Характеристика пубертатного периода

Пубертатный период

Всю жизнь человека можно поделить на определенные периоды развития организма, которые имеют свои особенности.

В статье вы узнаете про развитие человека в пубертатный период, а также, на что родителям нужно обратить внимание, когда их дети находятся в этом возрасте.

Характеристика пубертатного периода

Пубертатный период (также половое созревание) – это время развития организма человека от начала полового созревания до достижения им физиологической зрелости.

Именно тогда под влиянием вырабатываемых гормонов в организме подростка происходят разные изменения, в результате которых развиваются вторичные половые признаки.

После его окончания наступает половая зрелость индивидуума, то есть появляется способность к размножению.

За последние десятилетия средний возраст наступления полового созревания очень помолодел. Основными факторами, влияющими на начало пубертатного периода являются:

  • генетика (раса, наследственность и др.);
  • окружающая среда и применение косметики, содержащей экстракт плаценты, эстрогены, фталаты;
  • питание – наибольшее влияние оказывает на девочек. Калорийная еда откладывается в виде жировой ткани, накопление которой сигнализирует организму о готовности к половому созреванию.

В пубертатный период родители должны обратиться к психологии. Из-за гормональной бури меняется характер общения подростка со сверстниками и с семьей. Ему необходимо понимание того, что с ним происходит на физическом и эмоциональном уровне.

Необходимо с ним проводить беседы на тему полового созревания, отношений между мужчиной и женщиной и другие. Родителям важно в это время наладить доверительные отношения с подростком, а также занять его свободное время интересными ему хобби.

Тогда он с меньшей вероятностью станет искать себя в плохой компании, алкоголе или наркотиках.

Особенностями пубертатного периода для обоих полов являются:

  • появление угревой сыпи, чаще всего на коже лица – это происходит из-за увеличения выработки сальными железами секреции жира;
  • рост волос по телу;
  • изменение запаха тела и пота;
  • повышенная утомляемость и возбудимость.

Пубертатный период у девочек

У девочек он примерно соответствует возрасту с 10 до 16 лет. Сдвиг в пару лет считается нормой, но наступление этого периода до 8 лет и сильная задержка его, говорит о нарушениях в организме.

В это время яичники начинают активно вырабатывать эстроген, благодаря которому происходит формирование половых органов, а также развиваются такие характерные для девочки изменения тела:

  • увеличение груди;
  • рост волос на лобке;
  • рост костей таза и увеличение жировой ткани, благодаря чему формируется женская фигура;
  • появляются выделения из влагалища;
  • начало менструаций – первая раз она наступает через 2 года после начала роста груди, еще 2 года она происходит нерегулярно.

После того как менструальный цикл становится регулярным, девушка считается достигшей половой зрелости.

Пубертатный период у мальчиков

У мальчиков он соответствует примерно возрасту с 12 до 17-18 лет. Изменения в организме начинаются под влиянием гормона тестостерона. Одновременно с внутренними изменениями появляются такие внешние признаки:

  • увеличение размеров половых органов (яичек и др.);
  • рост волос – вначале появляются лобковые, потом начинают расти по телу (подмышки, над верхней губой, вокруг сосков, на подбородке, животе и т.д.);
  • возникают эрекция, поллюции;

Источник: http://www.my-sunshine.ru/pubertatnyi-period

1.1 Общая характеристика пубертатного периода

В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы, и охватывает возраст от 11-12 до 14-15 лет.

Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других его названиях: «переходный», «трудный», «критический» в них зафиксирована сложность и важность происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой.

Переход от детства к взрослости составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период физического, умственного, нравственного, социального.

Важность подросткового возраста определяется и тем, что в нем закладываются основы и намечаются общие направления формирования моральных и социальных установок личности.

Психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса» Подростковый комплекс включает: чувствительность к эцеяке посторонних своей внешности.

Способности, умении сочетаться с крайней самонадеянностью и безаппеляционными суждениями в отношении окружающих; внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью,, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров, а чувственное фантазирование с сухим мудрствованием. Одной из основных причин психологических трудностей этого возраста является половое созревание, которое предопределяет неравномерность развития по различным направлениям. Характерной чертой этого возраста является пытливость ума, стремление к познанию, подросток жадно стремиться овладеть как можно большим количеством знаний, при этом, не обращая должного внимания на их систематичность. Подростки направляют умственную деятельность на ту сферу, которая больше всего их увлекает. Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке ущемить самолюбие. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет. У девочек — 13-15 лет. Характерна для подростков полярность психики;

— Целеустремленность, настойчивость и импульсивность, неустойчивость);

— Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе;

— Потребность в общении + желание уединиться;

— Развязность в поведении + застенчивость;

— Романтизм + цинизм, расчетливость

— Нежность, ласковость + жестокость.

Важным этапом созревания является процесс формирования самосознания, В его основе лежит способность человека отличать себя от своей жизнедеятельности, осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям, переживаниям и мыслям.

