Муза: все о прекрасном имени

Музы Древней Греции

Муза: все о прекрасном имени

В древней Греции почитали не только богов, составивших сонм, но и их детей, божеств третьего поколения олимпийцев. Греция была просвещенной страной: мудрецы, ученые, философы древности оставили глубокий след в истории всего мира. Примечательно, что музы в Греции не всегда означали символ вдохновения к прекрасному: музыке, любви, поэзии.<\p>

9 муз древней Греции

Девять дочерей отца богов Зевса четко демонстрируют триаду: символ абсолютной гармонии. В них соединились три вида : наука, ремесленность и настоящее искусство. Триада символична для Греции, где поэзия ценилась также высоко, как умение читать по звездам.

Каллиопа, муза жертвенности и патриотизма

Каллиопа была матерью Орфея, от нее сын унаследовал способность чувствовать музыку.

Мать учила сына тому, что каждое слово в поэзии должно возвращать к жизни душу павшего героя, вселять веру и воспитывать благородство. Свиток и грифель в ее руках были не просто символикой.

Молодые воины, уходившие на бой, могли присягнуть, что слышать как Каллиопа пишет новое произведение.

Греки считали Каллиопу королевой всех муз, недаром у нее на голове венценосная корона или лавровый венок. Сам Аполлон не смел перебить королеву муз, когда она говорила пламенные речи о чести, благородстве, отваге и чистоте души истинного воина.

Музу можно считать символом любви к своей Родине, своей земле. Поэтому в одно время греки заказывали миниатюрные изображения Каллиопы перед дальними странствиями.

Говорят, сама Паллада подарила такую миниатюрку любимцу Одиссею, чтобы его сердце всегда было наполнено чистотой помыслов и стремлением вернуться к родным берегам.

Клио, муза истории

О ней писал древнегреческий историк и хранитель мифологии Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». История бесценна для любого народа, а для жителей Греции особенно. Клио, как считалось, записывала на своих свитках каждое, даже малозначительное событие, дабы никто из потомков не забыл свое прошлое.

В мифологии описывается конфликт между музой и прекрасной Афродитой. Муза истории обладала строгими нравами, но никогда не ведала любви. Афродита же, будучи женой бога Гефеста, питала нежные чувства к молодому Дионису.

Неумолимая муза осудила богиню за любовь к смертному. Афродита велела маленькому сыну Эроту пустить две стрелы: одну, разжигающую любовь, в Клио, а вторую, убивающую чувства, в Пиерона.

Страдания от безответной любви вразумили музу, больше Клио не смела никого судить за чувства.

Согласно мифам, Клио была дружна с Каллиопой, что понятно: муза патриотизма неотделима от музы истории. Изображались они практически одинаково, часто греки заказывали бюсты этих муз только у одного мастера.

Источник: http://dzadziki.com/istorija-grecii/drevnjaja-grecija-i-mify/muzy-drevnej-grecii.html

Греческие музы. Описание и атрибуты

Греческие музы. Описание и атрибуты

Очень часто в нашей жизни встречаются такие фразы как: “посетила муза”, “муза поэзии” и множество других, в которых упоминается слово муза.

Однако что оно означает? Данное понятие исходит из античной мифологии. Греческие музы – это девять сестер, покровительниц искусств и наук.

Они являются дочерьми самого Зевса и каждая из них обладает своими уникальными божественными возможностями. Давайте рассмотрим их подробнее.

Итак, как было сказано ранее, музы являются дочерьми Зевса и титаниды Мнемосины, которая является богиней памяти. Само же слово музы (мусы) происходит от греческого слова «мыслящие». Музы обычно изображались в виде молодых и красивых женщин.

Они обладали пророческим даром и благосклонно относились к творческим людям: поэтам, художникам, артистам, всячески поощряя и помогая им в их деятельности. Однако за особые провинности музы могли лишить человека вдохновения. Дабы этого не произошло, древние греки строили специальные храмы в честь муз, которые назывались мусейонами.

Именно от этого слова и произошло слово “музей”. Покровителем же самих муз являлся бог Аполлон. Давайте теперь рассмотрим каждую из муз подробнее.

Муза Каллиопа – муза эпической поэзии

Имя этой музы с греческого может быть переведено как “имеющая прекрасный голос”. По мнению Диодора, это имя возникло в тот момент, когда было произнесено “прекрасное слово” (кален опа). Она является старшей дочерью Зевса и Мнемосины.

Каллиопа – мать Орфея, муза героической поэзии и красноречия. Она вызывает чувство жертвенности, побуждающее человека преодолеть свой эгоизм и страх перед судьбой.

Каллиопа носит на челе золотую корону — знак того, что она главенствует над другими музами, благодаря своей способности приобщать человека к первым шагам на пути его освобождения.

Каллиопа изображалась с вощеной дощечкой или свитком и грифельной палочкой в руках – стилос, который представлял собой бронзовый стержень, заострённый конец которого использовался для нанесения текста на дощечку, покрытую воском. Противоположный конец делался плоским, чтобы стирать написанное.

Муза Клио – покровительница истории

Сопутствующими атрибутами этой музы являются  свиток пергамента или скрижаль – доска с письменами. Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.

По Диодору имя произошло от слова “Клеос”- “слава”. Этимология имени – “дарующая славу”. От Пиера греческая муза Клио имела сына Гиакинфа. Любовь к Пиеру была внушена Афродитой за осуждение ее любви к Адонису.

Муза Мельпомена – муза трагедии

В греческой мифологии Мельпомена считается музой трагедийного жанра. Имя, по Диодору, означает “мелодия, радующая слушателей”. Образ антропоморфен – описывалась как женщина с повязкой, виноградным или плющевым венком на голове. Всегда имеет постоянную атрибутику в виде трагической маски, меча или палицы. Оружие несет символику неотвратимости божественного наказания.

Мельпомена является матерью сирен – морских существ, олицетворявших собой обманчивую, но очаровательную морскую поверхность, под которой скрываются острые утёсы или мели. От матери-музы сирены унаследовали божественный голос, которым приманивали мореплавателей.

Муза Талия – муза комедии

Талия или в другом варианте Фалия — в греческой мифологии муза комедии и лёгкой поэзии, дочь Зевса и Мнемосины. Изображалась с комической маской в руках и венком плюща на голове.

От Талии и Аполлона родились корибанты – мифические предшественники жрецов Кибелы или Реи во Фригии, в диком воодушевлении, с музыкой и танцами, отправлявших служение великой матери богов. Согласно Диодору, получила имя от процветания (таллейн) на многие годы прославляемых в поэтических произведениях.

Зевс, превратившись в коршуна, взял Талию в жены. Из страха перед ревностью Геры муза скрылась в недрах земли, где от неё родились демонические существа — палики (в этом мифе она именуется нимфой Этны).

Муза Полигимния – муза торжественных гимнов

Полигимния – в греческой мифологии муза торжественных гимнов.

Согласно Диодору, получила имя от создания многими восхвалениями (диа поллес химнесеос) известности тем, чье имя обессмертила славой поэзия. Она покровительствует поэтам — писателям гимнов.

Считается, что она хранит в памяти все гимны, песни и ритуальные танцы, которые славят олимпийских богов, также считается, что она изобрела лиру.

Полигимния часто изображается со свитком в руках, в задумчивой позе. Полигимния покровительствует в изучении людьми риторики и ораторского искусства, которое превращает оратора в орудие истины.

Она олицетворяет силу речи и делает речь человека животворящей. Полигимния помогает познать таинство слова как реальную силу, с помощью которой можно вдохновлять и оживлять, но одновременно ранить и убивать.

Эта сила речи является вдохновляющей на пути к истине.

Муза Терпсихора – муза танца

Терпсихора — муза танца. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Её имя среди Муз называет и Цец. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины, с улыбкой на лице иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.

Характерные атрибуты:  венок на голове;  в одной руке она держала лиру, а в другой плектр. Эту музу связывают с Дионисом, приписывая ей атрибут этого бога — плющ (о чём гласит надпись на Геликоне, посвященная Терпсихоре).

Муза Урания – муза астрономии

Урания — муза астрономии. Атрибутами Урании являлись: небесный глобус и циркуль. Согласно Диодору, получила имя от устремленности к небу (уранос) тех, кто постиг ее искусство. По одной из версий Урания является матерью Гименея.

Урания олицетворяет силу созерцания, она зовет покинуть нас внешний хаос, в котором существует человек и погрузиться в созерцание величественного бега звезд, который является отражением судьбы. Это сила познания, сила, которая тянет к таинственному, тянет к высокому и прекрасному — к Небу и Звездам.

Муза Эвтерпа – муза лирической поэзии

Эвтерпа (др.-греч. Εὐτέρπη «увеселяющая») — в греческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и титаниды Мнемосины, муза лирической поэзии и музыки. Изображалась с лирой или флейтой в руках.

Мать Реса от речного бога Стримона. Согласно этимологии Диодора, получила имя от наслаждения (терпейн) слушателей, которые получают блага образования. Ее имя среди Муз называет и Цец.

Муза Эрато – муза любовной поэзии

Эрато является музой лирической и любовной поэзии. Ее имя производное от имени бога любви Эрота. По Диодору – имя получила в честь умения быть “эперастой” (желанной для любви и страсти) .

Родилась в результате союза Мнемосины и Зевса. От Мала Эрато родила Клеофему. Атрибут музы – кифара. Эта божественная героиня греческой мифологии достаточно часто упоминается в сказаниях эллинов.

Кроме того, к символике, связанной с образом греческой музы Эрато, прибегают в своих произведениях Вергилий и Аполлоний Родосский. Она умеет вдохнуть в душу любовь ко всему живущему своим искусством преображать все в красоту, скрывающуюся за пределами физического.

По материалам Википедии

Источник: http://www.agmu.ru/about/fakultet/lechebnyy-fakultet/kafedra-normalnoy-anatomii/klub-lyubiteley-poyezii/muzy/grecheskie-muzy.-opisanie-i-atributy

Именины Музы

Именины Музы

В детстве Муза очень общительный ребенок, не любит быть как все, но и ярко выделяться тоже не стремится.

Все ее успехи – это желание выглядеть не хуже других, поэтому она часто меняет свои пристрастия, хотя в большей степени склонна к художественным и творческим занятиям.

Любит рисовать, танцевать, музицировать, петь, сама может сочинять стихи, писать свои истории, делать коллажи и дизайнерские открытки.

Повзрослевшая Муза предпочитает проводить время в компании, а не за книгами. Любит поговорить, она умная и способная, но не особенно стремится добиться признания и славы. Ее нельзя назвать спокойной, домашней девушкой.

Муза предпочтет тихому ужину вдвоем бурную вечеринку или же поход на концерт. Домашние дела, консервирование и вышивание – это не те занятия, за которыми можно застать ее.

Хотя если она видит необходимость в этом, то сделает данную работу превосходно и качественно.

Судьба: Муза вполне оправдывает свое красивое имя -она тонко чувствует красоту, изящна, артистична. Погруженная в мир поэтических грез, она не забывает и о добывании хлеба насущного, но трудом однообразным заниматься не станет.

Святые: Муза Римляныня (именины 29 мая).

День Ангела Музы

Значение имени Муза не составляет секрета для тех, кто интересовался легендами Древней Греции. Именно так называли покровительницу искусства.

Естественно, что давая, дочери имя Муза, родители возлагают надежду на творческую одаренность ребенка. Но природа распоряжается по-своему. Девочка вырастает общительной и очень рассудительной.

Она никогда не допустит возникновения конфликта. Всегда стремится получить отличное образование, но карьерный рост ее не привлекает.

Муза тонко чувствует красоту. И профессию выбирает такую, чтобы иметь возможность либо создавать, либо любоваться прекрасным. Изысканный вкус помогает ей всегда быть красиво одетой.

Как-то незаметно Муза становится лидером и на работе, и в семье. Неконфликтный характер помогает ей ладить с окружающими. Хозяйство ведет уверенной рукой, особенно удается ей приготовление сложных и очень вкусных блюд. Дети у женщины по имени Муза всегда ухожены.

Но постепенно годы берут свое. Характер у Музы портится, развивается прижимистость, она неохотно тратит деньги, откладывая на «черный день». Может соврать, при этом без малейшей для себя выгоды. Зачем-то начинает плести интриги. Очень обижается, если окружающие не считают ее точку зрения единственно верной. Вырастает чувство самоуверенности и самовлюбленности.

Муза Именины по Церковному Календарю

  • 29 Мая – Муза Римляныня, отроковица

Источник: http://ru.astrologyk.com/imeniny/m/muza

Как звали 9 муз и чем они занимались

Как звали 9 муз и чем они занималисьСестры были равны между собой, однако королевой муз греки считали Каллиопу, музу жертвенности и патриотизма. Каллиопа символизировала собой любовь к родине и вдохновляла воинов перед боем. Также ее называли музой эпической поэзии и изображали со свитком и стилосом в руках. С Каллиопой была дружна муза истории Клио.

Она изображалась со скрижалями, куда записывала любое, даже самое незначительное событие, происходившее в мире. Никто не должен забывать свое прошлое, так как без прошлого нет будущего – вот девиз Клио.

Другая покровительница науки, Урания, считалась мудрейшей из дочерей Зевса. Муза держит в руках небесную сферу и циркуль, которым определяет расстояние между звездами.

Урания символизирует собой не только астрономию, но и стремление к познанию, тягу к звездам.

Современные покровительницы театра, муза трагедии Мельпомена и муза комедии Талия олицетворяли в Древней Греции театр жизни, в котором люди играют свои роли по воле богов.

Мельпомена традиционно изображается с трагической маской в руке, но в другой руке может держать меч, карающий виновных в финале пьесы. Талия с комедийной маской в руках отстаивала возможность счастливой концовки для любой истории.

Она отличалась оптимизмом и заразительным весельем.

Муза поэзии Эвтерпа считалась самой прекрасной из муз – боги на олимпийском пиру могли часами слушать ее стихи. Она изображалась со свирелью и венком из живых цветов, часто в окружении лесных нимф, так как стихи и музыку подсказывала ей сама природа.

Эрато отвечала за любовную поэзию. Она призывала всех влюбленных бороться за свои чувства и бережно хранить их. Когда человек произносит слова любви или обнимает близкого человека, муза Эрато играет нежную мелодию на своей лире.

Терпсихора – покровительница танца, а танец в Древней Греции выражал особую связь с природой, единство души и тела в движении. В руках муза держит арфу, звуки которой слышны только талантливым танцорам. Единственной музой без отличительных символов была Полигимния. Она благоволила ораторам.

По ее воле речь оратора могла зажечь огонь в сердцах слушателей либо подвергнуться осмеянию. Полигимния была также музой молитв и гимнов, обращенных к богам.

Обитательницы Парнаса

Музы были спутницами бога Аполлона и обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский ключ. Глоток воды из этого источника дарил вдохновение, ведь музы покровительствовали всем, кто стремился к прекрасному.

Девять богинь-сестер почитали по всей Греции и строили им храмы, называемые музейонами. Именно от музейонов произошло название современных музеев – хранилищ произведений искусства, на создание которых вдохновляли музы.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-838668-kak-zvali-9-muz-i-chem-oni-zanimalis

9 муз Древней Греции

9 муз Древней Греции

У любвеобильного громовержца Зевса, было много детей. У богини памяти Мнемосины от Зевса родилось 9 дочерей – муз. По другой версии их матерью была богиня Гармония.

Девять муз древней Греции

Музы сопровождали лучезарного Апполона, пели песни и водили хороводы, а также являлись покровительницами разных сфер и искусств, им предписывали дар ясновидения. Считалось, что музы проживают на священной горе Парнас. Муза переводится с греческого – мыслящая.

Люди поклонялись музам в храмах, выстроенных для них — мусейонах, отсюда и название музея. Слово «музыка» также является производным от музы, в Греции термином назывались не только искусства, но и науки.

Всегда юные музы древней Греции, имена их отражали области, которым они покровительствовали.

Имена 9 муз древней Греции

В классическом варианте существовало девять муз древней Греции имена: Каллиопа, Мельпомена, Клио, Талия, Эвтерпа, Полигимния, Эрато, Терпсихора, Урания. Существуют и вариации, в зависимости от источников. Например, Плутарх считал, что существуют три музы: Гипата, Нэса и Мэта.

Каллиопа – покровительница эпической поэзии. Самая почитаемая из сесетер, спутница и покровительница царей. Каллиопа переводится как прекрасноголосая. От союза с Апполоном у Каллиопы родился Гомер и сладкоголосый Орфей. Также считается матерью сирен. Каллиопа учила петь Ахилла и вершила суд между Афродитой и Персефоной.

В руках Каллиопы восковая табличка и стилос. Каждая муза имеет свой особенный атрибут, отличавший ее от сестер. Для формирования полной картины вы можете набрать запрос, в вашем поисковике: «Музы картинки древней Греции». Веб-ресурсы предоставляют как изображения древних скульптур, так и рукописные портреты.

Эвтерпа – муза лирической поэзии и музыки. Атрибут Эвтерпы – флейта и цветочный венок. Была самой женственной музой, стихи, написанные Эвтерпой, жители Олимпа, слушали бесконечно, так они были великолепны.

Мельпомена – муза трагедии. Изображалась в лавровом венке и драматическом облачении – мантии, с трагедийной маской и мечом в руках. От союза Мельпомены с Ахелоем родились сирены.

По одной из легенд две из них решили соревноваться в искусстве пения с музами, но проиграли, за что были казнены. Мельпомена стала вечно их оплакивать, как и людей, непокорных богам.

Символом этого считается меч, а на некоторых изображениях он заменен палицей – неминуемого наказания тому, кто перечит Богам.

Талия – муза легкой поэзии и комедии. Изображалась в скульптуре и на картинах с комедийной, улыбающейся маской в руках. Мельпомена является противопоставлением Талии.

Вечно скорбящая Мельпомена и жизнерадостная, оптимистичная Талия. У обеих маски в руках – отражение, что человеческая жизнь – это театр богов. Олимпиец Зевс обольстился красотой и жизнерадостностью Талии.

Зная, что гнев Геры – супруги Зевса безграничен, она попросила убежища у Аида – культа подземного царства.

Клио – муза истории. Считалось, что Клио сохраняет на своих свитках любые события, происходящие в мире, даже незначительные. В древних мифах, описывается конфликт музы с богиней Афродитой.

Клио осудила богиню за любовные отношения с Дионисом, сама же муза любви не знала. Для того чтобы ее проучить, Афродита приказала сыну Эросу пустить любовную стрелу в Клио, а в Пиерона, стрелу убивающую любовь. Так Клио познала самое высокое чувство.

На изображениях муза истории традиционно с пергаментом.

Эрато – покровительница любовной поэзии. Изображалась с лирой или тамбурином. Она изображалась с розами, вплетенными в волосы.

Согласно легенде, на одной из свадеб Эрато заскучала, она протянула свою лиру слепому музыканту, тот заиграл мелодию и все присутствующие на свадьбе почувствовали непреодолимое желание никогда не расставаться. Так появилась музыка для брачных торжеств.

Терпсихора — символизировала танцы. Атрибут-лира. Танец Терпсихоры – это единение души и телесной оболочки.

Полигимния – сочинительница и покровительница гимнов. В мусейонах дары к ногам Полигимнии складывали ораторы. Она придает тексту оратора пламенность и складность.

Урания – покровительствует астрономии. В руках Урания держит глобус, расстояние на котором измеряет циркулем. Урания покровительствовала не только небесным наукам. Она является мудрейшей дочерью громовержца, естественно, после Афины.

Различные варианты того как именовались музы древней Греции википедия отображает в полной мере. Музы покровительствовали только тем, кто имел чистые помыслы. Они были добры, прекрасны и не отказывали в помощи страждущим.

Но если их разозлить, гнев дочерей Зевса был страшен. Существует легенда о девяти царских дочерях, соревновавшихся в пении с Каллиопой.

Конечно, смертные проиграли, но проигрыш признать не захотели и строили склоку, за что были превращены в сорок.

Музы древней Греции: презентация

Источник: http://drevniy-egipet.ru/9-muz-drevnej-grecii/

Муза, муза моя! О прекрасная Талия! | Слава Севастополя

30 ноября — юбилей Владимира Владимировича Магара, режиссера, заслуженного деятеля искусств России, АР Крым, дважды лауреата Госпремии Крыма, кавалера ордена Дружбы, медали Леонардо да Винчи итальянской Академии наук.

Он — продолжатель знаменитой театральной династии: его отец — основатель запорожского театра, который сегодня носит его имя, народный артист СССР В.Г. Магар, мать — народная артистка Украины С.Ф. Рунцова, сестра — Т.В.

Магар, известный кино- и театральный

режиссер, заслуженный деятель искусств.Дело было 16 лет назад на спектакле театра им. А.В. Луначарского «Темная история, или Фантазии на тему «Черного квадрата» Казимира Малевича», куда я пришла не одна, а со столичным театроведом.

Посреди спектакля мой знакомый наклоняется ко мне и говорит: «Я, как специалист, понимаю, что эта страшная баллистическая ракета, нацеленная на зрителей, конечно же не полетит. Но вот вопрос: как?»

В зале повисла напряженная пауза, пошел обратный отсчет: «Три, два, один…» И вдруг звонкий голос Кэролл, дочери генерала: «Папа! Не надо!» Мой знакомый смеялся до слез вместе со всем зрительным залом.

Потом многие специалисты говорили и писали о непредсказуемости, даже парадоксальности в постановках Владимира Магара. Кому-то они казались слишком эпатажными, но те, кто способен заглянуть глубже и понять язык, на котором он говорит со зрителем, не жалели ладоней и добрых слов, называли Мастером, благодарили за редкое ныне удовольствие наслаждения театром.

А сам он говорит так:

— Хороший режиссер всегда творит на грани. И не дай бог ее перейти и упасть в эту зияющую пропасть. Тогда заканчивается искусство. Я знаю режиссеров, которые считают, что на сцене можно делать все.

— Кто устанавливает эту грань? Психиатр?

— Сам художник, она у него внутри. Но, уверяю тебя, зритель ее чувствует.

«Темная история…», как и другая комедия — «Подруга жизни», выдержала больше сотни показов. И казалось бы: вот найдена золотая жила! Севастопольцы в восторге… А он идет вперед — ставит классику.

Лермонтовский «Маскерад…», «Империя Луны и Солнца» Э. Ростана, «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Дядя Ваня» А. Чехова… Театральные специалисты оценили эти работы Магара очень высоко.

Им-то не надо объяснять, что режиссеров такого масштаба — единицы. Спектакли завоевывают «Гран-при» целого ряда фестивалей.

И, несмотря на тогдашнюю политику, севастопольскому театру в 2002 году дают статус академического, для его вручения приезжает министр культуры Украины.

В 2004 году президент России В.В. Путин присваивает Магару звание «Заслуженный деятель искусств РФ», а в 2008-м бывший в то время президентом Д.А.

Медведев в Георгиевском зале Кремля награждает его орденом Дружбы с формулировкой «За популяризацию, развитие и сохранение русского языка и культуры за рубежом».

На сегодняшний день в Севастополе, да и, наверное, в Крыму он — единственный, кто удостоен таких почестей.

100-летие театра им. А.В. Луначарского Владимир Владимирович решил отметить премьерой шекспировского «Отелло». Эта огромная работа была проделана совместно с постоянным соавтором Магара — народным художником России, трижды лауреатом премии «Ника» Борисом Бланком.

Соединение драмы и оперы, мира материального и чувственного, три, а порой даже четыре плана действия. Такого не делал еще никто. Драматические актеры запели оперные партии, да так, что сидящие в зале не верили в реальность происходящего.

Реальность, нет, он не изменяет ее, он создает новую для каждого спектакля.

Мы думали, что 100-летие театра — творческий этап. Но оказалось, что это и значительная сумма на реконструкцию театра. Поэтому для «освоения средств» в театр был назначен директор, поставленный, кстати говоря, над художественным руководителем.

И не просто директор, а, как сейчас говорят, надежный человек из… милиции, который репетиции упорно называл тренировками и яростно боролся за трудовую дисциплину. Театральные люди ему представлялись расхлябанными бездельниками.

Он регулярно вызывал на «проработку» актрис, после чего их долго отпаивали корвалолом, чтобы вечером они смогли выйти на сцену.

Вот в таких условиях создавался самый светлый и радостный спектакль действующего репертуара театра — «Голубка».

Когда шли репетиции, я робко открывала дверь в зрительный зал, Магар поворачивался и кричал: «Заходи! Здесь — Куба! Остров Свободы!» А со сцены неслось: «А я — рыба, я — рыба. Я живу в океане… И меня не волнуют никакие проблемы, лишь сверкает на солнце моя чешуя-я-я».

Потом были актерские пикеты у горсовета. И был новый директор…

Император Александр II говорил, что управлять Россией несложно, но совершенно бесполезно. Так и в искусстве: никто на самом деле не знает, как руководить театром, хотя многие уверяют, что театральный менеджмент — это наука, и даже дипломы показывают, а театр у них почему-то получается какой-то хилый. Может быть, потому, что театром должен руководить Художник?

Может, и не нужно им управлять в общепринятом смысле (строчить приказы, казнить и миловать), а надо просто верить, воспринимать мир, как палитру, а артистов — как краски, тогда загорятся глаза и сердца настроятся на творчество. Но для этого требуется Талант…

Человек искусства — как айсберг: в материальном мире видна только его небольшая часть. И ошибаются те, кто не видит того значительного, ради чего творческий человек приходит в наш мир.

К юбилею Н.В. Гоголя Магар выпустил два спектакля — «Женитьбу» и «Городничего» — с очень разными судьбами.

Если с «Женитьбой» все было благополучно — фестивали, восторги критиков, статьи в центральных театральных журналах, то над «Городничим» как-то сразу нависла грозовая туча. Все градоначальники в персонажах спектакля узнавали себя и чиновников из своего аппарата.

Доходило до смешного: друг другу шептали фамилии «изображаемых».

Как бы порадовался Гоголь! Спектакль требовали снять с репертуара, автора обвиняли в бездарности и жесткости… Пустили даже слух, что он, дескать, выработался, устал… Некоторые подхватили эту мысль (недоброжелателей у Магара всегда хватало). Но спектакль получает «Гран-при» на международном фестивале «Боспорские агоны», и, как признался один из городских чиновников, вопрос о его снятии был закрыт.

Потом вышла «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова с текстами из его романа «Жизнь господина де Мольера». Спектакль — исследование взаимоотношений власти и художника, Мольера и Людовика XIV, Булгакова и Сталина… Кто-то из зрителей видит первый план спектакля (он еще идет на сцене театра им. А.В.

Луначарского): яркий праздник, под которым — трагедия художника, вынужденного «лизать шпоры» тирану и осужденного на то, чтобы быть растоптанным за дерзость, пусть дурачась, но сдернуть раззолоченные покровы лжи. Для Магара в этом спектакле много личного. А иначе он и не работает: если нечего сказать, то не стоит выходить на сцену.

Он живет по формуле Станиславского: «Священнодействуй или убирайся вон!»

По спектаклям Магара сняты телефильмы, которые можно увидеть на московском канале «Театр», по ним пишутся монографии и диссертации…

15 лет Магар руководил театром, т.е. был генеральным директором и художественным руководителем. Два года назад при очередной смене руководства театра без объяснения причин с ним не продлили контракт…

Его спектакли постепенно уходят из репертуара. Он ездит на постановки в другие театры. А севастопольский театр становится другим.

И все-таки в театральном мире его имя по-прежнему звучит внушительно. С юбилеем, Мастер!

Источник: https://slavasev.ru/2016/11/30/muza-muza-moya-o-prekrasnaya-taliya/

Девять муз Древней Греции: чем вдохновляли творцов и какими дарами обладали?

Творчество практически каждого великого художника немыслимо без присутствия вдохновляющей его женщины – музы.

Бессмертные произведения Рафаэля были написаны с использованием образов, которые помогала создавать его возлюбленная, натурщица Форнарина, Микеланджело наслаждался платонической связью с известной итальянской поэтессой Витторией Колонной.

Красоту Симонетты Веспуччи увековечил Сандро Боттичелли, а знаменитая Гала вдохновляла великого Сальвадора Дали.Древние греки верили в то, что каждая сфера их жизни, которую они считали наиболее важной, имеет свою покровительницу, музу.

В соответствии с их представлениями, список муз древней Греции выглядел следующим образом:Каллиопа – муза эпической поэзии;Клио – муза истории;Мельпомена – муза трагедии;Талия – муза комедии;Полигимния – муза священных гимнов;Терпсихора – муза танца;Эвтерпа – муза поэзии и лирики;Эрато – муза любовной и свадебной поэзии;

Урания – муза науки.

Согласно классической греческой мифологии у верховного бога Зевса и Мнемозины, дочери титанов Урана и Геи, родились девять дочерей. Так как Мнемозина была богиней памяти, неудивительно, что её дочери стали назваться музами, в переводе с греческого это означает «мыслящие».

Предполагалось, что излюбленным местом обитания муз служили горы Парнас и Геликон, где в тенистых рощах, под звук прозрачных источников, они составляли свиту Аполлона. Под звук его лиры они пели и танцевали.Этот сюжет был любим многими художниками Возрождения.

Рафаэль использовал его в своих знаменитых росписях залов Ватикана. Произведение Андреа Монтеньи «Парнас», на котором изображён Аполлон в окружении муз, танцующих для богов верховных Олимпа, можно увидеть в Лувре.

Там же находится знаменитый саркофаг Муз.

Он был найден в XVIII веке на римских раскопках, его нижний барельеф украшен превосходным изображением всех 9 муз.

Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Клио, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове)
В честь муз строились особенные храмы – мусейоны, которые были средоточием культурной и художественной жизни Эллады.

Наибольшую известность получил Александрийский мусейон. Это название и легло в основу всем известного слова «музей».

Александр Македонский основал Александрию как центр эллинистической культуры в завоёванном им Египте. После смерти его тело было доставлено сюда, в специально построенную для него гробницу.

Но, к сожалению, затем останки великого царя исчезли, и до сих пор не найдены.

Один из сподвижников Александра Великого — Птолемей I Сотер, положивший начало династии Птолемеев, основал в Александрии мусейон, который соединял в себе научно-исследовательский центр, обсерваторию, ботанический сад, зверинец, музей, знаменитую библиотеку.

Под его сводами творили Архимед, Евклид, Эратосфен, Герофил, Плотин и другие великие умы Эллады. Для успешной работы были созданы самые благоприятные условия, ученые могли встречаться друг с другом, вести долгие беседы, в результате были сделаны величайшие открытия, которые и сейчас не утратили своего значения.

Музы всегда изображались в образе молодых прелестных женщин, они обладали способностью видеть прошлое и предугадывать будущее. Наибольшей благосклонностью этих прекрасных созданий пользовались певцы, поэты, художники, музы поощряли их в творчестве и служили источником вдохновения.

Её постоянный атрибут — пергаментный свиток или доска с письменами, где она записывала все события, чтобы сохранить их в памяти потомков. Как сказал о ней древнегреческий историк Диодор: «Величайшая из муз внушает любовь к минувшему». Согласно мифологии, Клио дружила с Каллиопой.

Сохранившиеся скульптурные и живописные изображения этих муз очень похожи, часто их выполнял один и тот же мастер.

Существует миф о ссоре, возникшей между Афродитой и Клио. Обладая строгими нравами, богиня истории не знала любви и осуждала Афродиту, которая была женой бога Гефеста, за нежные чувства к молодому богу Дионису.

Афродита повелела своему сыну Эроту выпустить две стрелы, разжигающая любовь попала в Клио, а убивающая её, досталась Пиерону. Страдания от неразделённой любви убедили строгую музу никого больше не осуждать за возникающие чувства.

Две её дочери обладали волшебными голосами и решили бросить вызов музам, но проиграли и чтобы наказать их за гордыню, Зевс или Посейдон (тут мнения расходятся), превратил их в сирен. Тех самых, что едва не погубили аргонавтов.

Мельпомена же поклялась вечно сожалеть об их судьбе и всех тех, кто бросает вызов воле небес.

Она всегда закутана в театральную мантию, а её символ – скорбная маска, которую она держит в правой руке.

В её левой руке – меч, символизирующий кару за дерзость.

Сестра Мельпомены, но никогда не принимала безоговорочной веры сестры в то, что наказание неизбежно, это часто становилось причиной их ссор.

Она всегда изображается с комедийной маской в руках, её голову украшает венок из плюща, отличается весёлым нравом и оптимизмом.

Обе сестры символизируют жизненный опыт и отражают образ мыслей, свойственный жителям древней Греции о том, что весь мир – это театр богов, а люди в нём лишь исполняют предписанные им роли.

Полигимния, муза священных гимнов и веры, нашедшей своё выражение в музыке

Покровительница ораторов, от её благосклонности зависела пламенность их речей и заинтересованность слушателей. Накануне выступления следовало просить музу о помощи, тогда она снисходила к просящему и внушала ему дар красноречия, способность проникнуть в каждую душу. Постоянный атрибут Полигимнии – лира.

Выделялась среди остальных муз особенным, чувственным восприятием поэзии.

Под тихий аккомпанемент арфы Орфея её стихи услаждали слух богов на олимпийском холме. Считаясь самой прекрасной и женственной из муз, она стала для него, потерявшего Эвридику, спасительницей души. Атрибутом Эвтерпы служит двойная флейта и венок из живых цветов.

Как правило, изображалась в окружении лесных нимф.

Терпсихора, муза танца, который исполняется в едином ритме с ударами сердца

Совершенное искусство танца Терпсихоры выражало полную гармонию природного начала, движений человеческого тела и душевных эмоций. Изображалась муза в простой тунике, с венком из плюща на голове и с лирой в руках.

Её песнь о том, что нет силы, способной разлучить любящие сердца.

Поэты-песенники призывали музу вдохновить их на создание новых прекрасных произведений.

Атрибутом Эрато служит лира или тамбурин, её голову украшают чудесные розы как символ вечной любви.

Каллиопа (греч. «прекрасноголосая») — муза эпической поэзии

Старшая из детей Зевса и Мнемозины и, кроме того, мать Орфея, от неё сын унаследовал тонкое понимание музыки. Всегда изображалась в позе прекрасной мечтательницы, которая держала в руках восковую дощечку и деревянную палочку – стилос, поэтому появилось известное выражение «писать высоким стилем». Античный поэт Дионисий Медный назвал поэзию «криком Каллиопы».

Урания — девятая муза астрономии, мудрейшая из дочерей Зевса

Держит в своих руках символ небесной сферы – глобус и циркуль, который помогает определять расстояния между небесными телами. Имя было дано музе в честь бога небес Урана, который существовал ещё до Зевса. Интересно, что Урания, богиня науки, находится среди муз связанных с разными видами искусств.

Почему? Согласно учению Пифагора о «гармонии небесных сфер», размерные соотношения музыкальных звуков сравнимы с расстояниями между небесными светилами. Не зная одного, невозможно достичь гармонии в другом. Как богиню наук, Уранию почитают и сегодня.

Так что если хотите, пусть и вам улыбнется и обратится одна из муз Древней Греции!

Источник: http://emosurf.com/post/4778

Десятая муза — ЭЙДО

 Музы (буквально «мыслящие») – дочери Зевса и титаниды Мнемосины – богини памяти.

      Старшая дочь – Каллиопа («прекрасное слово») в золотой короне – символизировала эпос, красноречие и героическую поэзию. Сын Каллиопы – легендарный эпический певец Орфей.

      Клио («прославляющая») персонифицировала историю. Некогда она осудила Афродиту за ее любовь к Адонису и была наказана богиней любви страстью к великану Пиэру, став матерью прекрасного Гиацинта.

      Мельпомена («услаждающая мелодия») – мать обладающих чарующими голосами сирен. Ее изображали с мечом и трагической маской, считая покровительницей драматического действа.

      Талия – муза комедии с плющом на голове и смеющейся маской в руках, возлюбленная Аполлона и мать первых жрецов Кибелы во Фригии – корибантов.

      Урания («небесная») знала все тайны планет и созвездий вселенной.

      Полигимния слагала гимны богам и учила этому людей, она создательница первой на свете лиры.

      Терпсихора («наслаждение») – муза танца, и Эвтерпа («благая услада») – богиня волнующей душу музыки.

      Музу  лирической  поэзии  назвали  «желанной» – Эрато.

      Наш альманах берет на себя смелость дать имя новой, Десятой Музе изобразительного искусства – Эйдо, «образ».

Альфонс Мария Муха. Музы.

Источник: http://hafizova.info/ru/muse/post/desyataya_muza

__________________________________________
Ссылка на основную публикацию