Что такое профессиограмма

Что такое профессиограмма?

Профессиограмма — это краткое описание профессии с упором на психологические качества работника.  По научному — это «обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области». Другими словами —  некий трафарет, по которому можно отбирать работников на вакантные рабочие места.

Например, если менеджер по работе с клиентами закончил МГУ, но имеет вспыльчивый характер — то его нельзя ставить на работу с ВИП-ами, хоть бы у него и был красный диплом.

  Или непьющий  и некурящий водитель, прекрасно ремонтирующий двигатель, но с замедленной реакцией  опасен для пассажиров и других участников дорожного движения.

Для примера рассмотрим профессиограмму бухгалтера (простого, не главного):

Компонентыпрофессиограммы Содержание компонентов профессиограммы
1. Содержание труда: Бухгалтер осуществляет бухгалтерский учет финансовых средств предприятия, ревизию и финансовый контроль, проверяет достоверность полученной информации, контролирует соблюдение законности при расходовании финансовых средств.
2. Профессионально важные качества работника
2.1 Психофизиологические параметры: Устойчивость и концентрация внимания; высокая работоспособности и устойчивость к монотонии; хорошие показатели кратковременной памяти.
2.2 Личностные качества: Интраверсия, организованность, добросовестность, серьезность, консерватизм, интернальный локус контроля, осторожность, бдительность.
2.3 Интеллектуальные качества Логическое мышление, вербальный интеллект, способность к вычислениям
3. Знания, умения, навыки Бухгалтер должен знать статистику, финансы, кредит, технологию конкретной области организации, методику составления отчетности, нормативные документы. Должен уметь быстро и правильно считать в уме (для контроля возможных ошибок калькулятора).
4. Условия работы  В помещении; социальные контакты ограничены; рабочая поза — сидячая работа; работа на компьютере; чаще всего работа одну смену, но возможна сверхурочная работа; работа жестко регламентирована инструкциями и носит индивидуальный характер.
 5. Медицинские противопоказания:  Плохое зрение; заболевания вегетативной нервной системы (сосудистая дистония, гипертония, мигрень, головные боли другой природы); пограничные нарушения психики (чрезмерная мнительность, тревожность).
 6.Требования к профессиональной подготовке  Требования к предварительной профессиональной подготовке:хорошая подготовка по математике. Обучение и квалификационные требования: финансово-экономические и торговые техникумы, колледжи и ВУЗы, экономические факультеты ВУЗов, курсы бухгалтеров.
7.Занимаемый сегмент на рынке труда
7.1 Родственные профессии Налоговый инспектор, экономист, финансист, аудитор, преподаватель по этим специальностям в учебном заведении.
7.2 Диапазон должностей Бухгалтер – руководитель подразделения — главный бухгалтер
7.3 Возможность предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности бухгалтер может выполнять функцию аудитора в аудиторской фирме или привлекаться коммерческими структурами по договору для составления отчетов и балансов.
7.4 Востребованность профессии на рынке труда Востребованность высокая, но в основном требуются главные бухгалтера и специалисты с опытом работы на компьютере и программ «1С-бухлалтерия» и других автоматизированных систем бухгалтерского учета.

В качестве комментариев к теме профессиограммы следует отметить, два момента:

1) В связи с научно-техническим прогрессом содержание профессии могут меняться. Так, во многих образцах профессиограмм бухгалтера, которые попадались мне в литературе,  до сих  пор встречается такое медицинское противопоказание: «не рекомендуется лицам с кожными заболеваниями и склонностью к аллергическим реакциям».

Эта рекомендация была оправдана, когда главными средствами труда были учетные карточки и конторские книги, и бумажная пыль порой вызывала раздражение и аллергические реакции кожи.

  В настоящее время, в связи с переходом от бумажного документооборота к электронному, такая строчка в профессиограмме выглядит явным анахронизмом.

2) Особую ценность профессиограмме придают методы оценки тех качеств, которые в ней указаны.

Например, в одной профессиограмме, посвященной профессии бухгалтера, я встретил такие профессионально-важные качества:  «терпение», «выдержка», «усидчивость», в другой профессиограмме – «принципиальность».

