Все про зоны развития

Зона ближайшего развития по Выготскому

Все дети неповторимы. Развитие каждого ребенка проходит с разной скоростью и степенью эффективности. Одним из факторов, который может существенно повлиять на становление психики и формирование учебных навыков малыша является помощь взрослых.

Однако родители, а порой и педагоги предлагают детям либо слишком простые задачи, с которыми малыши легко справляются, и поэтому не двигаются вперед в своем развитии; либо объясняют слишком сложные вещи, так и остающиеся за гранью детского понимания даже после пояснений взрослого.

Чтобы ваш ребенок мог успешно двигаться вперед, нужно правильно определить его зоны актуального и ближайшего развития.

Эти понятия ввел в 1930-х годах выдающийся педагог и психолог Л. Выготский, тем самым определив связь между уровнем обучения ребенка и его психическим развитием. Открытие, сделанное Л.

Выготским, и сегодня актуально для родителей, которые нередко форсируют раннее совершенствование навыков и способностей малышей, притупляя их интерес к обучению и создавая усиленную нагрузку на детскую психику.

Знание о том, что такое зона ближайшего развития (ЗБР), поможет взрослым определить, в чем стоит «подтянуть» своего ребенка, а в чем он может развиваться быстрее своих сверстников.

Зона ближайшего развития – это те задачи, которые малыш выполняет неуверенно. Чтобы успешно с ними справиться, ему требуется помощь взрослого.

Вот какое определение данному понятию дает Л. Выготский: «Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие ещё, но находящиеся в процессе созревания…»

Наряду с ЗБР Л. Выготский обрисовывает зону актуального развития — созревшие психические функции, умения и навыки, благодаря которым дети сами справляются с определенными задачами. В рамках ЗБР помощь взрослого ребенку не требуется.

Если же малыш даже после совместной работы со взрослым не научился самостоятельно справляться с задачей, значит, она пока находится в зоне актуально недоступного, и требуется время, чтобы эта задача перешла в ЗБР.

Теперь разберемся с описанными понятиями подробнее и рассмотрим, как они работают в жизни. Приведем несколько примеров, чтобы вы, уважаемые читатели, могли «нащупать» границы ЗБР:

  • Пример первый. На детской площадке гуляют Витя и Петя с мамами. Витя пытается взобраться по лестнице на горку. Мама, вытянув руки, страхует его от падения, но не помогает, а подсказывает, куда лучше поставить ногу или руку. Петя тоже хочет на горку: он протягивает к маме руки, и она подсаживает его на самую вершину. В результате через пару прогулок Витя научился сам залазить на горку, а Петя не освоил новый для него навык. Ошибка Петиной мамы кроется в том, что она не использовала ЗБР своего сына, выполнила задачу ЗА НЕГО, а НЕ ВМЕСТЕ С НИМ. Мама Пети действовала в рамках зоны ближайшего развития сына, и лишь направляя его, получила результат.
  • Пример второй. Папа Саши настолько идеализировал способности своего годовалого сына, что купил ему конструктор для малышей от 3 лет. Однако сын разочаровал его. Саша стал тянуть в рот детали, интересовался яркой коробкой, а к объяснениям папы остался равнодушным. Папа неправильно определил ЗБР Саши, поэтому все действия, производимые с игрушкой, оказались для ребенка в зоне недоступного.

ЗБР – это те задачи, к которым малыш проявляет интерес, с которыми способен справиться, если взрослые создадут опору или направят его собственные мысли и действия в нужное русло.

То, что ребенок сегодня выполняет с помощью родителя или педагога, но уже завтра способен будет выполнить самостоятельно, и является его зоной ближайшего развития, которая в ходе детских усилий и посильного умственного напряжения становится зоной актуального развития.

В ходе своих наблюдений Л. Выготский заметил еще одну интересную особенность: обучение выводит психические процессы ребенка на новый уровень.

При этом для освоения определенных навыков есть оптимальные возрастные периоды, называемые сензитивными. Например, лучший возраст для того, чтобы ребенок научился ходить, — от 8 месяцев до 1,2 года.

