Явление отчуждения в психологии

по психологии Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте

ГОУ Гимназия № 1505 “Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

по психологии

Психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте

Выполнила: ученица 9 «Б» класса

Дрок Валентина

Научный руководитель:

Савина Ольга Олеговна.

Москва

2011

Содержание

Введение 3

Глава I. Теоретический анализ явления отчуждения 5

Глава II. Отчуждение в подростковом возрасте 8

Эмпирическая часть «Исследование отчуждения у подростков 13 – 15 лет»10

Заключение 15

Список литературы 16

Приложение. Терминологический словарь. 17

Введение.

Актуальность: В нашей жизни человек чаще всего общается в какой-нибудь определённой группе, где находит себе друзей, товарищей. Но бывает так, что человек «выбывает» из этой группы. Подобное явление называется отчуждением. Причинами отчуждения в нашей жизни могут послужить множество факторов, большинство из которых является психологическими.

В современном мире бурными темпами развивается виртуальное общение. Данный реферат актуален тем, что психологические факторы отчуждения (ПФО), обусловленные распространением виртуального общения, ещё мало изучены.

Исследование психологических факторов отчуждения очень важно на этапе подросткового возраста, так как в этот возрастной период человек чаще всего сталкивается с подобной ситуацией: подросток либо сам является объектом отчуждения, либо находится в группе, из которой «выбыл» какой-нибудь человек. Причины же отчуждения осознаются и проговариваются подростками очень редко.

Отчуждение же переживается человеком в подростковом возрасте почти всегда болезненно, поэтому очень важно понять природу отчуждения, чтобы помочь людям в общении предупредить процесс отчуждения.

Проблема: Положительно или отрицательно отчуждение для подростка? Как переживает подросток этот процесс?

Теоретическая разработанность : Данная проблема рассматривалась ещё в древности: в философской мысли прошлого рассматривались социально – политические, экономические, нравственно – психологические аспекты проблемы отчуждения, которые сложились в трудах Н.А. Бердяева, Г.В.Ф. Гегеля, К. Гельвеция, Т. Гоббса, И. Канта, К. Маркса, И.Г. Фихте и др.

В современных социально-психологических исследованиях проблема отчуждения рассматривается в связи с противоречиями в малой группе (А.В.Сидоренков), в контексте изоляции подростка в коллективе (Л.И.Белозеров), во взаимосвязи с одиночеством (О.Б.Долгинова, О.В.

Дынчева), анализируются стратегии саморазрушающего поведения подростка в ситуации отчуждения (Ю.В.Попов).Проблема коррекции отчуждения подростков рассматривалась в контексте изучения школьного курса психологии (А.Е.Горбушин), через изменение Я – концепции (В.В.

Абраменкова).

Цель: Выявление и анализ факторов отчуждения подростковом возрасте.

Задачи: 1. На основе изучения и анализа литературы дать научные определения ключевым понятиям темы(подросток, отчуждение, индивидуальность и т.д.)

2. Изучить специфику, причины, психологические факторы отчуждения в подростковом возрасте.

3. Подготовить и провести эмпирическое исследование причин отчуждения, положительных и отрицательных аспектов влияния на личность в 6х,8х и 9х классах.

Объект: Подростки 12-15 лет

Предмет : Переживания подростков в процессе отчуждения.

Практическая значимость: Изучение феномена для применения этого знания психологами при помощи подросткам, столкнувшихся с данной проблемной.

Гипотеза: Существует связь между замкнутостью, характером, одарённостью и отчуждением в подростковой группе.

Глава I. Теоретический анализ явления отчуждения.

В философской мысли прошлого рассматривались социально – политические, экономические, нравственно – психологические аспекты проблемы отчуждения (Н. А. Бердяев, Г.В.Ф. Гегель, К. Гельвеций, Т. Гоббс, И. Кант, К. Маркс, И.Г. Фихте и др.). В экзистенциальной философии проблема отчуждения трактуется как отчуждение сущности человека от своего социального и нравственного существования.