У менеджера по персоналу, который захочет воспользоваться подобными рекомендациями сразу встанет логичный вопрос: «С помощью каких тестов можно определить выраженность или отсутствие данных качеств? И какие показатели этих качеств считать высокими, а какие  — низкими, то есть не допустимыми?»

Поэтому  при описании профессии лучше давать качества, которые определяются с помощью конкретных психологических методик с указанием желательного бального коридора.

Например, в приведенной нами профессиограмме, степень выраженности интраверсии можно определить с помощью опросника Айзенка (показатель экстраверсии должен быть не более 15 баллов из 24). Некоторые личностные качества можно оценить по тесту Кеттела (16 PF).

Организованность соответствует шкале Q3, добросовестность – шкале G, серьезность – шкале F, консерватизм – шкале Q1[1].

Интернальный локус контроля можно оценить с помощью опросника Роттера, осторожность – по шкале D (со знаком минус) опросника Олдхэма-Морриса, бдительность по показателям шкалы A того же опросника.[2]

[1] При варианте теста Кеттела «с» на 105 вопросов  показатель Q3 желательно иметь больше 7 баллов,  показатель  G – больше 8 баллов, показатель F – менее 6 баллов, показатель Q1 – не более 7 баллов и т.д.

 [2] Применение опросника Олдхэма-Мориса для оценки пригодности человека к тем или иным профессиям можно посмотреть в книге: Щербатых Ю. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004. С. 498-527.

Источник: http://hr-rabotniki.ru/?page_id=287

Профессиограмма

Профессиограмма — это документ, содержащий описание, во-первых, содержания работы по определенной профессии (функ­ции, обязанности, задачи, операции), во-вторых, требований к носителю определенной профессии (профессиональные, деловые, личные качества). Документальной формой профессиограммы могут быть словесное описание, знаковый алгоритм, видеофильм, компьютерная программа.

Появление первых профессиограмм и их использование для отбора кадров, очевидно, следует отнести к началу ХХ-го века. Именно тогда специалисты автомобильных заводов Форда после анализа содержания работ и определения соответствующих требований к рабочим пришли к выводу, что некоторые профессии вполне под силу инвалидам.

В теории и практике управления персоналом профессиограмма расценивается как документ, который наряду с тарифно-квалификационными справочниками способствует лучшему подбору рабочих особо важных профессий.

[1] Различия между взглядами авторов учебных пособий или монографий заключается в том, как лучше описать работу и какие требования к работнику следует включать в профессиограмму.

Например, коллектив известного учебника по управлению персоналом рекомендует выделять в профессиограмме шесть разделов:

1) профессия (общие сведения о профессии; изменения, которые произошли с развитием НТП; перспективы развития профессии);

2) процесс труда (характеристика процесса труда, сфера деятельности и вид труда, продукция, орудия труда, основные производственные операции и профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза);

3) санитарно-гигиенические условия труда (работа в помещении или на воздухе; шум, вибрация, освещение, температура, режим труда и отдыха; монотонность и темп труда; возможности производственных травм, профзаболеваний: медицинские показания; льготы и компенсации);

4) психофизиологические требования профессии к работнику (требования к особенностям восприятия, мышления, внимания, памяти; требования к эмоционально-волевым качествам человека; требования к деловым качествам);

5) профессиональные знания и навыки (перечень необходимых знаний, умений и навыков);

6) требования к подготовке и повышению квалификации кадров (формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста). [2]

Автор учебного пособия по управлению карьерой — С.И.Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру:

1) общие положения (профессия, распространенность профессии, отрасль экономики, специальности);

2) подготовка кадров (типы учебных заведений, формы подготовки, продолжительность обучения, условия поступления, уровень полученной квалификации, перспективы профессионально-квалификационного и должностного роста);

3) типовые производственные показатели работы (сфера деятельности и виды труда, типы основных орудий труда, важнейшие производственные операции, виды профессиональных трудностей, ошибок, преобладающие типы деятельности, формы организации труда и характер социальных связей);

4) санитарно-гигиенические условия труда (микроклиматические условия, режим труда и отдыха, травматизм, профзаболевания, мероприятия по охране труда);

5) медицинские противопоказания;

6) квалификационный профиль (общеобразовательная подготовка, профессиональная подготовка, общий уровень интеллекта, владение словом, владение числом, пространственная ориентация, восприятие формы, моторная координация, склонность к научно-технической деятельности, специфические способности). [3]

Как следует из изложенного выше, профессиограмма отличается от должностной инструкции прежде всего двумя обстоятельствами:

1) в профессиограмме нет упоминаний о правах и ответственности работника, то есть о тех разделах, которые делают должностную инструкцию декларативной;

2) в профессиограмме описываются условия труда на рабочем месте и в несопоставимо большем объеме излагаются требования к работнику.