Однако временные рамки сензитивных периодов индивидуальны, и у каждого ребенка могут отличаться.

Нельзя сравнивать детей друг с другом! Сравнивайте своего ребенка только с ним самим, оценивая его навыки и умения в прошлом и настоящем периоде. Такое сравнение помогает увидеть прогресс и порадоваться не только родителям, но и детям!

Как правило, диагностику ЗБР проводят профессиональные психологи и педагоги на основе специальных опросников для родителей и в ходе наблюдений за детьми. Родителям, не знакомым с тонкостями педагогики, сделать это будет сложнее, но все же под силу. Попробуйте действовать следующим образом:

  • На листочке составьте список навыков, которыми ваш ребенок уже хорошо владеет, опишите задачи, решаемые малышом без вашего участия. Например, кроха умеет застегивать пуговицы, надевать штанишки и т.д.
  • Напротив каждого пункта в составленном списке напишите навыки, лежащие в той же области, что и освоенные, но с которыми ребенок пока не справляется без вашей помощи. Например, если малыш научился застегивать пуговицы, следующим шагом может быть умение завязывать шнурки на ботинках. Это и будет зона ближайшего развития.
  • Сосредоточьтесь на освоении усложненной задачи. Покажите крохе, как выполнять намеченное действие. Предложите сделать самостоятельно, поправляйте, но не выполняйте упражнение за него. Переходите к следующей задаче в зоне ЗБР только после того, как предыдущий навык полностью усвоен.

Зона ближайшего развития – это промежуточный этап в развитии ребенка, лежащий между зонами актуального и недоступного. Его можно определить и как потенциальный уровень развития малыша, при этом у каждого ребенка он будет свой, неповторимый.

Продуктивное сотрудничество со взрослым помогает перевести задачу из зоны ближайшего развития в зону актуального. И единственное условие успеха заключается в том, что ребенок и взрослый действуют на равных, а педагог или родитель выступает в роли советчика, не выдавая свое превосходство!

Источник: https://i-pp.ru/articles/Osnovy_pravilnovo_vospitaniya/Zona_blizhayshego_razvitiya_po_Vyigotskomu.php

Три зоны личного развития

Любой человек, который начинает задумываться о своем личном развитии проходит на этом пути  через три зоны.

Первая зона. Зона комфорта. Здесь все хорошо, все устраивает. Нет никаких целей, которые, так или иначе, надо проявлять, особо нет задач и тем более нет сверхзадач. Человек испытывает комфорт от текущей ситуации и ничего не хочет менять. На этом же этапе человек ни к чему не стремится.

Вторая зона. Зона роста. Человек принимает решение о том, что ему нужен рост. Появляются сформулированные цели и задачи.

Человек находится в поиске дополнительных ресурсов, а также новых инструментов для реализации задуманного. Как правило, эти задачи вполне выполнимы, человек видит свои результаты, радуется им и ставит новые задачи.

Появляется драйв от работы над своими задачи и целями, появляется живой интерес к новой работе. На этапе роста возникает потребность в самоопределении.

Третья зона. Зона вызова. Человек ставит перед собой сверхзадачи, реализация которых требует большого количества времени и сил.

Требуется много новых ресурсов, много дополнительной энергии, которых до этого у человека не было. Зона вызова — это вызов самому себе. На этой стадии возникают вопросы личной миссии, личного видения и выбора собственного пути.

Именно на этом этапе человек задает вопросы «Где я?», «Что я?', «Куда я иду?»

Такое деление на зоны позволяет понять – где человек находится сегодня и куда ему следует идти (или не идти, что тоже есть выбор). Далеко не все проходят эти этапы. Более того, далеко не всем нужно проходить все три этапа. Это есть предмет выбора. Если человек осознанно говорит, что он находится в зоне комфорта, то почему нет? Это его выбор.  

Конечно, мало определить ту зону, в которой находится человек в настоящий момент времени. Каждая из этих зон (кроме первой, наверное) требует от человека определенных действий, моделей.