Социологи рассматри­вают социальный аспект отчуждения, находящийся вне индивида, то есть, в социуме, но в ряде работ показаны взаимосвязи отчуждения со спецификой социального «Я» (Л. Пепло, М. Мицели, Б. Мораш и др.). В психоаналитической науке (З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм и др.

) отчуждение рассматривается как отстранение, стремление индивида выделиться из числа других, закрыться от объекта общения, то есть, отчуждение рассматривается как защитный механизм личности.

В отечественной теоретико–экспериментальной психологической литературе отчуждение понимается как сложный социально-психологический феномен, детерминированный совокупностью социо-культурных, социально-групповых, внутрисемейных и личностных факторов (В.С. Мухина, К.А. Абульханова – Славская, В.В. Абраменкова, А.В. Петровский и др.).

Отчуждение – это многоуровневый и многоплановый феномен, что затрудняет построение окончательной модели, которая включала бы в себя все его измерения.

Отчуждение подростка в отношениях со своими сверстниками является особо острой проблемой: следствием отчуждения является нарушение социальных и психологических связей, дисгармония отношений личности со значимыми для него людьми.

Дисгармония проявляется в деятельности и общении, во внутренних переживаниях. Результатом этого становится затруднение личности при вхождении в коллектив, сложности при «врастании» в новые содержательные области.

Структура отчуждения по Силяевой А.А. :

Структура отчуждения включает следующие компоненты:

— когнитивный (осознание отчуждения, отсутствие общности интересов, чувство одиночества, безразличия сверстников);

— эмоционально-оценочный (эмоциональная оценка своего состояния, отношения сверстников);

— социально-психологический (интерпретация психосоциальных связей, отсутствие эмоциональной связи со сверстниками, отвержение себя и других),

— поведенческий (проявление отчуждения в поведении, которое зависит от внутренних переживаний личности и ее отношения к окружению и себе, неспособность адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия своих действий, справиться с эмоциями).

Трёхуровневая степенная шкала отчуждения описывается включает следующие уровни:

— отвергающий — высокий уровень характеризуется тем, что подросток явно не желает участвовать в делах класса, уходит от контактов с окружающими, выражает по отношению к ним свою неприязнь или даже ненависть. Отсутствует культура общения. Возможны проявления жестокости и агрессии.

— индифферентный- средний уровень отчуждения выражается в недоверии к окружающим, отсутствии эмоционального участия в проблеме другого человека, группы, общества, в отсутствии способности к интеграции с другими. Проявляется в случаях, когда подросток вступает в контакты лишь в случаях необходимости, причем лишь в сфере деловых интересов, обнаруживая при этом явно отрицательное или подозрительное отношение.

— конформистский- низкий уровень отчуждения характеризуется различными вариантами конформного поведения. Неосознанным стремлением подростка уйти от контактов с объектом общения, неспособностью к долгой привязанности и любви, отсутствием чувства общественного долга, социальной активности, неумением организовывать свою совместную деятельность с другими. Безразличие к окружающим.

Таким образом, анализ литературы показывает, что феномен отчуждения, изучается разными науками с различных исследовательских позиций.

ГлаваII. Отчуждение в подростковом возрасте.

Подростковый возраст – это период жизни человека от детства д юности в традиционной классификации (от 11-12 лет до 14-15 лет). /О. П. Солодилова «Возрастная психология»М: Проспект, 2004год/ Особенности подросткового возраста – одна из обширнейших тем психологии, социологии и биологии.

Каждая научная дисциплина рассматривает этот феномен с особых для них позиций. Но есть и ключевое понятие для данного этапа развития человека: процесс изменения.

В этом возрасте человек переживает как физические, так и духовные изменения: он по-другому начинает воспринимать окружающий вокруг него мир, общество.

Основными психологическими особенностями подросткового возраста являются:

— чувствительность к оценке посторонних своей внешности

— изменение приоритетов в общении – значимость сверстников. Освоение партнерских отношений с миром.

Освоение самостоятельности и автономности

Развитие рефлексии и самосознания

Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстником, важная роль группы сверстников

Освоение более взрослых ролей

крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих

— внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами — с обожествлением случайных кумиров

На данном этапе взросления ребёнок по-новому осознаёт свои взаимоотношения с социумом. Особенно с ровесниками. От подростка требуют больше, чем от ребёнка, ожидают чего-то особенного. Поэтому в общении со сверстниками увеличивается риск быть непонятым, вступить в конфликт, быть непонятым.