В настоящее время профессиограмма разрабатывается специалистами на основе наблюдения за работником в процессе труда, включая проведение психофизиологических измерений, хронометража, фотографии рабочего времени, построения социометрических матриц взаимодействия работников, анализа информационных потоков. Прежде всего, разработчики профессиограммы руководствуются мнением опытных работников изучаемой профессии и их руководителей.

Высокая трудоемкость и необходимость использования технических средств позволяют отнести профессиограмму к числу дорогих методов описания работы и требований к исполнителю.

Профессиограммы разрабатываются, как правило, на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий (например, рабочий-сборщик главного конвейера автомобильного завода). Значительные трудовые и материальные затраты оправдываются повышением эффективности отбора персонала и сокращением текучести.

В последнее время разработкой профессиограмм активно занялись крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Результаты своих исследований агентства размещают в сети Интернет. На рис. 1 для примера показана профессиограмма, подготовленная одним из московских агентств по подбору персонала.

Образцы профессиограмм

ПРОФЕССИОГРАММА ТОРГОВОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ

Содержание и основные операции (действия)

Поиск клиентов, заключение договоров на поставку продукции. Отслеживание в дальнейшем своевременности поставок и оплаты за отгруженную продукцию, проведение инкассации с клиентами. Контакты с лицами, отвечающими за поставки продукции в торговые точки. Оформление сопроводительной документации, еженедельная отчетность о проделанной работе.

Условия и характер труда

Работа строится по территориальному признаку, индивидуальная работа в рамках выделенного района г. Москвы, свободный график работы, рабочий день не регламентирован. Работа связана с постоянным общением, налаживанием деловых контактов, рекламированием продукции.

Критерии эффективности:

1. Объем продаж

2. Отсутствие жалоб клиентов

3. Минимизация клиентов-должников

4. Максимальный охват всех торговых точек, имеющихся в районе

Знания

Знание правил оформления договорной документации, приемов привлечения клиентов, культура ведения переговоров на различных уровнях, культура труда, служебной этики и психологии поведения. Досконально знать продаваемый товар, рынок сбыта данной продукции, а также информацию о товарах и услугах фирмы.

Умения и навыки

Умение находить клиентов, входить в контакт с любыми типами клиентов как непосредственно, так и по телефону, умение анализировать и систематизировать полученную информацию, планировать свою работу. Грамотно использовать жестикуляцию и голос, создавая доверительную атмосферу, поддерживать престиж фирмы. Умение заинтересовать продукцией.

Интересы и склонности

Широкий кругозор, эрудиция, азартность, общительность, достаточный уровень активности поведения, склонность к убеждению и лидерству.

Профессионально важные качества

Коммуникабельность, стрессоустойчивость, бесконфликтность, активность, вежливость, настойчивость в достижении цели, наблюдательность, прекрасная память, выносливость (физическая и моральная), лидерские качества. Аккуратность в одежде. Приятный голос и хорошая дикция. Способность воспринимать и перерабатывать большие объемы информации.

Рекомендуемые методики тестирования при отборе

Тест Айзенка, тест на уровень притязаний, Томаса, КОС и др.

Медицинские противопоказания

Полиартрит, ревматизм, нарушение слуха, зрения, речи, невротические нарушения, атеросклероз, сильные внешние дефекты.

Рис. 1. Профессиограмма торгового представителя

Размещенные в сети банки данных позволяют сэкономить время отбора персонала. Нужно найти в Интернете подходящий образец профессиограммы и адаптировать его к условиям своей организации.

Велико значение профессиограмм и в обеспечении соответствия качественного уровня персонала российских организаций международным требованиям и стандартам, включая ИСО, МЭК, ЕОК, стандарты серии ЕН 45000.

Ориентация организации на качество предусматривает устранение любых причин возникновения брака на всех стадиях движения продукции путем формализации основных процессов.