Об этих действиях рассказывается в рамках программы «Личное развитие — выбор маршрута»

Источник: http://mishinconsulting.ru/zonyi-razvitiya/

Все про территории опережающего развития

В России действует более 20 особых зон, однако в 2014 году появился новый тип ОЭЗ – территории опережающего развития.

В 2005 году был принят Федеральный закон «Об особых экономических зонах России» (от 22.07.2005 № 116-ФЗ). Документ регулирует создание ОЭЗ четырех типов:

  1. промышленно-производственные;
  2. технико-внедренческие;
  3. туристско-рекреационные;
  4. логистические (портовые).

Кроме того, есть свободные экономические зоны, созданные на основании отдельных федеральных законов. Таковых четыре: Республика Крым и г. Севастополь, Калининградская область, Магаданская область и свободный порт Владивосток.

Стоит упомянуть об инновационных центрах и территориях опережающего развития.

Четыре типа ОЭЗ

Промышленно-производственные

На территории ОЭЗ данного типа размещают промышленные предприятия. Пример – ОЭЗ «Алабуга», где действует 22 завода.

Среди них предприятия автомобилестроительного кластера (Ford Sollers), производители автостекол («Аутомотив Гласс Альянс Рус»), стройматериалов («Тракья Гласс Рус»), теплоизоляции (Rockwool).

Есть кластер поставщиков компании McDonalds: производитель салатов «Белая дача», изготовитель бумажных стаканчиков «Хухтамаки», распределительный центр «Хави Логистикс».

Еще один пример промышленно-производственной ОЭЗ – «Титановая долина» (Свердловская область). Сфера деятельности ее резидентов – высокотехнологичное производство, а объем инвестиций каждого – не меньше 120 000 000 ₽. Один из восьми резидентов – предприятие «Микромет», которое изготавливает металлические порошки из сплавов титана, изделия из порошков методом аддитивных технологий.

Технико-внедренческие

Задача этих ОЭЗ – стимулировать развитие инноваций и научных разработок. Особые зоны данного типа находятся в крупнейших научно-образовательных центрах, где есть научные институты, вузы, НИИ. Например, ОЭЗ «Дубна» расположена в 120 км от Москвы в городе, который наделен статусом наукограда.

Туристско-рекреационные

Эти ОЭЗ создают для развития и оказания услуг в сфере туризма. Пример такой зоны – «Алтайская долина». Главные направления ее деятельности: экологический, историко-культурный, лечебно-оздоровительный, экстремальный туризм. Сегодня резидентами являются несколько компаний. Здесь строят историко-развлекательный комплекс «Этническая деревня», парк развлечений и горнолыжный курорт.

Логистические (портовые)

Пока в России две логистические зоны: «Ульяновск» и «Советская Гавань» (Хабаровский край). Задачи первой: производство, обслуживание и ремонт авиационной техники; логистика авиационных грузов. Задачи второй: логистика, перевалка грузов, обслуживание судов, переработка морепродуктов.

Территории опережающего развития

В 2014 году приняли закон о территориях опережающего развития (Федеральный закон от 29.12.2014 № 473-ФЗ). Создают их на 70 лет. В настоящее время такие территории созданы в Приморском крае, Амурской области, Хабаровском крае и других регионах. Здесь, как и в ОЭЗ, для резидентов действуют налоговые льготы.

В чем отличие ОЭЗ от территорий опережающего развития? ОЭЗ – это земельные участки, где компания вправе заниматься определенной деятельностью. Государство создает здесь инфраструктуру, резидент ОЭЗ обязуется инвестировать существенные средства.

Территории опережающего развития – это целые муниципальные образования, которые необходимо развивать. Заманить сюда бизнесменов возможно только за счет налоговых льгот.

При этом инвестиции для создания бизнеса на территории опережающего развития не столь существенны.

Льготы территорий опережающего развития (ТОР)

Налог на прибыль

Для резидентов ТОР ставка налога в федеральный бюджет с деятельности, которая ведется на территории опережающего развития, равна 0%. Платежи в региональный бюджет не превышают 5%, причем со всей налоговой базы.

Такой режим действует пять налоговых периодов, начиная с периода, когда Вы получите первую прибыль.

Так, если Вы зарегистрируете компанию в ТОР в 2016 году, а прибыль появится в 2018-м, то пониженные ставки Вы вправе применять в 2018 – 2022 годах.

Страховые взносы

Их размер снижен до 7,6% (6% – в ПФР, 1,5% – в ФСС, 0,1% – в ФФОМС). Льготы действуют 10 лет с месяца, следующего за месяцем получения статуса резидента. Но воспользоваться пониженными тарифами могут только те страхователи, которые зарегистрировались в ТОР не позднее трех лет со дня ее создания.

НДС

Резиденты ТОР имеют право на заявительный порядок возмещения НДС. В этом случае деньги из бюджета поступят на счет компании в течение 11 рабочих дней после подачи документов.

Для этого налогоплательщик в течение пяти рабочих дней со дня подачи декларации представляет в инспекцию заявление с указанием реквизитов банковского счета. Гарантией выступает договор поручительства с управляющей компанией ТОР.

Это акционерное общество, которое назначает Правительство РФ.

ПоказательНалог на прибыль (единый налог при УСН)Страховые взносыУменьшение налога за счет учета взносов в расходахОбщая налоговая нагрузка
Компания на ОСН в обычном регионе РФ
Первые пять лет работы 10 000 000 ₽ 4 860 000 ₽ 972 000 ₽ 13 888 000 ₽
Вторые пять лет работы 10 000 000 ₽ 5 100 000 ₽ 1 020 000 ₽ 14 080 000 ₽
Компания на упрощенке с объектом «доходы минус расходы»
Первые пять лет работы 7 500 000 ₽ 3 840 000 ₽ 576 000 ₽ 10 764 000 ₽
Вторые пять лет работы 7 500 000 ₽ 5 100 000 ₽ 765 000 ₽ 11 835 000 ₽
Компания на территории опережающего развития
Первые пять лет работы 2 500 000 ₽ 1 140 000 ₽ 57 000 ₽ 3 583 000 ₽
Вторые пять лет работы 6 000 000 ₽ 1 140 000 ₽ 136 800 ₽ 7 003 200 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР в первые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 10 305 000 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 7 181 000 ₽
Разница в нагрузке резидента ТОР во вторые пять лет работы
По сравнению с компанией на ОСН 7 076 800 ₽
По сравнению с компанией на упрощенке 4 831 800 ₽

Тенденции в развитии ОЭЗ

Чтобы заинтересовать инвесторов, управляющие компании ОЭЗ совершенствуют инфраструктуру. В частности:

  • улучшают условия проживания инженеров и строителей – возводят для них небольшие города;
  • открывают коворкинг-центры, деловые центры (здесь удобно размещать временные рабочие места, общаться с партнерами, с другими участниками ОЭЗ);
  • разрабатывают программы сотрудничества с вузами и другими учебными заведениями.

Для вновь созданных компаний требуются квалифицированные кадры. Поскольку ОЭЗ расположены в удалении от крупных городов, решение проблемы дефицита специалистов выходит на первый план.

Так, ОЭЗ «Дубна» ежегодно вместе с властями города организует школу «Кадры будущего». Приглашают студентов и выпускников, знакомят с условиями работы и проживания.

Сотрудничает с учебными заведениями и управляющая компания ОЭЗ «Титановая долина».

Экспертное мнение

Источник: https://ipprosto.info/journal/vse-pro-territorii-operezhayushhego-razvitiya/

Павел Зыгмантович: «Зона комфорта» — два слова, которые портят жизнь

Мол, ты не хочешь стремиться к новым высотам, потому что находишься в зоне комфорта. Вот если ты выйдешь из зоны комфорта, то ты начнёшь стремиться к новым высотам. Выходи немедленно или сиди и обтекай из-за того, что ты боишься выйти из зоны комфорта, слюнтяй!

Из-за этого уйма людей начинает переживать – дескать, вот я живу, у меня в целом всё хорошо, я доволен/довольна, но ведь это зона комфорта, в ней находиться плохо, значит, со мной что-то не так, раз я сижу в зоне комфорта, а не развиваюсь, как мне от этого избавиться?

Пожалуйста, не смейтесь – я регулярно сталкиваюсь с такими проблемами у моих клиентов. Всего два слова портят им жизнь похлеще инфляции.

https://www.youtube.com/watch?v=V5Td6C1Rz3s

Но бывают и похуже ситуации. Когда зоной комфорта начинают попрекать человека, находящегося в проблеме – например, жену алкоголика. Мол, она живёт с ним только потому, что это её зона комфорта (это алкоголик-то зона комфорта? серьёзно?).

Вся эта суета вокруг зоны комфорта портит людям жизнь, поэтому давайте разберёмся, что это такое и с чем её едят.

Откуда есть пошла зона комфорта

Это понятие ввела в 1995 году американка Джудит М. Бардвик в книге «Опасность в зоне комфорта» (Judith M. Bardwick, «Dandger in the comfort zone»).

Книга посвящена управлению персоналом, т.к. сама Бардвик – консультант по управлению (это её основная деятельность). Опасность в зоне комфорта простая – когда подчинённым хорошо (они находятся в зоне комфорта), оные подчинённые, по мнению Бардвик, начинают работать хуже.

Так это или нет – неважно. Обратите внимание на другое – речь идёт о взгляде руководителя на своих подчинённых, которых он воспринимает как ресурс, позволяющий ему зарабатывать больше денег. Ну, или не позволяющий, если оный ресурс находится в зоне комфорта.

То есть речь идёт об очень конкретной ситуации и конкретном взгляде на неё.

Но причём тут жизнь конкретного человека? Почему ему обязательно надо выходить из зоны комфорта? Почему в зоне комфорта плохо (и почему, если там плохо, это зона комфорта)?

Нет ответа. Потому, что если отвечать, окажется, что к жизни конкретного человека это понятие просто неприменимо.

Зона ближайшего развития

Вместо неуместного и из-за этого вредного понятия «зона комфорта», я рекомендую использовать уместное и полезное понятие «зона ближайшего развития». Придумал этот термин великий советский психолог Лев Семёнович Выготский (он реально великий, без дураков – его работы до сих пор активно изучают по всему миру).

Суть зоны ближайшего развития проста – это некие операции, которые человек может делать с подстраховкой и поддержкой другого, более опытного человека. Малыш ходит, когда ему помогает родитель. Ребёнок едет на велосипеде, когда родитель держит велосипед сзади, новичок ведёт автомобиль, когда инструктор страхует его своими педалями.

В зоне ближайшего развития обучение идёт относительно легко и просто, прогресс постоянно заметен, неудачи сравнительно незначительны. В результате человек обучается и ему становится подвластно всё больше и больше операций.

Чем зона ближайшего развития лучше зоны комфорта? Во-первых, научной обоснованностью (см. работы Выготского и его учеников).

Во-вторых, если из зоны комфорта вам просто предлагается выйти и всё, то с зоной ближайшего развития всё понятно – нужно посмотреть, чего вы не умеете, и определить, что из этого вы можете сделать при подстраховке другого человека.

В-третьих, понятие «зона ближайшего развития» помогает отмерять себе правильную нагрузку.

Если стало слишком трудно, если не всё получается, значит, вы вышли из зоны ближайшего развития в зону развития дальнего, куда вам заходить ещё рано. Просто вернитесь назад и продолжайте заниматься.

И тогда зона развития дальнего станет зоной развития ближнего, а потом и ближайшего (оценили игру слов?).

Так что зона ближайшего развития гораздо полезнее как термин.

Выученная беспомощность

Ещё одна проблема с зоной комфорта заключается в обвинении всех, кто находится в дискомфортных условиях и не выходит из них. Между тем, человек может оставаться в дискомфортных условиях по причине впадения в выученную беспомощность.

Выученная беспомощность – это состояние, доказанное Мартином Селигманом в 1967. Суть состояния такова – существо подвергается неконтролируемому стрессу и в итоге перестаёт бороться. Оно не предпринимает попыток выбраться из ситуации даже тогда, когда выбраться возможно. Как-то так получается, что существо не видит этой возможности.

Такое поведение выявлено у крыс, собак и косвенно у людей. Косвенно – потому что никто не позволит такой эксперимент провести с людьми, это неэтично.

Вот яркий пример эксперимента про выученную беспомощность. Две крысы находятся в клетках, оборудованных педальками для подачи воды. У одной крысы педалька работает, а у второй – нет. Ей вода попадает только если первая крыса нажимает на педальку.

Вторая крыса этого не знает и пребывает в стрессе (в – подчеркну – неконтролируемом стрессе). Через некоторое время вторая крыса заболевает выученной беспомощностью. При этом никаких признаков обезвоживания не наблюдалось – воды зверьку хватало.

То же самое происходит и с некоторыми женами алкоголиков – мужья создают неконтролируемый стресс, и женщины погружаются в состояние выученной беспомощности. Погружаются – и не могут уйти от таких мужей.

Как справляться с ситуацией выученной беспомощности? Искать возможности для восстановления субъективного ощущения контроля над ситуацией. Это нелегко, но возможно.

Однако когда человеку рассказывают, что это он, понимаешь, сидит в зоне комфорта, балбес такой, это вообще не помогает изменить ситуацию. Это помогает только дополнительно нагрузиться чувством вины и стыда – мол, вот я какой недотёпа, сижу в зоне комфорта, не могу из неё выйти, как ведь это так легко.

Как видите, никакой зоной комфорта здесь не пахнет.

Итого: Зона комфорта – ненаучное понятие, введённое для описания конкретного взгляда в конкретной ситуации. Переносить её на жизнь конкретного человека достаточно опасно.

Вместо понятия «зоны комфорта» лучше использовать понятие «зона ближайшего развития», которое даёт правильное понимание происходящих процессов.

Кроме того, важно знать о выученной беспомощности и не упрекать людей в пассивности, а помогать обрести субъективный контроль над ситуацией.

Источник: https://pics.ru/pavel-zygmantovich-zona-komforta-dva-slova-kotorye-portyat-zhizn

Зона ближайшего развития — это..

Азбука социального психолога-практика. Кондратьев М.Ю. — Ильин В.А.

Зона ближайшего развития — уровень развития, достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, реализуемый развивающейся личностью в ходе совместной деятельности со взрослым, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «-зона ближайшего…

Психологический словарь

— понятие, введенное Л.С. Выготским — . Характеризует процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности — он…

Психологическая энциклопедия

(англ. zone of proximal development) — понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. 3. б. р. определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в…

Психологическая энциклопедия

К сожалению, громоздкий термин, введенный Выготским для обозначения концептуального пространства или зоны между тем, что ребенок способен выполнить сам и чего ребенок может достичь с помощью взрослого или более способного ровесника. Судя по тому, как этот термин употребляется,…

Психологическая энциклопедия

— понятие Л.С. Выготского, — расхождение между уровнем актуального развития (определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть под руководством взрослого). З.б.р. — следствие закона…

Психологическая энциклопедия

— расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (актуальный уровень развития) и под руководством взрослого; положение о зоне ближайшего развития легло в основу концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка.

Психологическая энциклопедия

Автор. Л.С.Выготский. Категория. Теоретический конструкт, призванный объяснить возможности человеческого учения. Специфика. Характеризует процесс подтягивания психического развития за обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок…

Источник: http://insai.ru/slovar/zona-blizhaishego-razvitiya-0

Зона комфорта и выход из зоны комфорта как условие развития личности

Для человека чувство безопасности — одно из важных составляющих жизни. Зона комфорта – кропотливое выстраивание отношения с окружающим миром, явлениями, обстановкой в соответствии со своими внутренними представлениями об уюте, безопасности и стабильности.

Что такое зона комфорта?

Люди строят свою жизнь таким образом, чтобы все стало понятным и привычным. Физиологические (витальные) потребности, ощущение безопасности, любовь и причастность к какой-либо социальной группе – это все, что нужно для большинства людей.

Так формируется устойчивая зона комфорта – определенная область жизненного пространства, где человеку все привычно знакомо и функционирует так, что не надо прилагать усилий — жизненные ситуации происходят практически на автоматизме: маршруты, стереотипное поведение, дом, семья, работа.

Что входит в зону комфорта у разных людей:

  • внутренний мир с установками и убеждениями;
  • личное пространство;
  • день, расписанный по часам и минутам;
  • чашка кофе с утра с тостами;
  • утренняя зарядка или пробежка;
  • жизнедеятельность в пределах своего района в городе;
  • покупки в одних и тех же магазинах;
  • привычная работа на протяжении нескольких лет;
  • компетентность в своем деле;
  • вкусовые пристрастия;
  • каждодневные действия и ритуалы.

Зона комфорта в психологии

Психологи на вопрос: что такое зона комфорта в психологии отвечают, что это — ресурс человека, который сформировался благодаря устойчивым нейронным связям.

В результате, образуются автоматические навыки, не требующие затраты энергии, как это происходило на первоначальных этапах, когда требовались определенные усилия.

Люди тщательно оберегают сформировавшиеся паттерны жизненного уклада, и боятся разрушить свой уютный мирок.

Зона комфорта в общении

Личное пространство необходимо для здоровья и успешной жизнедеятельности. Человек чувствует себя в большей безопасности, когда границы взаимодействия с другими людьми соблюдаются. Зоны комфорта при общении в классической психологии принято делить на 4 радиуса:

  1. Интимная зона – в среднем до 45 см, расстояние вытянутой руки. Тщательно оберегаемое пространство человеком, вторжение в которое вызывает ощутимое беспокойство, тревожность и воспринимается как посягательство. В этой зоне комфортно воспринимаются сексуальные партнеры и родные люди. Границы интимности часто нарушаются при поездке в общественном транспорте, в кинотеатрах, мероприятиях с большим скоплением народа.
  2. Личная (персональная) зона – до 1,2 м. Вечеринки, светские приемы и люди, с которыми поверхностное знакомство.
  3. Социальная зона – до 3,5 м. человек предпочитает держать дистанцию с малознакомыми людьми.
  4. Общественная зона – от 3,5 м. В публичных местах, для человека важно свободное пространство.

Зона комфорта в отношениях

Отношения двоих любящих людей стремительно развиваются: со временем узнаются привычки, страсти утихают, происходит принятие партнера со всеми его особенностями и причудами.

Зона комфорта человека расширяется, и партнеры во многом перестают стесняться друг друга.

Признаками того, что отношения вошли в зону комфорта будут доверие и исчезновение беспокойства, связанного с тем «как я выгляжу в его/ее глазах?».

К чему приводит зона комфорта?

Зона собственного комфорта необходимое явление для каждой личности. То, что человек нарабатывает в течение своей жизнедеятельности: материальные блага, духовные ценности, связи с обществом, личные отношения — все это положительный аспект, который содержит в себе опору и держит человека на «плаву». Отрицательным аспектом зоны личного комфорта будет стагнация процессов или застой.

Зачем выходить из зоны комфорта?

Что происходит, когда люди застревают надолго в своем «оазисе», и для чего важно преодолевать страхи и выходить из привычных, комфортных условий? Не для всех выход за рамки является актуальным, человек, как часть природы и Вселенной стремится от хаоса к покою. Чтобы понять «зачем?», индивид должен задаться вопросом: «Что есть такого полезного вне зоны комфорта, что принесет мне ощутимую пользу?». Причины, по которым личность может покинуть зону комфорта:

  • отсутствие смысла в жизни;
  • наличие определенной цели и мотивации;
  • необходимость в полной смене впечатлений;
  • жизненные обстоятельства выстраиваются таким образом, что уже нельзя жить как прежде;
  • перспектива личностного роста: обучение, карьера;
  • осознание факта, что постоянное нахождение в зоне комфорта приводит к деградации и эмоциональному отуплению.

Как выйти из зоны комфорта?

Выход из зоны комфорта сопряжен с рисками и стрессами – включаются древние защитные механизмы «неизведанной территории». Нужно понимать это и уважать организм, который так заботиться о владельце, во всем важна постепенность.

