Акселерация: все об этом явлении

Вся правда об акселерации

Акселерация: все об этом явлении

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов – экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей. По мнению ученого, время постоянно ускоряется – человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно.

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти.

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем – можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Источник: http://russian7.ru/post/akseleraciya-pravda-i-predarssudki/

Что нужно знать об акселерации

Что нужно знать об акселерации

«Мы в свое время такими не были», — любят повторять люди старшего поколения. И они правы — каждое поколение отличается от предыдущего. Ученые уверены: сегодня дети взрослеют быстрее своих родителей.

Люди растут

Первые фиксированные наблюдения, касающиеся скорости развития человека в младшем возрасте, были сделаны в середине ХХ столетия. Тогда немецким ученым Э.Кохом было замечено, что за последние сто лет люди изменились в физиологическом строении в сторону укрупнения. Так, среди признаков акселерации были впервые выделены следующие:

— Увеличение массы и длины тела.

В настоящее время рост годовалых детей в среднем на 4—5 см, а масса тела на 1—2 кг больше, чем 50 лет назад. Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см. В разных странах, видимо, в силу климатических условий, эти показатели разнятся.

Так, в Голландии за последние 150 лет мужское население выросло на 14 см, а в странах Южной Европы всего на 2-3 см.

Кстати, наблюдения за ростом и весом людей проводились отнюдь не в стенах университетских лабораторий, а были впервые замечены случайным образом – по записям военных комиссий, годами взвешивающих и измеряющих рост новобранцев.

— Половое взросление.

Не все социальные процессы можно объяснить культурной пропагандой и насаждением извращенных ценностей. Подростки сегодня, как доказала наука, действительно взрослеют раньше. Половое развитие мальчиков и девочек в развитых странах заканчивается на 1,5—2 года раньше, чем в начале XX века, а за каждые 10 лет наступление менструации у девочек ускоряется на 4—6 месяцев.

Акселерация делает людей более активными во всех отношениях. Так, имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

— Психическое развитие.

Акселерация при сохранении традиционно сложившихся условий воспитания и норм поведения подростков в отдельных случаях становится источником возникновения смысловых барьеров, конфликтов и девиантных форм поведения. Иными словами, психика не поспевает за физиологией, что вызывает внутриличностные конфликты и сложности в социальной адаптации. Однако такая картина не является правилом.

Напротив, культурная среда в развитых странах развивается подчас быстрее физиологических процессов, о которых мы упомянули ранее. Поэтому быстро взрослеющие индивиды вписываются в социальный контекст гораздо быстрее своих сверстников, живших на полстолетия раньше.

С этим связан ряд неожиданных следствий. Например, в странах Европы и Северной Америки возраст вступления в брак сдвинулся на 5-7 лет, что объясняется более ранним возрастом начала половой жизни у подростков и большей свободой действия в связи с этим. Правила брачного поведения больше не диктуются безальтернативной религиозной истиной – и люди не боятся следовать гедонистическим позывам.

Причины

Теорий на этот счет немало, и сложно выделить среди них ведущую. Скорее, акселерацию следует объяснять синергетической совокупностью ряда факторов.

Отечественные и зарубежные ученые-медики и антропологи склонны выделять три главные причины ускоренного развития человека в последние полтора столетия: изменение состава атмосферы вкупе с влиянием электромагнитного поля, изменение рациона питания и урбанизация.

Сторонник первой обозначенной теории, Т.

Трейбер утверждает, что радиоактивное загрязнение среды обитания человека, на первых порах ведет к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда.

Загрязнение окружающей среды и атмосферы ведет к снижению уровня содержания в воздухе кислорода, что ведет к расширению объемов легких и неизбежно приводит к увеличению массы тела.

Адепты теории урбанизации связывают акселерацию с феноменом разнокачественного скрещивания. Исторически в города переселялись более развитые и способные к адаптации индивиды, часто различающиеся по национальному и расовому признаку.

Городская среда в большей степени, чем сельская, подразумевает борьбу за выживание, чем стимулирует селекцию наиболее активных и развитых членов человеческого общежития.

Нутрицевтическая теория, связывающая акселерацию с изменением в питании людей ХХ века, сводится к тому, что люди в развитых странах получили доступ к разнообразной пище, богатой углеводами и витаминами, что также ведет к увеличению массы тела.

Однако эта теория выглядит весьма спорно на фоне появления в это же время генномодифицированных продуктов и массового производства химикатов, употребляемых людьми в пищу регулярно.

Как бы то ни было, какая бы теория в конечном итоге ни оказалась верна, процессы акселерации представляются закономерными в отношении развития человеческого вида.