В этих усло­виях профессиональный опыт, знания и личные качества сотрудников приоб­ретают особое значение и являются основной заботой службы управления персоналом.

Большой опыт формализации требований к работникам с целью выведения системы управления качества на уровень требований международного стандарта ИСО 9001 накоплен в ОАО «Самарский металлургический завод». [4] На этом заводе профессиограммы именуются профессиональными стандартами.

Источник: http://hr-portal.ru/article/professiogramma

28. Профессиограмма. Типы профессиограмм. Структура профессиограмм различных типов. — otvetrud

В самом общем виде профессиограмма определяется как «описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности», сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами — ПВК.

В современной профессиографии существует еще одно важное понятие — системная профессиограмма, рассматриваемая как сама технология психологического изучения субъекта труда, в которой как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме как раз и выделяются профессионально важные качества для данной профессии) (см. Иванова, 1992).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е.М. Иванова выделяют следующие типы профессиограмм (1992. С. 31-34):

          1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес).

          2. Ориентировочно-диагностические профессиограммы (служат для выявления причин сбоев, аварий, низкой эффективности труда и организуются на основе сопоставления реальной работы данного человека или рабочей группы с требуемыми — эффективными — образцами организации трудовой деятельности).

          3. Конструктивные профессиограммы (служат для совершенствования эргатической системы, на основе проектирования новых образцов техники, а также подготовки и организации труда самого персонала).

          4. Методические профессиограммы, которые можно было бы назвать и методологическими, поскольку они служат для подбора адекватных методов исследования данной эргатической системы, т.е.

направлены на рефлексию и последующую организацию труда самого специалиста, составляющего профессиографическое описание конкретной работы.

Поскольку речь идет о рефлексии и организации собственной деятельности психолога, то, на наш взгляд, такие профессиограммы уместнее было бы назвать «методологическими».

          5.

Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

          А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные подходы к содержанию и структуре профессиограмм (Маркова, 1996. С. 23):

          1. Комплексная профессиограмма (по К.К. Платонову, Ю.В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указывается предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т.п.

          2. Аналитическая профессиограмма (по Е.М.

Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности.

При этом специально анализируются: объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам.

          3. Психологически ориентированная профессиограмма (по Е.И.

Гарберу), где выделяются: а) описание внешней картины труда, трудовое поведение: фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.

; б) внутренняя картина труда: типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика).

          4. «Модульный подход» в профессиографировании (по В.Е. Гаврилову). Сам психологический модуль — это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку».

Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего — измерение объектов без помощи инструментов и приборов — это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего — объемный и линейный глазомер, точность — другая, правая часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий (Гаврилов, 1987).

          5.

А.К. Маркова, развивая идеи «модульного подхода», предлагает свой, оригинальный «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию (см. Маркова, 1996. С. 23-24). Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности».

В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: а) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и б) производные, вспомогательные задачи.

• При этом А.К. Маркова выделяет основные требования к профессиограмме (1996. С. 26): 

o четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека); 

o выделение не отдельных компонентов и сторон труда. а описание целостной профессиональной деятельности; 

o демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; 

o показ возможных перспектив изменения в самой профессии; 

o направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.); 

o выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ПВК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы (см. рис. 4.1). 

Источник: https://sites.google.com/site/otvetrud/28

Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат

Красноярская Мариинская женская гимназия-интернат была создана на основании Постановления Губернатора Красноярского края Александра Ивановича Лебедя от 02.03.1999 года «О создании Красноярской и Ачинской женских Мариинских гимназий» и вошла в систему кадетских учебных заведений Красноярского края.

С тех пор на Красноярской земле появилась первая Мариинская гимназия. Она открыла свои двери для самых одаренных и талантливых девочек со всего края, чтобы в будущем выпустить благородных дам и барышень.

Незыблемыми остаются традиции, заложенные при основании Мариинки — ежегодные новогодние и выпускные балы, День гимназии, Мариинское Очарование и, наверное, самый торжественный и долгожданный праздник для пятиклашек – посвящение в гимназистки.

С первого года гимназия заняла свое, особое, место в системе образования края. Время идет, уже не один выпуск покинул родные стены Мариинки. Но гимназия вновь и вновь принимает в свои стены маленьких девочек для того, чтобы через семь лет её стены покинули благородные барышни.

