Деструктивность: все значения явления

и защита от них

Понятие девиантного и деструктивного поведения

Девиантное поведение – поведение человека, нарушающее норму, выходящее за пределы некой области, описывающей средние значения признака. И как следствие этого – искажение духовных ценностей личности и асоциальное, противоправное, аддиктивное поведение, а также проституция, беспризорность, суицид и др.

Аддиктивное поведение – это один из видов девиантного поведения с формированием устойчивой зависимости в стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния.

Это осуществляется посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Различают аддиктивное поведение фармакологического (алкоголизм, наркомания, токсикомания, курение) и нефармакологического (игромания, интернет-зависимость, сектантство, клептомания) характера. Оно представляет серьезную угрозу для здоровья (физического и психического) не только для самих зависимых, но и для окружающих.

Причины девиантного поведения.

В последнее время в России сохраняется неблагополучие в сфере детства: негативные тенденции в демографических процессах; высоко число разводов, в том числе в семьях, имеющих детей; фиксируется ухудшение здоровья детей, их питания, быта, досуга; жестокое обращение с детьми; насилие над ними; детская безнадзорность; преступность и социальное сиротство; растущая детская смертность. Все это ухудшает положение подростков и молодежи, делает их наименее защищенными в социальном отношении гражданами, лишает их позитивных перспектив в будущем. Проблема девиантного поведения молодежи приобретает масштабы национальной трагедии. По мнению некоторых специалистов, такая тенденция через несколько лет может привести к необратимому процессу разрушения генофонда.

Выделяют следующие причины, приводящие к девиантному поведению:

I. Внешние (общественные):

1)   социальное неравенство: низкий, подчас нищенский уровень жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; расслоение общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.;

2)   морально-этический фактор: низкий морально-нравственный уровень общества, бездуховность. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, проституции, увеличении насилия и правонарушений;

3)   окружающая социальная среда, которая нейтрально относится к девиантному поведению; недостатки социально-культурной сферы, неустроенный досуг. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

II. Внутренние (личностные):

1)   сниженная переносимость трудностей повседневной жизни;

2)   неудачи в учебе или на работе, разочарование в людях;

3)   низкий уровень умственного развития, препятствующий правильному самоанализу поведения и прогнозированию его последствий;

4)   неудовлетворенные социальные потребности, которые создают внутренний конфликт личности и ведут к формированию аномальных потребностей;

5)   недостаток самостоятельности мышления, большая внушаемость;

6)   низкая познавательная активность, обеднение духовных потребностей.

В профилактике девиантного поведения необходимо сотрудничество власти с общественными организациями, системами образования и здравоохранения. В таблице 6 представлены основные направления профилактики девиантного поведения.

Таблица 6

Характеристика направлений профилактики девиантного поведения

Направления профилактики Задачи Пути реализации
Педагогическое Формирование установок на здоровый образ жизни Работа на уроках и внеклассная работа
Психо-гигиеническое Коррекция направленного воспитания и ранних аномалий развития личности Индивидуальная психологическая и педагогическая работа с трудными детьми и подростками
Санитарно-гигиеническое Повышение санитарной грамотности и культуры здоровья на всех возрастных уровнях Антиникотиновая, противоалкогольная и противонаркотическая пропаганда сре­ди школьников, родителей и окружающих людей
Медико-социальное Работа с детьми группы риска, т.е. с детьми и подростками, употребляющими ПАВ Оздоровление микросоциальной среды, выявление мотивов приобретения вредных привычек, ранняя постановка на учет и включение в группы наблюдения у нарколога
Административно-правовое Насильственное пресечение распространения ПАВ среди детей и подростков Система ограничений и запретов, вытекающих из принятых законодательных актов
Экономическое Обеспечение национальной безопасности Система государственных мероприятий, уменьшающих экономическую зависимость бюджета от игорного бизнеса, продажи алкоголя и табачных изделий

Большую роль в профилактике девиантного поведения могут сыграть средства массовой информации, которые в значительной степени формируют общественное мнение.

К сожалению, сегодня телевидение и пресса зачастую пропагандируют асоциальный образ жизни: употребление пива, курение, беспорядочные половые связи и т.п.

С другой стороны следует отметить появление социальной рекламы, направленной на профилактику девиантного поведения, пропаганду здорового образа жизни.

Деструктивное поведение. Деструктивное поведение по отношению к девиантному – регрессивная, негативная форма девиантного поведения, связанная с разрушением субъектом структур как «составляющих» его (организм), так и заключающих его в «себе» (общество).