Источник: http://MirZnanii.com/a/284894/po-psikhologii-psikhologicheskie-faktory-otchuzhdeniya-v-podrostkovom-vozraste

Отчуждение человека

«На Востоке внутренний человек всегда имел над внешним человеком такую власть, что мир был уже не в состоянии оторвать его внутренних корней; На Западе же внешний человек окончательно вышел на первый план и потому оказался отчуждённым от собственной внутренней сущности». К.Г.Юнг.

Отчуждение Отчуждение — это феномен психической организации человека, заложенный изначально в генетике его природы, позволяющий индивидуальное проявление и индивидуальное развитие.

С одной стороны отчуждение даёт человеку ощущение неудовлетворённости, а с другой является естественным импульсом в поиске ощущения счастья и удовлетворения.

Отчуждение человека проявляется по-разному: закрытость в отношениях с другими людьми, потеря единства с собственной природой, острое ощущение своей индивидуальности, противопоставление себя другим. Это состояние рождает много проблем, и внутренних конфликтов для человека, порой ведущих к несчастному существованию.

Однако психология отчуждения — это не отклонение от нормы и не неизбежность судьбы. Темп и ритм современной жизни, чаще всего не дают человеку возможности уделять достаточного внимания близким людям, ограничивают его время и связи, позволяющие реализовать до конца такие чувства как дружба, любовь, общность и единство.

Отчуждённость

«>

Порой, когда нам нужно поделиться своими мыслями или ощущениями с близким человеком, от которого мы ждём понимания и участия, он не слышит нас, потому что занят самим собой. Каждый человек, в какой-то мере, несёт в себе отчуждённость по отношению к другому человеку.

Поскольку нет совершенно одинаковых людей, и индивидуальные качества одного человека, всегда будут тем моментом, который не даст ему быть целым, неощутимым по отношению к другому индивидууму.Различия могут быть созданы разными культурами, пространством и временем, физиологией, психологической несовместимостью.

Большая степень отчуждённости способна вырасти до серьёзных конфликтов.

Если рассматривать индивидуума, как часть природы, отчуждённость проявляется в изменчивости, непостоянности, циклично-динамическом развитии, заставляющей человека ощущать постоянные изменения и отчуждение, выделение себя, как отдельной части, противоположной природе. Именно этот факт даёт толчок развитию.

Особеность восприятия Противоположности взаимообусловлены и являются неделимой частью единого целого. Однако особеность восприятия человека не даёт увидеть это целое. Юнг писал, чем сильнее попытки развести противоположности, тем больше их власть. «Видение реальности недвусмысленно».

Чем больше внимания мы уделяем бессознательному процессу, тем больше освобождаемся от мира вожделений и разорванных противоположностей и тем ближе подходим к состоянию бессознательности, характеризующемуся единством, неопределённости и вневременностью. Это и есть освобождение самости из своей ввязаности в страдание и борьбу. «Этим путём понимается собственный дух».

Социальная среда, в которой находится индивидуум, развивается по определённым законам, и это развитие связано с постоянными изменениями этой среды. Если человек не успевает адаптироваться к изменениям социальной среды, это может вызвать внутренний конфликт привести к отчуждённости.

У взрослого человека пространство общения гораздо шире, чем у ребёнка и ему проще найти выход из внутреннего конфликта, проще найти ответ на своё переживание и приспособиться к жизни.

Шаблон поведения

Ребёнок с ранних лет усваивает ту модель внешнего мира, которую ему предлагают его родители. Это первый образ правил поведения в социальной среде, в которой ему предстоит жить. Именно в это время приобретается опыт, схема, шаблон поведения и общения с другими людьми.

Дети, недополучающие с ранних лет внимания и человеческого участия, приобретают отрицательный шаблон контакта и общения с другими людьми. Эти дети вырастают замкнутыми недоверчивыми и закрытыми в себе, и эта замкнутость становится закрытостью для восприятия внешнего мира.