Мы верим, что благое дело — становление благовоспитанной образованной деловой дамы, духовно-нравственной культурной женщины с развитой потребностью благотворительности, добросердечной любящей матери, жены и друга в семье, умелой хозяйки и хранительницы домашнего очага будет существовать и дальше, принося пользу своей Родине…

Все мы знаем, что Бог почтил женщину многими талантами, но главный из них — любящее сердце.

Поэтому мы стремимся к тому, чтобы воспитанницы нашей гимназии не только получали хорошее образование, но и находили бы здесь свой собственный путь к духовным ценностям, открывали для себя чувство любви и долга, приобщились к делам милосердия и сострадания, находили бы свое призвание в совершении добрых дел.

Мы верим, что именно Женщина способна нести в этот мир спокойствие, благоразумие и Любовь, именно Женщина способна сделать жизнь на земле по-матерински счастливой.

Мы думаем, надеемся и верим, что наши воспитанницы облагородят взрослый мир, привнесут в него тепло своих сердец и красоту души.

Мы гордимся, своей гимназией, гордимся, что живем в нашем замечательном Красноярском крае, вносим свой вклад в его развитие, мы гордимся своей Родиной, у которой такое прекрасное и великое имя — Россия!!!

Светлана Ивановна Ромащенко

Источник: http://www.kmariinka.ru/index.php?id=1602:%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0&Itemid=103&option=com_k2&view=item

Профессиограмма и психограмма

Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным за счет изучения структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль здесь играют профессиограмма и психограмма. Рассмотрим более подробно, что раскрывают их понятия и структура.

Понятие и структура профессиограммы

Профессиограмма — это описание структуры и особенностей любой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственно-технических и психофизиологических условий и требований, предъявляемых самой профессией к человеку.

Она позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для развития личности сотрудника и получать продукт, необходимый для общества.

Она же указывает наиболее возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального обучения и переобучения, повышения квалификации и переквалификации, а также переориентации, если потребуется для данной профессии.

Отсюда следует, что профессиограмма обязана отражать перечень качеств человека, необходимых для выполнения профессиональной деятельности и стоящих на пути к успешному осуществлению деятельности, определяя индивидуальность специалиста.

Структура профессиограммы выглядит следующим образом: точный адрес, т. е. конкретная профессия, включающая определенный спектр специальностей, различающихся по специфике предмета труда или объекту воздействия; объем умений, знаний и навыков, требуемых для подготовки или переподготовки персонала.

Содержательная сторона включает: требования и условия, предъявляемые к профессиональной подготовке; содержание подготовки по конкретной специальности; характеристики и свойства, отражающие профессиональную, нравственную и познавательную направленность каждой личности; состав и объем профессиональной подготовки;

психофизиологические противопоказания и требования к профессии. Профессиограмма позволяет отражать психофизиологические и личностные особенности, препятствующие осуществлению профессиональной деятельности;

профессиональные вредности — конфликты с сотрудниками, постоянное напряжение, однообразие деятельности и все то, что может стать причиной профессиональной деформации сотрудника; возможность повышения квалификации или переквалификации, если этого требует профессиональная деятельность; моральные стимулы труда, оказывающие мотивирующее воздействие на специалиста;

учебные профессиональные заведения, осуществляющие подготовку конкретной специальности.

Психограмма как часть профессиограммы и ее структура

Психограмма является частью профессиограммы, поскольку она характеризует основные наиболее важные требования, которые предъявляются к психологическим качествам сотрудника специальностью или профессией.

Ее объем и содержание определяются значимыми целями профобучения, профотбора, профориентации, а также перемещения сотрудников и прочих элементов кадровой политики на предприятии.

Психограмма составляется с помощью применения следующих источников, предоставляющих правдивую информацию:

  • документы, среди которых особое место занимают положения, описания,инструкции, хронометражные таблицы;
  • письменные и устные опросы работников, включающие личные наблюдения, анкеты, естественные и лабораторные эксперименты;
  • данные «пилотажных» (целевых или пробных) исследований;
  • эргономические исследования, проводимые на рабочих местах сотрудников — электроокулография, электроэнцефалография, киноциклография, телеметрия физиологических параметров, телехронорефлексометрия и многие другие.

