Аутизм: формы и причины

Причины, формы и диагностика аутизма у детей и взрослых

Аутизм: формы и причины

Аутизм — это сложное нейрофизиологическое расстройство, которое возникает вследствие нарушения развития головного мозга.

При этом заболевании у больного наблюдается дефицит вербального и невербального общения с окружающими людьми («уход в себя») и практически отсутствует взаимодействие с внешним миром. У индивида ограничены жизненные интересы и происходят повторяющиеся действия.

Как правило, основные признаки этой болезни проявляются у детей в возрасте до 3 лет. Существует схожее состояние, под названием «расстройство аустического спектра», оно имеет похожие признаки и симптомы, но они у больного мягко выражены.

Распространенность

Аутизм в последнее время не считается редким заболеванием, в США увеличилось количество больных в 3 раза. В настоящее время еще до конца не ясно, этот факт связан с улучшением диагностики заболевания, или увеличилась фактическая распространенность расстройств.

Генеральная Ассамблея ООН, желая привлечь интерес общества к этой проблеме и обозначить ее актуальность, объявила 2 апреля — Днем распространения информации о проблеме аутизма.

По статистике, это сложное нейрофизиологическое расстройство наблюдается у каждого 88-ого ребенка в мире. У девочек это заболевание проявляется в 4 раза реже, чем у мальчиков.

Родители ребенка с аутизмом понимают, что их малыш «не такой как все» примерно в первые 2 года жизни. На современном уровне развития науки, врачи не могут полностью излечить это заболевание.

Проявления этой болезни очень разнообразны.

В мире существуют единичные случаи, когда люди с аутизмом достигали совершеннолетия и жили самостоятельно, им не требовалась помощь родственников и близких людей, добивались определенного профессионального успеха в жизни.

В настоящее время сформировалась определенная культура аустичных людей.

Одни активные представители этой культуры заняты поиском лекарства от аутизма, а другие не считают это болезнью, а говорят лишь о таком «особом», альтернативном состоянии психики человека.

Современная культура (кино и литература) постоянно затрагивает тему аустичных людей в своих произведениях и работах, например «Человек дождя», «Шестое чувство», «Антон тут рядом». Эта болезнь приобрела ореол загадочности.

Причины

  • Генная теория. Развитие аутизма обусловлено различными взаимодействиями большого количества генов, а также внешней среды и эпигенетических факторов. Они сами по себе не оказывают влияние на структуру ДНК, однако передаются по наследству и изменяют экспрессию генов. У абсолютно здоровых родителей может родиться ребенок с аутизмом, по мнению ученых, это связано со спонтанными делециями и дубликациями участка гена в процессе мейотического деления клеток. Аутизм передается по наследству. В Америке существуют семьи, в которых два и более ребенка больны аутизмом. Учеными найден «вероятный кандидат» передачи этого заболевания — ген неурексин –1, который находится в 11 хромосоме. Он участвует в синтезе нейромедиатора глутамата;
  • Воздействие внешних факторов. На развитие этого заболевания могут повлиять ряд внешних факторов: различные инфекционные заболевания, отравление солями тяжелых металлов, вдыхание органических растворителей, угарных газов, формалина и фенолов, вредное воздействие материалов из пластика, пестицидных удобрений, хроническая алкогольная и никотиновая интоксикация, наркомания, вакцинопрофилактика и перенесенный перинатальный стресс;
  • Последствия вакцинации. В мире не существует научных доказательств прямого влияния вакцин на возникновение первых симптомов аутизма у ребенка. Однако предположение о влиянии прививок на развитие этого расстройства у детей, вызвало шквал отказа от вакцинопрофилактики среди родителей всего мира. У детей с аутизмом находят повышенное содержание ртути в волосах, в тканях и в эритроцитах крови. Вся клиника этой болезни похожа на проявление отравления солями тяжелых металлов, в том числе и ртути. Ртуть давно используется в качестве консерванта в большинстве вакцин. Ребенок в течение первого года жизни получает много прививок, а значит и общая доза ртути в них высокая. Хелирование — это один из современных методов лечения аутизма, который основан на выведении солей тяжелых металлов из организма человека. Это очень спорный метод терапии и не нашел научного доказательства в мире.

Формы болезни

Раньше аутизм рассматривался как один из видов шизофрении, затем это заболевание выделили в отдельную нозологию.

Международная классификация болезней (МКБ-10) включила виды аутизма в раздел «Нарушение психологического развития». Форма и вид болезни зависит от того, в каком возрасте был поставлен диагноз, от тяжести умственной отсталости и особенностей поведения больного.

  1. Общие расстройства развития. Для этого вида расстройства характерны нарушения в вербальных и невербальных контактов. У индивидуума наблюдаются ограниченные и примитивные интересы и занятия, которые практически не меняются. Аутисты ведут закрытый образ жизни, их не интересует политика, социальные вопросы, они не проявляют тягу к общению с другими людьми;
  2. Детский аутизм. Впервые симптомы болезни можно определить в возрасте до трех лет. Ребенок сложно взаимодействует с окружающим миром, наблюдаются проблемы  с коммуникацией и поведением. Таким детям нужна постоянная помощь со стороны родителей;
  3. Атипичный аутизм. При этой форме болезни симптомы болезни могут не проявляться в течение многих лет. Атипичный аутизм не имеет четких признаков и характерных симптомов для этого заболевания. У таких людей нарушение функции головного мозга выражено в очень тяжелой степени, поэтому у пациентов отсутствует обычное для аутистов поведение. Нередко атипичный аутизм возникает у пациентов с различными нарушениями речи. Человек с классической формой заболевания предпочитает одиночество и не стремиться к общению с другими людьми, а больные с атипичной формой аутизма стремятся к общению, но у них не хватает вербальных навыков. Атипичный аутизм чаще всего проявляется в стереотипных и бессмысленных движениях или действиях. Некоторые аутисты ходят на свидания, женятся и рожают детей;
  4. Другие дезинтегративные расстройства детского возраста. При этом расстройстве существует «светлый промежуток» нормального развития, а в течение нескольких месяцев ребенок утрачивает все приобретенные навыки и знания, проявляются характерные черты аутизма;
  5. Гиперактивное расстройство. У больных с этой формой болезни сочетается тяжелая умственная отсталость (IQ ниже 50) и стереотипные движения. Такие люди нуждаются в постоянном наблюдении, им требуется помощь в выполнении гигиенических процедур, в простых каждодневных делах;
  6. Синдром Аспергера (высокофункциональный аутизм) У больного отсутствует общая задержка в развитии речи и познавательных функций. Этот синдром часто сопровождается выраженной неуклюжестью больного. Высокофункциональный аутизм является «легкой» формой болезни. У таких больных может наблюдаться высокая одаренность, склонность к логическому мышлению и обладание энциклопедическими знаниями. Человек смотрит на этот мир не как все, а через призму аустического мышления, поэтому некоторые из них становятся гениальными учеными»
  7. Неуточненное общее расстройство развития. Этот диагноз ставят в тех случаях, когда нет возможности правильно собрать анамнез и диагностировать другие виды аутизма.

Аутизм у взрослых  проявляется в низкой социальной реализации и адаптации к внешнему миру. У человека не возникает никаких желаний и стремлений, он погружен в свой собственный мир.

Они не идут на контакт с людьми, не могут поддержать беседу, выполняют бессмысленные действия и стереотипные движения.

Обычно уровень интеллекта у взрослых людей с аутизмом очень низкий, но некоторые из больных могут быть гениями, хорошо разбираться в математике, литературе, искусстве.

У некоторых аутистов могут наблюдаться вспышки сильного гнева, в результате чего они могут нанести себе сильные повреждения. Аутисты очень сильно привязываются к людям, которые осуществляют за ними уход. У больных не возникает желания гулять, кушать, спать.

Аутизм у взрослых это часто тяжелая форма заболевания, такие люди нуждаются в постоянном наблюдении со стороны родственников, им требуется помощь в выполнении элементарных првил гигиены, в бытовых вопросах. Взрослые люди с синдромом аутизма имеют инвалидность.

Анализ поведения больного

Для того, чтобы поставить диагноз «аутизм» необходимо провести анализ поведения больного. Необходимо выявить хотя бы 6 основных симптомов из нижеперечисленных:

  • отсутствие у больного социальной или эмоциональной взаимности ( больной не понимает мимику и речь других людей) ;
  • повторяющийся или стереотипный характер речи (монотонная, не эмоциональная);
  • у больного возникает постоянный интерес к определенным деталям или предметам;
  • обычно болезнь проявляется до 3 лет;
  • у человека отмечается умственная отсталость и отсутствие желания общаться с другими людьми (нельзя путать с интровертами);
  • больной не использует речь и мимику для общения с окружающими;
  • больной не может проявлять фантазию и мечтать;
  • необходимо исключить синдромом Ретта и детское дезинтегративное расстройство ( имеют схожие симптомы с аутизмом).

Как обследовать больного?

Диагностика аутизма очень сложна. Собрать анамнез у больного или протестировать его практически невозможно. В основном диагноз ставится на основании опроса родителей аутиста или опекунов.

Для того, чтобы выявить признаки болезни необходимо длительное наблюдение за пациентом в условиях клиники. Врач проводит дифференциальную диагностику между аутизмом, умственной отсталостью. Атипичный аутизм нужно отличать от шизофрении.

Больному необходима консультация невролога, психолога, специалиста по расстройствам аустического спектра, отоларинголога.

Источник: https://ODepressii.ru/narusheniya/autizm.html

Аутизм у детей: признаки

Патология аутизм наблюдается на фоне нарушения развития головного мозга.

Вследствие чего, ребенок не способен в полной мере познавать окружающий мир и взаимодействовать с обществом. Сегодня аутизм не принято воспринимать как заболевание, необходимо искать его причины и проводить терапию симптоматики.

Виды аутизма у детей

В первую очередь, аутизм делят по степени тяжести, от легкой формы до очень тяжелой. легкая форма характеризуется тем, что ребенок может казаться абсолютно нормальным и никаких явных отклонений не будет. Тяжелая форма способна полностью нарушать работу головного мозга, что негативно сказывается на развитие ребенка и его общении.