Страх детского одиночества, незащищённости, запечатлённый в глубинной памяти, парализует любознательность и движение к открытию мира. Этот же страх возводит защитные стены неприятия всего нового.

Феномен отчуждения

В случае, когда феномен отчуждения или выделения себя из целого, не перетекает в обобщение, человек будет страдать и болеть пустотой и бессмысленностью своего одинокого состояния. Мыслительная способность человека к обобщению помогает преодолевать барьер отчуждения, позволяет изменять психически матрицы глубинной памяти .

Однако ни одна теория, никакие слова, насколько бы сильными они не были, не придадут смысла человеческому существованию, если это не обусловлено личным опытом и внутренним стремлением.Только тогда можно рассчитывать на настоящее ощущение счастья. Белый цвет человеком лучше всего воспринимается на чёрном фоне.Бывает очень сложно достучаться до человека, когда уже произошло отчуждение.

Иногда человек, как бы зависает на моменте отчуждения, расстраивая внутреннюю энергию впустую, не может выйти из этого зависания, он чувствует себя одиноким, потерянным даже среди близких ему людей. Выйти из этого состояния, и изменить стереотип восприятия себя и других может помочь техника Трансцендентальной медитации.

Основная задача любого вида психотерапии по существу всегда одна и та же. Заключается она в том, чтобы пробудить в человеке волю к жизни и здоровью, заставить его преодолеть чувство беспросветности и отчаяния, внушить ему не только надежду и уверенность, а убеждённость в возможности большего счастья и здоровья.

Веру и надежду поднимет душа, искра которой всегда теплится от рождения в каждом сердце человека, а убеждённость поднимет человеческое мышление, логика и опыт тех, кто поднялся вверх.

Цитаты темы:

«Судьба человека определяется тем, что он сам о себе думает». «То, что зовётся смирением, на самом деле есть убеждённое отчаяние». Генри Торо «Для того чтобы быть счастливым, нужно одно — любить, и любить с самоотвержением, любить всех и всё, раскидывать на все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать». Л.Толстой «…высокое стоит на низком». Лао-Цзы «До чего же пустынна наша планета! Быть может, и вправду реки, тенистые рощи и леса, людские селения – всё рождено лишь совпадением счастливых случайностей. Ведь наша Земля – это, прежде всего скалы и пески!» Антуан де Сент-Экзюпери «Способов жить существует столько же, сколько можно провести радиусов из одного центра». Генри Торо

filoton.ru

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

Источник: https://mirage-ok.livejournal.com/83222.html

Отчуждение как психологическая защита

Отчуждение — психологическая защита, связанная с изоляцией, обособлением внутри сознания травмирующих человека факторов. При лом неприемлемая информация как бы капсулируется, тем самым блокируется от доступа к остальным зонам сознания: возникает двуплановость. В результате связь между травмирующими событием и его эмоциональной оценкой нарушается.

Для отчуждения характерна Утрата чувства эмоциональной связи между неприемлемыми событиями и собственными переживаниями по их поводу, хотя реальность этих событий осознается. Возникновение отчуждения как способности выйти за пределы собственного Я связано со сменой позиции в совместной деятельности.

Ограниченное отчуждение имеет положительный смысл-постижение нового в его противоречиях. Свобода человека также предполагает способность к самоотстранению. Если человек не в силах все время терпеть самого себя, он может отмежеваться от чего-то в себе.

Тогда возникает необходимая внутренняя дистанция между приемлемой и неприемлемой частями Я, позволяющая занять в отношении себя или какого-то своего состояния или качества новую позицию.

Поведение по принципу «так должно быть» (с фиксированных позиций) приводил к отчетливому отделению проявлений специфических переживаний от содержательной их части. Переживания вытесняются из поля сознания напряженность ослабляется, остается лишь их содержательный аспект.

Франкл описывает состояние острой деперсонализации как типичную защиту для первой фазы пребывания человека в нечеловеческих условиях концлагеря. Неоднократно отмечено, что в момент пыток, ощущения сильной боли иногда возникает чувство некоторого удаления, отстранения от этой боли: «Это происходите моим телом, но не со мной».