Структура психологической характеристики специальности, профессии или рабочего места характеризуется следующими показателями и требованиями:

  • требованиями к организации, оборудованию и условиям труда;
  • требованиями к организации и регулированию психолого-педагогических аспектов труда;
  • требованиями к руководителю рабочей группы: педагогу, организатору, специалисту, личности;
  • социально-психологическими показателями и параметрами трудового коллектива;
  • комплексом требований, предъявляемых к психике человека — психофизиологическим, интеллектуальным, нейропсихическим и личностным свойствам;
  • комплексом требований, предъявляемых к психическим состояниям человека — работоспособности, эмоционально-волевым установкам, измененным состояниям;
  • комплексом требований, предъявляемых к процессам адаптации, восприятия, обучения, ритма.

Источник: http://www.edu-psycho.ru/professiogramma-i-psihogramma.html

Технология профессиографии. Примеры профессиограмм

Профессиография — технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека.

Применяется для разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимосоответствия человека и профессии.

Обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессионального труда.

Профессиография содержит комплекс методов изучения профессиональной деятельности, в том числе:

— методы сбора эмпирических данных — изучение документации, наблюдение, опрос, изучение продуктов деятельности, методы биографический и трудовой, метод эксперимента; — методы их анализа — метод оценки экспертной, метод анализа качественного данных эмпирических, методы анализа статического; — методы психологической интерпретаций — анализ структурно-системный и анализ функционально-структурный.

Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности — социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические, социально-психологические и пр. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа.

Профессиография информационная нацелена на обеспечение профессионально-ориентационной работы и содержит все названные характеристики, хотя дает их обобщенно, кратко, описательно.

Профессиография коррекционная направлена на повышение безопасности профессионального труда, она детально и аналитически описывает только те характеристики, что служат основными источниками опасного поведения человека в данной сфере.

Профессиография диагностическая обеспечивает организацию профессиональной психодиагностики и ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда — только на тех этапах работы, от коих в большей степени зависит конечный результат и где требуются самые высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Профессиография формирующая используется в процессе профессионального обучения и охватывает социально-экономические, исторические и правовые характеристики профессии в общих чертах — с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.

Источник: Словарь психолога-практика. Сост. С.Ю.Головин, Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001.

Пример профессиограммы: «Предприниматель»

Доминирующий способ мышления: адаптация — координация Область базовых знаний № 1 и их уровень: политика и экономика, уровень 3, высокий (теоретический) Область базовых знаний № 2 и их уровень: предпринимательство, бизнес, уровень 2, средний (практическое использование знаний) Профессиональная область: администрирование (управление) Межличностное взаимодействие: частое по типу «рядом» Доминирующий интерес: предпринимательский Дополнительный интерес: социальный

Условия работы: в помещении, сидячий

Доминирующие виды деятельности:

— организация предприятий малого, среднего и крупного бизнеса; — планирование работы предприятия, организации; — организация коммерческой деятельности (производство, продажа, покупка); — проведение переговоров и участие в них; — заключение сделок, договоров; — контроль за выполнением поставленных перед организацией целей и задач; — руководство компаниями, организациями, управление людьми и проектами; — работа с другими людьми в организациях для достижения организационных целей и экономического успеха; изучение и учет деятельности конкурирующих фирм; — проведение собраний, групп;

— проведение презентаций.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

— организаторские способности; — руководящие и лидерские способности; — высокий уровень понятийного мышления; — хорошие аналитические способности; — вербальные, ораторские способности (умение ясно и четко выражать свои мысли); — коммуникативность (умение налаживать отношения с людьми, входить в контакт); — навыки межличностного взаимодействия (умение работать в группе, способность выполнять деятельность в коллективе); — способность принимать решения в условиях дефицита времени и информации;

— способность к саморегуляции чувств.