Тяжелая форма способна полностью нарушать работу головного мозга, что негативно сказывается на развитие ребенка и его общении

В медицинской практике существует 4 типа аутизма, развивающегося у ребенка:

  • Полная отрешенность. Такие дети не реагируют на голод или, например, на грязный памперс. Не любят телесные контакты и общение;
  • Отбрасывание окружающей среды. Ребенок очень щепетильно выбирает круг общения, часто ограничивается только родителями. Повышенное чувство страха;
  • Стереотипные интересы. Дети прикрываются своими интересами, которые не несут никакого познавательного действия для ребенка. Это может выражаться в повторяющемся действии, например, рисование одного и того же или разговоры на одну тематику;
  • Незначительные трудности в общении. Данный тип относится к самой легкой форме аутизма, когда ребенок проявляет только повышенную впечатлительность.

При полной отрешенности дети не реагируют на голод или, например, на грязный памперс

Причины развития аутизма

Принято считать, что аутизм является генетическим заболеванием, но причины развития до сих пор не ясны. Специалисты только предполагают, что могло повлечь развитие данной патологии. И выделяют следующее:

  • аутизм как следствие повреждения плода, особенно на ранних сроках. Перенесенные матерью во время беременности инфекционные заболевания по типу краснухи иди ветрянки;
  • аутизм генетического характера. Если один из родителей страдает данным отклонением, то вероятность рождения ребенка — аутиста высока;
  • нарушение работы эндокринной системы и гормонального фона во время беременности;
  • психоэмоциональное напряжение в семье, приводящее к депрессии у ребенка и развитию аутизма.

психоэмоциональное напряжение в семье может привести к развитию аутизма

Аутизм у детей: симптоматика

Специалисты определяют 3 симптома, по которым можно определить возможный аутизм у ребенка:

  • некоторые особенности поведения детей;
  • трудности в общении с другими детьми;
  • нарушения социального плана.

К сожалению, определить конкретные признаки аутизма у детей невозможно, он имеет множество сторон, как и характер человека. Поэтому может проявляться по-разному, в зависимости от психотипа ребенка и его окружения.

Когда аутизм уверенно развивается, то родители могут заметить, как ребенок не в состоянии выполнять какие-либо действия его сверстников. Например, сложить пирамидку из кубиков или распознавать цвета. Нередко развивается гиперреактивность ребенка.

Он начинать много двигаться, часто ходить на носочках, не может правильно реагировать на те или иные звуки. Часто не воспринимает, когда с ним пытаются заговорить, может наблюдаться резкая агрессия.

Не любят яркий свет, цвета, а также проявляют нервозность в обществе людей.

При аутизме ребенок не в состоянии выполнять какие-либо действия его сверстников

Аутизм: как помочь ребенку?

К большому огорчению, вылечить ранний детский аутизм полностью невозможно. Тем не менее, помочь адаптироваться ребенку и устранить наиболее нежелательные признаки все же можно. Данная патология достаточно сложная, нужно попытаться помочь ребенку максимально комфортно себя ощущать в обществе и в жизни. Основное лечение будет направлено на применение психотерапевтических методов.

По возможности, ребенка следует обучать в специальных классах, где педагоги используют определенные методы образования и общения.

В ходе лечения важно определить насколько ребенок отстает в развитии. Для этого специалист использует специально разработанные тесты для детей с аутизмом. Если кто-то из членов семьи имел проблемы с развитием, то дополнительно назначается анализ хромосомного ряда и МРТ головного мозга.

В ходе лечения важно определить насколько ребенок отстает в развитии

При необходимости врач может рекомендовать и медикаментозное лечение. Если аутизм сопровождается судорогами, то прием противосудорожных средств будет обязательным. Наблюдать за лечением и развитием ребенка придется психотерапевту, поскольку сама терапия занимает длительное время.

К сожалению, ни одни родители не застрахованы от возможных патологий будущего ребенка. Однако уменьшить шансы развития аутизма возможно. В первую очередь, следует серьезно относится к беременности, планировать ее, консультироваться с профильными врачами. Важно пройти всю необходимую диагностику, которую назначил врач. Соблюдать правильный образ жизни, как будущей матери, так и отцу.

И самое главное, вопреки всему, любите вашего ребенка, принимайте его даже с подобными отклонениями в развитии. И как показывает практика, любовь родителей, внимание и забота, в разы быстрее помогают преодолеть данный недуг. 

Источник: http://AntiRodinka.ru/autizm-u-detey-priznaki

Виды аутизма

Виды аутизма

Для выявления аутизма необходимо наличие нарушений социального взаимодействия, общения, а так же повторяющиеся действия и ограничение интереса (см. Признаки и симптомы аутизма). В медицинской практике эти нарушения называют триадой патологических нарушений.

  Однако нарушения у каждого больного аутизмом проявляются по-разному и имеют свою индивидуальную картину. К примеру, пациент может не уметь завязывать себе шнурки, но при этом уметь умножать двузначные числа в уме. Поэтому  различают несколько видов расстройств аутистического спектра.

В современной практике существует много классификаций аутизма, однако за основу принято брать типологию согласно МКБ-10 (Международная классификация болезней 10-издания), а именно:

Детский аутизм или синдром Каннера (А в 1943 году Лео Каннер при описании психического расстройства у детей использовал термин «ранний детский аутизм»).

Данный вид аутизма можно диагностировать в раннем возрасте начиная с 18 месяца жизни.

Характеризуется присутствием страхов; отсутствием чувства самосохранения, голода, жажды, визуального контакта; нарушением познавательных и интеллектуальных способностей, речи; наличием  особенных игр.