Условно есть два пути выхода: жесткий, который устанавливает перед человеком сама жизнь (травмирующие, трагические ситуации) и сознательный выход, когда личность сама принимает решение выйти.

Определенных действий нет, их каждый человек выстраивает сам, но существуют общие рекомендации психологов:

  1. Четкое осознание человеком границ, за которые он боится выходить.
  2. Поиск основных причин, вызывающих сопротивление и мешающих осуществить задуманное.
  3. Осуществление выхода, путем погружения в новые дела и ситуации, вызывающие страх и дискомфорт.

В этом помогут просты методы:

  • прыгнуть с парашютом;
  • подойти познакомиться первым;
  • для оседлых – начать путешествовать;
  • изучить иностранный язык;
  • уйти с малооплачиваемой и недостойной работы;
  • заняться спортом;
  • поменять распорядок дня;
  • переехать в другой город, страну;
  • изучить новую профессию;
  • начать проявлять инициативу на работе.

Как расширить зону комфорта?

Зона комфорта — это не статичное явление. Расширение происходит, если человек какое-то время занимается новыми для себя видами деятельности, совершает незнакомые действия, которые в скором времени становятся привычными и вписываются в его поле жизни. Только при выходе за пределы обыденных границ зона личного комфорта расширяется. На этом этапе психологи советуют:

  1. Начинать с малого, постепенно наращивая объемы действий.
  2. Новое действие должно войти в привычку и закрепляться не меньше 21 дня (стойкое закрепление ≈ 90 дней).
  3. Обеспечить себе поддержку друзей — мотивация и энтузиазм иссякают, а близкие люди являются источником для поддержания намерения двигаться дальше.
  4. Фиксировать малейшие результаты изменений, успеха и сравнивать себя «нынешнего» с собой «вчерашним».

Книги про зону комфорта

Выход из зоны комфорта единственный путь развития для человека, осознающего, что жизнь заключена в движении. Как преодолеть зону комфорта, читатель узнает из книг:

  1. «Как выйти из зоны комфорта. Руководство по личной эффективности». М. Андерсон – автор книги сравнивает зону комфорта с Бермудским треугольником, в котором исчезает все: амбиции, мечты.
  2. «Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности.» Б. Трэйси — американский спикер делится своим опытом «поедания лягушек» — так он называет ситуации выхода из зоны комфорта.
  3. «К черту все! Берись и делай!» Р. Брэнсон – слоган книги «Жить – значит пробовать новое!». Человек-бренд учит, как брать от жизни все и преуспевать в новом.
  4. «Пробуй – получится! Когда Вы в последний раз что- то делали впервые?» С. Годин — автор щедро делится своими фишками в преодолении страхов перед начинаниями, вдохновляет на великие дела.
  5. «Разожги огонь! Искренние советы для тех, кто ищет свой путь» Д. Лапорт — книга для женщин, которые живут обыденной жизнью и забыли о своих желаниях.
Коучинг — что это такое, его плюсы и минусы

Что это такое – коучинг, есть ли у него минусы и почему этот вид психологического тренинга так популярен? В этой статье можно найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с полезностью этого занятия в психологии и образовании.

Источник: http://kak-bog.ru/zona-komforta-i-vyhod-iz-zony-komforta-kak-uslovie-razvitiya-lichnosti

Ссылка на основную публикацию
Как стать успешным человеком в жизни — советы

Существует много советов, как стать успешным в разных сферах жизни. Ими пользуется огромное количество людей, доказывая на собственном примере их эффективность. Рекомендации, представленные психологами, простые и пригодятся в жизни ни раз.

Что значит быть культурным человеком?

Культурный человек культурен во всем. Он в обществе ведет себя достойно, соблюдая правила этикета и общепринятые нормы морали, и наедине с собой остается добропорядочным и честным, ответственным и великодушным.

Что значит быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый человек – это тот, кто превыше всего ставит не материальные, а духовные ценности. Она постоянно развивается и самосовершенствуется, нередко приходит к Богу и начинает жить по его заповедям. Он любит людей и готов делиться с ними своим богатством.