Личностные качества, интересы и склонности:

— стремление к независимости свободе действий; — стремление творчески работать, создавать капитал; — стремление преодолевать и исправлять ошибки, не бояться неудач; — потребность реализовать свой личностный потенциал; — готовность к автономной деятельности (умение полагаться на себя и собственные возможности); — инициативность; — целеустремленность, амбициозность; — надежность, обязательность; — умение прогнозировать, предвидеть ситуацию; — уверенность в себе, в принимаемых решениях; — эрудированность; — умение приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды (реагировать на изменения в окружающем мире);

— деловая хватка.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

— низкая самооценка; — боязнь неудачи, неуверенность в себе; — конформистское поведение (зависимость от чужой точки зрения, подверженность влиянию извне); — безынициативность; — неспособность принимать решения; — косность (неумение, нежелание изменяться, изменять поведение под влиянием окружающей среды);

— склонность перекладывать ответственность на других.

Области применения профессиональных знаний:

— промышленные фирмы; — сфера торговли (компании по оптовой и розничной продаже); — сфера строительства и добывающей промышленности (агентства по продаже домов, земельных участков, недвижимости, нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие компании); — транспортная сфера (компании по автодоставкам и автоперевозкам); — сфера медицины и здравоохранения (фармакологические и фармацевтические компании); — гостиничный и ресторанный бизнес;

— брокерские фирмы и др..

Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (предпринимательский и социальный):

— экономист; — продавец; — инженер; — страховой агент; — торговый агент; — кассир; — менеджер; — гид;

— диспетчер.

Источник: Е. С. Романова. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Питер, 2008, 464 с.

Скачать профессиограммы (предприниматель, управленец, менеджер, маркетолог, финансовый менеджер, бухгалтер, системный администратор, web-дизайнер, водитель) (98 КБ): professiograms.zip.

Статья по теме: Мостовая И. «Профессиография в подборе персонала, или Какой работник вам нужен». Журнал «Справочник кадровика».

Литература по теме на ozon.ru: Е. С. Романова. 147 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. Издательство: Аспект Пресс, 2011, 416 с.

Источник: http://brainmod.ru/magazine/article-professiograme/

Профессиография. Профессиограммы. Психограммы

Профессиография преследует информативные цели, это один из разделов психологии труда, предметом изучения которого являются профессии и их классификация.

Профессиографическое направление базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и производственно-технической сторон.

Это направление ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников.

Профессиография — это анализ и описание трудовой деятельности, условий труда в определённой профессии.

Путём объективного исследования профессиография раскрывает всю сложность профессии, её содержательные и структурные особенности, определяет взаимоотношения личности специалиста с предметами, средствами и продуктами труда, с окружающими людьми, раскрывает свойственное напряжение психических функций и на основе этого определяет спектр требований к человеку как субъекту определённой профессиональной деятельности.

Результатом профессиографического …
изучения является создание профессиограмм — документов, в которых подано комплексное, систематическое описание объективных характеристик профессии, а также её требований к индивидуально-психологическим особенностям человека.

Именно профессиограмма является тем документом, на основании которого формируются новые профессии и специальности или уточняются, изменяются старые, дается полное описание их содержания и достигается научно обоснованная профориентационная работа.

Сокращённый вариант профессиограммы называется профессиографической картой — они рассчитаны на профориентаторов.

Наиболее полно профессиограммы представлены в книге «Психологические характеристики профессий» (сост. Ф.И.Иващенко, В.А.Карнич и в многотомнике «Мир профессий»).

По данным профессиографии, ее психологического анализа определяется психограмма профессии — описание психологических характеристик и профессионально важных личностных качеств специалиста, требуемых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей.

Процесс создания профессиограмм основывается на определённых принципах. Эти принципы сформулировал К.К.Платонов:

1) Комплексность. Анализ любой профессии предполагает: производственную характеристику профессии, её экономическое значение; социально-психологическую характеристику условий труда; учёт медицинских противопоказаний; психограмму (психологические требования профессии к специалисту).

2) Целенаправленность. Содержание и объём профессиограммы определяется практическими задачами, ради которых осуществляется изучение профессии. Целью такого изучения может быть: профконсультация; профотбор; производственное обучение; рационализация производственного процесса; улучшение условий труда.

3) Личностный подход. Психограмма должна учитывать разные психологические требования, рассчитанные и на среднего работника, и на работника с высоким уровнем развития профессиональных способностей.

4) Надёжность. Требования к эмоциональной устойчивости личности в стрессовых условиях или в условиях усиленных негативных влияний (шумы, напряженность).