Атипичный аутизм отличается от детского и чаще всего какая-то из характеристик триады нарушений отсутствует, поэтому клиническую картину чаще всего можно диагностировать начиная с 7 лет. Поэтому этот аутизм чаще всего относят к аутизму взрослых. У  больных таким видом аутизма наблюдается нарушение речи и мышления, нарушение двигательных функций.

Синдром Ретта — самая тяжелая форма аутизма, и к большому сожалению, лечению и коррекции не поддается.

Встречается исключительно  у девочек и диагностируется в раннем возрасте, начиная с 8-го месяца жизни. Психические отклонения и отсталость в развитии сопровождаются физическими нарушениями.

Наблюдается рост отдельных частей тела (например только кистей рук или головы), мышечная атрофия, сколиоз.

Синдром Аспергера – еще один вид нарушения аутического спектра, которое можно диагностировать в раннем возрасте, начиная с 2 лет. Встречается чаще у мальчиков (80% пациентов — мальчики).

Характеризуется нарушением социального характера и чувствительности, особенностями интеллектуального развития, отсутствием абстрактного мышления.

Если вовремя диагностировать  и проводить коррекцию аутизма с раннего возраста, то такие дети-аутисты вполне могут окончить общеобразовательную школу и быть полноценными участниками социума.

Также существует классификация аутизма по Никольской О.С. (ФГНУ «Институт коррекционной педагогики»), широко используемая в клинической практике. Эту классификацию еще называют психологической классификацией детского аутизма, она служит для  разработки методов и форм организации психолого-педагогической помощи аутистам. Согласной этой классификации выделяют 4 группы детского аутизма:

1 группа. Дети, отрешенные от мира.  У таких детей наблюдается нарушение активности, отсутствие речи и визуального контакта.

2 группа. Дети, не принимающие внешний мир. Проявляют большую активность, чем дети первой группы, но более стереотипны в своем поведении. Для них смена привычной обстановки является неприемлемой, и они демонстрируют это очень эмоционально.

3 группа. Дети, которые, ушедшие в свой собственный мир. Такие детки сверх увлечены своими интересами, фантазиями, иллюзиями. Любое вмешательство в их мир провоцирует агрессию и панику.

4 группа. Дети с характерно выраженной отсталостью в развитии. Они более схожи с детьми второй группы, но при этом они более заторможены, поскольку способности общаться с окружающим миром отсутствуют. Они более утомляемы и ранимы.

Существуют и другие классификации аутизма, но определить какой вид аутизма у ребенка может только опытный и квалифицированный специалист. От себя добавлю: чем раньше выявить аутизм у малыша, тем проще его адаптировать к нормальной жизни в обществе. Дорогие мои, будьте внимательны к своим сокровищам!

Читайте также Диагностика аутизма, ее принципы и необходимость диференциального подхода у детей

Источник: https://pobedimautism.ru/vidu-autizma/

Аутизм у взрослых – признаки, лечение

Аутизм у взрослых – признаки, лечение

Аутизм – это психическое заболевание, которое в некоторой мере объясняется генетическими отклонениями в развитии центральной нервной системы. Наиболее часто первые признаки болезни проявляются в младенчестве. Однако механизм может запуститься и в старшем возрасте.

Причины

Относительно этиологии заболевания не все специалисты придерживаются одинакового мнения. Считается, что единственная причина развития аутизма – это аномалия внутриутробного развития ЦНС.

Способствуют возникновению болезни следующие факторы:

  • резкая смена привычного образа жизни, например, переезд, увольнение с работы, развод, автомобильная катастрофа;
  • сильный стресс, перенесенный на фоне невозможности оправдать ожидания окружающих;
  • эмоциональная нестабильность;
  • долгий период проблем на работе или дома;
  • плохое обращение в детском либо подростковом возрасте со стороны родителей или сверстников.

В последнее время к причинам возникновения аутизма причисляют наследственность и вакцинацию. В любом случае, перечисленные факторы риска не зависят от человека, поэтому он не может повлиять на процесс развития аутизма.

Признаки

Признаки могут разительно отличаться у пациентов в зависимости от вида и степени заболевания. У 45% больных показатели IQ не выше 50, в то время как других считают «гениальными безумцами».

Выделяют типичные признаки аутизма у взрослых. В первую очередь это трудности в социализации, из-за чего аутисты не понимают намерений, слов и эмоций окружающих. Часто их пугает и настораживает мимика, жесты людей.

Некоторые не могут удерживать зрительный контакт, а другие пристально и навязчиво смотрят в глаза. Нередко человек с таким диагнозом не в состоянии проявлять сочувствие или дружескую, а тем более романтическую привязанность. Одни изолируются из-за непризнания их обществом через слабоумие или другие дефекты. Иные предпочитают одиночество по причине их собственного поведения.

Наблюдается зацикленность больного на одной теме или проблеме, при этом интерес к другим сферам отсутствует. Как правило, такая увлеченность помогает аутисту достичь высокого мастерства в выбранной им деятельности.

Отличительный признак аутизма у взрослых – строгая привязанность к собственному режиму. При несоблюдении или нарушении установленного графика больной может испытывать личную трагедию. В то же время он получает удовлетворение от повторяющихся однообразных движений в привычной для него среде.

Часто у таких больных нарушается природное восприятие, например, легкие объятия могут вызывать неприятные ощущения, а при усилении прикосновений больной успокаивается. Некоторые аутисты практически не испытывают боли. Зачастую они агрессивно реагируют на громкие звуки. Об их мыслях и чувствах практически невозможно догадаться.

Особенности проявления

Поведение аутистов отличается стереотипными действиями, такими как кивание головой или плечами, взмахи рук, судорожные движения, покачивание туловищем. Многие аутисты 20–25 лет не имеют элементарных навыков самообслуживания, из-за чего нуждаются в ежедневном уходе.

Психическое возбуждение, проявляющееся гиперреактивностью или манерностью, свидетельствует о развитии недуга. Больной часто бывает агрессивным, раздражительным, не может долго концентрировать внимание.

Отмечается острая неадекватная реакция на прикосновения, например, дружеское приветствие за руку или похлопывание по плечу. Больной не может нормально общаться с другими, причем не только с незнакомыми, но даже с родственниками.

Часто начинает их игнорировать, не открывая дверь, не отвечая на звонки или вопросы при личном присутствии, при этом не чувствует никакой вины за собой.

Расстройство эмоционального баланса приводит к шаблонному поведению, монотонности в выполнении действий. Аутист часто не понимает сути обращения к нему, становится безразличным к чувствам окружающих и всему происходящему.

Движения и мимика неуверенные и ограниченные, присутствуют выраженные дефекты речи. Как правило, она лишена всякой интонации, монотонная. Часто пациент имеет специфические пищевые предпочтения.

Может нарушаться режим сна и бодрствования.

Формы болезни

Аутизм представляет собой собирательное понятие нескольких серьезных психических расстройств, которые имеют отличительные признаки.

Тяжелым типом являются заболевания аутического спектра, к ряду которых относятся синдромы Ретта, Каннера и Аспергера.

Первая форма часто передается генетически по женской линии и имеет прогрессирующий характер, длится около 12 месяцев и лечится консервативно.

Синдром Каннера развивается у 2–3 человек из 10 тысяч. Зачастую болеют мужчины. Проявляется комплексом признаков аутического поведения. Для этой формы характерно поражение участков мозга с прогрессирующей умственной отсталостью. Болезнь Аспергера имеет схожую симптоматику, но отличается более умеренным характером.

В зависимости от стадии развития выделяют легкую и тяжелую формы заболевания. При легкой форме аутист может трудоустроиться и заниматься несложной однотипной работой.

Диагностика

При проявлении типичных признаков у взрослого человека нужно обратиться к психиатру, чтобы получить точный диагноз. Специалист собирает анамнез и, если не удается найти контакт с больным, опрашивает близких родственников, которые могут подробно описать клинику развития.

В ходе обследования необходимо провести дифференциальную диагностику с целью исключения подобных психологических заболеваний.

Для определения аутизма у взрослых применяются многочисленные тесты.

  • RAADS-R проводится также для выявления невроза, депрессии или шизофрении.
  • Aspie Quiz. Постановка диагноза осуществляется на основе пройденного тестирования из 150 вопросов.
  • Торонтская шкала алекситимии. Позволяет определить расстройства соматической и нервной системы под действием внешних раздражителей.
  • SPQ. Исследование помогает исключить шизотипическое расстройство личности.
  • EQ – проводится оценка коэффициента эмоциональности.
  • SQ – шкала устанавливает уровень эмпатии или склонность к систематизации.

Лечение

После постановки точного диагноза пациенту назначают комплекс терапевтических процедур. Цель – постепенная социальная адаптация, восстановление нормального качества жизни и предупреждение агрессии по отношению к другим.

Основу лечения аутизма у взрослых составляет поведенческое вмешательство с применением специально разработанных психологических программ, тренингов и сеансов. Хотя эти методики наиболее эффективны для детей, старшие пациенты с их помощью также могут учиться элементарным навыкам коммуникабельности и самообслуживания.

При легкой форме заболевания зачастую не требуется прием лекарств, а терапевтический эффект достигается вследствие квалифицированной помощи психолога.

Консервативное лечение аутизма у взрослых проводится антидепрессантами, стимуляторами и антипсихотическими препаратами, подавляющими агрессию и раздражительность. Прием лекарственных средств контролирует лечащий врач.

Дозировка зависит от признаков, характера течения и стадии болезни.

В 50% случаев при своевременно диагностированном аутизме после курса реабилитации пациент ведет социально активный образ жизни и может обходиться без круглосуточного наблюдения родственников или медперсонала.

Источник: http://dolgojit.net/autizm-u-vzroslykh.php

Первые признаки, проявления и симптомы аутизма

Первые признаки, проявления и симптомы аутизма

Аутизм это врожденная патология психического развития связанная с трудностями общения с окружающими. Это одно из самых загадочных заболеваний, аутисты зачастую обладают незаурядными способностями, но при этом не обладают элементарными навыками самообслуживания.

Симптоматика заболевания может отличаться в зависимости от возраста, вида аутизма, окружения и условий проживания больного.

Рассмотрим, как распознать аутизм, опираясь на симптоматику.

Основные причины заболевания аутизмом

Ученые до сих пор не могут назвать точные причины возникновения аутизма. Но в результате исследований специалисты выделяют несколько самых распространенных причин.

Недостаток питательных веществ в период внутриутробного развития может стать причиной развития аутизма. Гипоксия головного мозга считается главной причиной патологии.