Здесь отчуждение выступает как внутренняя анестезия, дающая возможность отгородиться от душераздирающих физических или психических страданий. Бывают ситуации, облегчающие расщепление, создание второй взаимоисключающей позиции, допускающей в дальнейшем отчуждение от любой из них.

Например, появление отчима способствует тому, чтобы сын увидел в матери женщину и стал способным к отчуждению ее в некоторые моменты как матери.

С отчуждением связаны феномены депереализации, деперсонализании, расщепления личности (множественности Я). По Фрейду, самоотчуждение ведет либо к потере своего Я — деперсонализации, либо к утрате чувства реальности окружающего мира — дереализации. Гиперболизация меры отчуждения ведет или к полной растворенности во внешней среде или к полному отрицанию ее значения, замыканию в себе.

В следственной практике известны ситуации, когда человек, совершивший тяжкое преступление в состоянии аффекта, не может осознать собственное участие в содеянном.

Например, не отрицая своего присутствия в сцене убийства, он опознает предметы, с помощью которых было совершено убийство, как свои, но вопреки всякой очевидности и несмотря на вещественные доказательства, утверждает, что не совершал этого поступка, поскольку не переживает его как собственный. Здесь имеет места состояние дереализации, т. е. защита по типу отчуждения.

Деперсонализация связана с отчуждением одной части личности человека (неприемлемой и травмирующей его) от другой части его же личности, которая вполне для него приемлема.

Пока существует такое отчуждение, достойная часть личности не переживает по поводу поступков недостойной и тем самым не берет на себя ответственности за них.

Проблема преодоления человеком такой отчужденности и обретения внутреннего единства, гармонии, душевного равновесия от воссоединения с самим собой исторически тесно сочеталась с осознанием свое греховности, т. е. с осознанием других, отвергаемых частей своей личности.

Сам факт отчуждения Гегель рассматривал как необходимый момент развития, считая, что в акте отчуждения есть положительные элементы — становление самосознания, поляризация добра и зла, возникновение нравственной вменяемости.

Таким образом, отчуждение расширяет возможности человека, создавая ему условия для осмысления своих поступков.

Самоотстранение от чего-то позволяет обрести внутреннюю свободу и поддерживать достойный образ жизни.

Если же отношения между желаниями человека и возможностью их признания в себе развертываются, то отчуждение становится фактором, обостряющим восприятие личностью своих нравственных устоев.

Источник: http://psyfaq.ru/main/1736_Otchuzhdenie.html

Фгбну нцпз. ‹‹деперсонализация››

В нашей практике диспансерной работы приходилось, наблюдать преходящие легкие состояния дереализации, чаще у подростков в пубертатном периоде. Эти эпизодические своеобразные переживания возникали у них обычно весной н затем бесследно исчезали.

Нужно полагать, что подобные состояния в обыденной жизни бывают чаще, но редко попадают в поле зрения психиатра. И действительно, в литературе описывается немало подобных случаев, установленных анкетным опросом среди населения.

Так, Леруа, а затем и Гейманс анкетным путем среди населения обнаружили значительное количество подобных случаев, причем Гейманс на основании собранного материала указал на особенную частоту переживаний отчуждения в пубертатном возрасте у подростков, у лиц, ведущих усиленную интеллектуальную работу, у работающих неравномерно, а также после резких эмоциональных переживаний.

Шильдер описывает случай с самим собой, когда будучи в театре испытал состояние дереализации, причем это состояние возникло у него после гнева. Стюарт Милль в своих мемуарах описывает собственное состояние деперсонализации, которую он считает инстинктивной защитой против эмоционального шока.

Ример также определяет деперсонализацию как тип защитного механизма против появления чувства страха в сознании. Киплинг в своем романе «Ким» весьма образно описывает состояние отчуждения, которое переносит герой после длительной усталости.

В произведениях Мопассана, Чехова, Достоевского и других писателей также описываются аналогичные переживания.

Гауг наблюдал ряд моментов в обыденной жизни, которые у некоторых лиц вызывают кратковременные состояния ирреальности. Например, при длительном рассматривании своей фотографии, наблюдении себя в зеркало, а также при наблюдении за собой в кинофильме.