Деструктивное поведение – это поступок, направленный на разрушение внешних структур и выстраивание собственного, отличного от других, структурного образа (идентичности).

Деструкция начинается с выхода за пределы нормы, с девиации, но не обязательно девиация должна превратиться в деструкцию, поскольку девиация может уточнить, расширить и обогатить содержание нормы в своей позитивной форме.

Деструктивность по Фрейду выступает в виде отрицательного отношения человека к самому себе или к другим и соответствующего этому отношению поведения. Э. Фромм полагает, что глубокой деструктивности по отношению к другим людям нет у тех, у кого мало враждебности по отношению к самому себе.

В своей работе «Анатомия человеческой деструктивности» Э. Фромм рассматривает деструктивное поведение в виде отклика человека на разрушение нормальных человеческих условий бытия.

Деструкция социальных отношений порождена ситуацией, когда человек сталкивается с невозможностью реализовать свои потребности, в результате чего возникают деформированные стремления и влечения.

Ц. П. Короленко к основным типам деструктивного поведения относит аддиктивное, антисоциальное, суицидное, конформистское, нарцисстическое, фанатическое и аутическое.

Целями внешне деструктивного поведения могут являться:

– уничтожение другого человека: убийство (индивидуальное или массовое, которое может осуществляться в ходе войны), каннибализм;

– разрушение социума или определенных общественных отношений: террористический акт, революция, государственный переворот;

– разрушение неодушевленных предметов, архитектурных памятников и других произведений искусства (вандализм), а также природной среды.

Таким образом, деструктивное поведение охватывает совокупность таких сфер как социальные отношения (социальная позиция, роль, профессия, семья) и физиологические (индивидные) основания самого субъекта (здоровье).

В этом случае деструктивное поведение описывает широкий круг феноменов, зачастую признающихся самостоятельными поведенческими реакциями: различные формы делинквентных действий (корыстные, насильственные действия) алкоголизм, наркомания, суицидальную активность и прочие особенности.

Источник: http://xn—-7sbabeyoc2augbjcmunct7d7goa0d.xn--80afh5aqv.xn--p1ai/chitat-posobie/glava-2-opasnosti-individualnogo-haraktera/2-2-opasnosti-deviantnogo-i-destruktivnogo-povedeniya/

Что такое деструктивность?

Что такое деструктивность?

  1. Структурность, упорядоченность- а вот обратное деструктивность, деупорядоченность.
  2. вс в этом физическом мире имеет начало, середину и конец. так вот, деструктивность — это конец
  3. Год назад моя дочь закончила институт. (Специальность-социальная психология) . Училась она заочно и иногда просила меня: » Мам, напиши мне реферат на такую-то тему». Учиться я всегда любила, психологией всегда интересовалась, ну и желание помочь дочери всегда присутствовало. Сбросила мне смс-ской тему: » Деструктивная личность в коллективе». И погрузилась я в тему… .Меня просто ошарашило это слово-ДЕСТРУКЦИЯ… ДЕСТРУКТИВНОСТЬ… ДЕСТРУКТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК… Страшное слово…. Сразу -негативное…. резкое…. неприятное.. . В словаре:

    Деструкция, деструктивность (от лат. destructio разрушение) 1) в широком смысле разрушение, нарушение нормальной структуры чего-либо; уничтожение; 2) в узком смысле НАПРАВЛЕННОСТЬ ПСИХИКИ и поведения человека на разрушение объектов и субъекта.

    У животных явления, напоминающие деструктивную деятельность, крайне редки и наблюдаются в основном у насекомых. Так, пчелы, муравьи, термиты знают членов своей колонии по запаху и убивают любого вторгшегося к ним инородца У высокоорганизованных животных отношение к чужакам становится терпимее.

    У них иерархические и территориальные проблемы обычно решаются с помощью ритуальных боев и демонстрационного поведения. Аналог деструктивной деятельности мы можем наблюдать лишь у крыс (!!!!) Не зря мы говорим, осуждая неблаговидный поступок человека- ТЫ поступил, как КРЫСА.

    Это очень-очень страшное обвинение! Описывая поведение крыс исследователи отмечают, что по отношению к представителям другого сообщества они ведут себя как профессиональные убийцы. Они медленно подкрадываются, затем внезапно прыгают и наносят ничего не подозревающей жертве, которая, например, ест у кормушки, укус в шею сбоку, весьма часто задевающий сонную артерию.

    Что касается людей, то Деструктивность поведения, учные связывают с низким содержанием серотонина в мозге, количеством гормонов, тестостерона и т. д. и т. п. Не будем углубляться в медицинские термины… Это скучно.

    С точки зрения психологии деструктивное поведение обнаруживается у людей испытывающих чувство неполноценности, у тех, кто борется за превосходство посредством эгоистического поведения и озабочен достижением личной славы за счет других.

Самоутверждение, самореализация пронизывают всю нашу жизнь. Это очень мощная сила, которая может действовать по-разному. Она может творить, создавать человека, вознося его чуть ли не до божественных высот, а может и разрушать его, полностью лишать человеческого облика, низвергать в бездны звериного.

Надеюсь, я доступно рассказала Вам об этом «нехорошем «слове? Желаю Вам встречать в своей жизни только позитивных, созидательных, духовно богатых людей!

  • Способность к разложению структур на составляющие. Без этого невозможно формирование абстрактных понятий и переход от одного вида креативности к другому.

    Мгновенный акт, позволяющий, например, написать музыку по литературному произведению.

  • ДЕСТРУКТИВНОСТЬ. — разрушительность; стремление к порче; неплодотворность; противоп. — креативность (созидательность)
  • Разрушительное влияние, пагубное, негативное.
  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/filosofiya-nepoznannoe/filosofiya/chto-takoe-destruktivnost/

    Человеческая деструктивность по Эриху Фромму — что это такое

    В человеческой природе сокрыто множество парадоксальных загадок. Одним из таких парадоксов является стремление человека к разрушению окружающего мира и самого себя – человеческая деструктивность. Парадоксально такое явление потому, что противоречит закону выживания и инстинкту самосохранения.

    Что такое деструктивность

    Почему человек, у которого есть все физические и интеллектуальные данные для того, чтобы творить и создавать нечто прекрасное, полезное и жизнеутверждающее, действует деструктивно?

    Деструктивность как явление – это полное разрушение или нарушение нормальной структуры чего-либо, производимое личностью и направленное либо вовне (на других людей, предметы), либо на самого себя.

    Деструктивность как свойство человеческой личности – это негативное отношение к себе и другим людям, проявляющееся в соответствующем разрушительном поведении.

    Человеческую деструктивность также рассматривают как:

    • установку причинять вред себе или другим людям,
    • сознательное желание вредить ради получения удовольствия,
    • неадекватную и примитивную реакцию на препятствия и трудности, чаще всего вызванную страхом,
    • модель поведения, направленную на возвышение собственной личности за счет унижения или полного уничтожения других людей.

    Деструктивность принято считать явлением патологическим. Садизм, вандализм, некрофилия, террор, войны, экоцид, наркомания, убийства и самоубийства – вот некоторые из тех деструктивных явлений, что наблюдаются в современном обществе.

    Деструктивные действия вредят не только человеку, предмету или явлению, на которое они направлены, но и самому разрушителю. Например, такое деструктивное явление как месть не приносит счастья мстителю.

    Хотя он надеется, что месть принесет облегчение, как правило, наоборот, достигая цели, чувствует себя еще хуже, количество негативных переживаний увеличивается.

    Разрушая чью-то жизнь, мститель рушит свою и уничтожается все доброе в себе.

    Негативные последствия деструктивности не заставляют себя долго ждать, и чаще всего проявляются в форме:

    • страданий разрушителя и его жертв,
    • деградации личности разрушителя,
    • возникновения у разрушителя физических и психических расстройств, заболеваний, негативных привычек, зависимостей,
    • ответной деструктивной реакции со стороны потерпевшего (что влечет за собой цепную реакцию и приводит к разрастанию конфликта),
    • распространения аморальности, беспринципности, безнравственности в обществе.

    Человеческая деструктивность по Э. Фромму

    Феномен человеческой деструктивности изучали такие психологи как А. Адлер, К.Г. Юнг, С. Шпильрейн, З. Фрейд, В. Райх и другие. В наше время наибольшую популярность и признание заслужила теория немецкого психолога, социолога, философа Э. Фромма, изложенная в его труде «Анатомия человеческой деструктивности» (1973г.).

    Во второй половине прошлого века Э. Фромм отметил факт: чем менее развито общество, тем реже случаются в нем войны. Действительно, по мере исторического развития цивилизации, деструктивные тенденции в обществе все больше возрастают, хотя логично было бы предположить обратный процесс.

    Человеку не нужно воевать, чтобы выжить, цивилизация предоставляет все блага, есть понимание того, что любой конфликт можно решить мирным путем, однако войны и оружие становятся все более и более изощренными и жестокими.

    В цивилизованном обществе потребности человека относительно легко удовлетворить, не нужно никого убивать, чтобы выжить. Но человек, живущий в комфорте и достатке, все равно склонен к разрушению и саморазрушению.

    Такую тенденцию Э. Фромм объяснял существованием двух видов деструктивности:

    1. Доброкачественная. Является оборонительной, служит психологической защитой и обеспечивает выживание в случае возникновения угрозы жизни. Как только угроза или опасность исчезают, стремление разрушать тоже пропадает.
    2. Злокачественная. Является необоснованной, не служит цели выживания и самозащиты. Деструктивное поведение, отличающееся особой, бессмысленной жестокостью, по мнению Э. Фромма, свойственная только людям.

    Именно потому, что человеческая деструктивность злокачественна, человек способен не просто мучить и убивать себе подобных, но делать это без биологических и материальных причин, испытывая при этом удовольствие.

    Получается, что человечество как вид бесчеловечно. Один человек, глядя на другого, скорее увидит в нем врага, а не друга, сородича, собрата, «своего» (какими люди являются друг для друга на самом деле), если он другой национальности, расы, по-другому одет, говорит, ведет себя и так далее.

    Чужой человек воспринимает не как человек даже, а как другой биологический вид. Если люди не разовьют в себе «чувство родства», процесс самоуничтожения не остановится и человечество исчезнет без следа.

    Как преодолеть разрушительные тенденции

    Деструктивность свойственна каждому человеку, но для кого-то разрушительный тип поведения является преимущественным, а кто-то бывает агрессивен и зол только в неординарных, критических, стрессовых ситуациях.

    Тенденции к саморазрушению и разрушению внешнего объекта часто обнаруживаются у подростков, психически нездоровых, агрессивных, имеющих различного рода зависимости людей, правонарушителей и преступников.

    Полностью побороть стремление к разрушению невозможно, его можно только уменьшить, отыскав причины деструктивности поведения и поработав над их устранением.

    Основными причинами человеческой деструктивности являются:

    • невозможность самореализоваться,
    • конформизм,
    • изолированность, одиночество,
    • нарциссизм,
    • неуверенность в себе, комплекс неполноценности,
    • ощущение собственной незначительности,
    • ощущение безразличия или презрения со стороны окружающих,
    • скука, пассивность,
    • депрессия.

    Помочь себе побороть деструктивность можно воспользовавшись такими рекомендациями:

    • избавиться от страха показаться неполноценным, глупым, слабым, беззащитным человеком и прочих тревог;
    • развивать сочувствие, сопереживание, эмпатию, альтруизм;
    • научиться доверять себе, людям, течению жизни;
    • осознать, что повысить собственную значимость в глазах людей (и не нажить при этом врагов), можно развиваясь как личность и самосовершенствуясь, а не унижая других и разрушая их жизни;
    • периодически трансформировать накопившуюся агрессию, перенаправляя ее в конструктивное русло;
    • свободно заниматься творчеством, чтобы иметь возможность выражать себя и проявлять негативные переживания, не причиняя при этом никому вреда.

    Преодолевая собственную деструктивность, можно помочь всему человечеству справиться с этой проблемой и перейти на новый, действительно цивилизованный и миролюбивый этап развития.

    Ждем Вашей оценки

    Источник: https://ourmind.ru/chelovecheskaya-destruktivnost

    Деструктивность

    Деструктивность — свойство личности, сопровождающееся отрицательным отношением человека к самому себе и другим, а также соответствующим этому разрушительным поведением.
    xapaktep.net

    Согласно Эриху Фромму, деструктивное поведение проявляется в виде сознательного желания разрушать и возвеличивать себя над другими. «Человек отличается от животного тем, что он — убийца», — пишет ученый. — «Он может быть деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей».

    Основными причинами разрушительного поведения человека являются отсутствие возможностей для творческой самореализации, конформизм, ощущение изолированности, незначимости, нарциссизм, одиночество, неуверенность в себе, а также хроническая депрессия и скука. Согласно теории Фромма, индивидуум пытается компенсировать чувство собственной неполноценности, унижая и мучая других.

    Преодоление деструктивности в характере зиждется на понимании того факта, что самоутверждение за счет других является ложным и никогда не будет подтверждением истинной самодостаточности человека.

    • Деструктивность — это агрессивные, разрушительные действия по отношению к себе и другим.
    • Деструктивность — это неконструктивная, «детская» реакция на препятствия, ущемление интересов.
    • Деструктивность — это следствие нерешенных психологических проблем человека.
    • Деструктивность — это обратная сторона страха.
    • Деструктивность — это попытка возвысить себя за счет унижения окружающих.

    Источник: http://www.xapaktep.net/vices/bohemian/destructiveness/desc.php

    Признаки деструктивного мышления

    Я как-то писал статью о необходимости избавления от негативного мышления, и сегодняшняя заметка как бы её продолжение. На мой взгляд, явной деструктивности мышления подвержено подавляющее большинство нормальных людей, и мне это очень не нравится.

    Данный список оформился у меня в ходе наблюдений за собой и окружающими меня людьми, в реальной жизни или интернетах. Описываемые здесь явления чаще всего проявляются в самый продуктивный период жизни — 25-40 лет.

    Если вы обнаружите у себя какие-то из перечисленных признаков — задумайтесь. Явление имеет свойство усиливаться со временем, захватывая всё большие зоны внимания. В конце концов, человек превращается в брюзжащего нытика. Не советую.

    Неожиданное прозрение

    Начну с себя. Этот пункт в какой-то мере присущ мне, но я борюсь с ним по мере возможностей. Суть в том, что человек начинает агрессивно отвергать тот путь, по которому еще недавно шел сам.

    Если кто давно читает этот сайт, то знает, что несколько лет назад я был велофетишистом, а теперь, прозрев, выступаю за практичный взгляд на велосипедное хобби. Пожалуй, иногда меня слишком заносит, и я даю слишком негативные оценки фетишистскому подходу.

    Как и везде, здесь не может быть черного или белого, поэтому последнее время я стараюсь поменьше делать выпадов в сторону моей бывшей позиции, хотя и признаю её в целом не очень правильной.

    Если вы начали резко отрицать то, чему еще недавно были преданы — это плохой признак. Так делают «завязавшие» алкоголики, по понятной причине. Не может быть так, чтобы тогда не было ничего хорошего и оттуда нельзя вычленить полезный опыт.

    Внутреннее чувство обиды

    Если вы по настоящему умеете обижаться, или еще хуже — делаете это часто, то рискуете испортить свой характер, продолжая идти по этому пути. Самое страшное, что вы можете прожить с чувством глубокой обиды на окружающий мир всю жизнь.

    Недооценивают друзья и близкие, мало платят на работе, государство не делает того, что должно делать. Что характерно, чаще всего у вас есть все поводы для обид. Мир устроен несправедливо.

    Не попадайтесь в эту ловушку — мир вам ничего не должен. Никто ничего не принесет, не оценит, не поднимет зарплату. Можете обижаться до конца жизни, а можете подумать, как это изменить. Иначе останетесь никому не нужным нытиком и брюзгой.

    Я слышал фразу «Каждый заслуживает то, что имеет. И чего не имеет — тоже». Это — чистая правда. Обижайтесь на окружающий несправедливый мир, продолжайте плыть, как известная субстанция, и окажетесь там, где заслуживаете.

    Или же признайте, что только вы отвечаете за свой путь, начните менять жизнь прямо сейчас — и тоже окажетесь там, где заслуживаете. Выбор за вами.

    Бесполезная «критика»

    Этот пункт я особенно не переношу в людях, потому что он деструктивен не только по отношению к себе, но и по отношению к окружающим. Объясните мне, откуда пошла традиция выдавать свое субъективное мнение за критику? Почему людям так важно донести до остальных свое отношение, причем в абсолютном большинстве случаев негативное?

    Если вы замечаете себя за таким занятием, то попробуйте проанализировать, зачем вам это надо. Скорее всего, вы придете к тому, что таким образом заполняется пустота, образовавшаяся от того, что вы по-настоящему ничем не заняты. Я говорю не про работу, а про душу.

    Как только человек начинает что-то творить, у него сразу отпадает желание критиковать. Я уж не знаю, почему так происходит, но, как правило, это действует. Я редко видел людей, которые умудряются делать что-то хорошее, успевая нагадить на окружающих. Они есть, но чаще всего они — гении, им простительно.

    Источник: http://kotovski.net/priznaki-destruktivnogo-myishleniya/

    Ссылка на основную публикацию