры с игрушками. После просмотра видеосюжетов, аутичных детей поощряли к тому, чтобы они копировали поведение детей на экране. Значительному количеству учащихся удалось скопировать поведение символической игры после просмотра видеосюжетов.
Методы игровой терапии при аутизме
К игровой терапии для работы с детьми с аутизмом, как правило, относят такие методы, как Floortime, проект P.L.A.Y. и ненаправленная игра.
Модель DIR: Floortime
Наиболее популярным видом игровой терапии при аутизме является метод DIR – «модель, основанная на развитии, индивидуальных различиях и взаимоотношениях» (Dr. Stanley I. Greenspan), также известная как Floortime. Floortime представляет собой подход, в рамках которого процессом игры управляет ребенок, а его игры с родителями, учителями и терапистами основываются на индивидуальных интересах самого ребенка. Терапевтическая игра направлена на достижение шести целей для каждой из вех развития:
- Интерес к окружающему миру и самосознание. Участие ребенка, проявляемое к событиям в окружающей среде, и его способность к пониманию своей окружающей среды могут быть затруднены проблемами обработки сенсорных стимулов. Игровая терапия призвана привлечь ребенка к окружающей его среде и работать над любыми поведенческими или сенсорными проблемами взаимодействия, когда это возможно.
- Построение взаимоотношений. Игра помогает построению близости, поскольку ребенок начинает узнавать лица, звуки и распознавать речь. По мере того как ребенок становится все более опытным в этих областях, у него развиваются важные когнитивные и моторные навыки, которые помогают ему в усовершенствовании навыков коммуникации и построении взаимоотношений.
- Способность к двухсторонней коммуникации. Игровые занятия могут помочь ребенку обучиться двухсторонней коммуникации и лучше понять механизмы причинно-следственной связи и решения проблем, что будет способствовать когнитивному и социальному развитию.
- Комплексная и невербальная коммуникация. Комплексная коммуникация относится к невербальной коммуникации, такой как мимика лица, язык тела и жесты. Игра может помочь ребенку разобраться в значениях невербальных коммуникативных реакций других людей.
- Интерпретация эмоциональных идей. Эмоциональные идеи являются частью абстрактного мышления, и игра может помочь ребенку с их интерпретацией и участием в символических играх. Воображаемые игры зачастую вызывают некоторые затруднения у аутичных детей, потому родители и специалисты могут руководить игровым процессом, чтобы поощрить ребенка к воображаемой и символической игре.
- Выражение эмоционального мышления. Посредством игры ребенок может лучше разобраться в своих собственных эмоциях и эмоциях других людей. Игра может помочь ему в формировании механизмов управления эмоциональными реакциями в стрессовых ситуациях.
Подготовленный специалист может помочь родителям разработать план внедрения Floortime в жизнь их ребенка, а также дать рекомендации в отношении конкретных ситуаций и обстоятельств, связанных с ним.
Проект P.L.A.Y.
Проект «Игра и речь у аутичных детей» (The Play and Language for Autistic Youngsters — P.L.A.Y.
) представляет собой лечебную программу, основанную на работе доктора Гринспена и его методике Floortime, но с большим акцентом на индивидуальном участии родителей, а также на сотрудничестве родителей с экспертами в области аутизма. Доктор Ричард Соломон создал проект P.L.A.Y.
в 2001 году. Эта программа соответствует рекомендациям Национальной академии наук в отношении лечения аутичных детей. Методика проекта включает в себя:
• Раннюю диагностику и вмешательство
• Интенсивный терапевтический план, предполагающий 25 учебных часов в неделю
• Игровые занятия, представляющие собой индивидуальное взаимодействие педагога / игровых партнеров с аутичным ребенком
• Увлекательные игры для каждого из этапов развития
Исследование ненаправленной игры (2007)
В лечении детей с аутизмом тераписты также используют метод ненаправленной, или управляемой ребенком игры. Исследование, проведенное Британским Университетом г.