У подростков субъективный образ «Я» складывается в большей степени от мнения окружающих. Обязательным компонентом самосознания является самооценка. Часто у подростков самооценка неадекватна: она либо имеет склонность к повышению, либо самооценка значительно снижена.

Формирование личности у мальчиков и девочек различны в интеллектуальном и эмоциональном плане. У мальчиков ярче выражена способность к абстрагированию, значительно шире круг интересов, но наряду с этим, они беспомощнее в реальных жизненных ситуациях.

У девочек -более высоко развита словесно-речевая деятельность, способность к состраданию и переживанию. Они более чувствительны к критике своей внешности, чем к критическим оценкам их интеллектуальных способностей.

Подросток стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях он старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи со стороны взрослых,

Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, общаясь в первую очередь со своими сверстниками подросток получает необходимые знания о жизни. Очень важным для подростка является мнение о нем группы, к которой он принадлежит.

Сам факт принадлежности к определенной группе придает ему дополнительную уверенность в себе. Положение подростка в группе, те качества, которые он приобретает в коллективе существенным образом влияют на его поведенческие мотивы.

Изолированность подростка от группы, может вызывать фрустрацию и быть фактором повышенной тревожности.

В современной западной литературе широкое распространение получила концепция Эрика Эриксона о кризисе идентичности как главной особенности подросткового возраста (под идентичностью понимается определение себя как личности, как индивидуальности).

Эриксон называет этот кризис «Идентификация или путаница ролей». Подросток активно «примеряет» на себя различные социальные роли, определяет требования, возможности и права, присущие каждому новому образу.

Безусловно, в ролевом веере будут присутствовать и негативные объекты, само существование которых может провоцировать конфликтные ситуации.

Суть «подросткового комплекса» составляют свои, свойственные этому возрасту и определенным психологическим особенностям — поведенческие модели, специфические подростковые поведенческие реакции на воздействия окружающей среды.

Подростковая фаза первичной социализации — все подростки этого возраста — школьники, находящиеся на иждивении родителей или государства. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст очень противоречив, для него характерно диспропорции уровней и темпов развития.

Подростковое «чувство взрослости» главным образом новый уровень притязаний, предвосхищяющий положение, которого подросток фактически не достиг. Для подростка очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской.

Ценность работы для подростка определяется ее взрослостью, а возникающие представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма не лицеприятно, отсюда и типичные возрастные конфликты.

Этот возраст также представляет собой особый интерес в связи с тем, что для большинства ребят еще не наступил момент самоопределения; не встала еще остро проблема дальнейшего выбора-либо получать среднее образование в школе и ориентироваться в далеком будущем на высшее учебное заведение, либо совмещать образование с получением профессии в средних специальных учреждениях, таких как колледжи, техникумы и пр. Таким образом, большая группа детей находится как бы в состоянии «социального покоя», взрослые по отношении к подростку ведут себя как с ребенком, еще слабо предъявляются требования ответственности за совершаемые поступки и принимаемые решения. При уже достаточно сформированном характере еще в слабой степени выражены социальные наслоения. Проекция же семейных взаимоотношений и установок служат подростку ориентиром в повседневной жизни и межличностных контактах. Можно предположить, что в семьях, где подросток обделен вниманием взрослых, где нет доверительных взаимоотношений — формируется чувство враждебности ко всему окружающему миру. Учитывая непростую социально-экономическую обстановку в обществе, ее нестабильность и неуверенность в завтрашнем дне у подавляющего большинства взрослого населения -повышенный фон тревожности, к сожалению, становится нормой. Дети, более тонко чувствующие атмосферу окружения, не могут не принять это как естественное состояние.

В настоящее время агрессивное поведение подростков является проблемой, которая волнует и родителей и учителей. Психологическая атмосфера в детском коллективе зачастую зависит от детей, более агрессивных по отношению к окружающим.

Различные авторы в своих исследованиях по-разному трактуют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для «защиты занимаемой территории» (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон). Реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорпи, Фромм).

Очень широкое распространение получили теории, связывающие агрессию и фрустрацию.

Однако нельзя рассматривать агрессивность только как негативное явление. Следует помнить о том, что они могут закономерно возрастать на фоне повышения активности подростка в процессе его аффективного развития.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/32447

Пубертатный период

Ребенок вырос и считает себя взрослым и самостоятельным. И кажется, что ему уже не нужно родительское внимание, постоянная опека и контроль. На первый взгляд, тут бы родителям расслабиться и отдохнуть, заняться собой. Но вчерашний малыш вступает в пору кардинальных изменений, которые носят название пубертатного периода.

Пубертатный период развития

Говоря научным языком, период этот характеризуется ускорением полового созревания, когда в организме подростка происходят важные изменения, появляются вторичные половые признаки. В это время происходят не только физиологические, но и гормональные и психологические изменения.

Реакция детского организма на резкие изменения – преобладание эмоций над разумом. В это время они склонны путать такие понятия, как упрямство и воля, хамство и смелость, распущенность и кокетство, хулиганство и решительность. Эта возрастная особенность связана с гормональной перестройкой организма.

Признаки пубертатного периода

В это время очень часты беспочвенные обиды, ссоры. Подростки в пубертатный период вспыльчивы, раздражительны, нередко демонстративно упрямы.

Происходящие с девочками и мальчиками физиологические изменения, т.е. половое созревание, способствует возрастанию импульсивности, постоянной смене настроений.

Подростки очень остро реагируют на обиды, облекая свой протест в несвойственные ему ранее формы.

Родителям в этот период важно понять, что трудности в общении связаны не с плохим воспитанием или скверным характером, и увидеть причину в бурной перестройке детского организма. Объяснить сыну или дочери, что с ними происходит – задача родителей. Доверительная беседа, поддержка и понимание сгладят острые углы непростого поведения подростка в пубертатный период.

Для маленького бунтаря в этот период важно знать, что дома его поймут и поддержат. Ведь ребенок, чувствуя родительскую заботу и любовь, вряд ли будет искать утешения в компании тинэйджеров, расслабляющихся алкоголем и наркотиками.

Родителям «неудобного» подростка придется продумывать каждый шаг, каждое слово, чтобы не потерять духовную связь со своим чадом. Стратегия общения должна быть гибкой, полной уважения к взглядам ребенка и терпимости к его заблуждениям. В этом «диалоге» ведущая роль, безусловно, принадлежит родителям, но явно демонстрировать это не стоит.

В период взросления юношеский максимализм часто толкает подростков на изоляцию от родительской опеки. Часто звучит фраза «Вам меня не понять». Можно напомнить ребенку, что родители тоже были молоды и тоже совершали ошибки, рассказать о каких-то сложных ситуациях, в которых побывали мама или папа.

Есть и «золотая середина» в отношениях родителей и подростков, которая предусматривает не только безоглядное приятие поведения подростка и расширение рамок его свободы, но и способность в случае необходимости сказать жесткое «нет». Пубертатный период в жизни ребенка – это возможность для родителей расширить свои знания в воспитании, проявить творчество и гибкость.

Сложный период взросления когда-то закончится, и от всей семьи зависит, что вынесет подросток из этого урока. Любовь, понимание и жизненную мудрость или неприятие этого жестокого мира.

Источник: http://bambinostory.com/pubertatnyiy-period/

Пубертатный возраст

Пубертатный возраст (лат. рubertas, pubertatis — возмужалость, половая зрелость; синонимы — подростковый возраст, старший школьный возраст), переходное от детства время, в течение которого организм достигает биологической половой зрелости.

Соответствует периоду полового созревания: у девочек в среднем с 12 до 16 лет; у мальчиков — с 13 до 17 — 18 лет. На его протяжении происходит активация половых желёз, обусловливающая быстрое соматическое и половое развитие девочки и мальчика.

К концу периода полового созревания организм в анатомическом и функциональном отношении готов к продолжению рода. В последние годы во всех странах отмечается выраженная тенденция к ускоренному развитию детей и более раннему наступлению половой зрелости, чем это наблюдалось 80 — 100 лет назад.

Причина этого явления не совсем ясна. Предполагают, что акцелерация связана с цивилизацией и урбанизацией населения, изменением характера питания, чрезмерным потреблением белков и сахара.

Пубертатный возраст — важный, ответственный и нелёгкий этап жизни, который характеризуется полным отсутствием гармонии. Вытягивается туловище, непропорционально растут конечности. Подросток не успевает привыкнуть к столь быстрому росту, движения его угловаты, походка неуклюжа.

Ни мальчик с пробивающимися усиками, ни девочка с вполне развившимися женственными формами ещё не пришли во взрослый мир, но уже покинули мир детства. Отсюда двойственность их положения и поступков и многие их беды.

Потеря равновесия вызвана перестройкой гормональной системы организма, разницей в темпах физического, духовного развития подростка и степенью его социальной зрелости, самостоятельности. Всё это не может не отразиться и на психическом состоянии.

Подросток часто делает глупости, совершает необъяснимые с точки зрения логики поступки. Очевидно, именно особой ранимостью и эмоциональной неустойчивостью подростков можно объяснить тот факт, что на этот возраст приходится значительный процент самоубийств и суицидальных попыток (см. Тенденции суицидальные).

В этом возрасте начинается следующая фаза психосексуального развития — фаза романтической влюблённости, с одной стороны, и эротических желаний — с другой (см. Половое развитие). Эротическое половое влечение (желание не только духовного, но и телесного контакта, нежности, ласки, прикосновений) беспокоит подростка. Первая влюблённость начинается с дружбы, совместных занятий, игр, танцев.

Затем наступает момент, когда юные влюблённые с трепетом прикасаются друг к другу, их чувства поднимаются на следующую ступеньку сексуальной лестницы — к объятиям, поцелуям, ласкам. В обычных условиях ни романтическое обожание, ни эротическая привязанность не требуют немедленной сексуальной реализации.

Однако надо помнить, что с началом менструации у девочек повышается чувствительность экстрагенитальных зон, а это вызывает некоторую податливость, отзывчивость на сексуальные раздражители.

Мальчики с появлением поллюций вступают в период гиперсексуальности, когда легко может возникнуть стремление снять внутреннюю напряжённость, совершив определённые действия. В этом возрасте подростки начинают задумываться над способами и возможностями конкретной реализации влечений. Именно в это время под воздействием случая могут закрепиться неприемлемые формы сексуальной активности.

С наступлением половой зрелости подростки становятся умнее, возрастают их интеллектуальные способности, наблюдательность, становится более логичным мышление, богаче воображение. Иногда наблюдаются случаи очень раннего полового созревания, что зависит от неправильного развития половых желёз или появления в них опухолей.

При раннем половом созревании вторичные половые признаки появляются до 7 — 10 лет. В таких случаях следует незамедлительно обратиться за советом к врачу. И наоборот, возможно позднее развитие вторичных половых признаков — после 17 лет.

Если до 15 — 16 лет вторичные половые признаки не появились, следует думать о задержке развития; в этом случае также необходимо соответствующее лечение.

Созревание полового аппарата как мужчины, так и женщины начинается раньше, чем создаются условия для совместной жизни и правильного развития плода в организме матери.

Половая жизнь в этом периоде нежелательна, так как она подрывает здоровье не полностью созревшего организма.

Период полового созревания является очень ответственным и своеобразным «критическим» периодом развития организма подростков, который зачастую определяет всю их дальнейшую жизнь.

Источник: http://MirZnanii.com/a/210156/pubertatnyy-vozrast

Характеристика подросткового периода

Подростковый период охватывает возраст с 10 до 18 лет. В этот период закан­чивается морфологическая и функциональная дифференцировка всех систем организма. Наиболее важным событием подросткового возраста является пу­бертатный период. Выделяют ранний, средний, поздний периоды как стадии полового развития, которые отражают индивидуальные особенности лично­сти.

Спонсор данной публикации — Мир ребёнка глазами взрослого — deti.life

Ранний подростковый период.

Ранний подростковый период у девочек начинается в возрасте между 10-13 годами и продолжается 6-12 месяцев, у мальчиков между 10,5-15 годами, про­должается 6-24 месяца. Физическое развитие составляет- в среднем 2 кг и 6-8 см в год. Постепенно меняются пропорции тела. У девочек начинает нарас­тать масса тела.  Наблюдается «ростовой скачок» у девочек.

Они начинают опережать мальчиков в росте. Это 1 перекрест роста. Развитие вторичных половых признаков формирует основу для пубертата. Повышается гормональная активность.. Во 2 стадию нарастает во время сна секреция гонадотропных гормонов и гормона роста.

У девочек увеличиваются грудные железы, у мальчиков яички и семенные канальцы, возможно появле­ние гинекомастии.

Под влиянием надпочечниковых андрогенов появляется оволосение в области лобка и подмышечных впадин. Последовательность оволосения на лобке от­ражает динамику полового созревания. Усиливается секреция сальных желез, что предшествует появлению юношеских угрей.

Резцы и первые моляры выпадают к моменту наступления раннего пубертат­ного периода к 9-10 годам и прорезываются постоянные резцы, 1 и 2 премоляры и моляры. Отмечена тесная корреляция между временем прорезывания по­стоянных моляров и менархе. У девочек начинается мутация голоса.

Продолжается функциональное совершенствование ЦНС, появляется зрелая реакция на специальные тесты стандартного «неврологического» обследова­ния. Формируется логическая память, переход от конкретного к абстрактному мышлению, заинтересованность в мышлении как в состязательной игре.

Осо­бенности организации мозга различны у мальчиков и девочек. Для мальчиков характерны высокий уровень психической активности при малой надежности — выполняемой работы, расторможенность, отвлекаемость, затруднения в ус­воении социальных норм. Наряду с этим совершенствуется пространственное восприятие и математические способности.

У девочек развиваются в большей степени вербальные способности, при снижении функциональных резервов и состоянии тревожности.

У подростков возникает потребность в автономии, независимости от семьи. Желание родителей установить ограничения приводят к конфликту. Подрост­ки стремятся в группу сверстников того же пола. Сроки полового созревания влияют на познавательные способности и могут быть причиной изменений успеваемости в школе.

Они уже не дети и не взрослые, живут в 3 сферах —  семья, сверстники, школа. Подростки начинают подвергать сомнению свои прежние представления об окружающем. Легко утомляются, обидчивы, слезливы, упрямы, озлоблены, грубы, болезненно воспринимают замечания, поступки противоречивы. Их от­личает стремление к самостоятельности, поиску справедливости.

Средний подростковый период соответствует 3-4 стадиям половой зрелости, возрастному периоду от 12 до 14 лету девочек, от 12,5 до 15 лету мальчиков. Это период бурного роста. Нарастает масса тела, линейный рост, длина тела, продолжается дальнейшее развитие вторичных половых признаков. Сохраняется асинхронность в развитии подростков.

После периода 2 полноты, которая заканчивается к 10 годам начинается второе вытягивание, интенсив­ность которого приходится на средний подростковый период. За это время де­ти вырастают на 8-10-20 см. Через 6 месяцев после ростового скачка следует новое нарастание массы тела.

Откладывается наибольшее количество жиро­вой ткани у девочек и мышечной ткани у мальчиков.

Существуют закономерности роста скелета. Первыми увеличиваются кости стопы, через 6 месяцев голени, затем бедро. Та же последовательность наблю­дается в костях рук. Вначале происходит прирост костей кисти, затем пред­плечья и плечо.

Непропорционально большие руки и ноги обуславливают не­уклюжесть подростка. Пик увеличения: длины ног наступает через 4 месяца после достижения пика увеличения ширины грудной клетки и бедер.

Удлинение туловища и передне-заднего диаметра грудной клетки относятся к позд­ним проявлениям пубертатного скачка роста. В этот период происходит срав­нивание роста мальчиков и девочек.

Половые различия телосложения заключаются в преобладании у мальчиков андрогенодетерминированной области (плечевой пояс), у девочек эстрогено-детерминированной области (таз, живот). Совершенствуется половое разви­тие. У девочек в 12,5 лет (через год после начала роста грудных желез) появляются менархе. Этому сопутствует постепенное замедление рос­та.

Сроки менархе определяются генетическими факторами, состоянием пита­ния, наличие хронических заболеваний. Снижение массы тела ниже 8%, тя­желые хронические заболевания приводит к стойкой задержке полового раз­вития.

У мальчиков усиливается оволосение, начинается рост волос на лице, появляется запах тела, обусловленный андрогенной стимуляцией потовых же­лез

В психомоторном развитии — углубляется логика, мыслительный процесс. Возможно появление дневной сонливости — это нормальное явление нередко воспринимают как при­знак лени.

Нарастают половые различия во взаимоотношениях со сверстниками, формируется собственное представление о сексуальных отношениях, начинаются встречи мальчиков и девочек. Становится возможным риск непреднамеренной беременности, заболеваний передаваемых половым путем.

Дети внимательны и критичны в оценке своей внешности, появляются кумиры, которым подра­жают. Угри, асимметрия грудных желез, избыток отложения жира могут стать причиной формирования комплекса неполноценности, например — нейрогеиная анорексия.

Подростки становятся грубыми нередко вопреки собственной воле, трудно управляемыми, Это время утверждения половой идентификации и чувства полового соответствия. На поведение влияет предшествующее воспи­тание, осложнения в перинатальном периоде.

У таких детей может страдать познавательная деятельность, характерно снижение внимания, памяти, расторможенность, незрелость эмоционально-волевой сферы, повышенная истощаемость и недостаточность умственной работоспособности.

Поздний подростковый период

Тело достигает пропорций и размеров взрослого человека, снижается резко интенсивность роста, заканчиваясь к 20 годам, В этот период мальчики опе­режают девочек и в массе и в росте примерно на 9 кг и, 12 см.

Заканчивается формирование вторичных половых признаков и репродуктивной способности. Тембр голоса снижается по мере развития щитовидного и перстневидного хрящей, мускулатуры под действием тестостерона.

Подросток принимает ре­шение о будущей профессии, мятежность постепенно сменяется возвратом в семью, но на новой основе. Пока еще сохраняется категоричность, моралистичность в суждениях, « нарциссизм» ( самовлюбленность ), но подросток легче вступает в диалог с родителями.

Психологический кризис раннего под­росткового периода « кризис личности» приводит к развитию способности к близости, самопожертвованию в конце пубертатного периода.

Физическое и психосоциальное развитие сочетается с функциональными от­клонениями обусловленными «эндокринным взрывом», процессами роста скелета, внутренних органов, нервной системы. С ростом черепа, лицевой его части меняется ось глаза, что приводит к транзиторной близорукости, астиг­матизму. У девочек это происходит в 11-12 лет, у мальчиков в 13-14 лет.

Пик роста скелета может провоцировать усиление нарушений осанки, углубление сколиоза, кифоза. У детей с ожирением, гипоталамическими отклонениями возможно развитее остеолиза головки бедренной кости, болезни Шлаттера — хондромаляции. Интенсивно растет кишечник, удваивается масса почек, при астеническом телосложении наблюдается опущение чаще правой почки.

Крайне напряженной становится состояние сердечно-сосудистая системы. Этому способствуют новые эндокринно-вегетативные взаимоотношения, быстрая прибавка в росте, создающая разрыв между новыми параметрами тела и сосудистым обеспечением.

К особенностям ССС в пубертате относятся: сердце в длину растет быстрее чем в ширину; рост мышцы опережает рост нервных стволов; объем камер сердца увеличивается быстрее чем емкость со­судистой системы; нейрогуморальная регуляция с участием активных поло­вых гормонов, надпочечниковых, щитовидной железы стимулирует симпати­ческое влияние, которое оказывает двойное воздействие-спазм артерий с по­вышением АД и улучшение трофики. Подростки предрасположены к аритми­ям, гипертензии. Повышение АД на 20-40 мм/рт.ст. с головными болями мо­жет возникать за 2-6 месяцев до менархе. У подростков наблюдаются признаки ВСД с ваготоническими проявлениями склонностью к обморокам, «укачива­нию» в транспорте, повышенной потливости и озноблению. Наиболее тяжело ВСД протекает у детей с перинатальной травмой и аномалией конституции, нервно-артритическим диатезом.

Источник: http://easymedicine.ru/xarakteristika-podrostkovogo-perioda.html

Пубертатный период. Проблемы полового созревания

Каждый ребенок проходит через пубертатный период — время полового созревания. В этот непростой отрезок жизни подросток сталкивается со множеством проблем. Что нужно знать родителям, чтобы помочь своему сыну или дочери правильно взрослеть?

Что такое пубертатный период?

Важный шаг на пути взросления, сложный жизненный отрезок, переходный возраст — так можно охарактеризовать пубертатный период.

Девочки приобретают более женственные формы, мальчики постепенно превращаются в юношей, обретают чисто мужские черты.

Итогом полового созревания со всеми его биологическими преобразованиями и изменениями психо-эмоционального поведения становится наступление половой зрелости.

В среднем пубертатный период у девочек длится с 9 до 14 лет, мальчики начинают взрослеть позже — с 11 до 16 лет.

Но четких рамок полового созревания нет, бывает более раннее или позднее наступление пубертатного периода. Зависит это от наследственных факторов, этнической принадлежности, веса ребенка, питания, конституции.

Пубертатный период — проблемы полового созревания

Проблемы полового созревания включают в себя так называемый подростковый комплекс.

И мальчики, и девочки в этот период могут вести себя противоречиво: с одной стороны, они крайне чувствительны к оценке своей внешности и способностей окружающими, а с другой — бывают самонадеянны и высказывают резкие суждения в адрес других.

Подростки то болезненно застенчивы, то нарочито развязны, могут бунтовать и отрицать любые авторитеты, но в то же время буквально создавать себе кумиров, быть фанатами музыкальной группы или лидера какого-то неформального движения.

Проблема полового созревания самих подростков и их близких заключается в эмоциональной неустойчивости, и девочкам, и мальчикам свойственны резкие перепады настроения — от восторженного до депрессивного.

Родителям и педагогам важно понимать эти особенности, причиной которых является пубертатный период. Любые попытки ущемить самолюбие могут вызвать бурную реакцию.

Эмоциональная неустойчивость достигает своего пика у девочек в 13-15 лет, а у мальчиков — с 11 до 13 лет.

Пубертатный период подростков характерен тем, что они уже активно стремятся к независимости и самостоятельности, но в сложных житейских ситуациях как раз ждут помощи взрослых, не решаются брать на себя ответственность.

Рассматривая проблемы полового созревания, нужно отметить влияние на подростка его окружения, среды сверстников, с которыми он общается.

Ребятам крайне важно мнение коллектива, сама принадлежность к определенной группе. Это придает им уверенность в себе, а вот изолированность может провоцировать комплексы, тревожность, порой агрессивное поведение.

Физиологические проблемы полового созревания

В пубертатный период происходит быстрый рост подростков, который провоцируют вырабатывающиеся в организме гормоны.

Некоторые девочки могут за год прибавить от 6 до 9 см, а мальчики — до 12 см. Это чревато ухудшением самочувствия.

Рост костной массы происходит быстрее, чем внутренних органов, у детей бывают головокружения, боли в сердце, слабость, мышечные судороги.

Часто у подростков в пубертатный период развивается сколиоз — искривление позвоночника. В переходном возрасте повышены риски травм костно-мышечной системы.

Проблемы полового созревания касаются внешности подростков — они недовольны своей угловатостью, неуклюжестью, непропорциональным ростом, иногда полнотой (это больше касается девочек — следите за их питанием).

Гормональные изменения в организме и девочек, и мальчиков приводят к появлению угревой сыпи (акне). Особенно беспокоят подростков прыщи и угри на лице, что становится поводом для страданий и слез.

Вовремя обратитесь к врачу — ведь это проблемы не только эстетические, но и медицинские.

Родителям важно объяснить своей девочке  — пубертатный период скоро пройдет, ты станешь красивой и стройной. Обновите гардероб дочки, помогите научиться одеваться модно и красиво.

И мальчики страдают из-за внешности, к ним тоже нужно проявить внимание и сочувствие. Мальчишек хорошо увлечь спортивными занятиями.

Чаще общайтесь с детьми, убеждайте их в своей любви, подчеркивайте их достоинства.

Современные дети взрослеют быстрее, чем нам порой бы хотелось. Не откладывайте на потом беседы о вреде ранней половой жизни, о том, чем чреваты беспорядочные связи, какие средства предохранения существуют.

Подростки, ставшие сексуально активными в пубертатный период, рискуют заразиться инфекциями, передающимися половым путем, например, вирусом папилломы.

Проблемы полового созревания мальчиков

Родителям важно знать этапы полового созревания сына, чтобы подготовить его к переменам и правильному отношению к происходящим в организме процессам.

В пубертатный период организм мальчика начинает вырабатывать в больших количествах половые гормоны, основной из которых — тестостерон.

Избыток гормонов вызывает повышенную потливость у мальчиков, особенно в области подмышек и паха.

Научите сына правилам гигиены — регулярного приема душа, использования антиперспирантов. Мальчик может и не ощущать неприятного запаха, но сверстники (особенно девочки) почувствуют это сразу.

В 11-12 лет у подростков увеличиваются яички, затем появляются волосы в лобковой зоне.

С 13 лет меняется голос, который приобретает мужской тембр примерно к 15 годам.

Оволосение подмышек обычно происходит в 14-летнем возрасте, а к 15 годам появляются усы.

Мальчишки взрослеют по-разному — ваш сын может казаться «мелким» на фоне более рослых одноклассников, а затем резко вытянуться.

1 сентября одноклассники не узнали Ивана — в 9-й класс пришел рослый парень, хотя на каникулы уходил веселый, юркий, но невысокий мальчишка.

Важно успокоить подростка, объяснив, что по четкому графику взросление не происходит — у всех оно индивидуально. А чтобы догнать ровесников в своем физическом развитии, полезно заниматься физически и исключить вредные привычки.

В пубертатный период у подростков пробуждается либидо — половое влечение. Взрослеющий мальчик испытывает эротические желания и фантазирует.

Чтобы у него сформировалась правильная ориентация, важно общение с противоположным полом. Также необходимо оградить ребенка от воздействия извне, которое пропагандирует нетрадиционные половые установки.

Мальчику нужно объяснить, что такое поллюции — непроизвольные семяизвержения во время сна. В среднем они возникают в возрасте 14 лет и являются признаком нормального развития будущего мужчины.

Почти все подростки в свой пубертатный период проходят через мастурбацию. Не делайте из этого трагедии — таким образом происходит снятие сексуального напряжения.

Кроме того, подросток изучает техническую сторону половых отношений, как бы тренирует сексуальную функцию организма.

Сегодня половую жизнь юноши начинают все раньше, еще до того, как закончится пубертатный период, парень уже может стать половозрелым.

Но способность к половому акту и психологическая готовность к серьезным отношениям — далеко не одно и то же.

Нужно объяснить сыну о его ответственности за возможные последствия сексуальных контактов — беременность девушки.

Доверительные отношения с сыном особенно важны в его пубертатный период — будьте другом своему взрослеющему мальчику.

Проблемы полового созревания девочек

Пубертатный период у некоторых девочек может начаться уже в 9-летнем возрасте  с интенсивного роста.

К 11 годам многие подростки замечают у себя увеличение грудных желез, затем наблюдается появление волос на лобке, в это же время или немного позже начинают расти волосы в подмышечных впадинах.

Сегодня так называемая менархе — первая менструация происходит у девочек в 11,5-13 лет, через 2 года после первых заметных изменений развития грудных желез.

Наступление месячных — важное событие в жизни будущей женщины, организм взрослеющей девочки уже способен к беременности.

Накануне менархе у подростка бывают проблемы с самочувствием — слабость, головные боли, тошнота, приступы депрессии или повышенная возбудимость, боли  внизу живота.

К таким ощущениям девочку нужно подготовить, рассказав об особенностях критических дней, правильной гигиене.

Также мама должна научить дочку вести календарь менструаций, который берут с собой при посещении поликлиники (при различных обследованиях часто требуется информация о дате последних месячных).

Цикл в первый год менструаций может быть нерегулярным.

Но важно следить за его длительностью (не более 7 дней), обильностью месячных (за сутки использовано не более 4-х прокладок), самочувствием девочки в эти дни.

Проблемы полового созревания почти в 75% всех случаев заключаются в наличии воспалительных процессов наружных половых органов: вульвитов, вульвовагинитов. В пубертатный период у девочек пока еще низкий уровень эстрогенов и защитные функции эпителия половых органов слабые.

Задержкой полового развития можно считать отсутствие его признаков у девочки старше 13 лет (не растут молочные железы). Это серьезный повод обратиться к врачу.

Пубертатный период в жизни девочки требует от родителей особенно внимательного отношения к дочери.

Физиологические процессы в организме подростков разного пола отличаются, но психологическое развитие личности в этот период одинаково важно и для девочек, и для мальчиков.

Пусть ваши дети взрослеют, окруженные любящими и понимающими близкими, в крепкой дружной семье.

Источник: http://megapoisk.com/pubertatnyj-period-problemy-polovogo-sozrevanija

Характеристики пубертатного периода

Поскольку пубертатный период характеризуется не только созреванием репродуктивных органов, но и быстрым соматическим ростом организма, мы поставили задачу выяснить возрастную динамику и взаимоотношения продукции тех гормонов, которые контролируют анаболические процессы в организме, и их влияние на основные параметры физического развития мальчиков препубертатного и пубертатного возраста.

Проводился корреляционный анализ уровней тестостерона, эстрадиола, СТГ и тироксина в крови и прибавок длины и массы тела, коэффициента прибавка массы/прибавка длины тела [Савченко О. Н., Скородок Л. М., Степанов Г. С, Коган М. Е., 1977]. Возрастная динамика концентраций тестостерона, эстрадиола и СТГ в крови представлена на рисунке.

Циркадианные ритмы гонадотропных гормонов и тестостерона
у здоровых мальчиков 11 — 13 лет (I) и с задержкой полового развития (II)

Содержание СТГ относительно невысокое в препубертатном возрасте (7 — 10 лет), нарастает на начальных стадиях полового созревания (10 — 12 лет) с сохранением высокого уровня до 15 лет и быстрым снижением в последующие стадии пубертата. У 17-летних юношей уровень СТГ близок к таковому у взрослых.

Подъем содержания СТГ в крови приходится целиком на пубертатный период и не совпадает с допубертатным увеличением антропометрических показателей у мальчиков. В заключительной фазе пубертата содержание СТГ в крови быстро снижается. Это указывает на взаимосвязь между секрецией гормона роста и продукцией половых гормонов.

Не существует единого мнения о влиянии половых гормонов на секрецию СТГ. Одни авторы не обнаружили разницы в содержании СТГ в крови мужчин и женщин, другие считают, что у женщин концентрация СТГ выше, чем у мужчин.

Выявлен более высокий уровень СТГ у мальчиков 11 — 14 лет, чем у девочек. Мы обнаружили, что во все периоды детства, особенно в пубертатном, уровень СТГ у девочек выше, чем у мальчиков [Савченко О. Н. и др., 1977].

Поскольку при введении экзогенных эстрогенов мужчинам и женщинам увеличивалась секреция гормона роста, мы полагаем, что и в физиологических условиях при наступлении пубертата небольшие количества эстрогенов в известной степени служат пусковым механизмом для повышенной выработки СТГ.

В наших исследованиях быстрый подъем уровня СТГ в крови наблюдался у мальчиков после увеличения содержания эстрогенов в крови в 11 лет (смотрите рисунок выше).

Не исключено, что эстрогены стимулируют гипоталамическую секрецию многих рилизинг-гормонов, в том числе и рилизинг-гормона СТГ, гонадолиберина. Достаточно большие количества эстрогенов при длительном действии подавляют образование и выделение СТГ, что, по нашим данным, отчетливо проявляется в заключительной фазе пубертата.

Связь между содержанием в крови СТГ и тестостерона в пубертатный период проявляется менее четко.

Уровень СТГ в крови у мальчиков повышается на 2 года раньше, чем начинает увеличиваться продукция тестостерона, поэтому увеличение содержания СТГ в пубертатном периоде нельзя связать со стимулирующим влиянием мужского полового гормона.

Снижение уровня СТГ, наступающее у мальчиков в 16 лет, происходит через 2 года после первого существенного увеличения продукции тестостерона.

Уровень СТГ снижается еще до того, как продукция тестостерона достигает максимума. Однако нельзя исключить, что высокая секреция тестостерона в сочетании с секрецией эстрогенов у мальчиков после 14 лет играет некоторую роль в подавлении секреции СТГ в конце пубертатного периода.

Повышение уровня СТГ в начальной стадии пубертата еще до заметного увеличения продукции тестостерона позволяет предположить влияние соматотропной функции гипофиза на половое развитие путем неспецифического воздействия на все органы и системы, в том числе и репродуктивную. Однако механизмы непосредственного влияния СТГ на функцию гонад остаются неизвестными.

«Нарушения полового развития у мальчиков»,

П.М.Скородок, О.Н.Савченко

Источник: http://www.medchitalka.ru/narusheniya_polovogo_razvitiya/969/281/29740.html

Ссылка на основную публикацию