Из наших наблюдений приведем два таких случая:

Школьница М. 15 лет, по характеру впечатлительная, несколько замкнутая, со склонностью к вегетативным реакциям.

Весной внезапно, чаще после интеллектуального перенапряжения (школьные занятия) у нее появлялось состояние, когда окружающее изменялось, казалось чуждым, необычайным; тело казалось странным, точно чужим и незнакомым. Порой она недоумевала, как нужно управлять своим телом.

Свои движения, поступки, мысли она наблюдала как бы со стороны, боялась подойти к зеркалу. Собственное «я» казалось измененным. Такое состояние ее пугало, вызывало тревогу, начиналось внезапно, также внезапно исчезало. В дальнейшем эти явления бесследно исчезли.

Данное наблюдение можно рассматривать как эпизодически возникающее изменение психосенсорных функций и деперсонализации, по-видимому, на почве эндокринно-вегетативных сдвигов в пубертатном периоде.

Больной К.

 Студент 4-го курса Водного техникума наблюдает у себя с 19 лет следующее состояние: временами окружающие люди и предметы кажутся странными, ненастоящими, он не может произвольно представить образы знакомых людей и привычных предметов; такое состояние чаще всего появляется после волнения и при переутомлении на 15—20 минут, а затем исчезает. «Хочу представить себе лицо старосты курса и не могу, образ его не вырисовывается, как-то расплывается, как бы меняет форму. Или смотрю на карандаш, и он какой-то иной, ненастоящий, расплывчатый, иногда мои руки и ноги кажутся измененными и не своими».

Часто перед засыпанием, по словам К., мысли его текут сами по себе, и он не может ими управлять, изменять их содержание Перед засыпанием внезапно у него возникают уродливые, угрожающие образы знакомых людей и как бы лезут в глаза. Эти состояния носят сноподобный характер.

Характерологически К., активный, волевой, живой, жизнерадостный, общительный Увлекается спортом, рекордсмен по борьбе среднего веса, отличник учебы. С 13—14 лет по ночам при засыпании не мог порой представить себе образ знакомых, а вместо них вырисовывались бесформенные страшные угрожающие лица, сменяющиеся как в кино

В этом случае у физически и интеллектуально-полноценной личности с пубертатного периода эпизодически наблюдались состояния отчуждения.

После перенапряжения на почве усиленной (подготовки к спортивным соревнованиям и к зачетной сессии в техникуме одновременно у него появились явления отчуждения. После кратковременного отдыха чувствовал себя лучше.

Этот случай нужно рассматривать как своеобразный тип реакции на физическое и эмоциональное перенапряжение.

По поводу того—является ли переживание отчуждения признаком — патологическим или же вариантом нормальных психических феноменов — в литературе можно встретить два крайних мнения: если Оберндорф не считает деперсонализацию патологическим феноменом, в какой бы форуме она ни проявлялась, то Дюга и подавляющее большинство других исследователей считают этот феномен болезненным состоянием, душевным расстройством. Гохе указывает, что в нормальной душевной жизни определенные симптомы как бы предуготовлены, они приобретают непомерно сильную окраску и выступают на передний план у больных. Такое понимание патологии совершенно смазывает ее качественное своеобразие.

Случаи с указанными периодически возникающими состояниями у психически здоровых личностей, конечно, говорят об эпизодических кратковременных патологических сдвигах, обусловленных различными психическими и соматическими факторами.

Наш клинический материал охватывает, как было уже указано, 195 случаев. Среди них психогенных заболеваний, включая сюда и реакции при психозах, было всего 23. Соматогенных заболеваний, т. е.

 инфекций, интоксикаций, послеродовых нарушений и эндокринно-вегетативных сдвигов — 32. Органических поражений центральной нервной системы — 16. Эпилепсии— 12 случаев. Эндогенных депрессий — 20 случаев. Шизофрении — 71.

Соматогенных и психогенных заболеваний в детском возрасте — 21 случай.

Перейдем к клиническому описанию и анализу наших наблюдений.