Йорк в 2007 году, показало, что посредством ненаправленной игры ребенок с глубоким аутизмом может строить межличностные взаимоотношения и совершенствовать социальные навыки.
Терапист провел 16 сессий игровой терапии с 6-летним мальчиком, страдающим тяжелым аутизмом, который со временем начал демонстрировать следующие улучшения в области социальных и коммуникативных навыков:
• Ребенок продемонстрировал растущее доверие и привязанность к терапевту
• Проявил признаки формирования большей самостоятельности
• Начал играть в более творческие игры
• Исследование показало, что дети с аутизмом серьезной степени тяжести могут улучшить свои социальные и эмоциональные навыки при помощи ненаправленной игры, а также продемонстрировало необходимость в проведении большего числа исследований в отношении преимуществ игровой терапии при лечении детей с аутизмом.
Рекомендации для родителей по поиску игрового терапевта для ребенка
Получите консультацию у врача, ведущего вашего ребенка, а также у местных организаций поддержки семей с аутичными детьми, и попросите рекомендации в отношении выбора квалифицированного игрового терапевта. Игровая терапия может дополнить практически любой существующий план вмешательства при аутизме. В зависимости от потребностей вашего ребенка, вас может устроить специалист, работающий по методике Floortime, детский психолог или оккупационный терапевт, если они имеют опыт в использовании техник игровой терапии при работе с аутичными детьми. Источник: http://autism.lovetoknow.com/Play_Therapy_Techniques
Источник: http://autism-aba.blogspot.ru/2014/07/play-therapy-techniques.html
Игровая терапия при работе с детьми
Игровая терапия – это наиболее естественная и эффективная форма работы с детьми.Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. Это средство для выражения чувств, исследования отношений и самореализации.
Когда им предоставляется такая возможность, дети разыгрывают свои чувства и потребности примерно так же, как это делают взрослые.
Игра – символический язык для самовыражения, и игра может открыть взрослым, что пережил ребенок, как он реагирует на то, что пережил, какие чувства испытывает при этом, какие желания, мечты и потребности возникают у ребенка и каковы особенности его «Я- концепции»*.
О первостепенном значении игры для развития ребенка свидетельствует тот факт, что Организация Объединенных Наций (ООН) провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка.
Цели игровой терапии:
- игровая терапия помогает ребенку словесно выразить свои чувства и эмоции;
- помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
- расширяет круг интересов ребенка;
- является средством для работы с механизмами психологической защиты** (например, вытеснения проблемы).
Показания к игровой терапии:
- эмоциональные состояния после развода родителей;
- снижение тревоги у детей;
- облегчение состояния при соматических заболеваниях;
- ослабление агрессивного поведения;
- улучшение успеваемости в учебе;
- уменьшение затруднений в общении;
- коррекция эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и т.п..
Игровой материал
Игрушки из реальной жизни:
- куклы;
- домики;
- посуда;
- машины;
- медицинский набор и т.п..
Игровой материал для снятия агрессии и страхов:
- солдатики;
- монстры;
- оружие;
- маски волка, бандита, чудовища и т.п..
Игровой материал для развития творческого мышления:
- пластилин или глина;
- краски, карандаши и фломастеры;
- конструкторы, мозаика и т.п..
Этапы игровой терапии:
I этап: установление контактов и свободная игра с ребенком, знакомство с игровой комнатой.
II этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек. В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль (что само по себе обладает лечебным эффектом).
III этап: продолжение свободной игры ребенка.
Ведущему игровой терапии следует заранее составить предполагаемый план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели игровой терапии.
Метод игровой терапии предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. Аналогичным средством терапии является рисунок. Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка. Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.
Ведущий игровой терапии должен:
- Наблюдать за процессом игры: как играет ребенок, как подходит к игровому материалу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?
- Анализировать содержание игры: темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?
- Оценивать навыки общения ребенка: чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Вовлечен ли ребенок в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?
- Осуществлять контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: «А дома ты любишь все расставлять по местам?»
- Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: «Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном».
- Возвращать ребенка к ситуациям его жизни: «А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?»
- Не прерывать течения игры — дождаться естественной паузы.
Детский возраст – это важный период в жизни и развитии каждого человека, поэтому грамотный и вовремя направленный подход к психике ребенка обеспечивает развитие гармоничной и здоровой личности в будущем.
*«Я-концепция» – это система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
**механизм психологической защиты – понятие, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на уменьшение отрицательных переживаний.
Статью подготовила: клинический психолог – Е. О. Шахрай
Источник: http://profilaktika.tomsk.ru/?p=4105
Игротерапия
Игровая терапия — это метод психотерапевтического воздействия на взрослых и детей, предусматривающий применение игры. Испытывать потребность в игре и обладать способностью в неё включаться человек может практически в любом возрасте, а для ребенка игра является основной формой познания окружающего его мира и основным видом его жизнедеятельности.
Что собой представляет метод игровой терапии?
В понятие “игротерапия” входит множество различных методик, влияющих посредством игры на развитие личности и её адекватную самооценку.
Это одна из разновидностей психодрамы, основанная на использовании игр и “игрушек”, включающих в себя любые бытовые мелочи, позволяющие клиенту потрогать, послушать, рассмотреть и вспомнить то, что беспокоило его на протяжении многих лет, и, в конце концов, породило душевную болезнь и аддиктивное поведение.
У каждой игры имеются свои правила, однако они не могут предсказать все возможные варианты и ходы. То есть, игровая терапия представляет собой одновременно хранилище норм и непредсказуемость жизненных ситуаций.
Она требует от своих участников обязательного соблюдения правил, но, вместе с тем, допускает различные импровизации и вариабельность поведения, так как игра — это противоречивое единство необходимости и свободы, конкретных игровых обстоятельств и условных поведенческих границ.
Особенности метода игровой терапии
Наиболее характерной особенностью игротерапии является её двуплановость:
- Прежде всего, она предусматривает решение конкретных, зачастую нестандартных задач, но, вместе с тем, некоторые моменты в игровой деятельности носят достаточно условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации, не опасаясь за последствия.
- Именно благодаря двуплановости игровой терапии достигается псикоррекционный эффект. При развитии игры происходит постоянная смена ситуаций, в которых объект принимает самое активное участие и вынужден быстро приспосабливаться к этим изменениям.
Цель и задачи игротерапии
Современная психологическая коррекция, ориентированная на взрослых, использует игры как специальные упражнения социально-психологического тренинга и групповой психотерапии. При помощи игры снимается тревога и напряженность и создаются близкие отношения между участниками группы.
Психокоррекция, ориентированная на детей, использует игры для правильного построения диалога, снижения их гиперактивности и агрессии.
Таким образом, игровая терапия, оказывая сильное влияние на развитие личности, направлена на создание близких отношений между участниками группы, снятие напряженности, повышение самооценки, а также на развитие и укрепление веры в себя в разных жизненных ситуациях. Это становится возможным благодаря тому, что в процессе игры практически полностью снимается опасность каких бы то ни было социально значимых последствий.
Кому помогает игровая терапия, в каких случаях и для коррекции каких проблем используется?
Игротерапия рекомендована пациентам:
- с социальными проявлениями инфантилизма
- для лечения замкнутости и необщительности
- при поведенческих нарушениях и вредных привычках
- при тревожно-фобических расстройствах
- в случае гиперконформности и полной зависимости от мнения окружающих
- при неадекватной половой идентификации
- при сверхпослушании
- для лечения заикания.
Эта методика облегчает состояние пациентов при психосоматических патологиях (нейродермите, бронхиальной астме, язвенном колите, дискенезии желчевыводящих путей и др.)
Вместе с тем игротерапия помогает при коррекции селективного мутизма, выдергивании волос, агрессивном поведении, а также улучшает эмоциональное состояние детей после развода их родителей, помогает заброшенным детям и детям, подвергающимся насилию, отстающим в речевом развитии, а также используется для эмоционального и интеллектуального развития умственно-отсталых детей.