5) Дифференциация требует при разработке профессиограмм учитывать специфику разных специальностей, входящих в одну профессию.

6) Типизация, наоборот, предполагает объединение разных профессий в определённые группы по схожести требований к психологической структуре специалиста.

7) Перспективы и реальности. Необходимость учёта в профессиографическом исследовании тенденций развития и изменений в психологической структуре исследуемой профессии.

Профессиографический материал необходим для профинформации, для знакомства с особенностями той или иной профессии. Эти знания нужны для формирования у молодёжи умения самостоятельно ориентироваться в мире профессий, для активизации познавательных и профессиональных интересов, стимулирования самопознания и «примерки» своих интересов и способностей к будущей профессиональной деятельности.

При создании профессиограмм следует учитывать методические требования:

— доступность изложения (по возможности меньше использовать специальные профессиональные термины, не останавливаться на технологических тонкостях профессии);

— образность изложения (примеры профессиональной деятельности, наглядность);

— придерживаться схемы (ниже приводится план-схема).

План-схема психологической характеристики профессии.

І. Общие данные о профессии.

Определение профессии и краткие сведения о ее назначении; социально-экономическое значение; перспективы ее развития; распространенность, связи с другими профессиями; специальности в данной профессии.

ІІ. Характеристика процесса труда.

а) Сфера деятельности и вид труда:

— материальное производство, сфера обслуживания, сфера интеллектуального труда;

— ручной труд, механизированный труд, смешанный, управление автоматами;

— труд на индивидуальном производстве, труд в серийном производстве;

— труд в технической системе, системе «Ч-Ч», «Ч-П» и т.д.

б) Продукция.

в) Основные орудия труда: предметные или функциональные.

г) Основные производственные операции, профессиональные обязанности, описание рабочего места. Рабочая поза. Применение технических средств.

д) Виды трудностей, ошибок, аварии по вине работника.

е) Организация труда и характер социальных связей (труд индивидуальный или коллективный, исполнительский, руководящий, деловые контакты).

ІІІ. Санитарно-гигиенические условия труда.

— Микроклиматические условия: работа в помещении или на воздухе, запыленность, шум, вибрации, освещение, температура.

— Режим и ритм труда: сменность, темп (заданный или свободный), монотонность, свободное время, отпуск.

— Возможности производственного травматизма, профессиональные заболевания, медицинские противопоказания.

VІ. Психологические требования профессии к работнику (психограмма).

1) Характеристика разных видов восприятия информации в профессиональной деятельности: острота и точность зрительного и слухового восприятия; точность тактильных и двигательных ощущений и восприятия; правильное восприятие статических и движущихся объектов, равновесие.

2) Моторные действия: сила, точность, скорость, темп, ритм, координация движений, скорость реакции.

3) Интеллектуальная сфера:

— особенности внимания (устойчивость, сосредоточенность, распределение, объём, произвольность), наблюдение в профессиональной деятельности;

— особенности памяти (кратковременная, длительная, оперативная, слуховая, зрительная, двигательная);

— мышление: репродуктивное или творческое, образное или словесно-логическое, практическое, оперативное; решение оперативных заданий, контроль; теоретическое мышление.

4) Эмоционально-волевые качества личности: самообладание при действии сильных, неожиданных раздражителей и в других напряженных ситуациях; выносливость (психическая и физическая); уравновешенность (ровный характер и настроение, спокойствие в общении с людьми, сдержанность, собранность); решительность, уверенность в себе, способность к риску.

5) Деловые качества: инициативность, любопытность, энергичность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, ответственность, принципиальность, коммуникабельность, правильная самооценка.

6) Моральные качества личности: справедливость, честность, внимательное отношение к людям.

7) Влияние профессии на общий культурный уровень, на формирование сенсомоторной деятельности, умственных способностей и характер.

Таким образом, профессиограмма — это обусловленная содержанием труда система информации о социально-психологических, личностных, социально-экономических свойствах и качествах личности, которые необходимы для успешного овладения профессиональной деятельностью.

| следующая страница ==>
Общая теория сплавов. Строение, кристаллизация и свойства сплавов. Диаграмма состояния. 11 страница |

Дата добавления: 2014-03-11; просмотров: 2.

Источник: http://refac.ru/professiografiya-professiogrammy-psixogrammy/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию