Система монтессори: суть направления

Методика Монтессори: плюсы и минусы

Методика Марии Монтессори, одна из самых популярных и широко распространенных методик нашего времени, по которой, в последние годы, занимаются чуть ли ни в каждом развивающем центре и элитном детском саду. Давайте попробуем разобраться, такая любовь к данной системе воспитания — дань моде или способ вырастить маленького гения?

Мария Монтессори – выдающийся педагог, врач и ученый, впервые применила свою методику еще в далеком 1906 году. Ее система воспитания , изначально,  разрабатывалась для детей, имеющих проблемы в развитии, но настолько хорошо себя проявила, что, вскоре, ее стали использовать и для обучения здоровых детей.

Суть методики

Данная система воспитания основывается на принципе «Помоги мне это сделать самому!». Основы данной теории: самостоятельность, естественное развитие ребёнка, свобода в разумных пределах.

Мария Монтессори считала, что каждый ребенок уникальная личность, которая естественным образом стремится к постоянному познанию, и сама чувствует — что ей в данный момент больше всего нужно для развития.

Поэтому задача воспитателя в системе Монтессори, не учить ребенка, а мягко направлять к обучению.

Когда малыш сделает свой самостоятельный выбор — с чем и как играть, педагог должен самоустраниться и просто наблюдать.

Монтессори среда

Главную роль в воспитании по этой системе играет так называемая «Монтессори среда»,  без которой система не может существовать. Данная среда дает возможность детям развивать независимость и самостоятельность, которые и являются ключом к успеху по философии Монтессори.

Важно, чтобы класс для занятий был светлым и просторным, оформленным в спокойные тона, не отвлекающие ребенка от игры.

Мебель и оборудование в кабинете обязаны соответствовать росту ребенка, поскольку малыш должен иметь свободный доступ к любому предмету в помещении и возможность свободно перемещать их, как посчитает нужным.

Также, каждый ученик может выбирать себе любое место для занятий, с единственным условием — чтобы не мешать никому из окружающих.

Ключевые характеристики метода:

  • Дети самостоятельно выбирают для себя занятие
  • Модель изучения – «Обучение через открытие», малыши узнают новое не через рассказ учителя, а через работу с материалами
  • В одной группе присутствуют ученики разного возраста
  • Для занятий предоставляется специальный учебный материал, который разработала сама Мария Монтессори
  • Занятия не прерываются и обычно длятся около 3х часов
  • Ученики могут свободно передвигаться по классу
  • Не смотря на внешне пассивную роль учителя, Монтессори-педагогом может быть только специально обученный человек

Как мы видим, в этой методике используется  весьма интересный и не совсем традиционный подход к обучению. В связи с чем, до сих пор не утихают споры относительно его эффективности, положительных и отрицательных сторон.

Плюсы системы Монтессори:

  • Малыш имеет возможность развиваться самостоятельно, без навязчивого вмешательства взрослых и в удобном лично для него темпе
  • Основным принципом методики является свобода личности, поэтому вся система направлена на формирование свободного человека, который уважает и ценит свободу окружающих людей
  • На занятиях запрещена критика и негативная оценка
  • Ребенок обучается через игру, он увлечен процессом и обучение дается легко
  • Большое внимание в методике уделяется сенсорному и сенсорно-моторному развитию учеников, что напрямую связано с умственным развитием
  • В одной группе могут находится дети от 1 года до 7 лет и от 7 до 12, поэтому подгруппы внутри коллектива учеников распределяются не по возрасту, а по интересам
  • Малыши имеют возможность учится у старших детей, что бывает гораздо эффективнее, чем сложные объяснения взрослых
  • Старшие ученики учатся заботиться о младших
  • У малышей, обучающихся в этой методике, как правило, хорошо развиты навыки самообслуживания
  • Дети учатся принимать собственные решения

В системе действую доступные и понятные правила, которые пригодятся ребенку в обычной жизни:

  1. Не мешай другому, когда тот занят.
  2. Учитывай интересы других при выборе себе места для работы.
  3. Не шуми – это мешает другим.
  4. После работы все материалы убирай на свои места, вытирай лужи и грязь.
  5. Если материал кем-то занят, жди своей очереди или наблюдай со стороны.

Минусы методики Монтессори:

  • Данная система не направлена на развитие воображения, творческих способностей и коммуникативных навыков, что и является ее главным недостатком
  • В методике недооценивается значение игровой деятельности в развитии ребенка. Монтессори считала, что игрушки только уводят малыша от реальной жизни и не дают никакой практической пользы. Но давно доказано, что это совсем не так, значение игры в развитии ребенка очень и очень велико
  • Также автор методики недооценила и значение сказок в педагогическом процессе, заменяя их довольно сухим описанием предметов, в то время как, сказки формируют у ребенка представления о жизни, отношениях, добре и зле
  • Педагог в системе Монтессори, зачастую, не имеет большого авторитета, который так привычен для нашей страны. В связи с чем, у ребенка могут возникнуть проблемы при дальнейшем обучении
  • Дети, воспитанные в этой системе, привыкают получать знания не прилагая больших усилий, что может привести к тому, что, в дальнейшем, они не захотят трудится, чтобы получить результат
  • Существует мнение, что, после обучения по методике Монтессори, детям сложно адаптироваться к школе, где требуется дисциплина и умение подчиняться

Как мы видим, методика Монтессори обладает весьма значительными плюсами и некоторыми весомыми минусами. Мое мнение, как психолога, относительно этой методики – все очень индивидуально и зависит от многих факторов.

Для одних детей эта система может подойти идеально, других даже не заинтересует. Решение стоит принимать исходя из личных качеств вашего малыша, если не уверены в выборе, посетите пробное занятие, понаблюдайте.

Но, в любом случае, ограничиваться только этой методикой не стоит, если вам подошла данная система, не забывайте о вышеперечисленных недостатках и компенсируйте эти пробелы дома с помощью сказок, ролевых игр, общения в других коллективах.

Ирина Лозицкая, семейный психолог.

Источник: http://blog.nils.ru/metodika-montessori-plyusy-i-minusy/

Принципы Монтессори, основные цели и задачи ее методики

В своей методике Монтессори не раз подчеркивала, что лежит в основе принципов ее школы. При этом она постоянно заостряет внимание на том, что обучение строится на том, чтобы вызвать у ребенка неподдельный интерес. Сила и степень развития интереса у каждого ребенка — «природная», то есть полностью зависит от индивидуальных особенностей каждого.

Главным доказательством тому служит появление интуитивного чтения, в процессе которого ребенок искренне и крайне заинтересованно относится к тому, чтобы раскрыть тайну изображенного знака, буквенного символа. Такой неподдельный интерес Монтессори приравнивает к дидактическому материалу.

Подробнее об особенностях методов обучения и воспитания педагогики Монтессори читайте по ссылке.

Цели методики Монтессори

В связи с этим она задает вполне уместный вопрос: как узнать, что представляет для ребенка интерес, и какой материал необходимо подобрать при этом.

Монтессори сразу оговаривается: ответ не должен исходить от педагога.

А поиски решения должны сводиться к тому, чтобы создать необходимую подготовительную среду, в которой ребенок свободно ориентируется и самостоятельно выбирает нужный только для него дидактический материал.

Тем самым, по словам Марии Монтессори, создаются условия для индивидуального обучения. Формула обучение для каждого ребенка — в свободе выбора. Все цели задачи стоит устанавливать с учетом этой формулы.

Основные принципы педагогики. Новаторство

Каков же главный принцип воспитания в системе Марии Монтессори?

Приоритетное понятие «свобода» Монтессори осознанно впитала от Декроли, врача из Бельгии, первооткрывателя новых горизонтов в образовательной системе. Ядром его исследований был метод «центрирования интереса».

Сходство с системой образования Монтессори налицо, но особенности педагогики Декроли в том, что ученый возлагает при этом огромную надежду на педагогов, которые призваны выбирать центры интересов для учеников, опираясь на словесные указания.

Мария Монтессори называет еще один метод, который, по ее словам появился позже в Англии.

«Индивидуальная работа», так называется новая методика, проводит в жизнь все те же принципы, где встречаются «свободная среда», «дидактический материал», но с оговоркой: ребенок может внести «свой» материал из дома.

Монтессори критически замечает, что в этом случае полностью исчезает органичная связь в предметной среде, развитие ребенка при этом не носит обучающий и развивающий характер.

Дидактический материал по системе Монтессори учит детей особо: в соблюдении системы и на основе индивидуального интереса, что несет в себе культурное развитие, а не хаотичный разброс.

В своей работе она уделяет внимание коллективному методу Фребеля.

Дает положительную характеристику технике знакомства с дидактическим материалом, при котором учитель подробно знакомит с ним всех детей, у каждого из которых — аналогичный образец для манипуляций.

Принципы педагогики Фребеля, по словам Монтессори — грамотно и логично составленный и подобранный материал по форме, размеру, цвету, что в конечном итоге влияет на возникновение стойкого интереса у детей.

Монтессори рассказывает о том, что в своей школе будет придерживаться определенного количества материала, влияющего на культурное развитие детей. Причем количество комплектов будет по одному. Тогда возможно удерживать стойкий интерес к ним.

Главные принципы методики

Методика раннего развития Монтессори уделяет особое внимание количеству воспитанников в группе. Это, по ее мнению, 30-40 человек, даже более, но не меньше, так как в этом случае положительные результаты невозможны.

При этом важно соблюдать принцип разновозрастного подбора детей, когда налицо связь дошкольного и школьного обучения. Поэтому один из основных принципов школы Монтессори — открытые двери. Великая итальянка вновь обращается к логике природы.

Оформление учебных помещенийОформление школьных помещений — важная часть педагогики Монтессори.

Комната должна иметь красочное оформление, низкие стенки перегородок на уровне детских голов позволяют воспитанникам все видеть, наблюдать.

Полки, на которых все расставлено, расположены низко, множество цветов должны внести в обстановку дополнительный уют. Вдоль стен множество растений и аквариумов.

Наблюдая за детьми, Монтессори пришла к выводу, что находясь в полной свободе, ребенок все равно выбирает для себя определенное «свое» место, что лишний раз убеждает в том, что у каждого из нас хорошо развита потребность в собственной территории, даже совсем небольшой.

УдивительноПри отсутствии видимого контроля поражает стремление детей к идеальному порядку, что указывает на природный консерватизм, нежелание менять сложившиеся стереотипы.

Определенным открытием Монтессори можно назвать опыт работы с детьми в условиях разновозрастной группы. Дети -лучшие учителя, младшие учатся у старших, те, в свою очередь, вспоминают забытые навыки, глядя на малышей.

Обучение в таких группах Монтессори называет «большим подспорьем» для педагога.
Выводы Марии Монтессори сводятся к тому, что

  • учеба ребенка успешна только при развитии стойкого интереса;
  • успешность в огромной степени зависит от общения с детьми разного возраста;
  • стремление человека к автономности обязательно приводит детей «к дисциплине и порядку».

Эти принципы она называет основными для организации и полноценного функционирования Монтессори-школы.

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете получить, просмотрев видео

Источник: http://umnyash.ru/razvitiye/printsipy-montessori.html

Особенности методики Монтессори

Методика Монтессори — это педагогическая система, появившаяся в начале двадцатого века благодаря итальянскому педагогу и психологу Марии Монтессори. Основное отличие это методики от классической концепции развития ребенка заключается в недопустимости какого-либо давления на ребенка со стороны взрослых в воспитании и обучении.

Согласно методике Монтессори, каждый ребенок является уникальной личностью, в высочайшей мере наделенной стремлением к познанию, и задача взрослых – только организовывать условия для развития способностей ребенка и в редких случаях подсказывать, сводя вмешательство в учебный процесс к необходимому минимуму.

При этом, каждый ребенок обладает своей собственной скоростью восприятия и обучения, кругом интересов на каждой из стадий своего развития, и давление со стороны взрослых только убьет в нем стремление к самостоятельности и интерес к обучению.
Важной деталью методики Монтессори является дидактический материал.

Его основная особенность заключается в том, что он не только способствует развитию ребенка, но и позволяет ему самому находить допущенные ошибки, что делает ребенка более внимательным и ответственным.

Комнату, в которой согласно методике Монтессори занимаются дети, обычно делать на несколько зон :
«Зона практической жизни» — здесь ребенок развивает навыки, которые пригодятся ему в повседневной жизни – например, одеваться, завязывать шнурки, застегивать пуговицы, убирать за собой.

«Зона сенсорного развития», в которой ребенок учится использовать чувства для изучения окружающего мира – он учится определять цвета, звуки, запахи, размеры и форму предметов.
Языковая, географическая, математическая, естественнонаучная и т.п.

зоны, которые наполняют наполняются материалами, обеспечивающими умственное и информационное развитие ребенка.

Многие педагоги, придерживающиеся методики Монтессори создают также такие зоны как музыкальная, художественная, танцевальная, иностранных языков и т.д., что способствует более глубокому раскрытию и развитию способностей ребенка. Малыш самостоятельно решает, в какой зоне он будет заниматься в каждый момент времени.

Согласно методике Монтессори, детям дают возможность заниматься с теми предметами и материалами, с которыми им именно в текущий момент интересно работать, давая таким образом ребенку право выбора направления развития.

Согласно методике Монтессори выделяют сензистивные периоды – периоды в развитии ребенка, когда определенные умения и навыки изучаются наиболее легко и естественно.

Как правило, эти периоды находятся в промежутке от рождения и до шести лет – например в этот промежуток времени ребенок учится разговаривать и происходит дальнейшее развитие речи, с третьего по шестой год жизни формируются социальные навыки ребенка и так далее.

Однако такая временная разбивка более чем условна – у каждого ребенка возникновение сензистивных периодов и их динамика очень индивидуальны. Единственным признаком начала определенного периода является возникновение у ребенка интереса в определенному виду деятельности.

Как правило методику Монтессори применяют в различных дошкольных учреждениях для наиболее гармоничного развития способностей ребенка.

Однако ее можно применять и в домашних условиях – для этого необходимо создать у себя дома специальную среду, облегчающую ребенку познание внешнего мира и стимулирующую его развитие.

Пытаясь воссоздать оптимальную среду для развития способностей ребенка следует учитывать, что каждый ребенок стремится все потрогать, лизнуть или понюхать, то есть процесс познания идет не через вербальные абстракции, а непосредственно через органы чувств.

Для самых маленьких детей (до года) очень важно развитие мелкой моторики. Для этого используются небольшие игрушки и различные мелкие предметы, которые малыш может пересыпать, трогать и перебирать.

Например, можно пошить мешочки из различных по цвету и фактуре тканей и наполнить их различными мелкими предметами – например крупами, бобами, семечками и предоставлять ребенку возможность их щупать.

В возрасте от года и до трех лет можно использовать такие упражнения. Предлагается собрать несколько емкостей с крышками (например, банок, флаконов, коробочек и т.д.) и спрятать в одном из них сюрприз, предоставив ребенку самому его обнаружить.

Можно сделать из банки копилку и предложить ребенку пропихивать в прорезь небольшие предметы – монеты, кусочки бумаги, пуговицы. Очень эффективно упражнение по переливанию воды или пересыпанию крупы или песка из одной емкости в другую.

Можно предложить ребенку застегивать и расстегивать пуговицы или молнии на старой одежде. Подобных пособий можно придумать очень много.

Источник: http://vihra.ru/osobennosti_metodiki_montessori/

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Система Монтессори — что это такое? — Солнечный Город

Мария Монтессори – выдающийся итальянский врач, педагог, антрополог, создатель уникальной системы дошкольного воспитания, получившей широкое распространение в первой половине XX века.

Проработав долгое время в учреждении для детей с ограниченными возможностями, Монтессори пришла к выводу, что многие из используемых методов воспитания можно успешно применять и в отношении здоровых детей.

Разработанная ею программа обучения Монтессори не теряет своей актуальности уже более 100 лет.

Монтессори была убеждена в том, что в каждом ребенке от рождения присутствует мощный внутренний ресурс, постепенное раскрытие которого будет способствовать становлению гармоничной личности. Необходимо лишь создать условия для самообучения и саморазвития ребенка.

Классическая система Монтессори предполагает воспитание без принуждения, нацеленное на пробуждение естественного интереса ребенка к обучению и учитывающее его физиологические особенности и психические потребности.

Для достижения поставленной задачи используется специально подготовленная среда – Монтессори-классы.

Что такое методика Монтессори?

Данная педагогическая система основывается на следующих принципах:

  1. свобода выбора;
  2. минимум помощи со стороны педагога;
  3. предоставление дидактического материала;
  4. самостоятельный контроль ошибок;
  5. наличие определенных правил в Монтессори-классе;
  6. разновозрастность детей;
  7. отсутствие оценок и соревновательности.

Особенности и отличия

Что такое Монтессори педагогика? Если сравнивать с традиционным обучением, то занятия по методу Монтессори отличаются отсутствием четкой организованности. Как правило, дети расходятся по классу и выбирают деятельность в соответствии со своими интересами.

Педагог ничего не предлагает воспитанникам, а лишь наблюдает и изредка подходит, чтобы подсказать, как работать с тем или иным материалом. Еще одно весомое отличие – отсутствие программ обучения, стандартов и унифицированных требований. Каждый ребенок занимается в комфортном ему темпе и делает то, что ему нравится.

Система Монтессори для самых маленьких характерна и тем, что в группу ходят дети разного возраста, поэтому старшие дети нередко заботятся о младших и выступают в роли учителей.

Периоды развития

По мнению Монтессори, развитие личности ребенка проходит три основных периода: первая стадия детства (0–6 лет), вторая стадия детства (6–12 лет), юность (12–18 лет). Первая стадия детства – важная жизненная фаза, так как именно в этот отрезок времени у детей наиболее интенсивно формируются личность и способности.

Сензитивные периоды

Сензитивные периоды – одно из важнейших научных открытий Марии Монтессори.

Согласно данной теории, каждый ребенок от рождения и до семи лет проходит ряд этапов особой восприимчивости в психическом и физическом развитии, в каждый из которых он легко и быстро усваивает новые знания и умения.

Важно, чтобы в эти промежутки времени, проходящие безвозвратно, дети имели возможность в полной мере развить в себе соответствующие навыки.

Монтессори выделила следующие сензитивные периоды:

  1. развитие речи (0–6 лет);
  2. восприятие порядка (0–3 лет);
  3. сенсорное развитие (0–5,5 лет);
  4. восприятие маленьких предметов (1,5–2,5 года);
  5. развитие движений и действий (1–4 года);
  6. развитие социальных навыков (2,5–6 лет).

Метод Монтессори что это такое? Повлиять извне на возникновение и длительность сензитивных периодов нельзя, что свидетельствует в пользу индивидуального подхода в обучении. Также необходимо помнить: если принуждать ребенка делать что-то вне рамок соответствующего периода (к примеру, учиться читать), то результаты будут низкими или же их не будет совсем.

Комната Монтессори что это такое?

Все пространство Монтессори-класса подразделяется на пять основных зон, в каждой из которых располагается свой тематический материал. Ребенок самостоятельно выбирает зону и решает чем конкретно он хочет заняться.

Комната Монтессори что это такое? В зоне сенсорного развития дети учатся различать предметы по их характеристикам и признакам, здесь находятся предметы, предназначенные для развития зрения, слуха, обоняния, внимания, памяти, тактильных ощущений.

В математической зоне сгруппированы материалы, призванные научить счету, понятию количества. В зоне реальной жизни ребенок с помощью предметов обычной домашней обстановки и обихода получает бытовые навыки (погладить, постирать, одеть, почистить, отрезать и т.д.), развивает концентрацию внимания, крупную и мелкую моторику.

В языковой зоне собрано все необходимое для обучения письму и чтению. В «комической» зоне дети знакомятся с окружающим миром, процессами и явлениями, культурой и традициями других народов.

Обучение по Монтессори Материалы и игрушки

Монтессори-материалы призваны помочь ребенку познать мир через органы чувств, развитие сенсорики и моторики. Все дидактические материалы можно условно поделить на несколько групп.

Для детей раннего возраста предназначены пирамидки, погремушки, бусины, шнуровки, сенсорные мешочки, диски, простейшие пазлы, настенные и настольные модули. Для развития математических представлений подойдут тактильные цифры, дроби-кегли, числовые штанги, математические планшеты.

Для обучения письму и чтению – металлические рамки-вкладыши, прописные и печатные шероховатые буквы, подвижный алфавит. Для обучения практическим навыкам система Монтессори предлагает воспользоваться функциональными игрушками: кухонные принадлежности, предметы обихода, рамки с пуговицами, застежками и кнопками.

Для сенсорного развития можно использовать конструкторы-головоломки, тактильные таблички, вкусовые баночки, шумовые цилиндры, пособия «розовая башня» и «коричневая лестница». Для музыкального развития – шумовые игрушки, молоточки, гремелки.

Кто такой Монтессори педагог?

Цель взрослого состоит не в непосредственной передаче знаний и умений, а в поддержке стремления ребенка самостоятельно познать окружающий мир. Методика Монтессори что это? Воспитатель должен тщательно следить за своими действиями и воздерживаться от активного вмешательства.

Особое внимание отводится вербальному общению: педагогу следует избегать лишних малопонятных слов и выражений, стараться доносить суть кратко и ясно, максимально используя мимику и жесты.

Немалое значение имеют внешний вид и манера поведения воспитателя, так как для ребенка взрослый наставник является образцом для подражания.

Педагог Монтессори что это? Главное отличие педагога Монтессори от обычного педагога – нейтральное отношение к свободной деятельности подопечного. Воспитатель со стороны наблюдает за ребенком, делая для себя определенные пометки.

Позже все записи подвергаются тщательному анализу, в результате которого определяются интересы и склонности ребенка. На основе полученных данных педагог корректирует пространственно-предметную среду, привносит новые элементы.

Узнать обо всем этом подробнее можно, пройдя обучение на Монтессори педагога.

Монтессори дома, самостоятельно

Если задаться вопросом «Система Монтессори что это такое?», то наиболее закономерным ответом будет – «уникальный подход к воспитанию ребенка», который вполне можно попробовать реализовать в домашних условиях. Во-первых, необходимо потратить немного времени и сил на организацию пространства.

Школа Монтессори что это такое? Это удобная, красивая мебель, подходящая по росту ребенку (стол для занятий, стул, шкафчик для вещей, короб для игрушек), различные предметы обихода, призванные научить его навыкам самообслуживания.

Во-вторых, нужно купить в специализированном магазине дидактические Монтессори-материалы: рамки с пуговицами, застежками и кнопками, металлические рамки-вкладыши, тактильные цифры, сенсорные мешочки, настольные модули и т.д. Многое из этого можно изготовить самостоятельно из подручных материалов.

В настоящее время в Интернете можно найти множество мастер-классов по изготовлению рамок, модулей, развивающих ковриков. В-третьих, в процессе обучения важно отталкиваться от основополагающих принципов Монтессори и не забывать о том, что взрослый ни в коем случае не должен активно вмешиваться в деятельность ребенка, а может лишь отозваться на просьбу о помощи.

Обратная сторона – за и против

Что такое система Монтессори? Одно из базисных понятий педагогической системы Монтессори – свобода выбора, которая трактуется как созидательное начало, порождающее индивидуальность.

Стремление ребенка к независимости – обусловленный самой природой импульс роста.

Но здесь прослеживается явное противоречие: хотя дети имеют право сами выбирать вид деятельности, они существенно ограничены предложенными воспитателями пособиями и игрушками, а также рядом строгих правил.

Все упражнения и дидактические материалы ориентированы на комплексное развитие аналитического мышления, моторики и логики, что является бесспорным плюсом. Вместе с тем творческим способностям и эмоциональной сфере ребенка уделяется недостаточное внимание. Отсутствуют сюжетно-ролевые игры, без которых важнейшие качества личности не получают должного развития.

Источник: https://sunny-town.org/info/sistema-montessori-chto-eto-takoe.html

Центры развития детей. За и против

Мария Монтессори ( 1870-1952 )  — итальянский педагог, создатель педагогической системы, основанной на идее свободного воспитания.

Занимаясь проблемами лечения детей с ограниченными умственными возможностями, Монтессори разработала  метод развития органов чувств у умственноотсталых детей дошкольного возраста.

 Ей удалось создать уникальную развивающую среду, в которой даже детишки с проблемами без особого труда приобретали знания и навыки такого уровня, что не уступали, а порой даже превосходили в развитии своих беспроблемных ровесников.

Позже Мария Монтессори  решила, что ее система обучения могла бы быть полезна и обычным деткам.

Что представляет из себя педагогическая система Монтессори?

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком. Ребенок для нее – целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию.

Задача взрослого заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду —  все предметы, с которыми работает ребёнок, доступны для него и стоят в определенном порядке, который дети сами поддерживают, так осуществляется свобода выбора — и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Главное место в системе Монтессори  принадлежит ребенку, а взрослый лишь помощник, в чьи задачи входит научить правильно работать с материалом, а также наблюдать за достижениями малыша. И в этом проявляется свобода выбора малыша: он волен двигаться в своем собственном темпе. Самостоятельность – это залог успешной и счастливой жизни.

Огромное значение для Монтессори имело качество пособия. Она внимательно следила за тем, с какими пособиями дети занимаются охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись.

 Дидактический материал устроен таким образом, что позволяет малышу самому обнаруживать допущенные ошибки, а это, по мнению Монтессори, развивает внимательность ребенка, его ответственность и уверенность в себе.

Монтессори предлагала делить пространство, где находится (занимается) ребенок на пять зон:

1. зона практической жизни, где ребенок развивает навыки самообслуживания (правильно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки, чистить и резать овощи, сервировать стол и многое другое);

2. зону сенсорного развития, где представлены материалы для развития зрения, слуха, обоняния, осязания, а также имеется прекрасная возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов и конечно же развить мускульную память.

3. зона математического развития, которая  содержит все необходимые материалы для того, чтобы ребенок достаточно быстро и эффективно научился операциям сложения, вычитания, умножения деления, освоил порядковый счет

4. зона языкового развития, в которой малыш получает шанс расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы или рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

5. космическая зона, где ребенок может удовлетворить свое любопытство в области географии, физики, химии и других наук и где он учится осознавать  целостность мира и воспринимать себя как частицу этого многообразного пространства.

Изучая последовательность развития тех или иных навыков, Монтессори заметила, что в естественном развитии ребенка можно выделить сензитивные периоды, когда наиболее легко и непринужденно формируются отдельные навыки, умения, представления.

Большинство сензитивных периодов приходятся на первые шесть лет жизни.

Так, от рождения до шести лет в несколько этапов происходит развитие речи, примерно с двух с половиной до шести лет возникают и закрепляются социальные навыки, период особой чувствительности к восприятию мелких предметов приходится на возраст приблизительно от полутора до двух с половиной лет и т.д. Время возникновения, длительность и динамика сензитивных периодов несколько различаются у разных детей. Главный показатель наступления того или иного периода – интерес ребенка к соответствующему типу деятельности.

Сейчас Монтессори-педагогика широко распространена во многих странах. В России существуют в основном Монтессори-сады для детей от 3 до 6 лет.

Отношение к этой педагогической системе неоднозначное: бытует мнение, что в ней не уделяется достаточного внимания эстетическому воспитанию детей, а также недооценивается значение ролевых игр для развития ребенка.

Кроме того, у многих противников этой системы вызывает опасение привычка ребенка самому решать, чем он хочет заниматься в данный момент, а чем нет. Такая привычка, по их мнению, может привести к проблемам адаптации в условиях школьной дисциплины.

Сторонники же метода утверждают, что дети, воспитанные по системе Монтессори, отличаются самостоятельностью, аккуратностью, ответственностью, они умеют ставить цели и принимать решения, они понятливы, доискиваются до сути, а главное – умеют и хотят быть свободными.

Статья содержит информацию из открытых источников

Эта статья может оказаться полезной для ваших друзей и знакомых. Расскажите о ней:

Вы можете отправить свой рассказ для публикации на сайте на [email protected]

Подписаться на анонсы публикаций и новости сайта

Источник: https://ncuxolog.ru/pedagogicheskaya-sistema-montessori

Система Монтессори

Мария Монтессори — всемирно известный итальянский педагог, ученый и мыслитель.

О ее заслугах говорит хотя бы то, что в 1988 году ЮНЕСКО признало ее одним из четырех педагогов, которые определили способ педагогического мышления в 20 веке, наряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером и Антоном Макаренко.

Система Монтессори, разработанная ей в конце 19 века, стала одним из самых популярных методов раннего развития детей в Западной Европе.

Система Монтессори основана на принципе «Помоги мне сделать самому». Мария была уверена, что ребенок должен учиться всему сам, а задача педагога — обеспечить ему для этого наиболее комфортные условия.

Во главу угла Монтессори ставила индивидуальность ребенка, его самоценность. По ее мнению дети должны учиться свободно, без внешнего вмешательства, принуждения и критики.

Для обучения важна не внешняя мотивация, а внутренняя — естественная радость от узнавания нового.

Чтобы создать оптимальные условия для гармоничного саморазвития ребенка, необходима специально подготовленная дидактическая среда. Система Монтессори использует комнаты для занятий, разделенные на несколько зон, каждая зона служит для определенных целей.

Практическая зона (зона реальной жизни) предназначена для обучения элементарным бытовым навыкам (завязывание шнурков, застегивание пуговиц и т.п.). Основной способ обучения — взаимное подражание.

В зоне сенсорного развития ребенок знакомится со свойствами предметов (размер, форма, цвет, материал, плотность). В зоне двигательной активности дети выполняют упражнения на координацию движений.

В зависимости от программы конкретной школы, в которой используется система Монтессори, могут быть добавлены дополнительные зоны: языковая, математическая, географическая, зона музыки, искусства, танцев и пр.

В каждой зоне есть свой набор дидактического материала. Ребенок волен сам выбирать тот материал, который ему больше по душе, максимум, что может сделать воспитатель — это один раз показать ребенку, как им пользоваться.

Во время занятий ребенок может свободно передвигаться по классу и заниматься тем, что ему нравится больше всего. Может показаться, что во время таких занятий в группе стоит шум и царит хаос, но это не так.

Система Монтессори учит детей уважать интересы других, помогает им понять, что их личная свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Так что, выходит, что система Монтессори практически не оставляет места для педагога? Это не так. Просто роль педагога в система Монтессори особая — но от этого не менее важная, чем его роль в традиционной педагогике.

Главная задача педагога — подготовить детям оптимальную среду для занятий, показывать им, как правильно работать с дидактическими материалами и нейтрализовать внешние факторы, мешающие детям заниматься.

Педагог не вмешивается в процесс обучения, не критикует ребенка, не заставляет заниматься, не контролирует выполнение заданий. Система Монтессори призывает не трогать ребенка, пока тот сам не попросит об этом.

Но при этом педагог должен всегда быть начеку и максимально быстро реагировать на просьбы ребенка о помощи.

Также ему нужно постоянно следить за успехами воспитанников и при надобности ненавязчиво предлагать им более сложные задания.

Система Монтессори имеет как плюсы, так и минусы. Начнем, пожалуй, с плюсов. Эта методика помогает ребенку стать самостоятельным, научиться познавать себя и мир вокруг, ориентироваться в жизни без помощи взрослых, уважать окружающих. Развитие ребенка идет максимально естественным для него путем.

Но при этом система Монтессори делает акцент на развитии левого полушария (аналитических способностей, моторики), а творческие функции правого полушария почти не затрагиваются. В школах Монтессори не используются ролевые игры, книги, рисование.

После обучения по такой системе ребенку тяжело будет адаптироваться к условиям современной школы.

Поэтому система Монтессори редко используется в своем классическом виде. Но при умелом сочетании принципов педагогики Монтессори с другими системами воспитания можно добиться впечатляющих результатов.

Источник: http://strana-sovetov.com/kids/common/4189-montessori-system.html

Ссылка на основную публикацию