Некоторые специалисты настаивают, что заболевание провоцирует нарушение гормональной сферы у мальчика. Аутизм у мальчиков встречается в несколько раз чаще, чем у девочек.

Аутизм: симптомы и проявления

В каком возрасте проявляется аутизм? Как правило, первые признаки этого заболевания проявляются до трехлетнего возраста. Заболевание может проявляться по-разному, поэтому каждый случай уникален. Однако есть общие симптомы, при наличии которых можно диагностировать аутизм.

Рассмотрим общие симптомы аутизма:

  • при общении с людьми, у аутистов могут наблюдаться некоторые привычки, несвойственные здоровым людям, которые сразу заметны окружающим. Больные при общении могут пристально смотреть в глаза, принимать необычное положение или выражение лица;
  • больным людям трудно развивать дружеские отношения с ровесниками;
  • больные аутизмом не интересуются переживаниями, достижениями других людей;
  • неспособность сопереживать;
  • ребенок позже начинает говорить, а в некоторых случаях и вовсе не разговаривает;
  • частое повторение одной и той же фразы;
  • трудности во взаимопонимании при разговоре с собеседником;
  • ограниченность интересов и концентрация внимания на отдельных деталях;
  • стереотипное мышление может проявляться в повторении жестов, например, хлопанье в ладоши, раскачивание тела из стороны в сторону;
  • необходимость соблюдать определенный режим в повседневной жизни и питании. К примеру, аутисты могут съесть хлеб до основного блюда, и никак иначе. Маршрут прогулок, как правило, один и тот же;
  • нарушения сна.

Симптомы аутизма у детей до 2 лет

Первые признаки болезни раннего детского аутизма проявляются уже в первый год жизни. Поведение такого ребёнка значительно отличается от поведения сверстников.

Отмечаются и другие симптомы:

  • при общении с родителями ребенок не смотрит в глаза;
  • агрессивность по отношению к другим детям;
  • не наблюдается привязанность к матери;
  • ребенок может неадекватно реагировать на внешние раздражители;
  • практически не улыбается;
  • интерес только к одной игрушке, или к отдельной ее части;
  • задержка развития речи. Ребенок к году не гулит, к полутора годам не произносит простейшие слова, к 2 годам не говорит простейшие фразы.

Следует отметить, что эти признаки могут относиться и к другим заболеваниям, но однозначно должны вызывать беспокойство у родителей.

Дети от 2 до 11 лет

Признаки аутизма у детей старшего возраста:

  • говорит несколько слов, или не разговаривает совсем;
  • возникает интерес к определенным наукам. Это может быть математика, музыка или живопись;
  • ребенок повторяет одно и то же слово или фразу, беседу не поддерживает;
  • трудности с освоением новых навыков. Школьники с большим трудом осваивают письмо и чтение;
  • стереотипное мышление с повторяющимися ежедневно действиями. Смена привычной обстановки вызывает у ребенка беспокойство.

Дети после 11 лет

У подростков появляются специфические признаки заболевания. Это связано с периодом полового созревания, когда под влиянием гормонов происходит перестройка всех органов, в том числе и головного мозга.

Если до этого ребенок был замкнут и молчалив, то в подростковом возрасте эти признаки усиливаются. Депрессивные и тревожные состояния, агрессия, приступы эпилепсии и много других признаков аутизма приводят к тому, что ребенок становится неконтролируемым.

Аутист рьяно защищает свои увлечения, не реагирует на советы и просьбы других людей. Могут выполнять действия, опасные для окружающих, поэтому подростков, страдающих аутизмом, постоянно должны контролировать близкие.

Лёгкая форма

Диагностировать легкую форму аутизма достаточно сложно, слишком тонкая грань между состоянием здорового человека и аутиста. Все же есть симптомы, которые могут указывать на наличие данного заболевания.

К признакам легкой степени аутизма относятся:

  • ранимость;
  • при возникновении даже небольших трудностей, ребенок прекращает общение;
  • ярко выраженная мимика;
  • способность смотреть в глаза собеседнику;
  • речь ребенка замедлена;
  • контактирует с другими только в присутствии родителей;
  • трудно переносят расставание с родными.

Симптомы болезни у взрослых

У взрослых симптомы аутизма отличаются в зависимости от степени тяжести заболевания, социального статуса и индивидуальности.

Основные симптомы:

  • неспособность к проявлению чувств и эмоций;
  • во время разговора может не смотреть в глаза, или напротив, пристально наблюдать за собеседником;
  • чрезмерная привязанность к предметам, местам или привычкам. Любые перемены могут вызвать испуг;
  • отсутствие способности осознавать особенности своего поведения;
  • монотонная речь;
  • маленький словарный запас;
  • тревожные состояния из-за перемен в жизни.

Диагностика аутизма

ЭЭГ для диагностики аутизма

Наличие симптомов требует немедленного обращения к специалисту. Для постановки правильного диагноза назначается специальная комиссия, в составе: психиатра, лечащего врача, невропатолога и других специалистов.

Диагностика аутизма предполагает необходимость определения особенностей, которые отличают аутизм от других психических и генетических заболеваний.

Классификация

На сегодняшний день общепринята Международная классификация заболеваний 10-го пересмотра ВОЗ.