Эволюция неизбежна, она не знает финала – она может лишь ускорять или замедлять свой темп. Ошибочно было бы полагать, что то ускорение, которые мы наблюдаем сейчас, — первый случай в истории нашего вида. Скорее первый, зафиксированный наукой, которой еще 200 лет назад не были доступны методы и техники, которыми она располагает сегодня.

Ускорение времени

По терминологии ведущего британского историка Эрика Хобсбаума, модерн, берущий свое начало в Новом Времени, принадлежит к эпохам «быстрой» (или «короткой») истории, когда возрастает скорость во всех проявлениях человеческой жизнедеятельности: в труде и его интенсивности, в перемещении в пространстве, в усвоении информации, наконец, в чередовании циклов – экономических, социально-политических, войны и мира, и прочего.

Хобсбаум проводит последовательный анализ исторического развития человеческого общества и делает заключение, ставшее в гуманитарной науке крылатым: каждая последующая эпоха короче предыдущей.

По мнению ученого, время постоянно ускоряется – человечество успевает произвести, написать, разрушить и построить заново больше за меньший промежуток времени.

В пользу теории ускоренного времени говорит и постоянное насыщение информационного поля человека. По данным исследовательского института Массачусетса, в 1986 году на каждого жителя Земли приходилось лишь 0,16 Мбайта переданной через коммуникационные устройства информации, а в 2007 году — уже 27 Мбайт. Т.е. за 25 лет человечество стало общаться почти в 170 раз более информационно насыщенно.

Трудно себе представить, чтобы такие изменения не повлияли на психическое развитие новых поколений. Маршалл Маклюэн, занимавшийся теорией коммуникации, отмечал, что в связи с небывалыми объемами информации, которые в условиях современного мира обрабатывает человеческий мозг, скорость мышления людей в развитых странах за последнее столетие удвоилась и продолжает расти.

В бытовом плане этот процесс очевидно наблюдается на детях, рожденных в цифровую эпоху: умение пользоваться сложной компьютерной техникой развивается у них параллельно с развитием речевых навыков, а иногда и опережая последние. Чем это грозит нам в будущем – можно лишь гадать, но изменения в психосоциальном устройстве общества неизбежны.

Источник: russian7.ru

Источник: http://planet-today.ru/stati/interesno/item/12004-chto-nuzhno-znat-ob-akseleratsii

АКСЕЛЕРАЦИЯ

АКСЕЛЕРАЦИЯ

ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предыдущими поколениями.

Источник: Словарь социального педагога

ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

Источник: Педагогический словарь

ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями [80, c. 12].

Источник: Современный образовательный процесс, основные понятия и термины

ускорение темпов роста и физического развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями

Источник: Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»

от лат. acceleratio — ускорение) — ускоренное физическое развитие детей, охватывающее различные анатомические и физиологические стороны организма.

Источник: Коррекционная педагогика и специальная психология: словарь

от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение полового созревания, увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков, отмечаемое со второй половины 20 в.; представляет интерес для антропологии, психологии, педагогики, особенно в части обучения физиологически взрослых, но социально незрелых индивидов.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

лат. – ускорение) – так называется явление ускоренного физического и полового созревания детей, возникшее во второй половине XX столетия. Это выражается в превышении установленных средних норм веса, роста ребенка, в сокращении сроков полового созревания. При этом социальное взросление может происходить нормально и даже отставать, порождая инфантилизм.

Акселерация происходит под влиянием биологических, экологических и социальных факторов. В школьной среде мальчиков и девочек, явно опережающих в физическом и половом развитии своих сверстников, часто дразнят акселератами. Изучением явления акселерации занимаются такие науки, как антропология, медицина, психология.

В педагогике разрабатываются подходы к воспитанию таких детей.

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

от лат. acceleratio — ускорение) — ускорение роста и физического развития детей по сравнению с предшествующими поколениями. Впервые подобные явления отмечены в середине 19 в. Признаки А. появляются уже на стадии внутриутробного развития. За последнее столетие длина тела новорожденных увеличилась в среднем на 1 см, масса — на 100-300 г.

Наблюдаются значительные изменения в темпах роста и развития грудных детей. С возрастом темпы А. растут: рост 4-7-летних детей за каждое десятилетие в среднем увеличивается на 1,5 см, масса тела — на 0,5 кг. Ускоряется половое созревание подростков. Городские дети подвержены А. в несколько большей степени, чем сельские. В конце 20 в.

отмечено замедление темпов А. Существует ряд гипотез, призванных объяснить причины возникновения А., однако ни одна из них не признана исчерпывающей.

Вероятно, ускорение развития происходит под влиянием целого комплекса социально-экономических и природных условий жизни — улучшения питания; генетических изменений в результате активизации процессов миграции и смешения населения; увеличения интенсивности внешних раздражителей, стимулирующих нервную систему, и др. Имеются данные о т.н. психологической А., т.е.

ускорении умственного развития детей. Однако, по мнению большинства специалистов, эти данные скорее свидетельствуют об имевшейся ранее недооценке интеллектуальных возможностей ребенка. Психологи, однако, предостерегают против «искусственной А.», когда интеллектуальное развитие чрезмерно интенсифицируют, ставя перед ребенком завышенные требования.

Надежным показателем соответствия развивающих воздействий возможностям ребенка служит его эмоциональная стабильность, готовность с энтузиазмом воспринимать новые задачи. Существует также А. внутри одного поколения.

В рамках одной возрастной группы имеется около 8% детей, отличающихся ускоренным развитием, и примерно столько же детей, для которых характерна некоторая задержка физического развития. В целом А. представляет собой статистическую закономерность. Для каждого отдельного ребенка ее проявления имеют свои индивидуальные особенности, которые не следует расценивать как преимущества или недостатки. См. также Децеллерация

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

Источник: http://didacts.ru/termin/akseleracija.html

Акселерация организма подростка

Акселерация или акцелерация это ускоренное развитие организма подростка в период полового созревания. В некоторой литературе фигурирует «акселерация», а в другой литературе — «акцелерация». Само слово акселерация от лат. acceleratio – ускоряться, так как это слово иностранного происхождения его переводят по-разному. А смысл остается неизменным.

На развитие подростков влияют многие факторы, в том числе и экология страны. Из-за выбросов в окружающую среду ядохимикатов и других вредных веществ, идет загрязнение флоры и фауны. Что непосредственно влияет на организм и здоровье человека в целом. У многих подростков возникают физиологические изменения. А гармоничность развития — это сложный процесс, который и является показателем здоровья.

Но абсолютно здоровых людей не бывает. Запуская болезнь на ранней стадии, надеясь, что само пройдет, мы даже не подозреваем, что могут произойти значительные изменения в работе организма. Это приводит к значительному изменению жизнедеятельности, способности полноценно жить и работать.

К сожалению, мы вспоминает о том, что здоровье нельзя купить слишком поздно, когда былое здоровье не вернешь!

Проблема акселерации актуальна во всём мире. Это явление некоторые авторы называют эпохальным маршем и секулярным трентом (верховая тенденция). Такое название получило явление, наблюдаемое последние сто лет.

За последнее столетие развитие человечества ускорилось по всему земному шару. Поскольку термин «развитие» — понятие очень широкое, целесообразно его уточнить.

Можно говорить о биологической и социальной акселерации.

Под биологической акселерацией понимаются изменения, касающиеся биологии развития человека. Хотя эти изменения происходят в конкретной социальной среде и, надо полагать, в значительной мере социально детерминированы.

Под социальной акселерацией следует понимать увеличение объема знаний детей по сравнению с их сверстниками 40-50 лет назад.

Теории акселерации

До настоящего времени не сформировалась общепринятая теория акселерации развития. Выдвинуто большое количество концепций, встречающих серьезные возражения.

Вот некоторые из них, представляющие научный интерес.

Гелиогенная теория. Согласно этой теории, выдвинутой еще в 1936 году, акселерация обусловлена солнечным излучением. Автор этой теории полагает, что дети во второй половине 19 и в 20 веке больше бывают на солнце, чем стимулируют развитие.

Но дело в том, что акселерация охватывает детей как южных, так и северных стран; городские дети развиваются быстрее, чем сельские, хотя последние во много раз больше подвергаются солнечному облучению.

Приведенная теория в настоящее время представляет лишь исторический интерес.

Теория гетерозии. Отчасти 19, а в особенности 20 век характеризуется резкими социальными изменениями, приведшими к разлому социальных, религиозных, кастовых и межнациональных границ.

В силу этого обычным явлением стали межнациональные браки; принадлежность к разным религиозным верованиям не является препятствием к браку. Разрушились социальные, кастовые и иные преграды для вступления в брак. Резко расширились границы бракосочетаний.

Все это привело и приводит к резкому изменению наследственности. Как следствие этого – акселерация развития.

Теория урбанизации. Вторая половина 19 века, а в особенности 20 век характеризует резкое расширение городов и перемещение сельского населения в города, т.е. урбанизация. Темп городской жизни, ее своеобразность и насыщенность ведут к раннему интеллектуальному и сексуальному развитию, что в свою очередь ведет к раннему половому созреванию, ускоряет рост и т.д.

Нутритивная теория. Суть этой теории заключается в том, что ее авторы пытаются объяснить акселерацию развития уровнем питания, в частности витаминизации пищи. Особое значение придается употреблению витаминов В6 , В12, фолиевой кислоты.

Теория облучения. Согласно этой теории, развертывание широкой сети рентгеновских установок на земном шаре, а также взрывы атомных и водородных бомб привели к значительному повышению уровня радиации облучения человечества. Повышение проникающего излучения стимулирует развитие.

Наконец, улучшение социально – бытовых условий, широкие гигиенические мероприятия, улучшения питания и многое другое привело к тому, что наследственно заложенные качества получили возможность полной реализации, что не представлялось возможным при плохих социально- бытовых условиях.

Приведенные теории представляют определенный научный интерес, но едва ли одной из них можно объяснить акселерацию. По всей вероятности, в сочетании рассмотренных нами явлений – гетерозии, урбанизации, облучения, улучшения социально-бытовых условий и питания – надо искать причину акселерации.

Возникает чрезвычайно важный вопрос: что произошло – ускорение только роста и некоторых других процессов или повзрослели также физиологические механизмы и психические процессы? Иначе говоря, дети стали только выше и крупнее или одновременно повзрослели?

Теоретически рассуждая, надо допускать повзросление детей. Если, например, половое созревание наступает на два года раньше, то при этом на два года раньше перестраивается вся эндокринная система и вместе с ней деятельность всех физиологических систем, в том числе нервной системы.

Поэтому мы вправе допустить, что акселерация охватывает физиологические механизмы и психические процессы. К сожалению, физиология и психология еще не представили данные, подтверждающие высказанные выше предположения.

Основная причина в том, что эти науки не располагают сведениями за прошлые годы и лишены возможности сравнительной оценки полученных данных.

Под социальной акселерацией, как уже было сказано, мы понимаем увеличение объема знаний по сравнению с их сверстниками первой половины 20 века.

Социальная акселерация обусловлена рядом обстоятельств, в первую очередь резким повышением общеобразовательного ценза родителей.

В условиях полной ликвидации неграмотности в нашей стране, при наличии обязательного восьмилетнего обучения и переходе к всеобщему среднему образованию, родители стали во много раз образованней, чем это было до Октябрьской революции.

Внедрение в быт радио и телевидения, увеличение количества кинотеатров, театров, домов пионеров и т.д. привело к тому, что дети стали получать информации во много раз больше, чем это имело место раньше. Этому способствует также газеты и журналы для детей и подростков издающиеся большими тиражами.

Поэтому дети, подростки и юноши часто оперируют понятиями и сведениями не известными даже не доступными их сверстникам 30-40 лет назад.

С акселерацией, в какой-то мере связан и вопрос начала школьного обучения с шести лет. О физиологических основах этого возраста будет сказано. При сохранении десятилетнего обучения возникает вопрос о пересмотре возрастного ценза для поступления в высшие учебные заведения. Прием в них должен быть с 16 лет. Пересмотра требуют и трудовые законодательства, а также сроки вступления в брак.

Акселерация ставит очень много крупных народнохозяйственных вопросов не нашедших еще своего решения.

Развитие опорно-двигательного аппарата

Рассмотрение вопроса следует начать с уточнения понятия опорно-двигательного аппарата, позволяющего человеку совершать самые разнообразные движения.

Опорно-двигательный аппарат состоит из скелета и мышц, объединяемых в единую костно-мышечную систему.

Костная система играет многообразную роль. Кроме того, что кости являются составляющей частью опорно-двигательного аппарата, в них находится один из органов кроветворения – красный костный мозг; в костях накапливается большое количество минеральных солей. Кость является живым органом, способным к восстановлению и перестройке.

Источник: http://www.microarticles.ru/article/akseleratsija-organizma-podrostka.html

Акселерация роста и развития детей

Акселерация роста и развития детей

Акселерация, или акцелерация (от лат. acceleratio – ускорение), – это ускорение роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими поколениями. Явление акселерации наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

Термин «акселерация» был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки.

Традиционно длина тела, объем груди и масса тела рассматривались как наиболее важные признаки физического развития.

Но, учитывая, что морфологические особенности организма тесно связаны с его функциональной деятельностью, ряд авторов в качестве признаков физического развития стали рассматривать жизненную емкость легких, силу отдельных мышечных групп, степень окостенения скелета (в частности, кисти), прорезывание и смену зубов, степень полового созревания. Кроме того, к существенным признакам стали относить и пропорции тела.

В настоящее время понятие акселерации стало столь широким, что, имея в виду акселерацию, говорят как об ускорении физического развития детей и подростков, так и об увеличении размеров тела взрослых, более позднем наступлении климакса.

Поэтому нередко пользуются таким понятием, как секулярный тренд (вековая тенденция), понимая под ним тенденцию, которая наблюдается примерно в течение века, к ускорению физического развития всего организма – от внутриутробного периода до взрослого состояния.

Наиболее заметно акселерация проявилась у детей во второй половине ХХ в. Так, масса тела стала удваиваться в более раннем возрасте (в 1965–1973 гг. – в 4–5 месяцев, в 1940–1941 гг. – в 5–6 месяцев). Происходила более ранняя смена молочных зубов на постоянные (в 1984 г. – с 5–6 лет, в 1953 г. – с 6–7 лет). Сдвинулись сроки полового созревания.

Так, возраст наступления менструаций в ХХ в. уменьшался каждые 10 лет примерно на четыре месяца и в 1974 г. составил в среднем 12,7 лет. Происходило ускорение развития вторичных половых признаков. У детей и подростков наблюдалась более ранняя морфологическая стабилизация.

Весь процесс окостенения заканчивался у мальчиков на два, a y девочек на три года раньше, чем в 1930-е гг.

В связи с акселерацией раньше происходит и завершение роста. В 16–17 лет у девушек и в 18–19 лет у юношей завершается окостенение длинных трубчатых костей и прекращается рост в длину.

Московские мальчики возраста 13 лет за последние 80 лет стали выше на 1 см, а девочки – на 14,8 см.

Таким образом, в результате ускоренного развития детей и подростков наблюдается достижение ими более высоких показателей физического развития.

Необходимо сказать, что имеются сведения и об удлинении детородного периода: за последние 60 лет он увеличился на восемь лет. У женщин в Центральной Европе за последние 100 лет менопауза сдвинулась с 45 до 48 лет, в нашей стране это время приходится в среднем на 50 лет, а в начале века приходилось на 43,7 года.

Причины акселерации

До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в питании. Они связывают акселерацию с увеличением содержания в пище полноценных белков и натуральных жиров, а также с более регулярным потреблением овощей и фруктов в течение года, усиленной витаминизацией организма матери и ребенка.

Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка солнечных лучей: считается, что дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной радиации. Однако этот довод кажется недостаточно убедительным, так как процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем в южных.

Имеется точка зрения о связи акселерации с изменением климата: считается, что влажный и теплый воздух замедляет процесс роста и развития, а прохладный сухой климат способствует потере тепла организмом, что якобы и стимулирует рост. Кроме того, есть данные и о стимулирующем воздействии на организм малых доз ионизирующих излучений.

Некоторые ученые в числе важных причин акселерации называют обусловленное достижениями медицины общее снижение заболеваемости в младенчестве и детстве вкупе с улучшением питания.

Очевидно также, что появлению многих новых факторов воздействия на человека способствуют развитие науки и технический прогресс, причем свойства этих факторов и особенности их воздействия на организм еще мало изучены (речь идет о химических веществах, используемых в промышленности, сельском хозяйстве, быту, новых лекарственных средствах и др.). Некоторые исследователи значительную роль в акселерации отводят новым формам и методам воспитания и образования, спорту, физкультуре.

Связывают акселерацию и с негативным воздействием темпов современной городской жизни. Это и обильное искусственное освещение (включая рекламу); стимулирующее воздействие электромагнитных колебаний, возникающих при работе теле– и радиостанций; городской шум, движение транспорта; влияние радио, кино и телевидения на раннее интеллектуальное, особенно сексуальное, развитие.

Технический прогресс в экономически развитых странах привел к концентрации населения в больших городах. Развитие транспорта и связи сократило расстояния, ранее казавшиеся очень значительными.

Усилилась миграция населения. Расширилась география брака, рушится генетическая изоляция. Это создает благоприятную почву для изменения наследственности.

Молодое поколение становится выше ростом и созревает раньше своих родителей.

Акселерация является предметом изучения не только биологии и медицины, но и педагогики, психологии и социологии.

Так, специалисты отмечают некоторый разрыв между биологической и социальной зрелостью молодых людей, при этом первая наступает раньше. В связи с этим встает ряд вопросов перед медицинской теорией и практикой.

Например, появилась необходимость в определении новых норм трудовой и физической нагрузки, питания, нормативов детской одежды, обуви, мебели и др.



Источник: http://biofile.ru/bio/8379.html

Акселерация, децелерация, их социальные и гигиенические значения. Гипотезы, объясняющие явление акселерации

Акселерация, децелерация, их социальные и гигиенические значения. Гипотезы, объясняющие явление акселерации

Под акселерацией понимают ускорение темпа роста и развития организма детей и подростков по сравнению с темпом прошлых поколений(от лат. acceleratio ускорение). В последние десятилетия почти повсеместно происходило ускорение физического развития детей и подростков. На каждом возрастном этапе современные дети и подростки выше и крупнее сверстников прежних лет.

К внешним причинам, определяющим акселерацию, относят улучшение питания, воздействие физических факторов, изменение фона космической радиации, увеличение световorо дня, влияние городского образа жизни(нейрогенная гипотеза).

Согласно нейрогенной гипотезе большой поток информации приводит к длительном возбуждению коры и подкорки, ускоряет про-дукцию гонадотропных гормонов гипофиза и андрогенов надпочечников.

К числу эндогенных причин, связанных с изменением наследственности, относят гетерозиготность вследствие учащения браков между ранее изолированными группами населения.

В обоснование акселерации предложено множество разнообразных гипотез, которые условно можно разделить на несколько групп: (интернет) Прежде всего нутрицевтическая, связанная с изменением (улучшением) характера питания, особенно в последние три десятилетия после второй мировой войны.

Гипотезы связанные с биологическим отбором (первые сообщения об ускоренном развитии детей — Гент, 1869; Робертс (Ch.

Roberts), 1876), с увеличением числа гетеролокальных (смешанных) браков — гетерозис, влечением к городской жизни, в результате которого в города прибывают наиболее развитые жители из сельской местности — гипотеза Мауера (G.

Mauer), 1887, а также другие гипотезы о конституциальном отборе — к примеру, стремление занять высшие слои общества или о переселении в города людей с более развитым интеллектом.

Группа гипотез связанных с влиянием факторов среды (гипотезы 30-х годов) связывала изменения в скорости роста и развитии с естественными и искусственными изменениями условий среды. Кох (E. W.

Koch), 1935, который предложил термин акцелерация, придавал значение гелиогенным влияниям, увеличению светового дня за счет электрического освещения. Трейбер (T. Treiber), 1941 связывал акцелерацию с влиянием радиоволн — хотя ускорение роста детей началось раньше широкого распространения радио на Земле, а Миллс (C. A. Mills), 1950 — с повышением температуры атмосферы Земли. Есть и другие гипотезы, например, связанные с радиацией или космическим излучением. Но тогда феномен должен был проявляться на всех детях одной местности. Однако, все авторы отмечают различия в скорости роста детей различных контингентов населения.

Каждая из гипотез в отдельности не могла объяснить все явления секулярного тренда и убедительным доказательством были бы данные об ускорении онтогенетического развития и увеличения размеров тела не только у людей, но и различных животных.

Децелерация(интернет) — процесс, обратный акселерации, т.е. замедление процессов биологического созревания всех органов и систем организма. Ни одна из гипотез причин акселерации в отдельности не может объяснить эпохальные сдвиги в темпах роста и развития.

Скорее всего, акселерация, так же как и намечающаяся в настоящее время децелерация является следствием влияния комплекса природных и социальных факторов на биологию современного человека.

За последние 20 лет стали регистрироваться следующие изменения физического развития всех слоев населения и всех возрастных групп: уменьшилась окружность грудной клетки, резко снизилась мышечная сила. Но имеются две крайние тенденции в изменении массы тела: недостаточная, ведущая к гипотрофии и дистрофии; и избыточная, ведущая к ожирению.

Все это расценивается как негативное явление. Причины децелерации: -экологический фактор; -генные мутации; -ухудшение социальных условий жизни и, прежде всего, пита-ния; -все тот же рост информационных технологий, который начал приводить к перевозбуждению нервной системы и, в ответ на это, к ответному ее торможению; -снижение физической активности.

В заключение хочется сказать, что сегодня Вы познакомились с комплексной оценкой физического развития на основе антропометрических показателей. Это поможет Вам следить за своим здоровьем и здоровьем членов семьи. Ведь состояние здоровья обусловливается социальными факторами, организацией режима дня, рациональной двигательной активностью, правильным питанием.

Источник: https://cyberpedia.su/12xf443.html

Акселерация

Акселерация

Акселерация — это ускоренное физическое и половое развитие ребенка. В крупных городах половое созревание подростков в настоящее время происходит на 1—3 года раньше по сравнению с началом нынешнего века. Основными причинами акселерации являются улучшение питания, обилие всевозможной информации, присущей жизни современного крупного города, и бурный темп общественной жизни.

Акселерация развития детей — это процесс ускорения роста и полового созревания детей, наблюдаемый с 30-х годов 19 века.

Акселерация отмечается уже на стадии эмбрионального развития. За последние 30—40 лет длина тела новорожденных увеличилась на 0,5—1 см, вес — на 50—100 г. Удвоение веса, происходившее раньше между 5—6 мес. жизни, теперь наблюдается между 4—4,5 мес.

Сейчас у детей в возрасте одного года длина тела на 2 см, окружность груди на 2 см, окружность головы на 1 см и вес тела примерно на 1 кг больше, чем в довоенные годы. В более раннем возрасте появляются молочные зубы, в среднем на 1 год раньше прорезываются постоянные зубы.

Отмечается также ускорение сроков окостенения скелета.

Современные дети стали не просто выше и крупнее своих сверстников, живших в начале 20 века, но и соматически более зрелыми. Параллельно с ускорением роста происходит и снижение возраста полового созревания подростков: с начала 20 века, например, в нашей стране произошло ускорение полового созревания детей примерно на 2 года.

Явление акселерации ведет к более раннему окончанию роста тела в длину. В настоящее время у абсолютного большинства девушек рост прекращается в 16—17 лет, а у юношей — в 18— 19 лет. Несмотря на это, длина тела  и взрослых людей в настоящее время оказывается увеличенной (в основном за счет ускоренного роста тела в длину в допубертатном периоде развития).

Источник: http://www.medical-enc.ru/1/akceleracia.shtml

Особенности физического развития детей | Акселерация развития детей

Постоянный рост, увеличение массы тела и его параметров, а также развитие и дифференцировка органов и тканей — это основной физиологический процесс, происходящий внутриутробно, после рождения и весь период детства.

Особенности физического развития детей

До рождения ребенка, организм матери — это внешняя среда для плода, поэтому все отрицательные моменты, связанные со здоровьем беременной женщины, ее питанием, патологическим течением беременности, социально-бытовыми факторами, оказывают неблагоприятное влияние на правильное его развитие. В нормальных условиях доношенный ребенок рождается с массой тела в среднем 3300 — 3500 г и длиной 51 — 53 см. Рождение детей с большей длиной и массой тела наблюдается у повторнородящих, с меньшими показателями — у очень юных и пожилых матерей.

Физиологическая потеря массы тела новорожденного

После рождения в течение первых дней жизни происходит незначительная, так называемая физиологическая, потеря массы тела в пределах 5 — 8% исходной, т. е. 150 — 300 г.

Основной причиной этого может быть недоедание в первые 2 дня, связанное с медленным нарастанием лактации, а также с поздним прикладыванием к груди и недостаточным поступлением жидкости в организм.

Обычно масса восстанавливается к 7 — 8-му дню жизни, иногда этот процесс идет более медленно и заканчивается к 11 — 12-му дню.

Если же этот период становится еще более продолжительным, а потеря массы превышает указанные 5 — 8%, то так называемая физиологическая потеря становится патологической и требует соответствующей коррекции и даже лечебных мероприятий. Так бывает при инфицировании ребенка, травмировании его в родах или при врожденных отклонениях. Поэтому физиологическая потеря массы тела новорожденного всегда должна контролироваться врачом.

Прибавка массы тела новорожденного

Интенсивность прибавки массы и длины тела в последующем зависит от возраста ребенка, однако не всегда показатели массы и длины нарастают параллельно. Наиболее активно физическое развитие ребенка происходит на первом году жизни.

Так, к 4 — 5 мес удваивается, а к 10-11 мес утраивается масса тела новорожденного, при этом средняя прибавка в первое полугодие составляет 700, во второе — 400 — 500 г в месяц. Рост увеличивается за год на 25 см.

На втором году жизни темпы развития несколько снижаются, прибавка массы тела равняется приблизительно 3 кг, а длины — 7 — 8 см. В последующие годы средняя прибавка массы тела в год составляет 2 кг, а длины — 5 см.

Таким образом, к 4 -5 годам удваивается масса годовалого ребенка (достигая 20 — 22 кг) и длина тела новорожденного (100 см). К 12 годам утраивается длина тела новорожденного.

В период полового созревания вновь происходит значительная прибавка длины тела, в среднем на 8 -10 см и более в год. Рост прекращается к концу периода полового созревания (у девушек — к 18 годам, у юношей — к 25 годам).

Прибавка массы тела в этот период колеблется от 3 до 5 кг и более в год.

Указанные параметры физического развития ребенка могут иметь значительные индивидуальные колебания, что при отсутствии патологических отклонений оценивается как индивидуальные варианты нормы. Кроме массы и длины тела, учитываются соотношения размеров головы и грудной клетки. У здорового новорожденного окружность головы равна 34 — 35 см, а размер грудной клетки на 1-2 см меньше (32 — 34 см).

В возрасте 2 — 4 мес эти размеры сравниваются. За первый год объем грудной клетки увеличивается на 13 — 15 см. В последующем, до 7 лет, окружность груди превышает размер головы примерно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. В среднем размер головы к году увеличивается на 10-11 см, а затем за все последующие годы до окончания роста еще на 10-11 см.

Имеются особенности и в пропорциях тела ребенка, так как отдельные части тела растут неравномерно. Длина нижних конечностей увеличивается примерно в 5 раз, верхних — в 4 раза, туловища — в 3 раза, а длина головы — в 2 раза. Длина туловища у новорожденного занимает около 45 % длины тела, а в пубертатном периоде — 38%.

Конечности растут у детей быстрее туловища, но чем моложе ребенок, тем короче у него ноги в общей пропорции с длиной тела.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских чашечных весах, обычно в утренние часы перед кормлением, старших детей — на обычных медицинских весах.

Рост измеряют на первом году с помощью горизонтального ростомера, затем с помощью обычного вертикального, стоя и сидя.

Оценка физического развития детей

Как оценивается физическое развитие ребенка?

При оценке физического развития ребенка необходимо также обращать внимание на эластичность кожных покровов, плотность (тургор) мягких тканей, мышечный тонус, состояние статики, эмоциональный настрой ребенка. Нормальные показатели перечисленных параметров позволяют оценить физическое развитие ребенка как нормотрофическое (эйтрофия).

Физическое развитие ребенка зависит от многих факторов внешней и внутренней среды: режима дня, питания, пребывания на свежем воздухе, занятий физкультурой. Определенную роль играет сезонный фактор. Так, весной и летом активнее увеличивается рост, а в зимнее время — масса тела.

Отрицательное влияние на физическое развитие могут оказать заболевания ребенка, прежде всего:

  • врожденные пороки сердца,
  • врожденные и приобретенные поражения ЦНС,
  • эндокринные расстройства,
  • частые респираторные заболевания,
  • рахит и т. д.

Чтобы не допустить грубых отклонений в физическом развитии ребенка, необходимо систематически следить за его здоровьем, проводить антропометрические исследования, анализировать полученные данные и, своевременно установив причину нарушений, назначать соответствующее лечение.

Акселерация развития детей

В последние десятилетия во всех развитых странах отмечены явления акселерации, т. е. ускорение роста и развития детей начиная с внутриутробного периода.

Акселерация роста и развития детей

Акселерация роста и развития детей первого года жизни выражается в больших показателях роста, более раннем зарастании родничка и прорезывании первых молочных зубов, удвоении массы тела к 4-4,5 мес (вместо 5 — 6 мес), утроении ее к 10-11 мес (вместо 11 — 12 мес).

Акселерация роста и развития детей от 3 до 6 -7 лет также проявляется в укрупнении размеров тела и более ранней смене молочных зубов на постоянные.

В школьном возрасте, помимо размеров тела, акселерация проявляется в ускорении процессов оссификации скелета и определенном диссонансе между ранним половым и эмоциональным созреванием, с одной стороны, и умственным развитием и социальной зрелостью — с другой.

Этот процесс считается результатом сложного взаимодействия экзо- и эндогенных факторов, как наследственных, так и внешнесредовых, ускоряющих рост и стимулирующих развитие.

Влиянии акселерации на состояние здоровья ребенка

Существуют природные, климатические, космические теории, которые ставят акселерацию в прямую зависимость от эпохи научно-технического прогресса, от изменившегося характера питания и адаптации организма к различным факторам среды, в том числе и вредным.

Если 10-15 лет тому назад процесс акселерации однозначно считался положительным, то сейчас накапливаются факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии акселерации на состояние здоровья ребенка.

Указывается на связь этого процесса с увеличением среди детей случаев заболеваемости гипертонией, нейро-сосудистой дистонией, язвенной болезнью желудка, аллергических реакций в результате относительной недостаточности глюкокортикоидной функции надпочечников.

Установлено, что только у половины обследованных уровень секреции коры надпочечников соответствует физическому развитию, у остальных он меньше. Акселерация детей порождает много вопросов об их психических и физических возможностях.

Источник: http://www.medmoon.ru/rebenok/deti5.html

Ссылка на основную публикацию