Источник: http://medafarm.ru/psychology/igroterapiya
Игровая терапия, центрированная на ребенке. Практика и философия подхода
Это единственная в России программа повышения квалификации психологов в области недирективной игровой терапии, основанная на лучшем мировом опыте и практике работы с детьми ведущих специалистов Института Практической Психологии и Психоанализа.
Игровая психотерапия, центрированная на ребенке, становится все более популярной в нашей стране. В отличие от взрослого, ребенку очень сложно с помощью слов описать свои эмоции, страхи и переживания.
Попадая в естественную для себя среду — игру, дети быстрее раскрываются, им проще рассказать о своих истинных чувствах и изжить возникшую проблему.
Вот почему игровая терапия считается очень эффективным и экологичным видом психотерапевтической помощи.
Сфера применения игровой терапии достаточно широка, начиная от частной практики и заканчивая работой с детьми в образовательных и медицинских учреждениях. Этот метод дает прекрасные результаты в работе с нормально развивающимися детьми, испытывающими временные трудности, а также с детьми, страдающими невротическими расстройствами, и с детьми с ограниченными возможностями.
Одним из важных преимуществ этой программы является ее ярко выраженная практическая направленность и всеобъемлющий глубокий подход к изучению данной темы. Не случайно данная программа предусматривает только очное участие.
Занятия проходят, как в учебных аудиториях, так и в специально оборудованном кабинете игровой терапии, где осуществляется работа с детьми.
Программа сочетает в себе тренинги навыков, необходимых для работы, анализ кейсов и работу с убеждениями.
После окончания программы все участники будут понимать механизмы действия игровой терапии, центрированной на ребенке, и освоят базовые навыки игрового терапевта. Относительная компактность программы (80 академ. часов) достигнута тщательным отбором предлагаемых тем, но не в ущерб глубине освоения подхода.
После прохождения программы возможна профессиональная поддержка подготовленных специалистов со стороны Ассоциации специалистов по игровой психотерапии (в форме интервизий и супервизий).
Четвёртый модуль программы ведёт Сюзи Каган — известный мировой специалист в области детской игровой психотерапии, основатель и президент Ассоциации игровых психотерапевтов Израиля.
Программа состоит из четырёх модулей.
Литература к курсу:
- Игровая психотерапия. Сборник статей. Научно-практическое издание.- М.: ООО «Адвансед солюшнз», 2016.
- Журнал практического психолога. Специальный выпуск «Игровая терапия: недирективный подход» №1, 2015
- Крафт А., Лэндрет Г. Родители как психотерапевты. Прислушаться к игре своего ребенка: пер. с англ. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2000.
- Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми.- Спб.: Речь, 2001.
- Лэндрет Г. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ.Л.Р.Мошинской /Предисл. А. Я. Варга — М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Лэндрет Г. (ред.). Новые направления в игровой терапии. М., Когито-Центр, 2007.
- Мустакас Кларк. Игровая терапия.- Спб.: Речь., 2000.
- Экслайн В. Игровая терапия. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2007.
- Cochran, N.H., Cochran J.L., Nordling W. J. (2010) Child-Centered Play Therapy: A Practical Guide to Developing Therapeutic Relationships with Children. John Wiley & Son
- Kottman, Terry. (2011) Play therapy: basics and beyond. Second Edition. Alexandria, VA: American Counseling Association.
- Moustakas Clark( 1997) Relationship play therapy/ Rowman & Littlefield Publishers, Inc.
- Ray, Dee. (2011). Advanced Play Therapy: Essential Conditions, Knowledge, and Skills for Child Practice. NY.: Routledge Taylor and Francis Group.
- Schaefer, C. (Ed.). (2011). Foundations of play therapy (2nd ed.).New Jersey, NJ: John Wiley & Sons, Inc.
ОТЗЫВЫ О ПРОГРАММЕ
Источник: http://psychol.ru/additional/povyshenie-kvalifikacii/igrovaya-terapiya-centrirovannaya-na-rebenke-praktika-i-filosofiya-podhoda