Эрик эриксон: биография и вклад в науку

Эрик Эриксон Биография (1902-1994)

Эрик Эриксон

  • Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 г.
  • Он умер 12 Мая 1994 года.

Детство:

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте, Германия. «Общая история была в том что его мать и отец разошлись до его рождения,  он был ребенком своей матери от внебрачного союза. Он никогда не видел своего родного отца или первого мужа своей матери,» сообщил некролог Эриксона, который появился в Нью-Йорк Таймс в 1994.

Его молодая еврейская мать воспитала Эрика одна, какое-то время прежде, чем жениться на враче, докторе Теодоре Хомбергере. Факт, что Хомбергер не был фактически  биологическим отцом, много лет скрывался от Эрика. Когда он, наконец, узнал правду, он остался с чувством заблуждения о том, кто он был на самом деле. Этот ранний опыт помог зажечь его  интерес в формировании личности.

Его интерес в идентичности был далее развит основанный на его собственных событиях в школе. В его школе-храме другие дети дразнили «скандинавом», потому что он был высоким, белокурым, и голубоглазым.

В средней школе он был отклонен из-за его еврейского происхождения. Эти ранние события помогли подогреть его интерес в формировании идентичности и продолжили влиять на его работу в течение его жизни.

Карьера:

Когда он закончил среднюю школу, Эриксон баловался искусством и потратил некоторое время на путешествие по Европе. По  предложению друга Эриксон изучил психоанализ и получил свидетельство из Вены Психоаналитическое Общество.

Он также стал учить в школе, созданной Дороти Берлингем, другом Анны Фрейд. Он продолжил работать с Берлингемом и Фрейдом в школе в течение нескольких лет, встретил Зигмунда Фрейда на вечеринке, и даже стал пациентом Анны Фрейд. «Психоанализ не был так формален тогда,» он вспомнил.

«Я заплатил мисс Фрейд 7$ в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ, который дал мне самосознание, принудил меня не бояться быть мной. Мы не использовали все те псевдонаучные термины тогда — защитный механизм и т.п.

— таким образом, процесс самосознания, болезненного время от времени, появился в атмосфере освобождения.»

Он встретил канадского преподавателя танца по имени Джоан Серсон, которая также преподавала в школе, где он работал. Пара женилась в 1930 и родили трех детей.

Эриксон переехал в Соединенные Штаты в 1933 и предлагался обучающее положение в Медицинской школе Гарварда. Он также поменял свое имя от Эрика Хомбергера Эрику Х. Эриксону, возможно поскольку способом подделать является собственная идентичность.

В дополнение к его положению в Гарварде у него также была частная практика в детском психоанализе.

Позже, он начал учить в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, Сан-Франциско Психоаналитический Институт, Центр Остина Риггса и Центр Специальных исследований Бихевиоризма.

Он опубликовал несколько книг о своих теорий и исследований, в том числе Детство и Общество и Жизненный Цикл Завершен. Его книга Ганди Истины был удостоен Пулитцеровской Премии и национальной книжной Премии.

Вклады в психологию:

Эрик Эриксон провел время, изучая культурную жизнь Sioux Южной Дакоты и Yurok северной Калифорнии. Он использовал знание, которое он получил культурных, экологических, и социальных влияний, чтобы далее развить его психоаналитическую теорию.

В то время как теория Фрейда сосредоточилась на психосексуальных аспектах развития, добавление Эриксоном других влияний помогло расширить и расширить психоаналитическую теорию. Он также способствовал нашему пониманию индивидуальности, поскольку это развито и сформировано в течение продолжительности жизни.

Его наблюдения за детьми также помогли готовить почву для дальнейшего исследования.

«Вы видите, что ребенок играет,» он цитировался в его некрологе Нью-Йорк Таймс, «и это так близко к наблюдению краски художника, поскольку в игре ребенок говорит вещи, не произнося слово. Вы видите, как он решает свои проблемы.

Вы можете также видеть что случилось. У маленьких детей, особенно, есть огромный творческий потенциал, и независимо от того, что находится в них, повышается до поверхности в свободной игре.»

Его сын, Кай Т. Эриксон, является отмеченным американским социологом.

Как решить проблемы своим умом? Узнайте из книги «Как стать умнее»:

  • Как развивать своё мышление
  • Как быстро отличить умное поведение от глупого
  • 5 приёмов управления концентрацией
  • Как повысить энергетику своего тела
  • Семь правил сильного мышления
  • Как противостоять обману
  • Как достичь своих целей

Смотреть подробное описание книги!

Источник: https://psichov.net/erik-erikson-biografiya-1902-1994/

Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Эрик Хомбергер (Эриксон) родился в 1902 году в Германии, неподалеку от Франкфурта. Его воспитывали мать, еврейка датского происхождения, и отчим, работавший педиатром, еврей по национальности, с которым мать познакомилась, когда Эрику было три года.  Мальчик не знал, что он незаконнорожденный, считал отчима своим настоящим отцом и носил его фамилию, Хомбергер (Hopkins).

Его настоящий отец, датчанин, протестант по вероисповеданию, расстался с его матерью еще до рождения сына. Высокий, голубоглазый блондин, Эрик в большей степени воспринимался окружающими как датчанин. Однако воспитанный в иных традициях, он себя таковым не считал.

Позже Эриксон признавался, что именно это — несколько запутанное происхождение — способствовало его острому интересу к идентичности.

В юности Эриксон изучал живопись и странствовал по Европе, мечтая стать художником (Wurgaft). Приятель предложил ему работу: давать уроки изобразительного искусства детям из «окружения Фрейда».

Джоан Серсон, будущая жена Эриксона, училась на психоаналитика и познакомила его с психоанализом (любопытно, что в дальнейшем психоаналитиком стал он, а она — художницей).

На протяжении трех лет Эриксон проходил психоанализ у дочери Фрейда, Анны, после чего был принят в ряды аналитиков как «аналитик светский» — поскольку у него не было  медицинского образования. В 1933 году Эриксоны покинули Германию, где антисемитизм приобретал все более агрессивные формы.

Они ненадолго остановились в Дании, а затем отбыли в Соединенные Штаты. Именно тогда, желая  подчеркнуть произошедшее в его жизни изменение идентичности, Эрик Хомбергер  взял себе фамилию Эриксон.

Эриксон, хотя у него не было степени бакалавра (и даже университетского диплома), работал детским аналитиком и преподавал в Гарварде.

Он был принят в Гарвардскую психологическую клинику под руководством Генри Мюррея (Erikaon и стал автором Драматургического теста в хорошо известном исследовательском отчете Мюррея Explorations in Personality (1938).

На разных этапах своей карьеры он также сотрудничал с Йельским институтом человеческих отношений, отделением консультативных исследований при Институте человеческого развития в Калифорнийском университете Беркли и Центром Остен Риггс в Беркшире.

Помимо клинических исследований и изучения развития личности, он вел антропологические исследования и наблюдал особенности личностного развития в среде двух американских индейских культур: сиу в Пайн Ридж, Южная Дакота, и юрок, калифорнийского племени рыболовов.

В период, когда Эриксон был профессором психологии и читал лекции по психиатрии в Калифорнийском университете Беркли, Соединенные Штаты захлестнула волна паники из-за «коммунистического засилья» в сфере образования.

В итоге от сотрудников факультета требовали, помимо традиционной, дополнительной присяги на верность конституциям государства и штата. Эриксон и еще несколько человек отказались, что привело к их увольнению, хотя оно и было опротестовано судом.

Поскольку Эриксон стал гражданином Америки в зрелом возрасте, а в годы Второй мировой войны по заказу правительства проводил психологические исследования, анализируя речи Гитлера и занимаясь другими изысканиями военного характера (Hopkins), его нельзя было обвинить в антиамериканизме из-за занятой им позиции. Объясняя свой поступок, Эриксон (Erikson) заявил, что антикоммунистическая истерия, спровоцировавшая требование присяги на верность, представляла опасность для исторической роли университета как места свободного поиска истины и смысла, в котором студенты обучаются критическому мышлению. Вне всяких сомнений, подобные взгляды Эриксона подкреплялись личным «знакомством» с германским тоталитаризмом при нацистах.

Хотя Эриксон считал себя фрейдистом, он предложил много теоретических инноваций, подчеркивавших роль социальных факторов в развитии эго. Наиболее показательным является его теоретическое положение о развитии эго на протяжении всей жизни.

И я 80 лет он и его жена по-прежнему сохраняли активность, интервьюируя группу пожилых калифорнийцев, чтобы глубже познать особенности этого этапа человеческой жизни (Erikson, Erikson & Kivnick). Эриксон скончался в доме для престарелых в Массачусетсе.

12 мая 1994 года, в возрасте 91 года.

Невзирая на то, что у Эриксона не было «ни медицинского образования, ни какой-либо ученой степени, за исключением сертификата Ассоциации учителей им. Монтессори»  (Fitzpatrick), его вклад в психологию преобразил наше понимание человеческого развития и отношений между индивидом и обществом.

Наиболее важным вкладом Эриксона была модель развития личности, которая охватывает весь период человеческой жизни. В результате его деятельности концепция развития эго (при том, что она никоим образом не является исключительной заслугой Эриксона (ср.

Hartmann; Loevinger) приобрела гораздо  большую популярность.

Эрик Эриксон (Хомбергер) биография

Источник: http://5psy.ru/obrazovanie/erik-erikson-biografiia.html

Эрик Эриксон: когда невозможно стать кем-то другим

Автор Татьяна в 26/04/2015. Опубликовано Биографии Ученых

Эрик Эриксон

Наиболее известен Эрик Эриксон за разработанные им этапы психосоциального развития и идею кризиса идентичности.

Его теории знаменуют собой важный сдвиг в научной мысли — внимание с тех пор было обращено на личность человека.

Вместо того чтобы сосредоточиваться только на событиях раннего детства, его психосоциальная теория изучает влияние социума на личность на протяжении всей жизни человека.

Теория стадий психосоциального развития помогла привлечь интерес ученых и положила начало новым исследованиям в области человеческого развития. Эриксон расширил всем известную психоаналитическую теорию, исследуя развитие на протяжении всей жизни — в том числе событий детства, зрелого возраста и старости.

Биография Э. Эриксона

Ранние годы

Эрик Эриксон родился 15 июня 1902 во Франкфурте (Германия). «Широко известна версия, согласно которой его мать и отец разошлись ещё до его рождения. Однако бытует мнение, что он появился в результате связи его матери с другим мужчиной.

Он никогда не видел ни своего настоящего отца, ни первого мужа матери», — сообщается в некрологе Эриксона, который появился в The New York Times после его смерти в 1994 году. Молодая мать, Карла Абрахамсен, какое-то время растила Эрика сама; позже она вышла замуж за врача — доктора Теодора Хомбергер.

То, что Хомбергер не был на самом деле его биологическим отцом, от Эрик скрывали ещё в течение многих лет. Когда он, наконец, узнал правду, он пришёл в замешательство.

Этот ранний опыт поспособствовал развитию у Эрика интереса к процессу формирования личности. Позже он писал, что ещё ребенком он чувствовал смятение насчёт того, кто он такой и как он вписывается в общество.

Его интерес к личности подпитывал и собственный опыт в школе. В еврейской школе, которую он посещал. его дразнили за высокий рост, голубые глаза и светлые волосы — нордическая внешность мальчика выделяла его среди остальных детей. В гимназии же его не принимали из-за еврейского происхождения. Эти ранние переживания оказали сильное влияние на его работу на протяжении всей его жизни.

Карьера и дальнейшая жизнь

Закончив среднюю школу, Эриксон пробовал себя в искусстве и провел некоторое время в путешествиях по всей Европе. По совету своего друга Эриксон начал изучать психоанализ и даже получил свидетельство Венского общества психоаналитиков.

Также он стал преподавать в школе, созданной Дороти Берлингем, подругой Анны Фрейд. Он работал с Берлингем и Фрейд в течение нескольких лет, познакомился с Зигмундом Фрейдом и даже какое-то время был пациентом Анны. «Тогда еще психоанализ не был столь формален», — вспоминает он.

— «Я платил мисс Фрейд $7 в месяц, и мы встречались почти каждый день. Мой анализ дал мне возможность осознать себя, не бояться быть самим собой. Тогда мы не использовали все эти псевдонаучные термины — защитный механизм и т.д.

— так что процесс самоосознания, иногда даже весьма болезненный, проходил свободной обстановке».

Он встретил с учительницу танцев по имени Джоан Серсон, которая преподавала в той же школе. Они поженились в 1930 году и воспитали троих детей. Его сын, Кай Т. Эриксон — известный американский социолог.

В 1933 году Эриксон переехал в Соединённые Штаты, где ему была предложена должность преподавателя в медицинской школе при Гарварде. Он изменил своё имя — из Эрика Хомбергера превратился в Эрика Эриксона, — возможно, для того, чтобы создать свою собственную идентичность.

В дополнение к должности в Гарварде он открыл частную практику и занялся детским психоанализом.

Позже он преподавал в Калифорнийском университете в Беркли, Йельском университете, психоаналитическом институте Сан-Франциско, центре Остин Риггс и центре углубленного изучения поведенческих наук.

Он опубликовал целый ряд книг на основе своих теорий и исследований, в том числе «Детство и общество» (Childhood and Society) и «Жизненный цикл завершён» (The Life Cycle Completed). Его книга «Истина Ганди» (Gandhi’s Truth) была удостоена Пулитцеровской премии и национальной премии.

Он умер 12 мая 1994 года.

Восемь этапов психосоциального развития

Эриксон был нео-фрейдистом: он принял многие из основных концепций теории Фрейда, но при этом разработал и собственые.

Его теория психосоциального развития основана на эпигенетическом принципе, предлагающем, что все люди в своём развитии проходят серию из восьми этапов.

На каждом из этих этапов люди сталкиваются с кризисом, который должен быть успешно преодолён — только тогда возможны условия для формирования психических качеств, занимающих центральное место в тот или иной период развития.

Так же, как и психоаналитик Зигмунд Фрейд, Эриксон считал, что личность развивается в несколько этапов. Основное отличие его теории заключается в том, что она описывает влияние социального опыта на всю жизнь, а не только на детство: психосексуальное развитие, по сути, заканчивается с наступлением взрослой жизни, психосоциальное же длится всю жизнь — от рождения и до самой смерти.

Эрик Эриксон и кризис идентичности

Вы когда-нибудь чувствовали, что занимаете не своё место в жизни? Сомневались ли в том, что знаете реального себя? Если ваш ответ — «да», то вы испытывали (а может быть, и сейчас испытываете) кризис идентичности.

Термин «кризис идентичности» принадлежит именно Эриксону; он считал, что это один из самых важных конфликтов, с которыми сталкиваются люди в процессе развития.

По мнению Эриксона, кризис идентичности представляет собой время интенсивного анализа, исследование себя с различных точек зрения.

Вклад в развитие психологии

Эрик Эриксон в течение длительного времени изучал культуру и быт народов сиу (Южная Дакота) и юрок (Северная Калифорния). Он использовал полученные знания о культурных, экологических и социальных факторах для дальнейшего развития психоаналитической теории.

Фрейд был сосредоточен на психосексуальных аспектах развития, идеи Эриксона поспособствовали расширению его психоаналитической теории. Эриксон также внес вклад в наше понимание личности и того, что она формируется и «шлифуется» в течение всей жизни.

Его наблюдения за детьми тоже сыграли определённую роль в его работе. «Вы смотрите, как играет ребёнок», — процитировали его в некрологе.

— «И это то же, самое, что вы наблюдали бы за тем, как рисует художник, потому что в игре ребёнок говорит, не произнося ни слова. Вы можете видеть, как он решает свои проблемы. Вы можете видеть также, что происходит не так, как нужно.

Маленькие дети обладают особенно огромным творческим потенциалом, и все, что творится у них на душе, поднимается на поверхность в свободной игре».

Источник: http://aboutyourself.ru/osnovy-psixologii/biography/erik-erikson-kogda-nevozmozhno-stat-kem-to-drugim.html

Эрик Эриксон биография

Эрик Эриксон известный психолог был родом из Германии, г.Франкфурт. Он родился летом, 15 июля 1902 года.

В его некрологе от 1994 года Нью-Йорк Таймс рассказывали о том, что он был внебрачным сыном и ни разу не видел, ни своего биологического отца, ни мужчину, который мог бы стать его отцом, так как мать разошлась со своим первым мужем еще до рождения Эриксона.

Его мать была молодой еврейкой, которая воспитывала сына в одиночку. Позже она вышла замуж за врача по имени Теодор Хомбергер. Долгие годы от Эрика Эриксона скрывали, что Теодор не был его биологическим отцом.

Раскрытие этого факта привело молодого Эрика в смятение и он долго находился в поиске самого себя. Именно это событие повлияло на него больше всего и заставило его задуматься над вопросами формирования личности.

Проявления интереса в данной области было подкреплено событиями, которые происходили в школе. Из-за своего внешнего вида, а именно высокого роста, ярко-голубого цвета глаз и светлых волос, его часто дразнили и обзывали «скандинавом».

Из средней школы он не был исключен из-за своего происхождения. Эти два события были основополагающими в его жизни, так как дали толчок для раздумий и работой над своей теорией личности и факторов, влияющих на ее формирование и становление.

Профессиональная биография Эрик Эриксона: деятельность и карьера

После окончания обучения в школе будущий психолог увлекся искусством и стал путешествовать по Европе. Пользуясь рекомендацией своего друга он прошел курс обучения психоанализу, проходил он его в Венском Психоаналитическом Обществе, за что стал обладателем соответствующего свидетельства.

Вскоре он занял должность преподавателя школы, основанной подругой Анны Фрейд, Дороти Берлине. В течение последующих лет он продолжал там преподавать, именно здесь он познакомился с основателем психоанализа Зигмундом Фрейдом и даже проходил курс лечения у Анны Фрейд.

По его воспоминаниям психоанализ в то время не был таким формальным и, заплатив за лечение, Анне Фрейд всего 7 долларов, сеансы с ней были практически ежедневными. Данные сеансы помогли Эриксону найти себя и научиться выражать свои эмоции, чувства и не бояться их или реакции на них от окружающей среды.

В то время еще так широко еще не использовалась теория о защитных механизмах и процесс самосознания не был таким болезненным. Все проходимо в дружественной атмосфере и через освобождение внутренних зажимов.

Вскоре, во время преподавания в школе он встретил свою будущую жену – преподавательницу танцев Джоан Серсон. В 1930 году они поженились. У пары родилось трое детей.

В 1933 году Эриксон переезжает в Соединенные Штаты Америки и приступает к работе в Медицинской школе Гарварда. Спустя время он меняет фамилию и становится Эриком Х.Эриксоном. Помимо основной работы в Медицинской школе, он открыл свою частную практику, где работал с детьми.

Немного спустя ему предложили преподавать известнейших университетах, среди которых можно выделить Йельский университет, а также университет в Беркли. За свою жизнь он издал несколько важных сочинений, где подробно описал свою теорию.

Среди них: «Детство и общество», а также это не менее известное сочинение «Жизненный Цикл Завершен». Книга «Истины Ганди» была отмечена Пулитцеровской премией за вклад сделанный в психологию. Также его заинтересовала культурная жизнь Северного Йорка.

Полученные в ходе данного изучения знания – социальные данные, культурные и экологические показатели, стали основой для развития и формирования его собственной психоаналитической теории личности.

Так как теория Фрейда основывалась только на одном психосексуальном аспекте развития личности, то благодаря внесенным поправкам Эриксона она смогла расширить свое влияние. Он дал четкое определение, что такое индивидуальность, сказав о том, что это присуще каждому человеку, развивается и формируется в человеке на протяжении всей его жизни.

В дальнейшей его работе ему помогли наблюдения за детьми, где он уделял большое внимание творческому потенциалу ребенку и способностям детей решать
различные задачи.

Его сын в некоторой степени продолжил работу отца и стал известным американским социологом.

тэги: о психологии, популярная психология, психологи

Источник: http://anima-vita.ru/2014/12/jerik-jerikson-biografija/

Теории личности и личностный рост

Эрик Эриксон — пожалуй, самый читаемый и влиятельный теоретик постфрейдизма. Его книги расходятся тиражами в сотни тысяч экземпляров. Фотографии Эриксона появлялись на обложках таких журналов, как «Ньюсуик» и «Нью-Йорк таймc мэгезин». Книга о Махатме Ганди (1969) получила Пулитцеровскую премию и была удостоена Национальной книжной премии США.

Эрик Эриксон расширил понимание психоанализа, изучив методы воспитания детей в разных культурах, создавая психологические биографии выдающихся мужчин и женщин и анализируя взаимодействие психологического и социального развития. Теория Эриксона о периодах развития эго серьезно повлияла на психологию и смежные области научного знания. Он является и основателем современной психоистории.

Работы Эриксона прочно базируются на психоаналитической теории: никто еще со времен Фрейда не сделал столько для разработки и применения принципов психоанализа в новых областях и для решения проблем современности.

Постепенно Эриксон развил собственную оригинальную теорию, которая хотя и основывалась на психоаналитическом понимании, но существенно отличалась по охвату, концепции и расстановке акцентов. Его называли «недогматичным, эмансипированным фрейдистом».

Эриксоновские понятия личности и кризиса личности стали обиходными и оказали определяющее влияние на все социальные науки.

Эриксон — блестящий, проницательный теоретик и прекрасный писатель. В основе его работ лежит теория циклов человеческой жизни, модель, которая интегрирует рост и развитие человека от рождения до преклонного возраста.

Основной вклад Эриксона в изучение личности заключается в том, что, наряду с фрейдовскими стадиями психосексуального развития, он, во-первых, показал, как человек одновременно проходит стадии психосоциального развития и стадии развития эго, и, во-вторых, доказал, что развитие личности продолжается всю жизнь и что каждая стадия развития может иметь как положительный, так и отрицательный результат.

Биографический экскурс

История происхождения Эрика Эриксона (Erik Erikson) довольно темна. Он родился 15 июня 1902 года.

Его мать, датская еврейка, уже будучи беременной, уехала из Дании в Германию и там вышла замуж за немецкого еврея — доктора Хомбургера. Несмотря на датские корни, Эриксон считал себя немцем.

Однако немецкие сверстники отвергали его за то, что он был евреем, а еврейские приятели называли гоем (не евреем) из-за белокурых волос и арийской внешности.

Настоящая фамилия Эриксона — Хомбургер. Под фамилией Хомбургер были опубликованы его первые работы.

Позднее он стал подписываться Эрик Хомбургер Эриксон и в конце концов остановился на Эрике Эриксоне (дословно, Эриксон — сын Эрика), хотя Эриксон — это не фамилия его родного отца.

Датчанин по происхождению, с немецким образованием, он по своей воле стал американцем. Рожденный евреем, Эриксон женился на христианке и принял христианство.

Формальное академическое образование Эриксона продолжалось до 18 лет, когда он окончил классическую гимназию. В гимназии Эриксон изучал латынь, греческий язык, античную и немецкую литературу и древнюю историю. Он не был очень прилежным учеником. После окончания гимназии Эриксон отправился в путешествие по Европе.

Как и многие молодые люди того поколения, он пытался «найти себя». После года странствий Эриксон возвращается и поступает в художественную школу. Изучает живопись в Мюнхене, а затем отправляется во Флоренцию. Жизнь художника вполне подходила для молодого человека, не желавшего остепениться.

Она давала ему свободу и время для самопознания.

Эриксон возвращается домой в возрасте 25 лет, намереваясь жить оседло и преподавать живопись. Его приглашают в Вену учить детей, родители которых проходят курс психоанализа. Эриксон преподавал живопись, историю и другие предметы. Ему была предоставлена возможность создать собственную образовательную программу.

Общество людей, занимавшихся психоанализом, в 20-е годы было достаточно неофициальным. Аналитики, пациенты, их семьи и друзья собирались вместе на пикники и светские вечеринки.

Во время таких встреч Эриксон познакомился с Анной Фрейд и другими выдающимися психоаналитиками. Эриксон прошел негласный отбор и был признан подходящим кандидатом для обучения психоанализу.

В 1927 году Эриксон начал проходить ежедневные психоаналитические сеансы с Анной Фрейд в доме ее отца.

Эриксон сомневался, сможет ли художник стать психоаналитиком, однако Анна Фрейд убедила его в том, что психоанализ понадобится людям, помогающим остальным видеть. Большую часть своей длинной и плодотворной карьеры Эриксон старался следовать этому принципу — как художник, он создавал утонченные зарисовки новых концепций и перспектив.

«Способность удивляться является одной из дисциплин клинициста» (Erikson, 1963, р. 100).

Эриксон изучил и систему Монтессори и стал вторым человеком, прошедшим обучение в Ассоциации учителей Монтессори. Его интерес к игровой терапии и психоанализу детей зародился во многом благодаря постоянной преподавательской деятельности и под влиянием Монтессори.

В 1929 году в венском замке на маскараде Марди Грас Эриксон встретил молодую женщину Джоан Серсон и почти сразу же влюбился в нее. Несколько месяцев спустя они поженились. У молодоженов были схожие интересы. Джоан преподавала современный танец, получила степени бакалавра педагогики и магистра социологии, давно занималась психоанализом с одним из первых учеников Фрейда.

Эриксон закончил обучение психоанализу в 1933 году и стал полноправным членом Венского психоаналитического общества. Из-за распространения фашизма в Европе Эриксон, как и многие другие психоаналитики, решил эмигрировать в Америку.

Канадско-американское происхождение его жены позволило ему легко сделать это. Эриксоны поселились в Бостоне, где Эриксон стал первым в городе детским психоаналитиком.

Ему предложили место в Гарвардской медицинской школе и в престижной Центральной больнице Массачусетса. Кроме того, он начал заниматься частной практикой и сотрудничать с Гарвардской психологической клиникой, которой руководил Генри Мюррей.

В те годы Эриксон общался с такими блестящими и влиятельными мыслителями, как Мюррей, антропологи Рут Бенедикт и Маргарет Мид, социальный психолог Курт Левин.

В 1936 году Эриксон получил место в Йельской медицинской школе и, работая там, отправился в свою первую антропологическую экспедицию в Южную Дакоту — наблюдать за детьми индейского племени сиу.

В его работе, посвященной сиу, сочетаются культурная многогранность антропологического полевого исследования и дальновидность первоклассного клинициста. В племени сиу Эриксон обнаружил новый феномен.

Он обратил внимание на такие психологические симптомы, как отсутствие ясного образа себя и собственной личности, связанное с ощущением потери культурной традиции. Схожие симптомы Эриксон позднее обнаружит у ветеранов Второй мировой войны, перенесших тяжелое эмоциональное потрясение.

В 1939 году Эриксоны переехали в Калифорнию и прожили десять лет в Сан-Франциско. Эриксон продолжил аналитическую работу с детьми и руководил исследовательскими проектами в Калифорнийском университете Беркли.

В 1950 году вышла в свет известная книга Эриксона Childhood and Society («Детство и общество»).

В ней сформулированы и изложены практически все основные эриксоновские идеи: концепция личности, жизненного цикла; дается сравнение разных культур и вводится понятие психобиографии.

Книга «Детство и общество» переведена на десятки языков и используется в качестве учебника для студентов и аспирантов в курсе психологии, в психиатрических учебных центрах и на психологических курсах.

В том же году Эриксон покидает Беркли из-за того, что не желает подписывать предложенную маккартистами присягу. Как и многие либеральные ученые, Эриксон отказался ставить свою подпись, потому что считал происходящее охотой на коммунистических ведьм и свидетельством охватившей общество паранойи.

Эриксоны возвращаются в Массачусетс в центр Остина Риггса, ведущий институт обучения и исследования психоанализа. Там Эриксон изучает биографию Мартина Лютера и пишет книгу Young Man Luther («Молодой человек Лютер») (1958), которая представляет собой удивительное сочетание психоанализа, биографического и исторического исследования.

Эта книга вызвала большой интерес у психоаналитиков, психологов, историков и ученых других социальных дисциплин.

В 1960 году Эриксон становится профессором в Гарварде. Двумя годами позже он отправляется в Индию и встречается там со многими индусами, лично знавшими Ганди и по-разному относившимися к его первому мирному протесту в Индии.

Личность Ганди, духовного и политического революционера, глубоко заинтересовала Эриксона. Ганди удалось трансформировать негативное индийское бессилие в эффективно действующую политическую технологию.

В 1969 году Эриксон опубликовал работу о Ганди.

В 1975 году, после ухода в отставку, Эриксон с женой возвращается из Гарварда в Сан-Франциско. Их последние работы и исследования, продолжавшиеся вплоть до его смерти в 1994 году, посвящены главным образом старости и последней стадии жизненного цикла.

Источник: http://bookap.info/genpsy/terlich/gl72.shtm

Эриксон Эрик Хомбургер — Биография

Эрик Хомбургер Эриксон (англ. Erik Homburger Erikson; 15 июня 1902, Франкфурт-на-Майне — 12 мая 1994, Харвич, Массачусетс) был психологом в сфере психологии развития и психоаналитиком. Известен, прежде всего, своей теорией стадий психосоциального развития, а также как автор термина кризис идентичности.

Судьба Эриксона своеобразна. Он родился в результате внебрачной связи его матери Карлы Абрахамсен, еврейского происхождения, с гражданином Дании (более подробной информации, помимо фамилии, об отце Эриксона нет).

Карла Абрахамсен происходила из известной еврейской семьи, ведущей свой род из северных германских земель.

Её отец, Иосеф, был торговцем сухофруктами в Копенгагене, братья Эйнар, Николай, Макс и Аксель занимались благотворительностью (в том числе кухней для малоимущих иммигрантов из России, преимущественно евреев). Её мать, Генриетта, умерла когда Карле было 15 лет.

Поскольку Карла официально была замужем за Вальдемаром Исидором Саломонсеном (биржевым маклером еврейского происхождения), ребёнок был записан как Эрик Саломонсен.

Через некоторое время она выучилась на медицинскую сестру, перебралась в Карлсруэ и в 1904 вышла замуж за педиатра Теодора Хомбургера. В 1909 г. Эрик Саломонсен превратился в Эрика Хомбургера, а в 1911 был официально усыновлён своим отчимом.

Хотя её муж придерживался консервативного иудаизма (не ортодоксального), Карла настояла на строгом соблюдении еврейского ритуала в семье, включая кошерную пищу, праздники и еженедельное посещение синагоги по пятницам и субботам.

В дополнение к светскому, дети получали еврейское образование. Более того, Карла руководила отделением лиги еврейской благотворительности Бадена при местной синагоге.

Проблема кризиса идентичности во многом связана с собственным жизненным опытом Эриксона. Информация о биологическом отце от него в детстве скрывалась.

В еврейской религиозной школе его дразнили за «нордическую» внешность (он был высоким голубоглазым блондином), а в обычной школе — за еврейское вероисповедание.

Всё более и более мучило его подозрение, что его отец не был еврейского происхождения.

В 1930 г. Эрик Хомбургер женился на канадской танцовщице и художнице Джоэн Моват Серсон (Joan Mowat Serson) и в 1933 г эмигрировал из Вены в США.

Несколько позже эмигрировали его сёстры: Рут (Ruth Hirsch) поселилась в Нью-Йорке и Эллен (Ellen Katz) в Хайфе. В конце 1930х гг.

Эрик Хомбургер официально сменил фамилию на Эриксон (усыновив самого себя, как он это объяснял), сохранив свою прежнюю фамилию в качестве второго имени.

Теории Фрейда, который подразделял психологическое развитие на пять этапов, Эриксон противопоставил свою схему, состоявшую из восьми этапов. Эриксон переименовал т.наз. «генитальную стадию» в «юность» и добавил ещё три стадии взрослого состояния.

Эриксону также принадлежит концепция «эго-психологии», подчёркивающая роль Эго как чего-то большего, чем «служанки Ид» (в представлениях фрейдистов). По Эриксону, именно Эго отвечает за организацию жизни, за обеспечение гармонии с физическим и социальным окружением, за здоровый личностный рост; оно является источником уверенности в себе и собственной идентичности.

В 1950 году он стал жертвой «охоты на ведьм» (маккартизма) в США, так как был заподозрен в симпатиях к коммунистам. Когда от профессоров университета Беркли потребовали подписать клятву о лояльности, Эриксон покинул университет, после чего десять лет работал в клинике в Массачусетсе и ещё десять лет в Гарварде.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage11218/biography

Ссылка на основную публикацию