Классификация аутизма выделяет четыре вида заболевания:

  1. Синдром Аспергера – у больных слабо развита логика. Они практически не общаются с окружающими.
  1. Атипичный аутизм – этой формой заболевания страдают взрослые люди. При этом виде аутизма серьезно поражается головной мозг. У больного нарушена речь и координация движений. Больной подолгу может смотреть в одну точку.
  1. Синдром Каннера – человек полностью изолирован от окружающих, и живет в своем мире. Речь практически неразвита.
  1. Синдром Ретта – первые признаки проявляются на 7-8 месяце жизни. Речь либо отсутствует полностью, либо развита слабо. Этот вид аутизма труднее всего поддается корректировке. Заболеванием страдают только девочки.

Аутизм не поддается лечению, однако, психологи и специалисты считают, что такие больные могут вести полноценный образ жизни. Специальные мероприятия, уход за больным, диеты – все это поможет в социальной адаптации больного аутизмом.

Источник: http://7psihozov.ru/autizm/simptomy-i-proyavleniya.html

Здоровье ребенка

Здоровье ребенка

Термин “Аутизм” впервые употребил Эмиль Блейелер в 1928 году для характеристики особого вида мышления, которым управляет эмоциональная сфера психики.

Проблемой детского аутизма по-настоящему заинтересовались в 1943 году после выхода в свет работы Лео Каннера “Аутистические нарушения аффективного контакта”.

Несмотря на распространённость нарушения (1:10000) и на огромное количество публикаций, учёные так и не нашли ответы на многие вопросы, касающиеся аутизма.

Итак, под аутизмом понимается расстройство эмоционально-волевой и личностной сферы, которое проявляется в полной отгороженности от мира, расстройстве коммуникации, погружённости в свой собственный мир и трудностях социальной адаптации. Развитие малыша идёт по типу ассинхронии (какие-то сферы психики развиваются очень медленно и отстают от возрастной нормы, а каике-то сферы опережают показатели возрастной нормы).

Причины аутизма

Не до конца ясны причины возникновения аутизма.

Одни учёные связывают расстройство с поражением ЦНС в пренатальном, натальном и постанатальном периоде, другие считают заболевание генетически обусловленным, третьи находят причину в неправильном воспитании (родительская холодность, слишком рациональный подход к воспитанию и т.д.).

Многие учёные сошлись на мнении, что в ДНК может существовать особый генный комплекс, который отвечает лишь за предрасположенность к развитию аутизма. А уж будет ли ребёнок аутистом, зависит от действия неблагоприятных факторов (неправильное воспитание, тяжёлые соматические заболевания, инфекции, травмы мозга и т.п.).

Виды аутизма

В 70-х гг. 20 века Лебединская К.С., Никольская О.С. предложили свою классификацию аутизма, разделив его на 4 группы.

  • Первая группа – это аутизм как “полная отрешённость от происходящего”. Ребёнок абсолютно мутичен, редкое гуление или лепет носят механический характер и используются как аутостимуляция. Дети предпочитает не иметь с миром никаких контактов, в игровой деятельности нет целенаправленного поведения. Ребёнок моторно ловок, гибок, иногда в поведении присутствует самоагрессия. Прогноз развития аутистов первой группы крайне из неблагоприятный.
  • Вторая группа характеризует аутизм как “активное отвержение”. Дети второй группы более активны, чем дети первой группы, но они избирательны во всём: любят, когда вещи лежат на одном и том же месте, избирательны в еде (например, едят всё длинное, но не притронутся к короткому), ходят по одному и тому же маршруту. Для них характерно ритуальное поведение (например, прежде чем выпить чай, ребёнок стучит ложкой по столу). Это ритуальное поведение абсолютно нелогично и неадекватно. При попытке взрослых что-то изменить, дети становятся агрессивными, устраивают истерики. Моторика нарушена, слабокоординирована. Дети говорящие, но усваивают речь стереотипно, о себе говорят во втором или третьем лице, любят читать стихи, используют выражения из сказок, цитаты. Со временем у таких детей формируются узкие жизненные стереотипы, мешающие им приспосабливаться к жизненной ситуации. При должном обучении такие дети могут учиться в массовой школе.
  • Третья группа – аутизм как “захваченность своими аутистическими фантазиями”. Дети упрямы, конфликтны, они имеют свои интересы, на которых полностью зациклены (например, машины или динозавры). Дети идут на контакт и словоохотливы, но в разговоре они абсолютно не обращают внимание на собеседника, не задают ему вопросы, не смотрят в глаза и, как правило, тема разговора сводится к увлечению ребёнка. При этом, малыш может фантазировать, врать собеседнику о ситуациях, которые с ним не случались. Зачем? Фантазирование – это своего рода защита от мира, с которым ребёнок не может установить достаточный контакт, а речь – один из способов аутостимуляции. Ребёнок моторно неловок, его мышление абстрактно, оторвано от реальности. Такой малыш может легко играть в шахматы, но ему трудно справиться сбытовой ситуацией. Прогноз развития третьей группы детей с аутизмом один из самых благоприятных. Такие дети учатся в массовой школе, но им трудно приспосабливаться к жизни.
  • Четвёртая группа – аутизм как “чрезвычайная трудность организации общения и взаимодействия”. Дети этой группы не ищут общения и при малейших препятствиях стараются от него уйти (например, насмешка, шутка, агрессия). Они моторно скованны, неловки, редко смотрят в глаза, на лице присутствует испуг, речь затухающая, маловыразительная, аграмматичная. Эти дети очень ранимы и чувствительны к реакциям человека. Они привязаны к тем, кто относится к ним тепло и положительно отзывается о них. Для таких детей подобные люди – это гарант безопасности.
  • Симптомы аутизма

    Как видно, существуют разные формы аутизма, но независимо от этого, аутизм как заболевание имеет свою симптоматику, по которой его можно распознать:

    1. Трудность в установлении коммуникации — отсутствие комплекса оживления, реакция на улыбку, смех; — нарушенна реакция на появление и уход матери; — неадекватная реакция на детей (страх, негативизм, агрессия, игнорирование); — неумение почувствовать состояние другого человека; — изменённое отношение к словесному общению (отсутствие отклика на имя, псевдоглухота); — изменённое отношение к физическому контакту (непереносимость или переносимость в малых дозах);

      — не подаёт сигналы при чувстве голода, жажды, мокрых пелёнках.

    2. Наличие страхов — сверхценные (страх одиночества, высоты); — связанные с гиперчувствительностью (яркого света, тёмных цветов в одежде, дождя);

      — бредоподобные (страх привидений, боязнь своей тени).

    3. Приверженность к деталям, последовательности, идентичности. Реакция на смену обстановки неадекватна.
    4. Чувство самосохранения снижено.
    5. Стереотипы

      — двигательные (раскачивание из стороны в сторону); — сенсорные (включение и выключение света); — вкусовые (сосание чего-либо); — проприоцептивные (выгибание мостиком);

      — речевые (эхолалии, повторение одних и тех же цитат, стихотворений, звуков).

    6. Нарушение в умственной деятельности — различные формы умственной отсталости; — задержка психического развития;

      — сохранный интеллект, но развивается парциально.

    7. Нарушение игры — преобладает игра неигровыми предметами; — отсутствует произвольность в игре; — без обучения игра остаётся на уровне манипуляций; — предпочитают игры в одиночку;

      — присутствуют игровые монологи.

    8. Особенности в развитии аффективной сферы — гипервозбудимость; — расторможенность; — агрессивность; — немотивированные колебания настроения;

      — невыраженность эмоциональных реакций.

    9. Нарушение речи — расстройство коммуникативной функции речи (ребёнок не использует речь для общения); — гуление запаздывает, лепет либо отсутствует, либо слабо выражен. Многие дети начинают говорить сразу фразами; — нарушения произношения разнообразны: от “чистой” речи до тяжёлых расстройств в произношении; — эхолалии; — мутизм; — речь скандированная, штамповая, редко используются личные местоимения, часто в речи присутствуют заученные цитаты, научные обороты, употребляемые неосмысленно; — страдают темп, ритм, мелодика речи; — отсроченные ответы на вопросы;

      — автономность речи (отсутствие реакции на говорящего).

    10. Раннее появление указанных выше расстройств (до 2, 5 – 3 лет).

    От аутистов следует отличать детей с аутистическими чертами характера. В чём разница? В симптоматике аутизма встречаются все вышеперечисленные 10 признаков. Поэтому если ваш ребёнок неразговорчив, с трудом адаптируется к новому коллективу, боится всего нового, то это ещё не значит, что он аутист.

    Аутистические черты характера обычно сопутствуют какому-либо нарушению: ДЦП, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха, тяжёлые нарушения речи, невропатия, акцентуации характера.

    Это происходит из-за отсутствия коррекционной помощи или из-за её несвоевременности, когда основной дефект мешает ребёнку адаптироваться в обществе, изолирует его от социума, и ребёнок чувствует себя лишним, ненужным, предпочитая ни с кем не общаться и уйти в собственный мир переживаний.

    Сами по себе аутистические черты возникают в случае педагогической запущенности, жестокого обращения с ребёнком.
    При своевременном обращении к психологу, логопеду, невропатологу и психиатру аутистические черты характера легко устранимы. А вот с аутистами всё сложнее.

    Дело в том, что в нашей стране не существует разработанной системы помощи таким детям. В крупных городах (Москва, Санкт-Петербург) для них созданы частные реабилитационные центры, где оказывают медикаментозную помощь, проводят холдинг терапию, семейную психотерапию. А вот в провинциальных городах таких центров мало.

    Они очень маленькие и существуют в основном за счёт спонсорской помощи. К тому же недостаточно разработана система интеграции аутистов в массовую школу. Зачастую нормально развивающиеся дети просто не готовы принять аутистов в свой коллектив, а школьный персонал просто не знает, как с ними заниматься.

    Это особенные дети, и каждый ребёнок-аутист требует внимательного, трепетного отношения. Индивидуальные занятия с аутистом нужно не просто провести, а прожить. Ведь наглядный материал для занятия должен быть подобран с опорой на интересы, увлечения ребёнка, а также включать в себя эпизоды из его жизни.

    В процессе занятия педагог должен быть “вместе” с ребёнком, а не “над” ним. Важно чувствовать малыша, улавливать его настроение, эмоции, подключаться к любой деятельности, в которой он проявляет произвольность. У большинства учителей массовых школ не хватает на это ни времени, ни терпения. Поэтому обычно такие дети находятся на домашнем обучении, что изолирует их от общения со сверстниками и в какой-то степени тормозит развитие.

    Источник: http://345-games.ru/autizm-vidy-simptomy-i-prichiny/

    Ссылка на основную публикацию