Источник: http://ncpz.ru/lib/1/book/57/chapter/14

Конспект лекций А.Ш. Тхостова по курсу «Психология телесности» (продолжение)

В клинике описаны случаи отчуждения мыслей, чувств, памяти и даже собственного я. Например: «Эта мысль не моя». Возникает непонятный вопрос. Как мысль может быть чужой, если она в голове у человека? Чужие эмоции? Но он же их испытывает.

Как проводится критерий? Возможно, можно использовать тот же самый механизм, как по отношению к человеческому телу. «Мое» или «не мое» не проходит не по реальной границе отличия тела анатомического от неанатомического, а проходит по возможности регуляции. Отчуждение – нарушение произвольной регуляции, если регуляция сформирована.

У некоторых дикий племен (у них встречаются синдромы овладения, как будто кто-то вселяется), у детей – нет регуляции.  Это то же самое, когда феномены сознания становятся для сознания объектами, они превращаются в тело, тело сознания. Минимальная степень явления отчуждения является нормальной. Она есть у любого рефлексирующего человека.

Если у него сформированы механизмы произвольной регуляции, которые не превратились в регуляцию построизвольную, которая осуществляется тоже автомотическая, у него есть диапазон, зазор: я наблюдающее за собой. Лень вставать и надо учиться.

Кто принимает решение? Тот, кто ленится или тот, кто считает, что надо пойти учиться? Это маленькие скачки, но если они доходят до большого интервала отчуждения, тогда это уже подлинное отчуждение.

Мышление и память тоже даны в отчужденной, превращенной форме. Когда человек узнает о том, что у него существует память? Когда она подводит его.

Если наше сознание, тело, феномены сознания, психические явления даны нам в преобразованном, в отчужденном виде, в превращенной (по Марксу) форме, то тогда мы должны рассмотреть проблему истинного субъекта.

Что же это такое? Как мы можем его помыслить, и можно ли это помыслить? Это не спекулятивная проблема, а одна из центральных, феноменологических проблем психологии, потому что сталкивается со сложными для рассуждения вещами, но она должна быть рассмотрена.

Декарт подвергал сомнению наличие ощущений из-за их ложности. Ошибка Декарта: ложность ощущений не отвергает их наличия. На самом деле Декарт хотел не просто доказать наличие субъекта, доказательство возможно без этого. Ощущения ложно, но кто-то испытывает их. Для него было важно найти место.

Место сомнения – место существования субъекта. Лакан: субъект мышления и субъект существования не идентичны. Я есть там, где я не мыслю, для Лакана.

И важно: если субъект для себя существует в отчужденной форме, это всегда фантом (не ложный и искусственный, а не совсем то, что на самом деле, вещь для меня, вещь для себя нам недоступна). Эмоции, мысли, чувства такой же точно фантом, как и тело! Мы не даны сами себе объективно.

Есть определенное сходство с настоящим фантомным ощущением, которое описано после утраты конечности. Например, человеку ампутируют конечность и некоторое время после этого он может испытывать ощущения в этой конечности (разной модальности), но проецироваться они будут в ту зону, которая у человека не существует.

Чем более упроченная конструкция, тем дольше будет фантом. Чем у вас более прочная идентичность, тем дольше при ее утрате будет оставаться фантомное ощущение. Конечно, с фантомными болями нужно как можно больше активно действовать, чтобы перестраивалась схема тела.

Очевидно истинное предположение: «Я знаю, что это моя рука», — так говорил Дж.Э.Мур. Витгенштейн считал, что такого рода утверждения находятся за пределами собственно знания и базируются на некотором предзнании: «картине мира» и «языковых играх».

Утверждения такого рода не нуждаются в подтверждении своей истинности. В эмоциях не нужен третий судья, чтобы доказать их существование. Ощущения – то, что имеет одну модальность, ложным быть не может. Может быть ложным то, что в ощущениях.

Для человека «ощущение» и «истинное ощущение» — это тавтология.

телесные функции — предыдущая страница|следующая страница —теоретические проблемы

Конспект лекций А.Ш. Тхостова по курсу «Психология телесности». Начало.  

Источник: http://psychostep.ru/stati-knigi-psyhologiya/otchujdenie/

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию